На список журналов
ТОМ 6, №1, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

В КАЖДОМ НОМЕРЕ

100 ЛИЦ Л.И.Фалин. Да не погаснет свет...
(Коллектив кафедры гистологии МГМСУ)

ИНТЕРВЬЮ

Расписание на послезавтра
(Интервью с И.Ю.Лебеденко)

ПЕРСОНА

С.В.Дьякова. Спасибо за эти руки...
(Наталия Михайловская)

НАУКА

Применение многокомпонентных зубных паст в поддерживающей терапии болезней пародонта
(Татьяна Вавилова, Ольга Жилкина, Елена Аллик, Надежда Косарева)

Кальцийсодержащие материалы "Радоцем" и ProRoot MTA в лечении хронических форм периодонтита
(Юрий Максимовский, Тамара Ульянова, Татьяна Чиркова, Дарья Зуева)

Альтернативные методы лечения веррукозной лейкоплакии слизистой оболочки полости рта
(Тамара Позднякова, Юрий Зуйков)

0 влиянии длительного холодового стресса на метаболические процессы в пульпе зубов крыс
(Татьяна Вавилова, Юлия Гаверова, Ирина Островская)

Реминерализующая эффективность средства БВ при кариесе зубов в стадии белого пятна
(Евгений Волков)

Динамика состояния микроциркуляции в тканях пародонта при включении танакана в комплексное лечение пародонтита
(Хайдар Камилов, Олима Хамроева)

Динамика количества десневой жидкости в области зубов с металлокерамичекими коронками у лиц с недифференцированной формой дисплазии соединительной ткани
(Андрей Стафеев)

Выносливость тканей пародонта у больных хроническим генерализованным пародонтитом, протекающим на фоне сахарного диабета II типа
(Хайдар Камилов, Саодат Юсупалиходжаева)

Клиническая эффективность и изменения в цитокиновом профиле десневой жидкости больных пародонтитом при лечении линиментом циклоферона
(Гарри Барер, Борис Суражев, Наталья Постнова, Седа Григорян, Татьяна Оспельникова)

Полиморфизм генов HLA II класса у пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом, ассоциированным с вирусами семейства Herpesviridae
(Виктор Царев, Елена Николаева, Елена Горбачева, Евгений Ипполитов)

Зависимость нагрузочного повреждения пародонтальных комплексов опорных зубов и течения адаптационно-реабилитационного процесса от величины угла конвергенции
(Александр Копытов)

ПРОФЕССИОНАЛАМ

О Влияние прибора для светового отверждения на физико-химические и механические показатели светоотверждаемого композитного пломбировочного материала
(Валентин Чиликин, Наталья Лохман, Татьяна Гринева)

Опыт использования композитного цемента Maxcem (Kerr Hawe) при фиксации стекловолоконных штифтов D.T.Light-post фирмы Bisco
(Марина Половец, Дмитрий Дмитрович)

Показатели обеспеченности и нуждаемости населения сельской местности восточных районов Краснодарского края в специализированной стоматологической помощи отдельных видов
(Юрий Петров, Ирина Петрова)

ВЫСШАЯ ШКОЛА

Образовательная модель обучения врачей-стоматологов i интернатуре по специальности 040401 "Стоматология"
(Елена труфанова, Сергей Арутюнов, Наталья Кудрявая)

Обоснование введения курса геронтостоматологии на стоматологическом факультете БГМУ
(Петр Леус, Людмила Борисенко)

Организация учебно-познавательной деятельности студеМетодологические аспекты обучения студентов пломбированию корневых каналов техникой латеральной конденсации гуттаперчи
(Ирина Горбунова, Елена Зинова)

Профиль и компетентность современного европейского стоматолога (в свете решений Болонской декларации)
(A.J.M.PIasschaert, W.P.Holbrook, E.Delap, C.Martinez, D.Walmsley)


ИНТЕРВЬЮ

Расписание на послезавтра

К счастью, прошли времена продавцов "Сникерсов", бордовых пиджаков и шальных денег. Отрезвев наконец от перестроечной эйфории, мы твердо осознали:страна, которая ничего не производит, -обречена. И в буквальном смысле взялись за ум. Конкурсы в вузы вернулись к планке времен застоя, работодатели начали внимательно оценивать IQ сотрудников, промышленность встала под пары, наука вновь распрямила подрезанные было крылья. Сегодня стране, как никогда, нужны специалисты. От уровня подготовки нынешних студентов зависит "завтра" России, а от того, сколь успешно будет развиваться наука, - ее "послезавтра". Так есть ли надежда на решительный прорыв? Об этом мы спросили проректора по научной работе Московского государственного медико-стоматологического университета, заведующего кафедрой госпитальной ортопедической стоматологии МГМСУ, доктора медицинских наук, профессора Игоря Лебеденко.

Нас не догонишь

- Игорь Юльевич, МГМСУ - крупнейший в России стоматологический вуз и один из ведущих среди общемедицинских. Здесь преподают выдающиеся педагоги, учатся увлеченные студенты {в медицинские вузы ради "корочки" идут редко, слишком сложная программа). Большая наука уже давным-давно облюбовала это учебное заведение. Хочется верить, что она и дальше не покинет его.

- С момента основания и до сегодняшнего дня МГМСУ - крупнейший методический и научный центр по нашей специальности. Нельзя подготовить знающего специалиста в области медицины, если он не будет стремиться к постоянному совершенствованию. Ежедневно мы встречаемся с новыми клиническими ситуациям, и, конечно же, поиск оптимального решения в диагностике и лечении конкретного живого человека это всегда пытливая работа ума, некое исследование, которое каждый раз должен проводить лечащий врач. Поэтому научная деятельность высшего учебного заведения - неотъемлемая часть общего процесса подготовки специалиста. Всегда, явно или подспудно, любой руководитель учебного заведения уделяет особое внимание научным исследованиям.

Университету есть чем гордиться и в первую очередь достижениями в области стоматологии, ведь университет создавался как стоматологический институт. В 2006 г. в МГМСУ защищено 26 докторских и 221 кандидатских диссертаций по 13 специальностям. Ежегодно сотрудники университета публикуют более 400 статей; в вузе выпускается более 40 монографий и 30 учебников. За последние 5 лет изданы 232 монографии, 176 учебников и руководств, 124 методических рекомендаций, 525 учебных пособий, получено свыше 277 патентов на изобретения. Коллектив университета насчитывает 1567 человек профессорско-преподавательского состава. Сегодня в университете работают 2 академика РАН, 9 академиков РАМН, 9 членов-корреспондентов РАМН, 1261 доктор медицинских наук, 359 из которых имеют звание профессора, 920 кандидатов медицинских наук.

Научный потенциал вуза высок, и от НИИ он отличается тем, что помимо творящих титулованных, маститых ученых, здесь учится огромное число жаждущих знаний студентов.

Итоги научной работы - количество монографий, учебников, опубликованных статей, проведенных научных конференций, число подготовленных аспирантов, докторантов, защищенных диссертаций, наличие диссертационных советов в университете. По всем этим показателям наш университет находится в авангарде медицинских вузов страны.

В списках значится

- Научная работа каким-то образом планируется ?

- Несомненно. Отдел координации и организации научных исследований ежегодно выпускает два сборника. Первый -"Планы научно-исследовательских работ", где отражены все комплексные темы по основным направлениям, а также темы кандидатских и докторских диссертаций, запланированных на ближайший год. Это помогает, во-первых, избежать дублирования научных исследований, во-вторых, тематически систематизировать работы. Внутри стоматологии есть проблемы всероссийского значения, скажем, новые методы профилактики, диагностики и лечения кариеса зубов и его осложнений или современные материалы и методики ортопедического лечения. Существует ряд тем, которые разрабатываются одновременно на нескольких кафедрах, например, особенности стоматологической реабилитации больных сахарным диабетом. Собранные вместе работы представляют полную картину реабилитации детей, взрослых, пожилых людей. Благодаря систематизации появляется возможность комплексного многогранного исследования серьезнейших проблем. Еще один пример: в университете разрабатывается комплексная программа по остеопорозу, охватывающая несколько научных направлений: экспериментальное, теоретическое, современные методы дифференциальной, лучевой - ультразвуковой, рентгенологической, протонной - диагностики, клинические особенности течения остеопороза при различных заболеваниях, остеопороз и его проявления в стоматологии и пр. Все эти исследования должны быть четко систематизированы и ранжированы - что соответствует современным взглядам на проблему, а что уже стало историей.

- Второй сборник, по всей видимости, посвящен результатам научно-исследовательской работы в МГМСУ ?

- Да. Он тоже выпускается ежегодно, только выглядит гораздо внушительнее. Если в сборнике планов публикуются только тематика, сроки и авторы работ, то второе издание содержит аннотации всех патентов и изобретений, число выступлений на международных, всероссийских, внутривузовских конференциях, перечень публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК, тезисы, а также список защищенных кандидатских и докторских диссертаций. Более того, здесь отражено все, что было сделано за последние пять лет: статистика научной деятельности, в частности, число защитившихся в срок аспирантов.

Советы перед Советом

- Каков время отводится аспиранту на завершение научного изыскания?

- Аспирант учится три года. Итогом этого обучения должна стать научная работа, защищенная в течение года после окончания аспирантуры. МГМСУ отличается от других вузов тем, что число кандидатов наук постоянно увеличивается. Мы очень серьезно относимся к планированию тематики и аттестации аспирантов. В вузе работают проблемные комиссии,объединяющие самых авторитетных ученых. Я председатель комиссии по стоматологии. В нее также входят член-корреспондент РАМН, профессор Л.С.Персин, профессора Г.М.Барер, В.С.Агапов, В.М.Елизарова.

Каждый первый четверг месяца мы собираемся на заседания и рассматриваем авторефераты диссертационных работ. Судим строго и пристрастно, начиная от формулировки названия и заканчивая оценкой формирования групп, выборки людей. Если в исследовании участвовал специальный контингент, например дети или пожилые люди, то работа должна пройти через этический комитет, работа которого тоже налажена. Все планируется и выверяется на самом начальном этапе, что придает аспирантам уверенность при защите диссертации на Ученом совете. Они больше боятся профессионального аттестационного этапа, нежели самой защиты, на которой присутствуют специалисты других отраслей медицины. Наш вуз уникален тем, что имеет два стоматологических диссертационных совета: один для защиты кандидатских диссертаций, второй - кандидатских и докторских. Но и двух советов сегодня уже не хватает. На всех факультетах МГМСУ на трех курсах аспирантуры учатся 609 человек. На стоматологическом факультете их около 200, т.е. порядка 70 человек в год оканчивают аспирантуру. Совет проводит ежемесячно по два заседания в течение 10 месяцев. Всего - 20 заседаний. Если на каждом заслушивают по две работы, то за год защитятся всего 40 человек. А еще 30? И это не считая соискателей из тех вузов, где нет диссертационных советов. Плюс докторские диссертации, требующие больше времени для анализа и защиты.

Наука без границ

- Говоря о научной работе вуза, нельзя не вспомнить о студенческом научном обществе и обществе молодых ученых.

- Их активная деятельность - одна из главных отличительных черт научной работы МГМСУ. Я очень рад, что в совете молодых ученых сегодня есть доктора наук в возрасте до 35 лет. В этом учебном году общество заметно активизировалось и провело уже несколько научных конференций на английском языке: межвузовские совместно с Институтом хирургии А.В.Вишневского, внутривузовскую по ортодонтии и ортопедической стоматологии. Спрашивается, зачем на английском? Для того чтобы наши молодые ученые отрабатывали навыки научного общения по тематике, могли бы спокойно, не волнуясь, не боясь оторваться от бумажки, рассказать о своих научных работах на международных симпозиумах, на слух анализировать задаваемые вопросы и спокойно отвечать на них. Профессиональная дискуссия на английском языке - норма научного сообщества, и хочется, чтобы она прививалась уже на студенческой скамье.

- В прошлом году в МГМСУ прошла уникальная акция - лингвистический фестиваль...

- Он объединил молодых исследователей нашего вуза, Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, РУДН. На пленарном заседании руководство университета приветствовало участников на иностранных языках. После этого состоялись заседания по секциям, объединенным не тематикой, а языком. Это несколько ограничило возможность научного общения. Поэтому мы решили идти дальше - подняться на уровень научных конференций с элементами иностранного языка. В этом году планируем провести тематические студенческие научные конференции (по стоматологии, внутренним болезням и т.д.). Студенты в течение 10 мин будут рассказывать о своих научных работах на русском языке, а резюмировать на иностранном.

От кружка до высокой трибуны

- Отныне конференции молодых ученых будут проходить по новой схеме?

- По трехуровневой. Первый уровень - студенческий научный кружок кафедры. Сегодня в МГМСУ активно работают 46 кружков. Все чаще проводятся межкафедральные встречи: на совместном заседании кружков по гастроэнтерологии и лучевой диагностике студенты так построили выступления, чтобы доклады дополняли друг друга.

Очень интересной была конференция, объединившая кружки кафедр ортодонтии, детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, лучевой диагностики, детской терапевтической стоматологии. Впервые 14 марта 2007 г. была организована видеоконференция между студентами нашего вуза, Нижегородской медицинской академии и Санкт-Петербургского университета.

Второй уровень межкафедральный. Обычно он бывает монотематическим. Терапевтической стоматологией занимаются три кафедры: пропедевтической, факультетской терапевтической, госпитальной терапевтической стоматологии. После заседания кружков каждая кафедра отбирает по пять лучших докладов, и 15 работ попадают на межкафедральную конференцию. Там выбирают 2-3 особо выдающихся доклада для общеуниверситетской конференции по стоматологии. То же происходит на всех остальных факультетах.

И апогей научной мысли - третий уровень. Мы проводим День студенческой науки, когда студенты, добравшиеся до финала, представляют свои разработки. Такая система позволяет нам воспитывать научную элиту на уровне студенческой скамьи. Если человек прошел все три уровня, он чего-то стоит. Таких студентов можно и нужно посылать на стажировку за рубеж, награждать стипендиями Президента РФ. Это - будущее науки.

И еще не могу не сказать, что выступления лучших студентов предваряют доклады мэтров науки по актуальным и значимым темам. В этом году мы выбрали тематику, связанную с трансплантологией. Одно сообщение будет посвящено современным методам диагностики смерти мозга, второе - биоэтическим аспектам этой проблемы.

- Очень популярными сегодня стали проводимые вузом Всероссийские монотематические конференции.

- В этом году состоялась уже четвертая, посвященная вопросам онкологии в стоматологии. В рамках большого форума прошли конференции по патомор-фологии, профилактике онкологических заболеваний слизистой оболочки рта и красной каймы губ, современным методам диагностики, профилактики и лечения. Интереснейшая конференция по реабилитации онкологических больных, проведенная совместно с онкоцентрами Н.Н.Блохина и П.А.Герцена, делилась на две темы: психологическая и ортопедическая реабилитация (протезирование людей, у которых удалены челюсти, органы полости рта). Отдельная конференция, была посвящена лучевой диагностике и терапии онкозаболеваний. Темой V Всероссийской конференции станет "Имплантология в стоматологии". В таких форумах участвуют до 1800 человек, для наших студентов участие бесплатное.

Где зажигаются звезды?

- Уровень проводимых в университете студенческих олимпиад с каждым годом становится все грандиознее.

- Особенно стоматологических. К нам уже приезжают за опытом из других стран. В апреле состоится заседание европейской группы Всемирной ассоциации стоматологов FDI, и, воспользовавшись случаем, мы пригласим известных людей посетить олимпиаду по стоматологии. На каждой кафедре олимпиады своеобразные. Так, на пропедевтической - выступление командное, с элементами КВН. Состязаться с нашими ребятами приезжала команда из Нижнего Новгорода: пели, плясали, видеосюжет про свою академию показывали, отличный научный стендовый доклад подготовили. На кафедре детской терапевтической стоматологии олимпиады индивидуальные. Каждый получает домашнее задание, например, сделать что-то интересное на тему кариеса. И тут уж фантазии нет предела. На кафедре ортопедическои стоматологии студенты традиционно мастерят елочные игрушки.

Еще одна особенность студенческих олимпиад в том, что прежде чем начать соревноваться, участники в течение дня обучаются у лучших специалистов тонкостям тех или иных манипуляций и лишь потом пробуют свои силы. Мы считаем, это самый короткий путь внедрения в специальность современных методов. Лозунг наших олимпиад "Сегодня наука, завтра технология".

Раз в два года проходят всероссийские олимпиады, на которые съезжаются студенты из 40 вузов страны. Приятно, что победителем прошлого марафона стал студент МГМСУ, что обеспечит ему ряд преимуществ при поступлении в бюджетную ординатуру.

- В пятницу 2 марта 2007 г. стартовала заочно-очная олимпиада для интернов, коих на стоматологическом факультете 180...

- Это будет первая олимпиада по нано-материалам и компьютерным технологиям. Мы хотим провести ее в духе ультрасовременных требований науки. Построена она тоже в три этапа. Первый - заочный информационно-поисковый. Участники должны найти в Интернете ответы на вопросы по использованию наноматериалов в стоматологии. Некоторые задания будут связаны с продукцией фирм-спонсоров - компаний Sirona и Ivoclar Vivadent. Данный этап нужен, чтобы проверить, могут ли интерны пользоваться современными информационными технологиями. Второй тур пройдет на базах обучения, которым фирма Ivoclar Vivadent поставит реставрационный нано-материал. Интерны, выполняя работы под руководством кураторов, должны будут представить с помощью цифровой компьютерной техники все этапы диагностики и реставрации. На это им дается месяц, за который они должны найти пациентов, провести реставрацию, сделать качественные фотографии и подготовить презентацию своего клинического случая. Общественное жюри отберет 15-20 лучших работ. И, наконец, третий этап - очный. Интерны смогут продемонстрировать мастерство в клинике во время работы на системе CEREC, лазерном препарировании зубов, компьютерной диагностике кариеса и определении цвета зубов, цифровой фотографии. Олимпиада завершится 19 апреля 2007 г. большим гала-концертом. Победитель получит приз и сертификат от FDI. Такие конкурсы помогают отобрать наиболее талантливых ребят для обучения в ординатуре.

Полную информацию обо всех конференциях, выставках, семинарах, проходящих как у нас в стране, так и за рубежом по основным темам научных исследований МГСМСУ, можно узнать из университетского сайта www.msmsu.ru. Есть у нас и научно-медицинские журналы, учредителем которых выступает университет, в частности "Cathedra", освещающие научную жизнь вуза.

- Путем объединения Центральной научно-исследовательской лаборатории и Научно-исследовательского института стоматологии в университете создан Научно-исследовательский медико-стоматологический институт. Могут ли студенты представлять туда свои разработки?

- НИМСИ имеет 18 лабораторий и оборудование для проведения научных исследований. Здесь ежегодно проходит конкурс изобретательской деятельности, на который работы представляют и студенты. Все выпускники МГМСУ, хорошо закончившие обучение, востребованы. Это позволяет надеяться, что дальнейшая жизнь университета будет еще более насыщенной и интересной как в научной, так и в учебной областях.

Из истории европейских университетов мы знаем, что возраст их порой насчитывает 400-500 лет. А нам всего 85! Мы молоды, полны планов и надежд!

 

Беседу вела Наталия Михайловская