другие выпуски | № 1 (45), 2012 г. |
СОДЕРЖАНИЕМАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ Т.И. Ибрагимов Т.И. Ибрагимов, Н.А. Цаликова Н.А. Цаликова,А.Ш. Хуранов К.Н. Косенко, О.В. Деньга, Э.М. Деньга, В.В. Лепский Ф.Ф. Мананнова, А.Г. Акатьев К. Ронкин Dr. Jean M. Meyer, ZT Gilles Philip З.Т. Герсамия В.А. Загорский, И.М. Макеева, В.В. Загорский, Р.М. Жигунов в твердых тканях зубов Авторские разроботки В.А. Хватовой (лекции) А.В. Коваленко, А.Ю. Дробышев, А.Б. Слабковская, Л.С. Персин, Н.С. Дробышева Е.В. Кузьмина, Т.Е. Щербакова, К.А. Иванова Б.Н. Зырянов, Т.Н. Жорова, С.Г. Беньковская, Б.Т. Расторгуев, О.В. Орешака, Е.А. Деменьтьева К. Г. Караков, Ю. Н. Майборода, А. В. Оганян, Э. В. Урясьева, Т.Н. Власова В.Ю. Никольский, К.В. Имбряков Н.Т. Лобжанидзе, В. Маргвелашвили, Т.А. Лобжанидзе, М. Каландадзе Читатели журнала «МАЭСТРО стоматологии» задают вопрос Совершенствование системы последипломного образования врачей-стоматологовТ.И. Ибрагимов Стремление российской системы образования в единое европейское образовательное пространство и вступление в Болонский процесс требует усовершенствования последипломного образования по ортопедической стоматологии: сделать программы обучения сопоставимыми с европейскими странами, но и не исключить большой опыт нашей страны в этой области образования. Министры просвещения 29 стран ЕС в 1999 г. подписали Болон- скую Декларацию, куда впоследствии вступила и Россия. Целью этой декларации было: создание единой Европейской зоны образования, в которой профессорско-преподавательский состав, студенты и специалисты смогут легко перемещаться и иметь признание своих квалификаций; «настроить» учебные планы в терминах, структуре, программе и самообучении так, чтобы они были сопоставимы во всех странах; повышение профессионализма врачей этих стран. Образование сейчас - одна из самых актуальных тем. По крайней мере, все меньше остается людей, которые решаются утверждать, что высшее образование - излишняя роскошь. При этом образование и наука XXI века будет принципиально отличаться от науки XX века. В ней будут другие сверхзадачи. Новые технологии - создание микромашин, генная инженерия и та же атомная энергетика выводят на новый уровень пространственных и временных масштабов, на котором человечество раньше не оперировало. Например, многие радиоактивные отходы будут представлять опасность во временах в сотни тысяч лет. С другой стороны, ускоренная эволюция микроорганизмов, которую обеспечило массовое применение антибиотиков, с большой вероятностью сделает многие, не слишком тяжелые на сегодняшний день болезни, смертельными завтра. В XXI веке нас ждет много новых опасностей и постиндустриальных рисков. Естественно, здесь открывается огромный простор для компьютерного моделирования, прогнозирования, широкого применения вычислительных технологий и внедрения различных систем и методик повышения образования специалистов, в том числе и последипломного образования. В Европе практически всюду, последипломное образование непрерывное, т.е. применяется накопительная система, при которой, каждый год набирается определенное количество кредитов (баллов) на краткосрочных тематических циклах. А у нас в стране проводя дополнительное последипломное образование стоматологов циклично, через каждые 5 лет, говорить о непрерывности последипломного образования пока нельзя. Кроме того, в русле экономических преобразований в нашей стране важно осознание того, что экономическое развитие страны, конкурентоспособность ее специалистов и ученых, ее место на мировом рынке во многом зависит от эффективности профессионального дополнительного образования, особенно подготовки высококвалифицированных кадров. При этом отставание качества стоматологического дополнител ьного образования от образовательного, научного и технического бума в стране и в мире может привести не только к снижению эффективности образования, но и к потере конкурентоспособности самого специалиста, по- лучившего дополнительное образование в этих учебных заведениях и обучающих центрах. Как следствие, спрос на такие учебные заведения будет снижаться, и специалисты обратятся за дополнительным образованием в другие, более мобильные учебные центры или страны, образование в которых будет организовано с учетом вышеперечисленных факторов. Соответственно, конкурентоспособность учебных заведений зависит от того, насколько быстро они реагируют на изменения на рынке труда. В период рыночной экономики возникает неизбежное превращение знаний в товар. При этом ценность любого образовательного достижения определяется ее рыночной ценой, т.е. спросом на нее. Конкуренция в дополнительном стоматологическом образовании в России значительно повысилось с появлением коммерческих негосударственных учебных заведений и учебных центров различных фирм-производителей с тематическими циклами, где специалисты не всегда получают объективные знания, а идет реклама продукции фирм-спонсоров этих заведений. В настоящее время дополнительное образование стоматологов (интернатура, ординатура, сертификационные циклы повышения квалификации специалистов и др.) в основном направлено не на раскрытие способностей и обучение новым методам, а на усвоение уже отработанных методик и стандартных алгоритмов лечения. Кроме того, в настоящее время для повышения своей квалификации врачу-стоматологу приходится оторваться от своей основной работы не менее чем на месяц, что приводит к разрыву потока пациентов и не очень нравится руководителям клиник, особенно частных. В связи с этим необходимо составить рабочие учебные программы, особенно сертификационные, с учетом интересов потребителей, то есть врачей-стоматологов и пациентов. В борьбе за выживание от государственных образовательных учреждений последипломного образования требуется применения маркетингового подхода - ориентирование учебного процесса на рынок, для чего необходимо разработать новую тактику и стратегию деятельности образовательных услуг. В связи с вышесказанным, а также с тем, что Московский государственный медико- стоматологический университет (МГМСУ) является головным ВУЗом России по стоматологии, мы разработали и успешно внедряем в учебный процесс следующие пути улучшения последипломного образования врачей-стоматологов: 1. Увеличение разнообразия форм обучения и более широкий охват тематик занятий, за счет внедрения большого количества тематических циклов по самым востребованным и инновационным разделам стоматологии. 2. Индивидуализация профессионального дополнительного образования - направленность не только на групповое, но и на индивидуальное обучение. В университете увеличивается количество стоматологов, получающих новую специальность не только в результате прохождения двухгодичной ординатуры, но и в результате профессиональной переподготовки (более 504 часов), занимаясь индивидуально с высокопрофессиональными педагогами кафедр. 3. Повышение уровня квалификации преподавателей, в том числе обучая их по программе «Педагогика», специально разработанной для преподавателей факультетов повышения квалификации. 4. Систематическое обучение педагогов и обмен опытом со специалистами ведущих зарубежных учебных заведений. 5. Внедрение дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учебных заведениях (Приказ №4452 от 18.12.2002 г. Минобразования России). В университете обыденным стало дистанционное обучение и интернет-конференции не только с регионами России, но и с зарубежными учебными заведениями. 6. Интеграция учебного процесса между стоматологическими кафедрами за счет создания межкафедральных учебных центров, лабораторий и т.д. 7. Разъяснение руководителям государственных и негосударственных стоматологических лечебных учреждений преимущества и необходимости систематического повышения квалификации стоматологов. Очень часто работодатели, т.е. руководители и хозяева частных и коммерческих стоматологических клиник не заинтересованы выделить финансовые средства на повышение квалификации своих сотрудников. Им проще принять на работу нового сотрудника, который повысил свою квалификацию за свой счет или за счет других клиник и лечебных учреждений. Но такая тактика приводит к большой текучести кадров, к потере постоянных клиентов, что в свою очередь приведет к значительному снижению доходов клиники. 8. Увеличение мобильности тематических циклов усовершенствования по мере появления на рынке услуг новых материалов, оборудования и технологий, а также с учетом социального заказа. На многих кафедрах стоматологического факультета последипломного образования разработаны и успешно внедрены в практику тематические циклы, в зависимости от пожелания курсантов с разным периодом обучения по одной и той же тематике и с учетом разного уровня подготовки специалистов (ознакомительные, обучающие и высокотехнологические). 9. Широкое внедрение визуализированных тестов и ситуационных задач для контроля и самоконтроля знаний слушателей факультета повышения квалификации стоматологов. Визуализированные тестовые задания для сертификационных циклов с грифом УМО должны быть едиными для всей территории РФ. Внедрение в учебный процесс данных условий необходимо для поддержания необходимого минимального уровня знаний, которыми должен владеть специалист по всей стране. 10. Привлечение к научному и учебному сотрудничеству с кафедрами повышения квалификации стоматологов отечественных и зарубежных фирм-производителей стоматологической продукции. 11. Приближение учебной программы к международным требованиям с целью привлечения на последипломное обучение врачей-стоматологов из ближнего и дальнего зарубежья, а также международная аккредитация высших учебных заведений и отдельных факультетов. Для реализации вышеперечисленных путей улучшения качества последипломного образования необходимы четыре условия: а) Высокопрофессиональные кадры: профессиональный педагог - это тот педагог, который умеет не только передать свои знания и обеспечивает их усвоение, но также организовывает и осуществляет учебный процесс по учебной программе. б) Современное стоматологическое оборудование и материалы - обучение на морально устаревшем оборудовании не только затрудняет учебный процесс, но и понижает доверие курсантов к новизне и объективности предлагаемых методов лечения. в) Систематически обновляемые учебные программы - программа должна указать пути раскрытия тем, общую дозировку времени на их изучение и быть ориентирована на современные потребности рынка труда. г) Профессионализм управления учебным процессом (ректорат - деканат - кафедра) - отсутствие всех тематик повышения квалификации и адекватной организации учебного процесса может понизить авторитет учебного заведения и привести к потере значительного количества потенциальных слушателей. д) Для улучшения последипломного образования в стоматологии в нашей стране необходимо его реформировать (не разрушая старое, взять новое из зарубежного опыта с учетом нынешних экономических реалий); ужесточить требования к учебным заведениям, занимающимся послевузовским образованием (к компетентности преподавателей, материально-техническому и методическому оснащению учебных центров); разработать новые программы с учетом последних достижений науки и материаловедения; внедрить накопительную систему сертификационного цикла; активно сотрудничать с зарубежными коллегами и изучить их опыт послевузовского непрерывного образования. Таким образом, последипломный образовательный процесс в стоматологии должен быть ориентирован, прежде всего, на личность и рынок, быть непрерывным, а материально-техническое и методическое оснащение учебных заведений и квалификация педагогов должны быть на самом высоком уровне. Только такой комплексный подход позволит повысить конкурентоспособность образовательных услуг последипломного образования в государственных учебных заведениях. |