Изменение принципов организации здравоохранения в РФ привело
к необходимости четко определять стоимость медицинской помощи, в частности,
стоматологической. В связи с этим возникло понятие стоимость медицинской услуги.
Переход здравоохранения на обязательное медицинское страхование означает, что
должны быть разработаны новые подходы к определению стоимости лечения. Подобным
подходом являются КСГ (диагностически связанные или диагностически родственные
группы).
В МГМСУ были разработаны КСГ для стоматологического обслуживания, утвержденные
Минздравом РФ (1997).
В статье приводится описание построения и применения КСГ в практике стоматологического
обслуживания.
При создании КГС были отобраны лишь те нозологические формы, которые по отношению
к амбулаторно-поликлиническим условиям укладываются в понятие "законченный
случай".
Кроме того, так как медицинская карта стоматологического больного недостаточно
информативна для экспертной оценки случая лечения заболевания и формирования
КСГ, была разработана специальная экспертная карта, позволяющая получить более
полную информацию.
Описана методология создания КСГ в зависимости от нозологической формы и тяжести
заболевания.
При создании автоматизированной системы управления КСГ могут явиться качественно
новым шагом в оценке влияния ресурсов здравоохранения на конечный результат
лечения.
Необходимо учитывать, что в КСГ заложена информация о том "что надо делать"
и нет информации "как надо делать".
На сегодняшний день ведется работа по переработке КСГ с учетом внесенных предложений
и замечаний.
Отношения медицинского работника и пациента из этической области
перемещаются все более в правовую и приобретают все больше сходства с товарными
отношениями между ними.
За последние два столетия произошла эволюция от понятия "врачебная"
до термина "медицинская" тайна. Это понятие можно отнести к профессиональным
тайнам (Конституция РФ, ст. 23) - личным тайнам, доверенным представителям различных
профессий (врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу, т.д.).
Носители профессиональных тайн несут юридическую и иную ответственность за их
разглашение.
В статье подробно рассмотрены аспекты медицинской тайны. Отмечено, что к данному
понятию относится не только сугубо профессиональная информация, но также и личная
информация, полученная в процессе общения персонала клиники с пациентом. Замечено,
что передача информации, составляющей медицинскую тайну, другим лицам, должна
происходить исключительно с согласия пациента. Причем, даже консультация у дополнительных
специалистов и заочная оценка материалов медицинской карты должны проводиться
с разрешения пациента. Существует ограниченный перечень случаев, описанных в
законе РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан"
(статья 61).
Личная жизнь граждан РФ в полном объеме защищена законодательством страны. Вред,
причиненный медицинским работником личности или имуществу пациента в результате
разглашения медицинской тайны, подлежит возмещению в полном объеме. В соответствии
с законодательной базой любой специалист, выполняющий работу для медицинского
учреждения, несет ответственность за разглашение медицинской тайны. Иски по
причинению ущерба чаще всего предъявляются к юридическому лицу, на территории
которого произошло нарушение. Медицинское учреждение в свою очередь имеет право
обратного требования к тому работнику по вине, которого было совершено нарушение.
В статье детально рассмотрены случаи и юридическое обоснование возмещения ущерба
и остальных проблем, возникающих при нарушении прав личности в медицинском учреждении.