Экономика и Менеджмент в Стоматологии
N 1 (30), 2010 г.

<<< На главную страницу журнала
На главную страницу Экономика и Менеджент

СОДЕРЖАНИЕ


КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В. В. Садовский, М.А. Губин, А.А. Оганесян
Перспективы использования автоматизированных анализаторов в микробиологической диагностике

ЛИЧНОСТЬ С ОБЛОЖКИ

КАПЛАН Михаил Захарович

РАБОТА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

А.Е. Олесов, АД. Аксаментов, Ю.В. Колябина
Качество обслуживания потенциальных пациентов как антикризисный резерв эффективности работы клиники

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Применение современных технологий управления для построения системы мотивации медицинского персонала стоматологической клиники

Я УПРАВЛЯЮ

В. В. Бойко
Двенадцать признаков руководителя вчерашнего дня СМ. Луговая Сочетание тренинга и консалтинга в помощь стоматологическим клиникам

РОЛЬ БРЕНДА В УПРАВЛЕНИИ

А. В. Москаев
Позиционирование и бренд для "Стоматологии"

ЭКОНОМИКА ЗАКУПОК

Е.Е. Мареев, Ю.СТюльпин
Льготная программа кредитования и товарная линейка импортера стоматологического оборудования компании "СТОМАКС"

ПЕРЕСТРОЙКА В СТОМАТОЛОГИИ

А.В. Алимский
Предлагаемая модель организации стоматологической помощи населению Российской Федерации

НОРМЫ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ

В.Д. Вагнер, Л.Е. Смирнова, М.Г. Николюк, Р.А. Салеев, И.С. Бочковский, А. В. Чабан
Материально-техническое обеспечение стоматологического лечения

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА В СТОМАТОЛОГИИ

П.А. Леус
Критерии ВОЗ оценки качества системы стоматологической помощи населению

НОВАЯ СТРАХОВАЯ СИСТЕМА

К. В. Николаев
Введение системы страховых взносов: отмена единого социального налога увеличивает издержки стоматологической организации

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

К. В. Николаев
Налоговая служба и правоохранительные органы: новый этап взаимодействия и сотрудничества

ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК

М.Р. Кирилина, В.Г. Бутова, А.Ф. Лебедева, А.Ю. Жеребцов, М.В. Сахаров, Р.В. Сахаров
Сроки службы зубных протезов, основанные на доказательствах

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИ

Г. П. Котельников, ДА. Трунин
ГОУ ВПО "Самарскому государственному медицинскому университету Росздрава" - 90 лет

СТОМАТОЛОГИЯ И ИНТЕРНЕТ

Ю.В. Кузовкова
"Золотой Крокодил-2010" - обзор текущих событий




Личность с обложки

КАПЛАН
Михаил
Захарович

Генеральный директор Закрытого акционерного общества
"МЕДИУС С"

М.З. Каплан - родился 14.12.1946 г. в г. Москве. В 1966 г. закончил Московское медицинское училище № 1 по специальности "зубной техник". С 1966 г. и по 1968 г. проходил службу в рядах Советской армии. В 1969 г. поступил в ММСИ им. Н.А.Семашко на стоматологический факультет и в 1975 г. окончил вуз. С 1975 г. и по 1976 г. проходил одногодичную интернатуру по специальности "Стоматология терапевтическая". В 1979 г. повышал свою квалификацию на факультете специализации и усовершенствования врачей ММСИ им. Н.А.Семашко по циклу "Ортопедической стоматологии" - 3 месяца. С 1975 г. и по 1984 г. работал в должности врача стоматолога-ортопеда, заведующим зубопротезным отделением в городской поликлинике № 107 г. Москвы. В 1984 г. окончил высшее звено системы партийного просвещения - Университет марксизма-ленинизма, факультет политэкономии. В 1986 г. повышал квалификацию ЦОЛИУВ г. Москвы по циклу "Актуальные вопросы социальной гигиены, управления и организации лечебно-профилактической помощи" - 1,5 мес.

В 1987 г. назначен главным врачом стоматологической поликлиники и в настоящее время возглавляет вверенное учреждение.


Пионер

С папой на Первомайской демонстрации

М.З. Каплан постоянно повышает свою квалификацию. В июне 2003 г. проходил повышение квалификации в ММСИ им. Н.А. Семашко по циклу "Ортопедическая стоматология". В 2008 г. подтвердил "высшую" квалификационную категорию - "Врач стоматолог-ортопед". М.З. Каплан владеет современными методиками лечения больных. Решает сложные диагностические задачи. Общий стаж работы в здравоохранении составляет 42 года.

В 1988 г. за образцовое отношение к труду, высокие заслуги в организации и оказании лечебно-профилактической помощи на-селению М.З. Каплан награжден отраслевой наградой "Отличник здравоохра-нения" СССР. Имеет государ-ственные награды: медаль "В память 850-летия Москвы", медаль "Ветеран труда". Решением Совета Стоматологической ассоциации России в 2003 г. М.З. Каплан награжден орденом "За заслуги перед стоматологией" II степени. В 2006 г. за заслуги в области здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу М.З. Каплану присвоено почетное звание "Заслуженный врач Российской Федерации". В 1999 г. М.З. Каплану присуждена ученая степень кандидата медицинских наук, в 2007 г. - ученая степень доктора медицинских наук. М.З. Каплан - профессор, зав. кафедрой ортопедической стоматологии Российского университета дружбы народов.


В армии, 1967 г.

С мамой Марией Лейзаровной,
которой в настоящее время 96 лет

Наш корреспондент взял интервью у Каплана Михаила Захаровича.

- Как случилось, что Вы решили стать врачом-стоматологом?

- Как это бывает, родители пытались направить и ориентировать меня на медицину. Мне нравилась эта работа в медицине и хотелось стать врачом. Помню, что у нас в школе были санитарные дружинники с белой повязкой и красным крестом на руке. Ездил на санитарные олимпиады, занимал призовые места. И мама у меня была медицинский работник. И, видимо, судьбой мне было предопределено стать врачом.

- Почему Вы выбрали стоматологию?

- Я выбрал стоматологию по одной причине, что мне, во-первых, нравилась эта специальность. Когда я был в детском и юношеском возрасте, я боялся лечить зубы, потому что лечили очень больно. И я сказал сам себе, что стану врачом и буду лечить безболезненно. В детстве я хорошо рисовал и лепил. В 9-10-х классах недалеко от дома была зуботехническая лаборатория, и я туда заходил, меня заинтересовала работа зубного техника. И после окончания школы я поступил в зуботехни-ческое училище № 1 на зуботехническое отделение. Окончил зуботехническое училище и получил диплом по специальности "зубной техник".


Научная конференция в РУДН. М.З. Каплан,
дважды герой России, космонавт Г.М. Гречко,
академик В.А. Фролов

- Как сложилась Ваша жизнь дальше?

- Проработав б месяцев зубным техником в стоматологической районной поликлинике № 32 Бабушкин-ского района, был призван в ряды Советской Армии. После демобилизации поступил на вечернее отделение Московского государственный стоматологического института и продолжал работать зубным техником в поликлинике. После окончания института работал врачом-терапевтом, хирургом, ортопедом, заведующим ортопедическим отделением, главным врачом, где и по настоящее время работаю в должности Генерального директора.


У коллег в Израиле. Сотрудники "МЕДИУС С" дважды обучались в Израиле

М.З. Каплан с д-ром Нельсоном из Калифорнии

- Михаил Захарович, Вы были первым в нашей стране руководителем предприятия с негосударственной формой собственности. Расскажите о вашем опыте.

- На заре перестройки на общем собрании коллектива, мы приняли решение перейти на новую форму собственности, т. е. мы стали арендным предприятием. Это был 1990 г. и были мы в этом деле пионерами в области стоматологии. С реорганизациеи мы переходили из одной формы собственности в другую согласно законодательству.

За эти годы мы столкнулись с большими проблемами. Чиновники видели в нас капиталистов и их коробило, что мы стали свободными людьми. Они мешали работать -издавали глупейшие приказы и распоряжения, "отнимали" пациентов и не хотели понимать, что в нашем государстве все формы собственности равны, а больному без разницы - куда прийти - в лечебное учреждение с государственной формой собственности или негосударственной. Главное для человека - это получить квалифицированную и доступную медицинскую помощь.

С переходом на новую форму собственности пришло изменение отношения сотрудников как к хозяйственной деятельности нашего учреждения, так и к медицинской: уходя гасить свет, расходовать материалы согласно нормативам, для врача нет последнего талона - есть последний пациент, мы обязаны принять этих пациентов. Качество работы стало намного выше, так как врач стал зарабатывать и необходимо было выживать в конкуренции.

Для государства наша форма собственности имеет большой плюс, т.к. у нас нет бюджетного финансирования, всё оплачиваем сами - вода, свет, материалы, но это, к сожалению, никто не оценивает. Государство боится, что таких компаний становится всё больше.

На сегодняшний день мы лечим по госзаказу 240 000 человек (по ОМС и по бесплатному зубопротезированию).


С супругой Мариной Каплан

Слева младший сын - Каплан Захар Михайлович (кандидат наук)

- Что вызывает у Вас наибольшие трудности в руководстве своим коллективом и руководстве в целом?

- Не могу сказать, что вызывает особые трудности, так как коллектив сформирован и со многими сотрудниками я работаю более 30 лет. По натуре я трудоголик, но этого мало, при сегодняшней жизни нужна терпимость, умение слушать и понимать интересы других. С годами учишься выделять главное, расставлять приоритеты. Думаю, что самое главное - достичь поставленных целей и одержать победу.

- От чего получаете вы на работе наибольшее удовольствие?

- Конечно, от профессиональных успехов своих сотрудников, а так как на площадях нашего лечебного учреждения находится кафедра ортопедической стоматологии Российского университета Дружбы Народов, и я являюсь заведующим кафедры ортопедической стоматологии, передача профессиональных навыков молодым специалистам, приносит мне как профессионалу большое удовольствие, видя результаты своего труда.


На отдыхе (Северный Кавказ)

Первый внук - Даниил Борисович Каплан

- Какие Вы имеете награды за Ваш многолетний труд ?

- За свой многолетний труд и за высокие заслуги в организации и оказании лечебно-профилактической помощи населению награжден отраслевой наградой "Отличник здравоохранения СССР", имеется государственные награды "850 лет Москвы", медаль "Ветеран труда", по решению Совета Стоматологической ассоциации России награжден орденом за заслуги перед стоматологией "Орденом II степени", за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд присвоено звание "Заслуженный врач Российской Федерации".

- Вы как руководитель сотрудничаете с зарубежными фирмами?

- Да, мы работаем с фирмой Хаммахер ОмниМед, фирма INTERDENT. На последней научной кафедральной конференции данные фирмы выступили с докладами и показали учебный фильм.

- Скажите, пожалуйста, как Вы проводите свободное время от работы?

- Если честно, то его практически не бывает, так как работы очень много. А так как клиника, которую я возглавляю, является частной, а конкуренции много, то свободного времени практически нет. Но иногда удается погулять по лесу, съездить на рыбалку, посидеть с друзьями.

Я человек верующий. Бог всегда со мной, я чту традиции своего народа и веры. С верой мир будет спокойней и дружней, польза всему земному человечеству.

- Чтобы Вы хотели сказать читателям нашего журнала?

- Разрешите пожелать всем здоровья, успешного воплощения всех начинаний и стремления к профессиональному совершенству.

- Скажите, а что самое главное для Вас в жизни?

- Самое главное у меня в жизни - это моя семья жена, дети и внуки.


С Равином в сеногоге. Праздник Ханука совпал с 60-летием Михаила Захаровича Каплан

Первая девочка в семье. Внучка Каплан Елизавета Захаровна

- Как Вы оцениваете качество знаний практической подготовки выпускников Вашей кафедры?

- Качество знаний и профессиональной подготовки я оцениваю востребованностью как специалистов в лечебных учреждениях. Интерны и ординаторы, проходящие интернатуру и ординатуру на кафедре ортопедической стоматологии Российского университета дружбы народов, имеют возможность самостоятельно вести прием под контролем ассистента кафедры и получить профессиональную подготовку врача-ортопеда. Поэтому, как я сказал выше, они востребованы в лечебных учреждениях.






Введение системы страховых взносов: отмена единого социального налога увеличивает издержки стоматологической организации


К.В. Николаев,
Генеральный директор ЗАО "Стоматология Аудит", член Российской Коллегии аудиторов
  "У бюрократов поток бумаг тем обильнее, чем больше времени тратится на отчеты о все меньшем объеме работы".
Законы Мерфи

С 2010 г. отменяется единый социальный налог (ЕСН) и организации становятся плательщиками страховых взносов. В Налоговом кодексе Российской Федерации перестает действовать одна из глав (ст.24 Федерального закона от 24.07.2009г. № 213 отменяет с 01.01.2010г. действие главы 24 НК РФ).

Единый социальный налог ранее представлял из себя достаточно странную, с технической точки зрения, налоговую конструкцию: ЕСН никогда не считался как единое численное значение и состоял из элементов, каждый из которых не только рассчитывался отдельно и перечислялся в разные государственные внебюджетные фонды, но и по каждому элементу ЕСН составлялась отдельная отчетность. Первым из ЕСН выделились пенсионные взносы (еще несколько лет назад) и их начисление и уплата стала регулироваться отдельным законом. Теперь окончательный распад ЕСН закончен окончательно.

В настоящее время вместо налогового принципа начата реализация страхового принципа формирования доходов внебюджетных фондов, которая в том числе означает значительное увеличение издержек каждого работодателя. Увеличатся страховые платежи у организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих альтернативные упрощенные системы налогообложения.

Технология исчисления и уплаты страховых взносов и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за их исчислением и уплатой с 2010 г., регулируется Федеральным законом от 24.07.2009г. №212.

Страховая система состоит из четырех видов страховых взносов, которые начисляются и уплачиваются в государственные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд РФ (ПФР).
  • Фонд социального страхования РФ (ФСС).
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
  • Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

В 2010 г. для работодателей (страхователей) устанавливается единый тариф от облагаемых выплат в пользу работников:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке 20 % (ранее 14%);
  • взносы на обязательное социальное страхование по ставке 2,9 % (остается без изменений);
  • взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1 гс (остается без изменений);
  • взносы в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 гс (остается без изменений).

Совокупный тариф взносов на все виды обязательного страхования в 2010г. составит 26 % (общий размер не меняется, но изменен порог регрессивных ставок страховых взносов).

Для организаций и частных предпринимателей в 2010г. также установлен годичный мораторий на увеличение страховых платежей:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке - 14 % (остается без изменений);
  • взносы на обязательное социальное страхование по ставке 0 % (остается без изменений);
  • взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0 % (остается без изменений);
  • взносы в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 0 % (остается без изменений).

С 2011 г. совокупный тариф на все виды обязательного страхования составит 34% (произойдет увеличение страхового тарифа ровно на одну треть), в том числе:

  • взносы на обязательное пенсионное страхование по ставке 26 % (ранее 14%);
  • взносы на обязательное социальное страхование по ставке 2,9 % (без изменений);
  • взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1 % (ранее 1,1 %);
  • взносы в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3 % (ранее 2 %).

Для плательщиков страховых взносов изменился предельный уровень заработной платы и иных выплат, до достижении которого будут взиматься страховые взносы (порог регрессивных ставок страховых взносов): с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (расчетного года) страховые, взносы взиматься не будут.

Отмена единого социального налога и изменение законодательства по взиманию страховых тарифов фактически означает значительное увеличение налоговой нагрузки. Снижение налоговой нагрузки произойдет лишь в том случае, если средняя заработная плата сотрудника составит более 65000 рублей в месяц. Исходя из этого расчета, можно сделать вывод, что система страховых взносов нацелена на формирование внебюджетных фондов за счет наименее оплачиваемых сотрудников организации.

Наличие численного порога, после которого перестают начисляться страховые взносы, означает также, что бухгалтериям организаций придется перестраивать систему учета: используемое для учета программное обеспечение потребует изменений. Законодатель предоставляет плательщикам взносов один год для того, чтобы "привыкнуть" к тому, что произойдет значительное изменение размеров страховых платежей.

На некоторое время сохраняется распределение страховых взносов в Пенсионный Фонд между финансированием страховой и накопительной частями трудовой пенсии работников в зависимости от возрастных групп (две группы: лица 1966г. рождения и старше; лица 1967 г.рождения и моложе):

  • в 2010 г. сохраняется полностью;
  • в 2011 - 2014 г.г. - сохраняется для некоторых категорий плательщиков.

(Подробное изложение графика распределения пенсионных взносов между страховой и накопительной частями трудовой пенсии содержится в переходных положениях Федерального закона от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в редакции Федерального закона от 24 июля 2009г. №213-Ф3).

Объект обложения страховыми взносами в целом не меняется. Страховые взносы начисляются с сумм выплат физическим лицам (работники организации) по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера. Начисление страховых взносов производится не по всем гражданско-правовым договорам, а только по тем, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг (договоры купли-продажи и иные договоры, которые фиксируют переход права собственности или иного вещного права, освобождены от обложения страховыми взносами). Под страховые начисления также попадают такие экзотические виды выплат, как выплаты по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

По-прежнему страховые взносы не уплачиваются с выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам (выполнение работ, оказание услуг) заключенным с иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Некоторое ужесточение правил определения объекта обложения страховыми взносами все-таки есть: выплаты, производимые организацией в пользу своих работников за счет расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (источник - чистая прибыль), будут облагаться страховыми взносами с 2010г. Такое нововведение возможно рассматривать как увеличение нагрузки на плательщика страховых взносов. Увеличение страховых взносов по этой статье образуется в первую очередь у организаций, которые предоставляют своим работникам так называемый "социальный пакет": оплата питания, транспортных расходов и содержания жилья (кроме расходов на оплату проживания во время служебной командировки), медицинской страховки (добровольное страхование), путевки (кроме некоторых видов путевок, оплачиваемых за счет средств социального страхования); предоставление ценного подарка, проведение корпоративных вечеринок, предоставление билетов на концертно-зрелищные мероприятия и т.п.

Законодатель определил перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами. В этом перечне есть отдельные изменения.

Не облагаются страховыми взносами (основные элементы, которые присущи медицинской деятельности):

  • государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, а также региональным и местным законодательством (в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию);
  • все виды установленных законодательством РФ, а также региональным и местным законодательством компенсационных выплат (в пределах установленных норм), в том числе: возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; оплата стоимости и выдача полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия; выплаты в связи с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; возмещение расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников; возмещение расходов физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера (выполнение работ, оказание услуг); компенсационные выплаты (при работе в тяжелых, вредных или опасных условиях труда) в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
  • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов (физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ; работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи; работникам (родителям", усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления/удочерения), но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;
  • суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством РФ, суммы платежей плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг; суммы платежей плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
  • взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ (речь идет о дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, которую может уплачивать работодатель), в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;
  • стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ;
  • суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (год);
  • суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников (этот элемент включает в себя обязательное повышение квалификации медицинских работников);
  • суммы, выплачиваемые организациями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения;
  • суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.

В новой системе страховых взносов есть отдельные изменения в перечне выплат, которые относятся к суммам, не подлежащим обложению взносами. Ранее (до 2010г.) в перечне присутствовали элементы, которые теперь отсутствуют:

  • компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника;
  • компенсационные выплаты в денежной форме за тяжелую, вредную (опасную) работу.

Как было отмечено, по-прежнему не облагаются страховыми взносами:

  • выплата материальной помощи в пределах 4000 рублей в год;
  • выплата материальной помощи в связи со смертью члена семьи;
  • выплата материальной помощи в связи с рождением ребенка;
  • суммы пенсионных взносов, уплаченных работодателем по договорам негосударственного пенсионного обеспечения своих работников.

Кроме этого, согласно правилам переходного периода выплаты в пользу инвалидов 1,2,3 группы до достижения размера 100 000 рублей облагаются страховыми взносами по льготным тарифам в течение всего переходного периода, составляющего пять лет (до 2014 г.).

Теперь об аспектах страховых взносов, которые в первую очередь интересуют учетных работников.

Расчетный период исчисления страховых взносов не меняется - им остается календарный год. В течение года взносы исчисляются нарастающим итогом по каждому работнику. Организация обязана вести учет начисленных и перечисленных взносов по каждому работнику (персонифицированный учет по каждому физическому лицу).

Страховые взносы в фонды ежемесячно уплачиваются в течение расчетного периода и являются обязательными ежемесячными фактическими платежами. Ранее при уплате ЕСН регулярные ежемесячные платежи назывались авансовыми платежами.

Срок уплаты не меняется: плательщики-работодатели производят перечисления в бюджет в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем начисления (если срок уплаты - 15 число приходится на нерабочий или праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день). Уплата взносов осуществляется отдельными расчетными документами в каждый внебюджетный фонд (зачисление на счета Федерального казначейства), всего оформляется четыре платежных поручения каждый месяц.

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля отчетность (квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год):

  • срок сдачи отчета в территориальный орган Пенсионного фонда до 1 числа второго календарного месяца следующего за отчетным кварталом (сдается отчет по пенсионным начислениям и начислениям в Фонд обязательного медицинского страхования);
  • срок сдачи отчета в Фонд социального страхования - до 15 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (отчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования).

Начиная с 2010 г., отчетность будет оформляться с использованием двух новых отчетных форм:

  • расчет для предоставлении в Пенсионный фонд по обязательным пенсионным взносам и взносам в Фонды (федеральный и территориальный) обязательного медицинского страхования;
  • расчет в Фонд социального страхования по страховым взносам, начисленным и уплаченным на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения, которые производились за счет этих взносов.

Разработать эти новые формы, согласно законодательства, должен Минздравсоц-развития России.

Индивидуальные предприниматели (которыми являются частнопрактикующие врачи, оказывающие медицинские услуги на основании полученной лицензии) в случае, если они не являются работодателями, а работают только самостоятельно, имеют особый порядок исчисления и уплаты страховых взносов.

Уплата частнопрактикующими врачами страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования производится в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. Минимальная месячная заработная плата по состоянию на начало 2010 г., установленная федеральным законом, составляет 4330 руб. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Индивидуальный предприниматель представляет в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по установленной форме.

Ранее проверки по правильности исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) осуществлялись налоговыми органами, которые при проведении проверок руководствовались положениями главы 14 НК РФ.

С 2010г. контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов возложено на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы. Пенсионный фонд должен "делиться" полученной в результате контроля информацией с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, для чего заключается специальное соглашение об информационном обмене.

Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Иными словами, внебюджетные фонды должны выстроить новую систему контроля плательщиков страховых взносов, в которой главным контролером будет Пенсионный фонд РФ.

Порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов с 2010г. регулируется положениями Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ ( новый закон включает в себя все положения, касающиеся страховых взносов, в том числе порядок осуществления контроля организаций).

Согласно положений закона органы контроля осуществляют два вида проверок: камеральные и выездные.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля. Иными словами, это проверка, осуществляемая на основании полученной отчетности и информации о перечисленных страховых платежах.

Проверка проводится сотрудником контрольного органа без какого-либо специального решения руководителя органа контроля в период трех месяцев со дня представления плательщиком расчета (отчетной формы) по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у проверяющих, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Внесение исправлений организацией означает, что она признала выявленные ошибки и нарушения.

Организация, представляющая проверяющим пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам или противоречиям, вправе дополнительно представить в орган контроля выписки из регистров бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Должностное лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения пояснений и документов (либо при отсутствии пояснений организации) проверяющий установит факт нарушения законодательства о страховых взносах, то составляется акт проверки (акт составляется не позднее чем в течение 10 дней со дня истечения срока для проведения камеральной проверки). Если в результате камеральной проверки не выявлены факты нарушений, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки проверяемой организации не сообщается.

Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории плательщика на основании решения руководителя органа контроля. В случае, если у организации нет возможности предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля.

Решение о проведении выездной проверки должно содержать обязательные сведения:

  • полное и сокращенное наименования (либо фамилию, имя, отчество) плательщика страховых взносов;
  • предмет проверки;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы работников органа контроля за уплатой страховых взносов, которым поручается проведение проверки (всегда необходимо проверять удостоверения пришедших проверяющих и сверять данные из удостоверений с фамилиями и инициалами, указанными в решении о проведении проверки).

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится не чаще, чем один раз в три года. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. В последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку, обязаны составить справку о проведенной проверке по установленной форме и вручить ее представителю проверяемой организации.

Во время проверки проверяющий вправе истребовать у проверяемой организации необходимые для проверки документы посредством вручения представителю организации требования о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости орган контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками документов (как определяется такая необходимость и какие обстоятельства ее требуют, закон не поясняет). Документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения требования.

По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке проверяющими должен быть составлен акт проверки по установленной форме. Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания должен быть вручен проверяемой организации. Проверяемая организация в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения.

Акт проверки и другие материалы проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем органа контроля и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока для предоставления возражений проверяемой организацией. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель органа контроля выносит решение. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его проверяемому. Копия решения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается проверяемой организации.

Отмена Единого социального налога и построение системы сбора страховых взносов только на первый взгляд не сильно меняет систему формирования внебюджетных фондов.

На самом деле изменяются не только ставки, изменена отчетность, изменены ответственные за сборы страховых взносов, будет построена новая система контроля и проверок плательщиков взносов. В новой страховой системе не последнюю роль будет играть Минздравсоцразвития России.