10-13 сентября 2001 года в г.Москве состоялся VII Всероссийский съезд стоматологов, в рамках которого проводилось трехдневное совещание руководителей стоматологических учреждений, Всероссийский конгресс по эстетической стоматологии, семинар по неотложной стоматологии и два симпозиума: организация работы среднего медицинского персонала в стоматологии и проблемы височно-нижнечелюстного сустава.

Результатом заинтересованного и детального обсуждения насущных проблем стоматологии стало принятие делегатами Резолюции VII Всероссийского съезда стоматологов.

Резолюция VII Всероссийского Съезда стоматологов

VII Всероссийский Съезд стоматологов, обсудив деятельность стоматологических учреждений в условиях социально-экономических перемен в России констатирует, что стоматологическая служба страны за последние 5 лет не только сохранила объемы и качество оказания стоматологической помощи населению, но и сделала реальные шаги по ее реформированию с учетом, изменений в финансировании, внедрения новых технологий профилактики и оказания стоматологической помощи населению, требований к первичной, дополнительной и постдипломной подготовке кадров, разделения системы оказания помощи на государственный, ведомственный и частный секторы. При этом делегаты Съезда приветствуют все положительные изменения в обществе и, в частности, в стоматологии и выступают в поддержку развития сети частных стоматологических клиник и кабинетов.

Позитивным направлениям в реформе стоматологической службы способствовала высокая социальная, профессиональная и экономическая активность главных стоматологов и главных врачей стоматологических учреждений, руководителей стоматологических подразделений, входящих в состав общесоматических лечебно-профилактических учреждений. Важную роль в сохранении объемов оказания помощи населению и реформировании организации службы сыграли приказы Минздрава РФ №№ 50, 312, 259, активная общественная и профессиональная деятельность Стоматологической Ассоциации России и территориальных общественных объединений стоматологов по защите интересов специальности и пациентов.

За отчетный период в систему стоматологической службы внедрены новые методы управления, организации, экономики, информационного обеспечения и подготовки кадров, современные технологии профилактики и лечения заболеваний, созданы все условия для развития ресурсного обеспечения стоматологических учреждений, включая, в первую очередь, реальные объемы производства и возможности продаж оборудования, аппаратуры, инструментария, медикаментов адекватно потребностям современной стоматологии.

Важное значение приобретает концепция стоматологического образования, выдвинутая Московским государственным медико-стоматологическим университетом, включающая обоснование подготовки стоматолога общей практики, как базовой номенклатуры специальностей по стоматологии с высшим образованием. Условием для последующей специализации по одному из разделов стоматологии является обязательность работы врача стоматолога общей практики в течение 3 лет.

VII Всероссийский Съезд стоматологов, считает необходимым исключить из практики систему подготовки зубных врачей, и в этой связи провести перепрофилирование зубоврачебных отделений средних медицинских учреждений на первичную подготовку гигиенистов по стоматологии. Наряду с этим и в целях повышения уровня образования и квалификации зубных врачей Съезд предлагает открыть очно-заочные отделения в 2-3 стоматологических факультетах для получения зубными врачами высшего медицинского образования и организовать переподготовку зубных врачей на гигиенистов стоматологических.

В стране издаются десятки журналов, газет и сайтов в Интернете, освещающих проблемы стоматологии. Ежегодно проводятся два крупных всероссийских мероприятия (конференция и съезд СтАР), включающие выставки продукции стоматологического назначения, чемпионаты профессионального мастерства среди врачей и зубных техников. По инициативе руководства СтАР, руководителей стоматологических служб и профессорско-преподавательского состава вузов страны созданы Национальная Академия стоматологии. Фирмы и компании, занимающиеся производством и продажей продукции стоматологического назначения, организовали Ассоциацию «Стоматологическая индустрия».

Наряду с позитивными оценками состояния стоматологической службы страны и регионов VII Всероссийский Съезд стоматологов считает необходимым выделить негативные стороны в организации ее деятельности и в первую очередь - это отсутствие государственной политики и стратегии развития стоматологической службы и стоматологии в стране. Делегаты VII Всероссийского Съезда стоматологов указывают на:

1. Несоответствие законодательно-правовой базы, выражающееся в противоречиях между положениями ст.41 Конституции РФ и последующими законами, постановлениями и приказами государственных органов законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, а также муниципальных органов власти.

2. Крайне ограниченные объемы финансирования стоматологической службы страны, как за счет бюджетных средств, так и за счет фондов обязательного медицинского страхования, которые навязывают руководству стоматологических учреждений научно не обоснованные методики расчета финансовых средств на оказание реальных объемов и адекватного требованиям профессиональных стандартов качества стоматологической помощи. При этом не выполняются положения ст.24 Федерального Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

3. На имеющиеся нарушения положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, определяющих обязательное участие профессиональных медицинских ассоциаций при решении вопросов лицензирования и аккредитации медицинских учреждений всех форм собственности.

4. Оказание стоматологической помощи населению, особенно в сельской местности, по старым технологиям, которые уже более 15 лет не используются в большинстве стран мира.

5. Отсутствие должного контроля со стороны территориальных стоматологических ассоциаций и главных специалистов за деятельностью частных стоматологических учреждений, включая их лицензирование и аккредитацию.

6. Открытие стоматологических факультетов в городах, не имеющих условий для качественной подготовки врачей-стоматологов (отсутствие современной клинической базы, квалифицированного профессорско-преподавательского состава).

7. Катастрофическое положение детской стоматологии в связи с переходом специалистов в коммерческие структуры, на взрослый прием и в условиях выраженного дефицита ее ресурсного обеспечения.

8. Негативное положение в пародонтологии, для которой характерно отсутствие организационной базы и отставание системы подготовки кадров.

9. Резкое сокращение числа и качества исследований по фундаментальным разделам стоматологии, что может привести к ликвидации ряда научных школ, связанных с указанными разделами стоматологии.

Для дальнейшего совершенствования стоматологической службы и деятельности стоматологических учреждений VII Всероссийский Съезд стоматологов считает необходимым рекомендовать:

1. Государственной Думе Российской Федерации:

1.1. Привести всю законодательную базу по здравоохранению в соответствие с Конституцией Российской Федерации (ст.41).

1.2. Принять Законодательство о труде в Российской Федерации, Закон о Здравоохранении в Российской Федерации, Закон о регулировании частной медицинской деятельности, Закон о страховании профессионального риска медицинских работников.

1.3. Законодательно закрепить аккредитацию медицинских учреждений и организаций за профессиональными медицинскими ассоциациями.

2. Правительству Российской Федерации внести изменения и дополнения в Положение о лицензировании медицинской деятельности, повышающие роль профессиональных медицинских ассоциаций в этом процессе.

3. Министерству Здравоохранения Российской Федерации:

3.1. Разработать и утвердить нормативную базу для стоматологической службы:

Федеральные стандарты на стоматологические виды деятельности;
Реестр технологий лечения стоматологических заболеваний и средние сроки гарантий стоматологических изделий (пломб, протезов, аппаратов и др.);
Положение об аккредитации стоматологических учреждений;
Положение о постдипломной подготовке и дополнительном обучении специалистов стоматологического профиля;
Издать приказ по совершенствованию неотложной помощи при лечении стоматологических заболеваний.

3.2. Исключить открытие новых стоматологических факультетов при отсутствии необходимой материально-технической базы для подготовки специалистов.

3.3. Прекратить выпуск зубных врачей и перепрофилировать зубоврачебные отделения средних специальных медицинских учебных заведений на подготовку гигиенистов стоматологических.

4. Центральному научно-исследовательскому институту стоматологии, Московскому государственному медико-стоматологическому университету и другим высшим учебным заведениям, имеющим в своем составе стоматологические факультеты, расширить число и улучшить качество научных исследований по фундаментальным разделам стоматологии.

5. Органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации исключить практику изъятия финансовых средств от оказания платных стоматологических услуг, обеспечить их направление на укрепление материально-технической базы стоматологии.

6. Территориальным Фондам обязательного медицинского страхования оплачивать стоматологические услуги по тарифам, обеспечивающим рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи (ст.24 Закона РФ от 2.04.93 № 4741-1).

7. Стоматологической ассоциации России, территориальным стоматологическим общественным объединениям активизировать непосредственное участие в процессах аттестации специалистов стоматологического профиля, лицензирования, аккредитации и добровольной сертификации стоматологических учреждений, а также активнее участвовать в законотворческой деятельности на Федеральном и региональном уровнях, более эффективно использовать права, предоставленные медицинским учреждениям и профессиональным объединениям, действующим законодательством.

Образовать при Правлении СтАР постоянно действующую комиссию из числа специалистов по стоматологии и информатике представителей ВНИИАМС, ЦНИИС, МГМСУ, Федерального фонда ОМС для нормативно-методической поддержки реализации программы информатизации стоматологической службы России, утвержденной Минздравом РФ, в рамках Федеральной программы информатизации здравоохранения и системы ОМС.

8. Руководителям стоматологических учреждений, в том числе негосударственных форм собственности, привести свою деятельность в соответствие с действующим законодательством.

8.1. Повысить правовую грамотность, уровень экономического образования руководителей и сотрудников учреждений с учетом бюджетных, страховых и коммерческих условий деятельности;

8.2. Увеличить объемы и расширить виды оказания стоматологической помощи населению по новым технологиям, включая имплантологию;

8.3. Развивать систему информационного обеспечения стоматологических учреждений, внедрение компьютерных технологий в процесс оказания стоматологической помощи;

8.4. Улучшать санитарно-противоэпидемическое состояние и режим деятельности учреждений, санитарно-гигиенические условия труда персонала, профилактику профессиональных заболеваний;

8.5. Внедрять и в дальнейшем развивать в структурах региональных

стоматологических служб страхование профессиональных рисков;

8.6. Повысить роль и ответственность средних медицинских и вспомогательных работников (регистраторов, рентгенлаборантов, др.) в системе оказания стоматологической помощи населению;

8.7. Развивать профилактическую направленность в деятельности стоматологических учреждений с учетом внедрения новой номенклатуры специальностей стоматологии - стоматологического гигиениста и перепрофилизации зубных врачей с лечебной работы на профилактическую;

8.8. Добиваться увеличения объемов плановой санации полости рта детям, жителям сельской местности, работникам с вредными условиями труда, декретированным группам населения. Президентам стоматологических ассоциаций территорий проследить за выполнением этих пунктов.

8.9. Вести решительную борьбу с фактами недобросовестной конкуренции и недостоверной рекламы, встречающимися в среде стоматологических учреждений и организаций, оказывающих платные услуги населению.


VII Всероссийский Съезд стоматологов обращает внимание руководителей здравоохранения и стоматологической службы на актуальность таких клинических разделов деятельности стоматологических учреждений и медицинских работников стоматологического профиля как скорая и неотложная помощь в условиях амбулаторно-поликлинического приема; профилактика; диагностика и лечение соматических осложнений и неотложных состояний при приеме стоматологических больных; анестезиологическое обеспечение; оказание помощи больным с поражениями височно-нижнечелюстного сустава.

VII Всероссийский Съезд стоматологов полагает, что каждый врач-стоматолог приложит свои усилия, теоретические знания и практические навыки для совершенствования стоматологической службы и улучшения качества стоматологической помощи населению, способствовать созданию в трудовых коллективах атмосферы единства, взаимной корректности, здоровой конкуренции в соответствии с этическим кодексом СтАР.

VII Всероссийский Съезд стоматологов считает, что исполнение настоящей Резолюции является делом чести Стоматологической ассоциации России и руководителей территориальных общественных объединений стоматологов.

13 сентября 2001 года г.Москва