СОДЕРЖАНИЕКОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРАВ. В. СадовскийДавайте управлять знаниями!!! ЛИЧНОСТЬ С ОБЛОЖКИАЛИМСКИЙ Анатолий ВасильевичСУДЬБА ЗУБНЫХ ВРАЧЕЙА.В. АлимскийКого волнует в нашей стране судьба зубных врачей СТОМАТОЛОГИЯ ДЛЯ ПОЖИЛЫХA.В. Алимский, Б.Э. Бадмаев, О.Г. Любенко, Л.М. Рабинович, А.Д. ХритининНерешенные проблемы геронтостоматологии СТОМАТОЛОГИЯ В ШКОЛЕП.А.ЛеусБелорусская модель школьной стоматологии (пилотный проект) БИЗНЕС-МЫШЛЕНИЕB.В. БойкоУчимся бизнес-мышлению Я УПРАВЛЯЮС.М. ЛуговаяКонкурентные преимущества стоматологической клиники УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМC.Г. КонюховаВсеобщее управление качеством и идея стандартов ИСО семейства 9000 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА В СТОМАТОЛОГИИЕ.Ю. Хавкина, В.В. Уйба, В.Н. Олесова, В.П. Рогатнев, Е.С. Хлутков, Ю.В. КолябинаКонсультативно-экспертный кабинет как основное звено организации контроля качества в стоматологической клинике ДИАЛОГ С НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМК. В. НиколаевПравило "шестого дня" в налоговом законодательстве СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ РОССИИБ.Е. Шахов, В.В. Шкарин, Е.М. Жулев, С.И. ГажваНижегородская Государственная Медицинская Академия - Инновационный центр Стоматологической ассоциации России ФЛАГМАНЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ СНГК.Н. Косен ко, О.Э. Рейзвих, Г.Н. ВараваИнститут стоматологии АМН Украины - ведущее научное государственное стоматологическое учреждение Украины ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ СтАРСтоматологическая клиника "Улыбка", г. КемеровоООО "Центр современной стоматологии "32 карата", г. Тольятти 000 "Стоматологический центр "Каури", г. Ухта ДИСКУССИЯЛ.С. Персин, Г.Б. Оспанова, Ф.Я. Хорошилкина, Ю.А. Гиоева, Ю.М. Малыгин, О.И. Арсенина, М.Я. Алимова, А. Б. СлабковскаяКуда забрёл профессор А.В. Алимский АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕУправление клиникой с помощью компьютерной программы "Dental 4 Windows"Личность с обложкиАлимский
|
На праздновании 65-летия Победы. Этнографический музей Беловежской пущи (Республика Беларусь) |
Родители - Алимский Василий Фомич и Алимская Мария Андреевна |
- Каковы, с Вашей точки зрения, наибольшие Ваши достижения в этих областях?
- В области организации стоматологической помощи - это, безусловно, разработка новой системы учета труда врачей-стоматологов и формы организации стоматологического приема, что нашло свое отражение как в моей докторской диссертации: "Заболеваемость, нормативы потребности и пути повышения эффективности стоматологической помощи населению", защищенной в 1983г. в ЦОЛИУВ по двум специальностям ("Социальная гигиена и организация здравоохранения" и "Стоматология"), так и в приказе Министерства здравоохранения СССР от 25 января 1988г. №50.
По данной программе стоматологическая служба страны успешно проработала на протяжении более 20 лет. Предпринимаемые сейчас попытки ухода от этой системы учета труда вряд ли оправданы, поскольку только она позволяет оценивать труд врача-стоматолога по фактически выполненной работе, регистрируемой в четко отработанных, причем хронометражным путем, единицами трудоемкости. Всякие иные попытки, в частности, перехода на другие формы учета и еще хуже - возвращение к безликим посещениям, вряд ли будут объективно характеризовать работу врача и стимулировать его к повышению производительности и качества своего труда.
В кругу семьи, 1948 г., окрестности г. Кенигсберга |
На отдыхе в Пицунде с братом Алимским Леонтием Васильевичем, 1965 г. |
Что касается эпидемиологии стоматологи ческих заболеваний, то наибольшим своим дос тижением в этой области считаю открытие географических закономерностей в распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей в зависимости от географической широты местности. Как убедительно было доказано в ходе более 40 экспедиций ЦНИИС (в большинстве из которых мне довелось быть руководителем), наибольший уровень поражения детского населения кариесом характерен для Северных широт, в которых распространенность его среди 12-летних школьников достигает 100%, при среднем индексе КПУ - 6 пораженных кариесом постоянных зубов (кстати, последний показатель вырос сейчас, например, в Мурманской области до 8 в результате прекращения здесь фторирования питьевой воды). В средней полосе, в частности в г. Москве, распространенность кариеса зубов достигает (по данным обследования, проведенного в 80-х годах прошлого века) около 90% при среднем индексе КПУ, равном 3. Последние наши исследования однако показали, что в столице наметилась тенденция к сокращению индекса КПУ у 12-летних школьников: в настоящее время интенсивность кариеса постоянных зубов составляет 2,0 в среднем на одного ребенка, а распространенность - не более 80 %. Все это результат улучшения гигиены полости рта современного поколения и применения зубных паст, нередко содержащих фтор. Наименьший уровень пораженности кариесом зубов был зарегистрирован нами в свое время среди детского населения, проживающего в республиках Средней Азии, входивших тогда в состав Советского Союза. У коренных жителей Туркмении, Узбекистана (равнинные районы) распространенность кариеса зубов у 12- летних школьников составляла в пределах 70 % при среднем индексе КПУ - не более 1,0 кариозного зуба.
Полученные данные позволили нам предложить осуществить постепенный перевод отечественной стоматологии на дифференцированное штатное нормирование с учетом фактического уровня поражаемости детского населения кариесом зубов. Так, наибольший уровень обеспечения кадрами врачей стоматологического профиля должен быть в регионах Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, средний - в средней полосе и наиболее низкий - в Южных республиках Советского Союза. Это можно было легко осуществить путем реализации существовавшей тогда весьма разумной системы распределения врачебных кадров по окончании учебных заведений. Однако Министерство здравоохранения СССР не пошло на такие радикальные меры, а лишь рядом своих приказов (№№ 370 от 1975 г., 1166 от 1976 г. и 670 от 1986 г.) разрешило территориям обращаться по подчиненности с предложением об установлении дифференцированных штатных нормативов с учетом фактического уровня поражаемости населения кариесом зубов. Тем не менее, этим правом воспользовались в тот период лишь республики Прибалтики, установив вместо существовавшего тогда норматива (4,5 врача на 10000 детского населения), индивидуальный норматив для своих территорий в размере 6,5 врачей на 10000 детского населения. Вторым регионом была Москва, где численность врачей стоматологического профиля была доведена до 8,5 на 10000 детского населения. И, тем не менее, в этот период в г. Москве была обеспечена лишь санация 80% постоянного прикуса у детей и не более 60% - молочного. В результате в г. Москве в 1975г. Х.А. Каламкаров выявил 55% распростаренности аномалий зубочелюстной системы среди школьников.
Говорю об этом столь подробно, поскольку именно детская стоматология является ведущим разделом всей стоматологии и от того, насколько качественно оказывается стоматологическая помощь детям, зависит в будущем и уровень поражаемости основными стоматологическими заболеваниями и нуждаемости взрослого населения в различных видах стоматологической помощи.
Сейчас также предпринимаются попытки перейти на дифференцированное штатное нормирование. Так, приказом Минздравсоцразвития № 289 от 14 апреля 2006г. предлагается поставить его в зависимость от численности населения в городах: в населенных пунктах с численностью жителей до 1 млн. человек норматив по детской стоматологии предлагается в размерах 5,0 должностей на 10000 детского населения, в городах с населением в 1млн. и выше - 8,0 на 10000 детского населения. Насколько абсурдна эта идея, свидетельствуют результаты выше-проведенных эпидемиологических исследований ЦНИИС. Если в Мурманской области на 10000 детского населения приходится сейчас 80 тыс. пораженных зубов (8,0 х 10000), то в г. Москве только 20000 (2,0 х 10000). И, тем не менее, согласно данному приказу, в Мурманской области (поскольку там нет ни одного города с численностью жителей в 1 млн. и более), будут работать 5,0 врачебных должностей на 10000 детского населения, а в г. Москве (где фактически в 4 раза ниже показатели поражения кариесом постоянных зубов!) - 8 врачебных должностей. Не думаю, что такой "дифференцированный подход" будет способствовать развитию отечественной стоматологии.
Ну и совсем коротко о геронтостоматологии, которой посвятил последние 20 лет. Считаю это тоже одним из важнейших направлений современных научных исследований. Детально изучив состояние стоматологической заболеваемости, нуждаемости в стоматологической помощи и уровень ее организации в учреждениях социальной защиты г. Москвы и Московской области, пришли к выводу, что существующий уровень ее оказания далеко не соответствует тем затратам, которые выделяет на нее государство. Практически во всех этих учреждениях работают врачи-терапевты или в лучшем случае - специалисты смешанного приема. Между тем практически 100% пребывающих там пожилых людей нуждаются, прежде всего, в ортопедической стоматологической помощи, которую они весьма редко получают из-за отсутствия в штатах большинства этих учреждений ставок врачей-ортопедов. Организация же помощи выездными бригадами не всегда эффективна. Поэтому нами было сделано предложение о преимущественном укомплектовании ставок стоматологов в учреждениях социальной защиты населения врачами общего профиля, владеющих всеми методами стоматологического и в том числе ортопедического лечения. Это позволит значительно улучшить качество стоматологической помощи лицам пожилого и старческого возраста.
Что касается пожилых людей, проживающих в семьях, то в настоящее время реализована наша идея, высказанная еще в середине 90-х годов прошлого века в бытность в должности главного внештатного стоматолога г. Москвы, о том, чтобы оказывать все виды стоматологической и в основном ортопедической помощи не на дому, а в условиях многопрофильных стационаров. Сейчас она, к счастью, реализована в виде специального приказа Департамента здравоохранения г. Москвы.
- Каковы Ваши планы на будущее?
- Надеюсь завершить начатые научные направления, выпустить оставшихся учеников и получить результаты, отражающие современную действительность и удовлетворяющие запросам практики здравоохранения. Прежде всего, надеюсь увидеть возрождение детской стоматологии, причем в новом качестве, а не в рамках существующей системы организации стоматологической помощи. Глубоко убежден (и это подтверждает мировая практика), что детская стоматология не должна быть самостоятельной дисциплиной, а входить составной частью в общую стоматологию. Существовавший в течение всего советского периода и действующий сейчас принцип дифференциации стоматологического приема (детская стоматология, терапия, хирургия, ортопедия, а затем еще более дробное деление - паро-донтология, имплантология, эндодонтия, кариесология и т.д.) является неоправданным во всех отношениях и в том числе экономических: все виды стоматологического лечения должны быть сконцентрированы в руках одного специалиста, как это собственно осуществляется в течение многих лет за рубежом. Но для этого необходимо в корне менять всю систему подготовки таких специалистов в нашей стране. Подготовка подобных универсальных стоматологов (аналога специалистов общего профиля или "General Practice" как их именуют за рубежом) потребует изменения и всей существующей системы организации стоматологической помощи населению.Последнее время предпринимаются, с нашей точки зрения, не совсем удачные попытки разработки такой концепции, но почему-то преимущественно с акцентом на платный прием. Глубоко убежден, что в современных экономических условиях мы тогда сделаем стоматологическую помощь в нашей стране малодоступной для большей части населения. В связи с этим мы предложили собственную модель организации преимущественно бесплатной стоматологической помощи населению, опубликованной в журнале "Экономика и менеджмент в стоматологии" (№ 1, 2010), поэтому я не буду на ней останавливаться подробно. Считаю, однако, что "узкие" специалисты-стоматологи необходимы, но в меньшем количестве, и они должны работать лишь в консультативных или скоропомощ-ных, преимущественно хозрасчетных стоматологических поликлиниках, в которых также может оказываться экстренная стоматологическая помощь населению, но за разумную плату. Основой же должны стать стоматологи общего профиля, работающие по типу семейных врачей и обслуживающие не как сейчас пациентов по обращаемости, а строго по семейному принципу. Для этого в стране (по крайней мере в городах) должна быть введена территориальная участко-вость в стоматологии (по типу территориальных участков врачей общих поликлиник). Это позволит, помимо всего прочего, наблюдать одним и тем же специалистом всех членов семьи на протяжении многих лет жизни, что впервые даст возможность осуществлять не формальные, а действенные программы профилактики стоматологических заболеваний, которые удастся реализовать, причем с самого раннего детского возраста и абсолютно бесплатно, а не декларировать как сейчас. Думается, что такой подход вполне укладывается в социальные программы нашего государства, а также учитывает невысокие финансовые возможности и пла-тежеспособный спрос большинства членов нашего общества. Это даст возможность впервые объединить такие полярные сейчас разделы, как детская стоматология и геронтостома-тология. При этой системе сам врач будет, прежде всего, заинтересован в объеме и качестве своей работы и во внедрении четко продуманных и своевременно осуществляемых программ профилактики стоматологических заболеваний, поскольку от этого зависит интенсивность и трудоемкость его лечебной работы, да, собственно говоря, и его собственное здоровье. Иными словами, появляется весьма разумный комплекс, в котором крайне заинтересованы как все члены той или иной семьи, так и работающий с ними врач-стоматолог. Если, к тому же это будет напрямую связано с оплатой его труда, то это тем более повысит материальную заинтересованность и производительность всей его лечебно-профилактической работы.
Могу лишь выразить надежду, что данное наше предложение найдет как понимание большей части населения, так и поддержку стоматологической общественности, включая вышестоящие органы управления здравоохранением. Самая главная задача - отказаться, наконец, от полностью обанкротившей себя системы обращаемости населения за стоматологической помощью и перейти на обслуживание конкретных лиц.
- Благодарю за столь исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Теперь хотелось бы получить, по возможности, короткие ответы, которые бы характеризовали Вас как личность.
- Каковы Ваши убеждения?
- Это далеко не секрет, поскольку все знают, что я являюсь коммунистом. Более того, в течение многих лет был секретарем партийной организации ЦНИИС, которым считаю себя в душе и до сих пор. Я не менял своих убеждений, чем и горжусь. Уверен, что коммунистические идеалы и социалистический тип общества являются наиболее близкими для большинства людей, по крайней мере, живущих в нашем государстве, да и далеко за его пределами.
- Что Вы считаете наиболее важным в человеке?
- Честность и последовательность в отстаивании своих убеждений.
- Какие черты присущи Вашему характеру?
- Опять же честность, порядочность, самодисциплина, трудолюбие. Надеюсь, что также оценивают меня и окружающие.
- Какие качества Вы считаете в себе и в людях наименее привлекательными?
- Полагаю, что не всегда последователен, излишне прямолинеен (что не особенно ценится в современных условиях), эмоционален, иногда не сдержан. В людях, прежде всего, осуждаю подхалимство, ложь, непорядочность.
- Как Вы относитесь к институту семьи и брака?
- Очень серьезно, считаю, что браки действительно заключаются на небесах и это должны помнить и реализовывать обе стороны, готовясь к нему. Должна быть ответственность перед Богом о последствиях такого союза. И если одна из сторон не выдерживает высоких критериев и подходит к нему с какими-либо дефектами (любого свойства), то не заслуживает права вступать в брак. Мне представляется, что если бы такими принципами руководствовались все брачующиеся (жуткое слово, придуманное бюрократами, сидящими в ЗАГСах!), то такого количества брака сейчас в институте брака у нас не было бы.
- Ощущаете ли вы свой возраст?
- Иногда, да. Особенно когда подводит нога. Однако, что касается головы, трудоспособности, умения анализировать ситуацию и прочее, что должно быть свойственно любому творческому человеку, сейчас, к счастью, отрицательных перемен не замечаю. Надеюсь, что эти качества сохранятся еще на какие-то годы. Глубоко убежден, что пока человек не ощущает свой возраст, он смело может заглядывать в будущее.
- И последний вопрос: у Вас очень красивая и редкая фамилия, не могли бы вы рассказать об истоках ее происхождения?
- Я специально не занимался изучением своего генеалогического дерева, однако, поразмыслив, пришел к выводу, что ее истоки, по-видимому, лежат где-то в Польше или на Ближнем Востоке. Происходить она может, вероятнее всего, из следующих корней: первый посыл - это происхождение моей фамилии от слова подхалимский, однако, считаю это маловероятным и фактически неточным, поскольку как в моем характере, так и в характере моих родных никогда не было и нет такого постыдного качества. И второе предположение, которое (льщу себя надеждой) является правильным - происхождение ее от святого слова Иерусалимский. Думается, что каждый человек стремится своими убеждениями, а также образом жизни быть ближе к этим святым местам.
- Большое спасибо за искренние ответы. Полагаю, что наши читатели несколько больше узнали о Вас не только как о докторе медицинских наук, профессоре, Заслуженном деятеле науки РФ, руководителе научно-организационного отдела ФГУ "ЦНИИС и ЧЛХ Рос-медтехнологий", но и как о простом и доступном человеке. Желаем Вам и впредь оставаться таковым.
К.В. Николаев, |
Анеклот: - Можно ли правоверному еврею в шабат прыгать с парашютом? - Прыгать можно. Парашют раскрывать нельзя. |
В настоящее время происходит изменение способов ведения диалога организации и налогового органа. Внедряется электронный обмен информации между налогоплательщиком и налоговой инспекцией, в частности, законодательно закреплены случаи, когда налоговая отчетность (налоговые декларации и расчеты) сдаются исключительно по электронным каналам связи. Традиционное личное общение сотрудника организации с налоговым инспектором заменяется электронной перепиской. Общение посредством традиционных письменных бумажных почтовых отправлений сокращается. Однако, диалог налогоплательщика с налоговым органом и, наоборот, через почтовую переписку продолжается, так как является распространенным на практике способом, фиксирующим важные события, которые впоследствии могут стать предметом серьезного спора. Такие почтовые отправления осуществляются в ряде случаев в соответствии с положениями налогового законодательства. В частности, основным доказательством соблюдения установленных законодательством сроков тех или иных действий со стороны организации и/или налогового органа в большинстве случаев традиционно доказывается наличием почтового отправления с оттиском даты отправления или почтового уведомления к заказной корреспонденции.
Налоговые органы в качестве доказательств правомерности и своевременности своего действия (или бездействия) могут использовать почтовые отправления и положение налогового законодательства о правиле "шестого дня". Правило "шестого дня" дает налоговикам серьезные преимущества перед налогоплательщиком и, как свидетельствует практика, эффективно ими используется при ведении претензионной работы.
В каких случаях (областях деятельности) налоговая инспекция имеет возможность использования правила "шестого дня" регулируется положенияи Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Эти случаи возможно сгруппировать в следующие основные виды диалога налогового органа и организации-налогоплательщика:
Во второй половине 90-х годов инициатором включения данного правила в налоговое законодательство была налоговая служба. Налоговые инспектора были недовольны тем обстоятельством, что если физически невозможно найти налогоплательщика (или представителя налогоплательщика) или налогоплательщик уклоняется от общения с налоговым органом, то невозможно законодательно зафиксировать факт его уведомления о чем-либо, или доказать факт вручения ему каких-либо документов (уведомлений, актов, решений, требований и т.д.).
Без таких уведомлений (вручений) налоговая инспекция в ряде случаев не могла предпринимать действия: начинать проверку, доначислять налоги, начислять пени, применять штрафные санкции, инициировать процедуру банкротства, признавать регистрацию юридического лица недействительной и т.д. Однако, у налоговых органов имелась и сейчас имеется возможность в случае уклонения налогоплательщика или "исчезновения" налогоплательщика разыскивать его с помощью правоохранительных структур (в 90-х годах, кроме органов милиции, функционировала такая служба, как налоговая полиция). Правоохранительные органы без особого энтузиазма занимались такой розыскной работой, и это сильно сдерживало конечный результат деятельности налоговиков. Поэтому желание включения в налоговое законодательство новых положений и формулирование этих положений привело к тому, что в первой части Налогового кодекса появились новые положения о правиле "шестого дня".
Суть этого правила заключается в следующем: если по каким-либо причинам не получается вручить что-либо налогоплательщику (или его представителю) непосредственно, то это отправляется заказной почтовой корреспонденцией, и шестой день считается днем получения налогоплательщиком этого почтового отправления. При этом не является важным то обстоятельство, получил ли это почтовое отправление налогоплательщик на самом деле. Заказное почтовое отправление отправляется налогопла-телыцику-физическому лицу по месту его регистрации (прописки), а налогоплателыцку-юридическому лицу по адресу его регистрации (адрес, указанный в учредительных документах).
Налогоплательщик-гражданин может проживать не по месту своей регистрации, но отправлять почтовые отправления от налоговых органов по месту его фактического проживания не предусмотрено положениями налогового кодекса. Налогоплательщик-организация может фактически располагаться и осуществлять свою деятельность не по месту регистрации (юридический адрес), но законодательством не предусмотрено отправление по почте по адресу, отличному от указанного в учредительных документах. Действующее налоговое законодательство не предусматривает сообщение налогоплательщиком налоговой инспекции адреса, по которому налогоплательщику следует отправлять почтовую корреспонденцию (возможно, что такая возможность письменного извещения налоговой инспекции о действующем почтовом адресе налогоплательщика в будущем будет содержать налоговое законодательство). А пока отправление письма по адресу фактического местонахождения налогоплательщика (физического или юридического лица), по месту осуществления деятельности, по почтовому или иному, указанному налогоплательщиком адресу - налоговым законодательством не предусмотрено, и это создает дополнительные трудности налогоплательщику в реализации своих прав. Все, что отправляет налоговая инспекция по почте, считается полученным на шестой день поле отправления. Налоговое законодательство предусматривает правило "шестого дня" при исполнении обязанности по уплате налогов и сборов. Налоговый кодекс предусматривает два варианта исчисления налога, подлежащего уплате за налоговый период:
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление установленной формы. В налоговом уведомлении указываются: размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В случае, если налоговое уведомление, отправленное по почте, не попадет к налогоплательщику, и он своевременно не перечислит сумму налога, то оно все равно считается полученным и после истечения последнего дня уплаты налога, начиная со следующего дня, будет начисляться пеня по правилам ст. 75 НК РФ.
Правило "шестого дня" действует в случае прекращения действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. Главой 9 НК РФ предусмотрены случаи предоставления налогоплательщику отсрочки или рассрочки по уплате налогов.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ).
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Основаниями для предоставления инвестиционного налогового кредита являются:
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.
Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.
Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, неуплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.
Предоставленная отсрочка, рассрочка или инвестиционный налоговый кредит могут быть прекращены досрочно. В этом случае организации отправляется извещение установленной формы: извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Получение налогоплательщиком отсрочки, рассрочки и налогового инвестиционного кредита не очень широко используется медицинскими организациями. Главная причина - документальные трудности оформления таких возможностей и их длительность. Налоговый кодекс содержит положения о правиле "шестого дня" при выставлении налоговым органом требований об уплате налога и сбора в случае выявления недоимки по налогу, пени, штрафу.
Требованием об уплате налога - письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Налоговый орган отправляет по почте (или вручает) налогоплательщику требование об уплате налога при наличии у налогоплательщика недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику в любом случае наличия недоимки независимо от того, привлекается ли налогоплательщик к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Во всех случаях требование содержит подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Выявление недоимки может быть в случаях проведения проверки (камеральной или выездной), проведения сверки начисленных и уплаченных налогов по инициативе налогового органа или налогоплательщика. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки направляется налогоплательщику в течение десяти дней с даты вступления в силу решения, вынесенного по результатам проверки. В остальных случаях требование об уплате налогов может быть выставлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила выставления требований по факту установленной налоговой недоимки распространяются и в случае наличия недоимки по сбору, штрафу и пени.
Требование об уплате налога (сбора, штрафа, пени) может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Положения кодекса не раскрывают, какие обстоятельства свидетельствуют о невозможности вручения требования непосредственно налогоплательщику, поэтому если налогоплательщика невозможно пригласить для получения требования (не находится по месту регистрации или осуществляет деятельность не по месту регистрации), то такие обстоятельства формально возможно считать как невозможность вручения требования и направить требование по адресу регистрации (где нет налогоплательщика), применив правило "шестого дня".
Неполучение налогоплательщиком требования о недоимке (или несвоевременное получение) может принести серьезные неприятности, например, в виде излишне начисленной пени или неправомерно начисленной недоимки по налогам. Кроме этого, налоговики могут направить информацию о недоимке в правоохранительные органы, полагая, что налогоплательщик умышленно избегает диалога, а это может свидетельствовать о предполагаемом налоговом преступлении. Положения налогового кодекса обязывают в случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, то в направляемом требовании указывается предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Налогоплательщик, фактически не получивший уведомление (но по правилу "шестого дня" получивший его де-юре), пропустит и сроки выяснения обстоятельств, и сроки уплаты, что с большой степенью вероятности может привести его к диалогу с правоохранительными органами.
По общему правилу, при выявлении налоговым инспектором обстоятельств, позволяющих предполагать, что налогоплательщиком совершено налоговое нарушение с признаками преступления, материалы об этом должны отправляться в органы милиции для принятия по ним решения.
Правила взаимодействия налоговых и правоохранительных органом регулирует новый нормативный документ: Приказ МВД РФ и Федеральной налоговой службы от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347 "Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений", который содержит специальную инструкцию о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
Положения налогового кодекса содержат правила "шестого дня" при общении налогоплательщика с налоговым органом во время проведения налоговой проверки и после проведения налогового контроля, а также при производстве по делу о налоговом правонарушении.
Выездная налоговая проверка проводится в течение двух месяцев. В отдельных случаях возможно продление срока проведения проверки до четырех, а в исключительных случаях до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки регламентируются положениями Приказа Федеральной налоговой службы от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки оформляется специальный акт по установленной форме. На оформление акта отводится два месяца после окончания проверки (по факту окончания налоговой проверки налогоплательщику предоставляется письменная справка). В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки акт налоговой проверки составляется в течение десяти дней после её окончания. После составления акта проверки законодательство отводит пять дней для вручения его налогоплательщику, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю (акт передаётся под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту регистрации организации или месту жительства фи-зического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Если фактически налогоплательщик не получит акт проверки, то он лишается права написать и представить своевременно в налоговый орган письменные возражения (для их написания дается 15 дней со дня получения акта и шестой день юридически считается днем получения). После истечения срока написания возражений руководитель налогового органа, проводившего проверку в течение десяти дней должен принять решение по материалам акта проверки. Руководитель налогового органа должен известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (НК РФ в этом случае извещение с использованием правила "шестого дня" не предусмотрено).Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через своего представителя. Неявка налогоплательщика или его представителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки. Исключением является тот случай, когда присутствие налогоплательщика будет признано руководителем налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
При обнаружении фактов о налоговых правонарушениях (без проведения проверки), должностное лицо налогового органа также составляет акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим налоговое правонарушение (в акте указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения налогового инспектора по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение). Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки. Налогоплательщик имеет право написать письменные возражения по акту и лично присутствовать на рассмотрении фактов, изложенных в акте, и своих письменных возражений (налогоплательщик извещается о времени и месте рассмотрения налоговым органом). В случае неявки налогоплательщика материалы акта рассматриваются в его отсутствии.
На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах ему направляется требование об уплате пеней и штрафа. Копия такого решения и требование об уплате вручаются налогоплательщику под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения. В случае, если налогоплательщик, привлеченный к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их от-правки по почте заказным письмом.
В материалах настоящей статьи перечислены все случаи применения правила "шестого дня", содержащееся в положениях НК РФ.