другие выпуски


СОДЕРЖАНИЕ

МАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ
МАМЕДОВА ЛИМА АББАСОВНА

Л. А. Мамедова. Н.А. Дмитриева. Е.В. Хасанова
Применение диодного лазера при лечении хронического апикального периодонтита

Л.А. Мамедова
Анатомо-функциональные особенности жевательных зубов их значение для реставраций и окклюзионной коррекции

Е.М. Рошин, В.А. Хватова
Применение электронного аксиографа (Arcus Digma) в повседневной практике

С.В. Гришков, М.С. Гришков
Опыт клинического применения самоадгезивного универсального композитного цемента двойного отверждения Relux U100 от компании ЗМ ESPE

Конференция дилеров "S.T.I.dent", Ницца, февраль 2008 г.

"S.T.I.dent": ощущение сопричастности очень ценно

Иохим Климек
Роль защитного слоя фторида кальция в предупреждении развития кариозных поражений твёрдых тканей зуба

Ю.В. Кузовкова
Конкурс на самый интересный клинический случай 2007
Подведение итогов

И.И. Дунаевская, Л.А. Жаркова
Зубочелюстнолицевая аномалия как часть редкого общесоматического заболевания

В.А. Кунин
Лучшие стоматологи России!

В.В. Садовский, Д.З. Чониашвили, Д.А. Дё, С.Н. Шеобо
Молекулярно-генетические методы диагностики и анализ полученных данных с использованием компьютерных программ

ЧЕМПИОНАТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Объявляются номинации Чемпионата стоматологического мастерства России в 2008 г.
"Лучшая работа по эстетической стоматологии"
"Отбеливание зубов"
"Лучшая работа по ортопедической стоматологии"
"Профилактика стоматологических заболеваний"
"Клиническая пародонтология"
"Обезболивание и оказание неотложной помощи в стоматологии"

О.Э. Хидирбегишвили
Классификация восстановительных методик




МАМЕДОВА Лима Аббасовна

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой стоматологии факультета усовершенствования врачей Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М.Ф. Владимирского

Судьба и научная биография многих профессионалов, в том числе и стоматологов, часто предопределяется генетически. Врожденные качества, навыки и даже знания, переданные, что называется, по наследству, позволяют во многом запрограммировать дальнейший путь в профессию. Уже со школьной скамьи они знают, в какой пойдут институт, как дальше будут совершенствовать свои знания, сочетая практическую работу с научными исследованиями, неустанно стремясь к новым горизонтам своей профессии.

Однако есть и другой путь в науку, для многих - длиною в десятилетия, наполненные кропотливым практическим трудом, бесконечной требовательностью к себе и безграничной преданностью выбранному делу. Именно такой путь прошла руководитель кафедры стоматологии ФУВ МОНИКИ Лима Аббасовна Мамедова.

- Лима Аббасовна, расскажите, пожалуйста, о вашем детстве и становлении личности.

Моя мама Феодора Макарчук родом из Краснодарского края. Ее родителям "хорошо" досталось в период ежовщины. Бабушку и дедушку за укрывательство кукурузы арестовали. Маму и трёх ее братьев забрали в детский дом, из которого она потом уехала в Азербайджанскую ССР (сейчас Азербайджанская республика). Там я и родилась. Жили мы в 20 километрах от г. Кировабада (сейчас г. Гянджа). В моей семье врачей не было. В воспитании большую роль сыграла бабушка.

Училась я до 7 класса в городе Кировабаде в школе-интернате № 4, так как в районе, где мы жили, русской школы не было. Мое школьное детство в Азербайджане закончилось рано, после окончания 7 класса меня отправили к дяде в Пятигорск, для продолжения учебы в школе.


Я, моя бабушка, мама, брат

Я с мамой

Работа в детском саду

Знакомство с Москвой

Районная Приютненская больница в Калмыкии

Я и А.Г. Кац: консультация пациента

Вскоре после окончания 10 классов я вышла замуж, и мы с мужем уехали на о. Сахалин. Там родилась моя дочь Инга.

В 1963 году в Александровске, на Сахалине, я поступила в медицинское училище на зубоврачеб ное отделение, а в 1964 году перевелась в Пяти горское медицинское училище. Были материаль ные сложности, у меня была маленькая дочь. Я устроилась работать в ясли в ночную смену санитаркой. Со второго курса учебы меня перевели на должность воспитателя в детском саду.

После окончания медицинского училища меня направили работать в Приют-ненскую больницу Калмыкс-кой Республики. Работала зубным врачом в районной больнице, оказывала помощь пациентам, выезжала и в дальние районы. Довольно быстро поняла, что мне явно не хватает знаний по стоматологии. Чувствовала, что есть "личные резервы" - надо учиться дальше.

В 1967 году я поехала учиться в Москву. Поступила работать в детскую стоматологическую поликлинику № 21 зубным врачом, вела прием в школе. В 1968 году мне повезло, я поступила в Московский медицинский стоматологический институт. В столице мне хотелось охватить сразу все. День был насыщен до отказа, пришлось многое наверстывать. Интерес к знаниям был большой, поэтому я старалась проявить огромное трудолюбие и упорство в их освоении. Так это стало нормой жизни - постоянно учиться, искать, читать, изучать и анализировать многочисленные научные материалы.

С 3-го курса я стала заниматься в научном студенческом кружке на кафедре пропедевтики хирургической стоматологии. Им руководил ассистент Аркадий Григорьевич Кац. Замечательный человек! Мы с ним проводили исследования, писали статьи, выступали с докладами. Я мечтала стать челюстно-лицевым хирургом, но жизнь распорядилась по-другому.

- Наверное, была и какая-то общественная работа?

В 1969 году в институте были созданы первые строительные отряды, и с 3-го курса во время каникул я стала работать в качестве врача. Со строительным отрядом мы побывали в Астрахани, Казахстане, Тюменской области, Подмосковье и других регионах страны. Помимо основной работы в строительном отряде, я оказывала медицинскую и зубоврачебную помощь местному населению.

- Как сложилась Ваша дальнейшая карьера? С чего начался Ваш интерес к науке?

В 1974 году по окончании ММСИ я была направлена на работу в Главное Управление учебных заведений Министерства здравоохранения СССР, в котором начальником Управления был академик РАМН Юрий Федорович Исаков. Обязанностей в Управлении у меня было достаточно: разработка, подготовка к изданию учебных программ, методических пособий для врачей-интернов-стоматологов, курирование данных специалистов в союзных республиках и др. Собранный материал помог выявить как положительные, так и отрицательные стороны качества подготовки врачей-интернов-стоматологов.

Я с благодарностью вспоминаю высококвалифицированных специалистов, с которыми я работала в министерстве. Это Шаповалова Людмила Николаевна, Горелова Анна Леонидовна и др.. дружба с которыми сохранилась на всю жизнь.

Они отметили мои организаторские и аналитические способности и рекомендовали заниматься наукой, Эта оценка меня натолкнула на мысль о дальнейшей учебе, и в 1978 году я поступила в аспирантуру на кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения ММСИ. Темой моей кандидатской диссертации была "Организация работы и обоснование трудовых затрат медицинского персонала рентгеновских кабинетов стоматологических учреждений".


В командировке в Ташкенте с Л.Н. Шараповой

Г.В. Архангельский - мой учитель

- А дальше последовала активная научная карьера?

Действительно. После защиты в 1981 году кандидатской диссертации меня оставили работать в должности ассистента на этой кафедре. В 1982 году при кафедре был создан курс истории медицины, возглавляемый проф. Геннадием Николаевичем Троянским. Мне предложили проводить занятия по истории стоматологии. Для этого пришлось осваивать новую дисциплину, изучать необходимую литературу, и библиотека им. В.И.Ленина стала почти родным домом.

И тут судьба, словно дожидавшаяся своего случая, стала щедро знакомить меня с людьми, оказавшими мне существенную помощь на новом поприще. Я познакомилась с одним из выдающихся ученым доктором медицинских наук - Архангельским Георгием Владимировичем. В течение 15 лет он вел меня по тропинкам историко-медицинских изысканий и вызвал у меня интерес к глубокому изучению истории медицины и помог формированию моего мировоззрения в этой области, а так же с другими видными учёнами в этой области такими как Борис Николаевич Коростелев, Нора Андреевна Гри-горянц, профессор Марк Борисович Мирский, Сергей Павлович Глянцев, Михаил Владимирович Под-дубный и др.

Мне хотелось бы отметить, что стремление заниматься практической стоматологией у меня было всегда, так как я любила свою специальность. Во время учебы в институте и после окончания я по совместительству работала врачом-стоматологом. Однако интерес к истории стоматологии у меня сохранился.


Стажировка в Англии

На практическом занятии у проф. Ряховского А.Н.

На фирме "Майлифер" в Швейцарии

"Призма" - чемпионат" в Полтаве

В 1988 году я перешла работать на кафедру терапевтической стоматологии ФУВС (факультета усовершенствования врачей-стоматологов) при МЗ СССР в должности доцента. Деканом факультета был доцент Георгий Сергеевич Куклин, заведующим кафедрой - проф. Владимир Сергеевич Иванов. Я с глубокой благодарностью вспоминаю об удивительном человеке, очень грамотном специалисте Георгии Сергеевиче Куклине, который во многом помог мне как в жизни, так и в научной работе. Усовершенствованием своих знаний по стоматологии я, прежде всего, обязана известному не только в нашей стране, но и за рубежом ученому проф. Владимиру Сергеевичу Иванову. Работая на кафедре, я неоднократно проходила стажировку в международных стоматологических клиниках Германии, Англии, Швейцарии, Швеции, США, в Институте стоматологии Хельсинского университета по различным разделам стоматологии: профилактике кариеса зубов, восстановительной стоматологии, эндодонтическому лечению и пародонтологии.

Учеба в этих странах изменила мои подходы в преподавании предмета на курсах усовершенствования врачей-стоматологов.

- В Вашей диссертации затронуты вопросы истории медицины. Что предшествовало этому?

Это очень интересная история. В 1993 году в Москве был организован НИЦ "Медицинский музей" РАМН во главе с проф. Борисом Шамильеви-чем Нувахо-вым. И меня, как историка медицины в 1994 году пригласили возглавить сектор истории стоматологии. Работая в музее я собирала материал по истории зубоврачевания.

Базой данных для меня послужили материалы Государственного архива Москвы, документальный архив завода "Красногвардеец" (СПб.), который с 1718 года, выпускал хирургические и в том числе зубоврачебные инструменты. Я также использовала каталоги, материалы музейных собраний России и стран, где я проходила стажировку по стоматологии, а еще Военно-медицинского музея и кафедры челюстно-лицевой хирургии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова. За рубежом, где мне пришлось бывать, я, безоглядно тратя и время, силы и средства, интересовалась старинными и современными зубоврачебными инструментами, историей их создания. Поиск материалов я проводила также и в различных библиотеках. Пригодился и мой практический опыт врача-стоматолога, который взаимно дополнялся изучением истории стоматологии. Эти два вида деятельности для меня, как две стороны одной медали.


Выездной цикл в Балашихе

Выездной цикл в Нальчике

"Призма" - чемпионат" в Полтаве

Практические занятия

- Оказывается, ваша профессиональная деятельность однажды свела вас со скифскими загадками истории?

Исследовательский интерес привел меня в Эрмитаж, где я получила доступ к уникальной коллекции инструментов для зубоврачевания XVI-XIX веков. Они были представлены в постоянной экспозиции, а также хранились в фондах музея. Поработала я также с материалами Петровской эпохи и, безусловно, с упомянутой Вами скифской вазой.

Древняя золотая скифская ваза IV века до нашей эры из запасников Эрмитажа долго молчала о тайне барельефа на своей округлой боковине. Мое тщательное визуальное изучение одного из фрагментов, изображающего двух сидящих на коленях друг напротив друга мужчин, позволило мне сделать заключение, что эта сценка изображает удаление зуба. Врачеватель пальцами одной руки расшатывает больному зуб, другая его рука фиксирует в неподвижном положении голову пациента. Сам больной опустил левую руку себе на колено, а правой обхватил запястье врачевателя, подстраховывая себя в случае усиления боли.

Именно в Эрмитаже демонстрируются щипцы, которыми Петр I удалял якобы зубы, о чем упоминается и в литературных источниках. При изучении щипцов я установила, что этот инструмент предназначался для отрезания коронки зуба с целью доступа к пульповой камере для дальнейшего прижигания. Эта методика была распространена в Западной Европе в XVII-XVIII веках. Для удаления зубов в тот период широко применялись такие инструменты, как "пеликан" и "козья ножка". Именно их Петр I использовал для удаления зубов, а не щипцы.

- В подготовке докторской диссертации встречались трудности?

Конечно! В подготовке научной работы не обходилось без трудностей - в решении многих вопросов ученый оказывается в роли первопроходца. Здесь подбор и анализ материалов, причем не только отечественных, но и зарубежных. После сбора материала я смогла проследить этапы развития методов лечения зубов, проанализировать перспективные направления. В своей работе я получала добрые советы от многих ученых-стоматологов: академика РАМН Николая Николаевича Бажанова, проф. Аркадия Григорьевича Шар-городского, Евгения Власови-ча Боровского и др.

- Научным консультантом у Вас был академик РАМН Валерий Константинович Леонтьев?

Да. Я бесконечно благодарна Валерию Константиновичу и считаю его крупным ученым и своим учителем. Он помог мне сформулировать цель и задачи нашего исследования. В 2000 году я защитила докторскую диссертацию "Эволюция технологий лечения кариеса зубов и его осложнений". Опубликовано более 40 научных работ по этой теме. И диссертация, на мой взгляд, представляет научный и практический интерес.

Итогом многих лет подобных исследований стал долгожданный выход в свет в 2002 году монографии "Кариес зубов и его осложнения", в которой представлен огромный исторический материал. Эта работа знакомит с историческим аспектом развития стоматологии и с ее направленностью в день сегодняшний. Здесь я использовала в том числе и фольклорные источники, посвященные вечной теме - зубной боли и избавлению от нее.


На конгрессе FDI в Дубай

Моя семья: моя сватья с мужем, дочь и внук

- Расскажите о кафедре, которой Вы сейчас руководите.

Как заведующая кафедрой стоматологии ФУВ МОНИКИ я работаю практически с момента ее организации. Для меня особенно важны взаимоотношения в коллективе. Если мне, бывает, нужна помощь, я нахожу ее всегда у сотрудников кафедры. У меня работают все мои талантливые ученики: зав. учебной частью доц. Ольга Ивановна Ефимович, доц. Мария Николаевна Подойникова (недавно защитившая докторскую диссертацию), доц. Мурад Атаевич Мурадов, к. м. н. асс. Аида Эль-даровна Рамазанова и асс. Елена Валерьевна Хаса-нова. Мы гордимся, что на нашей кафедре работает профессор д. м. н. Вагнер Владимир Давыдович, который является президентом Стоматологической ассоциации России.

- Педагогический опыт для Вас необходим как воздух. Расскажите, пожалуйста, как у вас проводится повышение квалификации?

Коллективом кафедры проводится большая учебно-методическая, научно-исследовательская и лечебно-консультативная работа. Наша кафедра осуществляет повышение квалификации врачей-стоматологов для практического здравоохранения Московской области и других регионов России. Это подготовка врачей-интернов, клинических ординаторов, аспирантов и курсантов на циклах тематического усовершенствования и профессиональной переподготовки. На кафедре проводятся конференции по актуальным вопросам стоматологии, на которых выступают ординаторы и аспиранты. Кроме того, они посещают областные конференции, которые проводятся Московской областной коллегией стоматологов и челюстно-лицевых хирургов, возглавляемой профессором Никитиным Александром Александровичем. Для ведения учебного процесса наша кафедра имеет все необходимое для достижения профессионального мастерства: это современное оборудование. различные пломбировочные материалы, диагностические приборы (компьютерная диагностика Florida Probe, pa-диовизиограф и др.). Руководство МОНИКИ в лице директора чл.-корр. РАМН Геннадия Алексеевича Оноприенко, главного врача проф. Евгения Евгеньевича Кругло-ва, декана факультета проф. Бориса Валентиновича Агафонова, зам. главного врача по поликлинической работе Любови Павловны Дзюбы оказывает активное содействие в улучшении материально-технической базы кафедры и в совершенствовании ее деятельности.

За последние 5 лет на кафедре прошли обучение в интернатуре 229 врачей-стоматологов, клинической ординатуре -27, на циклах усовершенствования -748.


Дочь Инга

Внук Виталий

На кафедре большое внимание уделяется инновационным технологиям обучения, которые представлены в виде мастер-классов по темам, требующим наиболее детального изучения материала, с применением различных эндодонтических инструментов, как ручных, так и машинных, в сочетании с соническим наконечником, который позволяет ускоренно и качественно обработать корневые каналы. Обработка корневых каналов с помощью никель-титановых файлов (ProTaper, RaCe, Hero-642 и др.), обтура-ция корневых каналов методом латеральной конденсации, термопластифицированной гуттаперчей с помощью прибора System B2; использование современных ручных пародонтологических инструментов, избирательное сошлифовывание зубов для устранения узлов травматической окклюзии, вантовое шинирование подвижных зубов арамидными нитями и др. Рассматриваются также и правовые вопросы реформирования стоматологии, лицензирования стоматологических учреждений, неотложные состояния в стоматологии, ведение медицинской документации и др.

Сотрудники кафедры постоянно повышают свой профессиональный уровень, регулярно принимая участие в стажировках в международных учебных центрах, бывая на выставках, съездах и конгрессах.

Многие врачи-стоматологи, которые обучались по различным формам подготовки на нашей кафедре, выражают свою благодарность профессорско-преподавательскому составу за те знания и практические навыки, которые они получили на кафедре.

- И как вы оцениваете способности ваших учеников?

Мы проводили выездные циклы тематического усовершенствования для врачей-стоматологов в Балашихе, Ступино, Ногинске, Коломне, Медицинском центре "Исида" в Мытищах, Пятигорске, Нальчике, Кисловодске, Оренбурге, Хабаровске, Красноярске и др. Тестовый контроль показал разный уровень подготовки врачей. Очень много молодых талантливых специалистов, стремящихся к освоению новых технологий лечения стоматологических заболеваний.

Сегодня новое оборудование, инструменты, материалы и высокие технологии в стоматологии предоставляют специалистам возможность удовлетворять самые высокие требования пациентов и оказывать им стоматологическую помощь на современном уровне. Поэтому так важно своевременное получение глубоких знаний. Однако наиболее высоким требованиям должен соответствовать и сам врач-стоматолог, точнее, его профессиональный уровень.

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

Это, прежде всего, моя дочь Инга и внук Виталий. Инга - способная, творческая личность. Они не пошли по моим стопам. Дочь занимается дизайном. А внук работает и живет за рубежом. Несмотря на большое расстояние, мы постоянно общаемся. Это мои самые родные и любимые люди.

- Вы - врач, не приходилось ли Вам самой оказаться в качестве пациентки в больнице?

Да, к сожалению, и меня не миновала участь быть пациенткой.

- Что или кто Вам помог встать на ноги и снова начать работать?

Я с благодарностью вспоминаю врачей и профессоров за их высокий профессионализм: Ирину Александровну Авдюнину, Владимира Дмитриевича Паршина, Владимира Георгиевича Зенгера, Владимира Васильевича Селиванова и других сотрудников, всех не перечислишь, которые меня лечили и вселяли надежду на выздоровление.

Пока болела, я переосмыслила всю свою жизнь. На все я теперь смотрю другими глазами. Сейчас, как и всегда, я не могу обойтись без моей любимой работы, ведь стоматология - это моя жизнь. Мне важно передать своим ученика все секреты своего мастерства, уберечь их от наиболее часто повторяющихся ошибок.

От редакции: учитывая заслуги Л.А. Мамедовой перед стоматологией, публикуем в этом номере журнала сразу две статьи, предоставленные нашей редакции Лимой Аббасовной.