другие выпуски |
МАЭСТРО ОБРАЗОВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ СЕГЕНЬ И.Т. Сегень И.Т. Проблемы дополнительного образования стоматологов. Перегудов А.Б., Мастерена И.В. Эстетические параметры улыбки. БолячинА.Б. Эндодонтия с SiroNiTi. Быстро, безопасно, эффективно. КнаппвостА. Открытое письмо. Финал Чемпионата стоматологического мастерства в номинации «Эндодонтическое мастерство». Финал Чемпионата стоматологического мастерства номинации "Профилактика стоматологических заболеваний. Николаев А.И., ЦеповЛ.М.-, Салона А.В. Адгезивные
системы при пломбировании ТрунинД.А., КлычковА.В., Беззубое Е.А., СтогнийД.Г. Адгезивные системы применяемые при полном съемном протезировании ПРОТЕФИКС и ПЕКТАФИКС, их влияние на гомеостаз полости рта. Буланова Т.В. Магнитно-резонансная ТОМОГРАФИЯ в диагностике изменений височно-нижнечелюстного сустава. Пономарев А.В., Потапов В.П., Зотов В. М., Беззубое А.Е. Комплексный подход к оценке состояния функциональной окклюзии у клинически здоровых людей. Мероприятие СтАР Пан Елизавета Ге Римовна Возможности использования СВЧ технологий в ортопедической стоматологии. Стогний Д.Г., Беззубое А.Е., Клычков А.В. Система TARGIS-VECTRIS как метод выбора в различных клинических ситуациях. ЛебеденкоА.И., Глебова Т.Э. Компьютерное моделирование конструкций зубных протезов. CEREC - система компьютерной реставрации компании Sirona Dental Systems. Ибрагимов Т.И., Баранова И.А. Возможности применения керамерных материалов для изготовления зубных протезов больным сахарным диабетом. ТрунинД.А., Иванцов О.А. Отдаленные результаты применения несъемных металлокерамических протезов на основе титана и реманиума. Комлева Т.Н., Садыков М.И., /Сомлев С.С. Новое в изготовлении и протезировании литой штифтовой культевой вкладкой. Рытвин Е.И., Лебеденко И.Ю., ТыкочинскийД.С., ВасекинВ.В., ДубоваЛ.В. Палладий в стоматологии. Грязева Н.А. Клинико-экспериментальное обоснование повышения прочности базисов съемных пластиночных протезов посредством введения в них высокомодульных арамидных нитей. Мероприятия СтАР ОвсепянА.П., Калюжный Н.Б. Индивидуальные защитные
каппы для профессионалов и «экстремалов». Альтер Ю.М., Марков Б.П., Огородников Ю.М., Пастернак
В.Ш. Новый базисный материал на основе полиуретана. Федотов В.П., Зотов В.М., Богатев А.И. Оптимизация лечения больных с полным отсутствием зубов на нижней челюсти. Баркан И.Ю., Семенюк В.М. Опыт ортопедического лечения пациентов со сложными анатомическими условиями на беззубой нижней челюсти, путем использования протезов с пелотами, стелющимися по дну полости рта. Лебеденко И. Ю., МакарычевЮ.Б., Фадеев А. Ю., Широкова Ю. А. Прочность металлоситалловых образцов зубных протезов на циркониевых каркасах в зависимости от методики изготовления. Ипполитов В.П., Федорова С.В. Научно-практический опыт ЦНИИС в лечении и реабилитации больных с посттравматическими дефектами и деформациями основания орбиты. Федяев И.М., Никольский В.Ю. Ранее лечение частичной вторичной адентии методом дентальной имплантации. Максимовский Ю.М., Попов Н.В., Митронин А.В., Белозерова Н.Н. Местная иммунограмма в динамике комплексной терапии больных со злокачественными опухолями полости рта на фоне патологии пародонта. Улитовский С.Б. Основы планирования индивидуальной
гигиенической программы у пациентов с санированной полостью рта. СЕГЕНЬ
|
1965-976 - заместитель главного врача по лечебной работе Городской
стоматологической
поликлиники г.Волгограда; 1976-1984 — ассистент и доцент кафедры терапевтической
стоматологии Волгоградского
государственного медицинского института;
1983-1988 — заместитель декана стоматологического факультета ВГМИ; 1988-1993
— декан факультета усовершенствования врачей;
1993-2002 — проректор по лечебной работе Волгоградской медицинской академии;
1999-2002 — председатель специализированного Совета по защите кандидатских
диссертаций; 1984 - н.в. - зав.кафедрой стоматологии ФУВ Волгоградского
медицинского университета
- Я родился 24 мая 1934 г. в небольшом городке Иваново, до 1939 г. принадлежавшем Польше. В ходе советско-финской войны 17 сентября 1939 г. эта территория вошла в состав Брестской области Белоруссии. Я - белорус.
Великая Отечественная война для нашей семьи началась в ее первый день и продолжалась до 14 июля 1944 г. Ровно столько длилась оккупация Иваново, где мальчишкой жил я, мои родители, старшая сестра и совсем еще маленький брат. Сегодня всем хорошо известно, как относилось советское правительство к своим гражданам, испытавшим гнет оккупации. Я знаю это не понаслышке - в 1945 г. арестовали моего отца, вернулся он только в 1947г.
1947-1949 - годы коллективизации крестьянских хозяйств. В 1949 г. я стал комсомольцем, был одним из лучших учеников своей школы, спортсменом... Перспективы, планы на будущее, все надежды и чаяния рухнули 18 апреля 1952 г.: нашу семью репрессировали. Полчаса на сборы и 20 кг ручной клади - таков был приказ. Представьте себе чувства восемнадцатилетнего юноши, который две очень долгих недели под конвоем автоматчиков изучает географию родной страны, не зная, за что и что будет дальше. Конечный пункт - Багара Южно-Казахстанской области. Голодная степь, 40-45 градусов жары, черепахи... Неделю строили землянку и сразу после этого - работа на благо страны: прополка хлопчатника под лучами палящего солнца (дневная норма 25 соток), ночью - полив. Унизительные еженедельные отметки в спецкомендатуре - чтобы не сбежал.
В 1953 г. я добился разрешения на сдачу экзаменов за 10 класс. Сдал все на «отлично», однако статус репрессированного не позволил получить медаль. Стремление учиться дальше было очень велико. С большим трудом я получил разрешение на выезд в областной центр Чимкент для поступления в институт. Документы сдал в Технологический институт. Нас, репрессированных, там набралась целая группа. Естественно, для всех дорога в ВУЗ оказалась закрытой. Ощущение несправедливости, упорство и молодость заставили меня продолжить поиск учебного заведения, доступного для репрессированных. Им оказалось только что открывшееся зубоврачебное отделение Чимкентского медицинского училища. Три года учебы, активной студенческой жизни... Следует отметить, что в это же время после смерти Сталина уже наметилось некоторое послабление в отношении репрессированных, но до признания их прав и реабилитации еще было далеко. Поэтому, когда я в 1956 г. с отличием окончил училище, возвратиться в Белоруссию было по-прежнему невозможно, и меня направили в Куста-найскую область - на целину.
Первый год моей работы в Карабалыкской центральной
районной больнице стал годом организации и становления стоматологической
помощи в этом целинном райцентре. Все начиналось с нуля. Работа на
ножной бормашине и первая медицинская помощь населению, примитивное
протезирование и ассистенции на абдоминальных хирургических операциях
- все это было стимулом к самосовершенствованию и «подогревало» желание
учиться дальше. С теплыми чувствами вспоминаю эти годы, молодых и
опытных коллег по ЦРБ, атмосферу доброжелательности, стремление каждого
сотрудника помочь и пациентам, и друг другу.
На целине я встретил и свою Любовь. Пишу с большой буквы не случайно,
потому что это не только чувство, но и имя моей избранницы. На целине
я стал отцом - жена мне подарила двух прекрасных дочерей и при этом
не препятствовала моим профессиональным устремлениям. Я поступил в
Московский стоматологический институт, где учился у прекрасных педагогов
А.И.Евдокимова, Е.Е.Платонова, В.Ю.Курляндского, А.И.Дойникова, Н.А.Федорова,
Б.М.Пашкова и многих других. Сегодня они считаются классиками отечественной
стоматологии и признанными мировыми авторитетами.
В 1965 г. после окончания с отличием института я был приглашен на
работу в Волгоград. С чувством глубокой признательности и благодарности
говорю о главном стоматологе Волгограда того периода П.Т.Баранове,
который сумел убедить меня в необходимости переезда из Казахстана
и перспективах профессиональной карьеры на волгоградской земле. Уже
через полгода меня назначили заместителем главного врача по лечебной
работе городской стоматологической поликлиники. Как пригодился мне
опыт работы в ЦРБ и знания, полученные в ММСИ, трудно переоценить.
Работа увлекала меня, а прочный семейный тыл позволял уходить в проблемы
стоматологии с головой. За короткий период в поликлинике был сформирован
деятельный, грамотный и сплоченный коллектив единомышленников. Реорганизация
работы позволила ликвидировать очереди, был взят курс на сокращение
числа посещений за счет обязательной санации каждого больного, внедрялись
прогрессивные методы лечения. В 1969 г. для ортопедического отделения
было выделено новое помещение, в котором ныне располагается городская
детская стоматологическая поликлиника. По Российской Федерации был
объявлен конкурс на 15 вакантных мест зубных техников. Все приезжие
специалисты получили в течение года жилье. Начиная с 1966 г., на работу
в поликлинику стали поступать первые выпускники стоматологического
факультета Волгоградского медицинского института. К концу шестидесятых
годов городская стоматологическая поликлиника по праву считалась лучшей
в Волгограде.
Продолжая работать в практическом здравоохранении, в 1973 г. я защитил
кандидатскую диссертацию на тему «Изменения твердых тканей зубов после
лучевой терапии больных новообразованиями различной локализации».
В основу работы положены клинические наблюдения и исследования более
чем у 700 больных, получавших лучевую терапию. Мои научные интересы
связаны с клиническими проявлениями лучевых повреждений органов и
тканей полости рта. Научные результаты:
- изучена распространенность и интенсивность лучевых по вреждений
в зависимости от величины суммарной дозы и
области облучения;
- определен характер морфологических изменений на ран ней стадии развития
повреждений;
- изучена микротвердость, элементарный состав эмали и дентина после
лучевого воздействия;
- изучено содержание углерода, азота, серы в твердых тканях после
лучевого воздействия;
- изучен характер качественных и количественных изменений ротовой
жидкости у данного контингента больных;
- определен комплекс мероприятий онкологическим больным в условиях
стоматологической поликлиники до начала
лучевой терапии, в период ее проведения и после с целью профилактики
тяжелых постлучевых осложнений.
Отсутствие привычки останавливаться на достигнутом, стремление быть в постоянном профессиональном движении способствовало моему переходу на работу в Волгоградский государственный медицинский институт. Я люблю молодежь, считаю, что общение со студентами носит взаимообогащающий характер. Проработав с 1976 по 1984 г. ассистентом и доцентом кафедры стоматологии, я так привык работать с будущими врачами, делиться с ними знаниями и опытом, что счел закономерным мое назначение на должность заместителя декана стоматологического факультета (1988-1993 гг.). Восьмидесятые-девяностые годы прошлого столетия были очень динамичными вообще и в стоматологии в частности. Современные медицинские технологии, новое оборудование, материалы требовали очень серьезного отношения к вопросам повышения квалификации врачей. Мне предложили возглавить кафедру стоматологии факультета усовершенствования врачей, и я согласился, потому что до сих пор считаю, что более интересной и серьезной работы просто нет. С 1984 г. и до настоящего времени я заведую этой кафедрой. За эти годы обучение прошли более 6500 врачей из всех регионов России. На кафедре работают три доцента, четыре кандидата
медицинских наук. Под моим руководством защищено 5 кандидатских диссертаций, опубликовано около 100 научных работ. Создана хорошая материальная база - практически каждый слушатель обеспечен рабочим местом, имеются современные стоматологические установки, приборы, материалы. План заездов курсантов перевыполняется. Помимо работы на собственной базе, сотрудники кафедры побывали с выездными циклами в Пензе и Астрахани, Нальчике и Азове, Ростове и Таганроге, в Волжском и Камышине. Мы востребованы!
В течение 9 лет я являлся проректором по лечебной работе Волгоградской медицинской академии. Практический опыт и знание проблем лечебных учреждений города позволяли мне найти общий язык с организаторами здравоохранения и обеспечивать конструктивное сотрудничество, в котором были заинтересованы обе стороны. Сегодня я продолжаю сотрудничать со своими коллегами-стоматологами, работающими главными врачами поликлиник, частных стоматологических фирм. У нас есть совместные планы и надежды на их реализацию.
В 1987 г. я был избран председателем Волгоградского научного медицинского общества стоматологов, в 1993 г. - возглавил созданную Волгоградскую ассоциацию стоматологов, президентом которой был до 1998 г. И общество, и ассоциация работали очень активно: в 1976 г. Волгоград принимал третий Всероссийский съезд стоматологов, в 1987 г. проведен Всесоюзный съезд стоматологов, в 1994 г. -второй съезд стоматологической Ассоциации России и выставка стоматологического оборудования, регулярно проходили научные конференции по актуальным проблемам стоматологии. Мой личный вклад в развитие стоматологии оценили - я награжден орденом «За заслуги перед стоматологией» первой степени. С 1964 г. я являюсь участником всех съездов стоматологов и многих международных конгрессов. Это общение считаю очень полезным. Сегодня среди моих друзей - стоматологи из различных регионов России от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Мне всегда везло на хороших людей. Особенные чувства испытываю к тем, кого считаю своими Учителями: засл. деятелю науки, проф. Е.В.Боровскому, проф.В.С.Иванову. С огромным уважением отношусь к президенту СтАР проф.В.К.Леонтьеву, ко всем членам правления Ассоциации. Считаю, что это хорошая команда, которая смогла интегрировать российскую стоматологию в мировую. Общение с такими интересными, творческими людьми доставляет удовольствие.
Несмотря на то, что судьба преподносила мне различные испытания, я считаю себя счастливым человеком. Счастливым не только в труде, но и в семье. С женой без ссор и конфликтов прожил более 45 лет. Мы вместе воспитали дочерей, умных, добрых и успешных. Это моя гордость, мое богатство. Старшая дочь Ольга - врач-стоматолог, возглавляет частную клинику в Подмосковье. Младшая, Татьяна, - акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук, - руководила акушерско-гинекологической службой клинической больницы №7, а в настоящее время работает директором медицинского колледжа и является депутатом Волгоградской областной думы. Обе дочери уже более 20 лет живут со своими избранниками, подарили мне трех внуков. Пока они все студенты. Но уже в июне старший внук получит диплом специалиста по лесоперера-ботке, а через три года в нашей большой семье прибавится еще один стоматолог и появится юрист.
Что касается других интересов, то они в первую очередь связаны с
природой. Серьезно, на протяжении пятидесяти лет я занимаюсь охотой.
Очень люблю лес, грибные места. К моим увлечениям относится и поэзия.
Лучшие, на мой взгляд, стихи помню наизусть, стараюсь не пропускать
новинки любимых авторов.
И.Т.Сегень, профессор,
зав. кафедрой стоматологии ФУВ Волгоградского медицинского университета
Развитие медицинской науки требует постоянного увеличения объема специальных знаний, которыми должен овладеть врач для успешной практической деятельности в рамках своей специальности. Сегодня во всем мире идет осмысление того, каким должно быть образование, чем оно должно отличаться от образования прошлого. Двадцать первый век - это эпоха информационного общества, бережного отношения к окружающему миру и здоровью человека, увеличивающейся потребности в квалифицированных кадрах, непрерывного процесса обновления и совершенствования знаний. Термина «законченное медицинское образование» не существует. Учиться не на всю жизнь, а всю жизнь.
Стало очевидным, что программа подготовки врача-стоматолога не в состоянии охватить весь объем информации, необходимый специалисту. Структура и содержание учебной информации не могут оставаться неизменными, они должны непрерывно развиваться, реагировать на потребность общества. Значение непрерывного российского образования подчеркнуто рядом российских и международных форумов. Помимо этого, с появлением новых рыночных отношений изменилась востребованность качества и количества получаемых знаний. С1999 г. введена новая номенклатура специальностей высшего медицинского образования. В соответствии с ней осуществляется сертификация специалистов, которая требует углубленной подготовки. Непрерывное медицинское образование позволяет врачу поддерживать необходимый уровень профессиональных компетенций в течение всей его трудовой деятельности.
Сегодня вопросы дополнительного образования стоматологов вызывают многочисленные дискуссии. По мнению большинства специалистов, система дополнительного образования является слабой, не адаптированной к условиям рыночной экономики, технологической революции, происходящей в стоматологии.
Кафедра стоматологии факультета усовершенствования врачей Волгоградского государственного медицинского университета двадцать пять лет занимается дополнительным образованием, хорошо знает существующие проблемы, что позволяет высказать свое мнение по их сути. За этот период на кафедре прошли обучение более 6500 врачей- стоматологов из всех регионов Российской Федерации. Проведено более 10 выездных циклов на различных территориях РФ. Материальная база кафедры удовлетворительная - каждому слушателю выделяется индивидуальное рабочее место. В штате кафедры один профессор, 3 доцента и 4 кандидата медицинских наук. Следует отметить, что 50-60 % слушателей - это выпускники нашего университета.
Кафедра осуществляет различные формы дополнительного образования: первичную специализацию, профессиональную переподготовку, циклы общего и тематического усовершенствования. По характеру своей деятельности стоматологи могут быть отнесены к врачам первичного звена здравоохранения, так как большинство наших пациентов начинает и заканчивает свое лечение у одного и того же врача. В связи с этим качество стоматологической помощи зависит от квалификации каждого стоматолога, ведущего прием больных. Анализ данных анкетирования профессиональных навыков показывает, что наибольшие трудности у слушателей вызывают вопросы патогенеза, дифференциальной диагностики различных заболеваний, выбора методов лечения, требующих осмысленного подхода к принятию решения и качественного клинического мышления.
Постдипломное обучение врачей-стоматологов представляет и в методическом плане значительные трудности. Они обусловлены вариабельностью теоретических знаний и практического умения слушателей, а также большим количеством информации, которую необходимо освоить в сжатые сроки. Можно сказать, что в настоящее время существует ряд объективных причин, препятствующих повышению качества дополнительного образования и создающих определенные проблемы в этом вопросе, а именно:
1. Самым слабым звеном в стоматологическом постдипломном образовании являются наши клинические базы. Сегодня большинство кафедр стоматологии дополнительного образования размещены на базах государственных лечебных учреждений, которые работают в условиях недифференцированной оплаты труда, экономической нестабильности, острого дефицита современных пломбировочных, оттискных материалов и инструментария, на устаревшем оборудовании и оснащении.
На такой базе кафедра является обузой для руководителя лечебного учреждения, в связи с чем конструктивного сотрудничества не получается. В таких условиях слушатель, как правило, не имеет индивидуального рабочего места. Практические занятия носят в основном демонстрационный характер. Возможность отработки мануальных навыков на практических занятиях ограниченна, если не сведена к нулю. Не секрет, что сегодня многие учреждения с негосударственной формой собственности оснащены значительно лучше. Новые экономические отношения наложили отпечаток и на методику преподавания.
2. В существующей модели дополнительного образования ведущая роль принадлежит самому обучаемому, о котором мы часто забываем. Характерной учитываемой особенностью является возраст. Наши слушатели - это взрослые люди, подготовленные специалисгы, имеющие ясную жизненную цель, самостоятельные, обладающие определенным запасом знаний и опыта, чаще всего дисциплинированные. Все эти факторы, казалось бы, дны способствовать шшному достижению цели в процессе учебы. Однако существует ряд причин, связанных с их производственной деятельностью, которые препятствуют этому: - прочно сформировавшиеся представления в сфере их деятельности, которые трудно трансформировать (инерция мышления);
- сложившийся стиль и методы работы, которые не все гда, может быть, эффективны и не отвечают современным требованиям, однако служили им и обеспечивали результат;
- разный уровень квалификации, разный опыт, условия работы, вызывающие
у слушателей неадекватную оцен
ку собственной компетентности и заведомо отрица тельное отношение
к процессу обучения;
- разные должности, которые предопределяют разный круг производственных задач, разную степень ответственности за принятые решения, а следовательно, и разную степень мотивации к получению информации. Врач, прошедший дополнительное обучение, зачастую не имеет возможности прямой реализации полученных знаний на этапах практической деятельности. «Ненужность» и невостребованность этих знаний, невозможность их применения в условиях практической деятельности приводят к снижению мотивации их приобретения и внедрения.
3.Качество подготовки специалистов зависит и от профессорско-преподавательского состава. Недопустимым, на наш взгляд, является преподавание на кафедрах дополнительного образования специалистами, не имеющими практического опыта работы и солидной теоретической базы. Только их сочетание позволяет вызвать интерес у слушателей.
Решение этих проблем позволит шире внедрять современные методы диагностики и лечения, новые технологии и материалы, обеспечит пересмотр социально- экономических подходов, а также устранит со временем различие между государственной и частной стоматологией.
Сегодня стоматология заняла прочно достойное место на рынке медицинских услуг. Существующая сеть академии и факультетов дополнительного образования не в состоянии охватить всех нуждающихся в этой форме обучения даже с периодичностью один раз в пять лет. Надежды на решение проблемы за счет так называемых сертификационных циклов себя не оправдали. До-езды частично поддерживаются лишь возможностью получить более высокую врачебную категорию или лицензию. В настоящее время циклы продолжительностью более 1 месяце (144ч) не пользуются популярностью. В этой связи оправданно стремление СТаР к открытию негосударственного образовательного учреждения «Национальной академии стоматологии» и ее филиалов по дополнительному образованию.
В современных условиях назрела необходимость реформы дополнительного стоматологического образования, которая требует, в первую очередь, создание четкой правовой базы. Целесообразно предоставить кафедрам возможность улучшения материально-технической базы за счет привлечения внебюджетных средств, как заработанных, так и инвестируемых фирмами, работающими на рынке стоматологических услуг; разрешить использование в качестве клинических баз учреждения с негосударственной формой собственности; рассмотреть вопрос об аккумулировании времени всех циклов дополнительного образования для прохождения процедуры сертификации.
В стоматологии, как в наиболее динамично развивающейся отрасли здравоохранения,
следует реализовывать концепцию опережающего образования. Для этого
необходимо полностью пересмотреть унифицированные программы, целевую
направленность и продолжительность циклов: считать целесообразным
введение одно- и двухнедельных циклов для освоения какого-либо метода
диагностики и лечения, или их набора по нозологиям. Эти циклы «одного
заболевания» с детальным освещением новых положений патогенеза, диагностики,
клиники смогут значительно расширить профессиональный кругозор врача-стоматолога.