Экономика и Менеджмент в Стоматологии | N 3 (23), 2007 г.

<<< На главную страницу журнала
На главную страницу Экономика и Менеджент

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
В.В. Садовский
Управление знаниями в стоматологии

ЛИЧНОСТЬ С ОБЛОЖКИ
ЯНУШЕВИЧ Олег Олегович

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИИ
В. К. Леонтьев
О тенденциях в стоматологическом образовании в России

КАДРОВЫЙ ВОПРОС
В. В. Бойко, М.В. Васильева
Куратор, фасилитатор или надзиратель?

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ М.З. Каплан, М.Р. Кирилина, Э.И. Бачалова, В.Г.Бутова
Оценка стимулов к труду и возможностей карьерного роста врачей-стоматологов

Я УПРАВЛЯЮ
О.В. Пуляева
Менеджер по персоналу - жизненная необходимость или лишняя роскошь для стоматологической клиники?

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
А.В. Алимский
Обзор диссертационных исследований по вопросам организации стоматологической помощи, выполненных в 2005-2006 гг. по двум специальностям (14.00.21 - "Стоматология" и 14.00.33 -"Общественное здоровье и здравоохранение")

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ
В.Н. Олесова, Е.Ю. Хавкина, И.В. Солтарь, А.А. Макеев, Г.Л. Сорокоумов
Отдаленные результаты ежегодной санации полости рта у работников особо опасных производств

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
А.В.Алимский
Показатели распространенности аномалий зубочелюстной системы у лиц с кариесом и свободных от него

ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ СтАР
ОГУЗ "Орловская областная стоматологическая поликлиника" Стоматологическая клиника кафедры стоматологии центра повышения квалификации и последипломной переподготовки специалистов ГОУ ВПО
Ниж. ГМА Росздрава, г. Нижний Новгород
Стоматологическая клиника "Дентал студия", г. Уфа
Стоматологическая клиника "ДЕНТА-ЛЮКС", г. Магадан

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ
К. В. Николаев
Налогообложения: практические аспекты удачной и неудачной оптимизации налога на доходы физических лиц стоматологической организации

АУДИТ В СТОМАТОЛОГИИ
К. В. Николаев, А.А. Красногородова
Российский аудит: аудит основных средств медицинской организации, оказывающей стоматологические услуги

КАЧЕСТВО В СТОМАТОЛОГИИ
В.М. Гринин, О.Р. Курбанов, Д.А. Петраш, Г. С. Тумасян
Экспертиза качества стоматологической помощи в современных условиях

ЗНАК ОДОБРЕНИЯ

ЧЕМПИОНАТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА в 2007 г.
Отбеливание зубов
Профилактика стоматологических заболеваний

ИНТЕРНЕТ И СТОМАТОЛОГИЯ
Ю.В. Кузовкова
"Золотой Крокодил - 2008" - обзор текущих событий




Личность с обложки

ЯНУШЕВИЧ
Олег Олегович
профессор, ректор МГМСУ

Ректором Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ) вновь, после многолетнего перерыва, избран стоматолог. Это уникальный человек, яркая личность - профессор Янушевич Олег Олегович, несколько лет до этого занимавший должность проректора данного ВУЗа. Предыдущий ректор, академик РАМН, профессор Н.Д. Ющукизбран президентом МГМСУ.

Подобное назначение не прошло мимо стоматологической общественности. Это событие значимо и для практического здравоохранения, так как МГМСУ является не только "кузницей кадров", но и участвует напрямую в создании сценария будущего специальности, определяет, каким должен быть стоматолог, обладатель диплома, а значит-ВРАЧ!

- Как ректор крупнейшего ВУЗа, имеющего мощный стоматологический факультет, в чем Вы видите дальнейшее развитие стоматологического образования, пойдет ли оно по пути госзаказа, по преобладанию платной системы заказа или смешанному варианту? Какой из этих трех путей предпочтителен, в частности, для вашего ВУЗа?

- Полагаю, что дальнейшее развитие ВУЗов должно идти через реформирование образовательного процесса, должно проходить с использованием современных информационных и инновационных технологий. Наряду с этим, необходима и модернизация инновационного пространства в научно-образовательной среде с целью обеспечить подготовку студентов с углубленными знаниями и высоким уровнем технологической культуры. Что же касается вариантов, то мне импонирует смешанный.

- В связи с выходом Приказа Минзд-равсоцразвития РФ № 553, в чем Вы видите преимущества подготовки в ВУЗах стоматологов общей практики? Насколько это важно и станет ли выгодно для практического здравоохранения?

- Преимущество одно - студенты будут заниматься с удвоенной силой, так как времени на потом уже нет после интернатуры в практическом здравоохранении.

- Задают вопросы: можно ли теперь поступить в клиническую ординатуру, не проходя интернатуры? Или после интернатуры необходимо отработать врачом общей практики еще 3 года? Может быть, будут исключения для обладателей "красных дипломов", например? А аспирантура?

- Что касается первой части вопроса. отвечаю: "да, можно, но только в ординатуру по основной специальности, т. е. стоматология общей практики. Для специальностей, требующих дополнительную подготовку необходимо наличие стажа работы не менее трех лет по соответствующей основной специальности. Исключение для обладателей "красных дипломов" в приказе не предусмотрено.

- Не случится ли, на Ваш взгляд, дефицита рабочих мест в практическом здравоохранении по ставкам "стоматолог общей практики"? Ведь все отделения муниципальных поликлиник четко ориентированы на врача именно специалиста: отделение терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии... А в частных клиниках ставок под должность "стоматолог общей практики" вообще не прослеживается... На какие ставки и в каких учреждения, на Ваш взгляд, должны будут устраиваться молодые специалисты после прохождения интернатуры?

- Полагаю, что нет места для паники, и никакого дефицита мест не будет, а для частных клиник я вообще проблем не вижу (туда всегда стремились набирать врачей с опытом работы и стажем).

- Есть мнение, что органы Роспотреб-надзора не готовы выдавать заключения на рабочее место "стоматолог общей практики", так как СНИПы для терапевтического, ортопедического и хирургического приема отличаются...

- У кого есть это мнение? Мне оно не известно. Если это Ваш вопрос, то я на него ответил.


- Ваш ВУЗ всегда славился авторитетом среди специалистов стран бывшего СССР и сейчас немало иностранцев обучается и в ординатуре и в аспирантуре МГМСУ. В связи с выходом приказа № 553 как теперь они смогут претендовать на подобное обучение? Ведь многие из них поступали на двух-трехлетнее постдипломное обучение в ваш ВУЗ сразу после получения диплома или окончания интернатуры в своих странах, не работая три года стоматологами общей практики?

- Приказ един для всех, без исключения, в том числе и для иностранцев. Если его не изменят или дополнят, значит, будут приезжать к нам учиться чуть позднее.

- Сейчас остро стоит проблема собственных баз стоматологических факультетов ВУЗов. Будут ли жизнеспособны факультеты, не имеющие собственных баз? Если их рейтинг будет снижаться, то как быть, ведь их уже 42 в стране? И в большинстве нет собственных баз... Замедление темпов прироста альтернативного сектора частных клиник связана прежде всего с отсутствием профессионалов. Выпускники - теоретики не в почете у практического здравоохранения. Ваш "федеральный" взгляд.

- Во-первых, их уже 43. Во-вторых, считаю, что без собственных клинических баз невозможно дальнейшее развитие ВУЗов. Те руководители, которые не смогут обеспечить себя (свои учреждения) собственными площадями, обрекают ВУЗ на снижение рейтинга и, как следствие, неконкурентоспособность. Это вопрос выживания: "лучше меньше, да лучше".

- Считаете ли Вы перспективным внедрение в стране основ Болонского соглашения в медицинском образовании и в стоматологии, в частности? На какую должность будет претендовать бакалавр после трех лет обучения на стоматологическом факультете?

- Внедрение основ Болонского соглашения - это реальность, другое дело, что оно должно происходить с сохранением наших национальных приоритетов. Мы против бакалавриата в высшей медицинской школе. И этим все сказано.

- Считаете ли Вы возможным сотрудничество ВУЗов с частными клиническими базами?

- Да, считаю. Такое сотрудничество может быть одинаково полезно всем.

Недавно ректором Московского государственного медико-стоматологического Университета был назначен заведующий кафедрой пародонтологии и гериатрической стоматологии ФПКС профессор, доктор медицинских наук Олег Олегович Янушевич.

Стоматологическая общественность страны с удовлетворением встретила это назначение. Конечно, стоматологический факультет МГМСУ никогда не был обделен вниманием ректора, что особенно можно было отметить при ректорстве академика Н.Д. Ящука. Однако обсуждаемое событие воспринято стоматологической корпорацией России с особой теплотой, так как оно отвечает чаяниями нашей специальности.

Во время встреч с Олегом Олеговичем мы могли констатировать его устремления по совершенствованию учебного процесса, в том числе по расширению подготовки специалистов со средним образованием, по специальностям, обслуживающим стоматологию (экономика, менеджмент и др.), подготовке стоматолога как врача компетентного и всесторонне понимающего свою социальную, медицинскую и общественную функции.

Выявилось также стремление нового ректора работать в плане сближения науки и практики стоматологии, по продвижению новых и высоких технологий как в процессе обучения, так и в практику здравоохранения.

Немало задач намечено в области создания в университете специалиста, чей диплом признавался бы всей мировой стоматологической общественностью.

Серьезные задачи также стоят перед новым ректором по подготовке врачей для Москвы и Московской области, стоматолога общей практики и др.

Мы надеемся, что новому молодому ректору все эти задачи будут по плечу, у него есть хорошая команда из опытных специалистов, благие цели, благородные намерения. Пожелаем ему успехов в реализации всего намеченного, крепкого здоровья, добрых друзей, попутного ветра и удачи.

Академик РАМН B.К. Леонтьев

- Что следует иметь в виду стоматологам-родителям, которые планируют продолжение профессиональной династии и готовят своего ребенка для поступления на стоматологический факультет Вашего ВУЗа? Каков конкурс на место на бесплатное и платное обучение в 2008 году? Может быть сразу планировать поступление платное обучение, чтобы не рисковать? Каков шанс поступить на платное?

- Знания являются определяющим критерием, второе - желание наших детей продолжить профессиональный путь своих родителей. На все остальные вопросы отвечу приглашением на "День открытых дверей" в конце марта.

- Вы заведуете кафедрой пародонтологии и гериатрической стоматологии факультета ФПКС, аналогов которой нет в стране. В чем ее изюминка?

- Вы сами дали ответ, ей нет аналогов в стране.

- Вы новый ректор МГМСУ. Естественный вопрос к публичной фигуре: о Ваших увлечениях, хобби...

- Приходится много работать, поэтому предпочитаю активный отдых, много читаю. Остальное оставим за скобками.

От редакции "Экономика и менеджмент в стоматологии".

В декабре 2007 г. решением редакционной коллегии журнала "Маэстро стоматологии" профессор О.О. Янушееич избран на пост главного редактора журнала "Маэстро стоматологии". Поздравляем от всей души!




Подготовка кадров для стоматологии


О тенденциях в стоматологическом образовании в России


В.К. Леонтьев, проф., академик РАМН

Последние 5-7 лет показали ряд новых тенденций в развитии высшего стоматологического образования России. Вкратце их можно свести к следующим пунктам:

1. Неуклонно идет увеличение платного обучения во всех секторах стоматологии - среднем, высшем и постдипломном.

2. Становится понятным, что отсутствие распределения выпускников не позволяет оптимально решить ряд государственно важных задач - проблемы сельской стоматологии, детского сектора специальности, обеспечение стоматологической помощью ряда слаборазвитых (дотационных) регионов страны и др

.

3. Отсутствие собственных клинических стоматологических баз становится основным препятствием к улучшению преподавания, развитию факультетов, материальному положению преподавателей и др. Становится также ясным, что решить вопрос собственных клинических баз для стоматологических кафедр можно только самим ВУЗам или региональным властям. Особенно остра эта проблема для постдиплома. Не будет преувеличением сказать, что отсутствие собственных клинических баз лишает стоматологические факультеты перспективы.

4. Становится очевидным, что улучшать стоматологическое образование, обучение использованию новых технологий, материалов, оборудования только за счет средств бюджета нереально.

5. Профессорско-преподавательский состав стоматологических факультетов отказывается мириться с низким уровнем официальной зарплаты и находит собственные выходы из ситуации, в результате чего возрастает уровень коррупции и развивается система поборов в ВУЗах и др. негативные явления.

6. Кризис в стоматологическом постдипломе стал еще более острым, многие кафедры находятся на грани распада и не могут быть нормально укомплектованы ни профессорско-преподавательским составом, ни курсантами. Становится все более очевидным отсутствие серьезных перспектив улучшения государственной системы постдипломного стоматологического образования без наличия собственных баз.

7. Возрастает интерес стоматологического бизнеса к стоматологическим факультетам. Возникает понимание возможности влияния на рынок стоматологических изделий через систему подготовки кадров, а на качество выпускников и привлечение их в частный сектор специальности - через материальную поддержку факультетов и кафедр.

8. Грядущие серьезные перемены в высшем медицинском образовании, вероятные принципиальные изменения в экономике и финансировании ВУЗов пока не восприняты профессорско-преподавательским составом большинства медицинских ВУЗов, что может сыграть негативную роль в их адаптации к новым условиям деятельности, хозяйствования, обучения. Это особенно опасно для факультетов, не имеющих собственных клинических баз.

9. Принята, хотя до конца и не осознана стоматологической общественностью необходимость перехода на европейские стандарты стоматологического образования, в том числе так называемый "Болонский процесс". Пока непонятно, какую пользу это принесет стоматологическому образованию в России.

10. Появились упорные попытки организации негосударственного стоматологического образования. Пока они, в основном, касаются постдиплома и в ряде случаев весьма успешны. На различных негосударственных курсах пока явно не хватает педагогического мастерства преподавателей и нередко сомнительно документальное оформление проведенного обучения.

11. Появилась положительная тенденция совмещения в одном ВУЗе высшего и среднего стоматологического образования.

Исходя из изложенного, описанные выше тенденции развития стоматологического образования, естественно, отражают в рамках имеющейся законодательной и экономической базы и условий деятельности образовательного сектора стоматологии направления дальнейшего развития среднего, высшего и постдипломного звеньев стоматологического образования.

Каковы же могут быть дальнейшие шаги развития образования в стоматологии?

Главный фактор, от которого зависит развитие стоматологического образования в России, - это государственное решение о системе образования и здравоохранения в целом и стоматологии в частности. В этом решении должны быть законодательно решены такие проблемы здравоохранения как бесплатный, платный и частный секторы здравоохранения, их политический, правовой, экономический и социальный статус. В зависимости от этого решения стоматологическое образование в России может приобрести различные направления, пути и формы развития.

Если большинство ВУЗов, как планируется, приобретут статус некоммерческих организаций и будут лишены федерального бюджета, то очень многие из них окажутся в сложном материальном положении, так как содержание ВУЗов из региональных бюджетов во многих территориях нереально. Выживаемость таких ВУЗов в значительной мере будет зависеть от их адаптации к рыночным условиям, возможностей организации платного обучения, получения заказов на подготовку кадров и т. п. Особенно остро могут встать проблемы выживания медицинских ВУЗов и стоматологических факультетов. Какими они могут быть:

1. Проблемы набора студентов

Можно предположить формирование набора из ряда потоков:

а) поток, финансирование обучения которого берет на себя территория, на которой располагается ВУЗ;

б) целевой поток студентов, финансирование подготовки которых осуществляется регионами, не имеющих стоматологических фа культетов;

в) финансирование обучения врачей за счет средств отдельных компаний, банков, фирм и т. д.;

г) финансирование обучения конкретных студентов на контрактной основе за счет кредитов банков или других организаций;

д) Обучение за свет личных средств граждан;

е) Обучение за счет собственных средств ВУЗов.

2. Проблемы обучения

Эти проблемы будут тесно взаимосвязаны с финансированием обучения. Вероятны следующие проблемы:

1) Необходим будет контракт с каждым студентом в зависимости от потока, по которому он набран. Очевидно, различными будут и экономические условия подготовки кадров.

2) Вероятно, на плечи студентов будет возложено частично или полностью обеспечение учебного процесса учебниками, инструментами, спецодеждой и т. д. (согласно контракту или договору).

3) Между ВУЗами и невузовскими клиническими базами должны будут заключаться договора об использовании баз (аренда и др.) для занятий со студентами. Наличие же собственных клинических баз во многом упростит и улучшит условия занятий.

4) Вероятно, платными станут все виды занятий, не предусмотренные учебным планом: отработки, переэкзаменовки, перезачеты, дополнительные занятия, факультативы и т. п.

5) Могут появиться специально набираемые или формируемые в процессе обучения группы студентов, готовящиеся по особому расписанию, плану подготовки, для специальных клиник и др. В этих случаях может быть предусмотрена специальная оплата в виде грантов, стипендий и др.

6) Стоматологические клиники ВУЗов или их базы должны быть коренным образом переоснащены и переоборудованы, иначе они бу дут неконкурентоспособными в подготовке специалистов.

7) Профессорско-преподавательский состав ВУЗов должен получить официальное разрешение на частный или организуемый ВУЗом личный прием пациентов, консультации и др. Для ВУЗов это должно стать одним из важных факторов получения профессорско-преподавательским составом достойной оплаты труда.

8) Необходимо в процессе обучения стоматологов внести "Положение" о допуске студентов к приему больных, в котором должны быть подробно описаны правила и профессиональная ответственность преподавателя за клиническую работу студентов.


Большое значение в развитии медицинского образования могут иметь особенности стоматологии как клинической специальности:

а) необходимость иметь самостоятельное клиническое рабочее место каждому студенту;

б) необходимость каждому студенту иметь отдельный набор инструментов и оборудования для приема больных;

в) обязательно необходим хорошо оснащенный современный фантомный курс;

г) должна быть документально закреплена ответственность преподавателя за работу того студента и согласие пациента на это;

д) должна быть организована система набора пациентов для учебного процесса и его финансирование.

Представляется, что без собственных клинических баз, находящихся в ведении ВУЗа, подготовка стоматологов на высоком уровне в связи с описанными выше особенностями невозможна.

Студенческая практика и интернатура

должны быть хорошо продуманы и решены с правовой и организационной точки зрения, а также с позиций соблюдения прав человека, пациентов, студентов (не имеющих прав на самостоятельный прием) и стоматолога.

Серьезные изменения также должны произойти в приеме государственных экзаменов. Наиболее целесообразны два нововведения:

а) прием государственных экзаменов (кроме клинической части) должен быть обезличен, и проходить на компьютерной основе;

б) экзамены должны принимать независимые от ВУЗа экзаменаторы. За рубежом это делается с помощью специальной Ассоциации независимых экзаменаторов. Возможно, постепенно такая же система может быть создана в России.

Распределение студентов

Распределение также должно идти по нескольким потокам, в зависимости от условий набора студентов.

1. Стоматологи, обучение которых финансировалось регионом, отдельными заводами, фирмами, клиниками, должны поступать в их распоряжение и использоваться в соответствии с контрактами (договорами).

2. Стоматологи, обучение которых финансировалось отдельными предприятиями, компаниями, банками и т. д., должны поступать в их распоряжение согласно договорам об обучении.

3. Специалисты, которые обучались на контрактной основе, вольны искать себе работу самостоятельно, если другое не предусмотрено контрактом.

4. Лица, обучавшиеся за счет личных средств, свободны от распределения.

5. Стоматологи, которых ВУЗ готовил для себя, поступают в его распоряжение и используются в соответствии с потребностями ВУЗа.

Благодаря описанной системе можно будет удовлетворительно решить проблемы обеспечения регионов специалистами, обеспечения ими сельских и др. регионов, создать равные условия для подготовки стоматологов из социально различных слоев населения (по системе контрактов), не будут нарушаться права человека (не будет принудительного распределения), ВУЗы смогут готовить для себя как врачей, так и стажеров, преподавателей и др. Описываемая система сможет также успешно взаимодействовать с частным сектором стоматологии либо путем оплаты им и подготовки кадров (по контракту, например), либо другим способом.

Постдипломное образование

В этом секторе стоматологического образования произошли в рыночных условиях хозяйствования особенно большие и негативные перемены:

1. Резко снизился уровень финансирования всего постдипломного образования, что поставило его в сложное положение.

2. Оснащенность большинства кафедр стоматологического постдиплома осталась на очень низком уровне.

3. Кафедры центральных постдипломных ВУЗов и многих других стали испытывать серьезные трудности с набором курсантов как в связи с недостатком командировочных средств, так и в связи с плохим оснащением ряда кафедр, дороговизной проживания курсантов по месту учебы и др. причинами.

4. Резко возросла конкуренция постдипломного обучения в стране в связи с появлением многих центров, курсов, конференции, мас тер-классов и др., многие из которых хорошо оснащены, имеют хорошие возможности для организации учебного процесса.

5. Многие кафедры постдипломного образования потеряли свои базы, что резко снизило уровень профессионального обучения на них.

6. Много лет остаются без пересмотра, усовершенствования или какого-либо другого изменения нормативы педагогического труда и не делались попытки их пересмотра, несмотря на пенсионный возраст этих документов (порядка 30 лет).

Изложенное выше и ряд других причин очень быстро привели к кризису постдипломного стоматологического образования в стране. Какое-то время ситуацию с постдипломным образованием удавалось поддерживать за счет огромного количества сертификационных циклов, необходимых для получения сертификата, без которого стало невозможным оформление на работу. Однако большинство этих циклов превратились в формальный акт, когда за документ вносилась оплата и выдавался сертификат, а само обучение сводилось к минимуму или не проводилось вовсе.

Столь трудное положение сложилось практически с большинством государственных стоматологических постдипломных кафедр, что понимают и констатируют их сотрудники. Фактически весь государственный постдиплом по стоматологии в том виде, каким он был при советской власти, оказался маловостребован-ным, не отвечающим потребностям стоматологического сообщества.

Какие выходы видны из сложившейся ситуации? На наш взгляд, необходима постепенная, но коренная перестройка постдипломного стоматологического образования на следующих принципах:

1. Необходимо переоснащение стоматологических кафедр новым оборудованием и новыми технологиями.

2. У постдиплома обязательно должна быть собственная клиническая база с достаточным количеством кресел для обучения курсантов.

3. Постдипломные кафедры целесообразно оснастить фантомами.

4. Любое постдипломное образование должно стать платным. При этом плательщиками должны быть учреждения, направляющие курсантов на обучение, сами курсанты, владельцы стоматологических клиник, департаменты здравоохранения, медицинские ВУЗы и др.

5. Необходим коренной пересмотр всех устаревших финансовых нормативов по постдиплому. Они не должны быть статичными, а их величина должна соответствовать фактическим затратам на обучение по всем видам работ. На наш взгляд, с учетом консерватизма бюрократической машины Минфина, такая работа невыполнима или же она может растянуться на многие годы. Поэтому более целесообразно перевести работу кафедр на самоокупаемость, а имеющиеся нормативы, как позволяет нам законодательство, считать рекомендательными.

6. Постдипломное стоматологическое образование со многих точек зрения целесообразно сделать, в основном, негосударственным. Это связано с необходимостью постоянного изменения содержания, видов и форм постдиплома, что очень сложно реализовать через государственные образовательные учреждения. Кроме того, через них гораздо сложнее организовать оплату по труду, индивидуальную зарплату, индивидуальное обучение, многообразие форм обучения (мастер-классы, микролекции, фантомные занятия и др.). Поэтому основой постдипломного образования в стоматологии должны стать учебные центры при ВУЗах (самоокупаемые), при крупных поликлиниках, крупных фирмах, стоматологических предприятиях. Эти Центры могут иметь различную структуру (рис. 1). Наиболее удачным, на наш взгляд, является II вариант, так как он позволяет совместить высокий уровень преподавания, нормальное финансирование, правовой статус обучения и выдаваемых документов, хороший имидж центра. Его недостатком может быть потребительское отношение руководства ВУЗа к центру из-за собственных амбиций, недооценки роли финансирующей организации, попытки активного вмешательства в деятельность центра.

Резюмируя данный раздел статьи, мы перечисляем проблемы, без глубокого и серьезного решения которых невозможно поставить стоматологический постдиплом в стране на новый современный уровень.


Рис. 1. Варианты структуры Центров постдипломного образования
К вопросам, требующим коренного пересмотра, относятся:

1. Переоснащение или оснащение центра обучения на самом современном уровне;

2. Введение преимущественно платной системы постдипломного обучения;

3. Пересмотр продолжительности обучения на циклах усовершенствования и введение системы суммирования времени обучения;

4. Создание индивидуальных рабочих мест для курсантов;

5. Глубокий пересмотр программ обучения в сторону индивидуализации работы с курсантами;

6. Введение системы независимого контроля знаний;

7. Отмена или кардинальный пересмотр всех "нормативов" обучения и нагрузки преподавателей;

8. Закрытие всех кафедр центров, курсов, циклов, не имеющих нормальных условий для обучения курсантов;

9. Создание системы свободной записи курсантов на любые выбранные ими или руководством их учреждений курсы постдипломной подготовки;

10. Создание на курсах, кафедрах, в обучающих центрах системы для личного приема пациентов профессорско-преподавательским составом на основе "Положения", утверждаемого руководством.

Среднее стоматологическое образование

Этот раздел стоматологического образования, как и остальные, имеет ряд очень серьезных проблем. Наиболее острой и трудноразрешимой из них является подготовка зубного врача.

Стоматологам России уже давно совершенно ясно, что необходимо прекратить выпуск этого специалиста по очень многим причинам:

  • аналога этой специальности нет нигде в мире, и она непонятна специалистам;
  • невозможно развитие этой специальности из-за слабой общей, медицинской и стоматологической подготовки зубных врачей;
  • занятие рабочих мест (кресел) зубными врачами препятствует расширению качественной и современной стоматологической помощи населению из-за невозможности их обучения и усовершенствования;
  • попытки объяснить подготовку зубных врачей для работы их на селе несостоятельны, так как они, как и стоматологи, не подлежат распределению, по контракту их готовить не будут, а их стремление остаться в городе и найти работу понятно. Однако все большая часть зубных врачей не находят работы в городе и покидают специальность.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости прекращения подготовки зубных врачей в России, что, кстати, уже сделано в ряде стран СНГ (например, в Украине). Предлагается сделать это в следующем порядке:

    1. В течение 2007-2008 гг. принять государственное решение о прекращении подготовки зубных врачей.
    2. С 2008 г. повсеместно прекратить набор студентов в медучилища по этой специальности.
    3. В течение 2008-2010 гг. прекратить выпуск зубных врачей.

Какова должна быть судьба лиц, работающих по специальности "зубной врач ?

Предлагается следующее:

1. В течение 2008-2015 гг. разрешить переподготовку зубных врачей на очно-заочных отделениях стоматологических факультетов (такой опыт имеется).

2. Предложить зубных врачам переподготовку на гигиенистов стоматологических путем краткосрочного обучения (опыт имеется).

3. Зубным врачам, не имеющим желания или возможности реализовать себя по п. 1 и 2, дать возможность доработать до пенсии на своем рабочем месте.

4. Зубным врачам, не работающим по специальности по различным причинам в течение двух лет, запретить прием на работу в этой должности.

Гигиенист стоматологический

На наш взгляд, этот специалист со средним образованием должен стать наиболее востребованным и быть основным фигурантом по специальности "стоматология профилактическая". Для этого основным местом его работы должны быть определены школы и дошкольные учреждения. В меньшей степени - стоматологические поликлиники, частные клиники, профилактические центры, женские консультации.

Введение гигиениста стоматологического в детские учреждения должно стать основным местом его работы и основой реализации профилактического направления в нашей специальности. Для реализации этого предложения Минздрав России должен принять соответствующее решение и издать приказ.

В школах этот специалист под руководством стоматолога должен проводить профилактические программы, беседы, коллективные и индивидуальные профилактические мероприятия. При описанном варианте проблема гигиениста стоматологического и его рабочего места решится оптимальным образом, а страна получит широко востребованного специалиста и, наконец, с его помощью будет реализовано профилактическое направление в нашей специальности. Единственным, но важным и обязательным условием для этих специалистов должен явиться запрет на открытие ими самостоятельных клиник.

Зубной техник

Сейчас этих специалистов готовят в медицинских училищах, колледжах, а объем набора определяется в регионах. Основным недостатком их подготовки является слабая оснащенность учебных баз, уровень преподавания и подготовки набираемых студентов. Образовался серьезный диссонанс между сложными и высокими технологиями, используемыми в стоматологии, и средним уровнем подготовки зубных техников, не способных на хорошем уровне понимать и применять те высокие технологии, которые сейчас внедряются в стоматологическую практику. Диссонансом становится также все более востребуемый высокий уровень их инженерно-технической подготовки и фактически получаемое среднее медицинское образование. Важно то, что стоматологическая общественность понимает необходимость коренных перемен в подготовке зубных техников. Уже ясно, что это должны быть не медицинские, а технические и инженерные специалисты как со средним, так и с высшим техническом образованием. Они должны работать вне стоматологических клиник, на специальных производствах (фабриках) по конвейерной системе на основе договоров со стоматологическими организациями. Такие централизованные лаборатории (по своей сути -фабрики) уже имеются во многих странах мира и накоплен прекрасный опыт их взаимодействия со стоматологическими поликлиниками и стоматологами. Россия также имеет небольшой опыт в этом отношении.

Техническая подготовленность зубных техников и работа их на фабриках позволит решить ряд сложных проблем, имеющихся в зуботехническом разделе стоматологии:

1. Исчезнет унизительная зависимость работы стоматолога от зубного техника, характер работы которых столь различен и независим.

2. Создание инженерно-технического производства зубных протезов серьезно улучшит их качество, производительность труда, повысит ответственность обеих сторон процесса и сделает менее дорогим и более рентабельным их изготовление.

3. Инженерная и техническая подготовка зубных техников станет отвечать потребностям практики и высоким технологиям, пришедшим в стоматологию.

Для реализации описанных предложений необходимо организовать - первоначально в виде эксперимента, а затем постоянно - выпуск инженеров (с высшим образованием) и техников (со средним образованием) в любых технических ВУЗах. Заинтересованность ряда из них (например, авиационного) имеется.

Медицинские сестры

В подготовке таких специалистов также определились некоторые изменения:

1. В связи с постепенным переходом все большего числа стоматологов на систему работы "в четыре руки", предстоящей возможности стоматологов работе на 2-3 креслах и т.д. следует ожидать значительного роста потребности в медицинских сестрах для стоматологии.

2. В связи с изложенным целесообразно изучить эту проблему и предложить медицинским училищам готовить медицинских сестер по специализации "стоматология".

3. Разрешить медицинских сестрам, проспеци-ализированным для работы в стоматологии, работать в качестве помощника (ассистента) стоматолога при клиническом приеме больных, а не только выполнять вспомогательные функции. Для этого необходимо Стоматологической ассоциации России разработать и утвердить "Положение" о медицинской сестре, работающей ассистентом стоматолога. Представленные соображения по реформированию различных разделов стоматологического образования в связи с рыночными условиями, внедрением новейших высоких технологий, необходимостью реализации профилактического направления в специальности, улучшения качества стоматологической помощи представляют собой, скорее всего, систему размышлений и предложений на указанную тему, не претендуют на всесторонность рассмотрения проблемы и призывают специалистов как к обсуждению столь насущной проблемы, так и к поиску путей ее реализации, составления Программы и плана действий по реформированию стоматологического образования, подготовке ее юридической, материальной и законодательной базы. ?