Профессиональный научно-популярный журнал №4-2002г.

Главный редактор

Гарри Барер

Шеф-редактор

Владислав Янкулин

Дизайн
Денис Левин

Фото
Наталья Губернаторова

Редакционным Совет:

Абакаров С.И. (Москва) Арутюнов С.Д. (Москва) Бальгюнене И.А. (Вильнюс) Володин Н.Н. (Москва) ВОЛОЖИНА.И (Москва)
Давыдов Б.Н. (Тверь) Дмитриенко С.В. (Волгоград) Душенков П.А. (Москва) Зеновский В.П. (Архангельск)
Кудрявая Н.В. (Москва) Кузьмина Э.М. (Москва) Лебеденко И.Ю. (Москва) Лежнев А.И. (Москва)
Леус И.А. (Минск)
Персии Л.С, (Москва) Соколов Е.И. (Москва) Шаргородский А.Г. (Смоленск)
Ющук Н.Д. (Москва)

Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов Отмгспенноеть за достоверность сведении, садеежащнхся в опубя-кованных статьямдсут их авторы. Перепечатка тмъю с разрешения редакции.

Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати и СМИ 24 января 2002г свидетельство о регистрации № ЛИ 77-11845. Teл. редакции 211-04-84.

Отпечатано в типографии ОАО "Молодая гвардия" заказ № 22086

СОДЕРЖАНИЕ

100 ЛИЦ

Пока память жива...
Памяти профессора А.А. Колесова

Персона

Наталия Михайловская
"Империя" в награду за любовь

Интервью в номер

Русский "УС" не дует в ус, или Тихо едешь - китайцы обойдут Интервью с Генеральным директором "Фирмы "Круг" Игорем Рожковым

Только для профессионалов

Вячеслав Ларионов, Давид Арутюнов
Одномоментное ортопедическое лечение аномалийно расположенных зубов переднего отдела верхней челюсти

Учеба за рубежом

Виктория Почтаренко
Город студентов, дождей и... велосипедов

Методический кабинет

Наталия Медведовская, Сергей Попов, Ольга Майорова, Ирина Рижинашвили
Комплексность в ортодонтическом лечении взрослых пациентов

Научные публикации

Гарри Барер, Артак Антанян
Объективизация клинико-лабораторного метода исследования апекс-локаторов

Реформа высшего образования

Виктор Лыков, Екатерина Фабрикант
Российская высшая школа и европейская система образования

Скорая помощь

Аркадий Верткин, Алексей Тополянский, Владимир Бараташвили
Приступ бронхиальной астмы: неотложная помощь

Экспертиза

Гурген Пашинян
За честь и совесть

Слушается дело (экспертиза по материалам иска)

Официоз

Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации ...
Постановление о конкурсном порядке размещения
Государственного задания на подготовку специалистов
с высшим профессиональным образованием

Положение о межведомственной комиссии по формированию государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием

Постановление о конкурсах среди аккредитованных
образовательных учреждений высшего профессионального
образования на выполнение государственного задания по подготовке
специалистов с высшим профессиональным образованием

Виктор Архипов

Вместе мы - сила
Концепция развития Ассоциации частных стоматологических клиник (2003-2006 гг.)

На правах рекламы

Алан Дзугаев
Как стоматологу стать "волшебником" ...
Пришло время TrophyPan

Эмилия Малахова
Школа для академиков

Татьяна Гринева
Стеклополиалкенатные цементы в практике врача-стоматолога ..

Олег Назаренко
Инфекции вход воспрещен

Николас Симон
...1/1 свет появился

"Кастеллини"
Техническое совершенство и гигиена

Марина Дубова
Новому веку - высокий профессионализм

 




Виктор ЛЫКОВ,
начальник отдела
международных связей 1\/1ПУ1СУ
ФАБРИКАНТ,
специалист отдела
международных связей 1\ЛГМСУ


РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА И ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

В декабре 2002 года в Санкт-Петербургском государственном университете прошел международный семинар по теме "Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: Проблемы и перспективы". В семинаре приняли участие ректоры ведущих российских вузов, работники Министерства образования РФ во главе с министром В. Филипповым, а также представительная команда европейских экспертов.

"Хотя Россия пока не участвует в процессе
создания зоны европейского высшего образования,
она уже является частью Европы.
Болонский процесс - открытая страница для всех нас.
Мы надеемся использовать все
разнообразие российского опыта".
Сьюр Берган, начальник отдела высшего образования и науки Департамента образования Совета Европы.

В том, что Россия не может оставаться в стороне от европейских тенденций развития образования, никто из участников семинара не сомневался. Но в то же время не было и единого мнения по вопросу присоединения к Болонскому процессу, то есть по поводу приведения системы российского образования в соответствие с общеевропейскими принципами.

В последние годы процесс развития интегрированной Европы значительно ускорился. Сегодняшняя Европа - это не только единая валюта, общие сферы экономического и банковского влияния, но и сотрудничество в области образования.

В середине 90-х годов в странах-участницах Европейского Союза обратили внимание, что образование остается наименее интегрированным сектором объединенной Европы. В связи с этим в 1997 году ряд государств подписали в Лиссабоне конвенцию "О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе". Значимость этого документа трудно переоценить. До этого в странах Европы долгие годы проповедывались принципы сохранения идентичности национального образования. Лиссабонская конвенция впервые попыталась объединить системы европейского образования. Конвенция вызвала единение представителей академического сообщества, членов Европейской комиссии и представителей федеральных органов образования стран Европейского Союза. Казалось просто невероятным, что страны, имеющие столь различный подход к образованию, начали процесс унификации своих образовательных систем.

В 1998 году в Сорбонне министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании была подписана "Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования". В совместном документе министры четырех ведущих стран ЕС заявили, что "Европа вступает в период крупных перемен в образовании и условиях труда, диверсификации курсов профессиональных карьер, когда образование и подготовка на протяжении всей жизни становятся явной необходимостью". Было также решено создать Зону европейского высшего образования - "Европу Знаний", призванную обеспечить мобильность европейцев и расширить возможности для их трудоустройства. Европа Знаний - важнейший фактор социального развития европейских стран, который помогает их гражданам осознать принадлежность к единому культурному пространству. Основное внимание в декларации уделялось центральной роли университетов в развитии общеевропейской системы образования.

Резонанс, вызванный в Европе Сорбоннской декларацией, был огромен. И вскоре после ее подписания по приглашению итальянского министра образования состоялась встреча в Болонье. Основой дискуссии стало исследование, проведенное Ассоциацией европейских университетов: "Тренды в европейских учебных структурах". В нем были сделаны выводы о заметных расхождениях в системе европейских программ и степеней.

Следующим шагом стала встреча министров образования 29 стран Европы, состоявшаяся там же, в Болонье, 19 июня 1999 года. Министры подписали "Декларацию о европейском регионе высшего образования". Данное решение принято считать началом Болонского процесса в европейской системе образования. В 2001 году к процессу интеграции присоединилось еще четыре страны, и в настоящее время из 45 государств, относящихся к Европейскому региону, Болонскую декларацию подписали 33 страны. Без учета стран, не имеющих или имеющих очень малое количество высших образовательных учреждений (Андорра, Ватикан, Монако, Сан-Марино), доля европейских государств, включившихся в Болонский процесс, составляет 81%.

Участники Болонской встречи, подтвердив поддержку общих принципов Сорбоннской декларации, приняли на себя обязательства за короткое время (крайний срок - 2010 год) начать формирование общеевропейского пространства высшего образования и поддержать его реноме на мировой арене. В числе целей, намеченных в Болонском соглашении, есть и такие:

1. Создание системы четких и сопоставимых степеней (в ча стности, за счет введения приложений к дипломам) с тем, что бы содействовать не только росту занятости европейских граж дан, но и международной конкурентоспособности европейско го высшего образования в целом.

2. Переход на двухуровневую систему подготовки: бакалавр и магистр (дипломированный специалист). При этом предполагается, что доступ ко второму циклу потребует успешного за вершения первого (продолжительностью не менее трех лет). С квалификационной точки зрения, степени, присуждаемые после первого цикла, должны отвечать требованиям европейского рынка труда. Второй цикл завершается получением степени
магиста и/или доктора.
3. Введение системы кредитов (по типу европейской системы кредитных трансферов), рассматриваемых в качестве средства поддержки крупномасштабной мобильности студентов.

Учащиеся должны иметь возможность приобретать кредиты, в том числе и вне высших учебных заведений (включая непрерывное образование), при условии признания соответствующими университетами организаций, которые их выдают. Вводитсяпонятие "обучения в течение всей жизни".

4. Устранение препятствий на пути эффективной мобильности. Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы студенты располагали всеми возможностями для обучения и подготовки, имели доступ ко всем соответствующим услугам. Преподаватели, научные работники и административный персонал могли бы участвовать в общеевропейских исследованиях и обучении без ущерба для своих прав. А европейское сотрудничество получило бы развитие в таких направлениях, как:

- разработка критериев и методов оценки работы;
- кооперация учебных заведений;
- разработка схем мобильности и интегрированных программ обучения, подготовки и исследований.

Сорбоннская и Болонская декларации, бесспорно, ускорят введение бакалавриата и магистратуры в Германии, Австрии и Дании, а также в Нидерландах и подобных им странах, где некоторые университеты при поддержке министров образования уже начали вводить степени бакалавра и магистра. Но самое главное, подписание деклараций дало мощный импульс созданию открытого образовательного пространства в Европе.

Еще одной важнейшей задачей, которая должна быть решена в рамках Болонского процесса, является привлечение в Европу большего количества учащихся из других регионов мира. Введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, унифицированных квалификаций и так далее, наверняка, повысит интерес к высшему образованию не только у европейцев, но и у представителей других континентов.

Сегодня европейские эксперты проводят интенсивные исследования систем образования, условий допуска и зачисления, применения кредитных систем, структуры присуждаемых степеней, организации учебного процесса в Албании, Боснии и Герцеговине, Македонии и Югославии. Предполагается, что эти страны присоединятся к Болонской декларации на встрече министров образования, которая предположительно состоится в сентябре 2003 году в Берлине. После этого можно будет констатировать, что в Болонском процессе участвуют 90% европейских государств, имеющих развитую систему высшего образования. Фактически в систему мониторинга, финансируемую Европейской комиссией, не включены только Беларусь, Молдова, Россия и Украина.

Россия пока не определилась окончательно по поводу своего участия в Болонском процессе. Из всех мероприятий, проводившихся в рамках общеевропейской концепции высшего образования, российские представители были полноправными участниками только на встрече в Риге. Основные положения Болонской декларации начали обсуждаться в нашей печати, а также на семинарах и конференциях лишь в нынешнем году.

Как отметил во время международного семинара "Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: Проблемы и перспективы" министр В. Филиппов, на реформу системы образования России по европейской модели следует взглянуть не только с позиции внешних, но и внутренних интересов. Можно выделить некоторые причины, объясняющие такую позицию нашей страны:

- трудно начинать новый этап изменений, пока не завершена уже начатая модернизация системы образования страны;

- экономическое положение России, несмотря на начавшуюся стабилизацию, не позволяет надеяться на увеличение финансирования высшего образования, а для любых нововведений требуются средства, хотя бы для проведения исследований;

- опыт внедрения программ подготовки бакалавров и магистров показал, что российское образовательное сообщество очень консервативно, может быть потому, что начиная с конца 80-х годов профессорско-преподавательский состав стремительно старел, и этот процесс еще не прекратился;

- в России, в отличие от значительной части других стран Европы, многие положения Болонского процесса уже выполнены: введена двухуровневая система академических степеней; существует национальная система аккредитации образовательных учреждений, все квалификации, получаемые выпускниками, востребованы национальным рынком труда, что может создать обманчивое впечатление легкости достижения других целей Болонского процесса.

На встрече министров образования Европы, запланированной на сентябрь 2003 года, в числе прочих вопросов будет обсуждаться "изменение институциональных основ для подписания Болонской декларации" Эти изменения должны способствовать большей открытости европейской системы образования, что, вероятно, облегчит процесс присоединения России к Болонской декларации.

Но вначале нам все же нужно решить главное: насколько для российской системы образования выгодно присоединение к Европе Знаний. С одной стороны, для России это закономерный путь развития в силу естественной исторически сложившейся тяги к культурным традициям Европы. Поэтому результатом работы семинара в Санкт-Петербурге стало создание Концепции модернизации высшего образования (со сроком внедрения до 2010 года), многие инновационные идеи которой содержательно близки идеям и целям Болонского процесса. Но, с другой стороны, стоит прислушаться и к мнению президента Российского Союза ректоров, ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничего, который на том же семинаре сказал: "высшая школа России должна развиваться по всем азимутам - и на Запад, и за Атлантику, и на Восток"...




Профессор Аркадий Верткмн, доктор медиминских наук
Доцент Алексей Тополянский, кандидат медицинских наук
Владимир Бараташвили, медининских наук

ПРИСТУП БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ: НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ

Бронхиальная астма (БА) встречается в 3-5% случаев всех неотложных состояний, требующих экстренной медицинской помощи. Это хроническое аллергическое воспалительное заболевание дыхательных путей, при котором постоянно повышенная чувствительность бронхов приводит к их сужению и нарушению бронхиальной проходимости (бронхиальной обструкции). Ведущую роль играют при этом спазм гладкой мускулатуры бронхов, отек и набухание их слизистой оболочки, закупорка мелких бронхов секретом (вязкой, трудно отделяемой мокротой), а также склероз бронхов, развивающийся при длительном тяжелом течении заболевания.

Сегодня важнейшим предрасполагающим фактором БА считают атопию - генетическую предрасположенность к аллергическим реакциям. При этом непосредственная причина возникновения приступа - контакт с аллергенами, в том числе ингаляционными (домашний клещ, животные, грибы, пыльца трав и т.д.), лекарственными (аспирин, НПВС, антибиотики и т.д.), пищевыми (консерванты, красители и т.д.). Существуют и другие аллергены. В роли усугубляющих факторов могут выступать резкие запахи, стрессы, курение, загрязнение воздуха, респираторная вирусная инфекция, холодный воздух, изменение погоды...

Быстрая помощь при развившемся приступе БА гарантированно защищает пациента от тяжелых осложнений, прежде всего от астматического статуса, при котором высок риск асфиксии и смерти больного. Тем не менее в России для купирования приступа БА традиционно используют устаревшие и утратившие свою эффективность лекарственные препараты, безусловный "лидер" среди них - эуфиллин. Несмотря на быстрое начало действия препарата и его продолжительность (до 6-7 ч), для эу-филлина свойственна "терапевтическая широта", то есть даже при небольшой передозировке возможно развитие побочных эффектов со стороны сердечно-сосудистой системы (резкое падение артериального давления, сердцебиение, нарушения ритма сердца, боли в области сердца), желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота, диарея), ЦНС (головная боль, головокружение, тремор, судороги). Именно поэтому во время введения эу-филлина предпочтительно горизонтальное положение пациента; при повышенной опасности возникновения побочных эффектов (тахикардия, аритмия, гипотония) препарат вводят в/в капельно под контролем АД, ЧСС и общего состояния пациента. Если пациент предварительно получал терапию пролонгированными препаратами теофиллина (ретафил, теопэк, "теотард и т.п.), применение эуфиллина крайне нежелательно. Нецелесообразно повторное применение эуфиллина, а также использование его после адекватной ингаляционной терапии Ь2-агонис-тами из-за высокого риска развития побочных эффектов (тахикардия, аритмия). Одновременное использование эуфиллина и сердечных гликозидов в условиях гипоксемии чревато развитием нарушений сердечного ритма, в том числе желудочковых.

К сожалению, для лечения БА нередко используют психотропные средства (в частности, транквилизаторы и наркотические анальгетики). Первые угнетают дыхание за счет центрального миорелаксирующего действия, а вторые - вследствие непосредственного влияния на дыхательный центр. При БА анти-гистаминные средства не только малоэффективны, но могут даже усугубить бронхообструкцию из-за повышения вязкости мокроты. Не показано, а в ряде случаев (при "аспириновой" астме) и противопоказано применение нестероидных противовоспалительных средств. Не оправдано также широкое применение адреналина, так как этот препарат показан для экстренного лечения анафилаксии или ангионевротического отека, а при БА риск развития серьезных побочных эффектов после его приема значительно превышает пользу.

Каждое лечебное учреждение должно иметь высокоэффективные средства для быстрого купирования приступа БА, а также современные приборы для целенаправленного введения лекарственных препаратов в дыхательные пути.

Приступ БА может протекать в виде острого или затяжного состояния бронхиальной обструкции. Острый приступ БА, как правило, возникает внезапно в любое время суток. Во время приступа больной ощущает стеснение в груди, испытывает острую нехватку воздуха. Он не в состоянии вытолкнуть воздух, переполняющий грудную клетку, и, чтобы усилить выдох, садится, упираясь руками в колени спущенных ног, либо стоит, опираясь о стол, спинку стула и включая таким образом в акт дыхания не только дыхательную, но и вспомогательную мускулатуру плечевого пояса и груди. Лицо цианотично, вены на шее набухшие. Уже на расстоянии слышны свистящие хрипы на фоне шумного затрудненного выдоха. Грудная клетка как бы застывает в положении максимального вдоха, с приподнятыми ребрами, увеличенным переднезадним диаметром, выбухаю-щими межреберьями. При аускультации выявляют резкое удлинение выдоха и обильные разнообразные (свистящие, грубые и "музыкальные") хрипы. Если приступ сопровождается кашлем, с трудом отходит небольшое количество вязкой слизистой стекловидной мокроты.

Для объективизации наличия и выраженности нарушения бронхиальной проходимости (бронхиальной обструкции), а также для оценки эффективности лечения используется простой и легко воспроизводимый метод - пикфлоуметрия. С помощью специального аппарата, пикфлоуметра, любой медицинский сотрудник или больной может самостоятельно оценить пиковую скорость выдоха (ПСВ) - максимальную скорость, с которой воздух может выходить из дыхательных путей во время форсированного выдоха после полного вдоха. Полученные значения ПСВ сравнивают с нормальными величинами, рассчитанными в зависимости от роста, пола и возраста пациента, а также с наилучшими значениями у данного пациента; по снижению ПСВ можно судить о выраженности бронхиальной обструкции.

Таким образом, приступ БА диагностируют на основании остро развившегося и/или прогрессивно ухудшающегося экспираторного удушья, затрудненного и/или свистящего дыхания, спастического кашля или сочетания этих симптомов при резком снижении показателя пиковой скорости выдоха.

Приступ БА в виде затяжного состояния бронхиальной обструкции характеризуется длительным (дни, недели, месяцы) затруднением дыхания с клинически выраженным синдромом бронхиальной обструкции, на фоне которого могут повторяться острые приступы БА различной тяжести. Состояние больного оценивают также по клиническим признакам и (при наличии пикфлоуметра) функциональным дыхательным пробам.

Легкое обострение. Одышка возникает при физической нагрузке, речь пациента не затруднена, частота дыхательных движений (ЧДД) 20-25 в 1 мин. Осмотр выявляет умеренное количество сухих хрипов, обычно в конце выдоха, частота сердечных сокращений (ЧСС) до 100 в 1 мин; ПСВ более 70% от индивидуальной нормы или наилучших значений у данного больного.

Обострение средней тяжести. Одышка возникает при разговоре (пациент произносит отдельные фразы), физическая активность ограничена, ЧДД 25-30 в 1 мин, вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания, при аускультации прослушиваются сухие хрипы, ЧСС 100-110 в 1 мин; ПСВ 50-70% от индивидуальной нормы или наилучших значений у данного больного.

Тяжелое обострение. Одышка (удушье) возникает при разговоре, физическаяктивность резко ограничена, положение вынужденное, ЧДД более 30 в 1 мин, вспомогательная мускулатура активно участвует в акте дыхания, яремная ямка втянута. Выслушивают распространенные сухие хрипы, ЧСС более 110 в 1 мин. ПСВ менее 50% от индивидуальной нормы или наилучших значений.

Основные приемы оказания неотложной помощи в случае приступа БА:
оценка по клиническим данным тяжести обострения, определение ПСВ (при наличии пикфлоуметра);

ограничение контакта (по возможности) с причинно-значимыми аллергенами или пусковыми факторами;

получение анамнестических данных о проводившейся ранее терапии (бронхолитические препараты - пути введения; дозы, кратность назначения, время последнего приема препаратов; прием системных кортикостероидов - дозы);

оказание неотложной помощи в зависимости от тяжести приступа;
оценка эффекта проведенной терапии (одышка, ЧСС, АД, прирост ПСВ>15%).
Основная цель при лечении приступа БА - уменьшение бронхиальной обструкции и обеспечение адекватного газообмена. Для этого используют следующие группы лекарственных средств:

селективные Ь2-агонисты адренорецепторов короткого действия - сальбутамол (вентолин, сальгим), фенотерол (беротек);
холинолитические средства - ипратропиум бромид (атро-вент); их комбинированный препарат беродуал (фенотерол + ипратропиум бромид);
глюкокортикоиды;

метилксантины (эуфиллин).

При лечении БА широко используют аэрозольную терапию, обеспечивающую быструю и неинвазивную доставку препаратов в дыхательные пути, высокую местную активность ингаляционных средств, уменьшение системных побочных эффектов препаратов.

Для того чтобы больной мог самостоятельно купировать нетяжелые приступы бронхиальной астмы, его необходимо обучить правильной технике использования дозированных аэрозолей. Ингаляцию лучше проводить сидя или стоя, немного запрокинув голову, чтобы верхние дыхательные пути расправились и препарат достиг бронхов. После энергичного встряхивания ингалятор переворачивают вверх баллончиком. Пациент делает глубокий выдох, обхватывает мундштук губами и в самом начале вдоха нажимает на баллончик, после чего продолжает вдыхать как можно глубже (следует иметь в виду, что быстрый вдох приводит к оседанию препарата на стенках глотки). На высоте вдоха необходимо задержать дыхание на несколько секунд (чтобы лекарство осело на стенку бронха), затем спокойно выдохнуть воздух. После ингаляции для уменьшения системных эффектов бета-адреномиметиков желательно полоскание рта с целью удаления препарата со слизистой и предотвращения его всасывания. При возникновении проблем с обучением пациента технике введения дозированных аэрозолей возможно использование спейсера - камеры, в которой лекарственное средство находится во взвешенном состоянии 3-5 с (срок, в течение которого больной имеет возможность вдохнуть аэрозоль).

Терапию приступа начинают с ингаляций короткодействующих селективных Ь2-агонистов или комбинированного препарата беродуапа, содержащего 0,05 мг Ь2-агониста фенотерола и 0,02 мг М-холиноблокатора ипратропиума бромида. Начало действия беродуала через 30 с, максимум - через 1 -2 ч, продолжительность действия - 6 ч.

Использование дозированных аэрозольных ингаляторов с бронхолитическими препаратами у детей, а иногда и у взрослых пациентов затруднено в связи с недостатками ингаляционной техники, возрастными особенностями, тяжестью состояния. В таких случаях целесообразно проведение небулайзер-ной терапии, обладающей определенными преимуществами:

- отсутствие необходимости в координации дыхания с поступлением аэрозоля;
- возможность использования высоких доз препарата и получение фармакодинамического ответа за короткое время;
- непрерывная подача лекарственного аэрозоля с мелкодисперсными частицами;
- быстрое и значительное улучшение состояния вследствие эффективного поступления в бронхи лекарственного вещества;
- легкая техника ингаляций.

Основные показания к применению небулайзеров при оказании неотложной помощи больным БА:
• необходимость применения высоких доз препаратов;
• целенаправленная доставка препарата в дыхательные пути;
• если имеют место осложнения при применении обычных доз лекарственных средств и высока частота применения ингаляционных кортикостероидов и других противовоспалительных средств;
• тяжесть состояния у детей (отсутствие эффективного вдоха);
• предпочтение больного.

При нетяжелом приступе БА ингаляций бронхолитиков, как правило, оказывается достаточно; при неэффективности первой ингаляции через небулайзер (первых двух вдохов аэрозоля) возможна повторная ингаляция бронхолитиков (повторное вдыхание 1 -2 дозы препарата) через 20 мин (до улучшения состояния или до появления побочных эффектов, обычно не более трех раз в течение 1 ч).

При тяжелом приступе БА, в случае отсутствия ингаляционных средств или невозможности их использования по другой причине (например, при выраженном снижении интеллекта пациента и невозможности быстро обучить его методике пользования дозированными аэрозолями), а также по настойчивой просьбе больного возможно введение эуфиллина 2,4% раствора 10,0-20,0 мл внутривенно в течение 10 мин.

Гормонотерапия необходима при среднетяжелом и тяжелом приступе БА в случае
- недостаточного эффекта от терапии бета-адреномиметиками;
- при угрозе остановки дыхания;
- при анамнестических указаниях на необходимость применения глюкокортикоидов для купирования БА в прошлом.

Начальная доза преднизолона обычно составляет 90-150 мг в зависимости от тяжести состояния, препарат вводят внутривенно струйно или капельно в 200 мл изотонического раствора натрия хлорида. Другие глюкокортикоиды (например, метилпреднизолон) назначают в эквивалентной дозе. При необходимости возможно применение гормонов в виде ингаляций через небулайзер, например будесонида (пульмикорта). Эффект глюкокортикоидов развивается через 4-6 ч от момента введения препарата; в случаях длительно текущей выраженной БА терапевтическое действие может стать заметным лишь через несколько суток гормонотерапии. В то же время чувствительность бета-адреноре-цепторов к адреномиметикам может восстановиться значительно раньше - через 1-2 ч после в/в введения, поэтому в этот период целесообразно параллельно с глюкокортикои-дами продолжать бронхолитическую терапию. При назначении высоких доз возможны повышение артериального давления, возбуждение, нарушения сердечного ритма. Противопоказания к применению глюкокортикоидов: язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, высокая артериальная гипертензия, почечная недостаточность, системные грибковые заболевания, повышенная чувствительность к глюкокортикоидам в анамнезе.

Имеются определенные критерии эффективности проводимого лечения.

"Хороший" ответ на проводимую терапию: состояние стабильное, уменьшилась одышка и количество сухих хрипов в легких; ПСВ увеличилось на 60 л/мин, у детей - на 12-15% от исходного.

"Неполной" считается реакция, если состояние остается нестабильным, симптомы выражены в прежней степени, сохраняются участки с плохой проводимостью дыхания, нет прироста ПСВ.

"Плохой" результат - симптомы выражены в прежней степени или нарастают, а ПСВ снижается.