СОДЕРЖАНИЕ
МАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ
ЛОМИАШВИЛИ Лариса Михайловна
Л.М.Ломиашвили, О.В.Гателюк, С.В.Вайи
Алгоритм действий при восстановлении коронковой части зубов в эстетической стоматологии
Dr. Elliot Mechanic
Как можно улучшить наши сегодняшние работы?
Т.В.Купеи
Кальций, фосфор или все-таки фтор?
ЧЕМПИОНАТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
"Профилактика стоматологических заболеваний"
Г.И.Скрипкина, А.Ж.Гарифуллина, Ю.Г.Романова, Д.В.Погадаев
Использование малоинвазивных методов лечения кариеса в клинике стоматологии детского возраста
А.К. Базин, П.А. Железный, Т.М. Чебакова, Т.Г. Петрова
Изучение индекса наивысшей интенсивности кариеса зубов - SIGNIFICANT INDEX OF CARIES - нового индекса ВОЗ - у школьников Новосибирска
Интервью с председателем секции "Клиническая гнатология" СтАР Чикуновым Сергеем Олеговичем
А.Ф.Сулимов, Р. К. Савченко, В.В. Фелькер
Комплексное лечение больных с дислокациями суставного диска ВНЧС
М.И.Мискевич
Использование данных спиральной компьютерной томографии для изготовления экзопротезов у пациентов с онкопатологией челюстно-лицевой области
NSK на выставке IDS 2011 в Кёльне
Сунг Aм Чо, Санг-Кио Юнг
Усилие при выкручивании титановых имплантатов с поверхностью, обработанной лазером, из большеберцовой кости кролика
А.И. Мусиенко, С.И. Мусиенко
Удаление кист челюстей и заполнение дефектов альвеолярного отростка фактором роста
М.О. Нагаева. И.В.Анисимова, М.Г. Чеснокова
Значение показателей микробиоценоза ротовой полости в диагностике и комплексном лечении красного плоского лишая слизистой оболочки рта
О.А.Чепуркова, М.Г.Чеснокова, В.Б. Недосеко
Клинико-микробиологическое обоснование основных принципов терапии кандида ассоциированного пародонтита
О.А. Тишкова, Э.Ш. Григорович
Выбор стандартных эндодонтических штифтов для укрепления зубов при реабилитации стоматологических пациентов (экспериментальное исследование)
А. В. Алимский, О. И. Галкин, А.Д. Хритинин, М.А. Абдуллатипов, Б.Э. Бадмаев
Нуждаемость пациентов МСЧ САО г. Москвы в ортопедической стоматологической помощи
Б.Н. Зырянов
История становления стоматологической помощи в г. Салехарде и пути её развития
П.Ю. Столяренко, Т. И. Столяоенко
История шприца (от древности до современности)
Дентал Ревю 2011: год начался удачно
ЛОМИАШВИЛИ
Лариса
Михайловна
доктор медицинских наук,
заведующая кафедрой
терапевтической
стоматологии,
декан стоматологического
факультета
Омской государственной медицинской академии
Научно-педагогический стаж Ломиашвили Л.М. - 21 год. Фундаментальные исследования связаны с изучением процессов моделирования зубов и художественной реставрацией, а также с изучением влияния электромагнитного излучения на состояние зубов, ротовой жидкости и органов полости рта. Общественное признание - 2004, 2005, 2009 гг. принимала участие в работе жюри международного чемпионата стоматологов "Призма-чемпионат" в г. Полтаве. Проводила мастер-классы на тему "Моделирование зубов" в г. Омске, г. Москве, г. Новосибирске, г. Барнауле, г. Тюмене, г. Се- верске, г. Красноярске, г. Перми, г. Екатеринбурге, г. Полтаве, г. Киеве, г. Санкт-Петербурге, г. Петропавловске, г. Красноярске, г. Тбилиси, г. Батуми, г. Хабаровске, г. Ереване, г. Кельне, г. Гамбурге, г. Кемере. В 2005, 2007, 2008, 2009 гг. в составе профессорско-преподавательского коллектива России находилась на стажировке в Германии, в 2010 г. в Израиле. С 2006 г. по 2010 г. являлась членом жюри Российского конкурса студенческих работ. В 2011 г. - член международного жюри по минимально-инвазавным методам лечения кариеса зубов (компания DMG, Германия). Награждена медалью Стоматологической ассоциации России "За заслуги перед стоматологией" I степени (2007 г.). В 2008 г. в г. Екатеринбурге награждена дипломом за создание лучшего фильма по стоматологической тематике: "Волшебный путь преображенья". В 2009 г. "Сообществом научных и академических проектов в странах Европы" награждена дипломом в номинации "Лучшая драматургия" за издание книги на английском языке "The art of modeling".
Автор поэтических сборников "Зазеркалье", "Опять открылись небеса".
Ломиашвили Л.М. - автор более 120 научных трудов, 7 монографий по актуальным вопросам стоматологии. Имеет 3 патента на изобретение.
Осмотр пациента на занятиях со студентами 5 курса стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии
- Считате ли Вы профессию врача-стоматолога уникальной?
- Действительно, профессия стоматолога уникальна.
Каждый пациент - это загадка, тайна, удивительный и неповторимый образ, созданный природой. Познать этот мир доверяется избранным. Думаю, что к категории избранных относятся священнослужители, врачи, учителя. Не каждому человеку можно раскрыть душу и сердце, поведать свое внутреннее состояние, доверить самое сокровенное, возлагая надежду и веру на лучшее, успех, радость. Если в нашей жизни встречаются люди, понимающие тебя, то ты испытываешь счастье, вдохновение, а если это еще и врачи, то ощущение спокойствия и удовлетворения не покидает тебя долгие годы.
В гостях у компании ДМГ в городе Гамбурге (Германия) (2009 г.), проф. Феликс Верле, проф. Лариса Ломиашвили, проф. Юрий Максимовский, проф. Александр Ряховский
Врачи-стоматологи - люди особенные. Они обладают не только острым клиническим мышлением, но и даром творчества. Руки стоматолога и есть тот самый главный инструмент, творящий чудеса! Как художники - они должны чувствовать исходную ситуацию, уметь расположить вновь созданные структуры в определенном порядке, с учетом цветовой гаммы, с учетом индивидуальной гармонии зубочелю- стного аппарата. Как скульпторы врачи умело заполняют свободное пространство, создавая естественные формы зубов, зубных рядов. Как психологи, они располагают пациента к тесному сотрудничеству, спокойствию, доверительным отношениям. Как криминалисты, наряду с общими закономерностями, доктора видят множество мелких деталей, придающих человеку индивидуальность, неповторимость, изысканность, свой "шарм". Иногда эти детали неуловимы, но настоящий профессионал их ощущает, чувствует, воспроизводит, в результате чего рождается своеобразный шедевр, произведение искусств, ручная работа. Тесное сотрудничество, взаимопонимание и доверие между врачом и пациентом приводит к неповторимости и индивидуальности, вновь созданных форм, что, безусловно, вызывает радость и удовлетворение от общения друг с другом.
В связи с этим всем дорогим коллегам посвящаю небольшое стихотворение:
Руки
Наши руки - нежны и красивы!
Пальцы трепетны, робки, скромны.
Даром творчества, чудом наполнены,
Служат людям для лучшей судьбы.
Дарим радость, здоровье, улыбку!
Прикасаясь к чужому лицу!
И в доверии вся наша сила,
И в руках, что несут красоту!
- Расскажите о Вашей семье. Существует такое понятие, как "защита рода", испытываете ли Вы на себе это состояние?
- Есть такое предположение, что если детство человека было счастливым, то как бы в последующем не складывались жизненные обстоятельства, человек ощущает себя счастливым всю последующую жизнь.
Мне повезло с моими генетическими корнями, с моим родом. Я родилась в городе Омске, в Западной Сибири, в многонациональной семье. Мой дедушка по отцовской линии был армянин Тер-Никогосов Артем Леонович, подполковник, закончил Киевский кадетский корпус. Прадедушка Михаил Тер-Теров служил священником в церкви города Тифлиса. Знаю из истории, что фамилии достаточно почитаемы в Армении, приставка Тер принадлежала людям, служившим Богу. Никогос - имя армянского Бога. Бабушка - грузинка Зедгенидзе Надежда Васильевна, из княжеского рода Багратиона. Отец мой Тер-Никогосов Михаил Леонович был инженером,человек порядочный,скромный, имел много друзей, обладал великолепным чувством юмора. Пользовался доверием в коллективе Омского приборостроительного завода, объединял единомышленников, отстаивал права рабочих на разных уровнях.
Бабушка по материнской линии была русская Пла- хина Агрипина Михайловна. Прабабушка Варвара Семеновна Непряхина жила в Омской области, Горьковский район, село Саратово, была знахаркой. Их дом располагался на берегу Иртыша, на чердачке прабабушка заготавливала различные травы, веничками парила больных людей в баньке и изгоняла хворь и болезни. Мама Непряхина Евдокия Петровна - инженер, мудрая, добрая, интеллигентная женщина.
Ювелирная работа стоматологов. Мастер-класс в Гамбурге, компания ДМГ (Германия) (2008 г.)
Детство мое и моей старшей сестры Наташи прошло в любви и неге, в радости и уюте. Родители и их друзья уделяли нам много внимания, окружали заботой. Всей семьей мы путешествовали по Грузии, Украине, Казахстану. Жили в палатках, увлекались туризмом, ходили в горы. Атмосфера дружбы, уважения и понимания царила в доме.
Думаю, что все вышесказанное способствовало становлению и развитию во мне творческих начал, которые поддерживались высокодуховными отношениями в семье. С детства была всегда с фотоаппаратами, с кинокамерами, затем техника поменялась на цифровую, но любовь к съемке, к созданию документальных фильмов осталась на всю жизнь. Увлекалась бегом на длинные дистанции, спортивным ориентированием, волейболом, плаванием, катанием на лыжах, закаливанием. Благодаря постоянным физическим нагрузкам формировались такие черты характера, как выносливость, упорство, трудолюбие, стремление к победе, что в последующем помогало выдержать и преодолеть многие испытания и перипетии судьбы. Долгие годы занималась вязанием на спицах, ткала полотна на самодельном ткацком станке, очень была привязана к данным занятиям, что, видимо, имело значение для развития мануальных навыков врача-стоматолога.
Кафедра терапевтической стоматологии Омской государственной медицинской академии под руководством проф., д.м.н. В.Б. Недосеко
С течением времени, интуитивно, я осознавала, что тебя кто-то ведет по жизни, направляя на путь истинный. Посылают работоспособность, светлые мысли, физическое совершенство, выносливость, окружение определенных людей, достойных и уважаемых личностей, а самое главное талантливых учеников! И какие бы испытания тебе не посылала судьба, ты достойно их переносишь, закаляешься в трудностях и радостях, имеешь победы и вознаграждения в различных формах. Ощущаю это состояние достаточно часто, в том числе и в созидании творческих начал, в зарождении научных идей, художественных промыслов, в различных стечениях обстоятельств. Одна мысль, что ты не один в этом мире, и за тобой стоит определенный оберег, тебя радует!
Любовь к стоматологии живет в нас! Мастер-класс в клинике "Апполония", г. Полтава, осень 2005 г.
Исторические места Армении, г. Ереван. Языческий храм, построенный в честь Бога Солнца (2009 г.)
- Каким образом Вы оказались в стоматологической среде, как складывался процесс обучения?
- С детства мечтала быть врачом и учителем. Большинство игр были посвящены этим двум профессиям. Шли годы. После окончания школы в 1978 г. была осуществлена попытка поступить на лечебный факультет. Однако, получив двойку по сочинению, устроилась работать препаратором на кафедру терапевтической стоматологии при Омском государственном медицинском институте, возглавлял в то время кафедру профессор В.И.- Карницкий. Именно там я встретила замечательных людей, перед которыми испытывала нежный трепет и преклонение, уважение и любовь. Прежде всего, сам Вячеслав Иванович Карницкий, наш дорогой декан, профессор, доктор медицинских наук - удивительный человек, интеллигентный, скромный, немногословный, добрый, основоположник Омской школы стоматологов (в его родословной также были священнослужители). Практически все сотрудники кафедры: доцент, к.м.н. Р.И. Бялик, ассистенты: к.м.н. В.Б. Недосеко, к.м.н. И.В. Ани- симова, к.м.н. Г.В. Адкина, к.м.н. Л.А. Воронина, к.м.н. О.Г. Гарбер, к.м.н. Ю. С. Гусев, к.м.н. В.Г. Бокая, искренне любили студентов, бережно относились к пациентам. Получалось, что в одном лице они были и врачами, и учителями!
Счастье - это когда тебя понимают! Международный симпозиум в г. Батуми (Грузия), 2006 г., доктор Лариса Ломиашвили и доктор Сергей Радлинский
Еще древние греки склоняли одно колено перед учителем, другое перед преподавателем. Можно было упасть на колени перед моими дорогими учителями, которые всю свою любовь и знания отдавали пациентам и студентам. Попав в такую научно-педагогическую среду, где царила атмосфера уважения, добра, стремления к познанию, формировались мои взгляды на профессию, науку, жизнь. Таким образом, где-то подсознательно, в глубине души, я уже в те годы хотела быть рядом с этой плеядой талантливых педагогов, каждый из которых был личность.
Радость встреч. Международный симпозиум в г. Батуми (Грузия), 2006 г., врач-стоматолог Алена Лященко, г. Киев (Украина), академик В.К. Леонтьев г. Москва (Россия)
В медицинский институт мне посчастливилось поступить только с 3 попытки, и, конечно, факультет уже был стоматологический. Представляете, сколько было радости! Студенческая жизнь удавалась. Была старостой группы, возглавляла кружок терапевтической стоматологии, председатель СНО стоматологического факультета. Уже на 2 курсе мы активно изучали биохимические процессы, происходящие в полости рта при кариесе зубов, сидели часами в лаборатории под чутким руководством куратора нашей группы, преподавателя химии, удивительной женщины Аиды Николаевны Питаевой и очень гордились своей причастностью к научным исследованиям. Уже в студенческие годы у нас были замечательные учителя, тематику научных работ возглавляли потрясающие преподаватели, в то время еще кандидаты медицинских наук Владимир Борисович Недосеко и Валерий Константинович Леонтьев.
Встреча под Екатеринбургом, организованная компанией ЗМ-Россия. Стоматологи всех стран объединяйтесь! Врач-стоматолог Лилия Аюпова (Россия), проф. Сумита Мирта (США), проф. Эл Веннинг (Чехославакия), проф. Лариса Ломиашвили (Россия) (2009 г.).
Конечно, мы были влюблены в своих руководителей и в стоматологию. А если любые начинания закладываются на основах любви и добра, то и результаты получаются достойные. Заканчивая институт, спасибо нашим учителям, мы имели уже патент на изобретение по теме "Профилактика кариеса зубов". Школа омских стоматологов отличается еще и тем, что студенты, начиная со 2 курса, достаточно активно развивают мануальные навыки и принимают пациентов. На кафедре терапевтической стоматологии существовала вечерняя студенческая поликлиника под руководством к.м.н. Ирины Васильевны Анисимовой. Мы имели возможность принимать своих друзей, близких, осваивали современные технологии, развивали клиническое мышление. До настоящего времени эта традиция поддерживается, выпускники Омской медицинской академии к моменту ее окончания имеют приличную профессиональную подготовку, их с удовольствием приглашают в известные клиники России, ближнего и дальнего зарубежья.
Единомышленники. Ассистент кафедры терапевтической стоматологии к.м.н. Анисимова И.В., доцент кафедры терапевтической стоматологии, к.м.н. Григорович Э.Ш., Л.М. Ломиашвили
В 1986 г. после окончания института была распределена врачом-стоматологом в участковую больницу совхоза "Победитель" Кормиловского района Омской области. Из списка студентов количеством 150 человек шла под номером 7, предлагали оставаться на родной кафедре терапевтической стоматологии, врачом-терапевтом в городской стоматологической поликлинике и др. Однако, времена были суровые, руководящие лица брали на работу только врачей, которые отработали по распределению 3 года. Каждый выпускник на счету и обязан прибыть к месту отработки в строго определенный срок. Многие избегали этого испытания (фиктивные браки, фиктивные беременности), но мой папа сказал: "Ты должна поехать, отдать долг Родине, будешь после этого свободна и никому не обязана. Твоя совесть будет чиста". Грустно было уезжать из домашнего очага, уюта, добра и любви. Поддерживал меня всегда мой учитель, профессор, д.м.н. Павел Александрович Кузнецов, приветствуя меня, он говорил: "Привет, победитель!", подразумевая название совхоза и преломляя его ко мне, видимо, хотел поддержать меня психологически. Это воодушевляло!
Долг перед Родиной был выполнен. Там действительно я была, прежде всего, врач, а потом уже и стоматолог. Первые 6 месяцев жила в стационаре, вместе с пациентами, находилась на больничном довольствии. Повара кормили 4 раза в день, очень вкусно готовили, как дома. Стационар на 75 коек, 25 из них детские. Врачи практически отсутствовали, кадровый вопрос всегда оставался актуальным, в деревню никто не стремился ехать работать. Однако был очень сильный состав фельдшеров, акушеров, медсестер. Спасибо всем, они меня многому научили. Там я приобрела огромный опыт оказания неотложной помощи, вела пациентов на стационарном лечении, а потом уже была и стоматологом. Ночные дежурства - это отдельный разговор. Дежурный чемоданчик, 5 тысяч населения и полное разнообразие сложных клинических ситуаций. Приходилось оказывать помощь при суицидных ситуациях, принимать роды, ушивать раны, описывать трупы. Было очень страшно, но внешне ты не мог даже подать вида, что боишься и со многими проблемами встречаешься впервые. Помогали знания, умение сосредоточиться в непредсказуемых ситуациях, спортивная подготовка. В 1990 г. я уезжала из участковой больницы уже в должности главного врача, отработав 4, поступив в аспирантуру на свою родную кафедру терапевтической стоматологии Омского государственного медицинского института, к родному учителю, уже доктору медицинских наук Владимиру Борисовичу Недосеко.
Мои ученики. Победители 4 Российского конкурса студенческих работ в г. Екатеринбурге, студенты 5 курса стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии - Тишкова Ольга и Михайловский Сергей (2008 г.)
- Как проходило Ваше становление в роли врача-исследователя, как складывалась научная карьера?
- С 1990 г. по 1993 г. училась в аспирантуре. Тема диссертационного исследования: "Клинико-морфологические характеристика зубочелюстной системы при различных уровнях резистентности к кариесу". Чтобы понять морфологию зубов, зубных рядов человека, пришлось сначала научится получать полноценные слепки, отливать модели, брать штангенциркуль в руки и проводить серию исследований. Уже в этот момент, в период рутинных механических измерений, происходило накопление сведений о строении зубочелюстного аппарата. Подсознательно, через зрительный анализатор формировались понятия о гармонии, соответствии истинных и должных величин зубов, зубных рядов, об отношении целого к частному, развивались зрительная память и наблюдательность. Через микроскоп и лупу просмотрено достаточное количество интактных зубов, просчитаны габаритные очертания, элементы одонтоглифики, микрорельеф коронковой части, рассмотрено строение вариабельных и ключевых зубов. За время сбора первичного материала накапливался багаж знаний о норме и патологии зубочелюстного аппарата.
В период обучения в аспирантуре активно изучала книги ученого этнолога-антрополога Александра Александровича Зубова "Одонтология" 1968 г. Уникальный человек, ученый, ему принадлежит серия монографий, где он детально рассматривал строение зубов, разрабатывал классификации, знакомил с учением о морфогенетических полях и много другое. Одонтоскопия была -роведена им на высоком профессиональном уровне, однако качественные характеристики зубов рассмотрены с точки зрения половых, расовых, географических особенностей. Я понимала, что есть острая необходимость объединить имеющие знания в области одонтологии и соматологии и создать атлас, руководство к действию для врачей-стоматологов, зубных техников, преподавателей. Иллюстративный материал отсутствовал. "Идти туда, не зная куда, и делать то, не зная что!" - достаточно сложно. Даже если знаешь, чтобы ты хотел воспроизвести и сконструировать, твои руки не всегда выдают достойный конечный результат. Художников учат, что 100 натюрмортов необходимо написать, чтобы 101 получился хорошо. И это естественно.
Именно в 90-е годы, благодаря активной профессиональной деятельности и связям профессора В.Б. Недо- секо, произошло знакомство с композитными материалами, первым из них был материал компании "Вивадент" Гелиомоляр. Радостям и удивлениям не было конца! Как дети, не скрывая эмоций, мы лепили, закрывали дефекты зубов, подбирали цветовую гамму и были счастливы, что зуб по большому счету восстановлен! Однако по истечении нескольких лет работы с новыми технологиями я ловила себя на мысли, что каждый последующий зуб похож на предыдущий, по большому счету: шейка, тело, режущий край! Никакого разнообразия и индивидуальности? В конце XX века уже появились различные композитные массы, технологическая революция в стоматологии шла полным ходом, наши знания постоянно пополнялись, однако процесс формообразования зубов оставлял желать лучшего. Чувство внутренней неудовлетворенности, ощущения как-будто бы вины перед стоматологическим сообществом, чувство неисполненного долга настраивало меня на постоянный труд. Вырабатывались такие качества, как смиренность, усидчивость, развивалась способность к умозаключениям.
Много приходилось заниматься и в ночное время, процесс описания давался легче именно в предрассветные часы с 4 до 6 утра. Думаю, что защита рода как по материнской линии, так и по отцовской сыграли главную роль, в том, что сейчас имею.
Искусство вечно! Мои друзья: художник Александр Пономаренко, сыночек Вахтанг, художник Владимир Чупилко
Результаты многочисленных научных исследований опубликованы в статьях, кандидатской диссертации, а также в докторской диссертации: "Эстетическое моделирование зубов" (2006 г.).
- Верите ли вы в чудеса?
- Чудеса существуют! Нас оберегают, направляют на путь истинный, знакомят в нужный час с нужными людьми, не корысти ради, и не ради тщеславия, а ради получения конечного результата, который, на мой взгляд, заключается в том, что ты получаешь определенные знания, и обязан ими поделиться со своими собратьями.
Благодарна судьбе за предоставленные возможности, встречи и дальнейшее развитие отношений с людьми неординарными, творческими. Так, профессор В.Д. Вагнер способствовал распространению авторских инновационных технологий Омской школы в области эстетической стоматологии на территории России, помогал в организации мастер-классов. В своей жизни мне повезло не только с учителями, но и коллегами по работе, а также с учениками, студентами. Проделана достаточно большая работа по изучению анатомических особенностей зубов, сняты видео и цифровые фильмы, сформированы фотоальбомы, написаны учебно-методические пособия на русском, армянском и английском языках.
Защита докторской диссертации состоялась. Муж Леван Ломиашвили, Лариса Ломиашвили, Лилия Аюпова (2006 г.)
Только дружной, полноценной командой можно было создать тот учебно-методический фонд, принадлежавший кафедре терапевтической стоматологии Омской государственной медицинской академии. Один человек, за короткий жизненный век, не способен добиться таких результатов в столь ограниченный период времени. Хочу поблагодарить за верность, преданность, надежность, профессиональную и дружескую поддержку ассистента кафедры терапевтической стоматологии к.м.н. И.В. Анисимову, доцента кафедры терапевтической стоматологии, к.м.н. Э.Ш. Григорович, врача-стоматолога Л.Г. Аюпову, ассистентов кафедры терапевтической стоматологии Д.В. Погадаева, Д.С. Черкашина аспиранта кафедры терапевтической стоматологии С.В. Вайц, ординаторов С.Г. Михайловского, О.А. Сулимову. Каждый человек из нашей команды обладает уникальными способностями, талантом, божьим даром.
Самое радостное событие - это то, что мы вместе создаем интеллектуальный и творческий продукт, необходимый другим людям, профессионалам. Знания вкладываются в наши руки и распространяются по миру в виде книг, фильмов, иллюстраций. Хочется поделиться накопленным потенциалом со стоматологами всего мира. Хочется, чтобы тебя понимали! Омская стоматологическая школа живет - а это ли не счастье?!
Если тебя понимают не только на работе, но и дома - это тоже хорошо. Я благодарна своим близким, мужу Ломиашвили Левану Вахтанговичу, сыночку Вахтанчику, что они меня понимают. С уважением, терпением, спокойствием, достоинством переносят мои частые поездки, командировки, долгие часы работы за компьютером, общения с другими людьми. Они не сковывают мою свободу, отсюда рождается творчество.
Огорчения, к сожалению, также встречаются в нашей жизни. Для меня это, прежде всего, - расставания. Так складываются жизненные обстоятельства, что приходится прощаться .... Навсегда, в мир иной ушли наши учителя: профессор В.И. Карницкий, профессор A.M. Никандров, доцент А.Н. Касачев, доцент Р.И. Бялик, асс. И.М. Гневшева, асс. Т.И. Фроловская и др. Светлая им память!
На родных дорогах Грузии! (2006 г.)
В других городах работают близкие по духу люди, также мои учителя, уникальные личности: академик РАМН В.К. Леонтьев (г. Москва), профессор Г.Г. Иванова (г. Санкт-Петербург), доцент В.Д. Ландинова и многие другие. Одна мысль об их существовании радует меня, настраивает на творчество, на стремление к созданию чего-то нового, неординарного. Когда нас объединяет общее дело, всегда есть повод встретиться и обсудить новые предложения, идеи. И это здорово! я Легко ли быть деканом? - Хороший вопрос! И да, и нет. Наверное, как и в любой другой должности, которая обязывает ко многому. Декан - человек публичный, постоянно находишься под пристальным взглядом многих... Немаловажно, кто возглавляет факультет, на тебя возлагают надежды и студенты и профессорско-преподавательский состав, и практическое здравоохранение. Главное, на мой взгляд, работать спокойно, с улыбкой, с любовью к людям и родной стоматологии. Работы много. Скучать не приходиться. Заканчивается одно событие, начинается другое. Студенты - люди энергичные, веселые, жизнерадостные, если им отдаешь тепло своей души, накопленные знания, жизненный опыт, то получаешь сполна.
Обидно до слез, что остается минимальное количество времени для практического приема. А ведь клинику бросить невозможно, там наша жизнь, там все настоящее, там любимые игрушки! Пытаюсь совместить работу на кафедре, прием пациентов, работу в академии, научно-исследовательскую деятельность. Счастлива, что приглашают на съезды, симпозиумы, конкурсы, семинары, встречи в разные регионы России, ближнего и дальнего зарубежья. Есть спрос, есть предложение! Ты нужен людям, а ради этого стоит жить!
- Чтобы Вы сделали со стоматологическим образованием, если бы были министром здравоохранения России?
- Хотелось бы, чтобы каждый стоматологический факультет имел собственную клинику, на базе которой бы осуществлялся консультативный прием пациентов, оказывалась высококвалифицированная помощь в полном объеме. Чтобы было достойное оснащение, как фантомных классов, так и клинических кабинетов, где можно было бы активно внедрять современные технологии, получать достойные результаты лечения. Не хватает современного диагностического оборудования для выявления ранних стадий различных стоматологических заболеваний.
Чтобы все, в том числе и стоматологические кафедры жили дружно, были бы объединены общими идеями оказывали комплексное функциональное лечение с целью восстановления индивидуальной гармонии зубо-челюстного аппарата пациентов. Чтобы студенты и преподаватели различных городов и стран имели возможность общаться друг с другом, обмениваться результатами научных исследований, постоянно повышать свой профессиональный уровень, учиться всю жизнь!
Чтобы стипендии и заработные платы были достойте. Чтобы преподаватели не думали о том, где бы подработать, чтобы содержать свою семью, а занимались полноценно учебным процессом, научными исследованиями. освоением современных технологий.
Есть прекрасные научные школы, которые необходимо поддерживать, развивать, распространять знания, делиться опытом с коллегами мирового стоматологического сообщества.
- Как выстраиваются отношения кафедры с -практическим здравоохранением?
- Стоматологический факультет Омской государственной медицинской академии достаточно тесно сотрудничает с практическим здравоохранением, ведь все мы служим одному очень важному делу - охраняем здовье наших дорогих граждан! Сотрудничество заключается в проведении научно-практических конференций регионального и международного уровней, проведении мастер-классов по современным технологиям, организации консультаций для пациентов. Также профессорско- преподавательский состав стоматологических кафедр принимает активное участие в написании монографий, учебно-методических пособий, создании учебно-методического комплекса в виде слайд-программ, видеофильмов, атласов по основным стоматологическим заболеваниям. Буквально с 3 по 5 марта 2011 г. в г. Омске будет проводиться XVII международная выставка - семинар (СтАР), где силами профильных стоматологических кафедр будет организовано 5 мастер-классов по внедрению инновационных методик в практическое здравоохранение.
Спасибо, что Вы есть! Сын Вахтанг и муж Леван Ломиашвили
Жизнь прекрасна и удивительна! Богатства Армении (2009г.)
- Кафедра терапевтической стоматологии Омской государственной медицинской академии в стоматологическом мире пользуется авторитетом и уважением. Какие научные исследования проходят под Вашим руководством?
- С 1990 по 2011 гг. кафедру возглавлял профессор, д.м.н. Владимир Борисович Недосеко. За годы пло
дотворной работы создана научная школа, где прослеживается преемственность поколений, есть общие идеи, цели, современные технологии, которые объединяют студентов, преподавателей, профессиональное сообщество. Под руководством В.Б. Недосеко защищено 33 кандидатских и 6 докторских диссертационных исследований. Ос- тепененность кафедры составляет 95%, работает 4 доктора медицинских наук. В настоящее время на кафедре терапевтической стоматологии существуют несколько направлений, по которым ведутся научные исследования: изучение резистентности зубов к кариесу, изучение состояния слизистой оболочки полости рта и ее лечение при различной патологии, изучение заболеваний тканей паро- донта. Непосредственно под моим руководством продолжает развиваться направление в области эстетического моделирования зубов, проводятся исследования в сфере создания компьютерных технологий для реставраций зубов, зубных рядов композиционными материалами. Активно снимаются цифровые фильмы, много фотографируем, делаем иллюстративные слайд-программы, выпускаем атласы и учебно-методические пособия как для стоматологов, так и для зубных техников. Также меня интересуют процессы влияния электромагнитного излучения на состояние органов и тканей полости рта, в этом направлении проделана достаточно серьезная работа. Есть идеи по разработке профилактических мероприятий нейтрализующих негативное влияние электромагнитного излучения на организм человека.
- Поговаривают, что Вы - поэтесса? А кому посвящаете стихи? Поделитесь стихом об учителе.
- Это только поговаривают. Поэтесса - ко многому обязывает!? Видимо, изначально есть какое-то творческое начало. Мне очень нравится мантра "Путь творчества и есть волшебный путь, ведь он несет в себе преображенье". Действительно, через творчество мы преображаемся. Кто-то сочиняет удивительную музыку, пишет уникальные картины, шьет изящную одежду, вяжет потрясающие изделия, занимается узорной резьбой по дереву, моделирует сияющие улыбки по Радлин- скому и т.д. Есть возможность высказать свое внутреннее состояние, радость или печаль, благодарность, грусть, любовь и еще множество разнообразных чувств, эмоций. Стихи - это также определенный вид художественного творчества. К сожалению, пишу стихи достаточно редко. Это определенное состояние души, откровение. Если это есть - то есть, обычно пишется легко, без коррекции. Невозможно себя заставить сочинить что-либо при необходимости, допустим к какому-либо событию... - не получится. Многие из стихотворений написаны также ночью, или ранним утром, как- будто, кто-то владеет моим разумом, ведет мою руку. Видимо, личных заслуг в этом виде творчества не так уж и много. Однако, когда я читаю свои же стихи, то ловлю себя на мысли, что они несут в себе определенную информацию, спокойствие и мудрость. Чудеса, да и только! Последний сборник стихотворений "Опять открылись небеса", очень мне дорог, каждому стихотворению соответствует картина моего друга, Омского художника Владимира Чупилко.
Свои стихи посвящаю немногим, учителя - святое! Вот одно из последних стихотворений:
Законы бытия.
Есть благодать, блаженство и отрада.
Прекрасен мир. природа, небеса!
Другого счастья нету и не надо,
И светел путь, и мысль моя светла.
Долой печаль, сомненья и тревоги,
Всё это так, пустое баловство.
Мы пребываем на земле не так уж много.
Ещё чуть-чуть и дело свершено.
Ещё немного радости и грусти,
Любви, сиянья и радушных встреч.
Пусть улыбнётся вслед тебе бегущий.
И пусть родится новый человек.
Тебя заменит лучший и прилежный,
Дитя господня будет на земле.
Писать стихи и вновь встречать рассветы
И вспоминать немного о тебе.
Не стоит плакать и грустить о прошлом,
Не стоит врать, кичиться, уповать.
Мы все под богом, рождены под солнцем.
Нам жизнь дана, чтоб мир любви понять.
Спасибо Вам небесные светила!
Спасибо всем, кто жизнь нам подарил.
Мы с Вами вместе, на земле едины.
Спасибо всем, кто нас благословил!
К юбилею моего учителя академика Валерия Константиновича Леонтьева написаны следующие строки:
Ваш путь в сияние лучистом и в тонком звоне серебра!
Вы поднимаетесь к вершинам и к тайнам счастья, бытия!
По тонким нитям, по крупинкам, по каплям, что из янтаря
Красиво, мудро и достойно стремитесь к свету алтаря!
Дано судьбой сие движенье, природу сложно обмануть.
Храни Вас Бог! Пусть плащ вселенной дарует счастье и уют!
- Какие Ваши мечты?
- В последнее время много путешествую. Получаю огромное удовольствие от встреч с близкими по духу людьми, пользуюсь предоставленной возможностью и передаю накопленные знания и умения. Приятно ощущать во время общения взаимопонимание, видеть блеск в глазах, радость. Счастье, когда тебя понимают! Аудитория всегда благодарная. По ходу лекций, семинаров, мастер- классов мы обмениваемся мнениями, возникают дискуссии, но всегда присутствует доброжелательность, понимание, всегда жалко расставаться с людьми, к которым привыкаешь за короткий промежуток времени.
Каждую новогоднюю ночь загадываю заветное желание и прошу Деда Мороза, чтобы дал возможность попутешествовать ... Спасибо ему, он благосклонен, не лишает надежды и возможности повидать мир!
Интервью с председателем секции
"Клиническая гнатология" СтАР
ЧИКУНОВЫМ Сергеем Олеговичем
В сентябре 2010 г. в рамках симпозиума "Окк- люзионные шины в диагностике и лечении дисфункции жевательных мышц и височно-челюстного сустава" состоялись выборы председателя секции "Клиническая гнатология" СтАР. Им стал кандидат медицинских наук, член совета секции "Эстетическая стоматология" СтАР Сергей Олегович Чикунов.
- На ваш взгляд, надо ли выделять гнатологию в отдельную дисциплину для преподавания в стоматологических вузах? Курсом или же целой кафедрой? И что вообще говорят в нашей среде по этому поводу?
- Интересно, что это был первый вопрос, с которым ко мне, как вновь избранному председателю секции, обратилась Людмила Николаевна Ту- зикова, заведующая кафедрой ортопедической стоматологии, декан стоматологического факультета Алтайского государственного медицинского университета. Для меня здесь давно уже никакого вопроса нет. На него уже есть однозначный ответ! Во всем мире гнатология рассматривается как основа и фундамент стоматологии. Но только у нас профессия врача приближена к ремесленничеству, когда даже терапевтов стараются разделить на тех, кто сверлит дырки, тех, кто лезет в канал, и тех, кто его потом пломбирует. "...А к пуговицам претензии есть? Нет. Стоят насмерть!" Так же "на смерть" стоят большинство специалистов, от которых зависит обучающий процесс. Хотя сейчас лед тронулся и наряду с полным неприятием уже существует группа продвинутых преподавателей, которые сами учатся и пытаются внедрять эти знания в учебный и рабочий процессы.
На мой взгляд, эта проблема давно назрела и требует хирургического вмешательства. Пришло время реорганизовывать обучающий процесс и брать не количеством выпускаемых специалистов, а их качеством. Начинать надо с фундамента. Необходимо организовать отдельные кафедры и преподавать студентам основы гнатологии со второго курса, закрепляя знания на протяжении дальнейшего обучения в терапии, хирургии, имплантологии, ортопедии (включая зубных техников), орто- донтии и по другим смежным специальностям.
- Почему у нас никогда толком не преподавали гнатологию в рамках обучения в вузе?
- Из-за "железноого занавеса", как и во многих других областях у нас не было достаточной возможности в получении необходимых знаний, хотя гнатология имеет уже 200-летнюю историю.
Сейчас, когда занавес разрушен, уже как-то и желания учиться нет. Зачем что-то менять, когда можно работать по старинке... Поэтому, увы, не было и нет достаточного количества преподавателей, обладающих знаниями и способных организовать учебный процесс.
- Бытует мнение, что гнатологию надо знать только ортопедам. Ваше мнение на данный счет?
- Процитирую моего друга профессора из Италии Клауса Авриля: "Вы любите гнатологию? Нет? Тогда забудьте об ортопедии. Это не остаточный продукт.
Вы доверяете основам гнатологии? Нет? Тогда откажитесь от ортодонтии, так как будут постоянные рецидивы.
Знаете ли вы, какое влияние оказывают преждевременные окклюзионные контакты на па- родонт? Нет? Тогда вычеркните пародонтологию из своего спектра лечения.
Знаете ли вы, что чрезмерное запечатывание фиссур ведет к негативным окклюзионным нарушениям? Нет? Тогда не делайте этого. Потерянные точки контакта в центрике могут привести к окк- люзионному неврозу. Таким образом, гнатология - это основа стоматологии".
- Насколько сложно разработать конкурентоспособные отечественные артикулятор, лицевую дугу? Или в этом нет надобности?
- Безусловно, артикулятор - это сложный высокоточный прибор, к производству которого предъявляются высочайшие требования. Но помимо артикулятора существует ряд других, не менее важных приборов, таких, как лицевая дуга, аксиог- раф и т. д., необходимых для комплексного обследования пациентов. Разработка такой системы на современном уровне требует не один год и миллионы инвестиций. Существуют признанные лидеры в производстве таких приборов, и надо пользоваться их наработками, а изобретать "Жигули" как-то не хочется.
- И все-таки, у кого сейчас учиться гнатологии, какие есть варианты? Многие едут за рубеж, оправданно ли это или можно полностью получить все знания в Москве? Есть ли какой-то минимум в образовании ? Сколько конкретно может стоить такое обучение?
- В нашей стране основоположником клинической гнатологии является профессор Хватова В. А., которая несмотря на все препоны и неприятия, смогла создать отечественную школу гнатологии и, оставаясь в строю, продолжает делиться своими знаниями.
Благодаря перестройке и возможности выезжать за рубеж, я стал сотрудничать с немецкими зубными техниками и столкнулся с проблемой невозможности такого сотрудничества без использования артикулятора. Пришлось посещать ряд курсов, где я открыл для себя преимущества и безграничные возможности новых знаний. Возникло желание поделиться этими знаниями, и вот уже 10 лет существует мой инновационный центр "8 микрон". За это время, продолжая обучаться сам, я познакомил отечественных специалистов с такими выдающимися гнатологами, как: W.D. Seeher , проф. Klaus Avril, проф. Karl Wirth, проф. A. Gutowskiy и др. По материалам многих курсов нами созданы обучающие фильмы. В 2005 г. меня единственного из России приняли в Американскую ассоциацию гнатологов. Я горд, что многие специалисты, признанные в нашей стране, сейчас открыли для себя гнатологию на наших курсах.
Постепенно гнатология стала популярной, и все большее число учебных центров, растущих как на дрожжах, предлагают массу курсов как в России, так и за рубежом. Наряду с действительно признанными специалистами в этой области, почувствовав запах денег и непаханную ниву, в страну хлынула масса "специалистов" - как бывших наших соотечественников, якобы получивших образования за океаном, так и иностранцев, лишенных права практики у себя на родине, но готовых за хорошие деньги поделиться "семейными тайнами". Ценовые категории тоже весьма разнятся, и российскому врачу очень сложно определиться в выборе курсов. Поэтому сейчас как никогда актуален вопрос дальнейшего развития отечественной школы гнатологии.
- Как убедить сегодня пациента в необходимости для него проведения дополнительной диаг- но-стики ? Ведь это очень затратно: например, по прейскуранту клиники известного у нас гнатолога М. Антоника, диагностика окклюзии стоит от 70 тыс. руб.
- Ну, по поводу Михаила Михайловича без комментариев, его цен не знаю и в его бухгалтерию не лезу, могу предположить, что это является неким барьером от того потока страждущих, которых в виду неумения и нежелания вести направляют нерадивые стоматологи. Им легче отфутболить сложного пациента, чем разобраться в его ситуации, а для этого повысить свой уровень знаний. На это, как обычно, нет времени и желания. К кому отфутболить? В основном называют 3 фамилии: Хватова, Антоник, Чикунов... Каждый день я беседую по телефону с этими бедными брошенными пациентами, объясняя им, что я с удовольствием готов их проконсультировать, если они приведут на прием своего врача, которому я готов помочь, но брать всех пациентов у меня нет возможности.
Для меня нет никаких проблем убедить пациента в проведении дополнительной диагностики. Если я убежден в необходимости подобных действий, я не жалею времени для беседы с пациентом, объясняя ему его проблему. Информируя и вовлекая пациента в лечебный процесс, я делаю его своим сторонником. С другой стороны, многие врачи направляют пациентов на ненужные дополнительные исследования, заменяя клиническое мышление ворохом бумаг.
- Какие задачи ставит перед собой секция гнатологии ? Всем известно, что реальной пользы от нашей ассоциации практическому врачу почти никогда не было. Что сможет дать докторам полезного секция гнатологии, есть ли программа действий ?
- Секция гнатологии существует 8 лет, она организована по инициативе проф. Хватовой В. А.
На сегодняшний день мы ставим задачи по массовому привлечению в наши ряды тех самых практических врачей. Разрабатывается новое положение о членстве. Хотим привлечь к себе активных участников, желающих как совершенствовать свои знания, так и делиться ими с окружающими. На базе секции готовы организовывать семинары, мастер-классы, круглые столы, где готовы обсуждать как общетеоретические, так и сугубо практические аспекты, ежегодно проводить международные конференции с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, организовать консультации сложных пациентов, выпускать тематический журнал. К глобальным задачам относим организацию специализированных кафедр гнатологии на базах стоматологических университетов, организацию обучения профессорско-преподавательского составов вузов основам гнатологии, помощь в создании методических пособий по обучению студентов гнатологии.
Но без вашей помощи и поддержки, дорогие коллеги, нам с этим не справиться.
Мы призываем вас к активному сотрудничеству и открыты для диалога.
Беседу вел Андрей АКУЛОВИЧ, главный редактор газеты "Стоматология сегодня", к. м. н., ассистент кафедры терапевтической стоматологии ГОУ ВПО Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад И.П. Павлова
Опубликовано в газете Стоматология сегодня № 9 (99) 2010 г. и перепечатано но просьбе секции "Клиническая гнатология" СтАР
|