Экономика и Менеджмент в Стоматологии
N 3 (41), 2013 г.

<<< На главную страницу журнала
На главную страницу Экономика и Менеджент

СОДЕРЖАНИЕ № 3 (41), 2013 г.

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

В.В. Садовский
Новый альянс в профилактической стоматологии

ЛИЧНОСТЬ С ОБЛОЖКИ

АБАКАРОВ Садулла Ибрагимович

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

С.И. Абакаров, А.В. Алимский, Д.В. Сорокин, Д.С. Абакарова
Основы индивидуализации последипломной подготовки врачей-стоматологов в современных условиях

Я УПРАВЛЯЮ

В.В. Бойко
Преимущества клиники: маркетинговый и психологический подходы

ОБУЧАЕМ ПЕРСОНАЛ

И.А. Платонов
Программы обучения и развития персонала стоматологической клиники

С.Г. Конюхова
Пять типичных ошибок кадрового менеджмента на примере

развития компетенций медицинских регистраторов в результате их обучения

РЕНТГЕНОЛОГИЯ В СТОМАТОЛОГИИ

Л.П. Юдин, П.С. Юдин
Эффективные дозы рентгеновского аппарата Planmeca ProMax

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ

Экономический эффект дентальной имплантации, выполняемой с помощью компьютерной программы предоперационного планирования «Simplant»

ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЕЛЯТСЯ ОПЫТОМ

Кемерово «С улыбкой по жизни»

ГЕРОНТОЛОГИЯ В СТОМАТОЛОГИИ

С.В. Кузнецов
О реструктуризации процесса комплексной стоматологической реабилитации пациентов пожилого и старческого возраста

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

А.А. Кулаков, В.Г. Бутова, Р.Ш. Гветадзе, М.Г. Николюк
Затратный метод ценообразования

ТЕХНОПАРК

А.В. Алимский, Я.Г. Щербаков
Состояние материально-технического обеспечения стоматологических организаций России

СЕКЦИИ СтАР

В.В. Бойко
Новая секция СтАР «Психология в стоматологии»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СТОМАТОЛОГИЯ

«Маркетинг не должен быть самоцелью»

ИНТЕРНЕТ В СТОМАТОЛОГИИ

Ю.В. Кузовкова
«Золотой Крокодил» - 2013». Пресс-релиз

СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВУЗы РФ

Т.Б. Ткаченко
Предстоящий 55-летний юбилей стоматологического факультета ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖИЗНЬ СтАР

Ю.В. Кузовкова, Е.П. Иванова
Российская делегация посетила Всемирный конгресс FDI в Стамбуле (Турция)

ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ СтАР

Центр Междисциплинарной Стоматологии и Неврологии




АБАКАРОВ
Садулла Ибрагимович

Заслуженный врач РФ,
доктор медицинских наук, профессор,
зав. кафедрой ортопедической и общей стоматологии,
декан стоматологического факультета
Российской медицинской академии последипломного образования

- Что привело Вас в медицину, в частности в стоматологию ?

- Врачом хотел быть с детства, еще в 5 или 6 классе, когда писали сочинение на тему кем быть, я написал, что хочу быть врачом. Правда, до последних классов предполагал, что буду хирургом, но после школы документы сдал на стоматологический факультет. Последнее больше связано с влиянием друзей отца, которые у нас в регионе были квалифицированными и известными для своего времени зубными врачами и зубными техниками. Это Серажудин Гаджиев, Алисул- тан Магомедов, Зияудин Омаев, Зурканай Газиев, Магомед Закаров и другие земляки и родственники.

Я очень доволен полученным образованием в Дагестанском медицинском институте, где была высокая теоретическая подготовка и хорошая практика. Прекрасные школы были созданы эвакуированными в годы Великой Отечественной войны и приехавшими в послевоенные годы по конкурсу специалистами (проф. Я. Векслер, проф. М. Михайловский, проф. В. Джамполадова, проф. В. Лихтенштейн, проф. С. Заславский и др.). На высоком уровне преподносился лекционный материал. Ни одно практическое занятие не проходило без пациентов, не существовало ограничений по их количеству - было бы желание. Причем это было по всем стоматологическим кафедрам. Практика после 4 курса была 2 месячной, где самостоятельный прием чередовался с работой под контролем опытного врача. Не хочу выглядеть кощунственно, но в мой период обучения в институте не было необходимости в фантомах, т.к. было достаточное количество пациентов и я не помню практического занятия, чтоб я не вел приема. Отсутствовало платное обучение, и в группах не было избыточного количества студентов. По окончании ВУЗа любой выпускник мог сказать, что им принято за время обучения, как минимум по много десятков пациентов. В тот период не было компьютерных технологий и хорошего технического оснащения, но могузаверить, что отношение к специальности было иное. Практически не было студентов, приходивших на занятия не подготовленными, лекции и семинары посещались с удовольствием. Может быть, мое поколение не сравнить с теми, кто поднимал целину, строил Магнитку или Комсомольск на Амуре, но по сравнению с нынешней молодежью наше отношение к учебе и специальности было как минимум теплым. Вообще студенческие годы вспоминаю как лучшее время молодости. Учеба в институте, сельхозработы на виноградниках, стройотряды, занятия спортом, дружба с сокурсниками воспитывали и формировали наше мировоззрение. На день выпускного вечера и получения дипломов, мы чувствовали себя зрелыми людьми и полноценными специалистами. Мы действительно были готовы жить по взрослому.

- Родители, семья, друзья — ваше окружение и жизнь вне специальности ?

- Мой отец, моя гордость и мой эталон. Он умер в 1982 г., прожив неоднозначную жизнь. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт, с 1943 по 1945 г. г. находился в плену у немцев. В мае 1945 г. освобожден американскими войсками. С 1945 по 1951 г. г. находился в лагерях ГУЛага в Магаданской области. Это был трудолюбивый, мужественный и честный человек. Отец учил меня делать добро, не бояться трудностей, помогать близким и беречь семью. Он и сегодня со мной, если не рядом, то надеюсь, что наблюдает сверху и радуется за свою семью.


Мне 1,5 года. Друзья семьи. Слева направо: Омаевы, Гаджие- вы, Абакаровы. Иджеван, Армянской ССР, 1955 г.

Моя мать жива, ей 9-й десяток, она живет в Махачкале. Думаю, что она счастливый человек, гордится своими детьми (у меня еще две сестры) и внуками (их у матери 10), дождалась правнуков. Сестры мои живут, как и мать в Махачкале. Средняя Маликат педагог, Заслуженный работник образования РД, директор детского садика, младшая Патимат провизор, Заслуженный работник здравоохранения РД, руководит аптечной службой в одной из городских больниц. Мы все плотно опекаем маму. Помимо детей, у матери более 20 родных племянников и племянниц, которые не менее внимательны к ней.


Студент Дагестанского медицинского института

У меня пятеро детей, две старшие дочери (Дина и Саида) пошли по моим стопам, кандидаты наук, работают в ЦНИИСе и МГМСУ. Из троих младших (Аида, Диана, Иба) старшие девочки в школе, сыну 3 года. Очень рад, что все дети общаются. Взаимоуважительные отношения и у их мам.


Работа в частной клинике

Все дети в сборе. 2013 г.

С родственниками и друзьями мне в жизни повезло. Самое главное, что у нас честные и доверительные отношения. Желание общаться, помочь при необходимости исходит у каждого, как говорится от сердца. Дружба наша исчисляется десятилетиями и на нее не повлияли не чины, ни ранги, ни регалии. Горжусь детьми своих родных и двоюродных братьев и сестер. Многие из них пошли в стоматологию, несколько человек стали кандидатами наук. Около десятка закончили и заканчивают клиническую ординатуру и аспирантуру.

Люблю баню, море, бильярд, карты. Это отвлекает меня от многих забот, которые лежат на моих плечах. В последние 3 года строю загородный дом и почти завершил его. Тяжелое дело при нынешнем дефиците квалифицированных строителей. Приходится познавать принципы строительного мастерства и параллельной халтуры и не известно чего больше.


На конгрессе в Испании. Бильбао. 2007 г.

На конгрессе в Швеции. Стокгольм. 2008 г.

Я Ваше становление в Москве. - Работая по распределению в практическом здравоохранении, удалось самоутвердиться и быть востребованным специалистом. Появилось ощущение самодостаточности и уверенности (разумеется, излишнее как я сейчас понимаю). Обучаясь в институте и интернатуре, работая молодым специалистом, всегда мечтал об учебе в ординатуре и аспирантуре. В клиническую ординатуру я поступил в 1979 г. Поступил на кафедру ортопедической стоматологии Центрального института усовершенствования врачей (ныне РМАПО). На этой же кафедре работаю по настоящее время. В те годы кафедрой руководил профессор Х.А. Ка- ламкаров. Это один из ведущих стоматологов-ортопедов страны того времени. Х.А. Каламкаров был экспертом ВАК СССР, главным специалистом IV Главного управления МЗ СССР, членом диссертационных советов, автор многих учебников и монографий. Он сумел создать на кафедре атмосферу творчества и единомыслия. На кафедре с большим успехом велась научная и учебно-методическая работа. Под руководством профессора Х.А. Каламкарова защищено более 70 кандидатских и докторских диссертаций. Светлая ему память как учителю и предшественнику по кафедре.


Земляки - лакцы. А. Амаев - лауреат Ленинской премии, М. Кажлаев - народный артист СССР, М. Хачилаев - лидер лакского народного движения. 1998 г.

В ординатуре я понял как я слаб и отстал от современной ортопедической стоматологии. Керамические и металлокерамические коронки, бю- гельные и сложно-челюстные протезы и многие другие ортопедические конструкции произвели на меня большое впечатление. При этом была полная возможность их освоения, на практике включая лабораторную технологию. Это было обусловлено насыщенностью приема на практических занятиях и ограниченным количеством клинических ординаторов (при почти том же количестве преподавателей их было в 5-6 раз меньше). После окончания ординатуры в 1981 г. я поступил в очную аспирантуру. Я благодарен учителю (Х.А. Каламкарову) за тему диссертационной работы (она была посвящена применению металлокерамических протезов), которая в последующем вылилась в докторскую диссертацию. По кандидатской и докторской диссертациям моими руководителями также были профессор В.Н. Паникаровский и профессор Н.К. Логинова. Это были ведущие специалисты в стране по патологической анатомии и функциональной диагностике. Кандидатскую диссертацию в аспирантуре я защитил досрочно. Был оставлен ассистентом на кафедре. Докторскую диссертацию защитил в 1993 г. Это была первая докторская диссертация в СССР, посвященная конструированию и применению металлокерамических протезов. В

1994 г. был назначен профессором кафедры. С

1995 г., по настоящее время я заведую кафедрой ортопедической и общей стоматологии РМАПО. Коллектив нашей кафедры стабилен и по составу,и по качеству. Это опытные профессора и доценты высшей школы последипломного образования (В.А. Хватова, М.А. Амхадова, И.А. Шпаковская, Д.В. Сорокин, К.С. Аджиев, А.В. Басов, М.Б. Князева и др.), через которых ежегодно проходят более 300 стоматологов-ортопедов на циклах усовершенствований и профессиональной переподготовки. В клинической ординатуре и аспирантуре обучается 25-30 человек. Идет подготовка специалистов на рабочих местах.


Юбилейный ужин с друзьями, коллегами и земляками. 2003 г.

Г. Махачев, Р. Абдулатипов. В прошлом выпускники дагестанских медицинских училищ - ныне известные политики Дагестана. 2003 г.

Я автор более 500 научных работ, в т.ч. 8 монографий и учебников, 34 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Подготовлено более 20 докторов и кандидатов наук.

Я возглавляю в Стоматологической ассоциации России (СтАР) секцию «последипломное образование» и кафедра активно участвует в проведении конгрессов и конференций по своему профилю. Многие программы, квалификационные тесты, стандарты и другие нормативные документы федерального уровня созданы на кафедре и факультете. Одним словом, я доволен своей кафедрой, где профессионализм и взаимопонимание находятся в гармонии и на достаточном уровне.

Конечно, моя работа не ограничивается заведованием кафедрой. С 2000 г. я декан стоматологического факультета РМАПО. Академия последипломного образования — один из крупнейших медицинских ВУЗов страны — более 100 кафедр, 39 член-корреспондентов и академиков РАМН, 3 академика РАН. Заведуют кафедрами директора НИИ и ведущие специалисты отечественного здравоохранения: кафедрой нейрохирургии — академик РАН А.И. Коновалов, кафедрой сердечно-сосудистой хирургии — академик РАН Л.А. Бокерия, кафедрой офтальмотологии — академик РАМН Л.К. Мошетова, кафедрой эпидемиологии — академик РАМН Г.Г. Онищенко, кафедрой гематологии — академик РАМН А.И. Воробьев, кафедрой иммунологии академик РАМН К.П. Кашкин и т.д.

В текущем году ректором РМАПО вновь избрана академик РАМН Л.К. Мошетова. В прошлые десятилетия можно было говорить о значимых ректорах (академик Е.И. Соколов, академик Пальцев, академик Н.Д. Ющук, академик И.Н. Володин), которые были личностями. Но сегодня среди ректоров Российских медицинских ВУЗов нет руководителя с таким опытом и значимостью, как академик Л.К. Мошетова. Часто многие вопросы здравоохранения федерального уровня (Правительство, Совет Федерации, Государственная Дума, МЗ РФ и др.) обсуждаются с ее участием. Это опытный руководитель и прекрасный человек. В руководстве факультетом я чувствую ее полное доверие и стараюсь это оправдать.


Новодевичье кладбище. 9 мая 2012 г.

Будучи членом ректората, диссертационного совета МГМСУ, членом редколлегии журнала «Стоматология», членом проблемной комиссии научного совета по ортопедической стоматологии РАМН, руководителем секции «последипломного образования» в СтАР и, конечно, деканом стоматологического факультета РМАПО, я достаточно загружен, но у меня много единомышленников, хорошие отношения с коллегами других ВУЗов и я справляюсь.

- Последипломное образование вчера, сегодня и завтра ?

- Наша страна единственная в мире, где последипломное образование проводится на государственном уровне. Я застал советский период, прошел перестройку и нахожусь в нынешней реальности. Обучаясь в клинической ординатуре и аспирантуре, затем работая ассистентом кафедры, могу сказать, что отсутствие возможности освоения зарубежных технологий значительно тормозило отечественное здравоохранение. Говоря об ортопедической стоматологии, хочу отметить, что вся страна «находилась» в штампованных и пластмассовых коронках и пластиночных протезах. Выезд на фирму-производителя, посещение симпозиума или конгресса было практически не возможно. Сегодня для специалистов не существует никаких проблем по освоению и приобретению каких-либо материалов. Особенно хочу акцентировать внимание на СтАР. Благодаря ассоциации в Москве и регионах проводится огромное количество разнопрофильных конференций, выставок и конгрессов. Нет преград для совершенствования и обучения. Последипломное образование советского периода проходило немного по иному, чем сейчас. Лекции, семинары и практические занятия тех лет проходили в творческой атмосфере, с обменом знаний и дискуссиями.

Сертификация не была обязательной, но специалисты ехали за знаниями. Были очереди за путевками на усовершенствование. В настоящее время патологии зубочелюстной системы не изменились. От того, что пародонтоз стали называть пародонтитом, его распространенность не уменьшилась. Равно как кариеса, патологической стираемости твердых тканей зубов или дисфункции сустава. Основные принципы лечения стоматологических заболеваний особенно не изменились, но меняются технологии, лекарственные и технические подходы, что требует непрерывного совершенствования знаний врачей.


Новый год с мамой. 2012 г.

Говорить однозначно о состоянии последипломного образования, в настоящем время невозможно. Медицинские ВУЗы завалены громадным количеством нормативных, отчетно-учетных, программных и других документов. Минздрав РФ и Минобрнауки РФ порой дают считанные дни на составление важных и объемных документов. При этом о некоторых из них в последующем никто и никогда не вспоминает. К примеру, Минздравом РФ было рекомендовано нашей академии дать заключение на стандарты по всем медицинским специальностям. Это много тысяч страниц машинописного текста. Большинство зав. кафедрами доложили о том, что почти все они подлежат основательной переработке и это многомесячная работа. А на заключение дали 2 дня. Затем выяснилось, что стандарты составлены в Министерстве труда, так как оно выиграло тендер.

Подобные моменты касаются не только последипломного образования. Не лучшем образом в настоящее время обстоят дела и в ВУЗовском образовании. Открываются стоматологические факультеты во многих краях и областях РФ при наличии в лучшем случае нескольких кандидатов наук на весь факультет. При незначительном наборе по бюджету набирается несоизмеримое количество платных студентов. Существует ряд проблем с учебными аудиторами, клиническими базами, отсутствуют фантомы и т.д. Иными словами, образование в большинстве ВУЗов носит формальный характер, и мы получаем выпускника с отсутствующими мануальными навыками, практически не принявшего за время обучения ни одного пациента. Единственная возможность подкрепить свои знания и отработать мануальные навыки — обучение в интернатуре. И если в ближайшие годы интернатура (как планируется с 2016 г.) будет исключена из образовательного процесса и выпускнику ВУЗа предоставится возможность самостоятельного врачевания, то перспектива отечественного здравоохранения грустная.

Возвращаясь к настоящему и характеризуя последипломное образование, хочу отметить ряд моментов, о которых мы говорим в последние годы. Проводилось много конференций по последипломному образованию и в рамках СтАР, и в РМАПО. Многие вопросы дублируются из года в год: клинические базы, фантомные и компьютерные классы, работа кафедр по своему профилю, кредитные и дистанционные формы обучения и т.д.

Самое наболевшее, конечно, клинические базы. По сей день, нет единого федерального положения о клинической базе ВУЗовской кафедры. Следует скоординировать работу кафедр с хорошо организованными негосударственными обучающими и клиническими стоматологическими центрами. И здесь нужна правовая база.


В Университете г. Аахен (Германия). Стажировка у проф. Шпикермана - одного из выдающихся имплантологов Европы (крайний справа). 2000 г.

Приказы МЗ РФ нередко оторваны от реалий. Исключение из стоматологических специальностей челюстно-лицевой хирургии было неоправданным (приказ №337 от 27.08.1999 г.) действием. Только через 8 лет стоматологические специальности были дополнены челюстно- лицевой хирургией. Введение микологии, бактериологии, вирусологии и лабораторной диагностики в стоматологические специальности просто считаю абсурдным (приказ №553 от 20.08.2007 г.). Получение специальности "орто-донтия" в настоящее время стало возможно только через клиническую ординатуру (приказ №415 от07.07.2009г.). Исключение профессиональной переподготовки по этой специальности создает проблему по подготовке ортодонтов. Кафедр ор- тодонтии в стране единицы, желающих обучиться тысячи, а зубочелюстных аномалий в стране по данным разных авторов варьирует от 21 до 40%. Указанные и другие приказы составлены чиновниками Минздрава в оторванности от практического здравоохранения и последипломного образования.

По всей стране кафедры стоматологических факультетов занимаются в том числе и последипломным образованием. Занимались бы своим делом и готовили хороших врачей, а то, как говорится ни два, ни полтора. Большинство региональных кафедр последипломного образования - это кафедры стоматологии общей практики, но они выдают сертификаты по всем стоматологическим дисциплинам. Выездные циклы зачастую носят формальный характер и имеют теоретическую направленность. Читаются лекции по основным направлениям специальности, и консультируется некоторое количество пациентов. Временной промежуток сокращается как минимум вдвое, а количество слушателей в 1,5-2 раза превышает норму - нужны сертификаты.

Перечисленные и многие другие вопросы не являются локальными и не имеют тактического значения. Это глобальные и государственного уровня проблемы, касающиеся целой отрасли.

- Что вы цените в людях ?

- Честность и трудолюбие. Не знаю, что пер- возначнее. Независимо от того, кто рядом с тобой, коллега или знакомый, сосед или родственник всегда в отношениях стараюсь почувствовать человека. Знакомый может стать если не другом, то хорошим приятелем, дружба может сложиться между коллегами, а дальний родственник может стать и близким. Для меня важно, чтобы строящиеся и имеющиеся отношения были искренними. Чтобы каждый общающийся желал и хотел сделать доброе дело, а сделав его, получил удовольствие. Не люблю людей, которые не отвечают за свои действия и обещания, не пунктуальны. Особенно не люблю людей, говорящих не правду. Ото лжи до подлости один шаг. В моем окружении таких людей нет, или почти нет. И вообще добрых и честных людей на свете значительно больше.

- Вы считаете что в жизни достигли того чего хотели? Вы счастливый человек ?


Культурная программа после съезда, г. Грозный. 2012 г.

- В период обучения в школе и институте, в молодые комсомольские годы много читал и много мечтал. Герои прочитанных романов и повестей остались в памяти и по настоящее время («Граф Монте-Кристо», «Овод», «Два капитана», «Как закалялась сталь» и др.). И сегодня помню наизусть строки из повести «Как закалялась сталь»: «Самое дорогое у человека это жизнь и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Разве смысл этих слов утратил актуальность сегодня, или потеряет завтра ?

Никогда не был консерватором и реально оценивал настоящее. Мог, ставить трудные или очень трудные задачи, но не пытался браться за нереальные или пустые дела. Была мечта стать врачом, я стал им. Хотелось учиться в аспирантуре, я стал профессором. Стремился к заведованию кафедрой, я заведую кафедрой, и второе десятилетие декан стоматологического факультета. Восточная пословица гласит, что мужчина должен посадить дерево, построить дом и родить сына. Деревья посадил, построил дома, родил пятерых детей.

Говоря с высоты или со стороны прожитых лет о человеческом счастье, наверно, у каждого свое определение и стандарта не существует. Может быть, для поэта это стихи, для художника картины, а для альпиниста вершины. В моем понимании счастье — это некий треугольник, три кита, три составляющие. На первом месте семья и дети. Если человек один, то это однокрылая личность. При всех прочих удачах, смысл жизни и успехи смотрятся по иному. Но это мое субъективное мнение, и, наверно, есть люди фанатично преданные какому-либо делу и ничто другое в окружающем мире им не интересно. Наверно, они счастливы по своему, но не по моему. Вторая составляющая — это любимая работа, подчеркиваю — любимая. Если человек счастлив своей работой, она ему в радость и обеспечивает материально, то это прекрасно. У такого человека достаточное количество добрых друзей, родственников, знакомых третья составляющая. Безусловно, при этом хотелось бы всем пожелать быть здоровыми.


Удачная охота. Лакский район Дагестана. 2009 г.

Нельзя однозначно говорить о достигнутом и к чему еще надо стремиться. То, что должен сделать человек, мужчина моего возраста, я считаю, что выполнил. Но думаю, что при моих обстоятельствах не до конца. Я одинаково ровно люблю всех своих детей, но младшая тройка особенно нуждается в моей помощи и моей поддержке. Как и 10 и 20 лет тому назад я чувствую себя уверенно и в специальности, и в жизни. Звезд с неба хватать не буду, но темпы жизни и творчества снижать не собираюсь.