Профессиональный научно-популярный журнал №4-2002г.

Главный редактор

Гарри Барер

Шеф-редактор

Владислав Янкулин

Дизайн
Денис Левин

Фото
Наталья Губернаторова

Редакционным Совет:

Абакаров С.И. (Москва) Арутюнов С.Д. (Москва) Бальгюнене И.А. (Вильнюс) Володин Н.Н. (Москва) ВОЛОЖИНА.И (Москва)
Давыдов Б.Н. (Тверь) Дмитриенко С.В. (Волгоград) Душенков П.А. (Москва) Зеновский В.П. (Архангельск)
Кудрявая Н.В. (Москва) Кузьмина Э.М. (Москва) Лебеденко И.Ю. (Москва) Лежнев А.И. (Москва)
Леус И.А. (Минск)
Персии Л.С, (Москва) Соколов Е.И. (Москва) Шаргородский А.Г. (Смоленск)
Ющук Н.Д. (Москва)

Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов Отмгспенноеть за достоверность сведении, садеежащнхся в опубя-кованных статьямдсут их авторы. Перепечатка тмъю с разрешения редакции.

Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати и СМИ 24 января 2002г свидетельство о регистрации № ЛИ 77-11845. Teл. редакции 211-04-84.

Отпечатано в типографии ОАО "Молодая гвардия" заказ № 22086

СОДЕРЖАНИЕ

100 ЛИЦ
Владимир Козлов
Трое мужчин и одна женщина
(Династия Лимбергов)

Персона
Наталия Михайловская
Просто я работаю волшебником

Интервью в номер

Старая сказка о главном
(Интервью с профессором Сергеем Улитовским)

Праздник - в дом
Как посвятить себя любви и не потерять работу
(Рекомендации по встрече 2004 года)

Выставки, конгрессы, конференции

Лидия Мониава
Красота по-французски

Валентин Чиликин
Как это было

Авторитетное мнение

О чем "не спят" министры?

Только профессионалам

Юрий Максимовский, Тамара Ульянова,
Наталья Заблоцкая
Ошибки и осложнения при работе с композитными
материалами

Научные публикации

Гарри Барер, Аркадий Верткин, Ольга Любшина, Ольга Коротеева
Полисомнаграфическое исследование пациентов с синдромом жжения полости рта

Практические советы

Валентин Чиликин
Будь здоров, доктор!

Методический кабинет

Марина Ретинская
Формирование навыков виртуального моделирования зубов и зубных протезов по системе CEREC

Экспертиза
Гурген Пашинян
Слушается дело (экспертиза по материалам иска)

Реформа высшей школы

Татьяна Стуколова, Эдит Кузьмина
О подготовке в интернатуре врача-стоматолога общей практики

С Новым годом

Юмор, тест

На правах рекламы

Лидия Дмитриева, Елена Новикова, Андрей Романов,Денис Кострюков
Клиническая оценка эффективности геля"Пародиум" в послеоперационном периоде

10 лет компании "Дентекс"
Марина Дубова
Точность не бывает лишней

Николай Фаращук, Леонид Цепов, Сергей Кириллов, Александр Николаев, Павел Адамов
Сравнительная оценка прочностных характеристик
современных композитных материалов

Гарри Барер, Ирина Овчинникова, Валентина Завьялова, Наталья Завьялова
Неоперативные методы лечения пародонтита




Профессор
ТАТЬЯНА СТУКОЛОВА,
заместитель министра здравоохранения РФ
Профессор МГМСУ ЭДИТ КУЗЬМИНА,
доктор медицинских наук

О подготовке в интернатуре
врача-стоматолога общей практики

Мы живем в эпоху больших перемен, которые, разумеется, не могли не коснуться здравоохранения и образования.

В разных странах возникает та или иная необходимость реформирования образования. Так, в странах Западной Европы при развитой и устоявшейся системе образования и длительно существующих традициях прежде всего приходится решать вопросы тактики подготовки специалистов, обусловленные новейшими достижениями науки и практики. В Восточной Европе, напротив, необходимы более значительные изменения стратегии образования, направленные на подготовку специалистов такого профессионального уровня, который не отличался бы от уровня выпускников самых престижных учебных заведений.

Проект национальной доктрины образования в России был разработан комитетами Совета Федерации и Государственной Думы по образованию, культуре, здоровью, науке и представлен на суд общественности в 1999 г. В его создании непосредственное участие принимали представители крупнейших вузов нашей страны.

Естественно, нас интересует, как в соответствии с этой доктриной будет развиваться стоматологическое образование, при этом по ряду причин в первую очередь необходимо решать вопросы обучения специалистов после получения диплома.

Вот эти причины:
• изменение системы оказания стоматологической помощи, которую осуществляют наряду с государственными учреждениями и частные стоматоло
гические клиники, доказавшие право на существование;
• усиление конкуренции в области предоставления стоматологических услуг в условиях рыночных отношений;
• внедрение новейшего оборудования, современных материалов и новых технологий, требующее постоянного пересмотра учебных программ;
• потребность бюджетных и частных стоматологических клиник в профессионалах высокого уровня.

Поиск более совершенных моделей подготовки специалистов стоматологического профиля - процесс постоянный, который едва ли когда-либо завершится.

Отличительная особенность нашего времени - переход от жестко регламентированных к более гибким учебным планам, которые позволят высшим учебным заведениям постоянно адаптировать программу обучения с учетом изменяющихся потребностей населения в стоматологической помощи.

В Московском государственном медико-стоматологическом университете (МГМСУ) разработана концепция совершенствования стоматологического образования в России, в которой обсуждается единая система непрерывного стоматологического образования, т.е. интеграция среднего специального, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Данная концепция была одобрена на совещании деканов стоматологических факультетов вузов Российской Федерации и на конгрессе СтАР, получила поддержку широкой стоматологической общественности.

В соответствии с этим документом обоснована и предложена программа подготовки стоматолога общей практики как центральной фигуры специалиста с высшим образованием.

В программу его обучения на этапе послевузовского образования включена первичная специализация в интернатуре, которая должна стать обязательной формой одногодичной профессиональной подготовки для лиц, получивших диплом врача-стоматолога. В последующем это может служить основанием для занятия соответствующих должностей в учреждениях здравоохранения различных форм собственности.

Обучение в интернатуре осуществляется по специальности 040401 «Стоматология». Однако, по нашему мнению, логичнее было бы обозначить ее как «Стоматология общей практики», ибо обучение в интернатуре предполагает подготовку специалиста, обладающего совокупностью знаний, умений и практических навыков в области профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных стоматологических заболеваний взрослых и детей с применением терапевтических, хирургических и ортопедических методов.

Вопрос о соответствующем изменении номенклатуры специальностей давно назрел и требует скорейшего решения. В настоящее время преподавателями Московского государственного медико-стоматологического университета подготовлены квалификационная характеристика, паспорт специальности и государственный образовательный стандарт, в котором определены основные функциональные обязанности врача-стоматолога общей практики:
• стоматологическое просвещение населения и пропаганда здорового образа жизни;
• осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм основных стоматологических заболеваний;
• своевременная диагностика и оказание экстренной помощи при неотложных стоматологических состояниях;
• проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в объеме, соответствующем требованиям квалификационной характеристики;
• своевременная диагностика и госпитализация больных для оказания специализированной помощи;
• оказание консультативной помощи;
• ведение утвержденных форм учетной и отчетной документации.

Для практического решения этого вопроса на факультете постдипломного образования создана кафедра стоматологии общей практики для подготовки интернов. Обучение должно проводиться по новой учебной программе, в основе которой лежит интегрированный подход в преподавании стоматологических и общеврачебных дисциплин.

Цель учебной программы, разработанной в МГМСУ, - развитие у выпускников вузов комплексного клинического мышления, основанного на фундаментальных знаниях механизмов возникновения и развития общих патологических процессов, а также патогенеза конкретных заболеваний полости рта и зубоче-люстной системы. Это позволит врачу видеть целостную картину проблем стоматологических заболеваний у каждого пациента. Специалист, окончивший интернатуру по такой программе, будет готов оказать квалифицированную стоматологическую помощь (терапевтическую, хирургическую и ортопедическую) в условиях амбулаторного приема как взрослым, так и детям.

Подобная подготовка поможет молодому специалисту найти свое место в структурах практического здравоохранения. Выпускник интернатуры может быть востребован как врач-стоматолог в районной поликлинике, медсанчасти, медпункте и других структурах, ведущих смешанный амбулаторный прием больных с оказанием им первичной квалифицированной помощи.

Обучение врача-интерна по указанной программе занимает 1728 ч, из которых на профессиональную подготовку по специальности «Стоматология общей практики» отводится 1106 ч. Данная дисциплина предполагает освоение в клинических условиях принципов профилактики, диагностики, выработки плана лечения и его осуществление при основных стоматологических заболеваниях: кариесе и его осложнениях (376 ч), болезнях пародонта и воспалительных заболеваниях зубочелюстной системы (154 ч), травмах (70 ч), аномалиях развития (64 ч), дефектах и деформациях челюстно-лицевой области (220 ч) и т. д.

Лечебные манипуляции, которыми должен владеть врач после окончания интернатуры, позволяют оказывать неотложную стоматологическую помощь в рамках терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии взрослым и детям и проводить плановые лечебно-профилактические мероприятия.

В программу дисциплины «Стоматология общей практики» входят вопросы асептики и стерилизации в амбулаторной стоматологической практике, задачи обезболивания, принципы выбора анестетиков для лиц с различными сопутствующими заболеваниями, основы неотложной помощи, которыми должен владеть каждый молодой специалист.

В профессиональную подготовку включены также вопросы углубленного освоения методов профилактики стоматологических заболеваний (100 ч), эпидемиологические аспекты профилактики, задачи гигиенической культуры и просвещения населения.

Для реализации целей и задач обучения в интернатуре и формирования у обучающихся клинического мышления важны не только знания конкретных механизмов возникновения, развития и исхода патологических процессов в полости рта, но и их связь с другими заболеваниями. Выпускники интернатуры должны владеть основами фундаментальных наук, принципами фармакотерапии, деонтологии, а также основами психологии человеческих взаимоотношений.

Для этого в учебную программу включены такие смежные дисциплины, как профессиональные и инфекционные заболевания, кожные и венерические болезни, судебная стоматология, лучевая диагностика, фундаментальные дисциплины (патологическая физиология, медицинская психология, фармакология, медицинская информатика), организация здравоохранения (общественное здоровье и медицинское страхование, юридические основы профессиональной деятельности), медицина катастроф.

Таким образом, новая программа обучения в клинической интернатуре, разработанная и реализуемая в МГМСУ, позволит подготовить специалиста, готового к самостоятельной работе в учреждениях здравоохранения различных форм собственности в качестве врача первичного звена стоматологической помощи, главным направлением деятельности которого является профилактика стоматологических заболеваний во всех возрастных группах пациентов.

Обучение в интернатуре должно помочь молодому стоматологу сделать правильный выбор дальнейшей специализации.

Если в нашей стране институт подготовки таких специалистов лишь начинает формироваться, то в мировой стоматологической системе врачей этого профиля готовят давно. Сегодня они представляют собой основное звено практического здравоохранения (85%).

Опыт МГМСУ, приобретенный за последние годы при подготовке интернов по программе обучения врача-стоматолога общей практики, показал востребованность специалистов новой формации в практическом здравоохранении России. Об этом свидетельствует и все возрастающее число интернов, обучающихся как на бюджетной, так и на контрактной основе.