На главную страницу Экономика и Менеджент

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

О классификациях извлечения и управления знаниями в стоматологии. В.В.Садовский

ЛИЧНОСТЬ С ОБЛОЖКИ

Если звёзды зажигаются...

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИИ

Перспективы профессионально-управленческой подготовки и переподготовки руководителей стоматологических организаций
В.К.Леонтьев, В.В.Кузнецов

Я УПРАВЛЯЮ

Значение бизнес-образования в стоматологических условиях реформы здравоохранения
СМ.Луговая
Технологические особенности клиентоориентированного сервиса в стоматологии или 55 советов управляющему
М.М.Насыров

сервис в стоматологии

Сервис и документально-информационное сопровождение пациента от «входа» до «выхода»
В.В.Бойко

МАРКЕТИНГ В СТОМАТОЛОГИИ

Тенденции развития систем маркетинговой информации в современной стоматологии
В.Л.Ковальский, В.Г.Бутова, Н.Г.Ананьева, В.Ю.Гераскин, Т.Г.Юзько

МОДЕЛИ УСПЕХА

Факторы успеха стоматологической практики
АВ.Москаев

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА В СТОМАТОЛОГИИ

Организация системы управления обеспечением качества стоматологической помощи населению Кемеровской области
Г.И.Лахмотко, Ф.Т.Темерханов

РЕКЛАМА КЛИНИКИ В ИНТЕРНЕТ

Особенности организации рекламной кампании коммерческой стоматологической клиники в Интернет
А.А.Григорян, А.В.Алимский

АНАЛИЗ СУДЕБНЫХ ИСКОВ

Профилактика правовых ошибок в лечебно-диагностической деятельности
специалистов стоматологического профиля
М.П.Харитонова

КАДРЫ В СТОМАТОЛОГИИ

Особенности и краткая характеристика кадрового обеспечения стоматологической службы Приморского края
И.В.Шведенко, Е.Б.Кривелевич

ОХРАНА ТРУДА

Обоснование объёмов финансирования для стоматологического обслуживания работников с вредными условиями труда на промышленном предприятии
Я.Н.Гарус, Г.Л.Сорокоумов, А.Г.Зверяев, В.Н.Олесова, А.Е.Олесов, ПАЗахаров, Д.Н.Бабенков

ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Non progredi est regredi
В.Д. Вагнер

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ
ГИГИЕНА В СТОМАТОЛОГИИ

Технологические меры профилактики нарушений здоровья. Средства индивидуальной защиты в стоматологии
Ж.В.Гудинова

БУХГАЛТЕР В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Некоторые аспекты последипломного профессионального образования
бухгалтерского персонала стоматологических организаций

В.К.Леонтьев, К.В.Николаев, В.В.Кузнецов


Личность с обложки
Если звезды зажигаются...

   Наталия Михайловская К 10-летию компании «СтомаДент»

 

Как было бы тихо на земле, если бы люди говорили только то, что точно знают.
Эмиль Золя

Бывают люди, с которыми ты такой, какой есть, со всем хорошим, но и со всем дурным. И тогда никакой дистанции нет. Но бывают и такие, при которых ты самим собой быть не можешь, потому что при них, как излишнюю полноту, остро ощущаешь и душевную лень, и перевес «хочу» над «надо», и преждевременную усталость, и многое-многое другое. И понимаешь вдруг с горечью: то, что казалось непреложным, просто инерция мысли, то, что считал похвальным, не более как одна из ступенек твоих возможностей, то, на что сетовал, преходяще-Как удивительно по-разному складываются жизни людей. Для одних это лишь «миг между прошлым и будущим», промелькнувший серым рутинным однообразием. Оглянулся назад, а там ни выращенного дерева, ни построенного дома. Разве что сына успел родить, но для этого «кому ума недоставало»?

Иные же каждый день проживают как последний. Спешат, торопятся, боясь недоделать, недосказать, недооткрыть. Они, как Полярная звезда среди мириад небесных огоньков, — ярче, выше, заметнее. Генеральный директор компании «СтомаДент» Павел Добровольский из этих, неугомонных и ярких. Все он привык делать только на пять с плюсом. Не желание — а мечта. Не стремление — а цель. Не приступки — а ступени. «Земную жизнь пройдя лишь до середины», он оставил в ней столько вех, что хватило бы не на одну судьбу... В нынешнем году Российскому стоматологическому предприятию ЗАО «СтомаДент» исполнилось 10 лет. В связи с этим нам бы очень хотелось поговорить с Вами, Павел Владимирович...

На срочной службе в ракетных войсках Советской Армии.

— Так почему же все-таки Вы выбрали именно медицину?

— «Ты и я одной крови» — так называлась книга, случайно попавшая в мои юнные руки. Впервые я узнал о невероятных возможностях человеческого мозга и буквально «заболел» медициной, вернее, психиатрией. Так, в семье потомственных военных (дед — капитан первого ранга, отец — полковник, геофизик, строивший военные аэродромы) появился «уклонист». Впрочем, паники по этому поводу не было. У нас, Добровольских, мужчины сами принимали решения и сами несли ответственность за них. А после окончания школы я подал документы во II Московский медицинский институт. Боль детей — самая сильная, самая отчаянная, самая беспомощная. Но взять на себя хотя бы частицу ее, мне было не суждено — на вступительных экзаменах не добрал необходимых баллов. Однако мечте не изменил — поступил в медицинское училище № 14, из которого вскоре и отбыл на срочную службу в ракетные войска Советской армии. Окончив школу сержантов, три месяца провел с бойцами на боевом дежурстве. Собственно, на этом моя военная служба и закончилась. На межвойсковых соревнованиях по баскетболу взошла моя первая звезда. Внешне она была в спортивных трусах и с баскетбольным мячом в руках. Приказом командования кандидата в мастера спорта сержанта Добровольского, принесшего своей команде победу, перевели в спортроту. А приказы, как известно, не обсуждаются...

— Расскажите пожалуйста, как же получилось так, что Вы стали именно стоматологом?
— «Каждый год 31 декабря мы с приятелями ходим в баню...». Между прочим, замечательная русская традиция — чистота, расслабление, общение. Да к тому же именно после бани шутница-судьба порой любит поиронизировать. Так было и на этот раз. Возвращаясь из традиционного похода в популярные среди москвичей Селезневские бани, мы с товарищами обратили внимание на здание ММСИ им. Н.А.Семашко. «А почему бы, в самом деле, не стать стоматологом?» — подумали мы...На «стомате» учатся на год меньше чем на лечебном факультете. Меня, считавшего себя в свои 20 лет бывалым «дедом», это вполне устраивало. Чтобы вспомнить школьную программу, я поступил на подготовительное отделение, а через год стал студентом. И, кстати, ни разу не пожалел об этом.
— Свою вторую половину Вы встретили в институте?

С Герхардом Шмидтом (справа), куратором от «DENTSPLY» (1998 г. выставка «ДЕНТАЛ-ЭКСПО»).

— Старосте потока, члену институтского профкома, капитану баскетбольной сборной Павлу Добровольскому учиться нравилось. Ремесло стоматолога, в котором результаты труда видны сразу, явно пришлось мне по душе. Но еще больше по душе пришлась соученица с лечебного. Ирина — первая и единственная в моей жизни любовь -разбередила, очаровала, завладела... С тех пор мы с Иришкой, ныне врачом акушером-гинекологом, вот уже почти 25 лет вместе.

— Скажите, после окончания учебы Вы сразу начали работать по специальности?

— Окончив институт и получив диплом врача общей практики, я приступил к работе в поликлинике, обслуживающей студентов МВТУ имени Баумана. Может быть, стал бы хорошим врачом, потому, что чувствую чужую боль... Но Руки... Меня подвели руки.. .Они не выдержали неравной «схватки» с химическими пломбировочными материалами. Заработав профессиональную экзему, вынужден был отказаться от любимого дела. Переквалифицироваться в управдомы или в физиотерапевты я не желал, а потому начал искать себя на новом поприще.

 

С руководителем интернет-проекта СтАР Кузовковой Ю.В.

— К тому времени Вы уже определили для себя следующую цель?

— Что там говорят об извечном споре физиков и лириков? Между прочим, великий Леонардо да Винчи первым изобрел вертолет, Ломоносов одинаково хорошо владел рифмой и законами физики, Бородин в перерывах между написанием великолепной музыки ставил уникальные химические опыты. Я не гнался за славой великих, а просто сказал себе: «Хочу все знать» и превратился из художника-ваятеля в... технаря-теоретика, поступив в МВТУ на специальный факультет переподготовки врачей. Отучившись три года на кафедре приборостроения и защитив работу по теме «Ультразвук в стоматологии», получил еще один диплом о высшем образовании по специальности «инженер-электромеханик полевой медицинской техники», после чего меня пригласили на должность младшего научного сотрудника в ЦНИИС. У заместителя директора ЦНИИСа профессора В.К.Леонтьева возникла идея купить лицензию у одной западной компании на право выпуска медицинских стоматологических композитных материалов, которые в России в то время не производились. В СССР всеми операциями по покупке импортных материалов, оборудования, технологий занимались специальные внешнеторговые организации. В одну из них — «Лицензинторг» я и был откомандирован. Однако двух « высших» на этой работе было недостаточно. Нужно было стать специалистом по внешней торговле...

— Где же Вы получали свое третье образование?

— «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал, и кланялся непринужденно...». Где бы Вы думали? В Академии внешней торговли! В это же время Постановлением Совета Министров создается возглавляемое В.К.Леонтьевым Всесоюзное научно-производственное объединение «Стоматология». Вся стоматологическая наука объединилась, наконец, под одной крышей. Научные разработки советских ученых завоевывали

В его коллекции охотничьих трофеев были лоси, кабаны, зайцы, фазаны, глухари...

все больший авторитет за-рубежом. Торговля набирала обороты. И тогда в рамках ВНПО была организована специализированная внешнеторговая фирма, способная обходиться без посредников, а я стал ее главным экспертом. Основной задачей было привлечение в страну новых современных стоматологических технологий и экспорт отечественных разработок. Но недолго я пробыл на этой должности, т.к. вскоре меня привлекли к созданию совместного советско-американского предприятия «СтомаДент». Оно базировалось на базе Харьковского производственного объединения «Стома». Пришлось готовить все экономические выкладки, юридические документы, принимать участие в составлении Устава предприятия и необходимых договоров. На партнерство с Советским Союзом претендовали такие крупные американские компании как, «ЗМ» и «Кюльцер».

— Так кто же стал Вашим зарубежным партнером?

— Наиболее оптимальные условия сотрудничества были предложены фирмой «Денсплай». В апреле 1989 г. «СтомаДент» начал действовать, уже через год наладив производство первого композита. Миссия эксперта была выполнена и я, кинув, как напутствие, гагаринское «Поехали!», вернулся к работе в ВНПО «Стоматология».

— К этому моменту у Вас уже были мысли по поводу создания собственного предприятия?

— Сколько бы ни критиковали г-на Маркса, но от открытых им законов никуда не деться. Это только у Ильфа и Петрова сначала деньги, а потом стулья, а у всех остальных: нет товара — нет денег. Валовой национальный продукт страны определяет не торговля, а производство. Это я понял, часто бывая на заводах.

И вот еще один поворот судьбы, новый указатель на ее перекрестке. В 1991 г. я ушел из ВНПО и создал кооператив, ставший вскоре СП «Норвед». Хотя производство пришлось начинать буквально с нуля, но у «Норведа» появились собственные производственные мощности. Предприятие из композиционных материалов делало теннисные ракетки, которыми, к слову, российские юниоры выиграли чемпионат мира. Наладили швейное производство, одной из самых больших программ которого стал пошив медицинской одежды. Было и подразделение, занимавшееся сборкой мобильных стоматологических установок известной американской марки « А-ДЕК». Возможно, все так продолжалось бы и поныне, если бы... Впрочем, зачем говорить о том, что могло бы случиться при тех или иных обстоятельствах. Вышло так, как вышло. Советский Союз перестал существовать, границы разорвали многие создававшиеся годами торговые цепочки. То ли по политическим мотивам, то ли в связи с тем, что многие сырьевые базы оказались за границей, в 1994 г. было решено перевести завод «СтомаДент» из Харькова в Россию. По предложению В.К.Леонтьева мне пришлось возглавить производство. В апреле завод был остановлен, полностью демонтирован и перевезен. Идеальная, на мой взгляд, площадка для него была найдена в подмосковном Томилине.

— Как быстро удалось наладить производство на новом месте и не рискованным ли было это начинание?

— То, что было дальше, можно назвать БАМом, Днепрогэсом, Комсомольском-на-Амуре. Всего за пять месяцев «СтомаДент» был полностью восстановлен. Через некоторое время американское участие в производстве свелось к минимуму, и завод был зарегистрирован как российское предприятие. Начав с двух композитов (химического и светового отверждения), к 2000 г. «СтомаДент», оснащенный всем необходимым оборудованием, наладил выпуск продукциии в 40 наименований.

От редакции ЭиМ. Павел Добровольский единственный руководитель стоматологического производства в России, имеющий три профильных высших образования, в том числе — врача-стоматолога. После дураков, дорог и пьянства, «четвертая беда России» — непрофессионализм руководства — заводу «СтомаДент» не грозила. Завод мог бы стать генеральской «звездой» Павла Владимировича, когда б не решил он дотянуться еще до одной...

— Останавливаться на достигнутом — это не по Вашей натуре, что же было следующим шагом?

—Я никогда и не предполагал, что займусь преподавательской деятельностью. Это была еще одна лукавая улыбка судьбы.

Находясь в зарубежной командировке, два профессора МГМСУ Г.М.Барер и Е.И.Соколов разговорились с одним из выпускников университета, преподающего ныне в Великобритании, о том, каких предметов из английской программы обучения стоматологов нет в России. Одним из них оказалось материаловедение. Более того, как самостоятельной науки материаловедения в стоматологии вообще не существовало — лишь отдельные обрывочные сведения. Не разрабатывалось теории, не писались учебники, не готовились кадры. Стоматологи, оканчивая университет, не представляли себе ни механизма действия материалов, ни их основных показателей. Предметом владели только производственники. Как все ремесленники, работающие руками, они должны знать о материале все, чувствовать его на ощупь. Художник, не умеющий смешивать краски, не создаст шедевра, гончар, неправильно замешав глину, вылепит пропускающий воду горшок, стоматолог, не видя цвет и форму, не ведая о свойствах пломбы, не отреставрирует зуб. Кафедра была просто необходима, это очевидно. И я теперь ей заведую...

— Не страшно было браться за такое ответственное дело?

 

Любимых «дам» у него, по меньшей мере, семь — мама, жена, сестра, четырехлетняя лапушка-дочка Нюся и ... завод, кафедра, охота.

— В общем-то меня поставили перед фактом. Я, правда, попросил немного времени на раздумье (ведь от руководства заводом никто не освобождал), но все же отказаться не смог. А начинать приходилось просто с чистого листа: создавать учебные программы, переводить пособия, подбирать преподавательские кадры. Последнее оказалось самым трудным.

— Зная о Вас и о вашем «детище» сегодня, кажется
Вам все-таки удалось собрать команду настоящих профессионалов?

— Материаловедов по всей России от силы набралось бы человек 20, половина из них — из космической индустрии. К сожалению, композиты, идеально ведущие себя в космосе, категорически отказывались стоять во рту (видимо, в галактике «экология» получше). Надежда была только на «стомадентовцев». Им, обладающим колоссальным практическим опытом, всю жизнь занимающимся материаловедением в стоматологии, пришлось засесть за учебники. Знать самому и учить других разные вещи...
С появлением кафедры изменился подход к материалам и на самом заводе. Если в конце XX в. главным было выдать на гора как можно больше продукции со стабильным качеством, то в начале XXI столетия основной задачей стало создание принципиально новых материалов, доведенных до совершенства. Это оказалось чрезвычайно трудно, так как фундаментальных исследований по материаловедению в стране никогда не проводилось. От редакции ЭиМ. они, вероятно, станут следующим рубежом Павла Владимировича Добровольского.

— Вы такой галантный. Наверняка, у Вас много любимых женщин?

—А любимых «дам» у меня, по меньшей мере, семь — мама, жена, сестра, четырехлетняя лапушка-дочка Нюся, (так зовут в семье Анюту, названную, между прочим, в честь матери Девы Марии). Оставшиеся три места поровну распределились между заводом, кафедрой и охотой. Это и есть моих СЕМЬ «Я» .

От редакции Э и М: Кто сказал, что рыцарство и смелость остались в средневековье, а интеллигентность и порядочность канули в Лету с приходом эпохи Шариковых? Кто сказал, что мужчины в наше время измельчали, что профессионализм нынче не в моде, что благородный риск не в чести? Кто сказал, что не осталось тех, кто способен вызвать подлеца на дуэль, подставить плечо другу, просто так, безо всякого повода подарить женщине цветы? Да, их осталось мало, настоящих мужчин. Но они есть. А значит, все не так уж плохо.
...Англичане считают, что жизнь удалась, если хороших людей в ней было 50%+1. На пути Павла Владимировича Добровольского хороших людей встретилось гораздо больше. Рыба стремится на глубину, высота притягивает птиц, а людей манит завораживающее обаяние звезд. Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно. Даже если эти «звезды» земные...


Перспективы профессионально-управленческой подготовки и переподготовки руководителей стоматологических организаций

В.К. Леонтьев,
проф., Академик РАМН В.В. Кузнецов,
к.м.н., директор учебно-методического Центра «Стоматология» при СтАР

 

Почему обычной женщине надо объяснять как поменять колесо 23 минуты, а блондинке полтора часа?
— Ей нужно объяснять как менять каждое колесо!

Уровень и структура профессионально-управленческой подготовки руководителей российских стоматологических организаций и подразделений высшего и среднего звена управления в новых социально-экономических условиях России все более настоятельно требует коренного пересмотра. Они должны определяться количеством учебного времени и составом дисциплин, изучаемых в ходе получения второго высшего образования или профессиональной переподготовки по специальности 061100 «Менеджмент организации» (табл. 1). По нашему мнению, наиболее серьезной основой соответствующих, объективно необходимых преобразований могут и должны стать типовые государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программе MBA (Master of Business Administration), утвержденные Министром образования Российской Федерации 09.11.1999 г. в развитие Постановления Правительства РФ от 03.04.2000 г. № 961 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», а также действующего Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденного приказом Минобразования России от 06.09.2000 г. № 2571, с учетом документа «Принципы Европейского стандарта МВА», официально одобренного европейскими странами, включая Россию. В этой связи повышение квалификации руководителей стоматологических организаций только по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» следует признать недостаточным. Оно может считаться лишь специализированным модулем (дисциплиной специальной подготовки) более фундаментальной управленческой подготовки по указанной выше программе.

В соответствии с проектом государственного образовательного стандарта (ГОС) «Дополнительное профессиональное образование руководителей стоматологических организаций» [Специальность: 061100 «Менеджмент организации» (специализация: «Менеджмент стоматологической организации»)]», разработанного учебно-методическим центром «Стоматология» при Стоматологической Ассоциации России (СтАР), профессионально-управленческая подготовка руководителей и менеджеров стоматологических организаций должна включать в себя следующие блоки дисциплин:

I. Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
II. Блок математических и естественно-научных дисциплин.
III. Блок общепрофессиональных дисциплин.
IV. Блок дисциплин специальной подготовки.
V. Блок дисциплин специализации.

Общее количество изучаемых дисциплин -более 50. Ряд дисциплин могут носить факультативный характер. К ним следует отнести: делопроизводство; современные проблемы экономики стоматологических организаций; этика делового общения; совершенствование делового иностранного языка и пр.

Выпускники программ второго высшего образования и профессиональной переподготовки по специальности 061100 «Менеджмент организации» (специализация: «Менеджмент стоматологической организации») должны соответствовать нормативным требованиям, предъявляемым к знаниям и умениям руководителей (менеджеров) стоматологических организаций. Программы их профессиональной подготовки и переподготовки должны обеспечивать обязательный минимум

Таблица 1.
Структура предметной подготовки специалистов-менеджеров стоматологических организаций

I. Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин II. Блок математических и естественно-научных дисциплин
Философия Математика
Иностранный язык Информатика
Культурология
Концепция современного естествознания
Отечественная история Теоретические основы производственных технологий
Правоведение Проблемы, устойчивого развития
Социология Метрология
Психология  
Психология и педагогика  
Физическая культура  
Русский язык и культура речи  
III. Блок общепрофессиональных дисциплин IV. Блок дисциплин специальной подготовки
Основы менеджмента Исследование систем управления
Экономическая теория Стратегический менеджмент
Бухгалтерский учет Инновационный менеджмент
Хозяйственное право Управление персоналом
Организационное поведение Управление качеством
Мировая экономика Управленческие решения
Финансы и кредит Информационные технологии управления
Статистика Логистика
История менеджмента Антикризисное управление
Маркетинг Математическая экономика
Теория организации Экономический анализ хозяйственной деятельности
Экология Информационные системы в экономике
Безопасность жизнедеятельности  
V. Блок дисциплин специализации
Специальность: Менеджмент организации (061100) Специализация: Менеджмент стоматологической организации
Управление собой Управление изменением
Планирование и контроль в стоматологической организации Финансовый менеджмент стоматологической организации
Управление персоналом стоматологической организации Управление производственными процессами в стоматологической организации
Мотивация коллектива стоматологической организации Бухгалтерский и налоговый учет (эккаунтинг), экономический анализ в стоматологических организациях
Отбор и повышение квалификации персонала стоматологической организации Правовые основы стоматологического бизнеса
Структура стоматологической организации Количественные методы в правлении стоматологической организацией
Культура стоматологической организации Системы государственного регулирования в здравоохранении

содержания отдельных дисциплин. Дидактические единицы содержания предметов (дисциплин) могут быть представлены разделами, темами и понятиями.
Профессионально-управленческая подготовка (переподготовка) руководителей стоматологических организаций и других специалистов-менеджеров, в том числе из числа резерва на замещение руководящих должностей в стоматологических организациях (подразделениях), должна заканчиваться их сертификацией — экспертной оценкой третьей независимой стороной (возможно специально аккредитованного органа по сертификации СтАР) на предмет определения их профессионально-управленческого соответствия действующим нормативным требованиям, выдачей (кроме документов об образовании и дополнительной управленческой квалификации) сертификатов специалистов по специальности 061100 «Менеджмент организации» (специализация: «Менеджмент стоматологической организации»).

Подготовка кадров для стоматологии

I. Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Требования к знаниям и умениям руководителей (менеджеров) стоматологических организаций

В области философии, психологии, истории, культурологии и педагогики

* иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
* понилшттуь роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов; знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
* быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
* понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, его отношение к природе и возникающим в эпоху технического развития противоречиям и кризису существования человека в природе;
* знать условия формирования личности, ее свободы, понимать роль насилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
* иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
* понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов поведении людей;
* уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретировать собственное психическое состояние, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
* понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
* знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
* владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
* понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, основных ценностей культуры;
* знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, историю культуры России, ее место в системе мировой культуры цивилизации;
* уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры своей страны (республики, края, области);
* иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
* знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
* уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

В области социологии, политологии и права

иметь научное преоставление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе соци-ализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных потребностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
* знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
* владеть основами социологического анализа;
* знать основы экономической теории;
* понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и кредитно-денежной, социальной и инвестиционной политики;
* уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в России и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентации в основных текущих проблемах экономики;
* иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики;
* понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, в процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;
* знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личного вклада в общественно-политическую жизнь;
* зкатъ права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
* знать основы российской правовой системы и законодательства, организацию судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере своей профессиональной деятельности;
* уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к текущей и/или будущей профессиональной деятельности.

В области физической культуры

* понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалистов-менеджеров;
* знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
* владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развития и совершенствования психофизических способностей и качеств, самоопределения в физической культуре;
* приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профес-сиональных целей.

В области филологии

* свободно владеть государственным языком Российской Федерации-русским языком;
* знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
* владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
* уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать речевой этикет, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке.

ФИЛОСОФИЯ

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия идеального и материального. Пространство и время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость. Концепция общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость и право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество и практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритмы нейтральной речи в изучаемом языке. Основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации. Чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и др.). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования.Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера. Основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом и научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребимых и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникационных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых (письменных) произведений: аннотации, рефераты, тезисы, сообщения, частное письмо, дело-вое письмо, биография.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культура. Восточные и западные типы культур. Специфические и «средние» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные процессы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII веках. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV веках.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения XIX века. Реформы и реформаторы в России.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX века. Объективная потребность в индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 года. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. Нарастание кризисных явлений в 60-80-е годы. Советский Союз в 1985-1991 годы. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности (1993-1999 г. г.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Государство и право. Их роль в жизни общества. Нормы права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейныеотношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации, государственной и коммерческой тайны.

СОЦИОЛОГИЯ

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность ка социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологических исследований.

ПОЛИТОЛОГИЯ

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы. Политические партии и электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.
Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание: политическая аналитика и прогностика.

ПСИХОЛОГИЯ

Предмет, объект и методы психологии. Место психологии системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики и процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

ПЕДАГОГИКА

Объект, предмет, задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, тестирование, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке специалиста-менеджера, ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоя-нием своего организма.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстра лингвистические факторы публичной речи. Сферы функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публичном стиле.

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Словесное оформление публичного выступления.

Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

II. Блок математических и естественно-научных дисциплин

По мере изучения дисциплин данного блока руководители (менеджеры) стоматологических организаций должны сформировать представление:
Таблица 4
в области математики:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и ма-тематических доказательств;
- о логических, топологических и алгебраических структурах;
- о неэвклидовых геометрических системах;
- об основных понятиях дискретной математики, теории вероятностей, математической статистики;
- о математическом моделировании.
в оьласти информатики:
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблемах искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими (об инженерии знания);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях.
в оЬласти концепции современного естествознания:
- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюци-онной парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния и естествознания;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, перехода из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мега- мира;
- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеоста-зе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме одинокой культуры.
Кроме общих представлений в данных областях, руководитель (менеджер) стоматологической организации должен знать и уметь применять:

Таблица5
в области математики:
* методы математического анализа, алгебры, геометрии и дискретной математики, численные методы и математическую статистику.
в области информатики:
* способы хранения и обработки информации, приемы работы на компьютере;
* языки программирования и стандартные программные средства обеспечения своей профессиональной деятельности.

Содержание каждой из дисциплин данного блока должно и может быть положено в основу учебно-методических планов программ профессиональной подготовки и переподготовки руководителей (менеджеров) стоматологических организаций и подразделений (табл. 6).
Таблица 6

МАТЕМАТИКА

Математический анализ. Понятие множества. Операции над множествами. Понятие окрестности точки. Функциональная зависимость. Графики основных элементарных функций. Предел числовой последовательности. Предел функции. Непрерывность функции в точке. Свойства числовых множеств и последовательностей. Глобальные свойства непрерывных функций. Производная и дифференциал. Основные теоремы о дифференцируемых функциях и их приложения. Выпуклость функции. Неопределенный интервал. Несобственные интегралы. Точечные множества в N-мер-ном пространстве. Функции нескольких переменных, их непрерывность. Производные и дифференциалы функций нескольких переменных. Классические методы оптимизации. Функции спроса и предложения. Функции полезности. Кривая безразличия.

Линейная алгебра. Системы линейных уравнений. Элементы аналитической геометрии на прямой плоскости и в трехмерном пространстве. Определители. Система векторов, ранг матрицы. N-мерное линейное векторное пространство. Линейные операторы и матрицы. Комплексные числа и многочлены. Собственные векторы линейных операторов. Евклидово пространство. Квадратические формы. Системы линейных неравенств. Линейные задачи оптимизации. Основные определения и задачи линейного программирования. Симплексный метод. Теория двойственности. Дискретное программирование. Динамическое программирование. Нелинейное программирование.

Теория вероятностей и математическая статистика. Сущность и условия применимости теории вероятностей. Основные понятия теории вероятностей. Вероятностное пространство. Случайные величины и способы их описания. Модели законов распределения вероятностей, наиболее употребляемые в социально-экономических приложениях. За,-кон распределения вероятностей для функций от известных случайных величин. Неравенство Чебышева. Закон больших чисел и его следствие. Особая роль нормального распределения: центральная предельная теорема. Цепи Маркова и их использование в моделировании социально-экономических процессов. Статистическое оценивание и проверка гипотез. Статистические методы обработки экспериментальных данных.

ИНФОРМАТИКА

Понятие информации. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации. Технические и программные средства реализации информационных процессов. Модели решения функциональных и вычислительных задач. Алгоритмизация программирования. Языки программирования. Высокого уровня. Базы и банки данных. Программное обеспечение и технологии программирования. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Основы защиты информации и сведений. Методы защиты информации. Компьютерный практикум.

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Естественно-научная и гуманитарная культура. Научный метод. История естествознания. Панорама современного естествознания, тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепция описания природы. Порядок и беспорядок в природе. Хаос. Структурные уровни организации материи. Микро-, макро- и мега- миры. Пространство. Время. Принципы относительности. Принципы асимметрии. Законы сохранения. Взаимодействие. Близкодействие. Дальнодействие. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах. Принципы возрастания энтропии. Химические системы. Энергетика химических процессов. Реакционная способность веществ. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Человек. Физиология. Здоровье. Эмоции. Творчество. Работоспособность. Биоэтика. Экология и здоровье. Биосфера и космические циклы. Ноосфера. Необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Принципы универсального эволюционализма. Путь к единой культуре.

I. Блок общепрофессиональных дисциплин
В результате изучения дисциплин данного блока руководители (менеджеры) стоматологических организаций (подразделений) должны:

Таблица 7
з н а т ь:
- объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем, взаимодействие экономических процессов и их социальное содержание;
- методы получения статистической информации, методы ее обобщения, методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих статистических показателей;
- методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента;
- принципы, методы и цели рыночной сегментации, содержание процесса формирования спроса и предложения (сбыта), методы рекламной работы и PR.

владеть:
- рациональными методами получения информации по вопросам использования производственных фондов, краткосрочного кредитования, организации безналичных расчетов и определять возможность их совершенствования;
- методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития, составления программ нововведений и разработки плана мероприятий по реализации этих программ;
- методами математического моделирования в анализе и проектировании систем управления, при разработке управленческих решений, поиске новых форм организации труда;
- навыками анализа и перспективного обоснования тенденций изменения национального рынка и разработки программ экономического роста.
уметь:
- организовать и провести практические исследования социально-экономической обстановки, конкретных форм управления;
- руководить экономическими службами и подразделениями, самостоятельно принимать решения по вопросам совершенствования и организации управления;
- осуществлять социально-психологическое регулирование в трудовых коллективах, разрабатывать программы и планы социального развития;
- анализировать и прогнозировать долгосрочные тенденции развития рынка и рыночной конъюнктуры.
Основные дисциплины блока общепрофессиональных дисциплин обусловлены указанными выше задачами разделов «знать», «владеть», «уметь».

Содержание каждой из дисциплин данного блока должно и может быть положено в основу учебно-методических планов программ профессиональной подготовки и переподготовки руководителей (менеджеров) стоматологических организаций и подразделений (табл. 8). Таблица 8

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление сложными социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента. Инфраструктура менеджмента. Социологические факторы и этика менеджмента. Интеграционные процессы в менеджменте. Моделирование ситуаций и разработка решений. Природа и состав функций менеджмента. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента. Мотивация деятельности в менеджменте. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Динамика групп и лидерство в системе в системе менеджмента. Управление человеком и управления группой. Руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера. Конфликт в менеджменте. Факторы эффективности менеджмента.

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Природа управления и исторические тенденции его развития. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американская, японская, европейская и др. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Развитие управления в России. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Введение в экономическую теорию. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Собственность и хозяйствование. Структуры прав. Передача прав. Согласование обязанностей. Экономические интересы. Цели и средства. Проблема выбора оптимального решения. Экономическая стратегия и экономическая политика. Конкуренция и ее виды. Экономические блага и классификации. Полные и частичные блага. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Факторы времени и дисконтирование. Потоки и запасы. Номинальные и реальные величины. Кругооборот благ и доходов. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Экономические ограничения: граница производственных возможностей; компромисс общества между эффективностью и равенством. Компромисс индивида между потреблением и досугом. Экономические риски и неопределенность. Внешние эффекты (экстерналии). Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Метод сравнительной статики. Показатели эластичности.

Микроэкономика. Закон спроса. Закон предложения. Равновесие. Рынок. Равновесная цена. Излишки потребителя и производителя. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия). Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация. Олигополия. Монополистическая конкуренция. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Сравнительное преимущество. Производственная функция. Факторы производства. Рабочая сила. Физический капитал. Инфляция. Безработица. Рынки факторов производства. Рента. Заработная плата. Бюджетные ограничения. Кривые безразличия. Эффекты дохода и замещения.

Понятие «стоматологическая организация». Классификация стоматологических организаций. Внешняя и внутренняя среда стоматологической организации. Диверсификация. Концентрация и централизация оказания стоматологических услуг. Открытие и закрытие стоматологических организаций, их экономическая санация и банкротство. Валовая выручка. Валовые издержки. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Чистый денежный поток. Приведенная (дисконтированная) стоимость материальных и нематериальных стоматологических услуг. Внутренняя норма доходности. Переменные и постоянные издержки. Общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности. Отдача от масштабов производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная). Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды, риски, страхование, экономическая безопасность.

Макроэкономика. Общественное производство. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (ВВП) - производство, распределение и потребление, личный располагаемый доход, конечное потребление, модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые). Национальное богатство. Отраслевая и секторальная структура национальной экономики. Межотраслевой баланс. Теневая экономика. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD - AS). Мультипликатор автономных расходов. Адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис (запаздывание; отставание следствия от его причины; длительное последствие существовавших прежде условий). Денежное обращение (М. Фридман), сеньо-раж. Количественная теория денег. Классическая дихотомия. Государственный бюджет, его дефицит и профицит. Пропорциональный налог. Прямые и косвенные налоги. Чистые налоги. Закрытая и открытая экономика. Фиксированный и плавающий курсы валюты. Паритет покупательской способности. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS - LM). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства. Стабилизационная политика. Технологически уклады и «длинные волны». Теория экономического роста. Теория экономического цикла. «Золотое правило накопления».

История экономических учений. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту). Систематизация экономических знаний. Первые экономические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция; австрийская школа; неоклассическое направление; кейнсианство; монетаризм; институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова - в изучение крестьянского хозяйства, Н.Д. Кондратьева - в понимание экономической динамики. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Международное движение товаров (продукции, работ, услуг) и факторов производства. Государственная политика в области внешней торговли. Современные тенденции изменения конкурентоспособности. Формы международной кооперации и перелива капиталов, международных экономических объединений. Основы международной торговли. Оценка последствий внешнеторгового обмена. Выгоды торговли. Современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли. Изменения структуры факторов производства. Влияние технического прогресса и цикла жизни товара на структуру внешней торговли. Традиционные и нетрадиционные ограничения. Эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей промышленной продукции (исполнителей работ, услуг), покупателей и государства. Протекционистская политика. Практика введения импортных квот. Тарифные ограничения. «Добровольные» экспортные ограничения. Экспортные субсидии. Роль торговых союзов, зон свободной торговли. ЕЭС. Североамериканская зона свободной торговли. Валютный курс и платежный баланс. Спрос и предложение валют. Валютные рынки. Эволюция международной валютной системы. Торговый баланс. Международное движение капитала и рабочей силы. Международное кредитование. Кризис внешней задолженности. Прямые инвестиции и транс-национальные корпорации. Влияние миграции на благосостояние. Проблема «утечки мозгов».

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Сущность и роль финансов и кредита. Государственный бюджет. Формирование и использование денежных накоплений предприятий. Основные принципы формирования и кредитования капитальных вложений. Оборотные средства предприятий, система их финансирования и кредитования. Безналичные расчеты между предприятиями. Краткосрочный кредит в хозяйственном, механизме управления предприятием. Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления предприятием. Роль финансов и кредита в развитии внешнеэкономической деятельности предприятия, финансового менеджмента.

СТАТИСТИКА

Предмет, метод и задачи статистики. Источники демографической, медицинской, страховой и лицензионной статистической информации. Группировка и сводка материалов статистических наблюдений. Абсолютные и относительные величины. Средние величины. Ряды динамики. Индексы. Статистика продукции (работ, услуг). Статистика численности работников и использования рабочего времени. Статистика производительности труда. Статистика заработной платы. Статистика основных фондов. Статистика научно-технического прогресса. Статистика себестоимости.

МАРКЕТИНГ

Роль маркетинга в экономическом развитии страны. Товар в маркетинговой деятельности. Комплексное исследование товарного рынка. Сегментация рынка. Формирование товарной политики и рыночной стратегии. Разработка ценовой политики. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Организация деятельности маркетинговой службы.

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Организация как система. Социальная организация. Хозяйственные организации. Организация и управление. Теория организации, ее место в системе научных знаний. Закон синергии. Закон информированности-упорядоченности. Закон самосохранения. Закон единства анализа (синтеза). Закон развития. Законы композиции и пропорциональности. Специфические законы социальной организации. Принципы статистической организации. Принципы динамической организации. Принципы рационализации. Проектирование организационных систем. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли. Организационная культура. Субъекты организаторской деятельности.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Сущность бухгалтерского учета. Учет денежных средств и расчетов. Учет производственных запасов. Учет основных средств и нематериальных активов. Учет капитальных и финансовых вложений. Учет готовой продукции и ее реализации. Учет фондов, резервов и займов. Учет и анализ финансовых результатов и использования прибыли. Финансовая отчетность. Принципы производственного учета.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Теория поведения человека в организации. Личность и организация. Коммуникативное поведение в организации. Мотивация и результативность организации. Формирование группового поведения в организации. Анализ и конструирование организации. Управление поведением организации. Лидерство в организации. Изменения в организации. Персональное развитие в организации. Управление нововведениями в организации. Поведенческий маркетинг. Организационное поведение в системе международного бизнеса.

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО

Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Образование юридического лица. Правовое положение юридических лиц различных организационных форм. Виды и формы сделок. Право собственности. Виды обязательств. Рассмотрение хозяйственных споров.

IV-V. Блоки дисциплин специальной подготовки и дисциплин специализации Дисциплины блоков дисциплин специальной подготовки предназначены для углубленного изучения на профессиональном уровне управленческой деятельности, а дисциплин специализации — для более узкой профессиональной подготовки руководителей (менеджеров) именно стоматологических организаций. Программами второго высшего образования и дополнительной последипломной профессиональной переподготовки по специальности 061100 «Менеджмент организации» могут быть предусмотрены различные варианты данных блоков, которые должны быть предметом свободного выбора студентами и/или слушателями. Избранный нами вариант данного блока по специализации: «Менеджмент стоматологической организации», наряду с обязательными дисциплинами, может включать и другие дисциплины по выбору.

Руководитель (менеджер) стоматологической организации должен иметь знания и навыки их практического использования при решении конкретных проблем соответствующей профессиональной деятельности в данном направлении менеджмента. Требования к управленческой подготовке руководителей (менеджеров) стоматологических организаций должны устанавливаться официально, исходя из типового цикла специальных дисциплин.

В результате освоения блока специальных дисциплин руководители (менеджеры) стоматологических организаций должны соответствовать требованиям, изложенным в табл. 9.

Таблица 9
* знать современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агреги-рования информации и ее обработки;
* владеть навыками практической работы, приемами и способами оценки изменяющейся рыночной конъюнктуры;
* проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления стоматологической организацией;
* профессионально вести управленческую, маркетинговую, коммерческую, рекламную и патентно-лицензионную работу в различных подразделениях стоматологических организаций;
* разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального решения, исходя из критериев качества, социально-экономической и медицинской эффективности, экологической и иной безопасности;
*формировать программы инноваций (нововведений) и составлять план мероприятий по реализации этих программ; : применять методы научной организации труда и организационного проектирования;
* владеть приемами поиска, сбора, систематизации и использования информации;

владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в стоматологических организациях различного типа (вида), оценки их состояния по фактическим и потенциальным возможностям экономического, медико-социального и организационного развития.

С учетом особенностей данной специализации и содержания цикла дисциплин этой специализации к специальной подготовке руководителей (менеджеров) стоматологических организаций могут устанавливаться дополнительные требования.

К специальным дисциплинам профессиональной подготовки и переподготовки данного контингента руководителей (менеджеров) относятся:

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Исследования, их роль в научной и практической деятельности человека. Объект и предмет исследования. Практическая формула диалектического подхода к исследованию. Системный анализ в исследовании управления. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления. Функциональная роль исследования и развития систем управления. Логический аппарат исследования систем управления. Приемы анализа и обоснования. Состав и выбор методов исследования систем управления. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования. Тестирование в исследовании систем управления. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления. Социологические исследования систем управления. Экспертные оценки в исследовании систем управления. Рефлексионное исследование систем управления. Планирование процесса исследования систем управления. Организация процесса исследования систем управления. Научная и практическая эффективность иссле-дования. Диагностика систем управления

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности. Стратегия предприятия. Стратегическое управление. Стратегический маркетинг. Ситуационный анализ. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия. Стратегия и техническая политика предприятия. Стратегия внешнеэкономической деятельности. Стратегия и организационная структура. Стратегический потенциал организации. Проектирование сис-тем управления.

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тенденции и разновидности развития. Управление развитием. Нововведения как объект инновационного управления. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты; организация инновационного менеджмента; разработка программ и проектов нововведений; создание благоприятных условий для нововведений; формы инновационного менеджмента; инновационные (деловые) игры; прогнозирование в инновационном менеджменте; инновационный менеджмент и стратегическое управление

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Персонал стоматологической организации как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления стоматологической организацией. Принципы управления персоналом. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Анализ кадрового потенциала. Перемещения. Работа с кадровым резервом. Планирование деловой карьеры. Подбор персонала и профессиональная ориентация. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Мотивация поведения и в процессе трудовой деятельности. Профессиональная и организационная адаптация персонала. Конфликты в коллективе. Оценка эффективности управления персоналом.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Качество, сущность данной категории. Технологические принципы как основа системного подхода к теории качества. Структурно-логическая модель качества как системы и информационные технологии в ее реализации. Классификация показателей качества. Методология квалиметрии. Теория измерений и измерение показателей качества. Квали-метрическое шкалирование показателей качества. Теория оценивания качества. Сравнительное оценивание степени соответствия показателей качества. Технология оценивание качества организационных систем, условий (структур, процессов (технологий) и результатов (исходов) труда, персонала, продукции (работ, услуг), производственного потенциала, управления, жизнеспособности. Конкурентоспособность и качество в динамике потребностей. Статистические методы в обеспечении качества. Региональный, национальный и глобальный векторы обеспечения качества. Нормативно-правовая база обеспечения качества. Социально-экономическая направленность в стратегии обеспечения качества. Экономика качества.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Функции решения в методологии и организации процесса упрааления. Типология управленческих решений. Условия и факторы качества управленческих решений. Модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения. Целевая ориентация управленческих решений. Анализ альтернатив действий. Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив. Условия неопределенности и риски. Приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Эффективность решений. Контроль реализации управ-ленческих решений. Управленческие решения и ответственность.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельности. Инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности. Основы построения инструментальных средств информационных технологий. Компьютерные технологии подготовки текстовых документов, обработки экономической информации на основе табличных процессоров, использования систем управления базами данных (СУБД), интегрированных программных пакетов, распределенной обработки информации. Организация компьютер-ных информационных систем. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений.

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. Механизмы антикризисного управления. Государственное регулирование кризисных ситуаций. Банкротство предприятий, учреждений и организаций. Диагностика банкротства. Санация стоматологических организаций. Управление рисками. Инвестиционная политика в антикризисном управлении. Стратегия и тактика антикризисного управления. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости. Человеческий фактор антикризисного управления.

ЛОГИСТИКА

Задачи и функции логистики. Формы и тенденции развития логистики. Принципы логистики. Информационная логистика. Механизмы закупочной логистики. Логистика производственных процессов. Организация производственного процесса во времени. Логистика распределения и сбыта. Логистика запасов. Транспортная логистика. Логистика сервисного обслуживания. Организация логического управления.

Таково, в самых общих чертах, наше видение перспективы постепенной реструктуризации профессиональной подготовки и переподготовки руководителей (менеджеров) стоматологических организаций высшего и среднего звена управления, пересмотра порядка их назначения на руководящие должности в стоматологических организациях в рыночных условиях новой России, допуска к стоматологической деятельности.

Имея в виду традиционный отечественный опыт последипломного обучения врачей-специалистов через двухгодичную ординатуру, вероятно, было бы логично предложить именно данный подход как альтернативную модель адаптации зарубежных программ МВА к системе российского здравоохранения, в частности управления в условиях стоматологических организаций (подразделений). Первый в нашей стране опыт Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по двухгодичной профессиональной переподготовке руководителей медицинских, в том числе стоматологических, организаций по аккредитованной программе «Главный врач - менеджер высшей квалификации», наглядное тому подтверждение (учебный план прилагается). К настоящему времени в нашей стране уже более двух десятков руководителей государственных, муниципальных и частных стоматологических организаций из числа врачей-стоматологов получили фундаментальные управленческие знания и навыки, государственные дипломы о дополнительном (к основному) образовании по специальности «Менеджмент организации», дополнительную квалификацию «Менеджер» (в здравоохранении).

Полагаем, что дальнейшее конструктивное обсуждение данной проблемы, в том числе с точки зрения влияния эффективного менеджмента на доступность и качество стоматологических услуг населению в рыночных условиях, было бы исключительно полезно, а деловое сотрудничество по линии СтАР в направлении пересмотра российской традиции по формированию корпуса управленческого персонала в государственных, муниципальных и частных стоматологических организациях, безусловно, нужным и перспективным делом для отечественной стоматологии и стоматологической практики, а главное для потребителей стоматологических услуг.

Стоматологические организации — юридические лица всех организационно-правовых форм, видов собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие в установленном порядке стоматологическую деятельность на территории Российской Федерации.

Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ РОССИИ
Учебно-методический центр «Стоматология»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ)
Программа: «Главный врач-менеджер высшей квалификации» [специализированный аналог Программы MBA (Master of Business Administration)]
Учебный план

п.п. Наименование разделов и дисциплин Всего часов в том числе лекции практ. занятия Формы контроля знаний
1. Блок дисциплин «Менеджмент» Экзамен
1.1. Основы менеджмента 32 16 16  
1.2. Организация управления 32 16 16  
1.3. Планирование и контроль в организации 32 16 16  
1.4. Теория и практика принятия управленческих решений 16 8 8  
1.5. Теория и практика коммуникаций в менеджменте 16 8 8  
  Итого: 128 64 64  
  2. Блок дисциплин «Стратегический менеджмент»
Экзамен
2.1. Корпоративная стратегия 16 8 8  
2.2. Стратегия фирмы в рамках корпорации 16 8 8  
2.3. Функциональные стратегии 32 16 16  
  3. Блок дисциплин «Маркетинг» Экзамен
3.1. Основы маркетинга 24 12 12  
3.2. Маркетинговые операции 8 4 4  
3.3. Маркетинговые исследования 8 4 4  
3.4. Маркетинговые коммуникации 8 4 4  
  Итого: 48 24 24  
  4. Блок дисциплин «Инновационный менеджмент»
Экзамен
4.1. Основы теории и методологии инноватики 8 4 4  
4.2. Управление инновационными процессами 16 8 8  
4.3. Организационные формы инновационной деятельности в стоматологической практике. Инвестиции в инновационном процессе 8 4 4  
  Итого: 32 16 16  
  5. Блок дисциплин «Управление персоналом» Экзамен
5.1. Организационное поведение 16 8 8  
5.2. Управление персоналом 32 16 16  
5.3. Социальная ответственность и этика в кадровом менеджменте 16 8 8  
  Итого: 64 32 32  
  6. Блок дисциплин «Финансовый менеджмент»
Экзамен
6.1. Денежное обращение и кредит 32 16 16  
6.2. Управление финансами 16 8 8  
6.3. Инвестиционный менеджмент 16 8 8  
  Итого: 64 32 32  
  7. Блок дисциплин «Управление производственными процессами» Экзамен
7.1. Управление производством (производственными процессами): системное представление
8 4 4  
7.2. Формирование производственных программ и планов
8 4 4  
7.3. Оперативное управление стоматологической организацией (процессами производства продукции, выполнения работ, оказания услуг)
16 8 8  
7.4. Организация и развитие управления производственными процессами (технологиями) в условиях стоматологических организаций
16 8 8  
  Итого: 48 24 24  
  8. Блок дисциплин «Экономика» Экзамен
8.1. Макроэкономика 32 16 16  
8.2. Микроэкономика (на примере стоматологических организаций)
32 16 16  
  Итого: 64 32 32  
  9. Блок дисциплин «Бухгалтерский и налоговый учет» (эккаунтинг)
Экзамен
9.1. Основы бухгалтерского учета 16 8 8  
9.2. Анализ финансовой отчетности 16 8 8  
9.3. Налогообложение в РФ 16 8 8  
  Итого: 48 24 24  
  10. Блок дисциплин «Правовые основы бизнеса» Экзамен
10.1. Основы гражданского законодательства Российской Федерации 8 4 4  
10.2. Организационно-правовые формы предпринимательства 8 4 4  
10.3. Договорное право 4 2 2  
10.4. Трудовое право 6 3 3  
10.5. Социальное и страховое право 6 3 3  
  Итого: 32 16 16  
  11. Блок дисциплин «Количественные методы в управлении»
Экзамен
11.1. Модели рационального распределения ресурсов 16 8 8  
11.2. Основы теории вероятностей и математической статистики 8 4 4  
11.3. Модели управления товарными и производственными запасами 8 4 4  
11.4. Анализ управленческих резервов стоматологической организации 32 16 16  
11.5. Анализ личного потенциала руководителя (менеджера) 16 8 8  
  Итого: 80 40 40  
  12. Блок дисциплин «Система здравоохранения в Российской Федерации, экономика, финансы и право в здравоохранении» Экзамен
12.1. Система здравоохранения и стоматологического обеспечения в условиях рыночной экономики России 8 4 4  
12.2. Структурные преобразования в системе здравоохранения 32 16 16  
12.3. Здоровье населения России 16 8 8  
12.4. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБС-10): введение в стоматологическую практику 16 8 8  
12.5. Бюджетно-страховая медицина. Обязательное и добровольное медицинское страхование: состояние и перспективы развития
8 4 4  
12.6. Актуальные вопросы охраны здоровья населения, медицинского обеспечения и медико-социальной помощи детям, подросткам и молодежи в России
16 8 8  
12.7. Вопросы экспертизы трудоспособности населения
32 16 16  
12.8. Организация и нормирование труда в здравоохранении
32 16 16  
12.9. Экономика, финансирование и планирование здравоохранения 32 16 16  
12.10 Экономический анализ деятельности исполнителей медицинских услу 32 16 16  
12.11 Психология управления
16 8 8  
12.12 Правовое обеспечение национальной политики в сфере здравоохранения, регулирование деятельности организаций здравоохранения 96 48 48  
  Итого: 336 168 168  
  ВСЕГО (блоки 1-12): 1008 504 504