Профессиональный научно-популярный журнал №11-2004г.
Главный редактор
Гарри Барер
Шеф-редактор
Владислав Янкулин
Дизайн
Денис Левин
Фото
Наталья Губернаторова
Редакционным Совет:
Абакаров С.И. (Москва) Арутюнов С.Д. (Москва) Бальгюнене
И.А. (Вильнюс) Володин Н.Н. (Москва) ВОЛОЖИНА.И (Москва)
Давыдов Б.Н. (Тверь) Дмитриенко С.В. (Волгоград) Душенков П.А. (Москва)
Зеновский В.П. (Архангельск)
Кудрявая Н.В. (Москва) Кузьмина Э.М. (Москва) Лебеденко И.Ю. (Москва)
Лежнев А.И. (Москва)
Леус И.А. (Минск)
Персии Л.С, (Москва) Соколов Е.И. (Москва) Шаргородский А.Г. (Смоленск)
Ющук Н.Д. (Москва)
Редакция не несет ответственности за содержание рекламных
материалов Отмгспенноеть за достоверность сведении, садеежащнхся в опубя-кованных
статьямдсут их авторы. Перепечатка тмъю с разрешения редакции.
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати
и СМИ 24 января 2002г свидетельство о регистрации № ЛИ 77-11845. Teл.
редакции 211-04-84.
Отпечатано в типографии ОАО "Молодая гвардия"
заказ № 22086
|
СОДЕРЖАНИЕ
100 ЛИЦ
Георгий Беликов
Правду расскажет история
Персона
Наталия Михайловская
Если звезды зажигаются
Интервью в номер
"Шпага" задела честь, или Немецкая сталь не всем по
зубам
Реформа высшей школы
Александр Берлянд, Алексей Прокопов
Система, удобная всем (рейтинг МГМСУ)
Ирена Бальчюнене
Аккредитация стоматологических вузов в странах,
вступающих в Европейский Союз
|
Научные публикации
Гарри Барер, Виктор Царев, Елена Николаева, Салем Рамин
Особенности микробной колонизации десны при сочетанной патологии
пародонта и сахарного диабета 1 типа
Юрий Максимовский, Тамара Ульянова, Людмила Нехорошева, Денис
Фоменко
Герметизация корневых каналов зубов с использованием
отечественных силеров "Виэдент" и "Силдент"
Чудеса науки Ex Cathedra
Людмила Польма, Светлана Томина
Быстрое верхнечелюстное расширение как ортодонтический метод
лечения пациентов с сужением верхней челюсти
Учеба за рубежом
Дарья Володина
Там, за туманами
В помощь преподавателям
Мария Пожарицкая, Галина Лукина, Людмила Волчкова, Татьяна Симакова
Методика проведения итогового занятия на осеннем семестре по
пропедевтике стоматологических заболеваний
Практические советы
Валентин Чиликин
QuiXfil - композиционный материал для реставрации боковых зубов
. ..
Людмила Мартова
Изучение краевой проницаемости "Filtek Z-250" и "Filtek
flow"
На правах рекламы
Алексей Малинин
Визиограф определяет имидж клиники
Гари Кинцлер
D/Sense Crystal
Лизобакт как средство патогенетической терапии
воспалительных процессов в полости рта.
Скорая помощь
Аркадий Верткин, Олег Талибов
Синкопе (обморок). Алгоритм диагностики и лечения
Вести из регионов
Людмила Туликова
Вспомним, как все начиналось
"История" в деталях урген Пашинян, Альбина Пашинян, Анна
Демина
Мы в ответе за тех, кого... пролечили
Официоз
|
Как было бы тихо на земле,
если бы люди говорили только то,
что точно знают.
Эмиль Золя
Если звезды зажигаются...
Бывают
люди, с которыми ты такой, какой есть, со всем хорошим, но и со всем дурным.
И тогда никакой дистанции нет. Но бывают и такие, при которых ты самим
собой быть не можешь, потому что при них, как излишнюю полноту, остро
ощущаешь и душевную лень, и перевес "хочу" над "надо",
и преждевременную усталость и многое-многое другое. И понимаешь вдруг
с горечью: то, что казалось непреложным, просто инерция мысли, то, что
считал похвальным, не более как одна из ступенек твоих возможностей, то,
на что сетовал, преходяще...
Как удивительно по-разному складываются жизни людей.
Для одних это лишь "миг между прошлым и будущим", промелькнувший
серым рутинным однообразием. Оглянулся назад, а там ни выращенного дерева,
ни построенного дома. Разве что сына успел родить, но для этого "кому
ума недоставало"?
Иные же каждый день проживают как последний. Спешат,
торопятся, боясь недоделать, недосказать, недоот-крыть. Они, как Полярная
звезда среди мириад небесных огоньков, - ярче, выше, заметнее. Генеральный
директор компании "СтомаДент" Павел Добровольский из этих, неугомонных
и ярких. Все он привык делать только на пять с плюсом. Не желание - а
мечта. Не стремление - а цель. Не приступки - а ступени. "Земную
жизнь пройдя лишь до середины", он оставил в ней столько вех, что
хватило бы не на одну судьбу...
Ты к я одной крови
Счастье похоже одно на другое, боль же у каждого своя. Кажется, что именно
твоя -самая сильная и непреодолимая."Цавватта-нем, - говорят армяне,
- возьму твою боль". Всего лишь два слова, но стоят они гораздо дороже
сотен пустых признаний, объяснений и клятв. И, быть может, именно ради
этих слов он решил стать врачом...
"Ты и я одной крови" - так называлась книга,
случайно попавшая в руки юного Паши. Впервые он узнал о невероятных возможностях
человеческого мозга и буквально
"заболел" медициной, вернее, психиатрией. Так,
в семье потомственных военных (дед Павла - капитан первого ранга, отец
- полковник, геофизик, строивший военные аэродромы) появился "уклонист".
Впрочем, паники по этому поводу не было. У Добровольских мужчины сами
принимали решения и сами несли ответственность за них. После окончания
школы Павел подал документы во II Московский медицинский институт. Боль
детей - самая сильная, самая отчаянная, самая беспомощная. Но взять на
себя хотя бы частицу ее юноше было не суждено - на вступительных экзаменах
он не добрал необходимых баллов. Однако мечте не изменил -поступил в
медицинское училище № 14, из которого вскоре отбыл на срочную службу в
ракетные войска Советской армии. Окончив школу сержантов, Павел три месяца
провел с бойцами на боевых дежурствах. Собственно, на этом его военная
служба и закончилась. На межвойсковых соревнованиях по баскетболу взошла
первая звезда Павла Добровольского. Она была в спортивных трусах и с
баскетбольным мячом в руках. Приказом командования кандидата в мастера
спорта сержанта Добровольского, принесшего своей команде победу, перевели
в спортроту. А приказы, как известно, не обсуждаются...
Позже он выиграет еще немало матчей на российском уровне уже в составе
другой команды-студенческой сборной Московского медицинского стоматологического
института.
С легким паром, стоматолог!
"Каждый год 31 декабря мы с приятелями ходим в баню...". Между
прочим, замечательная русская традиция - чистота, расслабление, общение.
Да к тому же именно после бани шутница-судьба порой любит поиронизировать.
Так было и на этот раз. Возвращаясь из традиционного похода в популярные
среди москвичей Селезневские бани, Павел со товарищи обратили внимание
на здание ММСИ им. Н.А.Семашко. А почему бы, в самом деле, не стать стоматологом?
На "стомате" учатся не пять с половиной лет, как на лечебном
факультете, а на год меньше. Павла, считавшего себя в свои 20 лет бывалым
"дедом", это вполне устраивало. Чтобы вспомнить школьную программу,
он поступил на подготовительное отделение, а через год стал студентом.
И ни разу не пожалел об этом.
Старосте потока, члену институтского профкома, игроку
баскетбольной сборной института Павлу Добровольскому учиться нравилось.
Ремесло стоматолога, в котором результаты труда видны сразу, явно пришлось
ему по душе. Но еще больше по душе пришлась соученица с лечебного. Ирина
- первая и единственная в жизни любовь - разбередила, очаровала, завладела.
С тех пор они с Иришкой, как ласково называет Павел Владимирович супругу,
ныне врача акушера-гинеколога, вот уже почти 25 лет вместе.
Чтобы обеспечивать семью, в свободное от учебы время,
коего оставалось не так уж много, Павел подрабатывал - не хотел материально
зависеть от родителей. Вначале поступил санитаром в больницу, потом работал
препаратором на кафедре анатомии, медбра-том в МОНИКИ, летом - грузчиком
на вокзале. Одновременно служил дворником в собственном дворе. А на старших
курсах изобрел с приятелями еще один удобный способ заработка: они устроились
контролерами. Пока ехали до института, вылавливали безбилетников. Это
было настоящим ноу-хау: мало того, что студенты бесплатно пользовались
общественным транспортом, получали оклад в 120 рублей, так еще за каждого
выловленного сверх нормы "зайца" им доплачивали по 20 копеек.
Со студенческих лет Павел Владимирович Добровольский никогда не работал
в одном месте. Всю жизнь пытался усидеть на двух, а то и на трех стульях
одновременно. И, надо сказать, это ему удавалось.
Хочу все знать!
Окончив институт и получив диплом врача общей практики, Павел приступил
к работе в поликлинике, обслуживающей студентов МВТУ имени Баумана. Он
стал бы хорошим врачом и, наверняка, зажег бы еще одну звезду в своей
судьбе, потому что имел для этого все необходимое: большое сердце, умеющее
вмещать чужую боль, щедрую душу, готовую понять, принять, посочувствовать,
умелые и надежные руки, способные помочь... Руки. Они-то его и подвели.
Не выдержали неравной "схватки" с химическими пломбировочными
материалами. Заработав профессиональную экзему, Павел Владимирович вынужден
был отказаться отлюбимого дела. Переквалифицироваться в управдомы или
в физиотерапевты он не желал, а потому начал искать себя на новом поприще.
Что там говорят об извечном споре физиков и лириков?
Между прочим, великий Леонардо да Винчи первым изобрел вертолет, Ломоносов
одинаково хорошо владел рифмой и законами физики, Бородин в перерывах
между сочинением великолепной музыки ставил уникальные химические опыты.
Павел не гнался за славой великих, он просто сказал себе: "Хочу
все знать" и превратился из художника-ваятеля в... технаря-теоретика,
поступив в МВТУ на специальный факультет переподготовки врачей. Отучившись
три года на кафедре приборостроения и защитив работу по теме "Ультразвук
в стоматологии", он получил еще один диплом о высшем образовании
по специальности "инженер-электромеханик по биомедицинской технике".
Одного из немногих специалистов, имеющих два высших
образования на стыке двух специальностей, Павла Владимировича Добровольского
приглашают на должность младшего научного сотрудника в ЦНИИС, в отделение
организации здравоохранения, руководимое профессором А.В.Алимским. Там
он проработал недолго. В 1987 г. у прозорливого и мудрого заместителя
директора ЦНИИСа профессора В.К.Леонтьева возникла идея купить лицензию
у одной западной компании на право выпуска медицинских стоматологических
композитных материалов, которые в России в то время не производились.
В СССР всеми операциями по покупке импортных материалов, оборудования,
технологий занимались специальные внешнеторговые организации - "Союзздравэкспорт",
"Машим-порт" и др. В одну из них - "Лицензинторг"
-и был откомандирован Павел Добровольский. Однако двух его высших на этой
работе было недостаточно. Нужно было стать специалистом по внешней торговле...
Зачем Айболиту длинный язык?
"Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку
танцевал, и кланялся непринужденно...". Светский лоск, изящные манеры,
свободное
владение английским языком, способность поддерживать разговор на любые
темы - кто бы мог подумать, что все это вдруг понадобится нашему "Айболиту",
когда он будет получать третье образование экономиста-международника
в Академии внешней торговли?
В это же время Постановлением Совета Министров создается возглавляемое
В.К.Леонтьевым Всесоюзное научно-производственное объединение "Стоматология",
включившее Харьковский и Казанский заводы по производству стоматологического
оборудования и материалов, факультет усовершенствования врачей, Одесский
НИИ стоматологии, столичный ЦНИИС и еще ряд структурных подразделений.
Вся стоматологическая наука объединилась, наконец, под одной крышей. Научные
разработки советских ученых завоевывали все больший авторитет за рубежом.
Торговля набирала обороты. И тогда по предложению Павла Добровольского
в рамках ВНПО была организована специализированная внешнеторговая фирма,
способная обходиться без посредников. Павел Владимирович стал ее главным
экспертом. Основной его задачей было привлечение в страну новых современных
стоматологических технологий и экспорт отечественных разработок. Стоматологию
он знал не понаслышке, а технический склад ума дополнял искусство дипломатии.
Но не привыкшего сидеть на одном стуле и владеющего юридическими
знаниями Добровольского без отрыва от основной работы привлекают к созданию
совместного советско-американского предприятия "Стома-Дент".
СП тогда только начали появляться и были необыкновенно популярны. "Стома-Дент"
базировался на базе Харьковского производственного объединения "Стома".
Павел готовил все экономические выкладки, юридические
документы, принимал участие в составлении Устава предприятия и необходимых
договоров. На партнерство с Советским Союзом претендовали такие крупные
американские компании как "ЗМ ESPE" и "Кюльцер". Но
наиболее оптимальные условия сотрудничества были предложены фирмой "Дентсплай".
В апреле 1989 г. "Стома-Дент" начал действовать, уже через год
наладив производство первого композита, выпущенного в России по лицензии
"Дентсплай". Миссия эксперта была выполнена, и Павел Добровольский,
бросив как напутствие гагаринское "Поехали!", вернулся к работе
в ВНПО "Стоматология".
Утром деньги, вечером - стулья?
Сколько бы ни критиковали г-на Маркса, но от открытых им законов никуда
не
деться. Это только у Ильфа и Петрова сначала деньги, а потом стулья, а
у всех остальных - нет товара, нет денег. Валовой национальный продукт
страны определяет не торговля, а производство. Это Павел отлично понял,
часто бывая на заводах, где с его легкой руки работали совместные предприятия.
И вот еще один поворот судьбы, новый указатель на ее перекрестке. В 1991
г. Добровольский ушел из ВНПО и создал с партнерами производственную
фирму "Норвит". Дело пришлось начинать буквально с нуля. Через
некоторое время у "Норвита" появились собственные производственные
мощности. Предприятие из композиционных материалов делало теннисные ракетки,
которыми, к слову, российские юниоры выиграли чемпионат мира. Наладил
Добровольский и швейное производство, одной из самых больших программ
которого стал пошив медицинской одежды. Было и подразделение, занимавшееся
сборкой мобильных стоматологических установок известной американской марки
"Айдек". Возможно, все так продолжалось бы и поныне, если бы...
Впрочем, зачем говорить о том, что могло бы случиться при тех или иных
обстоятельствах. Вышло так, как вышло. Советский Союз перестал существовать,
границы разорвали многие создававшиеся годами торговые цепочки. То ли
по политическим мотивам, то ли в связи с тем, что многие сырьевые базы
оказались за границей, в 1994 г. было решено перевести завод "СтомаДент"
из Харькова в Россию. О том, кто возглавит производство, сомнений не было
ни у В.К.Леонтьева, ни у вице-президента компании "Дентсплай"
Чарльза Кина. Конечно, Павел Добровольский. В апреле завод был остановлен,
полностью демонтирован и перевезен. Идеальная площадка для него была найдена
в подмосковном Томилине.
То, что было дальше, можно назвать БАМ, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре.
Всего за пять месяцев "СтомаДент" был полностью восстановлен.
Через некоторое время американское участие в производстве свелось к минимуму,
и завод был зарегистрирован как российское предприятие. Начав с двух композитов
(химического и светового отверждения), к 2000 г. "СтомаДент",
оснащенный всем необходимым оборудованием, наладил выпуск стоматологических
материалов 40 наименований, став одним из самых заметных производителей
в России. Павел Добровольский - единственный руководитель стоматологического
производства в стране, имеющий три профильных высших образования, в том
числе - врача-стоматолога. Четвертая беда России (после дураков, дорог
и пьянства) - непрофессионализм руководства - заводу "СтомаДент"
не грозила. Завод мог бы стать генеральской "звездой" Павла
Владимировича, когда б не решил он дотянуться еще до одной...
И снова горе от ума
Наверное, нет ни одного человека, который не помнил бы свою первую учительницу.
Порой в памяти навсегда остаются лица и имена сурового "физика",
въедливой "химо-зы", зануды "русички". Мы с любовью
вспоминаем их самих, забавные прозвища и "бесконечные уроки".
А вот университетские преподаватели проходят по нашей жизни однообразной
чередой "Ф.И.О.". Лишь образы самых выдающихся педагогов хранятся
в душе никогда не выцветающими фотоснимками. Отчего так? То ли детская
память иначе устроена, то ли прагматичные юношеские сердца не столь сентиментальны...
Этого, быть может одного из самых молодых заведующих кафедрой МГМСУ,
не запомнить трудно. Стильный костюм, модная двухнедельная щетина, неумолкающий
ни на минуту "мобильник". Как-то мало похож он на академического
мужа, строгого преподавателя или требовательного экзаменатора. Особенно
глаза, светящиеся заботой и добротой. Да он никогда и не предполагал,
что займется преподавательской деятельностью. Это была еще одна лукавая
улыбка судьбы.
Находясь в зарубежной командировке, два профессора МГМСУ
Г.М.Барер и Е.И.Соколов разговорились с одним из выпускников университета,
преподающего ныне в Великобритании, о том, каких предметов из английской
программы обучения стоматологов нет в России. Одним из них оказалось
материаловедение. Самостоятельной науки материаловедения в стоматологии
не существовало -лишь отдельные обрывочные сведения. Не разрабатывались
теории, не писались учебники, не готовились кадры. Стоматологи, оканчивая
универcитет, не представляли себе ни механизма действия материалов, ни
их основных показателей. Предметом владели только производственники. Как
все ремесленники, работающие руками, они должны знать о материале все,
чувствовать его на ощупь. Художник, не умеющий смешивать краски, не создаст
шедевра, гончар, неправильно замешав глину, вылепит пропускающий воду
горшок, стоматолог, не видя цвет и
форму, не ведая о свойствах пломбы, не отреставрирует зуб. Кафедра необходима,
это очевидно. И возглавлять ее будет...
В общем-то его поставили перед фактом. Павел, правда, попросил немного
времени на раздумье (ведь от руководства заводом гендиректора никто не
освобождал), но все же отказаться не смог. А начинать приходилось просто
с чистого листа: создавать учебные программы, переводить пособия, подбирать
преподавательские кадры. Последнее оказалось самым трудным. Материаловедов
в России много. Они работают в металлургии и космосе, на оборонных предприятиях
и других отраслях, а в области стоматологии их наберется от силы человек
20. К сожалению, композиты, идеально ведущие себя в космосе, категорически
отказывались стоять во рту (видимо, в галактике "экология" получше).
Надежда была только на "стомаден-товцев". Им, обладающим колоссальным
практическим опытом, всю жизнь занимающимся материаловедением в стоматологии,
пришлось засесть за учебники. Знать самому и учить других разные вещи...
С появлением кафедры изменился подход к материалам и на самом заводе.
Если в конце XX в. главным было выдать на гора как можно больше продукции
со стабильным качеством, то в начале XXI столетия основной задачей стало
создание принципиально новых материалов, доведенных до совершенства. Это
оказалось чрезвычайно трудно, так как фундаментальных исследований по
материаловедению в стране никогда не проводилось. В 2005 г. состоится
выпуск первых в России 350 дипломированных специалистов, под-готовленТных
на профильной кафедре материаловедения МГМСУ. Уникальной кафедры, на
которой нет ни одного преподавателя, включая заведующего, с ученой степенью.
Во всей стране она одна такая. Написать работу Павлу Владимировичу не
сложно, материала не на одну диссертацию хватит. Вот только он никак не
решит, на чем все же сделать основной акцент - на медицине, инженерном
деле или экономике? Уже не первый год мучается сомнениями. Оказывается,
у ума свои проблемы...
Паша и медведь
...
Страшно хотелось курить. Он уже четвертый час сидел в засаде почти без
движения. Даже дышать старался как можно тише. Этой встречи он ждал много
лет. В его коллекции охотничьих трофеев были лоси, кабаны, зайцы, фазаны,
глухари... Не было только медведя. Встречал его не раз, а выстрелить так
и не решился. Сегодня уж точно... Но история вновь повторилась.
При встрече с хозяином русского леса первобытный инстинкт охотника, живущий,
как считает Павел, в каждом мужчине, утонул в потоке детских воспоминаний.
...У
него появился новый друг. Забавный, ласковый, мохнатый Миша - медвежонок,
которого отец привез на самолете из тайги. Рос Паша - рос Миша, шкодил
Миша - отвечал Паша. Играли и забавлялись вместе. Позже будет у Павла
Владимировича еще один преданный любимец - среднеазиатская овчарка. Своенравный
80-килограммовый красавец, свирепый ко всем, кроме обожаемого хозяина.
Но забавный Мишка оставил в его сердце самый глубокий след, подобный,
тому, что остается от длиннющего медвежьего когтя на стволе дерева.
С тех пор на медведя у Павла рука не поднимается. Хотя
охотник он страстный, заядлый. Много лет ездит в одно и то же охотничье
хозяйство. Сначала с другом, который впервые открыл ему мир охоты, а последние
два года берет с собой и сына Дмитрия, студента-стоматолога, страстно
желающего во всем походить на отца. Павел Владимирович уверен, что для
мужчины охота не просто увлечение, это выплеск энергии, разрядка, ликвидация
некоей агрессии, которая неизменно накапливается в каждом современном
горожанине. Что может быть лучше русских берез? Обнимешь ее, и вся дурная
энергетика по стволу в землю уйдет. Общались бы мы чаще с природой, наверное,
мир добрее бы стал.
О лесе Павел что тот рассказчик из знаменитых тургеневских "записок
охотника" готов рассказывать часами, красиво и увлекательно, словно
о любимой женщине. А любимых "дам" у него, по меньшей мере,
семь - мама, жена, сестра, четырехлетняя лапушка-дочка Нюся, как зовут
в семье Анюту, названную, между прочим, в честь матери Девы Марии. Оставшиеся
три места поровну распределились между компанией, кафедрой и охотой. Это
и есть СЕМЬ "Я" Павла Владимировича Добровольского.
... Кто сказал, что рыцарство и смелость остались в средневековье,
а интеллигентность и порядочность канули в Лету с приходом эпохи Шариковых?
Кто сказал, что мужчины в наше время измельчали, что профессионализм
нынче не в моде, что благородный риск не в чести? Кто сказал, что не
осталось тех, кто способен вызвать подлеца на дуэль, подставить плечо
другу, просто так, безо всякого повода подарить женщине цветы? Да, их
осталось мало, настоящих мужчин. Но они есть. А значит, все не так уж
плохо.
...Англичане считают, что жизнь удалась, если хороших
людей в ней было 50%+1. На пути Павла Владимировича Добровольского хороших
людей встретилось гораздо больше. Рыба стремится на глубину, высота притягивает
птиц, а людей манит завораживающее обаяние звезд.Если звезды зажигаются,
значит это кому-нибудь нужно. Даже если эти "звезды" земные...
Профессор Александр Берлянд,
доктор медицинских наук
Доцент
Алексей Прокопов,
кандидат медицинских наук
Кафедра общей
и биоорганической химии МГМСУ
Система, удобная всем (рейтинг МГМСУ)
Это не реклама и не агитационное сообщение, а лишь
некоторое обобщение результатов использования рейтинговой системы оценки
знаний студентов, сделанное на кафедре общей и биоорганической химии МГМСУ.
Одна из приоритетных проблем высшего образования - повышение
эффективности взаимодействия преподавателя и студента, максимальная объективность
текущего и рубежного контроля приобретенных знаний и выработанных умений.
Но и о воспитании творческой личности образовательная система не должна
забывать. Для этого необходимо выявлять наиболее способных студентов,
организовывать для них специальные формы учебной деятельности. А объективная
диагностика задатков, способностей, развитие учащихся невозможны без мониторинга
реального уровня знаний в ходе учебного процесса.
В качестве новых форм контроля в вузе пробовали переходить
от устных экзаменов к письменным, создавали независимые экзаменационные
комиссии, приглашали на экзамены специалистов из других университетов,
увлекались тестами... К счастью, хватило решимости отказаться от не оправдавших
себя нововведений и продолжить поиск методов оптимизации обучения.
Далеко не нова, но практически не исследована рейтинговая
оценочная система. Опробовать ее кафедра общей и биоорганической химии
начала 8 лет назад, но разрешение на применение получила лишь в 2003/04
учебном году.
Рейтинговый регламент представляет собой систему правил,
по которым студентам начисляют баллы за выполненную ими плановую работу
в семестре. Рейтинговая система аттестации должна как контролировать знания
студентов, так и активизировать их познавательную деятельность, стимулировать
качество выполнения аудиторных и внеаудиторных заданий в течение всего
семестра, а не только в короткий период перед экзаменом. Рейтинговая система
не принуждает студента к активности в учебе, а побуждает к ней, создавая
дидактические и психолого-педагогические условия для творчества.
Такая оценка знаний призвана также уменьшить субъективность
педагогов. При рейтинговом контроле результаты учебно-познавательной деятельности
студентов оценивают в баллах по соответствующей шкале. Например, за выполнение
тестовой контрольной работы можно получить от 0 до 5 баллов, за сдачу
коллоквиума - до 50 баллов, успешная публичная защита реферата добавит
в рейтинговую копилку 20 баллов и т.п. Преподаватель на основании заранее
обозначенных и обнародованных критериев определяет количество баллов,
которое студент набрал во время лабораторных, практических, лекционных
и других видов обучения. Студент, изучив рейтинговый регламент, заранее
знает, сколько баллов он получит (или не получит) в случае успешного
(неуспешного) выполнения конкретного задания, задачи, ответа на вопрос
и т.д.
Работа студентов стоматологического факультета в осенней
семестре В течение семестра пересдача тестовых контрольных работ, коллоквиумов,
практических навыков не допускается, полученный на занятии балл не корректируется.
Студенты, которые не смогли набрать за семестр минимальный
индекс, необходимый для получения зачета по общей химии (если на то не
было уважительной причины), после ликвидации задолженностей не могут получить
экзаменационную оценку выше "удовлетворительно" вне зависимости
от итогового индекса.
Баллы рейтинговой системы для стоматологического факультета
1. Выполнение лабораторных работ
(оцениваются 6 занятий)
Максимально возможный набор 1x6=6 баллов.
2. Тесты - 8 занятий
Балл за каждый
Максимально возможный набор 5x8=40 баллов.
3. Коллоквиумы - 2 занятия
О 3x10=30 4x10=0 5x10=50
О 30 40 50
Максимально возможный набор 50x2=100 баллов.
4. Практические навыки - оцениваются по 2 работам
Максимально возможный набор 5x2=10 баллов.
5. Работа с элективным курсом (реферат)
Балл
Баллы определяются комиссией по результатам публичной защиты.
Всего по итогам осеннего семестра
Максимальный индекс - 6+40+100+10+20=176 баллов; минимальный индекс -
6+24+60+6=96 баллов.
Как формируется итоговая (экзаменационная) оценка по курсу общей химии
Если в результате работы в семестре студент набрал 155 и более баллов,
он может претендовать на оценку "ОТЛИЧНО" без экзамена (решение
принимается на заседании кафедры по представлению ведущего
преподавателя).
Если набрано от 125 до 154, выставляют итоговую оценку
"ХОРОШО" без экзамена (решение принимается на заседании кафедры
по представлению ведущего преподавателя).
Результат от 96 до 124 баллов включительно - оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
без экзамена (решение принимается на заседании кафедры по представлению
ведущего преподавателя).
Студент, набравший за семестр менее 96 баллов, к экзамену не допускается
как неимеющий зачета. Задолженности ликвидируются в установленном порядке
под руководством дежурного преподавателя.
При несогласии с итоговой оценкой, сформировавшейся
в результате применения рейтинговой системы, студент заявляет о желании
сдавать экзамен, где ему выставляется оценка только по результату ответа
на экзаменационный билет.
Таким образом, рейтинг представляет собой систему
накопления условных единиц знаний в течение всего аттестуемого периода.
В ходе первого семестра 2003/04 учебного года студенты всех факультетов
осваивали программу по общей химии по рейтинговой системе, причем студенты
стоматологического и вечернего отделения лечебного факультетов получили
о рейтинге исчерпывающее представление, поскольку экзамен по общей химии
входил в зимнюю сессию.
К сессии было допущено более 600 студентов. Из них только
15 (меньше 2,5%), выразив несогласие с рейтинговой оценкой, сдавали обычный
экзамен. И семеро из них действительно смогли доказать экзаменаторам,
что их знания заслуживают более высокой оценки.
Анкетирование 399 студентов выявило в целом благожелательное
отношение к рейтинговой системе: 375 человек (94%) высказались в ее поддержку,
причем 208 из них обосновали свою точку зрения. Говорили следующее:
"Мне эта система понравилась тем, что она не дает передышки. Чтобы
бороться за оценку в течение семестра, нужно постоянно и своевременно
все учить. Происходит последовательное вынужденное накопление знаний.
Рейтинг позволяет студенту контролировать свою собственную успеваемость.
Преимущество ее также в том, что, набрав нужное количество баллов, можно
не сдавать экзамен, а освободившееся время использовать для подготовки
к другим предметам. Рейтинговая оценка позволяет избежать стрессовых
ситуаций на экзамене. Каникулы продлеваются на неделю. Большой плюс системы
в том, что оценка не зависит от субъективного отношения преподавателя
к студенту. Система отличная - повышается качество образования, появляются
интерес к учебе, ударный темп обучения, дух соперничества между студентами..."
Итак, рейтинг постоянно выявляет и поощряет лучших,
подгоняет и заставляет учиться тех, кто привык к авралам. И, если у человека
едва-едва набралось баллов на удовлетворительную оценку, никто не сможет
поставить ему более высокую. Ведь по рейтинговому журналу видно, кто и
как учился в течение всего семестра.
Редкие факты сопротивления новой системе исходили от
студентов, явно не желающих учиться или не способных к систематическому
труду. Но даже среди них были те, кто, поняв, что других вариантов нет,
начинал заниматься, "отвоевывал" буквально каждый балл.
14 студентов обошли молчанием в анкете вопрос об их
отношении к рейтинговой системе. В 10 анкетах присутствует настороженность
по отношению к рейтингу или критикуются какие-то его особенности.
Конечно, некоторые вопросы еще остались не решенными, КПД системы можно
увеличить. Например, есть возможность более точно дифференцировать по
баллам "весомость" каждой операции, выполняемой студентом.
Не до конца ясна ситуация с "неудовлетворительными" оценками.
Их система не предусматривает, поскольку сам рейтинг не допускает отстающих
к сессии. Кого считать неуспевающим? Того студента, который не получил
зачета вовремя из-за недостаточного количества баллов? Или вообще не выставлять
неудовлетворительных оценок?
Рейтинг задумывался как накопительная система повседневного,
"он-лайнового", фотографического контроля знаний, и поэтому
исключает пересдачу уже полученных неудовлетворительных оценок (тем более
с целью повышения отметки). Расчет был на то, что недостаточно высокая
оценка, полученная за конкретный тест, заставит студента сделать выводы
и начать готовиться лучше. В этом случае одна, две или даже три неудачных
оценки не повлияют на конечный результат. Но иногда до более высокой оценки
студенту не хватает всего нескольких баллов, поэтому все-таки нужно предоставлять
ему еще одну возможность коррекции итоговой оценки.
Были свои особенности и в участии иностранных студентов в рейтинге. В
конечном счете было решено оставить за ними право выбора формы итогового
контроля.
Возможности рейтинговой системы широки: в ее рамках
легко реализуются тематический контроль, текущая аттестация студентов,
стимуляция слушателей к регулярности и планомерности занятий, налаживание
обратных связей от усвоенного студентами материала к обучающей деятельности
преподавателя. При введении новой системы средняя оценка за сессию составила
4,00 балла, тогда как средний балл на предыдущей сессии равнялся 3,98.
При организации в перспективе более высокого уровня
планирования учебного процесса возможно рациональное управление учебной
деятельностью со стороны деканатов, выравнивающее и оптимизирующее недельную
нагрузку на студента в течение семестра. Для этого нужно сначала ввести
рейтинг на курсе, а затем сквозной итоговый рейтинг за весь период обучения.
А на основании суммарного балла можно рассматривать дальнейшую профессиональную
судьбу выпускника, как это делается сейчас во всем цивилизованном мире.
Мы в ответе за тех, кого... пролечили
Гурген
Пашинян, доктор медицинских наук Доцент
Альбина Пашинян, кандидат медицинских наук
Анна Демина, кандидат медицинских наук Кафедра судебной медицины МГМСУ
Как правильно оформлять историю болезни
Недооценка важности полного и грамотного оформления медицинской
документации зачастую влечет гражданскую или уголовную ответственность
за недобросовестное отношение медицинских работников к исполнению профессиональных
обязанностей и ненадлежащее оказание медицинской помощи. Это и послужило
поводом для анализа имеющихся в стоматологии судебных исков, обобщения
полученных данных и разработки рекомендаций по предупреждению негативных
ситуаций.
Выбор объектов, в которых изучали медицинскую документацию, ограничили
несколькими условиями:
- в учреждении осуществляется как бюджетный, так и платный прием пациентов;
Окончание. Начало см. в №10, 2004.
медицинская документация ведется не менее четырех лет с момента открытия
поликлиники;
учреждение соответствует разным уровням структуры стоматологической службы.
Для всестороннего исследования проблемы ошибок и осложнений, связанных
с оформлением специальной медицинской документации, были изучены 1 500
амбулаторных карт стоматологического больного и 5 000 записей в них,
сделанных с 1984 по 2001 гг. включительно. Подбор амбулаторных карт осуществляли
методом случайной выборки в действующей регистратуре.
Были рассмотрены заключения 22 комиссионных судебно-медицинских экспертиз
по гражданским искам пациентов на некачественное оказание стоматологической
помощи, проведенных за период 1998-2002 гг. на кафедре судебной медицины
МГМСУ.
Для изучения обстоятельств дела судебным экспертам были предоставлены:
• гражданское дело; В амбулаторная карта стоматологического больного;
• медицинская карта амбулаторного больного (при необходимости).
Кроме того, на экспертизу предоставлялись рентгеновские снимки (ортопантомо-граммы,
прицельные снимки), зубные протезы (в случае, если претензии касались,
помимо терапевтической стоматологии, и ортопедического лечения), результаты
дополнительных методов исследования.
Для полноты информации о рассматриваемом случае в обязательном порядке
проводили подробное клиническое стоматологическое обследование пациента.
Статистическое исследование включало взаимосвязанные, но обособленные
во времени этапы:
составление плана, программы исследования;
сбор материала (получение, регистрация информации);
сведение материала в таблицы с применением системы группировок обобщающих
показателей;
анализ, литературное оформление, выводы, предложения для практики.
При составлении плана определяли объект исследования, а также пути, время,
методику его проведения.
Программу статистического исследования определяли, составляя перечень
сформулированных вопросов, на которые необходимо было получить ответы.
В частности:
Ведется ли первичная медицинская документация в лечебных стоматологических
учреждениях?
Какие формы амбулаторной карты стоматологического больного используют
в лечебных стоматологических учреждениях?
Соответствует ли первичная медицинская документация, а именно амбулаторная
карта стоматологического больного, современным требованиям?
Способна ли имеющаяся амбулаторная карта выполнять свои функции (лечебно
диагностическую, научно-практическую, воспитательную, юридическую и социальную)?
- Насколько качественно врачи оформляют первичную медицинскую документацию?
Какие ошибки чаще всего допускают врачи при оформлении первичной медицинской
документации?
Указывают ли врачи в амбулаторной карте стоматологического больного совершенные
ими ошибки и возможные осложнения?
Имеются ли в амбулаторной карте стоматологического больного сведения о
получении у пациента информационного согласия на осуществление составленного
плана лечения?
Какой спектр ошибок и осложнений можно установить по записям в оформлен
ных картах стоматологического больного?
Для анализа собранного материала были специально разработаны тематические
карты из 77 пунктов, объединенные пятью разделами:
оценка качества оформления медицинской стоматологической документации;
качество и сроки выполнения лечебно диагностических манипуляций;
ошибки и осложнения во время и после проведения лечения;
причины удаления ранее леченых зубов;
наличие или отсутствие специальной информации для пациента.
Получено 115 500 ответов на все поставленные вопросы.
Данные первого раздела (пункты 1-13) позволяют судить о качестве оформления
медицинской истории болезни.
Второй раздел тематической карты (пункты 14-38) посвящен качеству отдельно
взятых записей о состоявшемся посещении, правильности проведенных лечебно-диагностических
манипуляций. В этом разделе предусмотрены графы, заполняя которые можно
проследить судьбу любого зуба на протяжении нескольких лет при условии
постоянного посещения пациентом одного и того же лечебного учреждения.
Сопоставляя полученные данные, не сложно сделать выводы о правильности
поставленного диагноза и проведенного лечения, предположить дальнейшее
развитие ситуации, а также косвенно установить наличие ошибок и осложнений.
Третий раздел (пункты 39-55) касается ошибок и осложнений во время и после
лечения. В него включен пункт о пропуске пациентом очередного посещения.
В литературе это рассматривается как ошибка врача, поскольку он не смог
объяснить пациенту важность запланированного посещения.
В четвертом разделе (пункты 56-72) указываются все удаленные зубы и причины
их удаления. Изучая этот раздел, можно установить наличие или отсутствие
связи качества проводимого лечения с проведенным удалением.
Задача пятого раздела (пункты 73-75) установить, имеется ли в амбулаторной
стоматологической карте специальная информация для больного: записи об
ознакомлении пациента в спорных случаях со всеми возможными вариантами
лечения, о согласии на лечение в случае возможных осложнений, об отказе
пациента оттого или иного вида лечения. Тема информированного согласия
на лечение в современных условиях особенно актуальна.
Пункты 76, 77 - дополнительные (диагноз отсутствует, указан неточно) и
отражают внимательность и грамотность врача при указании диагноза.
Результаты проведенного анализа качества ведения медицинской
документации и медико-правовой грамотности стоматологов
Установлено, что в проверенных стоматологических учреждениях первичная
документация ведется. Но, как выяснилось, нет ни одной амбулаторной карты
стоматологического больного, о которой можно было бы суверенностью сказать,
что она заполнена в соответствии со всеми требованиями.
Во всех проанализированных картах заполнены графы с указанием фамилии,
имени, отчества, пола и домашнего адреса. Эти данные медрегистраторы
записывали исключительно при наличии документа, подтверждающего личность
пациента (паспорт, военный билет или удостоверение военнослужащего).
Однако в 70% случаев отсутствует полная дата рождения обратившегося
за помощью пациента. Чаще при оформлении медицинской карты указывают
только год рождения, забывая о юридической стороне этого вопроса. Встречаются
документы, в которых дата рождения вообще отсутствует. То есть медицинские
работники не учитывают, что нередко план лечения, выбор лекарственных2000
г., уже нашла отражение в первичной медицинской документации.
Графа "Прикус", как правило, либо вообще отсутствует, либо
остается незаполненной.
Одна из самых распространенных ошибок в оформлении амбулаторных карт -
отсутствие данных объективного исследования. Так, в 85% случаев, требующих
проведения рентгеноконтроля, осуществленного ранее или в настоящий момент
эндодонти-ческого лечения, нет описания рентгеновских снимков, а в 73,5%
случаев отсутствует даже указание о направлении на рентгенографию. Нет
и записей об отказе пациента или наличии противопоказаний для проведения
этого метода обследования. Все это ставит под сомнение правильность поставленного
диагноза и выбора метода лечения. То есть врач сам себя подвергает риску.
В 75% случаев отсутствует указание класса кариозной полости по общепринятой
классификации по Блеку и поверхности, на которой данная кариозная полость
локали паратов, диагностических и лечебных процедур полностью зависит
от возраста больного.
Место работы пациента тоже может стать важной информацией для врача.
При сборе анамнеза в некоторых случаях это позволяет выяснить причину
возникновения того или иного заболевания либо уточнить диагноз.
Если врач обнаруживает в оформлении паспортной части амбулаторной карты
стоматологического больного подобные недостатки, он обязан сообщить об
этом медреги-стратору или администратору, поскольку они, как правило,
не имеют медицинского образования и не могут в должной степени оценить
всю важность упущенной информации.
Согласно разработанной схеме особое внимание уделяли оформлению медицинской
части амбулаторной карты стоматологического больного. Важнейшая графа
в этом разделе "Диагноз". Оттого, насколько полно и точно он
указан, зависит правильность назначенного лечения и здоровье пациента
в целом. По полученным данным в 27% случаев диагноз не указан совсем либо
указан не точно, не полно, т.е. не определена форма установленного заболевания,
стадия или степень его тяжести (если это требуется).
Соблюдение единой классификации, действующей во всем мире, обеспечивает
принцип преемственности. И в случае обращения пациента повторно по поводу
одного и того же зуба, но уже к другому специалисту, последний сможет
разобраться, как и от чего лечил предыдущий врач.
В 35% случаев поставленный диагноз не соответствует описанию клиники
и диагностики. Это серьезная ошибка, которая ведет к неправильному выбору
метода лечения. В данном случае, если возникнет конфликт с пациентом,
судебно-медицинским экспертам невозможно объективно разобраться что есть
истинная ошибка врача - диагностика и последующее лечение или же просто
неточность в описании посещения.
В 93% случаев отсутствуют данные о перенесенных и сопутствующих заболеваниях.
Большинство врачей считает, что эти сведения не нужны им для работы.
Однако именно они порой необходимы стоматологу для того, чтобы определить
тактику действий (например, наличие или отсутствие аллергической реакции,
сердечно-сосудистой патологии, заболеваний щитовидной железы и т.д.).
Графа "Развитие настоящего заболевания" в изученных амбулаторных
картах была заполнена только в случае описания заболеваний пародонта.
Однако данные о характере развития других заболеваний и их динамике
(полный анамнез заболевания) - составная часть всего того объема информации,
который позволяет установить истинный диагноз на момент обращения.
В 50% проверенных историй болезни не заполнена зубная формула. А ведь
именно эти данные помогают отследить кариесоген-ную ситуацию в настоящий
момент и в динамике, а также позволяют судить о состоянии организма в
целом. Кроме того, заполненная зубная формула занимает важное место в
идентификации личности по стоматологическому статусу. А если объединить
данные заполненной зубной формулы с индексами гигиены, то можно получить
достаточно объективную картину уровня культуры данного пациента и в какой-то
мере то, насколько он выполняет рекомендации врача.
Стоит отметить, что принятая ВОЗ новая зубная формула, введенная на
территории России в соответствии с решением СтАР с
Рис. 1 Возможные ошибки при оформлении амбулаторной карты стоматологического
больного, %
Рис. 2 Число гражданских исков на некачественное лечение (по данным Бюро
СМЭ КЗМ)
Несмотря на то, что действующая форма 043/у амбулаторной карты стоматологического
больного утверждена почти 25 лет назад, в 1980 г., число ошибок при оформлении
этого документа заметно уменьшилось лишь начиная с 1997 г. и в первую
очередь на платном приеме. Но до сих пор их много.
В результате изучения амбулаторных карт за 12 лет установлено, что среднее
число ошибок составляет 2-4 пункта из 13 предусмотренных в анкете. Чаще
это незаполненная зубная формула, отсутствие данных о перенесенных и
сопутствующих заболеваниях, а также записей о проведении дополнительных
исследований (в частности, рентгенологического) и их результатах (рис.
3).
Рис. 3 Количество ошибок при оформлении амбулаторных карт стоматологического
больного зуется. Как показывает опыт, пациент зачастую путает не только
поверхность зуба, на которую данный врач "поставил ему пломбу",
но и сам зуб.
В 30% случаев не соблюдается стандартная схема описания посещения,
отсутствуют отдельные пункты, в частности такие важные с юридической
точки зрения, как объективные данные и диагноз. Нередко врачи вообще
опускают все, оставляя лишь запись о поставленных пломбах. Между тем при
проведении экспертизы тщательно анализируется вся история болезни, особенно
те ее части, которые отражают исходное состояние больного, обоснование
диагноза.
В 40% случаев встречаются значительные сокращения в записях. Уже само
по себе это нарушение ведения документации, несущей юридическую функцию,
плюс ко всему затрудняет работу экспертов в случае возникновения конфликтов
с пациентами (рис. 1).
Зачастую врачи очень невнимательны при постановке диагноза. Встречаются
ситуации, когда два последующих диагноза одного зуба взаимно исключают
друг друга. Например, первый диагноз звучит "обострение хронического
пульпита", а следующий -"глубокий кариес". Получается,
что врачи, не читая предыдущие записи, совершают грубую диагностическую
ошибку.
Несколько реже не освещается предыдущее лечение больного зуба (28%),
встречаются неразборчивый почерк (15%), исправления, вычеркивания, приписки
(8%).
В 1992 г вышел "Закон о защите прав потребителей", в котором
медицинская помощь рассматривается как услуга, в 1993 г. -"Основы
законодательства РФ об охране здоровья граждан". Примерно в это же
время значительно увеличилась доля платных услуг в стоматологии, и сразу
резко возросло число исков на некачественное оказание стоматологической
помощи. Если по сводным данным статистики в 1974 г. такие иски составляли
всего 1,7% от общего числа экспертиз по так называемым "врачебным
делам", то в 1996 г. этот процент возрос до 14,7, а в 1997 г. достиг
17,8.
По данным Бюро СМЭ Комитета здравоохранения Москвы в столице резкое
увеличение количества жалоб на некачественное лечение произошло в 1995
г. - почти в 4 раза по сравнению с предыдущим годом (рис. 2)
Для экспертов, призванных дать заключение по гражданскому иску, основным
источником информации, позволяющим воспроизвести события, служит история
болезни. От того, что в ней содержится, зависит объективность проведения
экспертизы. Некачественно оформленная амбулаторная карта стоматологического
больного может значительно ухудшить положение привлекаемого к ответственности
врача, даже если в реальности дело обстоит иначе.
При изучении медицинской документации, представленной на рассмотрение
экспертной комиссии, установлено, что в 100% случаев имеются дефекты
в ее оформлении. Спектр ошибок при этом весьма широк - от незначительных
недочетов до серьезных упущений.
Определяя роль каждого раздела амбулаторной карты стоматологического
больного, основным всетаки нужно считать описание заболевания, или раздел
объективных данных. Правильное и точное его заполнение очень важно.
Описательная (исследовательская) часть документа должна содержать подробное
описание проведенных исследований и всех выявленных при этом фактических
данных. Отмечаются использованные методы исследования и формы регистрации.
Эта часть не может составляться в форме готовых диагнозов, определений
и мнений эксперта.
ней с фотографической точностью описывается отмеченная картина с тем,
чтобы лицо, читающее документ, могло составить правильное представление
об изложенном и сделать свое заключение. Документ должен настолько полно
отражать объективные данные, полученные при исследовании, чтобы по ним
можно было ответить не на уже поставленные вопросы, но и на те, которые
могут возникнуть позднее.
Употребление понятий "норма", "без особенностей"
недопустимо.
В настоящее время врачу важно акцентировать внимание на документировании
контроля качества выполненной работы на всех этапах лечения. В частности,
речь идет о рентгеноконтроле пломбирования корневых каналов. При изучении
материалов (амбулаторных карт стоматологического больного), предоставленных
на экспертизу по поводу иска на некачественное оказание стоматологической
помощи, было отмечено, что в большинстве случаев отсутствуют описания
контрольных рентгеновских снимков и даже указания об их фактическом существовании.
Нельзя упускать из виду и то, что нередко пациенты по поводу одного и
того же зуба последовательно обращаются в несколько стоматологических
учреждений. В результате при отсутствии описания контрольных снимков
врач не сможет доказать качество своей работы. При этом перед экспертной
комиссией возникают затруднения в вынесении объективного решения. Упущения
в документации расцениваются судом, как правило, не в пользу врача и клиники.
Часто в амбулаторных картах стоматологического больного, представляемых
на экспертизу, отсутствуют записи о предоставлении пациенту полной информации
об оказываемых услугах, особенно тех, которые связаны с определенной
долей риска возникновения осложнений в процессе лечения. Кроме того,
нет подписей пациентов, подтверждающих их согласие с предложенным планом
лечения.
Составленный план лечения, подписанный врачом-стоматологом и заверенный
подписью пациента, есть факт, подтверждающий обоюдное сотрудничество.
Это документальное подтверждение того, что пациент осознанно принял
какое-то решение. А в законе сказано, что граждане и юридические лица
по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права
(п.1 ст.9 ГК). Если о возможности наступления вреда здоровью при оказании
медицинской услуги врачом (медицинским учреждением) и пациентом была
достигнута предварительная договоренность, такой вред может считаться
правомерным.
"Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" определяют
право пациентов на информированное добровольное согласие на медицинское
вмешательство (ст. 32), на отказ от медицинского вмешательства (обязательное
условие - наличие подписи пациента, ст. 33), на информацию о состоянии
своего здоровья (ст. 31), на сохранение сведений приватного характера
в тайне (на конфиденциальность, ст.30, п.б). О недопустимости ограничивать
доступ к информации, необходимой для бе-
зопасности граждан, говорит закон "Об информации, информатизации
и защите информации" (п.З ст.10).
Пациенту надо предоставить необходимые и достаточные для его понимания
сведения о том, что врач намерен предпринять в отношении его здоровья,
и заручиться согласием больного. Без этого согласия действия медицинского
работника неправомерны. Осознанным волеизъявление становится, когда степень
осведомленности достаточна для принятия решения. При соблюдении деонтологических
принципов подобное информирование позволяет установить с больным доверительные
отношения и тем самым достигнуть сотрудничества в лечении.
|