№ 3 (55), 2014 г.


другие выпуски


СОДЕРЖАНИЕ

МАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ
ХАЦКЕВИЧ Генрих Абович

Г.А. Хацкевич
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова. Кафедра стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии

Г. А. Хаикевич, Р.А. Фадеев. Д. А. Кардаков
Контроль дыхания пациента при ортодонтическом лечении

Н.М. Шулькина, И.И. Дунаевская
Зубочелюстнолицевая аномалия, как часть редкого общесоматического заболевания

Н.А. Савушкина, И.А. Богомолова
Опыт герметизации фиссур и естественных ямок герметиком Clinpro™ ЗМ ESPE

И. В. Кобиясова, М.А. Соболева
Психология в стоматологии. Важнейшие аспекты грамотного общения с пациентами различных возрастов

С. К. Матело, Т.В. Купец
Опыт клинического применения профилактических зубных паст и гелей, не содержащих фтора и обладающих реминерализующим действием

Т.В. Закиров, Е.С. Бимбас
Тактика врача-стоматолога при полном вывихе постоянных зубов у детей

Н.В. Ожгихина
Регенеративная эндодонтия в практике детского стоматолога

Рафаль Меджин
ЗМ™ ESPE ™ Astringent Retraction Paste Влияние обработки мягких тканей на краевое прилегание реставраций

Первый международный съезд специалистов цифровой стоматологии

Юбилей! В.М. Семенюк

B. А. Хватова, С.Н. Супрунов
Обследование и лечение краниомандибулярной дисфункции при зубочел юстных и скелетных аномалиях (клиническое на блюдение)

А.А. Кунин, Н.С. Моисеева
Сравнение эффективности лечения гиперестезии зубов после профессионального отбеливания средствами индивидуальной гигиены

Габриела Давид
Фторлак - важный компонент стоматологического лечения

К.Н. Хабиев
Клинические примеры использования имплантационной системы Luna (Shinhung, Ю. Корея)

C. Е. Жолудев, Н.А. Белоконова, О. С. Таоико
Клинико-экспериментальное изучение эффективности применения таблеток для очищения зубных протезов КОРЕГА® (COREGA® TABS) для частичных протезов

ЧЕМПИОНАТЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА в 2014 г.
Федеральный чемпионат зубных техников»

А. В. Алимский
Состояние сети медицинских стоматологических организаций России и основные проблемы проведения профилактики стоматологических заболеваний на современном этапе

СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РОССИИ

Пресс-конференция лидеров

 


 

Хацкевич Генрих Абович Хацкевич Генрих Абович

Профессор, д.м.н., Заслуженный врач РФ

Заведующий кафедрой стоматологии детского возраста с курсом челюстнолицевой хирургии (дети, взрослые). Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова. Главный стоматолог по детству и челюстно-лицевой хирургии Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга.

Академик международной академии интегративной антропологии. Вице-президент национальной академии эстетической стоматологии.

- Добрый день! Прежде всего, хочу поблагодарить редакцию журнала за честь представить публикации на страницах столь авторитетного издания! А Ваше настойчивое предложение выступить мне в качестве МАЭСТРО стоматологии, да ещё с фотографией на обложке журнала, и оказаться в кругу истинных Маэстро, признаюсь, смущает, однако приятно!

Позвольте ответить на предложенные вопросы. И представить некоторые сведения из моей биографии.

Хацкевич Генрих Абович, 1940 г. рождения, февраля, Ленинград.

На протяжении Великой Отечественной Войны находился в Ленинграде. Житель блокадного Ленинграда. Подполковник медицинской службы. Профессор - звание присвоено в 1991 г., доктор медицинских наук, диплом выдан в 1991 г. Академик международной академии интегративной антропологии. Вице-президент национальной академии эстетической стоматологии. Заслуженный врач Российской Федерации. Награжден Орденом за заслуги перед стоматологией 2-й степени. Окончил 1-й Ленинградский медицинский институт им. акад. И.П. Павлова, 1963 г. С 1963 по 1968 гг. работал врачом хирургом-сто- матологом в стоматологических поликлиниках Ленинграда, в частности и в 1-й городской стоматологической поликлинике. С 1968 г. и по настоящее время работаю в ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, пройдя путь от ассистента до профессора. С 1987 г. заведую кафедрой стоматологии детского возраста с курсом челюстно-лицевой хирургии. Основная специальность - челюстно-лицевой хирург, хирург-стоматолог. Возглавляю Центр челюстно-лицевой и пластической хирургии и стоматологии в многопрофильной городской больнице № 2 Санкт-Петербурга. Соавтор монографии «Обезболивание при лечении и удалении зубов у детей» Редактор переводных известных изданий по «ЭНДОДОНТИИ» Стивена Коэна и Ричарда Бернса и «Эстетической Стоматологии» Рональда Гольдштейна. Автор более 300 статей, докладов, выступлений. Награжден медалью за заслуги рационализации и изобретательства СССР, бронзовой медалью ВДНХ. Автор более 150 рационализаторских предложений и 15 изобретений и патентов.


Папа, мама и я, 1939 г.

- Как случилось так, что Вы решили стать врачом-стоматологом?

- Начну издалека. Я родился в 1940 г., в Ленинграде за год до начала Великой Отечественной Войны. Будучи годовалым ребенком, нуждающимся в тепле и в ласке родителей, услышал звук метронома, взрывы от бомбежек города рядом с домом, синий свет подвала, куда меня прятали квартирные соседи и крик... хлеба ....хлеба. Отец был в ополчении, мать работала на Дороге Жизни, на Ладоге.

Все 5 лет блокады и Войны я был в Ленинграде, как выжил, знает только Господь Бог!

Послевоенные годы детский садик, школа.

Отец, Хацкевич Аба Ефимович работал заведующим зуботехнической лабораторией в 1-й городской стоматологической поликлинике, мама, Хацкевич (Гусева) Анна Степановна работала там же в регистратуре. Меня воспитывали - ДВОР и УЛИЦА. Задача родителей одеть, обуть, накормить меня и маленького брата. Ведь послевоенное десятилетие было тяжелым!


Студенческий билет


Свадьба, 1970 г.


Я ассистент. С учителями на кафедре хирургической стоматологии

Моей мечтой в ту пору было стать или летчиком или моряком. Летели школьные годы, 10-й класс, агитация военкомов. Предлагали стать врачом на подводной лодке. Конечно, главное подводная лодка. Я ринулся навстречу моим морским мечтам, оказался крепким молодым человеком и был допущен к экзаменам в Военно-Морскую медицинскую академию. И вдруг приказ о её расформировании. Врачом, так врачом! Поступил в Сан-Гиг на лечебный факультет, буду хирургом! И опять реформа - закрытие факультета. Быть санитарным врачом и снимать пробы в ресторанах мне не светило. На счастье стоматологический факультет из Сан-Гига переводили в 1 ЛМИ им. И.П. Павлова. Я вскочил на эту подножку! Вот так я и стал стоматологом, и мечта быть хирургом осуществилась! Судьба удивительная штука - приобретенная мною профессия суть и смысл всей моей жизни.

Если ответить на Ваш вопрос кратко - я стал врачом-стоматологом случайно.

- А как проходили Ваши студенческие годы?

- Это прекрасная пора! Учился я неплохо. Мы испытывали неподдельное, глубочайшее уважение к нашим учителям, впитывали их профессиональный опыт и мудрые жизненные советы. Лекции профессоров Г. Привесам, М.Д. Тушинского, Д.Г. Рохлина, А.А. Кьяндского, И.С. Рубинова, В.М. Уварова и других маэстро пробуждали честолюбивые устремления. 1 ЛМИ им. И.П. Павлова для меня - это и капустники, агитпоходы в отдаленные районы Лен. области, сельхоз работ, флирт, любовь, соперничество, спорт и многое другое. Кстати, я был членом сборной медвузов по плаванию и успешно защищал честь Вуза на Всесоюзных соревнованиях в Лужниках! В промежутках было СНО и первые эксперименты в лаборатории ЦНИЛ, а под руководством молодого аспиранта, а ныне известного профессора М.М. Соловьева. Я придумал Гимн стоматологов, и там были слова «Под стук колес, нас паровоз умчит в края жары иль холода, Ведь на врачей, на стоматологов, По всей стране огромный спрос» Меня распределили в Волкову Деревню - один из районов почти в центре города, в обычную соматическую поликлинику с одним стоматологическим креслом.


Тяжелые девяностые ...

- Разрешите начать с вопроса об основных моментах Вашего жизненного профессионального пути?

- И так обычная поликлиника с маленьким стоматологическим кабинетом для лечения зубов и удаления. Я не представлял себя терапевтом-стоматологом - такой крепкий, здоровый парень «тыркает» иголочкой в маленький зубной канал. Теперь понимаю, какой это трудоемкий процесс. Ортопедия не привлекала, только хирургия. Жители района, которым я оказывал помощь, заприметили меня, стала выстраиваться очередь. Было взято шефство над чистотой и порядком в кабине, жители организовали еженедельные дежурства. В поликлинике пустовала операционная, и главный врач разрешил расширить диапазон хирургических вмешательств. Это реплантация зубов, модная в ту пору, небольшие операции на слизистой оболочке и зубосохраняющие операции. Стал на свой страх и риск делать операции резекции верхушек корней многокорневых зубов на верхней и нижней челюстях. В России в 60-е годы этого не делали. Стало получаться. Придумывал крючки держатели губ для работы без ассистента, с рационализаторами рабочими сделали турбинный наконечник для быстрой и точной препаровки массивной костной ткани на нижней челюсти и пр. Включали патефон. Скучать не приходилось (скудная зарплата). Перебежки в течение дня из одной поликлиники в другую и зачисление врачом в 1-ю городскую стоматологическую поликлинику. В ней концентрировались наиболее сложные пациенты, а консультировал сам профессор Андрей Александрович Кьяндский. Результатом моих операций заинтересовались, была лестной похвала профессора Владимира Михайловича Уварова, заведующего кафедрой на базе поликлиники и, по-видимому, стала формироваться тонкая тропинка на кафедру хирургической стоматологии 1 ЛМИ им. акад. И.П. Павлова, куда мне предложили оформиться ассистентом. Так началась новая жизнь.

Преподавательская деятельность, стремление найти оригинальный подход к проведению занятий и потрясающая зарплата будоражили воображение. Радовало и доброе, заинтересованное отношение студентов ко мне и к проводимым занятиям.

Дальнейшие вехи биографии таковы. Кандидатская диссертация на тему «Клинико-экспериментальное обоснование резекции верхушек корней многокорневых зубов» (1970). Освоение премудростей челюстно-лицевой хирургии. Было, у кого учиться Б.Л. Павлов, Е.С. Магарил с их конструкторскими фантазиями, профессор Л.Р. Балон с ювелирным формированием стебля Филатова и реконструктивной хирургией и у др.


С сотрудниками кафедры


С сотрудниками клиники

Пожалуй, решающую роль в моём профессиональном росте сыграл профессор В.А. Дунаевский, возглавивший кафедру. Он был основоположником онкостоматологии в Ленинграде и направил меня в онкологическую больницу для освоения этого нового и сложного направления в челюстно-лицевой хирургии. Работая там с другими сотрудниками кафедры, будущими профессорами М.М. Соловьевым, А.В. Васильевым, преодолевая ироническое отношение к нам со стороны онкологов, мы завоевывали плацдармы этого нового для нас вида деятельности и из «мальчиков для битья» превратились в мужей, способных огрызаться и давать отпор. Масштабы хирургии от удаления опухолей до первичных объемных реконструктивных операций значительно расширились.


Нью-Йорк. В клинике у Леонида Рубинова

И опять новый этап. В связи с общесоюзной тенденцией создания кафедр стоматологии детского возраста подобная кафедра, по инициативе профессора В.А. Дунаевского, открывается и в 1 ЛМИ. Заведующим назначается профессор М.М. Соловьев, меня делегируют на эту кафедру, в качестве челюстно-лицевого хирурга. Впоследствии мне удалось изменить название кафедры на теперешнее. Мы с интересом осваивали новые для нас разделы и, в частности, хирургию расщелин губы и нёба. В силу обстоятельств достичь совершенства в этом направлении не удалось. Однако вкус наслаждения от устранения расщелины губы или нёба у детишек остается до сих пор! Я горжусь тем, что вопреки существующим тогда в Ленинграде правилам (80-е) годы сделал «щадящую» уранопластику девочке в возрасте 2,5 года (без остеотомий костных образований). В 20-летнем возрасте милая дама нашла меня, представилась и подарила диск с её эстрадными песнями.


Заслуженный врач РФ

Принципиальным считаю и то, что я в г. Санкт-Петербурге и профессор Л.Е. Фролова в г. Москве первые (1992 г.) приняли предложение американских коллег из Всемирной благотворительной организации Operation Smail International организовать совместные операции по устранению врожденных расщелин и вторичных деформаций у детей. Получил поддержку медицинского руководства города и области (А.Я. Гриненко и В.Г. Корюкин). Опыт совместных действий, вдумчивая предварительная подготовка к каждой акции, отлаженная система работы в операционной с палатами послеоперационного (recovery) восстановления и, конечно, технологии оказались очень полезными для отечественной практики. При моём активном содействии, каждый год в течение 2 недель, совместные международные бригады хирургов, анестезиологов, сестер, психологов и волонтеров прооперировали несколько сот детей в городах: Санкт-Петербург, Москва, Петрозаводск, Киров, Таганрог, Ярославль. Принципиально наши зарубежные коллеги убедили в необходимости ранних операций, что сегодня стало нормой. На стажировку в город Норфолк (штат Виржиния) были приглашены и наши специалисты, в том числе из Питера (Г.А. Хацкевич, В.Н. Вавилов, В.А. Хачатрян, М.С. Циплакова, Ю.В. Степанова).


Знакомство с криминалом в ранней Америке


На экзамене


Я - Водолей. Болгария

- На Ваш вопрос о научной деятельности могу сказать следующее?

- Наряду с импровизациями в челюстнолицевой хирургии я экспериментировал с имплантатами, модифицируя их поверхность полимерными покрытиями, развивал идеи биологического переходника между имплантатом и костной тканью, что-то вроде нынешних трансдентальных имплантатов, но с принципиально другой идеей. Стал заниматься комплексными исследованиями по созданию полимеров с пролонгированным антимикробным и анестезирующим эффектом. Удалось пробить разрешение на их промышленный выпуск и получить награду в виде бронзовой медали ВДНХ СССР. Знатоки изобретатели знают этот тернистый путь. Планировалась докторская диссертация, но я ведь на кафедре детской стоматологии.

Научным направлением становиться преодоление боли и страха при лечении и удалении зубов у детей. Кураторы: академик РАМН А.В. Вальдман, профессора Ю.Д. Игнатов и М.М. Соловьев.

Не прерывая свою хирургическую и преподавательскую деятельность, вначале с трудом, а затем и с увлечением внедрился в эту проблему.


Нанчжин. С администрацией Университета


В операционной с сыном

Совершенствование технологии препаровки зуба, использование местноанестезирующих волокнистых материалов - с пролонгированным лекарственным эффектом, создание средств видеоаудиоанальгезии в виде награды при выполнении ребенком команд врача и пр. Сотни студентов нашего и других вузов, пионеры из домов творчества юных создавали интерьер поликлиники, в которой фактор физиологического отвлечения обладал мощным стресс-протективным действием. Фармакологическая коррекция, рациональная и психосуггестивная терапия были включены в арсенал преодоления аверсивных стоматологических факторов. Помню стихи для старших школьников - «Но что это... Вдруг наш герой напрягся.. Как тетива лука.. Глаза потухли. в лице скука ... Ушел далеко молодой, а в воздухе стояло эхо... Давно Вам нужен врач зубной. Ваш зуб гнилой всему помеха! Мотивация сработала и школьница в кресле с открытым ртом.»


С коллегами на конференции

Диву даюсь! Ведь всё это делалось в свободное от работы время. Не было творческого отпуска. Постоянная работа в операционной и занятия со студентами. И общественная работа: секретарь парторганизации стоматологического факультета, председатель Совета рационализаторов и изобретателей института.


С главным стоматологом Южного-Сахалинска Ю.А. Еремеевым

В 1987 г., после отъезда профессора М.М. Соловьева в Москву, назначен заведующим кафедрой, в 1990 г. защитил докторскую диссертацию, получил звание профессора. Сегодня кафедра - это маленький факультет со всеми разделами стоматологии и стоматологией для студентов лечебного факультета. Базы кафедры - 4 стационара и 9 государственных и частных клиник. Создав с «нуля» Центр челюстно-лицевой, пластической хирургии и стоматологии в городской многопрофильной больнице №2 Санкт-Петербурга, который я возглавляю, продолжаю оперировать, передавая опыт молодым сотрудникам. 27 лет заведую кафедрой, горжусь её достижениями и коллективом, о чем с удовольствием бы написал статью в Вашем журнале.


Туризм - моя стихия

- Расскажите о том, как Вы стали организатором детской стоматологической службы в Санкт-Петербурге?

- По предложению ассоциации стоматологов Санкт-Петербурга и ректора нашего университета профессора Н.А. Яицкого. С тех пор прошло12 лет. Отмечу, что реализация коллективно составляемых планов развития специальности на каждые 5 лет, активная позиция местных органов самоуправления и глав районной администрации приводят к позитивным сдвигам. Заботу о стоматологическом здоровье детей проявляют губернатор Г.С. Полтавченко, правительство города. «Принятое в октябре 2011 г. Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1472, утвердившее «План мероприятий по профилактике основных стоматологических заболеваний и развитию детской стоматологической службы в Санкт-Петербурге на 2012-2014 гг.», явилось первым за многие годы правительственным документом, который обратил внимание на состояние детской стоматологии и стоматологическое здоровье детей, при этом, не только декларируя развитие профилактического направления в стоматологии, но и закрепляя реальное финансовое обеспечение этой деятельности.


Приятная встреча. С Президентом СтАР В.В. Садовским


С супругой Ириной


Смольный. Награждения

Благодаря этому Плану и выделению на его реализацию бюджетных средств, удалось переоснастить детскую стоматологическую службу Санкт-Петербурга в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями. Кроме того, в рамках выполнения мероприятий Плана в Санкт-Петербурге был разработан и внедрен в практику всех стоматологических поликлиник медико-экономический стандарт «Первичные профилактические мероприятия у детей», который явился первым стоматологическим стандартом профилактического направления (Я.Ю. Сиднева), учитывающим реальные затраты медицинского учреждения. Внедрение данного стандарта стимулирует поликлиники на проведение профилактической работы, в том числе фторпрофилактики и герметизации фиссур постоянных зубов, позволяя улучшить финансирование детской стоматологической службы через систему ОМС (2012-2014 гг.). Практически полностью модернизировано стоматологическое оборудование в поликлиниках, активизированы профосмотры в детских садах, в школах и в женских консультациях. Усилена пропаганда здорового образа жизни и правил индивидуальной гигиены полости рта. Восстанавливаются элементы плановой санации полости рта у школьников. Создание мобильного стоматологического кабинета, обслуживающего школы (А.Л. Рубежов), заслуживает внимания.

Открытие поликлинического отделения в НИИ стоматологии и челюстнолицевой хирургии при ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова также явиться прогрессивным фактором.

Однако есть много нерешенных проблем. Здоровье зубов у детей зависит от культуры семьи, от необходимости получения разрешения родителей на проведение санационных мероприятий. Исчезла стоматологическая выездная служба в детских оздоровительных лагерях во время летних каникул. Не удаётся создать сеть кабинетов стоматологической гигиены в школах. Отсутствуют данные о лечении детей в частных стоматологических клиниках. И, конечно, кадровая проблема. Лишь единицы из числа многочисленных выпускников желают посвятить себя детской терапевтической стоматологии. К сожалению, распространенность кариеса и индексы КПУ остаются высокими (старшеклассники 99%; КПУ 6-7).


С сотрудниками кафедры

- Как Вы считаете, что является залогом успеха современного руководителя?

- Прежде всего, самодостаточность. Выдержка и увлеченность самим процессом руководства. Мудрость в принятии решений. Коллегиальность и умение налаживать коммуникативные связи. Наличие системы финансовых поощрений.

- От чего вы получаете на работе наибольшее удовольствие?

- Во-первых, когда удаётся завершить учебный год со студентами без эксцессов. Когда молодые сотрудники кафедры и клиники проявляют элементы творчества и реализуют их в выступлениях, статьях, в диссертациях. И главное, когда, работая в операционной, получаю удовлетворение от выполненной работы и от общения с благодарными мне пациентами.


С братом. Токио, Дисней-парк

- Это правда, что у Вас сложилась семейная династия стоматологов?

- Да! Я горжусь этим и сожалею, что мои родители рано ушли из жизни и не смогли порадоваться успехом их детей и внуков. Мой сын Трофимов Игорь Генрихович — кандидат медицинских наук, челюстно-лицевой хирург, доцент. Дочь Трофимова Юлия Генриховна - кандидат медицинских наук, врач стоматолог-терапевт, преподаватель. Сертифицированный лектор швейцарской академии стоматологической профилактики. Её мастер-классы известны и пользуются успехом у профессионалов./p>


Семья сына Игоря


Дочь - Юля Трофимова

- Как Вы проводите свободное время?

- В молодые годы я много путешествовал по рекам и озёрам страны на байдарках. В сложные годы материального обеспечения семьи, во время летнего отпуска, в течение 3-х лет работал на стройках за полярным кругом. Приобретенный опыт позволяет мне многое делать своими руками. Мне это нравится. Это своеобразная бытовая хирургия. И, конечно же, я с удовольствием знакомлюсь с окружающим меня миром в туристических и в деловых поездках. Выступал с докладами в США (Норфолк), в крупных городах Китая (Пекин, Нанчжин, Гуанчжоу), в Стокгольме, в Турку и в бывших советских республиках (Армения, Узбекистан). Люблю и поделки на даче, имею небольшой домик в лесу на берегу озера неподалеку от Выборга.

Стараюсь приобщаться к культурным событиям города.

Внучки - Анна и Маргарита


С дедом - профессором А.В. Козловым

- Что бы Вы хотели сказать читателям нашего журнала?

- Стать МАЭСТРО стоматологии не просто, но приятно! Я рад, что среди МАЭСТРО стоматологов Санкт-Петербурга сформировано трио в составе профессоров нашего университета Л.Ю. Ореховой и С.Б. Улитовским.

Захотите попасть на обложку Вашего журнала — Дерзайте!

Но есть и грустные мотивы. Быстро летят годы! И когда понимаешь, что многое сделано, приобретены опыт и мудрость, появляется уменье импровизаций и способность обходить острые углы... наступает осень. «И редкий солнца луч и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы». Однако я полагаю в моей жизни - ещё не вечер! С признательностью, Генрих Хацкевич.


Я шагаю по Москве