№2 (50), 2013 г.


другие выпуски


СОДЕРЖАНИЕ

Л.Ю. Орехова, В. Кудрявцева, Е.С. Лобода, В.В. Тачалов
Профилактика заболеваний пародонта у лиц молодого возраста с деформирующими дорсопатиями

И.А. Горбачева, Л.Ю. Орехова, Ю.А. Сычева, 0.В. Михайлова, Э.С. Силина
Профилактика заболеваний пародонта у лиц молодого возраста с деформирующими дорсопатиями

Л.Ю. Орехова. Е.В. Косова
Влияние терапии хронической обструктивной болезни легких на гигиену полости рта

М.В. Осипова
Тенденции развития заболеваний пародонта у населения мегаполиса

Л.Ю. Орехова, Б.Л. Кучумова, А.А. Бармашева
Результаты и перспективы применения допплерографии в стоматологии

Л.Ю. Орехова, Т.В. Порхун, В.Ю. Крылова, Е.В. Косова, Р.К. Ялышев
Топография расположения устьев корневых каналов зубов

Л.Ю. Орехова, Н.С. Оксас
Электронно-микроскопическое исследование структур органов полости рта под воздействием воздушно-абразивных средств

К.Г. Караков, T.H. Власова, А.В. Оганян, С.А. Мозеров
Новые возможности в лечении язвенно-некротического гингивита

K.Г. Караков., Т.H. Власова, А.В. Оганян, О.В. Полякова
Современные концепции лечения синдрома «Жгучей боли»

ZA Ulf Krueaer-Janson
Композит с опалесценцией. Клинический пример изготовления высокоэстетичной композитной реставрации

A.А. Адамчик
Влияние типа фотополимиризатора и предварительного нагревания фотоотверждаемых материалов на глубину полимиризации

Бухтеева Елена
Коррекция прикуса прозрачными элайнерами Star Smile

Е.M. Майстоенко, В.Н Красавина
Опыт применения дентального объемного томографа "PLANMECA" — PROMAX 3D при обследовании пациентов с заболеваниями слюнных желез

Б.В. Григооьян
Многофакторный анализ работы врачей-стоматологов терапевтов

B.А. Путь, С.А. Саянц. В. В. Садовский
Простое решение в сложном клиническом случае, принцип «четвёрки» Zygomatic 55° с учётом анатомии пазух.
Клинический случай

Е. И. Семенов, О. И. Сенников, Н. Г. Сурьянинов, В. А. Лабунеи
Исследование напряженно-деформированного состояния костной ткани вокруг имплантатов, служащих опорой полного съемного протеза на нижней челюсти при его балочной фиксации

ЧЕМПИОНАТЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА в 2013 г.
"Художественная реставрация зубов" и "Медицинское отбеливание зубов"

Е.И. Вагина, Е.В. Алексеева, Н.В. Чиж
25 лет музею истории медицины МГМСУ им. А.И. Евдокимова

А.И. Николаев, О.Ю. Кузьминская, Д.А. Николаев
Нужна ли современному стоматологу мышьяковистая паста?

Б.Н. Зырянов, Т.Ф. Соколова
Подготовка обследуемых к забору слюны и ротовой жидкости при стоматологических исследованиях

A.В. Белолапоткова, К.А. Пашков
B.Ю. Курляндский - основатель научной стоматологической ортопедической школы (1908-1977)

Симпозиум «Стоматология Будущего Сегодня» - качественный< скачок в развитии стоматологии

Пресс-релиз. Дентал Салон: весенний смотр стоматологии




Орехова Людмила Юрьевна

ОРЕХОВА
Людмила Юрьевна

Профессор, доктор медицинских наук, зав. кафедрой терапевтической стоматологии СП6ГМУ им. акад. И.П. Павлова, действительный член Петровской Академии Наук и Искусств, международной академии Пьера Фошара (Франция), Национальной академии эстетической стоматологии, Вице-президент Ассоциации пародонтологов России, Вице-президент Стоматологической Ассоциации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член Проблемной комиссии «Терапевтическая стоматология» Научного совета по стоматологии РАМН и МЗ РФ, зам. председателя Ученого совета стоматологического факультета СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, главный редактор научно-практического журнала для стоматологов «Пародонтология»

Людмила Юрьевна Орехова родилась 18 мая 1961 г. В 1984 г. закончила 1 Ленинградский медицинский институт имени академика И.П. Павлова.

1991 г. — приняла участие в создании городского пародонтологического центра «ПАКС».

1992 г. - защитила кандидатскую диссертацию под руководством профессора В.И. Калинина.

1997 г. — защита докторской диссертации, научные консультанты: профессор В.И. Калинин, профессор Б.Н. Софронов.

2000 г. — зав. кафедрой терапевтической стоматологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Л.Ю. Орехова - ведущий специалист СПб и РФ в области пародонтологии, иммунологии, организации стоматологической помощи населению, подготовки врачебных стоматологических кадров. В 2009 г. награждена Орденом «За заслуги перед стоматологией», в 2010 г. — Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Уважаемая Людмила Юрьевна. Расскажите, где Вы родились? Какие воспоминания из детства?

— Я родилась в городе Ленинграде, для меня наипрекраснейшем городе в мире. С рождения жила в доме, в котором моя бабушка (по папе) жила до войны. Эту квартиру семья покидала только во время блокады и вернулась не в полном составе, бабушку с моим папой вывозили по «Дороге жизни». Дом находится недалеко от Исааки-евской площади и, конечно, все мое детство и последующая жизнь проходили в романтической, загадочной и величественной атмосфере нашего города. Будучи младшей в семье (у меня есть старшая сестра, мы погодки), я всегда была под ее защитой, хотя особенно в этом не нуждалась, так как с детства была лидером и заводилой. Родители всегда говорят про мое упорство и трудолюбие. Воспоминаний из детства очень много, но самое главное, что я помню, это большое чувство уважения к блокадной, военной истории нашего города, так как и бабушка, и папа прошли это страшное время, были и горькие потери в семье, но память остается и передается у нас в семье из поколения в поколение. И я до сих пор не могу выкинуть ни одного кусочка хлеба, так как даже помню рассказы бабушки про блокадную норму.

Как случилось так, что Вы решили стать врачом-стоматологом ?

- В детстве, в очередной раз, попав на прием к врачу-стоматологу, милой молодой девушке, я была восхищена ее добротой и вниманием, безболезненным лечением и, выйдя с приема, категорически заявила родителям, что буду стоматологом. Я не знаю ее имя и фамилию и впоследствии мне не удалось ее найти, но вот так случайный пример истинного профессионализма помог мне в выборе профессии.

Как проходили Ваши студенческие годы?

- Мои студенческие годы проходили в стенах знаменитого 1 ЛМИ им. акад. И.П. Павлова. Я родилась и всю жизнь жила в г. Ленинграде (из семьи коренных петербуржцев). Окончила специальную химическую школу со средним баллом аттестата 4,9, сразу поступила в институт и с 1 курса занялась научной работой, но при этом старалась освоить практические навыки медицинской профессии. Летом ездила в медицинский отряд, зимой работала в клиниках на медицинском сестринском посту (хотела научиться всему: делать инъекции, перевязки и т.д.). Студенческие годы проходили весело, учиться мне было нетяжело и очень интересно. Боготворю свой 1 ЛМИ, ныне СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.

Разрешите начать с вопроса об основных моментах Вашего профессионального пути.

- Мой профессиональный путь складывался по классической академической схеме. Поступлению в институт помогло обучение в специализированной химической школе, единственной в городе Ленинграде. Обучение и начало исследовательской работы еще в школьные годы, когда я стала победителем Всесоюзных менделеевских чтений по олимпиаде по химии, помогло поступлению в знаменитый 1 Медицинский институт им. акад. И.П. Павлова. С 1 -го по 5-й курс занималась в СНО на кафедре медицинской химии, кафедре терапевтической стоматологии, под руководством доцента Стрелюхи-ной Т.Ф., в клинической ординатуре на кафедре терапевтической стоматологии. Одновременная работа на поликлиническом приеме в районной поликлинике, обучение в аспирантуре, работа в стоматологической поликлинике 1 ЛМИ, затем работа ассистентом на кафедре терапевтической стоматологии, организация Городского пародон-тологического центра «ПАКС», защита кандидатской диссертации, работа на кафедре доцентом, защита докторской диссертации, руководство научной работой кафедры, работа в должности профессора. ш Кто были Ваши учителя? - Мне очень повезло встретить на своем пути настоящих наставников, профессионалов своего дела: доцента Стрелюхину Т.Ф., доцента Маллабиу Г.А., профессора Калинина В.И., профессора Левина М.Я. и, конечно, можно было бы назвать еще много имен людей, участвовавших в моем становлении как профессионала.


Группа выпускников 1 Ленинградского медицинского института имени академика И.П. Павлова (1984 г.)

Стоматологическая школа Санкт-Петербурга занимала всегда ведущее место в России. Как Вы оцениваете ее место в современное время?

- Стоматологическая школа Санкт-Петербурга является не только ведущей, но и одной из первых в России. Вскоре после образования Санкт-Петербургского Женского медицинского института (1897 г.) там открывается кафедра зубных болезней (в 1899 г.), в становлении которой принимал активное участие А.К. Лим-берг (1856-1906 г. г.). 1-й кафедрой в России под руководством А.К. Лимберга заложены основы стоматологического высшего образования, а образованный в 1959 г. стоматологический факультет в 1 ЛМИ им. акад. И.П. Павлова развивает это направление и по настоящее время. Плеяда талантливейших ученых, таких как Дунаевский В.А., Калинин В.И., Перзашкевич Л.М., Соловьев М.М., Хацкевич Г.А., Трезубов В.Н., позволила сформировать стоматологическую научную школу 1 JIM И, ныне Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова и готовить кадры для практического здравоохранения Северо-Запада и всей России.


Начало трудовой деятельности врачом-стоматологом (г. Ленинград, 1984 г.)

Вы являетесь руководителем одной из стоматологических кафедр России с 2000 г. Расскажите о своей кафедре.

- Кафедра терапевтической стоматологии является крупной стоматологической кафедрой в СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. Открытие произошло в 1959 г. С тех пор она занимает ведущую позицию в стоматологическом мире. Заведующими кафедрой были знаменитые, талантливые профессора В.М. Уваров, В.И. Лукьяненко, В.И. Калинин, и в серии «Корифеи стоматологии» я вместе с коллегами написала небольшую книгу «Владимирская эпоха». На кафедре создана научная школа, было выпущено 8 докторов и 92 кандидата медицинских наук. Стали профессорами и руководят кафедрами Б.Т. Мороз, Л.А. Ермолаева, И.Н. Антонова, С.Б. Улитовский, Т.В. Кудрявцева. Многие сотрудники возглавили крупные поликлиники и другие медицинские организации. На кафедре занимаются студенты по всем разделам терапевтической стоматологи и (кариес, осложнен ный кариес, заболевания пародонта и слизистой оболочки полости рта), причем, начиная с 3 курса по 5 курс, каждый год приходят до 300-350 человек на курс, а также активно ведется подготовка врачей-интернов и клинических ординаторов. Ежегодно огромное число конференций как российских, так и международных посещают сотрудники с различными формами участия, делают интересные доклады и проводят курсы и мастер-классы. По России, да и за рубежом известны такие имена как, доц. Акулович А.В., доц. Нейзберг Д.М., доц. Прохорова О.В., доц. Порхун Т.В., доц. Кучумова Е.Д., к.м.н. Лобода Е.С., к.м.н. Бармашева А.А. и др.


100-летний Юбилей Университета. Профессор Кудрявцева Т.В., профессор Орехова Л.Ю., Ходырев В.Я., профессор Калинин В.И., профессор Миняев В.А. (Санкт-Петербург, Таврический дворец)

Кафедра активно поддерживает научные и другие отношения с коллегами из ЦНИИС, МГМСУ, Самарского медицинского Университета, Пермской Медакадемии, Воронежской Медакадемии, Педиатрической академии Санкт-Петербурга, ВМА им. С.М. Кирова, со стоматологическими институтами Европы и Америки.


С любимым деканом, доцентом Орловым B.C. (1999 г.)


Расскажите о том, как Вы стали зав. кафедрой.

- После защиты докторской диссертации в 1997 г., являясь ответственной за научную работу на кафедре терапевтической стоматологии СПбГМУ, стала работать в должности профессора, активно продолжала развитие Городского пародонто-логического центра «ПАКС». При участии профессора Калинина В.И., доцента Кудрявцевой Т.В., доктора Акуловича А.В. организовала в Ленинграде первый (после революции) выпуск научно-практического журнала для стоматологов «Па-родонтология», впоследствии ставшего официальным изданием ВАКа, и сейчас продолжаю быть главным редактором журнала. К сожалению, ранний уход из жизни моего учителя и предшественника профессора В.И. Калинина и решил мою дальнейшую профессиональную педагогическую судьбу. И с 2000 г. я являюсь зав. кафедрой терапевтической стоматологии 1 ЛМИ им. акад. И.П. Павлова, ныне Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова.


С ведущими пародонтологами России. Профессор Грудянов А.И., профессор Цепов Л.М.


Юбилейный конгресс в честь 50-летия стоматологического факультета СПбГМУ (СПб, 2011 г.) Профессор Соловьев М.М., профессор Вагнер В.Д., профессор Дидур М.Д., профессор Максимовская Л.Н., профессор Яременко А.И., профессор Улитовский С.В., профессор Максимовский Ю.М.

От чего Вы получаете на работе наибольшее удовольствие?

- От профессионально выполненной работы. На педагогическом поприще — от успехов своих учеников, в лечебной работе — когда могу помочь пациентам, как руководитель — целиком завишу от успехов своего коллектива.


Официальный визит в Университет в г. Тарту (профессор Маре Сааг, октябрь 2012 г.)

Кстати, как Вы оцениваете качество знаний и умений современных выпускников стоматологических ВУЗов?

- Наша молодежь очень талантлива и имеет огромный потенциал в освоении будущей профессии. К сожалению, не все его используют в полной мере. Но не только из-за отсутствия хорошего материального обеспечения ВУЗов, но и порой по недостатку знаний в расстановке приоритетов в освоении своей будущей специальности. Так,часть студентов,работая где-нибудь ассистентами врача-стоматолога, пропускают занятия, лекции, не понимая, что это более важно для будущей специальности.

Как Вы считаете, что является залогом успеха современного руководителя?

- Профессионализм во всем, умение повести людей за собой, вера в себя и свой коллектив.

Кого Вы предпочитаете принимать на работу: молодых и одаренных или уже успевших заслужить авторитет специалистов?


Выступление с докладом на IV Балтийской конференции стоматологов (г. Тарту, октябрь 2012 г.)

- И тех, и других, здесь важна сбалансированность. Очень важно, чтобы сохранялась преемственность, уважение к истории коллектива, а также возможность обучения у коллег. Причем учится и старшее поколение у младших, а не только младшее у старших. Очень важна коллегиальность в работе.

Каковы Ваши современные интересы в науке?

- Основное внимание, конечно, я уделяю новым исследованиям, технологиям диагностики, методам лечения и профилактики в разделе «Заболевания пародонта». Для меня сейчас большой интерес представляют методы диагностики с использованием методов флюоресценции, ультразвука, генетические исследования. В методах лечения приоритетом в последние десятилетия остаются лазерные технологии, фотодинамическая терапия и физиотерапевтические методы лечения заболеваний пародонта, а вступление Городского пародонтологического центра «ПАКС» в ЕРМА делает приоритетным для нас и раздел «Профилактика заболеваний пародонта».


Конференция, посвященная 20-летнему Юбилею Городского пародонтологического центра «ПАКС» и 15-летнему Юбилею научно-практического журнала для стоматологов «Пародонтология». Гости: профессор Giorgio Lombardo (Италия, Верона), профессор Белоклицкая Л.Н. (Украина)

Какие нововведения Вы реализуете в настоящее время?

- В настоящее время мы продолжаем исследования основ и новых методик фотодинамической терапии,проводим электронную микроскопию твердых тканей зуба и отрабатываем методы контроля за профилактикой кариеса на модели, продолжаем исследовать и внедрять микробиологические и иммунологические методы при диагностике и лечении заболеваний пародонта.


Международная стоматологическая конференция в Мадриде. Профессор Ронь Г.И. (г. Екатеринбург), профессор Демирель К. (Турция)

Скажите, в чем главная причина успешности Вашей кафедры?

- Профессиональный коллектив, преданный своему делу и сохраняющий традиции петербургской стоматологической школы.

Вы уже сформировали команду пародон-тологической Ассоциации ? Помогает ли Вам руководство СтАР? Где теперь располагается штаб Ассоциации? Есть ли у Секции представительства в регионах?


Посещение медицинского Университета в г. Бостон (США, 2010 г.). Профессор Яременко А.И., профессор Дидур М.Д., профессор Орехова Л.Ю., Мария-Тереза Пьетрок

- Секция пародонтологии в СтАР существует более 10 лет и бессменным ее руководителем является профессор Грудянов Александр Иванович — мой большой друг. При поддержке Президента СтАР Садовского В.В. и Вице-президента профессора Цимбалистова А.В., при поддержке руководителей СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, ректора, академика Баг-ненко С.Ф., директора ЦНИИС, профессора Кулакова А.А. и ректора МГМСУ, профессора Януше-вича О.О. в апреле 2013 г. Решением Совета СтАР секция пародонтологии преобразована в Ассоциацию российских пародон-тологов (АРП). Президентом Ассоциации стал профессор Грудянов А.И., Вице-президентом — профессор Орехова Л.Ю. Организационный штаб находится в отделении пародонтологии ЦНИ ИС, но я, как Вице-президент, и ответственный секретарь профессор Атруш-кевич В.Г. решаем оргвопросы по работе Ассоциации. Сформировано Правление Ассоциации, куда вошли ведущие пародонтологи России: профессор Янушевич О.О., профессор


I Юбилейный международный конгресс «Лазерная стоматология» (Москва, 2010 г.). Профессор Шугайлов И.Д., профессор Мориц А. (Австрия)

Дмитриева Л.А., профессор Леонова Л.Е., профессор Модина Т.Н. профессор Фролова О.А., профессор Блашко-ва С.Л. Начата работа по организации представительств в регионах. Это, на мой взгляд, является наиболее важным вопросом, как и вступление пародонто-логов России в члены Европейской Ассоциации пародонтологов.

Как Вы оцениваете происходящее в системе стоматологического образования?

- Неоднозначно, считаю, что введение нового стандарта образования,с одной стороны, конечно, несет достаточно много прогрессивного, но, к сожалению, очень многие разделы недоработаны и создают большие сложности для организации образовательного процесса.


Встреча с коллегами на Научно-практической конференции в г. Минске (Беларусь, 2009) Профессор Куцевляк Г.Ф. (Украина), доцент Кучумова Е.Д., профессор Дедова Л.Н. (Беларусь), профессор Белоклицкая Г.Ф.(Украина)

Скажите, считаете ли Вы, что достигли всего, к чему стремились как руководитель, как врач?

- Жизнь — это движение. Меня учили не останавливаться на достигнутом, а так как я очень увлекающийся человек, меня всегда манит лучшее и новое в своей профессии. Надеюсь, что еще много интересного впереди.

Расскажите, пожалуйста, как Вы проводите свободное от работы время?

- Стараюсь больше времени проводить в кругу семьи, по возможности, вместе путешествовать по миру.


Встреча в верхах (Государственная Дума РФ, 2011 г.). Вручение Почетной грамоты Государственной Думы РФ

Расскажите о Вашей семье.

- У меня замечательная дружная семья, с которой я стараюсь проводить как можно больше времени. С мужем Юрием мы вместе более 30 лет. Большинством своих успехов, я считаю, обязана ему, ну и, конечно, не смогу не вспомнить родителей: папу Юрия Алексеевича и маму Веру Евгеньевну, именно они заложили во мне стремление к знаниям, трудолюбие и любовь к своей работе.

Многому теперь учусь и у своей дочери Миланы. Она окончила Санкт-Петербургский университет, является кандидатом экономических наук. Она мне зачастую дает советы по работе с молодежью, по менеджменту и маркетингу и помогает мне в решении организационных вопросов. Ну и, конечно, теперь я еще и счастливая бабушка. У меня есть маленькая внучка Ариша.


Ещё одно увлечение (дайвинг, Красное море, 2009 г.)

Что Вы цените в людях?

- Честность, порядочность, профессионализм, умение уважать других людей, доброту.

Скажите, а что самое главное для Вас в жизни?

- Моя семья, любовь к людям и стремление сделать жизнь лучше.




В.Ю. Курляндский - основатель научной стоматологической ортопедической школы (1908-1977)

A.B. Белолапоткова, К.А. Пашков

Изучение деятельности заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора В.Ю. Курляндского (1908-1977) и его научной школы определяется общепризнанной ролью этого выдающегося врача и ученого в развитии стоматологии.

Анализ трудов В.Ю.Курляндского воспроизводит его многостороннюю научную деятельность, раскрывает картину научных направлений в ортопедической стоматологии, которые были им разработаны и воплощены в жизнь..

На пороге 104-летия со дня рождения В.Ю. Курляндского важно ознакомить новые поколения стоматологов с его огромным вкладом в стоматологию, значением его трудов на современном этапе развития ортопедической стоматологии, тем авторитетом, которым он пользовался у стоматологической общественности у нас в стране и за рубежом.

В становлении В.Ю. Курляндского, как личности, врача и ученого, прослеживаются 5 этапов: 1930-1935; 1935-1941; 1941-1945; 1945-1952; 1952-1977.

Детство и юность В.Ю. Курляндского пришлись на начало XX столетия, которое ознаменовалось крупными социальными переменами в жизни России.

Свой трудовой путь он начал с 17 лет, работая зубным техником. С 1930 г. начался первый период становления В.Ю.Курляндского, как врача. В этом году он поступил в Кубанский медицинский институт, а в 1932 г. - перевелся на лечебно-профилактический факультет 1-го Московского медицинского института. Общемедицинское образование, которое он получил, стало основой в формировании его материалистического, на основе учения И.М. Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, научного мировоззрения на единство и целостность организма, на роль внешней среды, этиопатогенетических факторов в развитии болезни. С этих общемедицинских позиций В.Ю. Курляндский подходил к изучению этиологии, патогенеза, профилактики и лечения заболеваний зубоче-люстной системы.

Будучи студентом, он посещал кафедру хирургии челюстей и полости рта с одонтологической клиникой 1-го МММ, под руководством профессора И.Г. Лукомско-го, который в 1935 г. так характеризовал студента 5 курса: «В.Ю. Курляндского знаю, как серьезно интересующегося стоматологией, благодаря зубоврачебному образованию, знакомого с основами специальности, в частности, хорошо владеющего зубопротезированием. Беседы с ним по вопросам протезирования дают основание горячо рекомендовать его для дальнейшей специализации по стоматологии и оставлении при кафедре с целью подготовки к научной деятельности». Позднее И.Г. Лукомский будет руководителем его докторской диссертации.

После окончания института в 1935 г. Вениамин Юрьевич был направлен в Харьков, в войска НКВД.

Начался 2-й этап его творческой деятельности. Работая военным врачом, он одновременно работал сверхштатным ассистентом кафедры ортопедической стоматологии Харьковского стоматологического института, где в 1937 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «К учению о съемных частичных протезах и их фиксации». Классификация фиксирующих приспособлений, предложенная В.Ю.-Курляндским более 75 лет назад, отличается оригинальностью и функциональным подходом к изготовлению съемных протезов, что актуально и в настоящее время.

В 1937 г. он был демобилизован, вернулся в Москву и стал работать ассистентом на кафедре ортопедической стоматологии Московского стоматологического института (МСИ).

В 1939 г. тридцатилетний ученый был назначен заведующим кафедрой ортопедической стоматологии в Перми.

В предвоенный период проявились главные черты характера В.Ю. Курляндского: настойчивость в достижении поставленной цели, необыкновенная работоспособность, талант исследователя, раскрылись его организаторские способности.

Великая Отечественная война выделила 3-й этап в жизни и деятельности ученого. Основным направлением научных исследований в этот период было лечение огнестрельных ранений челюстно-лицевой области. Докторская диссертация, которую он защитил в военном 1943 г., была на тему: «Функциональный метод лечения переломов челюстей огнестрельного происхождения». Результатом предложенного им метода лечения таких ранений было 80% возвращенных в строй раненых.

4-й этап - послевоенный, когда ученый работал заведующим отделением челюстно-лицевой хирургии и экспертизы труда инвалидов и лечебно-методическим отделом, в Центральном институте экспертизы трудоспособности инвалидов. Главной проблемой в этот период было долечивание раненых во время войны. В 1948 г. был издан труд В.Ю. Курляндского «Клиника и экспертиза трудоспособности при заболеваниях и повреждениях лица и челюстей», который был первой попыткой проанализировать и обобщить огромный материал, накопившийся у отечественных специалистов и лично у автора по лечению ранений лица и челюстей. Исследований по врачебно-трудовой экспертизе в стоматологии в отечественной литературе до публикации этой работы не было. Решение вопросов врачебно-трудовой экспертизы и правильное определение возможностей трудоустройства и приспособления к труду инвалидов имеет исключительное значение. В.Ю. Курляндский писал, чтс «снижение инвалидности является благодарнейшей задачей исследователя».

В 1950 г. он был отозван для работы в IV Главное управление при МЗ СССР, где до 1952 г. был заместителем Главного стоматолога, а потом долгие годы - консультантом этого управления.

5-й этап в научной биографии ученого начался с избрания его в 1952 г. на должность заведующего кафедрой ортопедической стоматологии Московского медицинского стоматологического института (ММСИ). Это был самый плодотворный период его деятельности. Проявив себя как лидер, В.Ю.Курляндский объединил вокруг себя единомышленников (Б.Р. Вайнштейн, JI.E. Шаргородский, Ш.И. Городецкий, З.Ф. Лебеденко, З.П. Липсман, В.Н. Копейкин, Я.Б. Ковалева). Он стал разрабатывать теоретическую основу и новую концепцию научных исследований, определяя их приоритетные направления, внедрять новые методы обследования больных, новые зуботехнические технологии и материалы.

Диапазон его идей, гипотез, прогнозов был неимоверно широк и зачастую опережал уровень современной ему науки. Это время было началом зарождения его научной школы ортопедов-стоматологов.

История наук свидетельствует, что научные школы сыграли большую роль в решении узловых проблем науки и в подготовке высококвалифицированных научных, творчески работающих кадров.

Основными признаками научной школы являются: наличие главы школы, лидера, объединяющего вокруг себя учеников, разрабатывающего направление исследований и выбор проблем, признание (в том числе и международное) медицинской общественностью вклада ученого в науку (стоматологию), развитие ученым интеграционных процессов в науке, создание в коллективе благоприятного для научной работы микроклимата. Все перечисленные критерии «научной школы» соответствуют деятельности В.Ю. Кур-ляндского, как руководителя большого научно-педагоги-ческого коллектива.

С приходом ученого жизнь на кафедре изменилась: появилось большое количество аспирантов, в том числе и целевых, не только из разных городов и республик СССР, но и из-за рубежа, ординаторов, соискателей. Научная школа ученого насчитывает более 104 кандидатов и докторов медицины, многие из которых возглавили кафедры стоматологии страны: Иркутск (Кудинов Г.А.), Волгоград (Миликевич В.Ю.), Баку (Садыхов И.Б.), Воронеж (Соснин Г.П.), Ереван (Геворкян Э.М.), Краснодар (Пинский И.Х.).

В 1953 г. В.Ю. Курляндский опубликовал монографию «Ортопедическое лечение при амфодонтозе». Разработка теоретических и экспериментальных вопросов этой проблемы привела к созданию нового направления в ортопедической стоматологии, которое было названо ученым «функциональная патология зубочелюстной системы» и десятки его учеников будут продолжать начатые исследования.

В 60-е годы XX столетия В.Ю. Курляндский занимался вопросами протезирования беззубых челюстей. В 1955 г. им была опубликована монография «Протезирование беззубых челюстей», в которой ученый предпринял попытку разрешить сложнейшие вопросы этой патологии.

Он и его ученики посвятили свои исследования одной цели: улучшить функциональную эффективность протезирования беззубых челюстей. Результатом этих исследований были конкретные предложения по решению данной проблемы.

В результате исследований, проведенных в 60-е годы В.Ю. Курляндским и его учениками по внедрению обезболивания в ортопедическую стоматологию, определились основные направления стоматологических вмешательств: подготовка больного к стоматологическим манипуляциям, снижение вибрационного эффекта из-за возможности перегрева зуба при препарировании, соблюдение режима препарирования. Впервые для этих целей был использован ультразвук.

В послевоенные годы остро встали проблемы орто-донтической помощи.

В 1957 г. ученый опубликовал монографию «Зубоче-люстные аномалии у детей и методы лечения. Ортодон-тия», в которой представил клинико-морфологическую классификацию зубочелюстных аномалий, в основе которой лежит взаимосвязь формы и функции, что очень важно для клиники. Более 20 диссертаций было защищено по этой проблеме.

К этому времени В.Ю. Курляндский приобрел достаточный опыт в преподавании ортопедической стоматологии. В 1958 г. им был написан учебник «Ортопедическая стоматология», который выдержал четыре издания у нас в стране и за рубежом и получил высокую оценку специалистов. Он дал новое определение понятия «жевательный аппарат», расширил физиологическое направление в стоматологии, подчеркнул связь ортопедической стоматологии с обшеклинической медициной. Главы по протезированию беззубых челюстей, че-люстно-лицевой ортопедии являются оригинальными, а ортопедическое лечение при пародонтозе дано на основе концепции о функциональной патологии зубочелюстной системы. В свете этой концепции ученым было написано новое «Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии» (1961), трижды переизданное, методические указания к проведению практических занятий для студентов, к чтению лекций для преподавателей, указания для практикующих врачей. Ученик Курляндского В.Н. Копейкин составил методическое пособие для преподавания ортопедической стоматологии на ФПКП и ФУВ. Впервые им был издан атлас (в 2 томах) по различным разделам ортопедической стоматологии. Коллектив, некогда возглавляемой им кафедры, в настоящее время является ведущим центром по преподаванию ортопедической стоматологии на самом высоком уровне, в соответствии с требованиями высшей школы.

В.Ю. Курляндский многие годы руководил научно-исследовательской лабораторией, организованной еще в 1933 г. Различные проблемы решал ученый со своими учениками: разработка новых сплавов на основе серебра и палладия (спецсплав), биметалла на основе спецсплава и золота для изготовления коронок, ситаллов, пластических масс. В.Ю. Курляндский изучал влияние лазерного и гамма-облучения зубочелюстной системы и его действия на организм в целом и зубочелюстную систему в частности, гальванотехнику, ультразвук и его применение в стоматологии и мн. др. Внедрение в клинику новых сплавов в 70-е годы давало большую экономию золота для государства.

Ученый получил 42 авторских свидетельства на различные изобретения.

13 октября 1969 г. В.Ю.Курляндскому было присвоено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР».

Работы ученого были известны не только у нас в стране, но и за рубежом. Он был избран почетным членом Ассоциации стоматологов Франции, почетным стоматологом Болгарии, неоднократно его приглашали вести международные конгрессы стоматологов.

Ушел из жизни В.Ю. Курляндский в расцвете творческих сил и таланта. Это произошло 14 октября 1977 г.

8 октября 1985 г. на здании стоматологического комплекса Московского ордена Трудового Красного Знамени медицинского стоматологического института им. Н.А. Семашко была установлена мемориальная доска с текстом: «В институте с 1952 по 1977 г.г. работал советский ученый-стоматолог, профессор Вениамин Юрьевич Курляндский».

Жизненный путь выдающегося деятеля советской науки, профессора В.Ю. Курляндского являет собой пример беззаветного служения науке-стоматологии. Пройдя путь от зубного техника до крупнейшего ученого-стоматолога, он оставил последующим поколениям богатое наследие не только в своих трудах, но и в делах учеников — продолжателей гуманистических традиций своего учителя. Научная школа, созданная и воспитанная им, насчитывает более сотни учеников, каждый из которых свято хранит заветы учителя.

Жизнеспособность идей ученого подтверждена изданием ранее не публиковавшейся монографии «Аспекты судебно-медицинской экспертизы в ортопедической стоматологии» (2000), которая вызвала большой интерес у специалистов, включением главы о функциональной патологии в новый учебник «Ортопедическая стоматология» (2001) под редакцией В.Н. Копейкина и М.З. Миргазизова.

В настоящее время коллектив кафедры, возглавляемой заслуженным деятелем науки РФ, профессором И.Ю. Лебеденко, продолжает развивать научные направления, указанные В.Ю. Курляндским, а позднее его учеником В.Н. Копейкиным, сохранил и приумножил научный потенциал до уровня европейских стандартов.