ТОМ 6, №3, 2007
СОДЕРЖАНИЕВ КАЖДОМ НОМЕРЕИНТЕРВЬЮ Путь один, дороги разные. ИЗ ИСТОРИИ Между прошлым и будущим НАУКАЭкспериментальное лечение химической травмы слизистой оболочки полости рта с применением аллогенных фибробластов и аутологичного эпидермального трансплантата Мультипотентные клетки жировой ткани: перспективы использования в челюстно-лицевой хирургии Стоматологическое здоровье детей, страдающих детским церебральным параличом Повышение местного иммунитета в полости рта с помощью жевательных таблеток Колострум (молозиво новозеландских коров) Разработка алгоритма диагностики хронического генерализованного пародонтита на основе микробиологических и иммуногенетических показателей Особенности процессов пероксидации в полости рта при хроническом рецидивирующем афтозном стоматите Тромборезистентность эндотелия сосудов у больных хроническим генерализованным пародонтитом в сочетании с заболеваниями гастродуоденальной области Сравнительная оценка репаративного процесса костной ткани после воздействия лазера Waterlaser Millennium разной мощности и механической травмы (в эксперименте) ПРОФЕССИОНАЛАМСовременный способ одномоментного изготовления двухслойных временных съемных протезов Клиническая эффективность хирургических лазерных технологий в пародонтологии Возможности восстановления миофункционального равновесия при вторичной частичной адентии и пародонтите Клинико-лабораторное обоснование выбора материала "ТемпеЛайт" для временного пломбирования зубов Упаковочные материалы Wipak Medikal/Steriking для стерилизации стоматологических инструментов Стандартизация медицинских услуг в стоматологии Кровоточивость десны как симптом неблагоприятной стоматологической ситуации или вторичный признак различных заболеваний и авитаминозов Инновации в организации работы с населением по гигиене полости рта и профилактике стоматологических заболеваний Купирование неотложных состояний в практике стоматолога ВЫСШАЯ ШКОЛАЗадачи проекта Европейской дирекции по образованию и культуре - DENTED Путь один, дороги разные"Не все спокойно в Датском королевстве", - сетовал Гамлет, и мысль эта немало беспокоила принца. Но сколь миниатюрными, почти игрушечными кажутся сегодня размеры его страны рядом с "владениями" ректора современного вуза. Сколь немногочисленным, покладистым и единым выглядит население, подчинявшееся власти короля, по сравнению с многотысячной армией разношерстной, разнохарактерной публики, имя которой студенты. Сколь немасштабными видятся гамлетовские проблемы, если сравнить их с теми задачами, которые предстоит решить новому руководителю одного из крупнейших медицинских учебных заведений России, ректору Московского государственного медико-стоматологического университета доктору медицинских наук, профессору Олегу Янушевичу. Пока в его "королевстве" тоже немало проблем и планов, но на главный вопрос принца Датского "Быть или не быть?" профессор уже ответил: "Переменам - БЫТЬ!". Быть реформе высшей школы, быть изменениям в подготовке квалифицированных специалистов в области здравоохранения, быть соответствующим времени учебным программам и инновациям - быть новой российской медицине... Но дабы все задуманное исполнилось, придется отыскать ответы еще на два вечных вопроса: с чего начать? и что делать? Впрочем, ответ на первый уже дан. Быть может, новый ректор изберет иные дороги, но путь, на который университет встал пять лет назад, несомненно, останется прежним... О чем "не спит" ректор?- Олег Олегович, 15 мая 2007 г. вы были избраны ректором МГМСУ. Применительно к вашему новому назначению, конечно, неуместно вспоминать про известную метлу, и все же пословица как нельзя лучше отражает суть: всякий вновь приступающий к делам руководитель неизменно привносит что-то свое в политику предыдущего руководства. Сколь значительны будут эти перемены? - Я пять лет проработал с академиком РАМН, профессором Николаем Дмитриевичем Ющуком и могу сказать, что очень много наших общих идей уже сгенерированы в определенную концепцию, от которой мы не станем отказываться в дальнейшем. Главное, что я уяснил за эти годы: создать условия для стабильной работы вуза, которые позволяли бы ему стать ведущим учреждением в подготовке кадров для медицины, можно лишь живя проблемами университета. - И каковы будут первые шаги? - Прежде всего строительство для лечебного факультета больницы на 700 коек в Кусково. Университету очень важно иметь хорошую лечебную базу, где будут работать ведущие кафедры, которые возглавляют профессора Л.В.Адамян, Д.Ю.Пушкарь, Л.А.Бокерия, В.И.Шумаков. Надеюсь, что и хирур ги М.Д.Дибиров, С.И.Емельянов получат возможность развивать современные виды лечения, повышать качество обучения. Еще один очень важный проект - создание на базе факультета среднего медицинского образования реабилитационного Центра, в котором начнут готовить зубных техников из инвалидов-опорников. Здесь они смогут не только жить и лечиться, но и приобретать востребованную обществом высокооплачиваемую профессию. Этой идее уже более семи лет, и сейчас она уже получила добро на уровне Правительства РФ. Тем самым мы не только решим социальную проблему трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями (ведь, как известно, об уровне общества судят по отношению в нем к детям, старикам и инвалидам), но и получим хороших специалистов. Те, кто потерял свободу передвижения, обычно реализуются в любой доступной им деятельности. Хорошие техники часто уходят в коммерцию либо становятся врачами, а эти люди будут преданы своей работе и благодарны тем, кто им ее дал. Нельзя не сказать и о введении в строй проекта, которому уже шесть лет,- о создании Института ортодонтии. Член-корреспондент РАМН Л.С.Персии вначале организовал в университете кафедру ортодонтии, затем Ассоциацию ортодонтов России, а теперь добился от правительства и Минздрава помощи в строительстве института, который позволит МГМСУ выйти на совершенно иной уровень подготовки специалистов в этой области. Уже заключен инвестиционный контракт и началось возведение здания. Обойдемся без репрессий- Закончено ли формирование новой команды? - Все кадровые назначения, в том числе проректоров, сделаны. Их число уменьшено на одну единицу. Второй претендент на пост ректора профессор А.Ю.Васильев, к сожалению, отказался войти в состав управленческого аппарата вуза, решив посвятить себя работе на кафедре в рамках реализации одного из инновационных проектов. Я не стал препятствовать ему. - В руководстве университета впервые появилась новая должность президента, которым стал ваш предшественник Николай Дмитриевич Ющук. Насколько это, по-вашему, оправдано? - В отличие от многих я не считаю данную должность последней ступенькой к заслуженному отдыху. Напротив, президент-гарант сохранения курса университета. Как показал опыт первых месяцев нашей совместной работы, если у ректора и президента общая задача - сделать вуз процветающим, то в две головы она решается гораздо успешнее. Между нами нет ни малейшего противостояния, а лишь полное взаимопонимание. Мы стараемся поровну делить нагрузки. Вновь приходящий ректор должен вносить определенную положительную динамику, будь то кадровые назначения, смена курса или приоритетов. Ректор, естественно, несет персональную ответственность за вуз, но при этом президенту, наряду с представительскими, необходимо предоставить как можно больше реальных полномочий, которые сохраняли бы взятый до этого курс университета. Николай Дмитриевич известный человек, у него есть уже наработанные связи и сложившиеся отношения. Не выяснения, кто лучше, и пустые распри, а взаимодействие сможет принести пользу университету. - Кроме представительских, какие основные обязанности лягут на плечи президента? - Николай Дмитриевич создал несколько комиссий, в том числе по кадрам, перспективам развития университета. В них при влечены профессора, заведующие кафедрами. Это сделано для того, чтобы можно было учитывать мнения коллег, не принимать поспешных решений. - В МГМСУ работает очень много именитых ученых, большинство из которых люди уже пожилые. Что ждет их после вашего вступления в должность? - Мы постараемся сохранить весь кадровый потенциал университета. Вуз пока не приблизился к тому возрастному показателю, который всем хотелось бы видеть - 35-40 лет. Средний возраст профессорско-преподавательского состава университета около 50 лет. Но в свое время он равнялся 60 годам. Ветераны по-прежнему остаются нашей гордостью, интеллектуальным потенциалом вуза. Как и в любой семье, если мы не станем заботиться о людях старшего поколения, то грош нам цена. Мы будем всячески помогать ветеранам войны и труда, людям, посвятившим университету всю жизнь, находить для них рабочие места, чтобы они могли передавать свой опыт молодежи. Многие продолжат работать в МГМСУ в качестве консультантов. В этом плане никаких репрессий и изменений не ожидается. Хочу в Париж! Имею право?- Сегодня границы стран, национальных особенностей, религий смещаются, постепенно стираясь. Люди женятся, расходятся, целыми семьями по необходимости ли, пожела нию ли меняют места постоянного жительства. Вместе с миграцией населения происходит колоссальное перемеще ние по миру трудовых ресурсов высшей квалификации, в том числе российских. Поэтому вхождение России в Болонский процесс - шаг логичный, закономерный и необходимый. Единые дипломы значительно упростят нам жизнь. Но в Европе есть лишь общее пространство, а унифицированной системы высшего образования пока не существует... - За последние пять лет качеству учебного процесса в университете уделялось серьезное внимание. В МГМСУ проводили анкетирование студентов, создавали комиссии, призванные оценить качество работы кафедральных коллективов. Год назад профессор Э.М.Кузьмина организовала прекрасную конференцию по стоматологическому образованию. Ее результатом стало решение провести в этом году международную аккредитацию стоматологического факультета. Это не значит, что завтра российские дипломы уже будут котироваться в европейском сообществе, но определенный авторитет на уровне Европы вуз, безусловно, завоюет. Необходимо развивать программы, которые приведут к тому, что наши специалисты будут востребованы не только на территории стран СНГ, но и за границей. - Неужели наступят времена, когда врач, окончивший российский вуз, сможет, приехав, скажем, в Париж, сразу открыть свою клинику? - Еще 19 сентября 2003 г. Россия подписалась под Болонским соглашением. Основная его идея - совместить учебно-методические программы вузов разных стран. Но это все равно не даст нашим дипломированным специалистам права, приехав в страну, сразу начать заниматься врачебной деятельностью. Прежде необходимо будет сдать определенные тесты и экзамены. Причем, все страны, где есть сильные медицинские ассоциации, предъявляют подобные требования не только к иностранным, но и к своим специалистам. И в России существуют такие правила для врачей. Ассоциация определяет статус и допуск врача к практической деятельности. Другое дело, что в разных странах система может быть более или менее жесткой. Например, у нас она значительно лояльнее, нежели в Америке. Сам себе студент- МГМСУ объявлен инновационным вузом. Для этих целей государство выделило университету более 300 млн рублей. На какие проекты будут инвестированы данные средства? - Реализация инновационных проектов- важнейшая задача. Деньги выделены нам на два года, так что получается не такая уж большая сумма, поэтому распределить ее надо разумно. У нас запланировано шесть очень амбициозных проектов, которые смогут изменить будущее МГМСУ. Первый из них - проект по дистанционным формам обучения и созданию электронных систем в университете (электронный деканат, система контроля документооборота и т.д.). Вторая важная разработка, в которой участвуют член-корреспондент РАМН А.Ю.Васильев, профессора Ю.А.Васюк, И.Д.Стулин, призвана улучшить материально-техническое обеспечение стоматкомплекса и создать в нем общую клиническую базу лечебного и стоматологического факультетов. Например, здесь расположится междисциплинарная кафедра рентгенологии. Проекты профессоров И.Ю.Лебеденко и С.Д.Арутюнова позволят изменить качество обучения на последних курсах и постдипломную подготовку на кафедре ортопедической стоматологии. Ведь ортопеды занимают второе после ортодонтов место по числу ординаторов и аспирантов, желающих продолжать обучение на кафедре. Инновационное предложение профессора Э.А.Базикяна уникально не только для России, но и для мира. Оно касается закупки виртуальных систем, которые позволят проводить обучение-отрабатывать навыки и контролировать их - при помощи фанто-мов-денсимов. - Обучение на фантомах-достаточно новая форма? - У нас есть определенная позиция по изменению учебного плана и программ по специальностям "Стоматология" и "Лечебное дело". Образование в медицине сегодня должно меняться. Надо отдавать себе отчет, что иными стали социальная и информационная среда, система подачи информации и ее восприятие. Поэтому те стандарты, которые работали еще 5-6 лет назад не только в здравоохранении, но и в образовании, устарели. Ныне во главу угла, согласно Болонской декларации, ставится компетентностный подход к подготовке специалистов, причем на протяжении всего обучения. Преподавание в вузе не должно сводиться к формальному проведению лекций и семинарских занятий. При помощи тестового контроля не сложно оценить уровень подготовки того или иного ученика, но не это главное. Каждый может прочитать и знать, главное уметь применить знания на практике, для чего и нужны формы активного обучения. - Что значит "активное обучение"? - Для врача это традиционное обучение у постели больного. Но все дело в том, что не сегодня завтра мы будем ограничены в допуске к реальным больным. Современный пациент требует корректного к себе отношения. В силу вступают совершенно другие этические нормы. Если лечение оплачено, человек вправе выбирать лечащего врача и, например, отказаться лечиться у студентов. Можно, конечно, проводить занятия на фантомах, использовать в обучении деловые игры (правда, студенты к ним пока не готовы) или, как это делается за границей, прибегать к помощи профессиональных актеров, играющих больных (к этому не готовы преподаватели), но хорошие клиницисты понимают, что от классического проявления болезни до всех многообразий его клинических форм - большая пропасть. На фантомах всему не научишься. Это все равно, что осваивать управление самолетом на компьютерном симуляторе. Только когда молодой врач самостоятельно делает все - от постановки диагноза до окончания лечения, мы можем говорить о том, что он умеет применять полученные знания. Ни в коем случае нельзя отказываться от клинической практики. Она - квинтэссенция компетентностного подхода. Именно здесь будущий врач мобилизуется для того, чтобы помочь пациенту. Если лишить студентов возможности лечить реальных больных, качество подготовки резко снизится. - Так что же делать, если пациенты не хотят лечиться у студентов, а фантомы не заменят живых людей? - Нужно менять систему преподавания. И начинать - с закона. На различных факультетах эта проблема решается по-разному. Например, для стоматологического необходим постепенный ввод студентов в работу. В лечении должно участвовать несколько групп: студенты, ординаторы, преподаватели. На первом этапе студент может выступать в качестве ассистента, общаясь с пациентом, заполняя историю болезни, следя за манипуляциями, проводимыми преподавателем. Позже он включается в работу в рамках своей компетентности: ему доверяют высушить канал, затем запломбировать его. При таком подходе у пациента не создается впечатления, что он пришел на студенческий прием. - Через год вы планируете создать 1-2 экспериментальные группы, в которых студенты будут обучаться по индивидуальной методике, то есть самостоятельно выбирать, когда и какие занятия посещать. Не опасаетесь, что без строгого контроля молодые люди найдут занятия более интересные, нежели учеба, и успеваемость резко снизится? - Думаю, наоборот. Я уверен, что качество подготовки зависит в первую очередь от мотивации студентов к обучению. Она должна быть подкреплена, главным образом, двумя моментами: созданием оптимальных условий для получения любой информации и жестким контролем. Причем контролем не успеваемости, а полученных знаний. Для начала все тестирование надо перевести на компьютерную систему - Интернет. И цель тестирования проверять не насколько хорошо студент знает тему, а чего он не знает. Это поможет педагогу восполнить пробелы в знаниях учащихся. Преподаватель должен не начитывать курс, создавая систему муштры, а подсказывать, где найти необходимую информацию. При переходе на индивидуальную траекторию обучения учащийся действительно сам будет решать, когда и на какие предметы ему ходить. Сегодня студенческие группы, от которых мы пока юридически не можем отказаться, стали уже архаизмом. Мы, медики, должны понимать, что у каждого человека существуют свои биоритмы, определенный уровень усвоения в определенные часы. У студента есть задания, есть учебный год, а когда он будет сдавать то, чему научился, пусть выбирает сам. И, поверьте, станут ходить, станут учиться, да еще и с удовольствием. Но до этого предстоит множество, согласований. Кто поедет в Трусковец?- Сколько сейчас факультетов в университете? - Восемь, и число их продолжает расти. Основными остаются стоматологический и лечебный. Динамично развиваются факультеты клинической психологии и экономики здравоохранения. В этом году цифры по приему документов показали, что они пользуются спросом, хотя набор на них пока небольшой. Очень важен факультет довузовской подготовки и среднего медицинского образования. Есть также подмосковный факультет и факультет пеницитарной медицины, готовящий врачей для мест лишения свободы. Динамика подающих документы на протяжении десятков лет не уменьшается, это говорит о том, что вуз востребован. - Тем не менее регионы по-прежнему испытывают некоторый недостаток в квалифицированных врачах? - Некоторый - мягко сказано. Пожалуй, это самая большая и больная проблема. Регионы, особенно отдаленные территории, испытывают настоящий кадровый голод. За Уралом с врачами просто беда: порой там на 1000 км один доктор. Специалистов сюда не заманишь. Но нехватка врачей вовсе не связана с тем, что мы готовим недостаточное количество кадров. Просто часто после окончания вуза люди вообще уходят из отрасли. А те, кто начинают работать по специальности, всеми правдами и неправдами стараются закрепиться в Москве или других крупных городах. Помните известный фильм "Кто поедет в Трусковец?". Так вот в Трусковец никто ехать не хочет. Наш университет ежегодно готовит почти 250 стоматологов для регионов России, но в результате лишь малая часть возвращается после целевого приема домой. Это беспокоит и нас, и руководство Минздрава. - В советские времена существовала система принудительного распределения. Отучился в вузе - будь любезен в течение трех лет отработать диплом где-нибудь в глубинке... - Теперь такой системы нет и быть не может, у нас демократическое общество. Каждый выпускник волен работать там, где ему больше нравится. А вот что касается целевого приема, то, думаю, что мы подошли к тому периоду, когда контракты на него должны заключаться достаточно жестко. Выпускник, которого территория направила в столичный вуз и оплатила его учебу, должен отработать в регионе определенное время. Конечно, и регион должен предоставить молодому врачу полный социальный пакет: жилье, рабочее место, определенную заработную плату. Если же студент по каким-то причина не хочет возвращаться на периферию, пусть компенсирует все потраченные на его подготовку средства. Так будет справедливо. Но это решение не одного дня, а двух-трех лет. - Вы были практикующим врачом, занимались преподавательской деятельностью, возглавляли кафедру... Должность ректора - пост, скорее, функционера, администратора. Какой "кафтан" вам больше по плечу? - Мой путь к нынешней должности помог мне узнать и понять проблемы медицины изнутри. "Королевство", не скрою, досталось большое и трудное. Чтобы все системы заработали, необходимо запустить многие маховики. Справимся! Если бы еще в сутках было хотя бы 28 часов!.. беседу вела Наталия Михайловская
Стандартизация медицинских услуг в стоматологииВ условиях развития новых социально-экономических отношений в стране и реформирования системы здравохранения особую важность приобретают такие основополагающие проблемы, как рациональное использование ресурсов здравохранения. Внедрение системы стандартизации в здравоохранение рассматривается как основа обеспечения государственных гарантий оказания качественной базовой медицинской помощи населению. В отличие от многих специальностей стоматология, в которой медицинские технологии включают существенную материально-техническую составляющую, всегда опиралась на нормативные акты системы стандартизации. Традиционно в данной области медицины действуют ГОСТы, определяющие требования к параметрам медицинской техники, приборов, оборудования и пр. Специальная группа ГОСТов содержит государственные требования к качеству стоматологических материалов. Среди нормативных документов, действующих в системе стоматологических стандартов, особую роль играют клинические протоколы ведения больных (ПВБ), которые касаются непосредственно оказания медицинской помощи и описывают алгоритмы врачебных действий, процедур и манипуляций в их последовательности и взаимосвязи [3]. Клинические протоколы ведения больныхПВБ - нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, обусловливающий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с четким синдромом или при конкретной клинической ситуации. Цель протокола - обеспечить надлежащую полноту и последовательность врачебных действий (без раскрытия содержания общеизвестных манипуляций), предложить четкие алгоритмы и существенные рекомендации (требования) для достижения высокого качества медицинской помощи. Поскольку объем медицинской помощи в жестких рамках бюджетно-страхового финансирования не может выбираться произвольно, в ПВБ должен быть представлен базовый набор мероприятий, необходимых и достаточных для восстановления и сохранения жизненно важных функций организма больного при определенном заболевании. ПВБ, разрабатываемые в соответствии с определенной методологией, должны отвечать требованиям национального ГОСТа Р 52600-2006 "Протоколы ведения больных. Общие положения", а также "Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении" [8]. В ПВБ включают только те методы и средства, которые соответствуют следующим требованиям:
Протоколы содержат алгоритмы:
Кроме того, ПВБ учитывает правовой аспект взаимоотношения врача и пациента в ходе лечения. В частности, он содержит форму информированного согласия (протокол информирования пациента), памятки для пациентов по реабилитационному режиму и пр. Подобные документы не только содействуют обеспечению прав пациента при оказании медицинской помощи, но и создают доказательную базу, подтверждающую правильность действий врача, что чрезвычайно важно с точки зрения предупреждения конфликтных ситуаций в клинической практике [3]. Разработка ПВБ - сложный многоэтапный процесс, включающий изучение множества источников, результатов клинических исследований, собственные клинические, клинико-эпидемиологи-ческие исследования, клинико-эконо-мический анализ и т.д. Лечебно-профилактическими учреждениями и научно-медицинскими объединениями активно ведется работа в этом направлении. Все ПВБ были утверждены в качестве отраслевых стандартов Минздравом России (до административной реформы), около 50 - Министерством здравоохранения и социального развития России. Врачи-стоматологи включились в работу над протоколами ведения больных в 2001 г. Эту работу возглавил МГМСУ. Разработка ПВБ в области стоматологии сразу столкнулась с трудностями, основная из которых- недостаточность доказательной базы при выборе методов и средств лечения, а также прогнозирования исходов. Адекватный и обоснованный выбор возможен лишь при наличии достоверных данных о шансах и рисках применения того или иного метода и средствах лечения; прогноз основывается на знании закономерностей влияния методов лечения на организм, развития положительных и нежелательных влияний проведенного лечения [2, 9, 12]. Основная проблема заключалась в недостатке информации об эффективности методов стоматологического лечения, соответствующих принципам доказательной медицины. В силу специфики стоматологии в этой области крайне редки контролируемые рандомизированные исследования, равно как и кли-нико-эпидемиологические исследования применения различных способов стоматологического ортопедического лечения во врачебной практике [4]. Недоставало также результатов сравнительного клинико-экономического анализа методов и средств, применяемых при протезировании. После проведения необходимых исследований в конце 2003 г. в отдел стандартизации Института общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова -методический центр разработки документов системы стандартизации - были представлены проекты протоколов ведения больных с диагнозами "Полное отсутствие зубов (полная вторичная адентия)" и "Частичное отсутствие зубов (частичная вторичная адентия"). Разработчики: МГМСУ, отдел стандартизации Института общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова, стоматологическая поликлиника № 2 г. Москвы. Это были первые ПВБ в стоматологии, которые касались наиболее распространенных патологий зубочелюстной системы (например, частичное отсутствие зубов, встречающееся почти у 80% взрослого населения). После рецензирования и соответствующей доработки проекты успешно прошли апробацию, Экспертный совет Минздрава РФ и были утверждены Министерством здравоохранения и социального развития России 16 сентября 2004 г. [б, 7]. В работе над документами приняли участие девять ЛПУ стоматологического профиля восьми городов Российской Федерации. Для разработки клинических протоколов ведения больных с осложнениями и дефектами, развившимися после протезирования, выполнен клинико-эпидемио-логический анализ отдаленных результатов лечения пациентов с частичным отсутствием зубов и несъемными конструкциями [11,13]. Проблема стабильности результатов лечения частичной вторичной адентии имеет свои особенности, заключающиеся в необратимом характере заболевания и высокой вероятности его прогрессирования, а в перспективе неизбежного повторного протезирования. Соответственно эффективность лечения в данном случае надо понимать как надежность - безупречное функционирование конструкции до развития осложнений и/или дефектов. Поэтому отдаленные результаты ортопедического лечения частичного отсутствия зубов протезами различных видов и связанные с ними риски развития осложнений играют существенную роль в оценке целесообразности их применения. Получив достоверные данные о связи метода лечения с частотой развития осложнений, можно делать обоснованный выбор наиболее эффективных конструкций и вероятный прогноз исходов, которые необходимы при разработке протокола ведения больных. Данный научно-исследовательский проект проводится под эгидой СтАР в 30 стоматологических ЛПУ 12 регионов России. Ведущая исследовательская организация МГМСУ. Цель исследования - определение срока службы различных несъемных зубных протезов, примененных для лечения частичного отсутствия зубов, получение научно обоснованных данных для оптимизации выбора методов и средств протезирования, повышения точности прогноза исходов при использовании зубных протезов различных конструкций [5, 11]. Кариес зубов по-прежнему остается одной из самых актуальных проблем стоматологии. Важный аспект проблемы - эффективность лечения. Так, 50% пломб "живут" менее одного года. При развитии осложнений и/или дефектов пломб после лечения кариеса и повторном пломбировании ожидаемая продолжительность жизни зуба снижается. Поэтому важно обеспечить стабильность результата, что напрямую связано с применяемыми технологиями лечения. Несмотря на огромное, казалось бы, число научных исследований в этом направлении [1, 10], до сих пор недостаточно работ, отвечающих принципам доказательной медицины и позволяющих использовать обоснованные кли-нико-эпидемиологические данные при выборе методов и средств лечения и прогнозировании результатов. Для того чтобы подойти к разработке ПВБ по кариесу, в 2004 г. по инициативе СтАР было начато первое в нашей стране мультицентровое исследование "Результаты профилактики и лечения кариеса зубов у взрослых (клинико-эпидемиологическое исследование КАРЭ-1)". Его задача - определить этапы лечения и срока жизни зубов, которые подвергались пломбированию. К этому исследованию СтАР привлекла более 10 ЛПУ стоматологического профиля в пяти российских регионах. Обследовали свыше 450 пациентов, которых лечили по поводу кариеса (число пломб п=1370). В результате получены достоверные данные о сроках пользования пломбами после первичного и повторного пломбирования, об исходах лечения кариеса пломбированием, которые были использованы при разработке проекта протокола ведения больных "Кариес зубов". Другие разработчики: МГМСУ, отдел стандартизации Института общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, стоматологическая поликлиника № 2 г. Москвы. В состав рабочей группы вошли ведущие специалисты в области стоматологии профессора В.К.Леонтьев, Е.В.Боровский, Э.М.Кузьмина, Ю.М.Максимовский, В.Д.Вагнер и др. После получения положительных рецензий проект протокола ПВБ "Кариес зубов" утвержден Минздравсоцразвития России в октябре 2006 г. В настоящее время рабочая группа в том же составе работает над ПБВ "Пульпит". Другие нормативные документы по стоматологииПомимо работы над клиническими ПВБ, ведется подготовка документов системы стандартизации в стоматологии. По заданию Министерства здравоохранения и социального развития РФ разработаны стандарты медицинской помощи больным с частичным (частичная вторичная адентия) и полным (полная вторичная адентия) отсутствием зубов. Они утверждены приказами № 243 и № 252 от 22.11.2004 г. Эти стандарты представляют собой клинико-экономическую основу для формирования тарифов на медицинские услуги в области стоматологии. Разработаны также стандарты по заболеваниям пародонта и др. Доработана номенклатура работ и услуг в здравоохранении, касающаяся стоматологии. Она утверждена Министерством здравоохранения и социального развития России 12 июля 2004 г. [8]. В процессе работы в действовавшую номенклатуру внесены несколько десятков изменений и дополнений по стоматологическим работам и услугам. Работа над документами системы стандартизации в здравоохранении в целом и в стоматологии в частности продолжается. Ближайшая задача - формирование технологии разработки и оформления стандартных операционных процедур (СОП), которые в отличие от клинических протоколов ведения больных и клинико-экономических стандартов федерального уровня должны действовать на местном уровне лечебно-профилактического учреждения. СОП - это формализованные инструкции по выполнению общих требований клинических протоколов в конкретном ЛПУ. Они направлены на обеспечение и контроль качества в учреждении здравоохранения, их разработка и внедрение должны способствовать реализации требований международных стандартов ISO 9000 и 9001 в российском практическом здравоохранении. Несомненно, стоматология должна остаться в русле развития процессов управления качеством. Предстоит разработка новых клинических протоколов ведения больных с различными заболеваниями зубочелюстной системы и челюстно-лицевой области. В 2004 г. в НИМСИ МГМСУ создана клиническая лаборатория проблем стандартизации, призванная оказывать методическую помощь специалистам в разработке проблем стандартизации и управления качеством в стоматологии. |