Другие выпуски |
Журнал "КАФЕДРА" | ТОМ 7, N 3, 2008СОДЕРЖАНИЕВ КАЖДОМ НОМЕРЕ100 ЛИЦ ПАМЯТИ РЕДАКТОРА ИНТЕРВЬЮ НАУКАМорфологические изменения в пульпе зуба при использовании лечебной прокладки на основе отечественного антиоксиданта в эксперименте Молекулярно-биологический контроль активности пародонтального геля "Гликодент" в отношении вирулентной микробной флоры с применением ДНК-зондов набора "МультиДент" Диагностическое значение многосрезовой спиральной компьютерной томографии при планировании хирургического лечения рецессии десны Изучение местной иммуномодулирующей активности препарата пантогематоген Особенности состояния тканей полости рта у пациентов, получающих гемодиализ Использование костной пасты BGP-01 (Biotek) в реконструктивном лечении тканей пародонта с применением сэндвич-техники Коррекция нейрогормональных изменений больных плоским лишаем слизистой оболочки полости рта препаратом
мексидол Применение хирургических лазерных технологий для лечения одонтогенных кист челюстей Антибактериальная профилактика послеоперационных осложнений при хирургическом лечении хронических периодонтитов с применением препарата "Цифран СТ" ПРОФЕССИОНАЛАМГеометрический аспект устойчивости зуба (к 130-летию публикации труда В.О.Попова) Изучение опыта применения препарата Камистад у пациентов с инфекционно-аллергическими заболеваниями
слизистой оболочки полости рта с эрозивным синдромом Современные направления в лечении болезней пародонта Оценка влияния иммунокорректора "Виватон" в стоматологической практике Сравнительная оценка in vitro отечественных герметиков светового ("ФисСил С") и химического ("ФисСил") отверждения Элмекс® и аминофториды: органические типы соединений фтора для более эффективной профилактики кариеса Влияние профилактических мер на состояние полости рта подростков 14-16 лет Клинико-лабораторное изучение механических характеристик композитных материалов с различной дисперсностью наполнителя Авторские курсы В.Н.Чиликина ФОРУМ СПЕЦИАЛИСТОВЭмоциональный интеллект: современные представления и перспективы исследования ВЫСШАЯ ШКОЛАРоль новых инновационных проектов в подготовке врачей-стоматологов в свете решений Болонского соглашения Использование принципов доказательной медицины в обучении врачей-интернов по программе "Стоматология детского
возраста" Как преподавать раздел "Периодонтиты" (к вопросу терминологии и классификации заболеваний периодонта) С низким поклоном(К юбилею профессора Т.Ф.Виноградовой)Доцент Ольга Максимова, кандидат медицинских наук, член Академии эстетической стоматологии, директор учебного цента TBI-company, научный редактор журнала "Клиническая стоматология" Учитель. Это слово было почитаемо во все времена у народов всего мира. В России перед учителями всегда снимали шапку. В наше время, когда головные уборы молодежь порой не носит даже в трескучие морозы, внешние признаки почтительного отношения к учителям не так заметны... Однако традиции и жизненные примеры, которые наблюдает младшее поколение, волей-неволей учат и воспитывают. И чем значительнее личность учителя, тем сильнее его влияние. Профессия педагога непроста, в нее идут по зову сердца, как ни пафосно это сегодня звучит. А если педагог готовит будущих врачей, тем более детских, ответственность двойная! Правда, приходится признать, что сочетание врачебного профессионализма и педагогического дара встречается нечасто. Тем счастливее люди, которым довелось учиться у такого Учителя. Я могу причислить себя к этим счастливчикам, ведь, будучи аспиранткой Центрального института усовершенствования врачей (ныне Российская медицинская академия последипломного образования), я познакомилась с профессором Тамарой Федоровной Виноградовой. Степень доктора медицинских наук Тамара Федоровна получила за работу, посвященную клинике, диагностике и лечению заболеваний зубов у детей. Она впервые заговорила об оздоровлении детского организма за счет своевременного выявления и лечения кариеса зубов для предупреждения одонтогенного воспаления, грозящего здоровью и жизни ребенка, причиняющего ему нестерпимые боль и страдание. Ею же недвусмысленно был определен предел консервативной терапии зубов, положивший конец разночтению в этом вопросе со стороны терапевтов, хирургов и ортодонтов. Если кортикальная пластинка зачатка постоянного зуба подверглась даже начальной деструкции (то есть развился хронический гранулирующий остит), временный зуб подлежит удалению, сколь целесообразным ни казалось бы его сохранение для резервирования места в челюсти под постоянный зуб. Именно с этого момента стартовала "школа профессора Виноградовой", основу которой составили очень важные принципы: стоматология детского возраста - неотъемлемая часть педиатрии; детский стоматолог должен обследовать и лечить ребенка с позиции трех специалистов: терапевта, хирурга и ортодонта; зубочелюстная система детей имеет не отличающиеся от взрослых особенности, а закономерности развития и функционирования. Впервые созданная в стране детским внештатным Главным стоматологом Министерства здравоохранения профессором Т.Ф.Виноградовой кафедра стоматологии детского возраcта строила свою работу именно на этих принципах. На кафедре царила атмосфера высокой требовательности, энтузиазма, дружеского взаимодействия и преданности любимому делу. Вышедшие из ее стен врачи клиник, заведующие кафедрами и поныне хранят верность тем идеям и идеалам. Забота о маленьких пациентах заставила изъять из атрибутов лечения стоматита в детском возрасте такие неприятные и практически бесполезные средства, как перекись водорода, раствор марган-цевокислого калия и хлорамин. Тамара Федоровна предлагала своим сотрудникам попробовать "на язык" эти лекарства и сполна прочувствовать все неприятные ощущения, мысленно дополнив их той болью, которая возникает у малышей при наличии раневых эрозивных поверхностей на слизистой оболочке полости рта с развитым рецепторным аппаратом. Чтобы определить тактику и средства для эффективного и максимально безболезненного лечения, совместно с педиатрами, вирусологами, иммунологами, топографическими анатомами, гематологами, морфологами и другими специалистами была проведена серия исследований, установлена вирусная природа стоматита, определено его место в ряду детских инфекционных заболезаний. Следующим шагом стала разработка терапии острого и рецидивирующего герпетического стоматита.
На кафедре получила развитие проблема заболеваний паро-донта и слизистой оболочки полости рта. Результатом исследований стала монография, написанная Тамарой Федоровной в соавторстве с О.П.Максимовой и Э.М.Мельниченко. Клинической базой кафедры долгие годы была руководимая заслуженным врачом РСФСР Геннадием Александровичем Блехером детская районная стоматологическая поликлиника № 26, которая обслуживала свыше 100 тыс. ребятишек. Сотрудники кафедры совместно с врачами поликлиники впервые в мире стали проводить регулярные диспансерные наблюдения детей у стоматолога. Эту идею разработала и опубликовала в 1972 г. профессор Т.Ф.Виноградова. Она сделала вывод, что дети с различной степенью активности кариеса нуждаются в различных режимах обследования и лечения. При высокой активности процесса - не менее трех раз с равными интервалами в течение года; при средней - два раза, при низкой - раз в год. Основанием для распределения детей на группы послужило отклонение от среднего возрастного значения КПУ постоянных + КП временных зубов на три сигмы в стороны уменьшения и увеличения показателя. Внедрение системы диспансеризации в одном из районов Москвы не только сократило время на санацию полости рта, но и дало возможность заняться профилактикой. Результаты не заставили себя ждать: количество детей с интактными зубами выросло с 5 до 20%. Дальнейшие исследования в этом направлении позволили определить этапы внедрения диспансерных осмотров детей у стоматолога; детализировать распределение на группы дошкольников и школьников для наблюдения и лечения у участковых стоматологов и специалистов; создать планы-графики для каждого участка и комплекты документации, учитывающей показатели заболеваемости кариесом детей за каждый период наблюдения. Итог этой работы - еще одна монография. Тамара Федоровна вела еженедельные городские консультации, которые были серьезной школой для ее учеников и сотрудников. Наблюдения за детьми с редкими заболеваниями, приезжавшими из всех регионов страны, профессор обобщила в монографии "Педиатру о стоматологических заболеваниях у детей" и в "Руководстве по стоматологии детского возраста", в работе над которым приняли участие все преподаватели кафедры: Неля Григорьевна Снагина, Алексей Васильевич Винниченко, Ольга Петровна Максимова, Елена Владимировна Басманова, Наталья Викторовна Морозова. Помимо научной работы, Тамара Федоровна огромное внимание уделяла преподаванию. Курсы усовершенствование врачей-стоматологов страны, выездные циклы заполняли каждый день учебного года. Великолепный лектор, талантливый педагог, профессор Т.Ф.Виноградова умела увлечь учеников делом, которому посвятила жизнь. Она считала, что учить других может лишь тот, кто освоил профессию сам: "Отдавай все, что знаешь, не жалея. Будто последний день живешь". И сегодня Тамара Федоровна без дела не может. Она занимается научным редактированием переводных зарубежных изданий по стоматологии. В 2007 г. в московском издательстве "МЕДпресс-информ" под ее редакцией вышел в свет "Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей". В изложении обширного многолетнего клинического материала, осмысленного большим ученым, использованы самые новые подходы к профилактике, лечению и диагностике. Одна из основных идей книги - современное понятие о необходимости сохранения или восстановления целостности покровных тканей организма ребенка при лечении повреждений эмали, пульпы, перио- и пародонта как составных частей защитного барьера. В "Атласе" вновь поднята концепция о различных клинических формах интенсивности кариеса, впервые высказанная Тамарой Федоровной еще в 1972 г., но и поныне не до конца воспринятая российскими стоматологами, хотя и развивающаяся благодаря научным исследованиям и практическому опыту зарубежных коллег. Нет пророков в своем Отечестве! Склоняюсь в благодарном поклоне перед своим Учителем, как и все ученики Тамары Федоровны. Когда-то профессор Г.М.Барер попросил меня рассказать на страницах возглавляемого им журнала "Кафедра" о моей судьбе. Я согласилась, но, закончив свои воспоминания, получила трагическое известие о кончине Гарри Михайловича. Поэтому я решила вспомнить и о том, как познакомилась с этим замечательным человеком, большим ученым. Было это в Монголии...
В конце 60-х годов прошлого столетия в Центральном институте усовершенствования врачей (ЦИУВ) на факультете организации здравоохранения проводили циклы-совещания заместителей министров здравоохранения социалистических стран - ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Монголии, Польши. Я читала там лекции, посвященные организации санации полости рта и профилактики стоматологических заболеваний у детей в школах и дошкольных учреждениях СССР. Кроме этого мы приглашали наших коллег - организаторов стоматологической помощи детям - посетить стоматологические кабинеты московских школ. Нам было что показать. Например, детская стоматологическая поликлиника №26 обслуживала 58 школ и 212 детских садов, детский дом, техникум. Главный врач Геннадий Александрович Блехер следил, чтобы сбоев в его "беспокойном хозяйстве" не было. В каждой школе висели планы-графики лечебной и профилактической работы с детьми, имеющими разную степень активности кариеса. Врачи работали по участковому принципу, за каждым был закреплен школьно-дошкольный участок. Мы могли гордиться своими успехами: во многих школах, в которых обучалось по 800-1000 человек, у детей не было удаленных постоянных зубов, на 1000 учащихся встречалось всего 6-7 зубов с осложненными формами заболеваний. В школах были комнаты гигиены полости рта, где применяли самые новые в те годы методы профилактики и лечения: таблетки фторида натрия, фторсодержащий лак, амальгамные пломбы. В конце одного из таких семинаров ко мне подошел министр здравоохранения Монголии и пригласил в свою страну, чтобы помочь разобраться с кариесом у детей. Он сказал, что монголы его поколения не знают, что такое больные зубы, а вот малыши очень страдают от этого. Я согласилась, и на проходившем в Швейцарии заседании экспертов ВОЗ, посвященном помощи развивающимся странам, монгольский министр предложил мою кандидатуру. В это время группой экспертов по стоматологии в Женеве руководил Владимир Федорович Рудько, а заместителем генерального директора ВОЗ по эпидемиологии неинфекционных заболеваний был мой коллега по ЦИУВ, профессор Николай Федорович Измеров. Оба они поддержали просьбу министра, и я направилась в Монголию в качестве эксперта ВОЗ. Кэтому времени я уже была профессором, и мне не раз приходилось работать с зарубежными коллегами. Пройдя предварительную подготовку по методам изучения эпидемиологии стоматологических заболеваний в Женеве, затем в Центре восточноазиатского региона ВОЗ в Дели, я отправилась в командировку. Приехав, я вместе с сотрудниками медицинского института провела эпидемиологические исследования распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний у взрослых и детей в трех разных географических регионах страны: в горной Монголии, пустыне Гоби и центральной части страны - в Улан-Баторе. В результате анализа полученных данных мы установили, что у людей в возрасте 60 лет и более кариес составляет 12%, у лиц 40-50 лет - 14%, у 20-30-летних 48,9%, у детей 12 лет - 67%. Заболевания краевого пародонта были обнаружены у 63,5% жителей. Поняли мы и еще одну закономерность: у детей горной Монголии кариеса не было, в пустыне Гоби он встречался крайне редко, а вот в Улан-Баторе это заболевание обнаружили практически у всех детей - как в молочном, так и в постоянном прикусе. Детский кариес представлял типичную клиническую форму, и первые признаки болезни наблюдали даже у трехлетних малышей. Причем лечением никто не занимался. Молодые люди рано теряли зубы из-за пародонтита, а ортопедическая помощь практически не оказывалась. Я не ставила цель изучить причину заболевания, но при обследовании она проявилась сама. Цивилизация принесла детям Монголии радость: белый хлеб и сахар. Но понятия о гигиене полости рта ни дети, ни взрослые не имели. Отчет о результатах исследований я отправила в ВОЗ и доложила о них на коллегии министерства здравоохранения Монголии, предложив программу подготовки стоматологов для обслуживания населения страны. Для начала я прочитала лекции по стоматологии студентам медицинского факультета Улан-Баторского университета. И 23 студента III курса согласились заняться этой наукой. Так в Монголии появились первые студенты-стоматологи. По поручению кафедры организации здравоохранения ЦИУВ я проехала по всей Монголии, чтобы помочь монгольским коллегам организовать встречу министров социалистических стран по сельскому здравоохранению. Но надо было готовить и национальные кадры для преподавания стоматологии. Для этого я взяла на себя руководство по подготовке диссертаций монгольских врачей-стоматологов, которые прошли обучение в Иркутском медицинском институте. В 1980 г. была защищена диссертация Г.М.Барер с будущими врачами стоматологами Монголии доктора Г.Селье "Стоматологические заболевания в МНР и планирование помощи населению". Через три года в Москве защитила работу "Заболевания краевого пародонта у школьников Улан-Батора" доктор Ценд-аю Норовпилл. Доктор Селье после защиты был назначен главным стоматологом МНР, а Норовпилл вначале преподавала, а потом заведовала кафедрой стоматологии Монгольского медицинского университета. Сегодня она владелица большой частной клиники в Улан-Баторе. Но это будет позже, а тогда надо было начинать с нуля. Совет экономической взаимопомощи социалистических стран направил в Монголию первых преподавателей по стоматологии. Ими стали доцент Гарри Михайлович Барер, который вел курс терапевтической стоматологии, доцент Иван Васильевич Ушаков (ортопедическая стоматология) и доцент Анатолий Иванович Рукавишников (хирургическая стоматология). Я как куратор МЗ СССР по линии ВОЗ, отвечающий за развитие стоматологии в Монголии, не раз ездила в Улан-Батор. И в один из таких визитов встретилась с Гарри Михайловичем и его семьей - женой Валентиной Александровной и пятилетней дочерью Наташей. Я всегда с большой теплотой вспоминаю те редкие дни, которые провела с Гарри Михайловичем в клинике, на природе или в его доме. Нам было о чем поговорить, ведь клинические школы у нас были разными - Г.М.Барер работал в ММСИ, я - в ЦИУВ. Беседы, несомненно, носили взаимообогащающий характер. До сих пор благодарна Барерам за то, что они скрасили мое двухмесячное одиночество в Монголии. Кончина Гарри Михайловича - огромная утрата не только для его близких и друзей, но и учеников, коллег, пациентов - всех тех, кто хоть раз в жизни встречался с этим удивительным человеком, кому он сделал добро. А по-другому ведь он и не умел... Профессор Г.М.Барер был не только заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой, шеф-редактором основанного им очень достойного журнала "Кафедра", инициатором премии "Признание". Он был красивым мужчиной, верным другом и настоящим интеллигентом. В своей жизни Гарри Михайлович успел многое. И накануне его ухода, в издательстве "МЕДпресс-информ" под его редакцией вышел в свет цветной атлас "Пародонтология" (авторы H.F.Wold, E.M.Rateitschak, K.H.Rateitschak). Я счастлива, что в свое время мне удалось привлечь профессора к большому делу, которому мне выпала честь служить последние годы, - изданию зарубежных книг в русском переводе. Это делает доступной для российских стоматологов специальную литературу мирового значения. Память о Гарри Михайловиче Барере навсегда останется жить не только в его трудах и учениках, но и в сердце каждого из знавших этого замечательного человека. УЖЕ ПОЛВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬЕму пророчили большое будущее. И он оправдал надежды - стал знаменитым. Только не спортсменом, а врачом. Быть может, река Жизни сделала неожиданный вираж, но в результате потекла в правильном направлении. Перед выпускником десятилетки Толей Вороновым открывались двери любых спортивных вузов. Да и сам он о другой карьере не мечтал: кандидат в мастера спорта по фехтованию, имевший также разряды еще по нескольким видам спорта, Анатолий собирался поступать в Институт физкультуры. Но так случилось, что именно в это время его отец делал зубы у зубного техника. "Пойдешь в техники!" - папа поставил точку в будущем сына. Или многоточие... Ведь история только начиналась. Толя поступил в Харьковский государственный стоматологический институт и открыл для себя первую страницу науки, ставшей Судьбой. Стоматология оказалась и делом жизни, и главной привязанностью, и самой большой любовью профессора кафедры госпитальной ортопедической стоматологии МГМСУ, академика МАИ Анатолия Воронова. От мечты - к мечте- Анатолий Петрович, минуло более 50 лет с тех пор, как вы попрощались с юношеской мечтой. Но тысячи пациентов должны быть благодарны вашему отцу за то, что он настоял именно на этом выборе. Кстати, никогда не жалели о несостоявшейся спортивной карьере? - Если бы жалел, наверное, не простоял бы полвека у стоматологического кресла. А спорт всегда был рядом со мной. Он, между прочим, помог мне и при поступлении в вуз, так как кафедра физического воспитания в те годы была "профилирующей" во многих институтах. - Отец хотел видеть сына "зубным техником", значит, выбор ортопедии тоже был определен изначально? - Совсем наоборот. В вузе ортопедию я знал очень плохо, терапию не любил. Больше всего меня привлекала хирургическая стоматология. Ею я увлекся всерьез. Представьте себе, проходя практику после IV курса в Ялте, я побывал на пляже раза два. Работал по 12 часов в день. За время практики удалил 487 зубов, в том числе девять ретенированных, и шесть кист. Для сравнения мои однокурсники удалили по 12-16 зубов. - Как же пришли в ортопедию? - Окончив в 1958 г. институт, поступил на работу в детскую поликлинику № 7. Но с детьми сложно: они боятся, плачут, отказываются открывать рот. Помню, один семилетний пациент на протяжении двух месяцев терроризировал всех врачей, не давая им ничего делать. Я спросил у буяна: "Хочешь стать моряком?". Он решил, что я капитан корабля, открыл рот, и мне удалось-таки вылечить ему аж семь зубов. Никто из моих коллег не мог в это поверить, пришлось приглашать моего "моряка" с мамой на совещание в отделение. Всерьез обучаться ортопедической стоматологии я начал в поликлинике № 11. Она считалась лучшей в городе, славилась квалифицированными врачами и техниками. Вообще, стоматология в Харькове была на достаточно высоком уровне, ведь здесь находился один из ведущих стоматологических институтов страны, в котором преподавали такие специалисты, как Л.М.Линденбаум, С.И.Вайс, В.Ю.Курляндский, М.А.Нападов, В.Л.Устименко, А.Э.Рофе, Э.Д.Бромберг, Я.Р.Синельников, Э.М.Гофунг, И.А.Бегельман и др. В 1961 г. я поступил в аспирантуру Украинского института усовершенствования врачей. Экзамены у меня принимал профессор Ю.Д.Бернадский, а руководителем и учителем был профессор А.Э.Рофе - умнейший, благороднейший, интел-лигентнейший человек. Ну, какой профессор будет читать текст диссертации, написанный от руки, или позволит аспиранту в 12 часов ночи приходить к нему за советом? Мне повезло, что я встретился с таким человеком. "Приворотное зелье"- Какой теме была посвящена ваша кандидатская диссертация? - Разработке и исследованию оттискных материалов. Приходилось много времени проводить на харьковском заводе медицинских пластмасс и стоматологических материалов, где позже я работал консультантом. Мне очень помог М.М.Гернер, заведовавший тогда заводской лабораторией (потом его назначили главным инженером). У этого человека было свыше 100 авторских свидетельств. Учась в аспирантуре, постоянно читал, ведь я вел занятия с врачами-курсантами, и было неловко чего-то не знать, оказаться в затруднении, отвечая на их вопросы. - Будучи аспирантом, вы трудились и в клинике? - Там я выполнял практически все виды работ - от микропротезирования до сложных челюстно-лицевых протезов. Однажды на прием пришла старушка в сапогах, фуфайке, платке. С ней две девочки - четырех и девяти лет. Из истории болезни пациентки я узнал, что ей было всего 29 лет, но после операции у нее отсутствовала половина верхней челюсти. При такой патологии она гнусавила, пища попадала ей в нос, а не в пищевод, западали правый глаз, скуловая кость, угол рта. Изготовив женщине челюстно-лицевой протез, мы восстановили эстетику, речь, жевательную функцию. Когда больная заговорила нормальным языком, дети разревелись на всю клинику. Младшая не знала, что мама может нормально разговаривать, а старшая уже забыла. Когда пациентка пришла на коррекцию, я увидел симпатичную молодую женщину, на каблуках и при макияже. Она оставила мне ученическую тетрадь, в которой все 12 листов были исписаны. Почти в каждом слове - грамматические ошибки. Но это был самый настоящий крик души. После операции муж ушел к соседке, оставив ее с двумя детьми практически без средств к существованию. Она дважды пыталась повеситься: первый раз спасли соседи, второй - старшая дочь. Мы вернули ей веру и желание жить. Перед очередной коррекцией я обратил внимание, что в коридоре моя пациентка отдает верхнюю одежду мужчине - 1 м 40 см с кепкой. У кресла я ее спросил, кто это? Она ответила коротко: "Возвернулся". Рассказывая эту историю врачам или студентам, я всегда говорю, что ортопеды не только спасают пациентам жизнь, но и возвращают мужей. На самом деле ради таких приятных моментов стоит работать. А ведь за 50 лет я принял около 4000 больных. Беспокойное хозяйство- Карьера стоматолога в Харькове складывалась весьма успешно. Но все же вы, вслед за многими отважными, решили покорить Москву? - В столицу я переехал в 1970 г. не из-за амбиций (хотя мужчине они никогда не мешают), а в силу семейных обстоятельств. Мечтал открыть частный стоматологический кабинет, но судьба вновь предложила свои правила игры. И я их принял. Я прошел по конкурсу на кафедру госпитальной ортопедической стоматологии МГМСУ. Кроме меня на это место претендовали А.И.Воложин, Г.Н.Троянский, Л.И.Гиллер, Н.И.Ларин, Ю.В.Аксенов. Это был единственный случай в истории института, когда конкурс выиграл варяг. С тех пор уже около 40 лет работаю на кафедре - вначале был доцентом, а с 2002 г. профессором. Участвовал в различных международных симпозиумах в Грузии, Узбекистане, Казахстане, Германии, Франции, Канаде, Бразилии, США, Израиле. Мною написано более 100 научных работ, 11 методических рекомендаций для студентов и врачей. Принимал участие в создании пяти учебников и руководств. Последний учебник "Протезирование больных с полным отсутствием зубов" вышел в прошлом году. - Эта тема интересовала вас еще в аспирантуре? - Так и есть. Последние восемь лет я преподаю ее клиническим ординаторам. У меня прошли усовершенствование свыше 3000 врачей и 500 ординаторов, под моим руководством подготовлено семь кандидатских диссертаций. Среди учеников есть уже доктора наук, заведующие кафедрами в Алматы и Махачкале. - Сегодня Вороновы - династия. Сыновья продолжили ваше дело... - Старший сын Игорь - кандидат медицинских наук, ассистент нашей кафедры. Средний Дмитрий аспирант этой же кафедры. А младший Никита пока учится в 7-м классе, так что ему еще предстоит решить, кем быть. Моя супруга, Елена Наумовна, тоже стоматолог, у нее своя небольшая клиника. Невестка Кристина- жена Игоря - стоматолог-ортодонт, училась на кафедре академика Л.С.Персина. Два с половиной года назад я стал дедушкой забавного мальчонки Михаила. - Беспокойное хозяйство. Времени на отдых и хобби, наверное, почти не остается? - Если выдаются свободные деньки, предпочитаю проводить их на рыбалке. Особенно люблю низовья Волги. Каждый день стоматолога напряженный. Но я хочу, чтобы этот день длился как можно дольше... Беседу вела Наталия Михайловская |