другие выпуски | № 3 (39), 2010 г. |
СОДЕРЖАНИЕМАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ С.В. Чуйкин, Н.А. Давлетшин Н.Е. Сельский, И.О. Коротик М.А. Данилова С.Я. Меркулов, Л.М. Черноусова В.В.Садовский, Д.В. Садовский МАЭСТРО стоматологии В.Б. Хышов, В.А. Путь, О.Ю. Калашникова Фирма NSK Комментарии Российских врачей В.М. Гринин, В.А. Адилханян, В.Т. Караханян, Р.Т. Буляков, Е.А. Самбурская МАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ Jung-Won Hwang, Young-Kyun Kim, Sung-Min Chung Dr. Antonio Signore A. Heinrich, K. Dengler, T. Koerner, B. Stritzker, C. Haczek, H. Deppe О.О. Янушевич, Б.В. Григорьян В.А. Хватова, С.Н. Сапрунов Информационное сообщение Ю.В. Кузовкова Ю.В. Кузовкова ЧЕМПИОНАТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Настоящий человек ушёл из жизни Аттестация врачей-стоматологовО. О. Янушевич, ректор, заслуженный врач РФ, д. м. н., профессор, МГМСУ, Аттестация (от лат. attestatio - свидетельство) - определение, проверка, оценка профессиональных, деловых и личностных качеств служащего, установление его служебно- должностного соответствия предъявляемым требованиям к службе, занимаемой должности. Аттестация впервые зародилась не в органах управления здравоохранением, не в системе государственной службы, а на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи. Наиболее значимым аспектом структурного анализа считается аттестация кадров, целью которой является определение компетентности специалиста для работы на данном рабочем месте и определение его квалификационного уровня (М. М. Кузьменко, 1996; Методич. разработки (Под ред. А. И. Салатича), 1991). Аттестация, как правило, направлена на определение объёма теоретических знаний и практических навыков врача (В. К. Леонтьев, В. М. Безруков, 1998). В соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 г. №314 целями аттестации медицинского персонала являются: определение уровня профессиональной подготовки, установление соответствия работника лечебно-профилактического учреждения занимаемой должности, решение вопроса о получении квалификационной категории. А. В. Алимский (1997) подчёркивает, что в настоящее время, в эпоху рыночных отношений, особенно остро встали проблемы непрерывного образования врачей-стома- тологов. Бурное развитие техники, появление новых методик в области профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний диктуют необходимость постоянного повышения квалификации врачей на этапах их практической деятельности. По мнению отдельных авторов, квалификационные требования в системе ОМС должны учитывать и деонтологические аспекты деятельности врачей, удовлетворённость пациентов, получавших медицинскую помощь у того или иного специалиста, определяемую путём опросов пациентов (Закон РСФСР от 1991 г. (Под ред. В. В. Гришина, В. Ю. Семёнова), 1994). Аттестация врачей-стоматологов решает общие для структурного подхода задачи, а именно, она позволяет определить потенциальные возможности врачей для оказания стоматологической помощи надлежащего качества. Однако, положительные результаты аттестации ещё не свидетельствуют о том, что врач способен применять имеющиеся знания на практике. Как отмечает по этому поводу Д. В. Евдокимов (1993), наличие возможностей для работы надлежащего качества не даёт гарантию их правильного использования. Зарубежные авторы R. Н. Brook, D. A. Avery (1 976), А. Sheiham (1984) считают, что в странах с государственной монопольной системой здравоохранения незначительна конкуренция между поставщиками медицинской помощи. При этом пациенты не имеют возможности сделать выбор, а также не имеют представления о качестве той помощи, которую они получают, а неосведомлённость в конечном итоге ведёт к плохому качеству обслуживания (М. Е. Vermette, N. J. Doherty, 1989). Это ставит проблему просвещения населения по вопросам, связанным с обеспечением качества медицинской помощи на первое место (Н. В. Waldman, 1984). Аттестация специалистов системы здравоохранения на территории региона России проходит только в аттестационной комиссии, образованной при органе управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Аттестация на присвоение квалификационной категории медицинского персонала внутри лечебно-профилактического учреждения отсутствует. Для специалистов, работающих в частных структурах, указанная процедура имеет место быть, так как данная норма прописана в ТК РФ ст. 81 п.З (расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации). Периодичность аттестации и срок действия полученной квалификационной категории. Пункт 1.5. «Положения о порядке получения квалификационных категорий» специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденного приказом МЗ РФ от 09.08.2001 г. №314, гласит: «Квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении». При проведении аттестации ориентируются на: профиль образования, стаж работы по специальности, стаж работы в должности, наличие или отсутствие официально зафиксированных поощрений или взысканий. Специалист оценивается всесторонне с использованием таких методов, как самооценка, оценка коллегами, оценка руководителем учреждения, предоставление отчета о проделанной работе за заранее оговоренный период, экспертная оценка, компьютерное тестирование, собеседование. Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждения, определения размера заработной платы, а также понижения в должности и увольнения. В Трудовом Кодексе РФ показатели результатов работы рекомендуется использовать в качестве критериев отбора кандидатов на высвобождение при сокращении численности или штата работников. В соответствии со ст. 179 ТК РФ преимущественное право на сохранение работы в этих случаях представляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Аттестация, вернее, ее результаты, при решении данных вопросов является также юридическим основанием правомерности принимаемых решений. Но согласно п. 6 ст. 86 Трудового Кодекса Российской Федерации «при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения», в частности, компьютерного тестирования. Аттестация является реальным инструментом для повышения качества работы медицинских работников и продвижения организации к поставленным целям, она предусматривает подготовку и апробацию новых мотивационных моделей и представляет собой четко формализованную процедуру периодической оценки медицинского персонала с обратной связью. Аттестация - одна из форм повышения квалификации специалистов, поэтому аттестацию медицинских работников следует рассматривать в связи с процессом сертификации, не смешивая указанные кадровые технологии. Хорошо организованная аттестация позволяет максимально раскрыть потенциал сотрудников, создать условия для профессионально роста работников, улучшить качество работы, дает реальную отдачу на вложенные материальные ресурсы. Литература 1. Алимский А. В. и соавт. Аттестация и сертификация специалистов стоматологического профиля // Стоматология. -1997,- С. 76 . 2. Евдокимов Д. В. Алгоритм оценки качества медицинской помощи // Здравоохранение РФ. - 1993. - №8. - С. 6-8. 3. Закон РСФСР от 28.06.1991 г. № 1499- 1 «О медицинском страховании граждан РСФСР». // Сборник законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих обязательное медицинское страхование в РФ. / Под ред. Гришина В. В., Семёнова В. Ю., - М., ПАИМС, 1994. - С. 23-28. 4. Кузьменко М. М. Врачебные кадры в условиях реформирования здравоохранения России. - М., 1996-47 с. 5. Леонтьев В. К., Безруков В. М. и соавт. Негосударственный сектор здравоохранения, социально - экономические и медико - правовые аспекты // Медицинская газета. - 1998. -№70.-С. 8-9. 6. Экономический механизм управления здравоохранением: Методические разработки/ Под ред СалатичаА. И. - Ростов-на-Дону, 1991. -155 с,- 7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.08.2001 г. (с изм. от 19.03.2009 г.) № 314 «О порядке получения квалификационных категорий». 8. Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ) 9. Brook R. Н., Avery D. A. Quality Assurance Today and Tomorrow Forecast for the Future, 1976. 10. Sheiham A. Dental caries in underdeveloped countries./ In Cariology Today? Ed. B. Guggenheim, p. 33, Karger, Basel, 272,1984. 11. Vermette M. E., Doherty N. J. Economic growth in the U. S. dental sector, 1950-1986//J Dent Educ.-(1989. - vol. 53(8).-p. 480-484. 12. Waldman H. B. Employment in dental offices. Another perspective on practice-busyness// J Am coll Dent.- 1984.-Issue 4.-P. 9-13. |