другие выпуски

№ 4 (36), 2009 г.



СОДЕРЖАНИЕ


МАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ
АЛЯМОВСКИЙ Василий Викторович

Джеф Т. Бланк
Получение эффектов прозрачного режущего края и разнообразных внутренних оттенков при помощи микрогибридного композита

Филипп Бенуа
Применение системы VarioSurg в конкретных клинических случаях

А.Ж. Петрикас, Л.А. Якупова, Д.В. Медведев, О.Е. Бородина, В.А. Егорова, М.В. Дюбайло
Сосудистые дентальные анестезии и их механизм

П. В. Добровольский. С. Г. Гарвалинский
Профилактика стоматологических заболеваний - будущее стоматологии

П.А. Железный. Т.В. Бородина. А.К. Базин. Е.Ю. Апраксина,
Ю.М. Слюнченко. B.C. Садыкова. А.О. Изюмов,
Т.Н. Чебакова. И.В. Климова. СВ. Ерзина

Профилактика кариеса зубов у детей в возрасте 1,5-6 лет

P.P. Хайбуллина, Л.П. Герасимова, В.А. Хватова
Улучшение функциональной активности жевательных мышц с помощью электронейростимуляции при ревматоидном артрите

Г.А. Авоаменко, М.З. Каплан
Бюгельные протезы с замковой фиксацией

Н.В. Семенникова, В. И. Семенников
Морфологическая оценка апикальной гранулемы в стадии обострения и ремиссии

Л.Е. Леонова. В.Ф. Коломойцев, А.Ю. Черепанов, Г.А. Павлова
Клинико-лабораторная оценка эффективности нового способа лечения хронического верхушечного периодонтита

А.В. Цимбалистов, О.Л. Пихур, О.А. Голованова. Л.В. Вельская
Зубные камни: морфология и состав

А.А. Кунин. О.И. Олейник, СВ. Ерина, М.А.Сорокина
Клинико-лабораторные параллели при комплексном обследовании пациентов с патологией пародонта в рамкахдиспансеризации

И.Ф. Служаев, Е.Б. Загородняя, В.В. Садовский
Современные аспекты этиологии, патогенеза и лечения красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта (обзор литературы)

И.Д. Чернышева, Т. В. Бушуева, Г. И. Ронь, И. И. Сафиуллина
Характеристика специфических и неспецифических факторов иммунитета у больных с хроническим рецидивирующим афтозным стоматитом

Л.М. Лукиных, Н.В. Тиунова
Оптимизация лечения красного плоского лишая слизистой оболочки полости рта

И.Р. Хришпенс, М.В. Тренихин, А.Б. Арбузов, И.Л. Горбунова
Клиническое значение определения кристаллического состава интактной эмали зубов представителей европеоидных и монголоидных этнических групп, населяющих Омскую область

О. Э.Хидирбегишвили
Современная методика диагностики кариозных полостей

Событие года в стоматологической Европе - 3й Общеевропейский стоматологический Конгресс

"Есть ли в России цивилизованный рынок стоматологических услуг?"

Московская Международная стоматологическая выставка MosExpoDental с 16 по 18 марта 2010 г.




Алямовский Василий Викторович

Доктор медицинских наук, профессор, руководитель Института стоматологии Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, заведующий кафедрой стоматологии ИПО, главный стоматолог Министерства здравоохранения Красноярского края

Расскажите, пожалуйста, о себе, о том, как Вы пришли в стоматологию, о Вашей учебе и трудовом пути.

Я родился 19 мая 1962 г. в Рязанской области в семье рабочих. В 1966 г. мои родители уехали в далёкий Красноярск, и с тех пор моя жизнь связана с необъятным, красивым и безгранично перспективным Красноярским краем. За период обучения в средней школе мне довелось учиться и за Полярным кругом, поэтому Красноярский край, протянувшийся на 3 тысячи километров с юга на север, мне знаком далеко не по рассказам. Большое влияние на выбор профессии врача сыграла среда старших классов школы №66 г. Красноярска, из стен которой вышло много будущих врачей, представителей профессорско-преподавательского состава Красноярского медицинского университета.

Желание стать врачом-стоматологом возникло после открытия в Красноярском государственном медицинском институте в 1978 г. стоматологического факультета. В 1979 г. я поступил, а 1984 г. - окончил факультет. В 1984-1986 г. обучался в клинической ординатуре кафедры терапевтической стоматологии КГМИ, с 1986 по 1988 г. работал ассистентом на кафедре терапевтической стоматологии. С октября 1988 г. по апрель 1991 г. обучался в целевой очной аспирантуре Ленинградского ГИДУВа на кафедре терапевтической стоматологии №1 под руководством искренне любимого и уважаемого мной Учителя, выдающегося ученого - профессора Юрия Андреевича Федорова. Его вклад в мое становление, как специалиста, считаю бесценным, в большой мере определившим мой профессиональный рост. Не могу не отметить и моего первого руководителя в рамках студенческой науки - профессора Александра Сергеевича Солнцева, а также вклад доцента кафедры терапевтической стоматологии №1 ЛенГИДУВа - Марины Константиновны Русак. После досрочной защиты кандидатской диссертации в специализированном совете Первого Ленинградского медицинского института в апреле 1991 г. я вернулся в Красноярский государственный медицинский институт, где продолжил работать в должности ассистента кафедры терапевтической стоматологии. В июне 1995 г. был избран на должность заведующего кафедрой стоматологии детского возраста, которой руководил до июня 2002 г. За время руководства кафедрой стоматологии детского возраста мне было присвоено звание доцента (1997), защищена диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук (2000), присвоено звание профессора (2001). С 2002 по 2005 г. руководил новой кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний, а с июня 2005 г. возглавляю кафедру стоматологии, работающую в сфере последипломного образования.


Рабочее место лектора

Осваиваем микроскоп

Каковы Ваши научные, административные и педагогические интересы?

Темами моих научных интересов при выполнении диссертаций были вопросы нейрофизиологии в стоматологии (кандидатская диссертация) и стоматологическое материаловедение (докторская диссертация). После защиты диссертаций все темы научных исследований связаны с диссертационными исследованиями моих учеников: вопросы антропологии, профилактики стоматологических заболеваний, эндодонтии, функциональной диагностики в стоматологии, взаимосвязи соматической патологии со стоматологическими заболеваниями, а в последние годы - вопросы организации стоматологической помощи населению. Может быть фраза "мои ученики" звучит несколько громко - я абсолютно уверен, что делаю только первые шаги в организации диссертационных исследований, а 9 кандидатских диссертаций, защищенных под моим руководством за последние 5 лет трудовой деятельности - это проба научного пера.

Интерес к административной работе у меня возник в 2002 г., когда я начал работать в должности заместителя декана стоматологического факультета. В марте 2005 г. в Красноярской государственной медицинской академии, на мой взгляд, прошла очень неординарная реорганизация стоматологического факультета с формированием Института стоматологии, который мне было предложено возглавить. Приход к управлению вузом новой молодой административной команды под руководством ректора - профессора Ивана Павловича Артюхова задал совершенно новый, интенсивный и эффективный ритм работы, держать который сложно, но чрезвычайно интересно. Не могу не выразить слова благодарности нашему ректору, не только предоставившему уникальную возможность попробовать свои силы в организации образовательной деятельности и стоматологической службы, но и постоянно вкладывающему свою душу в развитие региональной стоматологии. То, что наш Институт стоматологии располагает отлично оснащенной стоматологической поликлиникой, конечно же, его заслуга, а приобретение и начавшаяся эксплуатация стоматологического компьютерного томографа - насколько мне известно, первого за Уралом (или даже второго среди государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования России), выводит наш Институт на новый уровень додипломного и последипломного образования. Большой удачей для роста профессионализма красноярских стоматологов можно считать открытие в Красноярском государственном медицинском университете по инициативе нашего ректора специализированного докторского совета, принимающего к защите диссертации по отлично сочетающимся специальностям "общественное здоровье и организация здравоохранения" и "стоматология".


В учебном центре VDW
(Мюнхен, октябрь 2008 г.)

Учебный курс в Мюнхене, октябрь 2008
(В.В. Алямовский, P. Kiefner)

Моя административно-управленческая деятельность, как заведующего кафедрой последипломной подготовки, руководителя Института стоматологии и главного стоматолога края, самым тесным образом переплетается как с научными исследованиями, так и с педагогической работой. Могу с уверенностью сказать, что энергетика учебной аудитории независимо от того, студенческая она или последипломная, несопоставима ни с какой другой и именно через обучающихся мы можем оказывать влияние на те аспекты профессиональной деятельности, которые нас интересуют сегодня. Как главного специалиста территории меня беспокоят вопросы: эффективной организации стоматологической помощи населению края, включая проблемы стандартизации стоматологической помощи, внедрение новых технологий диагностики и лечения стоматологических заболеваний, которые хотелось бы сделать доступными для всех жите-лей Красноярского края, независимо от их социального статуса. Прекрасно отдаю себе отчет в том, что мы живем в настоящее время, с его существующими организационными и экономическими проблемами, но не стоит забывать, что те или иные трудности будут всегда, а сегодня нужна первоочередная эффективная поддержка с точки зрения стоматологии некоторых категорий граждан; разработка и внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний, без которых не будет здоровых будущих поколений; внедрение оборудования и средств ранней диагностики онкостоматологических заболеваний. Основываясь на опыте работы в системе последипломного образования, убежден, что существует большой интерес врачей-стоматологов к проблеме онкостоматологии, информацию о которой необходимо выводить из кабинетов онкологических центров в круг стоматологов всех специальностей, ежедневно оказывающих стоматологическую помощь населению.


Со стоматологами Бурятии, июль 2008 г.
(слева направо: С.Д. Аюшиев, Э.О. Раднаев, В.В. Алямовский, Б.А. Будаев)

Выездной цикл повышения квалификации МГМСУ
(проф. А.Н. Ряховский), Красноярск, март 2009 г.

Что изменилось с момента реформирования системы подготовки стоматологов в Красноярском государственном медицинском университете ?

Как и все высшие учебные заведения медицинского образования, наш университет работает по Государственным образовательным стандартам, но самым главным отличием Института стоматологии от стоматологического факультета стала консолидация материально-технических и педагогических ресурсов в подготовке кадров для стоматологической службы нашего необъятного Красноярского края. Совершенствование материально-технической базы студенческих кафедр, внедрение новейших технологий диагностики и лечения стоматологических заболеваний в практику университетской стоматологической поликлиники, позволяет улучшить качество обучения студентов, а привлечение к последипломной подготовке ведущих преподавателей студенческих кафедр резко повысило интерес к последипломной подготовке стоматологов в стенах нашего университета. Сегодня наш университет позволяет проводить последипломную подготовку в прекрасно оснащенных учебных аудиториях, на современных фантомах, с использованием инновационного оборудования для эндодонтии, хирургической и ортопедической стоматологии. Сегодня мы имеем возможность одновременно обучать до человек на рабочих местах, оснащенных немецкой аппаратурой, демонстрационным дентальным микроскопом, возможностью цифровой рентгенодиагностики. Полагаю, что не случайно на состоявшемся по инициативе декана стоматологического факультета Алтайского медицинского университета, профессора Людмилы Николаевны Тупиковой в октябре 2008 г. в Барнауле совещании деканов стоматологических факультетов и заведующих кафедрами стоматологических дисциплин Сибирского Федерального округа, опыт Института стоматологии нашего университета был признан, заслуживающим внимания.

Яркими событиями для нашего Института и региональной стоматологии за последние 3 года стали проведенные в Красноярске по инициативе СтАР Всероссийские конференции "Сибирский стоматологический форум", которые с уверенностью можно считать опре деляющими дальнейшие направления развития красноярской стоматологии.


Конференция в Санкт-Петербурге, май 2009 г.
(проф. В.В. Алямовский, доц. Л.Р. Сарап)

Итоговая государственная аттестация 2009 г.

Расскажите о кафедре, которой Вы руководите.

На кафедре трудятся 4 профессора, 9 доцентов и 1 молодой ассистент. Требования наших потребителей - врачей-стоматологов высоки, поэтому коллектив постоянно работает над совершенствованием своей подготовки. В настоящее время сотрудники кафедры выполняют 4 докторские диссертации, две из которых близятся к завершению. На кафедре обучаются 3 аспиранта, 12 клинических ординаторов и 28 клинических интернов, сотрудники кафедры курируют подготовку интернов на территориях Красноярского края, Республик Хакасия, Тыва и Бурятия. Высокая интенсивность работы сотрудников кафедры выражается не только в количестве опубликованных научных трудов, запатентованных устройств и методов лечения (за последние 5 лет получено более 30 патентов), но и в активной педагогической деятельности на территории Красноярского края и за его пределами (Республики Хакасия, Тыва, Бурятия, Якутия). Система менеджмента качества, работающая в нашем университете, и являющаяся одной из лучших в учреждениях высшего образования нашей страны, не только четко регулирует все стороны работы вуза, но и предопределяет самосовершенствование, которое лежит в основе движения вперед!


Выездной цикл повышения квалификации МГМСУ
(проф. Л.М. Максимовская, проф. Т.Г. Робустова) Красноярск, март 2009 г.



Современная методика диагностики кариозных полостей


О.Э.Хидирбегишвили, врач-стоматолог, Грузия, г. Тбилиси

Клинические проявления кариеса зубов довольно разнообразны, поэтому они систематизированы в более чем 12 классификациях. Однако в диагностических целях чаще всего в клинике используются всего три: топографическая (кариозное пятно, поверхностный, средний и глубокий кариес), анатомическая (кариес эмали, дентина и цемента) и классификация Блэка.

В отдельности каждый диагноз, выставленный на основании перечисленных классификаций, отражает лишь определённые клинические проявления кариеса, поэтому полученная информация недостаточна для выбора оптимальной методики лечения. Например, диагноз "кариес дентина", по классификации ВОЗ, свидетельствует лишь о поражении указанной ткани, что явно недостаточно для выбора восстановительной методики и подходящего пломбировочного материала, так как в диагнозе не отражены другие проявления кариозного процесса.

Совместное же использование в клинике нескольких диагнозов кариеса с дополнительными пояснениями сопряжено с различного рода трудностями. Кроме того, даже если выставить 3 диагноза на основании вышеперечисленных классификаций, некоторые важнейшие характеристики кариозного процесса, как, например, размер поражения, локализация полости на конкретных поверхностях зуба и т.д., к сожалению, в них не отражаются. Одновременно с этим в оперативной кариесологии применяются различные восстановительные методики, выбор которых зависит от вышеперечисленных характеристик кариозного процесса. Следовательно, необходимо принять новую методику диагностики кариозных полостей, которая позволит унифицировать в одном диагнозе важнейшие характеристики кариозного процесса.

В связи с этим в настоящее время целесообразно использовать комплексный диагноз кариеса, отражающий без дополнительных пояснений важнейшие характеристики кариозного процесса. Кроме того, для преодоления языкового барьера эта информация должна быть унифицирована, чтобы в эпоху массовой миграции населения комплексный диагноз кариеса был бы понятен стоматологам всех стран. Подобная тактика давно уже используется FDI для унификации записи зубной формулы, обозначения поверхностей зуба и т.д. Для выбора восстановительной методики комплексный диагноз должен содержать следующую информацию: какой зуб и какие ткани поражены кариозным процессом, размер поражения, локализация полостей в кариесо-генных зонах и на конкретных поверхностях зуба. Обследуя кариозную полость, в первую очередь необходимо уделить внимание локализации поражений в карие-согенных зонах, так как эта информация важна как для диагностики, так и для выбора методики препарирования. Существуют 4 кариесогенные зоны (ямки и фиссуры, контактная, пришеечная и корневая), где возникает кариозный процесс. Перечисленным кариесоген-ным зонам характерна соответствующая топография на поверхностях зуба, что облегчает диагностику поражений, локализованных в этих областях.

Возникшие в кариесогенных зонах кариозные процессы вследствие частоты проявления и присущей им патологичное "заслужили" индивидуальное обозначение в клинике (фиссур-ный, контактный, пришеечный и корневой кариес). Эти формы кариеса имеют свои особенности лечения, связанные с выбором пломбировочных материалов. Например, корневой кариес можно запломбировать только стек-лоиономерными цементами или использовать сэндвич-технику.

Для уточнения локализации поражений в различных кариесогенных зонах или областях целесообразно распределить эти поражения в зависимости от частоты их проявления в клинике, обозначив арабскими цифрами:
    1 - поражения фиссур и бороздок;
    2 - поражения контактных областей;
    3 - поражения пришеечных областей;
    4 - поражения корневых областей.

Разобравшись с локализацией кариесогенных зон, необходимо уделить внимание локализации поражений на конкретных поверхностях зуба. Эта информация крайне важна для выбора пломбировочных материалов. Например, если выбор реставрационных материалов для лечения фиссурного кариеса, расположенного на вестибулярной поверхности, не столь ограничен, то это же поражение на окклюзионной поверхности можно запломбировать только материалами, выдерживающими значительные окклюзионные нагрузки.

Кроме того, некоторые поверхности зуба, как, например, контактная, имеют свои особенности лечения. Это связано с повышенными нагрузками на контактную поверхность вследствие нарушения эмалевого кольца, а также с конструктивными хобенностями восстановления указанной поверхности. Вероятно, поэтому Блэк уделял особое внимание поражениям контактной поверхности, выделяя 3 её разновидности (II, III и IV классы).

Для уточнения локализации поражённых поверхностей зуба необходимо в комплексном диагнозе кариеса использовать буквенные обозначения поверхностей зуба по принятым стандартам FDI:

    0 - окклюзионная поверхность;
    1 - режущий край;
    М - мезиальная контактная поверхность;
    D - дистальная контактная поверхность;
    F - вестибулярная поверхность;
    L - язычная поверхность.

Подобная тактика позволит учесть всё многообразие кариозных поражений.

Хотелось бы коснуться и такой характеристики кариозного процесса, как размер поражения, который также имеет немаловажное значение при выборе пломбировочных материалов. К сожалению, ни одна из перечисленных классификаций кариеса не отражает эту важнейшую характеристику кариозного процесса. Вместе с тем не следует отождествлять глубину поражения с размером поражения, так как это совершенно разные характеристики.

Глубина поражения не является надёжным диагностическим ориентиром в топографической классификации кариеса, так как она не отражает реально сути происходящих в кариозной полости патологических и защитно-приспособительных процессов. Например, глубокий кариес в фиссурах и пришеечной области имеют различную глубину, но клинические проявления при этом могут быть одинаковыми. Вместе с тем при одинаковой глубине поражения фиссурного и пришеечно-го кариеса клинические проявления и тактика лечения могут быть различными, что в первую очередь зависит от наличия или отсутствия защитно-приспособительных зон кариозного процесса (заместительный дентин), а не глубины поражения. Именно поэтому при выборе методик борьбы с полиме-ризационной усадкой материалов необходимо учитывать вышеприведённый фактор.

Глубину поражения трудно оценить по линейным и объёмным размерам, что связано с вариациями толщины твёрдых тканей различных групп зубов на разных участках коронки зуба. Кроме того, эта характеристика не используется при диагностике корневых поражений (кариес цемента).

Немаловажно также, что глубина кариозной полости не отражает степень разрушения опорных структур зуба, поэтому её трудно использовать при выборе пломбировочных материалов.

Исходя из вышесказанного, для оценки степени разрушения опорных структур зуба целесообразно использовать такую характеристику кариозного процесса, как размер поражения.

В клинике трудно установить абсолютные размеры кариозной полости, однако, используя соотношение непоражённых тканей к поражённым или к пломбировочному материалу, можно косвенно судить о размере поражения.

На этом основании, полагаю, что вполне достаточно выделить всего 3 размера поражения: Размер 0 - минимальный размер или начальное поражение. Размер 1 - средний размер полости, в которой окклюзионную нагрузку несут зубные структуры. Размер 2 - большой размер полости, в которой окклюзионную нагрузку будет нести реставрация.

Размер 0 характерен для начальных форм поражения эмали и цемента, при лечении которых возможно применение консервативных методов лечения (реминерализирующая терапия, инва-зивная герметизация фиссур и т.д.). Остальные же размеры поражения (1, 2) свидетельствуют о поражении дентина и проведении оперативно-восстановительного лечения.

Предложенная система дифференциации размеров поражения в комплексном диагнозе кариеса имеет определённые преимущества, так как она отражает не только степень разрушения зуба, но и диагностику кариеса эмали и дентина в коронковой части зуба.

Диагностику же кариеса цемента в комплексном диагнозе кариеса будет отражать информация о поражении корневой области (4), так как размер поражения, как и глубина поражения, не влияет на диагностику в этой области. Однако по размеру поражения в этой области можно косвенно судить о начальном поражении цемента, а также поражении корневого дентина.

Кроме перечисленных основных характеристик кариозного процесса, необходимо учитывать принадлежность полостей к одноповерхностным или многоповерхностным типам поражени-ий. На начальных этапах развития кариозного процесса поражение карие-согенных зон происходит на одной изолированной поверхности зуба (одно-поверхностные полости). С распространением кариозного процесса вглубь и по поверхности зуба в процесс вовлекаются кариесиммунные зоны, в результате чего образуется комбинированная полость, распространяющаяся одновременно на несколько поверхностей.

Диагностика одноповерхностных полостей не вызывает затруднений, так как их локализация, как правило, совпадает с локализацией кариесогенных зон. Большинство же многоповерхностных полостей, у которых наблюдаются значительные поражения двух или нескольких поверхностей зуба, трудно диагностировать в клинике, поскольку разрушенные кариесогенные зоны в данном случае не могут служить надёжными диагностическими ориентирами, а сочетание вовлечённых поверхностей может быть бесчисленным.

Разграничение полостей на одно-поверхностные и многоповерхностные оправдано не только проблемами диагностики, но и особенностями препарирования и выбором пломбировочных материалов для восстановления указанных полостей. Например, профессор Маунт советует использовать стеклоио-номерные цементы в качестве самостоятельного материала только для одно-поверхностных полостей с минимальной окклюзионной нагрузкой.

Таким образом, диагностируя кариозную полость, следует уделять внимание не только локализации, размеру кариозной полости, но и принадлежности её к одноповерхностным или многоповерхностным типам поражений.

Исходя из всего вышесказанного, при построении комплексного диагноза кариеса в начале записи должен указываться кариозный зуб, затем поражённая поверхность зуба в виде буквенного обозначения, поражённая кариесогенная область, обозначенная арабскими цифрами (1,2,3,4), а в конце записи фиксируется размер поражения (0,1,2).

Соответственно комплексный диагноз кариеса для одноповерхност-ных поражений будет содержать следующую информацию:

22 F 3.0 - поражение 22 зуба, вестибулярной поверхности (F), прише-ечной области (3), размер 0 (кариес эмали (0), пришеечный кариес (3), V класс Блэка);

16 O 1.2 - поражение 16 зуба, окклюзионной поверхности (0), фиссур (1), размер 2 (кариес дентина (2), фис-сурный кариес (1), I класс Блэка);

24 F 4.0 - поражение 24 зуба, вестибулярной поверхности (F), корневой области (4), размер 0 (кариес корня (4), начальное поражение, V класс Блэка);

22 L 4.1 - поражение 22 зуба, язычной поверхности (L), корневой области (4), размер 1 (кариес корня (4), поражение корневого дентина, V класс Блэка).

В комплексном диагнозе для многоповерхностных поражений отпадает необходимость фиксировать несколько разрушенных кариесогенных зон, информация о которых в данном случае не столь важна. Поэтому вполне достаточно указать перечень вовлечённых поверхностей, начиная с наиболее разрушенных полостей, а также размер поражения.

Соответственно, комплексный диагноз для многоповерхностных поражений будет выглядеть так:

16 D0F.2 - поражение 16 зуба, дистальной контактной (D), окклюзионной (0), вестибулярной (F) поверхностей, размер 2 (кариес дентина, II класс Блэка);

12 DL.1 - поражение 12 зуба, дистальной контактной (D), язычной (L) поверхностей, размер 1 (кариес дентина, III класс Блэка). Различия в построении комплексного диагноза кариеса для одноповер-хностных и многоповерхностных полостей лишний раз подтверждают научную обоснованность дифференциации этих поражений. В комплексном диагнозе кариеса соответствующими обозначениями можно дифференцировать и глубину поражения дентина (средний и глубокий кариес).

Если система будет принята, а в дальнейшем комплексный диагноз можно будет использовать и для других стоматологических заболеваний, то в начале записи должно указываться схематическое обозначение заболевания (С - кариес, Р - пульпит, Pt -периодонтит и т.д.).

Предложенная структура построения комплексного диагноза кариеса отражает важнейшие характеристики кариозного процесса и удобна для использования в клинике. По сути дела речь идёт о совершенно новой системе диагностики кариозных поражений, которая, несомненно, повысит качество диагностики и будет незаменима при экспертизе различных реставраций, особенно тех, границы которых практически незаметны на поверхностях зуба. В эпоху массовой миграции населения подобное кодирование стоматологической информации поможет преодолеть языковой барьер. Одновременно с этим необходимо усовершенствовать и систему унификации проведённого лечения (располагаю интересными разработками в этой области).

Хочется надеяться, что в случае принятия комплексного диагноза кариеса в кариесологии не возникнет противостояние двух направлений, как это произошло в ортодонтии. Как известно, знаменитый Энгль - автор классификации зубочелюстных аномалий и проволочных дуг - изучал прикус, не учитывая состояние сустава.

М. Коллум, а затем и Р. Рот отвергли это мнение, считая, что при составлении плана лечения нужно иметь в виду состояние сустава. Так, возникло противостояние двух направлений в ортодонтии, в результате чего в США до сих пор не признают философию Р. Рота и, несмотря на её мировое признание, даже не печатают статьи, где в той или иной степени затрагивается новое направление в ортодонтии.

Уважаемые коллеги! Я с благодарностью приму и учту все поправки и рекомендации, высланные вами (otari@inbox.ru).

Литература

1. Black G. V. A work on operative dentistry; The technical procedures in filling teeth. Medico-Dential Publishing Company. Chicago, 1917.

2. Mount G. J., Hume W. R. Preservation and restoration of tooth structure. London. Mosby, 1998.

3. Roulet J. F., Degrange M. Adhesion: the silent revolution in dentistry. Quintessence Publishing Company, Paris, 2000.

4. Wilson A. D., McLean J. W. Glass-ionomer cement. Quintessence: London, 1998.

5. Mount G. J. Letter to the Editor //Quint. Int 2000; p. 31:375.

6. Sturdevant С. М. The Art and the Science of Operative Dentistry. - New-york: Mosby, 1995.-P. 289-324.