ЭТОТ НОМЕР ЖУРНАЛА МЫ ПОСВЯЩАЕМ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ДЛЯ НАС И ВАЖНОЙ ДЛЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАТЕ - ВО-ЛЕТИЮ МГМСУВ преддверии празднования восьмидесятилетнего юбилея МГМСУ редакция журнала обратилась к ректору Московского государственного медикостоматологического университета, академику Николаю Дмитриевичу ЮЩУКУ с просьбой поделиться мыслями, связанными с вузом и его проблемами. Накануне нашей встречи ректор провел бой неместного значения за университетское общежитие, на которое посягнули некие структуры. Общежитие он отбил. И время для короткой беседы, несмотря на буквально по часам расписанные дни, нашел. Мы опускаем вопросы корреспондента и предлагаем читателям своего рода монолог, в котором соединились констатация достигнутого и планы на будущее, благодарность коллегам и советы питомцам, надежды и пожелания. Восемьдесят лет много это или мало? В эпохальном порядке безусловно немного, но, по отношению к нашему университету, восемьдесят лет достаточный возраст, чтобы определить свою нишу в образовании, в лечебной и научной работе. МГМСУ будет отмечать свой юбилей 11 декабря в киноконцертном зале "Россия". На мой взгляд, мы занимаем достойное место среди российских вузов: из года в год', согласно рейтингу Министерства образования и Минздрава РФ, наш университет занимает второе, иногда третье место, ниже мы не опускаемся, а выше... Словом, будем придерживаться объективной справедливости. Одно нужно отметить без лишней скромности: среди стоматологических вузов и факультетов страны нам нет равных, о наших ведущих специалистах-стоматологах я с гордостью могу сказать: это высококвалифицированные врачи, и в России на сегодняшний день они лучшие. Наше старшее поколение, наши корифеи А.И.Евдокимов, В.Ю-Курляндский, В.Н.Копейкин это история отечественной стоматологии. На смену им пришли профессора Г.М.Барер, И.Ю.Лебеденко, Л.С.Персии, С.Ю.Иванов... Следующее поколение это О.О.Янушевич, А.Н.Дробышев. Что касается лечебного факультета, он более молодой по сравнению со стоматологическим. Но и там немало ярких имен, среди которых нельзя не назвать имена профессоров Э.В.Луцевича, А.И.Мартынова, В.С.Задионченко, а из более молодого поколения М.Д.Дибирова, И.В.Маева, Д.Ю.Пушкаря. Наконец, наш самый юный факультет клинической психологии, с ним мы связываем большие надежды. Руководитель факультета, молодой, энергичный профессор Е.В.Орестова вкладывает немало сил в развитие факультета. Профессия клинического психолога очень нужна людям: многие в это стрессовое время нуждаются в психотерапии. Я бы хотел, чтобы первые выпускники факультета прошли практику в учреждениях, где работают с беспризорниками, с брошенными детьми словом, научились реально помогать малышам и подросткам, нуждающимся в психологической подпитке. Мое мнение совпадает в этом вопросе с мнением заведующей кафедрой. С чем приходит МГМСУ к своему восьмидесятилетию? Во-первых, мы решаем вопрос о получении клинической базы для лечебного факультета. Этот вопрос нашел поддержку у министра здравоохранения РФ. Во-вторых, начали строительство Института ортодонтии. Уже оформлен инвестиционный проект строительство пойдет без затрат учредителя, без затрат Минздрава РФ. Мы вносим в него свою часть расходов участком земли. Девятиэтажное здание Института ортодонтии будет построено на Долгоруковской улице, а пятиэтажный учебный корпус на улице Вучетича. Это в известной степени решит проблему наших баз. Третий вопрос, который сейчас прорабатывается и по которому мы надеемся получить поддержку Министерства здравоохранения и мэра Москвы Ю. М. Лужкова, организация училища для инвалидов, потерявших нижние конечности. На ноябрьской встрече с московским мэром в телепрограмме "Лицом к городу" он одобрил эту идею. Нам нужен и факультет подготовки врачей скорой помощи для Москвы. Думаю, что такое начинание не оставит руководство города равнодушным. Следующий проект, заслуживающий внимания, создание специального факультета для тех выпускников, родители которых погибли в горячих точках, выполняя свой служебный долг. Одна из самых насущных задач расширение учебной базы. Корпус на Делегатской улице практически ремонту не подлежит. Нужно строить новое здание. По этому поводу ведем переговоры с Мингосимущества пытаемся получить участок земли взамен того, который у нас фактически отобрали. Будем сами заказывать проект, оплачивать его и обязательно отстроимся. Мы отлично понимаем, что основное в вузе это учебный процесс, поэтому все перестройки, все наши начинания касаются, в первую очередь, его совершенствования. Костяк педагогического коллектива сложился у нас давно, я бы назвал его наследственным. В коллектив приходят нынче внуки тех, кто когда-то стоял у истоков создания вуза. Недавно на ученом совете мы приняли положение об аттестации студентов, в котором четко определено, что и когда должен сдавать учащийся, какие он имеет права, кто может рассчитывать на получение красного диплома. Тут должна быть абсолютная прозрачность и ясность. Уверен, университетский учебный процесс не будет и впредь стоять на месте. Знаю о том, что не все наши выпускники хотят сразу после окончания вуза поступать в ординатуру, кто-то намерен попробовать свои силы в практическом деле. Это и хорошо и плохо. В ординатуру стремятся те, кто одержим желанием стать настоящим профессионалом. Те же горячие головы, кто сразу после получения диплома собираются зарабатывать деньги, должны понимать: в современном обществе будут востребованы только классные специалисты, к тому же хорошо воспитанные, культурные люди. К сожалению, в последние годы многое в культурно-воспитательной работе с молодежью было утрачено. В этой связи хотелось бы повторить высказывание В.М.Бехтерева: "Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность". И поскольку основы воспитания закладываются в семье, мы решили еже годно, начиная с этой осени, проводить собрания родителей наших первокурсников, рассказывать им подробно об университете, обсуждать вместе вопросы обучения и воспитания студентов. Первое такое собрание мы провели в середине ноября, и оно показало, что мы вовремя положили начало новой традиции. Ведь задача у нас общая вырастить образованного специалиста и нравственно воспитанного гражданина России. У юбиляров часто спрашивают, что они хотели бы пожелать себе сами. Не ошибусь, если предположу: наш университет пожелал бы себе новых баз и новых зданий, возможности постоянного обновления оборудования, пожелал бы, чтобы российские законы, особенно в налоговой сфере, учитывали положение и интересы учебных учреждений. А всему коллективу, включая студентов, пожелал бы здоровья и счастья. Я с удовольствием присоединяюсь к этим пожеланиям. Юбилейное слово ректора МГМСУ академика Николая Дмитриевича ЮЩУКА продолжают его будущие коллеги студенты и ординаторы нашего вуза. Михаил БОЙКОВ, клинический ординатор второго года обучения, кафедра госпитальной терапевтической стоматологии Особенно сложным для меня был первый год обучения в университете, поскольку система получения знаний в корне отличалась от школьной. На мою университетскую жизнь значительно повлияли встречи с интересными людьми, с которыми было не только приятно общаться, но и обмениваться полезной, профессиональной информацией. Увлечение терапевтической стоматологией началось на третьем курсе: я пришел в кружок на кафедре госпитальной терапевтической стоматологии и, посоветовавшись со своим руководителем, профессором Олегом Олеговичем Янушевичем, выбрал тему для исследования. Название моей первой научной работы звучало так: "Исследование глубины проникновения гидроокиси меди кальция в корневой канал при проведении депофореза". В дальнейшем я заинтересовался пародонтологией большинство исследований кафедры ведутся в этой области, здесь достигнуты значительные научные результаты. Стоматология как наука перспективна в настоящее время тут ведутся многообещающие исследования. В ближайшем будущем начнут развиваться компьютерные программы для врачей-стоматологов, в частности, уже существует большое количество программ, позволяющих автоматизировать работу целой стоматологической клиники учитывать поступления медикаментов, их списание, вести электронные версии истории болезней пациентов и т.д. Существуют мультимедийные системы, цифровые ортопантомографы, визиографы, цифровые видеокамеры, которые облегчают разъяснение пациентам конкретной ситуации и избавляют врача-стоматолога от спорных вопросов по поводу качества проведенного лечения. Что до науки, то компьютеры внедряются и в эту область, поскольку все исследования, все статистические данные, весь банк материалов хранятся в цифровом виде, а это значительно помогает получить доступ к информации. Особенно важную роль в этом играет интернет, помогая проведению научных конференций. Я очень рад юбилею нашего университета и надеюсь, что он просуществует еще долгие, долгие годы как головной вуз в области стоматологии и отпразднует не только 80летний, но и 180-летний юбилей! Очень хотелось бы поздравить весь преподавательский коллектив кафедры, профессоров, доцентов, пожелать им плодотворной работы, новых научных достижений, пожелать студентам, чтобы они стремились получить образование на высшем уровне, а университету чтобы его оснащение становилось год от года все более совершенным. Ольга ЗАЙЦЕВА, Поступив в МГМСУ, я поняла это именно то, что мне нужно. На втором курсе, после того, как познакомилась со всеми разделами стоматологии, решила буду работать в области терапевтической стоматологии. И к пятому курсу убедилась, что мой выбор сделан правильно. За годы учебы для меня наиболее полезной была и остается практическая часть. Я легко нахожу общий язык с пациентами. После окончания университета планирую продолжить обучение в ординатуре. Мне нравится пародонтология и особенно ортодонтия. В год 80-летия университета я бы хотела пожелать профессорскопреподавательскому составу старательных, интересующихся будущей профессией студентов, а самим студентам больше времени уделять учебе, приобретению теоретических знаний и практических навыков. Сабина НИСАНОВА, Я поступила в университет в 1998 году, тогда еще не совсем осознанно сделав свой выбор, просто у папы была мечта, чтобы я стала врачом. Уверенность в том, что мой выбор верен, пришла позже. На втором курсе мы занимались на гипсовых моделях, но, конечно, гораздо интереснее было бы работать с фантомами. Я поступала на лечебный факультет, позже перевелась на стоматологию и наконец выбрала терапию. После окончания университета хотела бы заняться практикой, набраться опыта, поработать с пациентами, а потом продолжить учебу в ординатуре, но получится так или нет, пока не знаю. Если заглянуть дальше, то я не сторонница того, чтобы после ординатуры автоматически идти в аспирантуру, потому что у врача должен постоянно наращиваться практический опыт. Поздравляю университет с юбилеем, всем и преподавателям, и студентам желаю счастья! Арсен МЯНЧИЕВ, С выбором конкретной профессии я определился в конце четвертого начале пятого курса. Решил буду заниматься ортопедической стоматологией. До этого я стоял перед выбором: либо терапия, либо ортопедия. Я буду заниматься и хирургией, мне это нравится. После окончания ординатуры, я, скорее всего, год поработаю в поликлинике, а потом в аспирантуру. Работу в поликлиниках мы ищем сами. Своим друзьям-ординаторам я хотел бы пожелать всего наилучшего и успешно устроиться на работу. Алексей АГАФОНОВ, Путь, по которому я прошел, выбирая свою будущую специальность, был довольно сложным. Я по образованию педиатр. В 1998 году закончил Санкт-Петербургскую государственную педиатрическую медицинскую академию. После чего прошел интернатуру и три года отработал в лор-отделении Владимирской областной клинической больницы. И так уж получилось, что меня привлекло соседнее отделение челюстно-лицевой хирургии. Я был принят туда на работу на должность челюстно-лицевого хирурга. Потом, чтобы иметь возможность профессионального роста, получить новые знания и сертификат, я был направлен моей больницей в МГМСУ для прохождения клинической ординатуры. Нахожусь здесь два месяца, база великолепная,преподаватели доброжелательные, всегда готовы помочь, дать разъяснения. Работа в операционной очень интересна и ведется на высоком уровне. Знакомлюсь с новыми приемами, беру их на вооружение. Хирургия сложная специальность, требующая максимальной отдачи сил, энергии, ее просто нужно любить. Еще в институте я знал, что буду хирургом, правда, тогда еще не предполагал, в какой области. Мне очень приятно, что я попал именно в это учебное заведение, где гармонично сочетаются и теоретические и практические занятия. Хочу пожелать университету непрерывного развития как в научной деятельности, так и в практической области. Коллегам по работе и учебе, студентам я хотел бы пожелать, прежде всего, любить свою работу и свою специальность. Редакция журнала "КАФЕДРА" присоединяется ко всем поздравлениям, адресованным нашему университету, его ректору преподавателям, студентам, ординаторам и аспирантам. Профессор Игорь ЛЕБЕДЕНКО, проректор по науке» заведую щий кафедрой госпитальной орто педическо и стоматологии "КАФЕДРА" ЮБИЛЯРУПризнаемся - не пафосно, не шепотом, Атак, чтоб в сердце оставался след: Здесь дышат стены мудростью и опытом, Здесь вечен дух твой, УНИВЕРСИТЕТ! Здесь не кичатся зря делами славными Воители науки и добра По-разному отмеченные лаврами Подвижники твои профессора. Здесь дышат им в затылок с нетерпением Те, кто в начале сложного пути, Кто только копит знанья и умения, Чтоб новшества в науку привнести. И сколько нынче слов ни будет сказано, Все будут недостаточно точны: У каждого с тобой так много связано Здесь судьбы наши переплетены. И мы в себе отнюдь не символически Несем твой яркий, твой высокий свет, Наш Медицинский, Стоматологический, Наш самый лучший Университет! ОТ НАУЧНЫХ ТРАДИЦИЙ К ПОИСКУ НОВЫХ ИДЕЙНашему университету восемьдесят. С момента основания и до сегодняшнего дня он является крупнейшим методическим и научным центром в нашей специальности. Нельзя подготовить хорошего, знающего специалиста в области медицины, если он не будет готов к самостоятельному постоянному совершенствованию. Ежедневно мы встречаемся с новыми клиническими ситуациями и, конечно же, поиск оптимального решения в диагностике и лечении конкретного живого человека это всегда пытливая работа мозга, некое исследование, которое каждый раз должен проводить лечащий врач. Поэтому научная деятельность высшего учебного заведения является неотъемлемой частью общего процесса подготовки специалиста. Всегда, явно или подспудно, любой руководитель учебного заведения уделяет особое внимание научным исследованиям. За эти годы у его руля стояли и известные организаторы здравоохранения, и ученые, и люди, которые совмещали в себе высокий полет научной мысли и большие организаторские способности. Университету есть чем гордиться и, в первую очередь, достижениями в области стоматологии, ведь наш университет создавался как институт стоматологии. В настоящий момент в университете выполняются 552 научно-исследовательские работы, включающие 71 комплексную тему, 56 докторских и 425 кандидатских диссертаций. За последние 5 лет издано 128 монографий, 85 учебников и руководств, 111 методических рекомендаций, 514 учебных пособий, получено 60 патентов на изобретения. Коллектив нашего университета насчитывает 1140 человек научно педагогического персонала, из них 215 докторов наук и 686 кандидатов наук. Число сотрудников, имеющих научную степень, непрерывно растет, например, докторов наук в 1991 году было 120 человек, в 1996 году 178, в 2002 году 215. В прошлом году в университете подготовлено 9 докторов наук по стоматологической тематике. Сегодня в университете работает большое число сотрудников, имеющих высокие научные степени и звания. У нас пять академиков Российской Академии медицинских наук ректор нашего университета профессор Николай Дмитриевич Ющук, профессор Анатолий Иванович Мартынов, профессор Рафаэль Геганович Оганов, профессор Владимир Николаевич Серов, профессор Евгений Иванович Соколов; шесть членов-корреспондентов Российской Академии медицинских наук заведующий кафедрой ортодонтии и детского протезирования, профессор, заведующий кафедрой анатомии Лев Львович Колесников, профессор кафедры неврологии Владимир Алексеевич Карлов,проректор по учебной работе Эммануил Викентьевич Луцевйч, заведующий кафедрой хирургических болезней Иван Васильевич Ярема, заведующий кафедрой патологической физиологии Александр Александрович Подколзин; более двадцати профессоров имеют звание заслуженных деятелей науки. Приятно, что среди них и деканы факультетов: стоматологического Гарри Михайлович Барер, лечебного Иван Васильевич Ярема, а также директор научно-исследовательского медикостоматологического института при нашем университете Александр Александрович Подколзин. В нашем университете активно трудятся 159 профессоров, 240 доцентов, 225 докторов наук, 730 кандидатов наук. Это целая армия людей, посвятивших себя служению медицинской науке. Научный потенциал нашего вуза высок, и его отличительная особенность от НИИ заключается в том, что помимо титулованных, маститых ученых, у нас огромное число жаждущих знаний студентов. Эта молодежь и формирует постоянную мотивацию для непрерывного поиска и реализации инновационных идей. Итоги научной работы это количество монографий, учебников, опубликованных статей, проведенных научных конференций, число подготовленных аспирантов, докторантов, защищенных диссертаций, число диссертационных советов в университете. По всем этим показателям наш университет находится в авангарде медицинских вузов страны. Отметим, что профиль научной деятельности МГМСУ многогранен. Это: Внушителен перечень тем и работ по стоматологии: Концепция механизмов развития адаптационных процессов к зубным и зубо-челюстным протезам из различных материалов на основе анализа функциональных и морфологических, биохимических, иммунологических, биомеханических методов исследования Дифференцированный подход к проведению эффективных профилактических мероприятий, выбор оптимальных методов и средств профилактики основных стоматологических заболеваний Разработка новых стоматологических материалов и технологий изготовления прогрессивных конструкций зубных протезов Новые методы обезболивания в стоматологии Стоматологические заболевания на фоне эндокринной патологии Стоматологическая реабилитация с применением имплантатов Актуальные проблемы пародонтологии Современные проблемы эстетической реставрации зубов и улыбки. К наиболее серьезным фундаментальным исследованиям,проводимым в нашем университете, можно отнести проблемы адаптации и компенсации в медицине теоретические предпосылки остеоинтеграции и остеоиндукции изучение восстановительной функции декомпенсированных органов и тканей изучение патогенеза распространенных инфекционных заболеваний возрастная реактивность организма и клетки обмен веществ в тканях полости рта. Спектр работ достаточно широк они проводятся комплексно на теоретических и клинических кафедрах стоматологического и лечебного факультетов, факультета повышения квалификации преподавателей, факультета усовершенствования врачей стоматологов, на факультете клинической психологии и факультете среднего медицинского образования. Организация научных исследований идет у нас интегративно. Для этого созданы специальные проблемные комиссии. Председатель каждой из них маститый ученый, который находит время координировать научную деятельность различных кафедр на общественных началах. Такие комиссии существуют по стоматологии, по инфекционным болезням, хирургии, терапии всего их десять. Они следят за тем, чтобы научная деятельность, идущая на кафедрах, не дублировалась, а была взаимообогащающей. Важным моментом в жизни университета является изобретательская деятельность. Число получаемых ежегодно патентов на изобретения составляет более тридцати, и тенденция к их увеличению сохра няется, примерно одна треть из них посвящена разработкам в области стоматологии. Ежегодно сотрудниками университета публикуется более 400 статей; выпускается около 40 монографий и 30 наименований учебников. У нас есть свой университетский сайт в интернете (www.mgmsu.ru) на котором мы стараемся дать максимально полную информацию обо всех конференциях, выставках, семинарах, проходящих как у нас в стране, так и за рубежом по основным тематикам научных исследований университета. У нас есть и научно-медицинские журналы, учредителем которых выступает университет. Некоторые наши издания имеют многолетний стаж ("Ортодент-Инфо"), другие созданы в последние годы ("Стоматологический форум", "Кафедра"). На страницах этих журналов ярко представлены результаты научного поиска наших аспирантов и сотрудников. К юбилею университета проходил конкурс на лучшую монографию и учебник. Среди монографий лучшими признаны: Пушкарь Д. Ю. "Радикальная простатэктомия"; Воложин А. И., Субботин Ю. К. "Болезнь и здоровье: две стороны приспособления"; Агапов B.C. с соавт. "Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии"; Подколзин А. А. "Патофизиологические механизмы синдрома хронической усталости"; Колесников Л. Л. "Сфинктерный аппарат человека". Лучшим учебником признан учебник "Ортодонтия" Л. С. Персина. Прекрасно изданные монографии служат хорошим наглядным учебнометодическим материалом для врачей системы постградуального образования. Врачи и педагоги, занимающиеся на циклах ФПКС и ФПКП, могут пользоваться в читальном зале нашей библиотеки качественными методическими разработками, авторами которых являются сотрудники нашего университета. Международная научная деятельность МГМСУ носит довольно насыщенный характер. Традиционно проводятся мероприятия в рам ках международных форумов "Человек и лекарство", конгрессов по стоматологии, кардиологии, неотложной помощи и др. Наш университеттрадиционный инициатор проведения профессиональных конкурсов молодых врачей-стоматологов и студентов:стоматологического марафона молодых врачей, международных студенческих олимпиад. Целая серия мероприятий международного характера по стоматологии осуществляется в межкафедральном центре факультета усовершенствования врачей-стоматологов: теоретические и практические занятия по эргономике совместно с коллегами из США занятия по ортопедической стоматологии совместно со специалистами из Германии лекции по методикам преподавания в стоматологии совместно с университетом Канады и другие. У нас очень весомые показатели по деятельности университетского Студенческого научного общества. На Всероссийский конкурс студенческих работ в прошлом году мы представили 20 работ (всего по РФ было представлено 200) и завоевали 2 медали (из 20) и 3 диплома Министерства образования, а также 10 поощрительных дипломов конкурсной комиссии. По числу студенческих наград наш университет занимает второе место среди вузов медицинского профиля. А ведь еще десять лет назад наблюдался очень серьезный спад в научно-исследовательской работе. Время перестройки, к сожалению, сопровождалось значительным снижением творческой деятельности, а это и снижение мотивации студентов к учебе, и, соответственно, к научным исследованиям. Был очень большой отток кадров из научно-исследовательского сектора. Перед моим предшественником проректором по науке, профессором Лидией Александровной Дмитриевой стояла задача сохранить научный потенциал, завоеванные традиции и приоритеты, в первую очередь, в стоматологии. Это было выполнено: нам удалось сохранить научные традиции, научные школы. Кроме того, путем объединения Центральной научно-исследовательской лаборатории и Научно-исследовательского института стоматологии в университете создан Научно-исследовательский медикостоматологический институт. Это подразделение объединяет опытных научных сотрудников, имеет свои помещения и оборудование для проведения научных исследований. Конечно же, время идет вперед, наука дорожает, но мы надеемся на адекватное финансирование наших проектов и научных работ. Важное подразделение, способствующее развитию науки, наша Фундаментальная учебно-научная библиотека (директор Елена Александровна Ступакова), где накоплен значительный научный фонд, включающий монографии, журнальные статьи, диссертации наших сотрудников, авторефераты и диссертации, выполненные по медицинской тематике в других учреждениях и странах. Мы надеемся, что в ближайшем будущем в библиотеке будет налажена оптико-волоконная связь с интернетом и наши аспиранты, студенты, научные сотрудники получат возможность оперативного обмена информацией. Пока такой возможностью они пользуются в университетском информационновычислительном Центре, который имеет оптико-волоконный кабель, соединивший две наши базы (на Делегатской и на Долгоруковской улицах). Наличие информационно-вычислительного Центра, кафедры информатики, созданной в университете, позволяет использовать компьютерную технику при проведении занятий, упрощает прием и сдачу экзаменов, дает возможность студентам за время обучения прочно освоить навыки работы с компьютером. Замечу, все наши выпускники являются уверенными пользователями компьютерной техники, у них не возникает проблем при работе с информационными сетями. Они понимают, что информация это залог успешного старта в научном поиске. Еще один центр информации патентно-информационный отдел университета, который занимается организацией изобретательской деятельности и формирует патентный фонд, позволяющий нам сравнить наши достижения с достижениями мирового уровня, проанализировать и спланировать направления для исследований. Мы обладаем "полигоном" для проведения экспериментальных работ. Это виварий, где ученые, аспиранты, студенты со всех восьмидесяти кафедр могут проводить свои научные исследования. С тонки зрения организации молодежи для научных исследований, у нас существуют две общественные организации: Студенческое научное общество и Общество молодых ученых. СНО, об успехах которого я уже говорил, объединяет порядка шестидесяти студенческих научных кружков. Каждый год у нас проводятся конференции, как минимум, по 15 секциям. Они охватывают стоматологию, терапию, хирургию, теоретические дисциплины, вопросы информатики, иностранных языков. Очень большой популярностью у студентов пользуются научные конференции на английском, немецком, французском языках. В университете учатся студенты, для которых эти языки являются родными, поэтому у российских студентов появляется редкая возможность попрактиковаться, общаясь с носителями языка. Общество молодых ученых это люди до 35 лет, среди них есть кандидаты медицинских наук. Мы надеемся, что появятся и молодые доктора наук, хотя сейчас в мире доста точно мало докторов наук в медицине в возрасте до 30 лет, поскольку врач-исследователь должен иметь опыт работы не менее десяти лет, и получается, что человек заканчивает ординатуру в 25 лет, плюс еще 10 лет работы, и вот ему уже 35 ... Среди молодых исследователей есть очень талантливые и активные люди, они организуют и проводят научные и научно-практические конференции. 1 ноября прошла конференция, посвященная памяти профессора А.Л. Машкиллейсона, очень известного специалиста в области диагностики, профилактики и лечения кожно-венерических болезней, в том числе, с проявлением в челюстно-лицевой области. 3 декабря состоялась конференция молодых ученых стоматологовортопедов, посвященная памяти профессора В.Ю. Курляндского, который больше двадцати лет проработал в нашем университете и создал известную во всем мире стоматологическую школу. У нас регулярны конференции памяти профессора-морфолога С.С. Михайлова. Все это говорит о приверженности молодого поколения традициям, которые создавали их учителя. Связь поколений прослеживается в университете особенно ярко, и это хорошо. Раньше создавались искусственные препятствия формированию медицинских династий, а сейчас семейная приемственность приветствуется. в университете такие династии существуют, и наша задача их по возможности поддерживать. Сошлюсь на пример своей семьи. Моя мама стоматолог-ортопед, мой сын также избрал эту специальность. Алексей Иванович Дойников, заслуженный деятель науки, патриарх стоматологии, ортопед, когда-то учил мою маму, потом был оппонентом на защите моей докторской диссертации, теперь готовится оппонировать на защите диссертации моего сына и мечтает, что будет присутствовать на защите диссертаций моей внучки. Александру Ивановичу более 80 лет, а моей внучке 10... Наша главная цель не "наука ради науки", мы должны быть на острие мировой научной мысли, чтобы обеспечить подготовку высококвалифицированных творческих специалистов из студентов, ординаторов и аспирантов. Хочется отметить положительную динамику в отношении поступающих к нам аспирантов и клинических ординаторов. Если раньше на кафедре госпитальной ортопедической стоматологии, где я работаю, было порядка 14-28 ординаторов, 5-7 аспирантов, то теперь у нас более 80 ординаторов и свыше 30 аспирантов. Современная молодежь хорошо понимает, и это радует, что только профессиональные знания и серьезное отношение к делу позволят найти достойное применение своим силам. Интересно, что увеличилось число коммерческих аспирантов тех, кто находит спонсоров или сам зарабатывает, чтобы иметь возможность проводить научные исследования. Таких аспирантов у нас в университете насчитывается 50 человек. В вузе накоплен большой опыт по проведению профессиональных конкурсов и олимпиад. Зачем мы проводим студенческие олимпиады? Очень трудно из 350 студентов отобрать 10 таких, из которых впоследствии вырастут хорошие, талантливые исследователи и будущие преподаватели. Оценка знаний это нужный, но не единственный критерий в таком отборе. Нужно учитывать психо-эмоциональное состояние студента, готовность к длительному труду и т. д. Например, в ходе олимпиады, которую мы проводим на кафедре госпитальной ортопедической стоматологии, студент должен перевести статью с иностранного языка, продемонстрировать свое знание компьютера, профессиональные навыки, смекалку (скажем, уметь составлять стоматологические кроссворды). Это позволяет нам отобрать талантливую молодежь в ординатуру, а после ординатуры в аспирантуру. И вот недавно мы попытались продолжить это начинание: организовали акцию "Посвящение в аспиранты". Мы пригласили к участию в этом конкурсном марафоне кандидатов в аспиранты 11 человек. Какие были конкурсы? На профессиональное мастерство участники должны были, сидя напротив друг друга, одновременно снимать друг у друга слепки, причем и с верхней и с нижней челюсти одномоментно; на артистизм они изображали различные московские памятники; на ораторское мастерство декламировали акростих, где по первой букве каждой строки можно сложить имя аспиранта, а сам акростих представляет собой своеобразную "клятву" аспиранта. Например: Денис Тагильцев аспирант клянется: Если ему кого лечить придется, На практике применит он все знанья И исцелит стомат. заболеванья! Своих учителей не подведет! Были конкурсы на доброту, на воспитанность и интеллигентность ~ ребята ели арбуз, как они думали, на скорость (мы специально соорудили из двух бутылок с крупой подобие песочных часов, чтобы ввести их в заблуждение), на дисциплинированность, на внимание мы раздали им газету "Стоматолог России", и при этом я говорил о чем-то другом и показывал картинки, потом забрал газеты и спросил, от какого числа они были. Увы, этого не вспомнил ни один. Потом я снова раздал газеты, попросил внимательно прочитать фрагмент статьи Николая Николаевича Володина, руководителя департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава РФ. Они внимательно читали под звучащую музыку Вивальди. Когда газеты снова собрали. на вопрос "Кто автор статьи?" ответили все, а вот какое произведение и какого композитора прозвучало, вспомнила только одна девочка... У нас есть "аспирантские среды", на которых проводятся ежемесячные коллективные занятия спортом, посещения театральных премьер, консерватории, художественной школы, где занимаются скульптурой, лепкой. Все эти мероприятия создают на кафедре у студентов, ординаторов, аспирантов и педагогов атмосферу профессионального, творческого, интеллектуального сотрудничества и соревнования, и она объединяет всех нас. В наш университет существует стабильно высокий конкурс, вуз развивается, появился новый факультет клинической психологии. У нас есть своя ниша факультет среднего медицинского образования, который сейчас готовит зубных техников и гигиенистов стоматологических. Все наши выпускники, хорошо закончившие обучение, востребованы. Вот только что состоялся телефонный разговор с одной фирмой о том, чтобы клинические ординаторы нашей кафедры второго года обучения прошли там практику и стажировку, набрались там ответственного опыта работы как врачи. Эта фирма приглашает только хороших специалистов, со стажем практической работы не менее пяти лет, а после нашей ординатуры она готова брать молодежь сразу. Всё это позволяет надеяться, что дальнейшая жизнь университета будет еще более насыщенной и интересной и в научной, и в учебной областях. Из истории европейских университетов мы знаем, что возраст их порой насчитывает 400-500 и более лет. А нам всего 80! Мы молоды, полны планов и надежд! |