№ 4 (56), 2014 г.


другие выпуски


СОДЕРЖАНИЕ

М.А. Чибисова, А.Л. Дударев, Н.М. Батюков
Возможности конусно-лучевой компьютерной томографии в оптимизации диагностики и лечения хронических периодонтитов зубов

А.А. Зубарева, М.А. Чибисова, С.А. Каопишенко, М.А. Шавгулидзе
Современные возможности высокотехнологичных методов лучевого исследования при решении вопросов дифференциальной диагностики и тактики лечения пациентов с рино-одонтогенной инфекцией лицевого отдела головы

М.А. Чибисова
Стандарты использования конусно-лучевой компьютерной томографии в хирургической стоматологии, имплантологии и челюстно-лицевой хирургии

М.А. Чибисова, С.Ю. Остренко
Организация и радиационная безопасность рентгеностоматологических исследований в амбулаторной практике в свете современных нормативных документов и санитарных правил

М.А. Чибисова, Л.Ю. Орехова, Н.В. Серова
Клинико-лучевая характеристика и методика диагностического обследования на конусно-лучевом компьютерном томографе пациентов с заболеваниями пародонта

Др. Эдуардо Ман
Адгезивная фиксация керамических вкладок. Наилучшее сочетание сохранения ткани зуба, обеспечения механической прочности и эстетики в области боковых зубов

К.Н. Хабиев
Влияние дизайна имплантата на увеличение первичной стабилизации

С.И. Шестопалов, Е.А. Богатова
Клинико-экспериментальное обоснование применения HIP-плоскости в стоматологии

К.Г. Караков, Т.Н. Власова, А.В. Оганян, Э.Э. Хачатурян
Новые аспекты в лечении кандидо-ассоциированных глосситов полости рта

Ю.В. Кузовкова
Конкурс на самый интересный клинический случай 2014. Пресс-релиз

М.В. Богатырьков
Лечение скелетной формы аномалии прикуса II класса Энгля сочетанной с дисфункцией ВНЧС и болевым симптомом

А.В. Алимский
Существующая в стране учётно-отчётная документация по стоматологии и необходимость ее реформирования (приглашение к дискуссии)

Н.Н. Власова, Е.П. Якушечкина
Проблемы диагностики и профилактики кариеса зубов

ЧЕМПИОНАТЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА в 2014 г. «Стоматология детская»




Чибисова Марина Анатольевна Чибисова Марина Анатольевна

Ректор НОУ СПбИНСТОМ,
Доктор медицинских наук, профессор,
Заведующая кафедрой рентгенологии в стоматологии СПбИНСТОМ
Главный врач Сети Центров Стоматологической рентгенодиагностики МЕДИ, Председатель Секции «Лучевая диагностика в стоматологии» СтАР, врач-рентгенолог высшей категории, врач-ультразвуковой диагностики высшей категории

М.А. Чибисова: «Главным должно быть дело, которому служишь!»

В марте 2014 г. ректором Санкт-Петербургского института стоматологии последипломного образования (НОУ «СПбИНСТОМ»), единственного в стране негосударственного медицинского учебного заведения дополнительного профессионального образования для врачей-стоматологов и других специалистов, занятых в стоматологии, стала Марина Анатольевна Чибисова - профессор, д.м.н., заведующая кафедрой рентгенологии в стоматологии, главный врач Сети Центров стоматологической рентгенодиагностики МЕДИ, председатель Секции «Лучевая диагностика в стоматологии» СтАР.

Чибисова М.А. является автором 283 печатных работ, из них 9 монографий и 3 патентов на изобретения. Проводит лекции и образовательные семинары по современным вопросам лучевой диагностики и конусно-лучевой компьютерной томографии (КЛКТ, 3ДКТ) в амбулаторной стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и оториноларингологии в Санкт-Петербурге, различных городах Российской Федерации, странах СНГ и Европы.

13 ноября 2015 г. Чибисова М.А. будет отмечать свой юбилей, а также юбилей профессиональной (30 лет - работа в различных сферах лучевой диагностики - общая рентгенология, ультразвуковая диагностика, спиральная компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, лучевая диагностика в стоматологии, конусно-лучевая компьютерная томография - (КЛКТ, 3ДКТ) и преподавательской деятельности (20 лет).

Данное интервью в качестве руководителя одного из немногих профильных негосударственных образовательных учреждений, имеющего государственную аккредитацию, она дала журналу «Маэстро стоматологии».

- Марина Анатольевна, расскажите об организации, которой вы в настоящий момент руководите.

- Санкт-Петербургский институт стоматологии последипломного образования (СПбИНСТОМ) существует уже 17 лет. Сейчас в нашем институте активно работает 9 кафедр: терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, хирургической стоматологии, детской стоматологии, ортодонтии, психологии и медицинской деонтологии, рентгенологии в стоматологии, организации здравоохранения и медицинского менеджмента, кафедра челюстно-лицевой хирургии. Кроме этого, в СПбИНСТОМ существует курс внутренних болезней, в рамках которого слушатели осваивают навыки неотложной помощи на клиническом приеме (как взрослым, так и детям), особенности лечения беременных и кормящих пациенток. Каждая из кафедр проводит обучение по лицензированным программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки и тематического усовершенствования.

Хочу также отметить, что деятельность кафедр «Терапии» и «Ортодонтии» не ограничивается профессиональной переподготовкой и повышением квалификации. Кафедра терапии реализует программу интернатуры «Стоматология общей практики», кафедра ортодонтии - ординатуры «Ортодонтия». Кафедра рентгенологии в стоматологии, которую возглавляю я, была создана еще в 1999 г. моим отцом д.м.н., профессором Дударевым Анатолием Лукичом.

Если говорить в целом, сегодня мы обучаем как врачей-стоматологов и врачей-рентгенологов, так и средний медицинский персонал: зубных техников, зубных врачей, медицинских сестер, рентгенолаборантов.

В прошлом году мы успешно запустили новое направление деятельности - курс косметологии при кафедре челюстно-лицевой хирургии. В мае 2014 г. организован курс пародонтологии (заведующий курсом - Волкова Ю.В.) при кафедре терапевтической стоматологии.


Ни дня без рентгенологии (СПБИНСТОМ)


На Европейском конгрессе радиологов в Вене

- Как выстроен образовательный процесс в СПбИНСТОМ?

- В СПбИНСТОМ внедрена гибкая модульная система обучения, которая позволяет выстраивать образовательную программу индивидуально под каждого слушателя. Оставить свое рабочее место, организовать проживание в Петербурге, чтобы приехать к нам на профессиональную переподготовку (а это программы свыше 501 часа) очень непросто, да и пациенты петербургских врачей тоже не могут так долго ждать.

Поэтому каждая программа обучения у нас состоит из отдельных модулей - краткосрочных курсов.

Последовательность курсов может быть любой, и слушатель вправе выбрать, с какой интенсивностью он хочет пройти полную программу обучения. Если он хочет обучиться максимально быстро, он будет проходить все курсы, входящие в программу, в течение нескольких недель. Если такой возможности у него нет, слушатель может проходить 1-2 курса в месяц, затем вернуться к работе, освоить новый материал на практике и продолжить обучение в удобное для себя время.

Такой подход является максимально эффективным и полностью оправдал себя. Все образовательные программы в нашем институте лицензированы, и после их окончания слушатель получает документы государственного образца.

Мы одними из первых в России внедрили и технологии дистанционного обучения (синхронное и асинхронное) по всем специальностям на курсах повышения квалификации, в то время как профессиональная переподготовка требует непосредственного участия слушателя в практических занятиях. Например, у нас есть циклы дистанционного обучения (ДО) по терапевтической стоматологии с курсом рентгенодиагностики и радиовизиографии, курс ДО по ортопедической стоматологии и курс ДО по детской стоматологии. Кроме того, наши преподаватели могут проводить занятия в режиме «телемоста» - сразу для двух аудиторий, на базе института и, например, посредством трансляций в учебные центры других городов. В рамках сотрудничества с различными организациями и учебными центрами мы также организуем выездные занятия в разных городах и регионах РФ и стран СНГ.

Важно и то, что в СПбИНСТОМ есть собственное ООО «МЕДИ издательство», выпускающее монографии, учебники и различные методические материалы и пособия, а также много лет существуют газета и журнал «Институт стоматологии» (входящий в список ВАК).

- А сколько всего слушателей обучается в СПбИНСТОМ?

- В среднем, в нашем институте очное обучение за квартал проходит около 200 слушателей, на циклах ДО обучается примерно 50 человек из Санкт-Петербурга и различных регионов Российской Федерации. Каждый год количество обучающихся на очных циклах и на ДО увеличивается примерно на 15-20%. Еще пять лет назад их было от 70 до 100 человек, так что положительная динамика налицо. В прошлом году мы открыли собственный Научно-практический центр (НПЦ) в Санкт-Петербурге (проспект Металлистов, 58), на базе которого функционирует 5 стоматологических кабинетов для оказания многопрофильной медицинской помощи. Сейчас мы активно работаем над его переоснащением. Обучение слушателей СПбИНСТОМ проходит на двух базах: Невский, 82 (2 лекционных зала и фантомный класс для проведения занятий по терапевтической стоматологии), и Металлистов, 58 (2 лекционных зала и фантомный класс для проведения занятий по ортопедической стоматологии). Сегодня в каждом фантомном классе одновременно могут заниматься 12 слушателей, и классы постоянно заполнены.


С профессором Ореховой Л.Ю. и Компанией «Сирона» мы знакомы давно

- Какие перемены ждут СПбИНСТОМ в связи с реформой последипломного образования?

- С 1 января 2016 г. мы должны перейти на новую систему последипломного образования. Интернатура, как самостоятельный вид обучения, будет отменена, профессиональная переподготовка для получения специализации будет ориентирована на двухгодичную ординатуру. А это значит, что стоматологи, которые хотят получить дополнительную специальность, ещё могут успеть сделать это через профессиональную переподготовку, затратив на это меньше времени и финансов. В дальнейшем такой возможности уже не будет. Исходя из этих нововведений, наша задача в ближайшее время лицензировать ординатуру по терапевтической, хирургической, детской и ортопедической стоматологии. В рамках этого мы также планируем постепенно расширить направления работы кафедры рентгенологии - в рамках рентгенологии в стоматологии, в челюстно-лицевой хирургии и рентгенологии в оториноларингологии.

Конечно, реализация программ ординатуры связана с расширением профессорско-преподавательского состава института и интенсивной научно-исследовательской деятельностью. Мы постоянно привлекаем к преподаванию признанных авторитетов в своей области, и планируем делать это и далее.


На Всемирной стоматологической выставке в Кельне


КЛКТ «Морита» - моя первая и последняя любовь

- Какие требования к преподавателям предъявляет СПбИНСТОМ?

- Все заведующие кафедрами имеют высшую квалификационную категорию. Но самое главное - этообязательное совмещение преподавательской и практической деятельности! Это основной принцип, которого мы придерживаемся: каждый преподаватель должен быть флагманом в своей специальности! Заведующие кафедрами и ассистенты кафедр постоянно посещают все ведущие стоматологические выставки в нашей стране и за рубежом, регулярно принимают участие в научно-практических конференциях, как наших собственных, так и организованных другими вузами или компаниями. Отставать от своей специальности нельзя, иначе слушателям станет скучно. Преподаватели кафедр СПбИНСТОМ являются наставниками и кураторами для молодых врачей-стоматологов Медицинской группы МЕДИ, участвуют в работе аттестационной комиссии специалистов стоматологического профиля.

- А как вы можете охарактеризовать «среднего» слушателя СПбИНСТОМ? Отличается ли он от тех, кто приходил к вам пять-десять лет назад?

- Конечно! Если говорить, например, о недавних выпускниках вузов, то они очень хорошо владеют информационными технологиями, воспринимают все современные методы обучения, владеют иностранными языками.

Они больше ориентированы на дистанционное обучение, хотят, чтобы в обучающих модулях было меньше теории и больше практики, заинтересованы в отработке конкретных мануальных навыков на современном оборудовании и требовательны к изложению материала. Для нас, преподавателей, это означает, что нужно постоянно быть в тонусе, проводить ревизию курсов даже не раз в квартал или раз в месяц, а чаще.

Мы подстраиваемся под требования каждой группы. Есть знания, которые мы даем в обязательном порядке, но есть и то, что мы показываем сильным группам в рамках факультативных занятий.

Мы очень внимательны к обратной связи от наших слушателей. Например, у меня обучалась студентка, которая закончила стоматологический факультет в Лондоне. И когда начался цикл по радиовизиографии, она сказала, что хорошо было бы приобрести фантомы для проведения на них внтуриротовых и внеротовых снимков. В будущем мы планируем организовать фантомный класс для курса по рентгенодиагностике - для отработки методик выполнения внутриротовых и внеротовых снимков, при этом хотим учесть опыт европейских университетов. Конечно, это не заменит практических занятий на радио-визиографе со слушателями в аудитории, но позволит отработать конкретные навыки.

Самое главное - это желание получить знания, а всему остальному мы сможем научить!!!

- Кстати, если говорить о практике - часто приходится сталкиваться с мнением недавних выпускников о том, что им очень ее не хватало в процессе обучения?

- Все образовательные программы СПбИНСТОМ содержат большое количество практических занятий. Сегодня наши интерны и ординаторы имеют возможность проходить клиническую часть обучения в собственной учебной клинике - НПЦ «Институт стоматологии». Мы заключаем договоры с организациями по линии ТФОМС, и пациенты могут обследоваться на самом современном оборудовании и лечиться бесплатно. Учебный прием ведется под руководством опытных кураторов - врачей-стоматологов преподавателей СПбИНСТОМ, поэтому пациенты остаются довольны результатами.

Там же мы проводим практические занятия по радиовизиографии, ортопантомографии, конусно-лучевой компьютерной томографии (КЛКТ) на базе Центров Стоматологической рентгенодиагностики МЕДИ. В рамках повышения квалификации или программ профессиональной переподготовки слушатели отрабатывают навыки по выполнению внутриротовых и внеротовых цифровых рентгеновских снимков зубного ряда, обучаются выполнять снимки всех отделов зубочелюстной системы. Кроме того, у каждого слушателя этого курса есть возможность бесплатно обследоваться на конусно-лучевом компьютерном томографе (КЛКТ). От данного предложения еще никто не отказался! Это очень эффективный метод продемонстрировать стоматологам все возможности лучевой диагностики, в том числе КЛКТ Естественно, все манипуляции выполняются со строгим соблюдением норм радиационной безопасности, у нас обеспечена вся необходимая защита для пациентов, обучающихся и персонала. Радиационная безопасность обязательно входит во все программы лучевой диагностики в стоматологии. СПбИНСТОМ активно сотрудничает с Сетью Центров стоматологической рентгенодиагностики МЕДИ, оснащенных современными конусно-лучевыми компьютерными томографами (8 центров в различных районах Санкт-Петербурга и один центр в Москве).

Такой же большой объем практических занятий у нас присутствует на всех курсах института.


День рождения Центра стоматологической рентгенодиагностики на Невском

- Вы упомянули о сотрудничестве с компаниями-производителями. В чем оно состоит? Какие компании вы привлекаете к совместной работе?

- По линии рентгенодиагностики мы тесно общаемся с такими известными компаниями, как KaVo, Sirona, Planmeca, Morita. Первый конусно-лучевой компьютерный томограф был приобретен Медицинской группой МЕДИ в 2005 г. у компании Morita, и мы до сих пор поддерживаем прекрасные отношения с этим производителем. Мы с удовольствием сотрудничаем с компаниями по университетским программам, беря материалы и оборудование на изучение и апробацию. Сейчас мы оснащаем НПЦ современной техникой, планируем приобрести пьезохирургический инструментарий и лазеры для практических занятий на кафедре хирургической стоматологии, а также рассматриваем возможность сотрудничества с использованием оборудования для CAD/CAM технологий.

- С какими организациями, помимо производителей стоматологического оборудования, сотрудничает СПбИНСТОМ?

- Это, конечно же, множество учебных центров в разных городах России и стран СНГ. Например, УЦ «Контакт» в Красноярске, УЦ«Глобал Класс» в Челябинске, учебный центр «Юнит» в Перми, УЦ «Центродент» в Калининграде, учебные центры в Великом Новгороде, Хабаровске, Вологде, Новосибирске и т.д. Мы регулярно проводим выездные циклы на базе этих и других учреждений.

Самое тесное взаимодействие связывает наш институт СПбИНСТОМ и СтАР. Это, в первую очередь, проведение конференций по актуальным вопросам стоматологии. Налажены отношения и с рядом государственных вузов. Например, очень конструктивное общение у нас происходит с ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова.

В перспективе и в качестве моей задачи на ближайшее время будут налажены взаимоотношения с европейскими учебными заведениями (Германия, Швейцария и т.д.), заключены с ними договоры о сотрудничестве. Если раньше мы общались только в рамках конференций и разовых мероприятий, то сейчас планируем делать это системно.

- Марина Анатольевна, а когда и кем вы пришли работать в СПбИНСТОМ? Расскажите немного о себе.

- В 1984 г. я закончила 1-й ЛМИ им. акад. И.П. Павлова, затем училась в ординатуре по специальностям «онкология, рентгенодиагностика» в рентгенологическом отделении НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова. Мне повезло, я попала в уникальный коллектив, который привил мне любовь к лучевой диагностике. Уже тогда лучевая диагностика не считалась там дополнительным методом обследования. Я защитила кандидатскую диссертацию в 1988 г. на тему «Клинико-рентгенологическая дифференциальная диагностика опухолеподобного остеомиелита и злокачественных опухолей длинных трубчатых костей». Докторскую диссертацию защитила на тему «Комплексная лучевая диагностика новообразований опорно-двигательного аппарата» уже в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в 1998 г. В 1999 г. меня пригласили на должность заведующего рентгенологическим кабинетом в Медицинскую группу МЕДИ, и здесь начался мой путь в стоматологии. Пришлось учиться очень многому. Тогда в компании работало два рентгенолаборанта и я. Сегодня в Медицинскую группу МЕДИ входит 8 Центров Стоматологической рентгенодиагностики в Санкт-Петербурге и 1 - в Москве.

В СПбИНСТОМ пришла 15 лет назад на должность доцента кафедры рентгенологии в стоматологии, которую организовал мой отец - профессор Дударев А.Л. Заведовать этой кафедрой стала с 2000 г.

В 2007 г. стала председателем Секции «Лучевая диагностика в стоматологии» Стоматологической Ассоциации России, в 2011 г. избрана на эту должность уже на второй срок.


Дружный коллектив рентгенодиагностики отмечает День медика по царски

Очень приятно, что д.м.н., проф., заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ Бойко В.В. в 2014 г. организовал в СтАР новую Секцию «Психологии в стоматологии» и стал ее председателем.

- Уважаемая Марина Анатольевна! Известно, что врачами-стоматологами не рождаются, а уж специалистами по рентгенологии в стоматологии, видимо, тем более... Мы уверены, что нашим читателям будет интересен ваш путь в профессию.

- Направленность профессиональных мечтаний была однозначной и у меня и у младшей сестры Анны - медицина. Причина была одна - образ отца: врача, ученого, педагога, организатора. Самозабвенно влюбленного в своё дело, живущего им. Профессор А.Л. Дударев (а для нас просто папа) был нам с подросткового возраста примером профессионала в самом высоком смысле этого слова. Получилось так, что я пошла за отцом и в выборе специализации, Анна стала врачом-оториноларингологом (Зубарева Анна Анатольевна, д.м.н., доцент кафедры оториноларингологии с клиникой ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова, соавтор многих печатных работ). Училась я с интересом. Всегда на хорошо и отлично (ответственность перед отцом способствовала этому). Уже на втором курсе стала заниматься в научном студенческом кружке по рентгенологии под руководством декана факультета Ю.В. Малкова. Интерес к рентгенологии стабильно возрастал по мере изучения классических дисциплин: я реально видела, насколько необходимы клиницистам конкретные объективные методы исследования и какую радикальную помощь зачастую оказывает врач-рентгенолог в решении сложнейших диагностических задач.

- Каковы же были впечатления от первых лет самостоятельной врачебной деятельности?

- Мое уважение к избранной профессии и ее значимости в судьбе больного человека возрастали по мере погружения в практическую медицину и профессионального роста. Безусловно, этому способствовало и то, что я обучалась в клинической ординатуре по специальности «онкология, рентгенодиагностика» на рентгенологическом отделении НИИ онкологии им. проф. Н.Н. Петрова и там же до 1995 г. работала в качестве научного сотрудника. Тема моих диссертационных исследований также были непосредственно связаны с онкологией. В медицинской аудитории (я имею в виду читателей нашего журнала) не нужно дополнительно объяснять: каково значение точного диагноза для онкологического пациента. Отсюда проистекала и глубочайшее уважение врачей-лечебников к рентгенологам. И вообще, я с великим удовольствием всегда вспоминаю 12 лет своей работы в НИИ: прекрасный коллектив, интересная работа, и к тому же там у меня образовалась семья, скрепленная не только глубокими личными чувствами и воспитанием сына, но и повседневными профессиональными интересами.

- А в чём же был тогда резон вашего перехода в Военно-медицинскую академию?

- С одной стороны, началось реформирование НИИ, а с другой - интересы научной работы потребовали расширения зоны исследований. В Военномедицинской академии для этого были все условия.


Портрет на отдыхе


В Центре стоматологической рентгенодиагностики

К тому же там возрастали возможности педагогической деятельности, вкус к которой я почувствовала еще в НИИ - на практических занятиях с врачами-рентгенологами по курсу первичной специализации по ультразвуковой диагностике на рабочем месте. Во время работы в ВМА систематически вела лекционные и практические занятия с курсантами и слушателями факультета усовершенствования врачей.

- Известная пословица гласит «Бог любит троицу». Марина Анатольевна, насколько был закономерен и обоснован ваш переход в Медицинскую группу МЕДИ - третий радикальный шаг на профессиональной стезе?

- Здесь решающую роль сыграли несколько факторов. Прежде всего, авторитет Медицинской группы МЕДИ - современной, прогрессивной, социально-ответственной Компании, видящей свою миссию в создании лучшей медицинской системы в России для сохранения здоровья, красоты и полноценного долголетия людей.

При этом не менее привлекательным для меня был факт открытия в структуре Медицинской группы МЕДИ Санкт-Петербургского института стоматологии последипломного образования (НОУ СПбИНСТОМ) с кафедрой рентгенологии в стоматологии, причем первым заведующим стал мой отец - проф. А.Л. Дударев. И, наконец, меня, свежеиспеченного доктора наук, конечно же, привлекали новая сфера профессиональной и научно-педагогической деятельности, знакомство с интересными людьми, новые перспективы.

Кафедра рентгенологии в стоматологии была организована в Санкт-Петербургском институте стоматологии последипломного образования осенью 1998 г., для этого из стоматологической поликлиники ВоенноМедицинской академии им. С.М. Кирова был приглашен доктор медицинских наук, профессор, лауреат премии Совета Министров СССР, академик Международной академии информатизации Дударев Анатолий Лукич. С сентября 2000 г. по настоящий момент кафедрой рентгенологии в стоматологии заведует доктор медицинских наук, профессор, врач-рентгенолог высшей категории, врач ультразвуковой диагностики высшей категории Чибисова Марина Анатольевна. М.А. Чибисова была приглашена на работу в СПбИНСТОМ в апреле 1999 г. на должность доцента кафедры рентгенологии в стоматологии, до этого она работала заведующей рентгенологическим отделением кафедры амбулаторной хирургии Военно-медицинской академии. В настоящий момент профессор А.Л. Дударев также продолжает работу на кафедре в качестве преподавателя, проводя семинары и практические занятия со слушателями различных специализаций.

С 2000 г. профессор М.А. Чибисова заведует кафедрой рентгенологии в стоматологии (первой в России) Санкт-Петербургского института стоматологии последипломного образования, также она является главным врачом Сети Центров стоматологической рентгенодиагностики Медицинской группы МЕДИ.


Работа на радиовизиографе - в самом начале пути


Любовь к путешествиям

Поводом к созданию кафедры стала необходимость поднять на более высокий уровень подготовку врачей-стоматологов, работающих на радиовизиографах в стоматологических клиниках, а также повысить профессиональный уровень врачей-рентгенологов и рентгенолаборантов, проводящих рентгенологические обследования пациентов на рентгеностоматологическом оборудовании (радиовизиографах, ортопантомографах, конусно-лучевых компьютерных томографах) в амбулаторной стоматологической практике. Исходя из данных предпосылок, на кафедре рентгенологии в стоматологии были разработаны оригинальные программы повышения квалификации для врачей-стоматологов,врачей-рентгенологов, рентгенолаборантови медицинских сестер стоматологических клиник, позволяющие наиболее эффективно и быстро освоить теоретический материал и получить практические навыки, которые необходимы для уверенного ведения клинического приема пациентов по выбранной специальности для осуществления всего комплекса современных рентгеностоматологических обследований пациентов а амбулаторной клинике любой формы собственности. Кафедра рентгенологии предлагает слушателям для прохождения обучения большое количество циклов профессиональной переподготовки и повышения квалификации с выдачей документов и сертификатов по специальности государственного образца.

Кафедра рентгенологии в стоматологии СПбИНСТОМ приглашает всех желающих повысить свой профессиональный уровень!

- В завершение, футуристический прогноз. Рентгенология зависима от технического прогресса, это очевидно. Что бы еще можно было сделать, придумать?

- Нет предела совершенству. В плане использования конусно-лучевой компьютерной томографии сейчас очень назрел вопрос совместить компьютерную стоматологическую томографию с планированием ортодонтического лечения стрехмерных цефалометрическим анализом и с планированием имплантации, ортопедического лечения с дальнейшим изготовлением шаблонов. Это, к сожалению, пока еще используется не во всех стоматологических клиниках. И я думаю, что в этом плане конусно-лучевые компьютерные томографы и их программное обеспечение должны будут совершенствоваться.

С точки зрения лучевой диагностики, я все-таки надеюсь, что производители магнитно-резонансных томографов обратят внимание на стоматологию, и какой-то вид МРТ будет создан специально именно для амбулаторной стоматологической практики, и будет недорогим и несложным в использовании. Магнитно-резонансная томография (МРТ) необходима, потому что мы, к сожалению, сегодня не видим мягкие ткани челюстно-лицевой области, не видим рост различных образований, сложно дифференцировать заболевания височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС).

Ну и, конечно, очень интересно видеть каналы зуба изнутри. Поэтому трехмерная реконструкция при выполнении эндодонтического лечения - это будет тоже очень интересная и нужная опция. Возможно в ближайшее время (10 лет) будет создан микрокомпьютерный томограф для эндодонтии.

А вообще пределов развития действительно нет, ведь в ультразвуковой диагностики уже есть 4D. Я думаю, что следующий этап в рентгенодиагностике в стоматологии будет именно 4D-диагностика в стоматологии.


Морской круиз

- Да уж, редко получишь такой полный прогноз в каком-либо направлении. В завершение, пожелание читателям журнала «МАЭСТРО стоматологии».

- Мне очень нравится журнал «МАЭСТРО стоматологии». Он, конечно, один из самых популярных среди наших стоматологов. В какой бы точке России я бы ни была, везде встречаешь у врачей-стоматологов журнал «МАЭСТРО стоматологии».

Всем стоматологам могу посоветовать никогда не прекращать учиться, много читать, посещать конференции. Потому что человек, который заканчивает учиться, теряет свои профессиональные навыки и не может грамотно и качественно лечить пациентов.

С точки зрения рентгенодиагностики хочу убедить стоматологов в том, чтобы они не боялись использовать радиовизиографы, чаще назначали пациентам ортопантомограммы и КЛКТ для повышения качества диагностики и лечения стоматологических заболеваний. Сейчас современное рентгеностоматологическое оборудование дает очень низкую эффективную дозу облучения пациентов. И мы при этом совершенно не наносим вреда их здоровью. Радиовизиографов не нужно бояться, потому что ионизирующее излучение в малых дозах - и это уже много раз доказано - имеет противовоспалительное, стимулирующее и омолаживающее действие.

Это официальный факт, что небольшие дозы ионизирующего излучения оказывают склерозирование подкожной клетчатки лица, по типу золотого армирования. Это заменяет поход к косметологу. Поэтому врачи-рентгенологии и рентгенлаборанты всегда очень хорошо и молодо выглядят. И стоматологи, работающие на радиовизиографах, также будут сохранять долголетие и молодость.

- Вот нам и открылся секрет - почему Марина Анатольевна всегда так прекрасно выглядит! Марина Анатольевна, все врачи думают обычно, что вы своя, стоматолог по образованию.

- Мне это очень приятно. Значит, я допускаю не так много ошибок при проведении практических занятий и при чтении лекций. Все-таки, для меня этобыла абсолютно новая специальность, первое время ведь я даже нумерации зубов не знала, начала все с самых-самых азов. И я очень хорошо понимаю тех рентгенологов, которые не идут в стоматологию - это на самом деле сложно. И, кроме того, стоматологи, сами хорошо знающие рентгенологию, часто вообще не воспринимают общих врачей-рентгенологов, и очень критически относятся к их советам. Сейчас мне уже гораздо легче - за 15 лет я уже имею немалый багаж знаний по рентгенодиагностике в стоматологии. И конечно, мне в этом помогло сочетание преподавательской и практической работы.

- Вы возглавляете в СтАР секцию «Лучевой диагностики в стоматологии». Какие планы и задачи перед собой ставит эта секция?

- Секция организовалась в апреле 2007 г., и в 2011 г. меня переизбрали председателем на второй срок. Мы в Медицинской группе МЕДИ долгое время (с 2003 г.) воевали за радивизиографы, вначале для своей компании, а потом и для всей страны. При этом мы стали активно сотрудничать со Стоматологической ассоциацией России. В это время назрела необходимость создания специальной секции, которую назвали «Лучевая диагностика в стоматологии». Я переняла опыт от профессора Н.А. Рабухиной, которая мне эту секцию и передала. В настоящее время секция «Лучевая диагностика в стоматологии», СтАР и другие общественные организации направляют все силы, чтобы организовать и обеспечить радиационную безопасность рентгеностоматологических исследований в амбулаторной практике в свете современных нормативных документов и санитарных правил. Вначале это была борьба за возможность использовать радиовизиограф в стоматологическом кабинете, а сейчас речь идет о возможности запрета размещения цифровых ортопантомографов и конусно-лучевых компьютерных томографов в жилых зданиях (в смежных с жилыми помещениях).


Новогодний бал

При этом основная задача секции «Лучевая диагностика в стоматологии» - продвижение в профессиональной среде новых современных методов лучевой диагностики, в том числе конусно-лучевой компьютерной томографии; внедрение стандартов рентгенологического обследования с использованием КЛКТ и алгоритмов рентгенологического обследования пациентов в различных разделах амбулаторной стоматологической практики, челюстно-лицевой хирургии и оториноларингологии.

Сегодня в нашей секции состоят врачи-рентгенологи, которые пришли в стоматологию. Есть врачи-стоматологи, которые сейчас имеют возможность официально получить специализацию по рентгенологии через ординатуру и интернатуру. В секцию вступают главные врачи и генеральные директора стоматологических клиник, то есть, все те энтузиасты, которые любят рентгенодиагностику в стоматологии. Потому что люди все больше и больше понимают, что без лучевой диагностики сегодня невозможно гарантировать качество стоматологического лечения.

- Что по вашей специальности рекомендуете почитать?

- С точки зрения рентгенодиагностики в стоматологии, интересные книги выпускаются издательством Института стоматологии. В сентябре 2014 г. «МЕДИ издательство» опубликовало последнюю монографию «Стандарты использования конусно-лучевой компьютерной томографии в различных разделах амбулаторной стоматологической практики, в челюстнолицевой хирургии и оториноларингологии» под редакцией проф. М.А. Чибисовой (360 страниц).

- Какие у Вас планы по развитию института?

- Возглавить такую организацию, как СПбИНСТОМ - это большая честь и большая ответственность. Я всю жизнь охотно училась новому, и сейчас приходится осваивать все тонкости в области образования. Конечно, мне очень помогают все мои коллеги, которым я очень благодарна. Я хочу оправдать оказанное доверие, и сделать СПбИНСТОМ лидером в реализации образовательных услуг, вывести его на европейский уровень, повысить статус института, наладить тесные междисциплинарные связи с ведущими вузами РФ, СНГ и зарубежных стран. В наших планах также развитие научно-педагогической школы института, введение в команду новых высококвалифицированных специалистов.


На выставке «Дентал-ЭКСПО»

- Есть ли у Вас жизненное кредо, которое помогает Вам придерживаться выбранных целей?

- В свое время я была очень впечатлена знаменитой трилогией Ю.А. Германа «Дело, которому ты служишь». Пожалуй, именно эта мысль - что дело, которому ты посвятил свою жизнь, всегда должно стоять во главе угла, и стала моим жизненным кредо. Конечно же, я очень благодарна своей семье, которая всегда поддерживала меня во всех моих начинаниях, даже если мне приходилось меньше времени проводить с родными.

- Самые любимые на свете мужчины - отец, муж, сын, внук, но теперь есть еще и внучка!!!

К сожалению, сегодня у многих учреждений на первый план выходит коммерческий подход, но в нашем институте мы уделяем основное внимание профессиональному совершенствованию, и стараемся укрепить в слушателях интерес к своему делу. Иначе ничего не получится. Мне приятно, что в коллективе СПбИНСТОМ работают только те, кто глубоко и искренне любят свою работу, и совпадение наших взглядов дает мне уверенность в нашем общем успехе.

 

Санкт-Петербургский институт стоматологии последипломного образования является негосударственным образовательным учреждением, входит в Медицинскую группу МЕДИ. Был создан в 1997 г.

СПбИНСТОМ - единственное в России негосударственное медицинское учебное заведение дополнительного профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию. Осуществляет обучение всех специалистов, занятых в стоматологической отрасли: врачей-стоматологов всех специальностей, врачей-рентгенологов, руководителей стоматологических клиник, ассистентов врача-стоматолога, стоматологических гигиенистов, зубных техников, администраторов стоматологических клиник, рентгенолаборантов.

СПбИНСТОМ
Тел.: (812) 324-00-54, (812) 324-64-04, (981) 696-46-64 для Санкт-Петербурга и Ленобласти,
8-800-333-00-54 для других регионов России
www.instom.ru