другие выпуски |
МАЭСТРО ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ
СТОМАТОЛОГИИ АБАКАРОВС.И. Хватова В.А., Мамедова Л.А. Окклюзионные концепции
и Николаев А.И., Цепов Л.М., Адамов П.Г. Физико-механические свойства современных пломбировочных материалов: значение для практической стоматологии. III. "Сухой блеск" и прочность композитов. Хидирбегишвили О.Э. Парадоксы современной кариесологии. Рисованная О.Н., Рисованный С.И. Лазерные
технологии - Ветчинкин А.В. Эстетические основы формообразования Ломиашвили Л. М., Григорович Э.Ш., Аюпова Л.Г., Невский
А.А., Румянцев Е.Ю. Альтернативные методы Улитовский С.Б. Условия профилактики стоматологических заболеваний и возникновения патологических состояний. Лебедев К.А., Максимовский Ю.М., Кулмагамбетов И.Р., Годунова М.И., Соколова Н.Д. Слизисто-десневой тест для определения гиперчувствительности к местным анестетикам. Зырянов Б. Н. Реабилитация — этап совершенствования реставрации зубов. 9 сентября 2003 года компания "Дентекс"
отметила свой 10 летний юбилей! Абакаров Садулла Ибрагимовичпрофессор, декан стоматологического факультета РМАПО, зав. кафедрой ортопедической и общей стоматологии РМАПО, председатель Центральной учебно-методической комиссии по дополнительному и послевузовскому стоматологическому образованию Минздрава России, заслуженный врач Российской Федерации — Маэстро, что для Вас профессия "врач"? - Скажу Вам честно, что когда в 6 классе писали Студенческие годы в Дагестанском медицинском институте до сих пор живут во мне теплыми воспоминаниями. Встречаясь с выпускниками нашего института, с удовольствием вспоминаем свои проделки и шалости на сельскохозяйственных работах по уборке винограда, в стройотряде, в период экзаменационных сессий и т.д. Это было счастливое время. Тогда мы еще не знали, что получить диплом врача еще не значит стать им. Взрослея, мудрея, набираясь клинического опыта, понимали, как непроста профессия врача. Она требует сил, знаний, ответственности, самоотдачи. Словом, возвращаясь к Вашему вопросу, скажу, что врач - это самая нужная и благородная профессия на Земле. — Как складывалась Ваша дальнейшая судьба в науке? Еще учась в институте, мечтал продолжить образование в аспирантуре и именно в Москве. Но после окончания института, как и все выпускники, прошел интернатуру по хирургической стоматологии, а затем 3 года отработал в районной поликлинике на общем стоматологическом приеме. Это хорошая школа для любого начинающего врача. Ну а уже следующим этапом в моей жизни стало поступление в ординатуру в ЦОЛИУв (ныне РМАПО) на кафедру ортопедической стоматологии, которой руководил один из выдающихся стоматологов страны профессор Х.А.Каламкаров. Рискну назвать себя любимым учеником профессора, подтверждением чего стало его ходатайство о рекомендации оставить меня в аспирантуре на этой же кафедре. Подвести своего учителя я не мог. Результатом нашего творческого союза стало выполнение и досрочная защита кандидатской диссертации. А через 9 лет я стал доктором наук, защитив диссертацию на тему "Клинико-лабораторное обоснование конструирования и применения металлокерамических протезов". Это была первая докторская диссертация в Советском Союзе, посвященная этому виду зубных протезов. В 1994 г. я был назначен на должность профессора кафедры, а с 1995 г. по настоящее время заведую кафедрой ортопедической и общей стоматологии РМАПО. Я рад, что в коллективе кафедры сложился дух творчества, взаимопонимания и профессионализма. Мною и моими учениками ведутся исследования по различным направлениям: ортопедическое лечение заболеваний пародонта, лечение патологической стираемости твердых тканей зубов, сложночелюстное протезирование, профилактика внутрибольничных инфекций и т.д. Сегодня я являюсь автором более 260 научных и учебно-методических работ, в том числе 2 монографий, 24 методических рекомендаций и пособий для врачей, утвержденных МЗ СССР и РФ, 20 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Особенно актуальны последние разработки, касающиеся восстановления дефектов челюстно-лицевой области после онкозаболеваний и травм, проводимые совместно с моими соискателями. По данному направлению нами получено 6 патентов на изобретения и издано 2 пособия для врачей.
- Не задумываясь, могу сказать, что жизнь свела меня — Маэстро, Вы уважаемый профессор, почти четверть века отдавший последипломному образованию. Какие, на Ваш взгляд, реформы должны улучшить систему послевузовского обучения? - Реформы коснулись всех уровней образовательной системы
в нашей стране. Говоря о реформах последипломного образования, не могу
не сказать о необходимости реформирования ВУЗовской системы. Хотелось
бы видеть выпускника института с большим багажом практических навыков.
В систему ВУЗовской подготовки должны быть внедрены фантомные классы,
и студенты должны быть обеспечены достаточным количеством пациентов.
В настоящее время образовательный процесс в системе последипломного
образования носит несколько произвольный характер в силу неоднородности
учебно-клинических баз и потенциала профессорско-преподавательского
состава. Здесь также необходимо создавать фантомные классы и клинические
базы с современными технологиями.
- Помимо педагогической и научной деятельности,
что ещё заполняет Вашу жизнь? — Ваше семейное положение?
Маэстро, позвольте несколько блиц-воп - Творческими, беззаветно любящими свою про - Вы человек самодостаточный? - Надеюсь, что да, во всяком случае, я добился мно -Ваше хобби? - Жизнь во всех ее проявлениях. — Хотелось бы что-то изменить в себе? - Безусловно. Душа обязана трудиться. - Что не смогли бы простить? - Предательства. — Ваш девиз в жизни? - Бороться и искать, найти и не сдаваться.
Проблемы подготовки и сертификации специалистов стоматологического профиля в Российской Федерации С.И. Абакаров, Научно-технический прогресс последних десятилетий позволил медицине сделать большой шаг вперед. Особенно следует отметить стремительное развитие стоматологической специальности. Большинство организуемых в настоящее время ЛПУ стоматологического профиля соответствуют основным европейским стандартам. Они имеют достаточно благополучную материально-техническую базу и способны выполнять большую часть современных технологий. Заметнее стало стабильное развитие многих функционирующих стоматологических учреждений по пути совершенствования имеющегося потенциала. Прогресс стоматологии по всем направлениям требует соответственного обновления знаний, создания адекватных условий преподавания и изменения существующих принципов подготовки специалистов. Проблемы дополнительного и послевузовского образования специалистов стоматологического профиля в настоящее время особенно актуальны. Первой последипломной образовательной ступенью для врача-стоматолога является интернатура, обучение в которой обязательно. Интернатура объединяет в единый комплекс и интегрирует весь объем знаний и умений, полученных за период обучения. Врач-стоматолог, окончивший интернатуру, должен уметь обследовать пациента, составить план комплексных лечебно-профилактических мероприятий и быть способным их выполнить. Окончание интернатуры дает специалисту право получить сертификат, трудоустраиваться и самостоятельно оказывать стоматологическую помощь. Однако нередко в интернатуру приходит специалист, почти не работавший на фантомах и имеющий скудный опыт работы с пациентами. Получается, что интернатура вынуждена частично брать на себя функции ВУЗовского образования, тем самым ущемляя собственный планируемый объем образовательного процесса. В данной работе считаю уместным дать оценку специалисту, окончившему стоматологический ВУЗ. Каков объем теоретических знаний, практических навыков и какова степень профессиональной подготовки выпускника стоматологического факультета? Предполагается, что этот выпускник способен обследовать, диагностировать и планировать лечение стоматологического больного. Более того, он должен быть подготовлен к лечению несложных патологий зу бочелюстной системы. Однако даже на перечисленном уровне оказания стоматологической помощи нередко выпускник ВУЗа оказывается несостоятельным. При этом в интернатуре ждут от врача-стоматолога достаточных знаний по медико-биологическим проблемам и глубоких знаний по специальным дисциплинам. В московских и региональных ВУЗах в последнее десятилетие открыт ряд стоматологических факультетов. На имеющихся факультетах созданы разнопрофильные кафедры и курсы. Но вот парадокс, отмечаемый многими специалистами: при огромной армии стоматологов и при их избытке во многих городах и областях имеется дефицит квалифицированных специалистов. На текущий период назрела необходимость коррекции всей образовательной системы, и в первую очередь высшего стоматологического образования. Имеющиеся формы обучения требуют совершенствования, а в некоторых случаях и перепрофилирования. Теоретическая подготовка студента должна быть более адаптированной к клинической практике и многопрофильной. Она должна глубже сочетаться со смежными специальностями. При изучении патологий зубочелюстной системы, принципов их диагностики и лечения необходимо отрабатывать весь комплекс на виртуальных пациентах. Здесь в полном объеме следует внедрять в учебный процесс ситуационные задачи и тестовый контроль. Необходимо максимально интегрировать конкретную патологию со смежными дисциплинами, развивать врачебное мышление, аналитический подход, способность к дифференциальной диагностике. В процессе обучения студент сталкивается со значительным объемом
теоретической информации (лекции, семинары, программированные задания,
ситуационные задачи, тесты и т.д.). Все это прекрасно при создании
условий для их практической реализации (фантомное обучение и клинический
прием пациентов). Последнее для выпускника ВУЗа имеет первостепенное
значение. Причем на старших курсах обучения прием пациентов и отработка
манульных навыков должны превалировать над теоретической информацией.
Помимо вышеизложенного, современные условия требуют от выпускника
знаний и умений не только по клиническим дисциплинам, он также должен
владеть социально-правовыми вопросами, вопросами экономики и управления,
знать нормативные документы и другие разделы неклинического характера.
|