К 80-летию профессора
|
Слева направо: Отец до конца своих дней сохранил
генеральскую выправку. Милая мама. Взгляд будущего профессора. Брат Володя 17 лет отдал армии. |
флот... Из армии по заданию партии Яков Михайлович отправился
в столицу поднимать железнодорожный транспорт. Перед войной он уже занимал
высокий пост начальника пассажирского Управления Советского Союза.
Отец был удивительно работоспособным и талантливым человеком. Не имея
высшего образования и не зная ни одного иностранного языка, он выверял
на английском и немецком список литературы в докторской диссертации i
своей образованной дочери...
Мама, Стефанида Андреевна, осталась без родителей в два годика. До семи воспитывалась в семье брата композитора Глинки. В имении, где она росла, работала белошвейкой милая женщина Анюта. У них с мужем не было детей, и они решили взять девочку себе. Вместе с приемными родителями Стеша отправилась в Москву. Вскоре муж белошвейки умер, и Анюта устроилась на службу в мастерскую по пошиву женского платья, находившуюся в Столешниковом переулке. Владела ателье некая мадам, ездившая в Париж за самыми последними моделями. А маленькая Стеша разносила по домам шляпки, добавляя в семейный бюджет свои скромные копейки (но на сладости в Филипповской булочной их хватало).
Всю жизнь Стефанида Андреевна относилась к Анюте (к бабушке
Анюте, как звала ее Февралина) словно к родной матери, с огромной благодарностью
и нежностью, материально поддерживала женщину до конца ее дней, помогая
во всем. С таким же уважением и почтением относились к родителям Лина
и ее старший брат Владимир. В этой семье вообще было принято отвечать
на любовь и заботу тем же. Быть может, поэтому мама, даже тяжело болея,
прожила до 79 лет, отец, тоже не очень здоровый человек, умер почти в
85. До 1975 года, когда семья разъехалась по разным квартирам, они жили
все вместе
- родители, Февралина Яковлевна с мужем, брат с женой, дочерью и бабушкой
жены. В их гостеприимной четырехкомнатной квартире в доме на углу Староконюшенного
и Сивцева вражка всегда было полно гостей - все праздники друзья и Линь»,
и Володи отмечали у них.
Только в 50 лет Февралина узнала, что Володя ее сводный брат. Когда мама познакомилась с Яковом, он был вдовцом с шестимесячным сынишкой на руках. Родители не считали нужным рассказывать об этом детям, тем более что семья переехала из Москвы в Севастополь, затем - в Петербург, где их никто не знал. Мама никогда не делала разницы между дочерью и сыном.
В начале войны Стефанида Андреевна с ребятами эвакуировались в Магнитогорск, где они прожили трудный голодный год. Чтобы поддержать семью, брат устроился на: подработки в экспедицию, потом вступил в армию, которой и отдал 17 лет жизни. Светик училась в школе в третью смену, а после занятий помогала разгружать прибывавшие с фронта эшелоны с ранеными, работала в госпиталях. И откуда только силы брались? Впрочем, на войне все иначе...
Такая вот забавная профессия
Осенью
1942-го мать и дочь вернулись в холодную, «истерзанную» Москву. Но надо
было жить и выживать. Надо было учиться. Мама устроилась на работу, а
Февралина поступила в 10-ый класс. Тогда на всю столицу было всего три
выпускных класса, один из них — в школе, где до эвакуации училась Лина
Хорошилкина. Монументальное четырехэтажное здание школы, сегодня носящей
имя Гоголя, сохранилось и поныне. Та же лепнина на высоких потолках, те
же античные орлы с распростертыми крыльями, слетающие из углов, те же
длинные коридоры и широкие лестницы...
После окончания школы в 1943 году перед Февралиной выбор не стоял - стране нужны были врачи. Ей вместе с другими выпускниками предложили пойти учиться во II Медицинский институт. Собственно, и особых пристрастий к той или иной профессии у нее не было, поэтому она согласилась. Училась студентка Хорошилкина отлично, и если бы не проблемы с сердцем, возможно, сегодня она была бы известным педиатром, хирургом, эндокринологом. Однако судьба пожелала, чтобы она стала ортодонтом. Врачи посоветовали родителям найти дочери «сидячую» работу, чтобы поберечь сердечко. Это и заставило ее перейти с педиатрии второго меда в Московский стоматологический институт. Профессор А.И.Евдокимов, взглянув в зачетку Февралины, сказал: «Такие студенты нам нужны».
Досдав два экзамена, которых не было в программе педиатрического факультета, Лина Хорошилкина начала свой звездный путь в ортодонтию, о которой тогда еще мало кто знал. В институте весь курс ортодонтии студенты прослушали прямо пред экзаменом на консультации доцента Веры Александровны Пономаревой, чтобы иметь хотя бы общее представление, что же это такое. Но Февралину слово сие просто заворожило. Уже тогда она для себя решила посвятить жизнь специальности, которую нужно было создавать практически с нуля. «Такая вот забавная профессия...»
По окончании института ей предложили остаться в ординатуре сразу на двух кафедрах. Особенно настаивал заведующий кафедрой ортопедической стоматологии профессор Борис Николаевич Бынин, который считал, что у Лины золотые руки. Но она отказалась. И тогда профессор порекомендовал ее в экстернатуру Центрального института травматологии и ортопедии, размещавшегося в здании нынешнего ЦНИИС. Там было хорошее стоматологическое отделение, в котором работали блистательные врачи: хирургию возглавлял профессор А.И.Верлоцкий, ортопедию - доценты З.В.Коп, И.И.Ревзин, Л.В.Ильина-Маркосян. Все сотрудники параллельно преподавали в Центральном институте усовершенствования врачей (ЦИУ).
Понятие «экстернатура» ассоциировалось у Февралины с ускоренным курсом и возможностью быстрее закончить обучение. Оказалось, что это совсем не так. Экстерны должны были работать без зарплаты и отпуска. Но для Февралины Хорошилкиной годи восемь месяцев напряженного труда пролетели незаметно. Она страшно увлеклась, помогая своему руководителю Ядвиге Самуиловне Хургиной в подготовке ее кандидатской диссертации. Вместе со своей коллегой Тоней Багдасаровой Лина изучила и описала более 3 тысяч пар моделей челюстей. Работали они с раннего утра до глубокой ночи, но осилили-таки всю техническую часть диссертации, получив для себя массу полезной информации, «изнутри» поняв, что такое патология. Любопытно, что при столь напряженном ритме, сердце перестало беспокоить. Забавная специальность - ортодонтия...
Родом
из детства
«Вы все равно будете работать со мной...» - эти слова тогда еще доцента
Л.В.Ильиной-Маркосян оказались пророческими. Первая, с кем Февралина познакомилась
в ЦИТО, оказалась именно Людмила Владимировна (Я.С.Хургина была в отпуске).
Она уговаривала талантливого молодого врача заняться протезированием детей.
Но в то время Лина ни о чем, кроме ортодонтии, и слышать не хотела. И
все же позже она вернулась к Людмиле Владимировне, ставшей ее научным
руководителем. Собственно, Л.В.Ильиной-Маркосян Лина обязана и своим «удобным»
усеченным именем. «Февралина Яковлевна для детей слишком сложно. Лина
- попроще», - решила ее наставница.
«Из детства вырастая, как из платья», молодой доктор Лина Яковлевна Хорошилкина уже не могла остановиться на достигнутом. Она пошла в большую науку, чтобы стать одной из основательниц российской ортодонтии. После ее доклада на I Межреспубликанской конференции врачей-ортодонтов Прибалтики профессор В.Ю.Курляндский предложил ей должность ассистента на кафедре ортопедической стоматологи МСИ. В том же 1957 году Февралина Яковлевна поступила в аспирантуру кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии ЦИУ врачей и в октябре 1960 года защитила кандидатскую диссертацию по теме «Аномалии положения верхних боковых резцов и клыков и методы их лечения».
В 1961-62 гг. доктор Хорошилкина работала в Московской областной стоматологической поликлинике. С приходом молодого клинициста, кандидата медицинских наук об ортодонтии заговорили всерьез. Ф.Я.Хорошилкина проводила курсы для врачей-ортодонтов, участвовала в создании Московского областного научного общества стоматологов, в котором была выделена ортодонти-ческая секция, выступала на конференциях и симпозиумах.
С сентября 1962 года в течение 35 лет трудилась в институте усовершенствования врачей на родной кафедре.
2 февраля 1970 года, в день своего рождения, Февралина Яковлевна Хорошилкина защитила докторскую диссертацию по теме «Аномалии прикуса в антеро-поетериальном направлении, методы их диагностики и лечения». С 1973 по 1977 гг. заведовала кафедрой ортопедической стоматологии ЦИУ врачей, а затем до 1980-го была ее профессором. В день 50-летнего юбилея института от этой кафедры отделилась первая в нашей стране кафедра ортодонтии, которой 17 лет, вплоть до 1997 года руководила профессор Ф.Я.Хорошилкина. Под ее научным руководством защищено 25 канди-дитских и докторских диссертаций, ею получено пять авторских свидетельств и патентов на изобретения, 29 удостоверений на рационализаторские предложения. Февралиной научных работ и 35 книг. За вклад в развитие ортодонтии она удостоена звания «Заслуженный деятель науки РФ», награждена знаком «Отличник здравоохранения», избрана почетным членом Европейской академии имплантологии и Американской медицинской академии имени Пьера Фошара...
Вы, Февралина, капелькой когда-то
У Ильиной сидели за строкой.
теперь же стали именем богаты
Вы стали полноводною рекой...
Америка рукоплескала Февралине,
Ее своим учителем назвав.
Вы подняли в Руси ортодонтию
Выше Александрийского столпа...
В этих строках профессора Э.Я.Вареса - весь путь Ф.Я.Хорошилкиной к вершине
того большого дела, которому она посвятила жизнь. И нужно ли что-то добавлять?
Мир под гипнозом
Это, конечно, был гипноз. Но тогда она еще не знала, что ее избранник
обладает удивительными экстрасенсорными способностями. Или просто пришла
любовь?
: Да, она влюбилась. Ей достаточно был увидеть его... спину, чтобы понять, что она пропала навсегда - попалась в сети неведомого доселе чувства.
Активного молодого врача Лину Хорошилкину направили на совещание в Минздрав. Мимо нее прошел молодой человек, она посмотрела ему вслед и вдруг поняла, что должна с ним познакомиться. Скромная и застенчивая, Лина удивилась сама себе. Такого с ней еще не бывало. Замерев, она следила, как он прошел в президиум и сел в задних рядах. Мир вокруг перестал существовать, она видела только его. «Верочка, я должна узнать, кто этот человек»,
- прошептала она своей подружке. «Да это Миша Шварцман с кафедры А.И.Евдокимова», — услышав их разговор, сообщил сидевший рядом врач-стоматолог и предложил Лине представить ее Михаилу.
Она была влюблена, но ей казалось, что он избегает встреч. И все же от судьбы, видимо, не уйти. На очередном мероприятии Лина снова увидела своего кумира, вернее, его отражение в стеклянной двери. Несмотря на строжайший запрет главного врача всем сидеть во врачебных кабинетах, они с верной Верочкой выскочили в коридор. У Веры был кусочек недоеденного бублика, который она, оценив ситуацию, предложила Мишеньке (именно так Февралина Яковлевна потом всю жизнь будет звать Михаила Семеновича).
Это было их первое «официальное» свидание, после которого Михаил попросил у Лины домашний телефон.
Ухаживал Мишенька галантно и красиво. Однажды пригласил Февралину в театр и попросил, чтобы она выбрала в буфете все, что пожелает, но не говорила об этом вслух. Он попытается угадать. Первое, о чем она подумала, была огромная коробка конфет. А на «закуску» - чай с бутербродом. Он купил чай, бутерброд и... одну конфетку. «По-моему, я почти угадал. А остальное оставим на будущее...». Коробка конфет по тем временам стоила огромных денег, которых, разумеется, у Миши не было. Тогда она удивилась, что он сумел прочитать ее мысли. Но тайна его дара приоткрылась значительно позже, когда они уже жили вместе.
Случилось это в Мисхоре, куда молодые супруги поехали в отпуск. Февралина увидела объявление: «Сеанс массового гипноза и психологических опытов». Тогда это было в новинку, не то что сейчас. Лина спросила у Мишеньки, пойдут ли они? «Обязательно, только ты иди пораньше, занимай места, а я чуть задержусь». Удивлению ее не была предела, когда на сцене в роли «главного героя» она увидела своего мужа.
Хирург, главный врач стационара, старший научный сотрудник Михаил Семенович Шварцман был удивительным самородком. Он читая мысли людей на расстоянии 180 см. Если же касался руки собеседника, мог угадать любое его желание. Гипноз использовал и в своей врачебной практике. Скромный, воспитанный, добрый, мягкий, умный человек Михаил Семенович знал восемь иностранных языков, в день прочитывал не менее 500 страниц - читал целыми абзацами, по диагонали, но потом мог пересказать все слово в слово. О его золотых руках ходили легенды. Окончив в юности энергетический техникум, он мог починить и наладить любые приборы - от часов до сложнейшего трофейного рентгеновского аппарата, который привезли на кафедру хирургической стоматологии.
В 1997 году Михаила Семеновича Шварцмана не стало. Для Февралины Яковлевны
это была невосполнимая потеря, но годы, которые она прожила под гипнозом
личности своего супруга, - лучшие в ее жизни...
После мужа один за другим ушли мама и папа. Оставался только любимец семьи
пуделек Франтик, которого Февралина Яковлевна подобрала у подъезда, возвращаясь
в новогоднюю ночь со съемок своего научного фильма. Озябший меховой комочек,
к задней лапке которого шелковой ленточкой была привязана варежка, ухватился
за ее ногу, и уже не отпускал все 15 отпущенных ему лет. Эдакий новогодний
подарок, которого обожали все домочадцы, а соседи называли не иначе как
«профессорская собачка».
Теперь нет и его, но остались ученики, пациенты и самая большая и долгая
любовь Феврали ны Яковлевны Хорошилкиной - ортодонтия.
Восемь последних лет Февралина Яковлевна работает в должности профессора
кафедры ортодонтии и детского протезирования МГМСУ. Ею внесен неизмеримый
вклад в развитие отечественной ортодонтичес-кой школы, среди написанных
книг - два издания «Руководства по ортопедической стоматологии», три «Справочника
по стоматологии», «Справочник по ортодонтии».
Клинический, педагогический и научный диапозоны ее деятельности нашли широкое признание ведущих ученых России, Европы, США. Более 30 раз профессор принимала участие в зарубежных конферен-; циях, съездах, выступала с яркими научными докладами. В течение 10 пет Ф.Я.Хорошилкина, профессора Л.М.Демнер и Ю.М.Малыгин совместно с немецкими коллегами - директором НИИ ортодонтии Германии профессором Р.Френкелем, профессором Ф.Фальком, доцентом К.Френкель проводили совместные научные исследования по межинститутскому сотрудничеству. По результатам была опубликована книга.
Февралина Яковлевна Хорошилкина и сегодня, накануне своего юбилея, живет
полной жизнью, ее уважают коллеги, обожают ученики, боготворят пациенты.
И она отдает частичку своей души любому, кому нужна ее помощь, совет,
поддержка. Она нужна каждому в отдельности и всем вместе...
Настоящее Заявление подготовлено Ассоциацией медицинского образования в Европе (АМЕЕ) совместно со Всемирной федерацией медицинского образования (WFME) при консультациях с Ассоциацией медицинских школ Европы (AMSE) и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ). При составлении текста Заявления были учтены политические требования студентов-медиков Европы, принятые в августе 2004 г. Международной федерацией ассоциации (IFMSF) и Европейской ассоциацией медицинских студентов (EMSA) - «Болонская декларация и медицинское образование. Политическое заявление студентов-медиков Европы», а также «Комментарии СРМЕ по Болонскому процессу», сформулированные в ноябре 2004 г. Постоянным комитетом европейских врачей (СРМЕ).
Основные положения Заявления
Названные организации подтверждают согласие с целями Болонской декларации и выражают поддержку полному включению медицинского образования как неотъемлемой части высшего образования в Болонский процесс.
В ходе реализации Болонских целей в медицинском образовании следует учитывать специфику учебных планов и программ, а также сложившуюся ныне ситуацию в медицинских школах Европы.
Предлагается не вменять в обязанность медицинским школам (вузам) введение двухступенчатой структуры обучения, по-прежнему отдавая предпочтение продолжительной по времени, интегрированной, одноуровневой структуре. Допускается тем не менее вариант организации первого цикла обучения как первой части медицинской учебной программы без его последующего продления на этапе специальной, профессиональной подготовки.
Работа по обеспечению качества медицинского образования, признанию образования, аккредитации может быть продолжена в более глобальном масштабе.
Настоятельно рекомендуется странам и их правительствам
принимать принципиально важные для медицинского образования в Европе решения
исключительно на основании необходимых доказательств, поддерживая диалог
с медицинскими вузами и заинтересованными сторонами.
разований все еще продолжается с упоупором на аспекты программы, в известной
степени отличающиеся от доминирующих в Болонском процессе тенденций. Реформы
медицинского образования были ориентированы на решение таких вопросов,
как:
Характеристики медицинского образования в свете Болонского процесса
Проблемы реализации Болонских целей в медицинском образовании могут быть результатом существующих противоречий между общеевропейским характером действий, проводимых в рамках Болонского процесса, с одной стороны, и международным характером особенностей профессионального медицинского образования с его непосредственным взаимодействием с системами здравоохранения и тенденциями, связанными с непрерывным улучшением качества медицинского образования, с другой.
При осуществлении целей Болонского процесса в области медицинского образования необходимо учитывать в основном три характеристики текущей ситуации в большинстве медицинских вузов Европы.
Общие замечания
Медицинское образование в Европе выступает в поддержку целей упомянутого в Болонской декларации общеевропейского пространства высшего образования, общие черты которого определились в результате проведения раз в два года тематических совещаний. Принятые меры и усилия окажут благоприятный эффект на медицинское образование. Вместе с тем одна из составляющих процесса - введение двухступенчатой системы обучения, представляется весьма проблематичной и может нанести урон качеству медицинского образования, медицинским школам, студентам, профессии и даже всей системе здравоохранения и ее пациентам.
¦ обеспечение раннего контакта с больными и совершенствование навыков коммуникации и клинических навыков наряду с осуществлением интегрированного подхода к выбору научной тематики.
С момента принятия Директивы №93/16/ЕС, ст. 23, п. 2, предписывающей получение медицинского образования в странах ЕС за 5500 часов или в течение 6 лет структурированного обучения, система и продолжительность базового медицинского образования в том виде, как они представлены в Болонском процессе, не рассматривались в качестве приоритетных. Тем не менее Болонский процесс и процесс реформирования медицинского образования объединяет одна обширная предметная область - улучшение и обеспечение качества образования, включая формулирование стандартов, аккредитации и т.п.
Во-вторых, отмечалось, что степень информированности и понимания сути Болонской декларации, равно как и уровень участия медицинского образования в Болонском процессе, по-прежнему недостаточны. Попытка проанализировать уровень информированности и выявить реакцию на Болонский процесс среди 236 медицинских вузов в 19 странах, к сожалению, указывает на крайне низкий показатель отклика. В-третьих, хотя предметная область медицинского образования, в сравнении с программами обучения другим специальностям, нередко представляется одинаковой в Европе и во всем мире, контекст и условия функционирования этих программ сильно отличаются. Часто не принимается во внимание то обстоятельство, что в Европейском регионе наблюдаются различия в структуре заболеваемости, есть особенности в системах организации медобслуживания и в принципах формирования кадрового состава медработников - соответственно различия в практике использования врачей, а также в квалификационных требованиях, предъявляемых к выпускникам медицинских вузов. Еще серьезнее различия в руководстве медицинским образованием, в содержании учебных планов по изучению медицинских дисциплин и в объемах ресурсов, выделяемых на медицинское образование, что напрямую связано с культурными традициями, политическими реалиями и уровнем экономического развития. При проведении Болонского процесса в жизнь необходимо обращать внимание на существующее в Европейском регионе разнообразие, особенно в тех случаях, когда поставленные задачи подразумевают стремление к гармонизации структуры и функции высшего образования в Европе.
Медицинское образование и цели Болнского процесса
Цели Болонской декларации и Болонского процесса находятся в соответствии с недавними преобразованиями в медицинском образовании. Это иллюстрируют следующие положения:
Предусмотренное Болонским процессом введение системы обучения, состоящей из двух основных ступеней - бакалавриата и магистратуры - для подготовки медицинских кадров, рассматривается рядом стран и многими медицинскими вузами как проблематичное и потенциально вредное для качества медицинского образования. Реализация этой цели потребует тщательного анализа и пристального рассмотрения.
Точно определяемые и сопоставимые степени. По всей вероятности, все медицинские вузы благосклонно отнесутся к точно определяемым степеням, в том числе к внедрению в практику Приложения к диплому. Однако для обеспечения сопоставимости степеней недостаточно ограничиваться одними и теми же терминами или названиями (бакалавр и магистр). Профессиональные навыки и уровень знаний должны сделать эти степени сопоставимыми. В рамках нескольких проектов разрабатываются квалификационные схемы и идентификаторы академических достижений разных уровней, но, к сожалению, без учета интересов медицины или участия медиков. Эта работа имеет непосредственное отношение к введению системы обучения, состоящей из двух основных ступеней, что может предъявить медицинскому образованию абстрактные требования, идущие вразрез с современными тенденциями улучшения качества медицинского образования.
Система ECTS. Медицина оказалась одной из пяти предметных областей, включенных в пилотную схему для внедрения и апробации системы ECTS. Это не должно создать дополнительных проблем в сфере медицинского образования, если медицинским вузам, еще не освоившим систему ECTS, будет оказана помощь в четком понимании и правильном применении на практике зачетных единиц по ECTS. Зачетная единица должна лишь отражать меру трудоемкости, связанной с конкретным процессом обучения/преподавания или разделом в учебном плане. Успех пилотного проекта по системе ECTS во многом зависел от сопутствующего информационного пакета: точного описания раздела учебного плана, его содержания, уровня сложности материала, методов обучения/преподавания и оценки. Вот почему специалисты положительно расценивают недавние дискуссии и мероприятия в рамках Болонского процесса, указывающие на необходимость комбинированного использования зачетных единиц по ECTS и идентификаторов содержания/конечных результатов, уровня сложности материала при решении вопросов передачи и накопления кредитов. В практическом плане количественная оценка одной лишь трудоемкости недостаточна для описания раздела учебного плана.
Стимулирование мобильности. Общественные организации поддерживают процесс непрерывного нарастания международной мобильности и интенсивности студенческого обмена. Но реформирование медицинского образования может осложнить мобильность кадров в международном масштабе. Новые учебные планы менее известны, прозрачны и сопоставимы по сравнению с учебным планом по медицинским дисциплинам, в основе которого лежит классический стиль преподавания, приобретения знаний и освоения научных дисциплин.
Обеспечение качества. Общеевропейское сотрудничество по обеспечению
качества необходимо и достойно одобрения. Однако поставленная задача может
оказаться контрпродуктивной с позиции последних изменений в области медицины
и недостаточно зрелого процесса международного сотрудничества в вопросах
аккредитации медицинского образования.
Во-первых, аккредитация медицинского образования только в Европе не отвечает
всем практическим целям и, возможно, не является предметом первостепенного
внимания. Сотрудничество в этом плане должно с самого начала охватывать
и другие регионы, в частности, Америку, Африку, Азию и Ближний Восток.
Во-вторых, вопрос об академическом признании и аккредитации в медицине
не должен решаться исключительно органами образования. К процессу должны
подключаться не только медицинская общественность и органы нормативного
контроля, на которые возложена ответственность за аттестацию или лицензирование
врачей-специалистов, но и другие заинтересованные стороны, выступающие
от имени системы здравоохранения.
В-третьих, для признания и аккредитации медицинского образования требуются
вполне конкретные критерии и стандарты, подлежащие адаптации на национальном
или региональном уровне или уточнению с учетом местной специфики, ресурсов,
структуры заболеваемости и системы организации медобслуживания.
В ближайшее время совместная целевая группа ВОЗ-ВФМО по аккредитации медицинских учебных заведений и программ, учрежденная в 2004 г., подготовит руководство по аккредитации базового медицинского образования.
Обучение через всю жизнь. Обучение медицине через всю жизнь, играя исключительно важную роль, - очень сложная проблема. Непрерывное медицинское образование (НМО) или более всестороннее непрерывное профессиональное развитие (НПР) имеет давние традиции, обусловленные большим разнообразием мероприятий как в отдельных странах, так и внутри самих стран. Такое разнообразие объясняется присутствием на рынке многочисленных поставщиков образовательных услуг (государственных, частных и коммерческих учебных заведений, научных обществ, профессиональных ассоциаций, частных компаний), а также существованием разных форм обучения (формализованных учебных курсов, семинаров и конференций, дистанционного обучения, самообразования и т.п.). Трудности и задачи регулирования НМО/НПР могут быть связаны либо с отсутствием какого-либо нормативного контроля, либо с высокоразвитыми системами регулирования, регламентирующими конкретные требования к врачам специалистам и/или к аккредитации поставщиков услуг/учебных мероприятий. Существуют различия и в отношении органов нормативного контроля, которые функционируют под эгидой Министерства образования или Министерства здравоохранения или находятся в ведении профессиональной ассоциации.
Вовлечение учебных заведений и студентов. Общественные организации активно поддерживают эту цель. Без вовлечения учебных заведений, их преподавательского состава и студенчества в Болонский процесс воплощение этой идеи в жизнь окажется сложным, если вообще осуществимым. В одинаковой мере важно приобщить к данному процессу медицинскую общественность и другие заинтересованные стороны, особенно представителей системы организации медобслуживания, министерство по вопросам здравоохранения и/или образования, органы нормативного контроля, профессиональные ассоциации и т.д.
Двухступенчатое образование. Удастся ли и впредь обеспечивать проведение продолжительной, интегрированной, одноступенчатой программы обучения, если ей будет отдано предпочтение, или стоит разделить процесс получения базового медицинского образования на два основных цикла? Если медицинское образование будет базироваться на двух циклах обучения, то позволит ли степень бакалавра по истечении трех или четырех лет учебы на медицинском факультете (180 или 240 кредитов по ECTS) рассчитывать на трудоустройство сразу после окончания учебного заведения?
Степень бакалавра по медицине может служить трамплином для продолжения учебы с целью получения степени магистра, в частности, по биологии, общественному здоровью, стоматологии и т.д. Не исключено, что после короткого (в течение полугода - года) дополнительного обучения по курсу менеджмента, СМИ, педагогике и т.д. степень бакалавра по медицине может удовлетворять квалификационным требованиям для работы в фармацевтической промышленности, подразделениях по связи с общественностью, редакциях газет и на ТВ со специализацией по вопросам здравоохранения, а также в качестве преподавателя учебных программ для других категорий медработников. Однако на медицинское образование затрачиваются большие средства, и большинство стран нуждается в кадрах врачей-специалистов, на подготовку которых есть необходимые средства. Позиция, предполагающая отклонение студентов от курса на получение медицинского образования в полном объеме, должна рассматриваться как спорная. Прекращение курса обучения медицине с присуждением степени бакалавра должно стать редким исключением, хотя тем немногим, кто бросает учиться на врача, это дает какую-то возможность.
Если реальные шансы бакалавра по медицине трудоустроиться выходят на передний план, то следует соответственно планировать учебную программу, рассчитанную на первые 3-4 года (180-240 кредитов по ECTS), ставя тем самым под угрозу эффективность и/или качество учебной программы по курсу медицины в полном объеме. Особенно нежелательно усиление традиционного строгого разделения между ранним доклиническим или базовым медико-биологическим этапом, после которого следует период клинической подготовки по программе изучения медицины. Одна из наиболее распространенных международных тенденций в деле повышения качества медицинского образования сводится к интеграции базовых медико-биологических и клинических дисциплин, что ставит курс преподавания/обучения базовым медико-биологическим дисциплинам в подчиненное положение к их сфере применения в клинической практике.
Следует подчеркнуть, что введение в некоторых странах «новой» степени магистра может стать причиной возникновения проблем из-за нечеткого соответствия названной степени существующей терминологии и другим степеням, их содержанию (например, написание дипломной работы) и профессиональному статусу.
На современном этапе медицинские вузы должны иметь право воздерживаться от внедрения двухступенчатой системы и продолжать длительный период обучения (в течение 6 лет для накопления не менее 360 кредитов по ECTS) по интегрированной программе или обеспечить введение первой ступени образования, которая соответствует первой части программы обучения медицинских кадров, без планирования трудоустройства или целенаправленного использования кадров бакалавров.
Настоятельно предлагается странам и министрам, отвечающим за высшее образование,
принимать принципиально важные для медицинского образования решения только
при наличии необходимых доказательств в пользу практических действий и
при условии вовлечения медицинских вузов, их сотрудников и студентов,
а также заинтересованных сторон, главным образом представляющих медицинскую
общественность и систему здравоохранения.