СОДЕРЖАНИЕВОЗМОЖНОСТИ СТОМАТОЛОГИИ СЕГОДНЯТерапевтическая стоматологияПрименение депофореза гидроокиси меди—кальция в лечении хронического периодонтита. Ю.М.Максимовский, А.В.Митронин, А.В.Закарян Ортопедическая стоматологияПсихологические аспекты адаптации к съемным зубным протезам. Н.Ю.Прахт, Ю.И.Климашин Как облегчить процедуру снятия металлокерамических и цельнолитых коронок. А.И.Поздеев ОнкологияИсследования фосфоинозитидов у больных карциномами губ, слизистой оболочки полости рта и подчелюстных желез. А.Б.Давыдов, Н.Н.Слюсарь Клиническая эпидемиология рака слизистой оболочки полости рта. А.Б.Давыдов Лучшие стоматологические клиникиОткрытие новой клиники «Стома» в Санкт-Петербурге ЭпидемиологияПоказатели потери зубов у взрослого населения, обратившегося за ортопедической стоматологической помощью в ЦНИИС. А.В.Алимский, Г.В.Белецкий, А.А.Карцев, Ю.И.Климашин, А.И.Матвеева, А.Н.Ряховский Организация и экономика в стоматологии Состояние стоматологической лечебно-профилактической помощи в учреждениях негосударственного сектора. И.А.Денисова, В.М.Гринин Анализ основных учетных показателей работы врача стоматолога-ортопеда по данным 4-летнего наблюдения. З.М.Абаев Хирургическая стоматологияПрименение молекулярно-генетических методов исследования в диагностике гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области. Е.Н.Николаева, Ю.В.Алексеева, В.Н.Царев, В.С.Агапов ОБРАЗОВАНИЕ Опыт применения автоматизированной компьютерной программы «Диаст» для
дифференциальной диагностики заболеваний пародонта в учебном процессе. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬНужна помощь Александру Непомнящему Хоспис № 1: «Мы очень тронуты участием в на-; ших проблемах» СОБЫТИЯ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ МИРЕСтоматологический круиз Хельсинки—Санкт-Петербург 15-й Московский международный стоматологический форум и Международная выставка «Стоматоло-| гический салон—2004» Международная конференция челюстно-лицевых хирургов и стоматологов и выставка «Стоматология— | 2004» в Санкт-Петербурге «Из истории петербургской улыбки» Ортопедическая стоматологияН.Ю. Прахт, зав. отделением психологии Международного Славянского института, доцент Ю.И. Климашин, зав. отделением сложного челюстно-лицевого протезирования ЦНИИС, кандидат мед. наук |
ЛТ | СТ | И0 | ИД | ин | ис | ип | Им | И3 | |
X средн. | 2,14 | 2,13 | 1,82 | 2,98 | 2,67 | 4,21 | 1,69 | 3,35 | 3,29 |
Ио - общий показатель интернальности,
Ид - интернальнооъ в области достижений,
Ин - интернальность в области неудач,
Ис - интернальность в семейной сфере,
Ип — интернальность в производственной сфере,
Им - интернальность в межличностных отношениях,
И3 - интернапьность в отношении здоровья
Распределение показателей личностной тревожности представлено на рис.
1, ситуативной тревожности -на рис. 2.
Отличие эмпирических распределений, полученных по показателям интернальности,
от теоретического нормального проверялось при помощи критерия I — Колмогорова-Смирнова.
Эмпирические значения критерия для каждого параметра и уровня значимости
представлены в табл. 2.
Рис, 1. Распределение показателей личностной тревожности
Рис. 2. Распределение показателей ситуативной тревожности
Таблица 2
И0 | ИД | ин | ис | Ип | им | Из | |
т. ЭМП | 2,19 | 1,45 | 1,19 | 1,02 | 2,10 | 1,14 | 1,48 |
Примечание: эмп эмпирическое значение критерия Колмогорова-Смирнова, уровни значимости р<0,05, — р<0,001.
Распределения показателей, полученные по шкалам Ио, Ид, Ип и Из, отличаются
от нормальных. Анализ распределений показал, что во всех случаях наблюдается
положительная асимметрия, то есть графики имеют «скошенную» в сторону
низких значений форму. Иными словами, средние значения сдвинуты в сторону
интернальности.
Для выяснения структуры взаимосвязей между показателями тревожности
и интернальности был приведен исследовательский факторный анализ. Факторная
структурная матрица представлена в табл. 3.
В целом экспертные оценки качества адаптации к протезам у разных врачей имели общую тенденцию к положению «выше среднего» (б~8 баллов из 10). Однако 38% обследованных пациентов имели относительно более низкие оценки качества адаптации (4—6 баллов). У этих пациентов, по оценкам врачей, отмечалась одна из тенденций:
1. Изначально завышенные ожидания относительного качества будущих протезов в сочетании с дальнейшими попытками контролировать ход работы врача; эти пациенты задавали много вопросов технического порядка и намекали, что не вполне согласны с врачом.
2. Отчетливые, внешне наблюдаемые признаки волнения (тремор, побледнение
кожи, повышенная потливость, «рвотный рефлекс», напряженная поза и т.п.),
не находящие выражения в высказываниях пациентов. Врачи затруднялись
оценить характер таких пациентов, отмечали их закрытость, сдержанность.
Статистически значимых связей экспертных оценок и показателей тестов
выявлено не было.
У всех пациентов, принявших участие в исследованиях, процесс адаптации к съемным зубным протезам завершился благополучно.
Обсуждение. Статистический анализ показал, что в обследованной группе в целом отмечались средние показатели как личностной, так и ситуативной тревожности. Это противоречит общеизвестному факту, что подавляющая часть населения в большей или меньшей степени испытывает повышенную тревогу в связи со стоматологическим лечением. Однако следует учесть, что испытываемая тревога может оцениваться многими пациентами как неуместная с точки зрения врача. Успокаивая, ободряя своих пациентов, внушая оптимизм в отношении лечения, врачи невольно задают пациентам образец желаемого поведения. Представляется весьма вероятным, что отрицая тревожащие их переживания в ответах на вопросы анкеты, пациенты реализуют свое стремление соответствовать ожиданиям лечащего врача.
Положительная асимметрия в распределении показателей опросника УСК свидетельствует о высоком уровне интернальности. То есть обследованная группа пациентов склонна связывать причины происходящих с ними событий с собственными усилиями, брать на себя ответственность за происходящее. Более того, в отношении достижений, в производственной сфере Таблица 3
Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | |
лт | 0,570 | -0,426 | 0,442 |
ст | 0,699 | -0,288 | 0,397 |
Ио | 0,892 | 0,334 | 0,027 |
ид | 0,884 | 0,206 | -0,160 |
Ин | 0,743 | -0,219 | -0,234 |
Ис | 0,791 | -0,225 | -0,208 |
Ип | 0,557 | 0,303 | 0,519 |
Им | 0,693 | -0,103 | -0,530 |
Из | 0,258 | 0,807 | 0,020 |
Примечание: переменные, принадлежащие каждому из факторов, выделены жирным шрифтом. Минимальной значимой величиной коэффициента корреляции переменной с фактором, позволяющей считать переменную одной из составляющих фактора, считается г<0,4 [4].
и в отношении здоровья испытуемые показали столь высокие показатели интернальности, что распределение оценок стало значимо отличаться от нормального. Однако следует учесть, что такая позиция связывается в индивидуальном сознании со зрелостью личности и является весьма одобряемой в современном обществе. Со стороны пациента (клиента) логично было бы предположить, что именно такая позиция будет одобряема и врачами (и психологом, проводящим опрос) в хорошей клинике.
Таким образом, результаты опросников свидетельствуют о единой стратегии большей части обследованных пациентов - установке на одобрение. Действительно, использовавшиеся в данном исследовании психологические методики не защищены от искажения результатов вследствие установочных ответов, они не содержат контрольных шкал. При их использовании следует учитывать характер диагностической ситуации. Оба опросника создавались в расчете на ситуацию добровольного тестирования, подразумевающую искреннюю заинтересованность обследуемого в получении валидных результатов (например, в ситуации психологического консультирования).
В случае же психологического обследования пациентов в процессе стоматологического лечения добровольность их участия была лишь видимой, формальной. Естественно, у пациентов испрашивалось их согласие на обследование, оно оформлялось в виде просьбы со стороны врача или психолога. Однако, ни один пациент не увидел для себя возможность отказать в такой просьбе сотруднику клиники. Поэтому, несмотря на согласие пациента и дружелюбный, непринужденный характер сотрудничества между пациентом и психологом, обследование выступало для большинства пациентов в качестве экспертизы, проверки, что и провоцировало установочные ответы.
Косвенным образом такая установка подтверждается результатами врачебных анкет. 84% пациентов с первого раза запомнили имя и отчество своего врача. 78% рассказывали о своей профессии, хобби, семье и т.п., что свидетельствует о стремлении пациентов понравиться своему врачу, заслужить его особое внимание.
Таким образом, результаты психологического обследования с использованием только опросниковых методов, не защищенных от установочных влияний, не позволяют с достоверностью судить о личностных характеристиках пациентов.
Факторный анализ результатов двух опросников показывает, что самый мощный фактор, определяющий ответы пациентов, складывается из высокой тревожности и высокой интернальности по всем субшкалам, за исключением интернальности в области здоровья. То есть высокая тревожность связана с готовностью взять на себя ответственность за происходящее, за исключением одной только области здоровья, где ответственность делегируется, по всей видимости врачу. Второй фактор показывает, что низкая личностная тревожность связана с высокой интернальностью в области здоровья. При этом следует учесть, что результаты опросника УСК отражают в данном случае не истинный уровень личностного свойства (интернальности), а представление пациентов о желаемом уровне. То есть стремление быть интернальным во всем, кроме здоровья, связано с высокой тревожностью, а стремлением быть интернальным в области здоровья связано с низкой тревожностью.
Как уже упоминалось выше, ни у одного из пациентов, проходивших психологическое обследование, не наблюдалось существенных трудностей адаптации к протезу. Этот факт никак не может быть объяснен случайностью, учитывая большое число пациентов, прошедших это обследование. Объяснение достаточно хорошей адаптации у столь значительного количества пациентов может быть связано с самим фактов прохождения обследования. Субъективно для пациента такая ситуация характеризовалась неожиданно пристальным интересом персонала клиники к пресловутому «человеческому» фактору лечения. Такой интерес не мог остаться незамеченным пациентами с учетом того, что они тратили довольно много времени для ответа на предлагаемые тесты и неизменно интересовались целями исследования. Особое значение для оптимизации последующего процесса адаптации к протезу, как нам представляется, имело то краткое объяснение целей исследования, которое давалось всем пациентам. Оно в ненавязчивой форме давало понять, что очень много в сложном и неприятном привыкании к протезу зависит от них самих. Таким образом, удавалось дать пациентам понимание того, что их собственная ответственность за результаты лечения (интернальность в области здоровья) является желаемой и одобряемой. Факторный анализ не позволяет судить о том, есть ли между высокой интернальностью в отношении здоровья и низкой тревожностью причинно-следственная связь, можно только предположить, что повышая ответственность пациентов за их собственное здоровье, врач одновременно снижает их тревожность, приближая ее к оптимальному для продуктивной работы уровню.
Хороший эффект такого объяснения достигался его своевременностью (еще на этапе изготовления протеза), краткостью и отсутствием излишней убедительно-1 сти. Немалое значение имело и то, что пациенты сами I задавали этот вопрос (А зачем нужны эти тесты?), а ответ получали лишь спустя немалое время (Я обязательно отвечу на этот вопрос, когда вы заполните все опросники). То есть ситуация включала элемент активности самого пациента (задать вопрос и «заработать» ответ).
Таким образом, сама ситуация психологического обследования, предусматривающая обратную связь (пояснение) для обследуемого, при соблюдении ряда несложных условий, несет в себе мощный психопрофилактический смысл.
Литература
1. Абакаров С.И. и др. Характеристика психоэмоционального статуса больных в условиях стоматологиче ского приема. // Достижения в стоматологии и пути совершенствования последипломного стоматологического образования. Тезисы. М., 2001, с. 120-121.
2. Батаршов А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М., 2001.
3. Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. - М., 1996.
4.Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2003.
5. Клемин В.А. Состояние реактивной тревожности у пациентов при протезировании зубными коронками. // Стоматология. - 2002. - № 2. - С. 37-39.
6. Незнанова Н.Ю., Незнанов Н.Г. Психологический фактор как одна из причин дезадаптации к ортопедическим препаратам. // Юбилейный сборник трудов, посвященный 40-летию кафедры ортопедической стоматологии и материаловедения СПбГМУ. — СПб., 1998, с. 28-31.
7. Синичкин В.В., Бажанов Н.Н., Судаков К.В. Анализ психоэмоционального напряжения больных перед стоматологической операцией в зависимости от психологических особенностей личности. // Стоматология. - 1989. - Т. 68. № 3. - С. 28-29.
8. Танрыкулиев П.Т. Клиника и протезирование больных с беззубыми челюстями. Ашхабад, 1988.
9. Трезубов В.Н., Булычева Е.А. Роль ортопедических методов лечения в комплексной терапии пациентов с заболеваниями височно-нижнечелюстных суставов // Парадонтология, № 2 (12), 1999, с. 48-49.
10. Шаныгина Д.В., Большаков Г.В., Подколзин А.А. Возможности оценки
психоэмоционального состояния пациентов в клинике ортопедической стоматологии.
// Достижения в стоматологии и пути совершенствования последипломного
стоматологического образо вания. Тезисы. М., 2001, с. 121-123.