e-Stomatology.ru

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Официальный сайт Стоматологической Ассоциации России



17 июня 2009 г. состоялось обсуждение проблем стоматологии на профильной комиссии совместно с Минздравсоцразвития РФ. На ней обсуждался ряд проблем, в том числе концепция развития стоматологии (докладчик В.К. Леонтьев).

Для широкого обсуждения концепции представляем ее краткий и полный вариант.




Дорогие читатели!

Для удобства работы ниже (по разделам) даны основные положения, факты, выводы, предложения, замечания авторов проекта концепции для обсуждения их широкой стоматологической общественностью. Просим специалистов вносить свои замечания, предложения, дополнения через Интернет (www.e-stomatology.ru) или в письмах на адрес СтАР (119048, г. Москва, ул. Ефремова, д.12, стр.2, офис 501), e-mail: leontyevvk@mail.ru

Одновременно размещаем полный текст Проекта «Концепции».

Академик РАМН В.К. Леонтьев.




I. Экономика

1. Бюджет и ФОМС не могут обеспечить качественную, доступную и эффективную стоматологическую помощь населению.

2. За счет государства должна оказываться стоматологическая помощь социально незащищенному населению.

3. Без платных услуг государственная стоматологическая помощь развалится в течение 1-3 месяцев либо перейдет на серую или черную экономику.

4. В настоящее время в государственном секторе преобладает серая или черная экономика, существующая, в основном, за счет средств от платных услуг.

II. Заболеваемость и профилактика

1. Никакое, даже самое лучшее лечение, не способно снизить стоматологическую заболеваемость.

2. Заболеваемость может снизить только стоматологическая профилактика - у детей до 70%, у взрослых - до 50%.

Методы: санпросветработа, фториды, гигиена полости рта, рационализация питания.

Лучший метод - через школьную стоматологию.

3. Лучшим методом работы с пациентом, позволяющим снизить стоматологическую заболеваемость и сохранить зубы, не допустить осложнений является диспансеризация.

4. Диспансеризация должна осуществляться через систему школьной стоматологии, стоматологов общей практики и гигиенистов стоматологических, так как только эти специалисты заинтересованы в сохранении стоматологического аспекта здоровья населения и в активной профилактике.

III. Организация и управление

1. Форма стоматологических учреждений очень невыгодна для стоматологии: нет ни должных прав, ни ответственности, ни инициативы, ни должной заинтересованности в результатах работы.

2. Организационная форма учреждений очень выгодна для разных форм серой и черной экономики.

3. Необходим переход на новую форму организации стоматологической помощи:

    а) Через АНО
    б) Предприятия
    в) Некоммерческие виды организаций, позволяющих повышать самостоятельность стоматологических организаций.

4. Целесообразно рассмотреть возможность вывода стоматологии из бюджета через различные каналы, позволяющие повышать заинтересованность, самостоятельность, эффективность, инициативу работы медицинского персонала:

    а) Некоммерческие организации
    б) Приватизация с обременением
    в) Концессия и др.

IV. Материальная база и оснащение

1. В государственном секторе более 50% стоматологических установок устарели - более 15-20 лет работы.

2. В большинстве государственных стоматологических учреждений нет средств для закупок за государственный счет современных материалов и оборудования.

3. Значительная часть стоматологов владеет современными технологиями лечения.

4. Многие помещения стоматологических организаций не приспособлены для современных технологий лечения.

5. Переоснащение стоматологических организаций за государственный счет невозможно, ибо лишь на 30% бюджет и ФОМС обеспечивают ряд статей работы.

V. Население, пациенты

1. Для большинства пациентов недоступна дорогостоящая частная стоматологическая помощь.

2. Платными услугами пользуются до 80% населения.

3. Население привыкло и не отвергает платных услуг.

4. В стране размыта ответственность за пациента.

5. В значительной мере разрушена и требует восстановление школьная стоматология.

6. Население лучше стало понимать сущность стоматологии и необходимость профилактики и лечения.

7. Население не понимает необходимость и роль стоматолога общей практики, семейного стоматолога.

VI. Подготовка кадров, кадры

1. Стране необходимы стоматологи общей практики как основная фигура в специальности, но пока не созданы условия для их работы и подготовки.

2. Деление стоматологов на 4 основные специальности противоречит интересам пациентов и самой специальности. Этот факт является основным в размытости ответственности за пациента и отсутствии единого плана лечения.

3. Необходимо воссоздание школьной стоматологии и введение должности гигиениста стоматологического в школы как основного носителя профилактического направления.

4. Стоматологическое образование надо делать преимущественно платным, в том числе широко внедрять учебу по контракту. Контрактники должны распределяться на село и в другие места по государственной необходимости согласно контракта.

5. Следует ожидать дальнейшее снижение числа детских стоматологов в стране. Необходимо предусмотреть лучшую подготовку по детской стоматологии стоматологов общей практики (семейного стоматолога).

6. Основной курс в подготовке кадров следует держать на семейного стоматолога (стоматолог общей практики) - до 70% персонала, и узких специалистов - детского стоматолога, ортодонта, хирурга, терапевта, ортопеда (до 30% специалистов). Процесс перехода к такой системе должен занять 10-30 лет

VII. Наука в стоматологии

1. В стране резко снизилось количество фундаментальных исследований по стоматологии, материаловедению, организации и управлению в федеральном и региональном масштабах, коммунальной стоматологии, науковедению, высоким технологиям, компьютеризации, школьной стоматологии, микробиологии, микологии и вирусологии полости рта.

2. Неоправданно много научных работ по повторению и проверке западных технологий, материалов, оборудованию, по экспертизе и контролю, упал общий уровень научных работ.

3. Не ведется борьба с плагиатом, с «заказными» диссертациями и «заказными» научными работами.

4. Совершенно неоправданно усиление внимания к челюстно-лицевой хирургии. Оно идет в ущерб стоматологии в целом и хирургической стоматологии.

5. Откровенно слаба роль единственного НИИ по стоматологии в стране в анализе состояния стоматологии в России, в выработке стратегий концепций развития специальности, стоматологической службы, стоматологической помощи населению, профилактики, организационных и управленческих проблем специальности, информатике, компьютеризации и др. проблемах.

Ранее по многим из них ЦНИИС был лидером.

VIII. Частная стоматология

1. Частный сектор получил серьезное развитие в стране. Каждый 3-4 пациент получает помощь в частной стоматологи.

2. Сектор частной стоматологии играет важнейшую роль в создании антимонопольной конкурентной среды в специальности и в соблюдении прав человека.

3. Частная стоматология является двигателем современных технологий, менеджмента и медицинских услуг, высокого качества стоматологической помощи.

4. В частной стоматологии имеются серьезные недостатки - самоизоляция, попытки ухода от государственного контроля, статистики и др.




Проект

Концепция
государственной помощи в области стоматологии в российской федерации (подготовлено профильной комиссией по стоматологии)

 

Концепция государственной помощи в области стоматологии в Российской Федерации

I. Оценка ситуации

Исчезновение СССР, изменение политической и экономической обстановки в Российской Федерации, связанное с этим формирование новых социально-экономических условий, включая развитие рыночных отношений и частной собственности, а также внедрение систем медицинского страхования, существенно изменили государственные подходы к организации стоматологической помощи населению и стоматологической службы в стране.

Важную позитивную роль в период реформирования государственной системы стоматологической службы (ГССС) России с 1988г. сыграли:

1. Внедрение хозяйственного механизма, ориентированного на интенсивные методы работы врачей стоматологов. В частности, учет объемов работы врачей и финансирование по условным единицам трудоемкости (УЕТ) в условиях рационального их применения обеспечили оказание максимальной помощи пациентам в одно посещение.

2. Повышение роли общественных объединений в лице СтАР и региональных [*] стоматологических ассоциаций в решении проблем организации стоматологической службы и управления её деятельностью.

3. Внедрение частного предпринимательства в систему оказания стоматологической помощи населению.

4. Ориентация отдельных направлений деятельности стоматологической службы и учреждений с учетом положений, выдвинутых Концепцией по развитию стоматологии на период 1992-2002гг., разработанной руководством СтАР .

5. Договорные условия взаимодействия Министерства здравоохранения РФ (с 2004г. Минздравсоцразвития РФ) со Стоматологической Ассоциацией России.

Однако в целом стоматология и стоматологическая служба страны за эти годы характеризуются определенной степенью стагнации и отсутствием четких научно-практических направлений реформации и перспектив последующего развития.

Намечавшиеся в 2002 г. пути реформирования стоматологической службы не получили своего должного развития. Более того, за указанное время в деятельности стоматологической службы страны появились и получили развитие ряд негативных явлений:

  • резко возросший бюрократический аппарат органов управления здравоохранением за счет увеличения уровней иерархической соподчиненности служб и учреждений по линейным и функциональным связям (департаменты, агентства, службы и пр.);
  • низкий уровень профессиональной компетентности в области организации стоматологической службы у работников органов управления здравоохранением, что исключает возможность адекватного управления службой с учетом современных потребностей стоматологии (как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях).
  • Отсутствие четкой позиции реформирования стоматологической службы.

Негативные факторы резко снижают экономические и финансовые возможности деятельности стоматологических учреждений в условиях рыночных отношений. Финансирующими органами не принимается во внимание факт, что цены на медикаменты, материалы, инструментарий и оборудование внутри страны достигают уровня цен международного рынка товаров и продукции стоматологического назначения. В такой ситуации создается ложное, не соответствующее реальной экономической и эпидемиологической действительности кажущееся «улучшение» бюджетного финансирования стоматологических учреждений. При этом не учитывается тот факт, что стоматологические учреждения большинства регионов страны формируют свой совокупный бюджет из расчета 50-75% финансовых средств, получаемых за счет оказания платных услуг. То-есть, основные расходы на оказание стоматологической помощи населению с учетом «улучшенного бюджета» государственные и муниципальные учреждения осуществляют по принципу «из своего кармана», не имея возможности постепенного увеличения заработной платы сотрудникам и не получая никаких льгот, в том числе по налогам, хотя по положению «Основ законодательства об охране здоровья граждан РФ» возможность предоставления данных льгот предусматривается.

Как один из крупных недостатков стоматологической службы России и оказания стоматологической помощи населению является отсутствие единой системы мониторинга стоматологического здоровья населения, условий для проведения государственных программ профилактики, понятной, доступной и удобной системы оказания качественной стоматологической помощи всем слоям населения РФ, рациональной системы подготовки кадров и др. Суть решения этой проблемы должна быть в определении службы, которая бы занималась решением этих вопросов. Сейчас ими фактически по разным причинам никто не занимается и решение такого вопроса не предвидится.

II. Цели и задачи Концепции

Главной целью Концепции является:

«Дальнейшее развитие стоматологической службы России путем улучшения доступности и качества оказываемой помощи за счет улучшения организации, управления, подготовки кадров, оснащения, технологий профилактики и лечения, а также формирования государственного подхода и ответственности у официальных лиц различных уровней законодательной, исполнительной власти, стоматологического сообщества за охрану стоматологического аспекта здоровья, улучшение стоматологической помощи населению и развитие специальности в пределах их возможностей и компетенции.

1. В число основных задач «Концепция» включает:

  • определение направлений в области совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы деятельности и ответственности:

    • представителей государственной и муниципальной власти, имеющих прямое или косвенное отношение к организации, финансированию, ресурсному обеспечению, формированию системы управления (пр.) стоматологической службы;
    • населения за свое здоровье;
    • профессионалов за качество оказания стоматологической помощи;
  • создание базы для последующего формирования государственных программ развития стоматологической службы и стоматологической помощи населению:
    • государственной программы развития стоматологической помощи (единой) для всего населения;
    • государственной программы по профилактике основных стоматологических заболеваний среди детского населения, приоритетность данного направления;
    • государственной программы для социально незащищенных групп населения.

2. На профессиональном уровне «Концепция» определяет:

  • основные варианты развития государственного и частного секторов стоматологической службы и их взаимодействия;
  • развитие сети стоматологических организаций с различными формами организации и управления, собственности и индивидуального предпринимательства.
  • совершенствование системы кадрового обеспечения стоматологии:
    • определение необходимой численности стоматологов;
    • доведение до научно обоснованных нормативов обеспеченности населения кадрами;
    • рациональное распределение помощи по группам населения (детство, сельское население, работающее население, старшие возрастные группы);
    • упорядочение номенклатуры специальностей и должностей с учетом заболеваемости и нуждаемости населения в стоматологической помощи;
  • основные направления развития стоматологического образования и модели его организации (например, учет принципов, заложенных в Болонском процессе);
  • технологическое развитие стоматологии как медицинской специальности и её узких направлений;
  • модели экономического и финансового развития стоматологической службы и помощи населению;
  • развитие промышленного производства продукции и товаров стоматологического назначения;
  • совершенствование информационного обеспечения и создание единого открытого информационного пространства в специальности;
  • развитие научных направлений с учетом современных требований общества;
  • восстановление и последующее развитие официальной государственной системы управления стоматологической службой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на основе профессионализма.

III. Основные положения Концепции, определяющие условия и реальные возможности совершенствования деятельности стоматологической службы на перспективу

1. Мероприятия, направленные на совершенствование законодательно-правовой базы организации и функционирования стоматологической службы

Дальнейшее развитие стоматологической службы и организации помощи населению в новых социально-экономических условиях невозможно без адекватной им реформы управления.

В целях решения проблем стоматологического здоровья населения России органам государственной законодательной и исполнительной власти было бы целесообразным разработать и принять:

1.1. Законодательство в области организации стоматологической службы России с учетом особенностей текущего периода, характеризующегося:

  • выраженной дифференциацией доходов населения и соответствующим этому социальным расслоением общества;
  • существенным удорожанием стоматологической помощи, обоснованным развитием рыночных отношений и в частности необходимостью адекватного времени ресурсного обеспечения с учетом повышения цен до мирового уровня на продукцию стоматологического назначения, на подготовку кадров и пр.;
  • резким отставанием возможностей государственного финансирования от темпов развития современных требований к организации и оказанию профилактических мер и стоматологической помощи населению и к новым современным технологиям;
  • изменением функций государственных органов управления здравоохранением (сокращение функций федерального министерства и включение в систему федерального управления здравоохранением департаментов, агентств, федеральных служб, других структур);
  • сочетанием организации помощи за счет государственных средств (бюджет, ФОМС) и оказанием платных видов помощи на базе государственных стоматологических учреждений;
  • развитием частной системы стоматологической службы;
  • предоставлением федеральным и региональным органам власти прав изменения юридического статуса стоматологических учреждений (например, организация сочетанных форм собственности и др.);
  • внедрением различных платных форм подготовки кадров;
  • повышения роли общественных организаций в управлении стоматологической службой;
  • другими факторами (изложенными выше по тексту при оценке ситуации).

1.2. В законодательной базе, определяющей перспективную деятельность стоматологической службы России, следует учесть обязательность разработки и внедрения федеральной и региональных государственных программ, направленных на развитие стоматологической помощи населению.

1.3. На основании законодательной базы должно быть разработано и внедрено постановление федерального правительства с учетом возможностей реального решения проблем социальных, экономических и правовых факторов, которые бы стимулировали систему управления деятельностью стоматологической службы.

1.4. Ответственность за выполнение положений законодательно-правовой базы, за формирование и реализацию государственных региональных программ по оказанию стоматологической помощи населению должна быть возложена на региональные органы государственного управления.

1.5. Региональные государственные программы должны в первую очередь учитывать местные особенности:

  • демографических характеристик региона;
  • социально-экономических условий;
  • эпидемиологии стоматологических заболеваний и природных факторов, влияющих на стоматологическую заболеваемость;
  • систему управления здравоохранением;
  • организацию сети стоматологических учреждений;
  • ресурсного обеспечения;
  • других факторов, влияющих на деятельность стоматологической службы.

1.6. Законодательно-правовая база должна четко определить роль и место государственной системы управления службой в деятельности частного сектора. Данное положение Концепции связано с тем, что до настоящего времени не решен вопрос о профессиональном контроле со стороны государственных органов управления здравоохранением за качеством работы частных стоматологических организаций.

1.7. Обеспечить оптимальную согласованность положений нормативно-правовых актов, внедряемых в практику здравоохранения министерствами, ведомствами, организациями и учреждениями, имеющими прямое или косвенное отношение к деятельности стоматологической службы (органов лицензирования, финансовых органов, ФОМС всех уровней, казначейства и др.).

1.8. Обеспечить внедрение новых, более прогрессивных, эффективных, способных к развитию форм стоматологических организаций вместо формы учреждений.

1.9. Разграничить полномочия и ответственность между органами государственной власти, населения и профессиональными объединениями.

2. Мероприятия, направленные на улучшение системы экономического управления стоматологической службой

2.1. Финансирование стоматологической службы должно планироваться на основе медико-социального обоснования, обеспечивающего социальную, экономическую и медицинскую эффективность ее деятельности с учетом:

  • расчетов себестоимости всех видов работ;
  • определения тарифов и способов компенсации средств государственным стоматологическим учреждениям, работающим с ориентацией на профилактику стоматологических заболеваний;
  • оказания помощи государственными стоматологическими учреждениями за счет средств пациентов (или других источников) в случаях, не предусмотренных федеральным и региональным законодательством и нормативно-правовыми актами (доп.услуги);
  • формирования (бюджета) сметы стоматологического учреждения, принимая во внимание:

    • рост инфляции,
    • динамику общего экономического показателя цен потребительского рынка;
    • других факторов (рост заработной платы населения, работников стоматологической службы, финансирование последипломной подготовки кадров и т.п.);

2.2. Совершенствование системы нормирования труда для работников стоматологической службы государственных учреждений.

2.3. Повышение роли, прав, независимости руководителей медицинских учреждений. В частности, прав управления имуществом, распоряжения им в рамках существующего законодательства, самостоятельного решения по закупкам расходных материалов и оснащения, реально необходимых для учреждения. В случае замены формы государственных учреждений другими видами организационно-правовых форм стоматологических организаций это произойдет естественным путем.

2.4. Сокращение цепи прохождения средств финансирования стоматологической службы, оставив как основную одноканальную систему:

«государственные финансовые средства федерального уровня (бюджет + средства федерального фонда обязательного медицинского страхования) > бюджет и средства фонда обязательного медицинского страхования регионального уровня > бюджет и средства фонда обязательного медицинского страхования муниципального уровня > стоматологическое учреждение».

3. Совершенствование системы управления стоматологической службой

В целях оптимизации системы управления службой целесообразно:

3.1 Провести реформирование организационной структуры государственной стоматологической службы [1] с созданием официальных органов управления стоматологической службой в структуре государственных органов управления здравоохранением. Минимально приемлемым органом управления стоматологической службой региона следует считать такой, который бы реально мог охватить те стороны деятельности стоматологической службы, которые играют существенную роль в управлении и совершенствовании стоматологической службы региона.

3.2. Создать условия для дальнейшего совершенствования и повышения роли общественных структур управления (СтАР, региональных ассоциаций).Улучшить взаимосвязь деятельности государственных и общественных органов управления (договорная система), повысить степень профессионализма в управлении стоматологической службой.

3.3. Обеспечить условия деятельности государственных учреждений (органы исполнительной власти, ведомства, организации, фонды обязательного медицинского страхования, антимонопольные органы, органы налоговой службы, учебные заведения, пр.), которые не только не препятствовали бы управлению стоматологической службой, но и обеспечивали бы условия для реализации законодательно-правовой основы ее деятельности. Это условие определяется тем, что весьма часто руководством данных учреждений ведомственные интересы ставятся выше, чем интересы охраны здоровья населения, определяемые законом.

3.4. Организовать систему первичной подготовки руководящих кадров стоматологической службы (специализация) и совершенствование последующих этапов работы с управленческими кадрами стоматологической службы. Параллельно с этим ввести курс по организации стоматологической службы и оказанию стоматологической помощи населению в систему подготовки руководителей:

  • органов и учреждений здравоохранения;
  • фондов ОМС;
  • страховых компаний.

Кроме того, целесообразно организовать курсы подготовки кадров вспомогательных служб стоматологии (юристов, экономистов, менеджеров) по организации стоматологической службы.

3.5. Обеспечить возможности для управления на основе сбалансированной централизации и децентрализации стоматологической службы с учетом региональных и территориальных особенностей в деятельности стоматологических учреждений (учет демографических, эпидемиологических, социально-экономических и других факторов).

3.6. Разработать теоретическую основу и главные направления в управлении стоматологической службой в новых социально-экономических условиях.

3.7. Создать на базе современных компьютерных технологий систему единой федеральной статистической службы для сбора информации и оценки деятельности стоматологических учреждений России, включая ведомственный и частный сектор. Создание данной службы позволит более рационально подходить к решению проблем управления службой в части ресурсного обеспечения, формирования сети стоматологических учреждений, лицензирования, рационального распределения кадров. Осуществление координации в деятельности государственного и частного секторов на федеральном и региональном уровнях.

4. Механизм государственной системы организации стоматологической службы

4.1. Правовые методы управления стоматологической службой должны быть пересмотрены с учетом нормативно-правовой базы, которая в перспективе будет формироваться на основании положений закона (приказов, Положений, других документов) об организации стоматологической службы и оказании стоматологической помощи населению России.

4.2. Формирование экономической базы перспективного развития государственной системы службы и оказания стоматологической помощи населению должно осуществляться на основании создания адекватного цели и задачам Концепции:

  • ресурсного обеспечения;
  • научного обоснования и проведения расчетов себестоимости видов работ по УЕТ[2] с учетом требований технологий и реальных затрат на их выполнение, пр.);
  • механизма финансирования с возможностями сочетания средств из бюджета, фондов ОМС, пациентов и других источников.

4.3. Социально-психологические методы управления требуют необходимость проведения научных исследований с учетом изменения социальных, правовых и экономических отношений в системах:

  • распределения собственности на основные фонды стоматологической службы (государственная, частная, смешанная и пр.);
  • пациент-врач; пациент-руководство стоматологическим учреждением (организацией);
  • пациент-врач-руководство стоматологическим учреждением (организацией) - органы управления здравоохранением - государственные органы власти;
  • пациент-врач-руководство стоматологическим учреждением (организацией) - судебные органы, пр.

4.4. Необходимость разработки системы стандартов по стоматологии[3] с четким определением возможностей современной стоматологии при лечении тех или иных заболеваний, а также их осложнений, имеющих место:

  • в момент обращения пациента к врачу;
  • в период проведения лечения;
  • после проведенного лечения.

Система стандартов должна включать указание и распределение ответственности:

  • пациентов за сохранение своего стоматологического и психосоматического здоровья;
  • государственных органов власти (законодательной и исполнительной) за качество:
    • организации стоматологической службы на региональном и федеральном уровнях с учетом оптимального сочетания государственной и частной форм собственности
    • её ресурсное обеспечение (финансирование, кадровое и материально-техническое, пр.);
    • подготовки кадров;
  • руководителей органов управления и руководителей стоматологических учреждений (организаций) за качество организации стоматологической службы на соответствующем иерархическом уровне:
    • её ресурсное обеспечение;
    • организацию сети стоматологических учреждений (организаций);
    • обеспечение доступности стоматологической помощи для населения и преемственности с учетом специализации и соподчинения по иерархии в системе управления здравоохранением;
  • врачей за качество диагностики и лечения стоматологических заболеваний.

Кроме того, разработка системы государственных (или отраслевых) стандартов должна предусмотреть включение в их структуру:

  • роли стоматологического статуса пациента и влияние данного статуса на последующее оказание помощи и её качество;
  • критериев оценки;
  • гарантий качества стоматологической помощи и сроков (по времени), определяющих сохранение данных гарантий;
  • ответственность пациента за выполнение рекомендаций врача и за сохранение стоматологического аспекта здоровья после оказания ему профилактической или лечебной помощи.

    Система стандартизации не должна распространяться на сложные случаи заболеваний, травматизма, аномалий развития, имеющих признаки:

    • выраженной степени индивидуальных особенностей проявления патологии;
    • включение работы группы врачей (стоматологов, челюстно-лицевых хирургов, нейрохирургов, др.);
    • требующих высоких технологий;
    • сочетанного характера с другими заболеваниями, травмами, аномалиями развития (например, СПИД, онкологические заболевания, черепно-мозговые травмы, пр.);
    • длительного течения.

    4.5. Повышение качества первичной и постдипломной (дополнительной) подготовки кадров.

    4.6. Внедрение аккредитации[4] врачей и стоматологических организаций со стороны СтАР и региональных стоматологических ассоциаций.[5] В функции СтАР должны входить права аккредитации федеральных организаций и учреждений стоматологического назначения, а также ведущих региональных стоматологических учреждений (республиканских, краевых и областных стоматологических поликлиник, клинических баз высших учебных заведений, клинических баз институтов повышения квалификации врачей). В функции региональных стоматологических ассоциаций должны входить права аккредитации стоматологических учреждений и организаций, которые претендуют на получении лицензии для работы в данном конкретном регионе.

    4.7. Повышение материального и морального стимулирования работников, занятых оказанием стоматологической помощи в государственных и муниципальных учреждениях.

    4.8. Повышение роли государственного управления в частном секторе стоматологической службы. Взаимодействие государственной системы организации здравоохранения с частным сектором оказания стоматологической помощи населению на основе:

    • договорной системы;
    • согласованных тарифов;
    • ориентации на профилактику основных стоматологических заболеваний;
    • гарантий качественного оказания помощи врачами частной организации.

    4.9. Совершенствование системы преемственности в деятельности врачей, стоматологических учреждений и организаций, амбулаторно-поликлинической службы и стационаров.

    4.10. Включение в лицензирующие органы специалистов в области стоматологии и организации стоматологической службы, обладающих опытом работы по экспертизе качества стоматологической помощи.

    4.11. Внедрение массовых методов профилактики основных стоматологических заболеваний с использованием фторида.

    4.12. Мониторинг эффективности реализации государственных программ по стоматологии.

    4.13. Доведение информации о Концепции до всех юридических лиц, деятельность которых определяет перспективную эффективность внедрения её в практику и последующую реализацию.

    5. Подготовка кадров для стоматологии

    5.1. В современных условиях выдвигается необходимость подготовки стоматологов с учетом сочетания знаний по смежным врачебным специальностям. Подготовка должна включать знания как по стоматологическим (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая стоматология и др.), так и по общим медицинским специальностям.

    5.2. В целях оптимизации кадрового (педагогического) обеспечения системы стоматологического образования необходимо по этапам 2015-2020-2025гг.:

  • увеличить долю кафедр, возглавляемых докторами наук с 47% (2006г.) до 70%;
  • долю преподавательского состава, имеющую ученую степень, - с 40% (2006г.) до 75%.

    5.3. Правительству, министерствам здравоохранения и образования необходимо осуществить мероприятия (финансовые, материально-технические и кадровые) в системе профессиональной первичной подготовки врачей-стоматологов с целью:

    • обеспечения вузов клиническими базами, где хозяйствующим субъектом выступал бы сам ВУЗ;
    • приближения ресурсного обеспечения клинических баз адекватного практическому здравоохранению;
    • директивное упорядочения соотношения преподаватель-студенты на стоматологических кафедрах из расчета - 1 к 6;
    • формирования преемственности обучения врачей и определения адекватности данного обучения практическому здравоохранению (с учетом алгоритма):
      • первичная подготовка врача;
      • интернатура;
      • курсы специализации;
      • ординатура;
      • курсы усовершенствования;
      • сертификация;
      • аккредитация;
      • лицензирование;
      • экспертиза качества их работы[6].

    5.4. Финансирование обучения возможно с учетом использования двух источников: государственного бюджетного и платного обучения. При бюджетном финансировании возможно решение проблем обеспечения врачебными кадрами детской стоматологии и других социально незащищенных групп населения. На основе заключаемого контракта с претендентом на бюджетное обучение государство создаст условия для использования молодого специалиста с учетом государственного распределения по опыту советского периода.

    5.5 Платное обучение может проводиться за счет личных средств обучающегося или же за счет кредита от организаций (включая муниципальные органы власти). Контрактное обучение за счет кредита организаций в последующем создаст основу использования молодого специалиста с учетом потребности организации. Платное обучение снизит нагрузку на госбюджет, исключит необходимость бесплатного обучения молодых специалистов, которые предпочтут по окончании ВУЗов работать в частном секторе.

    5.6. Имеющиеся в настоящее время тенденции в развитии платного обучения специалистов в области стоматологии предполагают возможности для того, чтобы стоматологический факультет, организующий подготовку кадров на коммерческой основе, мог на основе договора о совместной деятельности с администрацией государственного ВУЗа:

    • выступать как самостоятельное юридическое лицо по подготовке кадров;
    • использовать возможности ВУЗа на основе аренды его клинических баз;
    • обучать на базах ВУЗа общим, медико-биологическим и клиническим (психосоматическим) дисциплинам.

    При этом возможны различные организационные формы взаимодействия ВУЗа и стоматологического факультета (организация акционерного общества, ООО и пр.), различные варианты использования соучредителей, обеспечивающих адекватное финансирование системы подготовки кадров.

    5.7. Организация платных форм первичной подготовки кадров предполагает необходимость учета и негативных сторон:

    • сохраняется проблема подготовки кадров с учетом государственных потребностей, обусловленных высокой нуждаемостью в стоматологической помощи населения:
    • отдаленных регионов;
    • малых населенных пунктов;
    • сельской местности;
    • сложности проведения государственного контроля деятельности по подготовке кадров даже в условиях государственного лицензирования;
    • удорожание подготовки кадров и следовательно:
    • рост цен на оказание стоматологической помощи со стороны частных стоматологических организаций;
    • снижение доступности стоматологической помощи для населения с низкой платежеспособностью;
    • повышение затрат из государственных средств на оказание помощи населению на основе договорной системы (государства с частным сектором) в условиях, когда государство (или муниципалитет) не в состоянии организовать конкретной группе населения стоматологическую помощь;

    5.8. Переход на платное обучение уже в настоящее время требует разработки и внедрения:

    • Закона о платном обучении;
    • Нормативно-правовых актов на государственном уровне, положения которых обеспечивали бы:
      • Разработка директивных документов, обеспечивающих взаимовыгодные правовые и экономические отношения между медицинскими организациями, стоматологическими факультетами и ВУЗами на совместное использование стоматологических отделений и кабинетов как клинических баз для обучения студентов и постдипломной подготовке;
      • Разработка типовых документов для факультетов и ВУЗов на контрактные формы обучения;
      • возможности заключать договора поднайма профессорско-преподавательского состава с учетом их квалификации и потребности в них;
      • ВУЗам право участвовать в создании коммерческих стоматологических факультетов на основе соучредителей.

    5.9. Минздраву РФ предлагается обеспечить условия для постепенного внедрения в номенклатуру врачебных специальностей и должностей врача по специальности «врач-стоматолог общей практики» (семейной стоматологии) как основного фигуранта в стоматологии. Данный специалист мог бы:

    • обеспечить возможность оказания комплексной стоматологической помощи с учетом потребностей «массового приема» населения;
    • повысить степень доступности населения сельской местности, поселков и малых городов к комплексному лечению на основе оказания одним врачом терапевтической, хирургической, детской и ортопедической стоматологической помощи;
    • при надлежащем ресурсном обеспечении с учетом требований детской стоматологии (работа с медицинской сестрой, адекватность производственных площадей, работа гигиениста стоматологического и др.) создать условия для приема детского населения;
    • обеспечить преемственность и повысить ответственность за оказание указанных выше видов стоматологической помощи и работу по принципам «семейного врача-стоматолога». В дальнейшем необходимо постепенное преобразование этого специалиста в семейного стоматолога.

    5.10. Актуальной сохраняется проблема подготовки врачей в интернатуре. Обязательным условием для качественной подготовки врачей-интернов следует признать совместную работу ВУЗов и практических баз, на которых осуществляется подготовка данной группы молодых специалистов.

    5.11. Для исключения «узкопрофильного и произвольного обучения» целесообразно признать необходимость включения в программу подготовки врачей-интернов по смежным медицинским специальностям:

    • профессиональные заболевания;
    • кожные и венерические заболевания;
    • инфекционные - СПИД, вирусные гепатиты, пр.;
    • медицинская психология;
    • медицинское страхование;
    • организация и экономика здравоохранения;
    • стандартизация медицинской деятельности;
    • юридические основы профессиональной деятельности медицинских работников и судебная медицина, включая раздел профессиональных рисков, экспертизы качества, пр.

    5.12. Необходимо адаптацию учебного процесса осуществлять с учетом единого федерального стандарта по стоматологическому образованию, который должен соответствовать современным требованиям стоматологии и нуждаемости (потребностям) населения по видам стоматологической помощи на основе адекватного:

    • ресурсного обеспечения учебных баз;
    • уровня квалификации преподавательского состава;
    • информационного потенциала;
    • формирования фантомного курса для подготовки студентов.

    5.13. Позитивным фактором является дальнейшая перспектива внедрения «Концепции совершенствования стоматологического образования в России», разработанная (1999-2003гг.) совместными усилиями ученых и профессиональной общественности отечественной стоматологии (ФГУ МГМСУ Росздрава, Стоматологической Ассоциацией России, РМАПО РФ; при участии ученых и профессорско-преподавательского состава ведущих стоматологических кафедр медицинских вузов России).

    Развитие центров постдипломного образования на базе крупных фирм, предприятий, поликлиник является одним из перспективных путей совершенствования постдипломного образования в стоматологии.

    (Например, создающиеся комплексные центры вузов с частными фирмами в г. Санкт-Петербурге: «Амфодент», «Меди» и др.).

    Важно, чтобы эти центры соблюдали имеющиеся положения нормативно-правовых актов по последипломному образованию и имели:

    • соответствующую аккредитацию от СтАР;
    • лицензию на право преподавания;
    • квалифицированных преподавателей;
    • ресурсное обеспечение, адекватное современным требованиям подготовки кадров по стоматологии.

    Оптимальным решением проблем подготовки кадров для работы в сельской местности, малых населенных пунктах и малых городах является внедрение системы обучения и распределения на основе контрактов федеральных и муниципальных органов власти с абитуриентами и студентами стоматологических факультетов. При этом обязательно включение в контракты условий обучения студентов за счет данных органов власти, последующего решения социальных и профессиональных условий деятельности молодого специалиста.

    Целесообразно либо закрыть, либо переоснастить или переформировать кафедры постдипломного образования, не имеющие условий для современного обучения и не пользующиеся популярностью у врачей. Важным представляется развитие негосударственных форм постдипломного образования на базах крупных поликлиник, заводов, фирм и др. В дальнейшем все основные формы постдипломного образования должны стать платными.

    5.14. Внедрение программ обучения в системе последипломной подготовки:

      A. Врачей стоматологов:

      • по основам медицинской информатики;
      • по прикладным компьютерным программам (по разделам клинической стоматологии и организации стоматологической помощи);

      B. Руководителей стоматологических служб и учреждений:

      • по организации здравоохранения и стоматологической службы;
      • по экономике и праву.

    5.15. Дальнейшее внедрение в систему подготовки врачебных кадров и вспомогательного персонала:

    • учебно-тренажерных компьютерных комплексов;
    • экспресс-метода обучения компьютерным технологиям.

    5.16. Для получения стабильного и пролонгированного эффекта в совершенствовании стоматологической помощи с учетом реформирования кадровой политики необходимо довести средний показатель обеспеченности врачебными кадрами в стране до 6,0[7] врачей стоматологического профиля (принимая во внимание возможности частного сектора стоматологической службы).

    5.17. При этом на основании решений Съездов СтАР и с учетом перспективной реорганизации системы подготовки врачебных кадров необходимо прекратить подготовку зубных врачей в России и постепенно сократить долю зубных врачей в общей структуре врачей стоматологического профиля.

    5.18. Решить проблему практического использования зубных врачей в современных условиях деятельности (например, в статусе гигиенистов стоматологических, помощников врачей-стоматологов и др.), а также создать для них условия и возможность получения высшего стоматологического образования, в частности на базе самоокупаемых стоматологических факультетов.

    5.19. Для отдаленных сельских и поселковых участков, а также малых городов целесообразно повысить показатель обеспеченности населения врачами стоматологического профиля из расчета 1,0 врача-стоматолога общей практики на 1500 жителей (с учетом возможностей частного сектора стоматологической службы).

    5.20. Кроме того, на основании возможностей использования гигиенистов стоматологических в школах и в частном секторе целесообразно провести постепенное увеличение их числа. В частности, с учетом сокращения числа зубных врачей довести показатель обеспеченности гигиенистами стоматологическими по этапам:

    • к 2015 г. до уровня - 2,0 на 10000 населения;
    • к 2025г. - до 4,0 на 10000 населения.

    5.21. Принимая во внимание сложившиеся за последние 10 лет требования к сертификации врачебных кадров, обязательным является обеспечение условий для повышения квалификации медицинского персонала стоматологических учреждений (организаций) каждые 5 лет. Необходимо разработать и внедрить «накопительную систему повышения квалификации» (реализация принципов Болонского процесса).

    Цель - обеспечение 100% показателя по сертификации врачебных кадров.

    Внедрить специальную подготовку медицинских сестер для стоматологии на базе медицинских учебных заведений. Для обеспечения более высокой производительности труда врачей- стоматологов (от 65% на текущий период до 100% в перспективе) необходимо планирование подготовки общего числа медицинских сестер исходя из расчетов соотношения врач - сестра, как 1:1.

    6. Совершенствование руководства стоматологической службой на основе компьютеризации и информационного обеспечения

    6.1. Принимая во внимание быстрые темпы внедрения в практику стоматологической службы компьютерных программ, органам власти и органам управления здравоохранением предлагается создать нормативно-правовую базу компьютерного обеспечения, которая бы соответствовала современным требованиям деятельности медицинских учреждений.

    6.2. В частности предлагается внедрить в практическую деятельность всех стоматологических служб и учреждений программ[8], обеспечив им условия финансирования и своевременной модернизации с учетом перспектив развития:

    • по управлению (менеджменту) в системе регионального и федерального уровней для организации их оперативного взаимодействия;
    • для проведения статистического анализа деятельности федеральной, региональной и муниципальной стоматологических служб (преемственность по иерархии от стоматологических самостоятельных учреждений и структурных подразделений лечебно-профилактических учреждений).
    • АРМ (автоматизированные рабочие места руководителей, врачей стоматологов, пр.);
    • ЛВС - локальная вычислительная сеть управления в структуре стоматологического учреждения;
    • расширить информационно-поисковую систему «Стоматология» (справочной - ИПС через Интернет и Меднет в режиме On line) для координации деятельности учебных, научных и лечебных учреждений, производителей и дилеров продукции стоматологического назначения; субъектов финансирования (включая ФОМС, ОМС), структур управления стоматологической службы;
    • ДИАВИЧ для экспресс-обследования врачом стоматологом на предмет вероятности наличия СПИДа у пациентов, и последующего предоставления данной информации с учетом преемственности оказания помощи;
    • компьютерная версия официально утвержденной амбулаторной карты (в структуре АРМ врачей-стоматологов).

    На основе этих действий основное направление информатизации в стоматологии должно быть направлено на создание открытого информационного производства, а далее открытого информационного общества в подотрасли.

    7. Основными направлениями в развитии стоматологической помощи детям должны стать:

    7.1. Формирование для детского населения (возраст до 18 лет) государственных федеральных и региональных программ первичной профилактики основных стоматологических заболеваний.

    7.2. Финансирование программ для данной группы населения должно быть ориентировано на сохранение стоматологического здоровья нации в перспективе на 20 лет.

    7.3. Создание на новых законодательных принципах системы школьной стоматологии, организации стоматологических кабинетов в структуре детских дошкольных, школьных и других учебных заведений (колледжи, ВУЗы), включая:

    • деятельность на основе государственных и региональных программ первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей и подростков;
    • диспансеризацию данных контингентов населения.

    7.4. Укомплектование стоматологических кабинетов учебных заведений (в первую очередь школьных) штатами из расчета:

    • 1,0 врачебная должность и 1,0 должность медицинской сестры в школах с числом учащихся не менее 1000;
    • 0,5 должности стоматологического гигиениста в школах с числом учащихся не менее 500 человек. Данного специалиста считать основой реализации профилактического направления стоматологии в школах.

    7.5. Формирование договорной системы государственных заказов с частными стоматологическими учреждениями для оказания помощи детскому населению при отсутствии возможностей организации стоматологических кабинетов государственными (федеральными или муниципальными) органами власти.

    7.6. Создание контролирующего органа (например, со стороны стоматологической ассоциации) за качеством оказания стоматологической помощи детям. В частности, контроль качества пломбирования зубов будет повышать профессиональную ответственность врачей, что в свою очередь в значительной степени позволит:

    • увеличить сроки сохранности пломб;
    • снизить вероятность развития рецидивов кариеса и его осложнений;
    • уменьшить число повторных обращений за стоматологической помощью;
    • сохранить стабильность числа санированных лиц.

    7.7. Повышение социального престижа врачей стоматологов, оказывающих помощь детям и учащимся:

    • повышение заработной платы адекватное статусу квалификации врача, качеству и объемам оказания им стоматологической помощи;
    • организация рабочего места и условий работы, соответствующих современным требованиям стоматологии;
    • своевременное проведение последипломной подготовки, т.п.;
    • при переходе на другие критерии оценки врача (стоматолога детского) - взаимосвязь оплаты с количеством здоровых детей;

    7.8. Постепенное развитие оказания квалифицированной стоматологической помощи детям стоматологами общей практики («семейными стоматологами») и на этой базе увеличение доступности помощи детям.

    8. Организация и развитие стоматологической помощи населению малых городов, поселков и сельской местности

    Особое внимание должно быть уделено организации стоматологической помощи населению малых городов, поселков и сельской местности.

    Для решения проблем оказания помощи данным группам населения предлагается:

    8.1. Усилить финансирование стоматологической помощи из бюджета муниципальных органов власти в региональные частичной дотацией из федерального бюджета на организацию передвижных форм оказания стоматологической помощи (приобретение передвижных стоматологических кабинетов, их материально-техническое обеспечение).

    8.2. Создать льготные условия для закрепления врачебных кадров с учетом опыта советского периода.

    8.3. С учетом льготных условий провести организационные мероприятия по привлечению в данные населенные пункты молодых специалистов.

    8.4. Обеспечить возможности введения контрактной формы первичной подготовки стоматологических специалистов за счет бюджетных средств с последующей отработкой молодого специалиста по распределению.

    8.5. Внедрить систему подготовки по специальности «врач-стоматолог общей практики», который смог бы обеспечить оказание «массовой стоматологической помощи»[9] по терапевтической, хирургической, ортопедической и детской стоматологии.

    8.6. Обеспечить проведение мероприятий по привлечению частного сектора стоматологических организаций. В частности, на основе использования возможностей государственного заказа.

    9. Формирование системы управления профессиональными рисками в деятельности врача и стоматологического учреждения (организации)

    На основании анализа условий формирования профессиональных рисков предлагается общая модель концепции управления профессиональными рисками в деятельности врача и стоматологического учреждения.

    При этом концепция предусматривает три цели управления:

    • ограничение вероятности влияния условий, провоцирующих профессиональные риски;
    • полное их исключение;
    • решение проблем в условиях свершившихся последствий профессионального риска.

    В этой связи при решении проблем управления профессиональными рисками целесообразно выделить:

      1. Субъект управления и объект управления рисками.

      2. Вероятность развития профессионального риска и условия, выступающие как объект управления.

      3. Основные группы профессиональных рисков с учетом степени их управляемости: управляемые, слабо управляемые и неуправляемые.

    В качестве субъектов управления при решении проблем профессионального риска выступают:

    • государственные органы управления федерального и регионального уровня;
    • муниципальные органы управления;
    • органы управления здравоохранением по уровням иерархии, выступающие как подсистема исполнительной власти государственных органов;
    • организации, имеющие прямое или косвенное отношение к регулированию деятельности лечебно-профилактических учреждений (лицензионные комиссии, комиссии по сертификации врачебной деятельности, санэпидстанции, фонды обязательного медицинского страхования и страховые компании);
    • общественные объединения:
      • профессиональные ассоциации, например, на федеральном уровне - СтАР, на региональном - стоматологические ассоциации регионов;
      • союзы защиты прав потребителей;
    • руководство (администрация) лечебно-профилактическим учреждением, в структуре которого имеются стоматологические подразделения;
    • врачи;
    • пациент при условиях:
      • когда он рассматривается как личность, обладающая здоровьем в социальном, психологическом, психосоматическом аспекте; личность, которая заинтересована в сохранении своего общего и стоматологического здоровья;
      • личность, страдающая тем или иным психосоматическим заболеванием;
      • признания его как недееспособного.

    Концепция управления профессиональными рисками на государственном уровне предусматривает:

    1. Создание конституционной, законодательно-правовой и нормативно-правовой базы с учетом их преемственности, согласованности между собой и адекватности их реальным возможностям отечественного здравоохранения (в частности, учитывая экономические возможности страны).

    2. Повышение на законодательном уровне ответственности органов (включая юридических и физических лиц, имеющих отношение к ресурсному обеспечению стоматологической службы), обеспечивающих управление и финансирование стоматологической службы.

    3. Адекватность построения системы организации и управления здравоохранением и реализация функций управления с учетом выбранной социально-экономической модели стоматологической службы.

    4. Реформирование обязательного и добровольного медицинского страхования с учетом интересов всех заинтересованных субъектов - участников в системе организации и оказания стоматологической помощи населению.

    5. Законодательное расширение прав и статуса врача и врачебной должности. Утверждение в законодательстве обоснованного права врача на ошибку, учет непреднамеренных действий врача. Формирование гарантий от врачебных ошибок. Повышение самостоятельности врача и снижение его зависимости от управления.

    6. Введение на законодательном уровне:

    • в структуры организаций (ФОМС, лицензионных комиссий, общественных объединений потребителей и других), имеющих отношение к организации и оказанию стоматологической службы, специалистов-профессионалов в области стоматологии и организации стоматологической помощи населению;
    • компьютерной системы ведения медицинской документации;
    • стандартов на виды работ (с учетом ответственности лиц: пациентов, руководителей и медицинских работников; условий, факторов, причин, пр. формирования профессиональных рисков и индивидуальных особенностей течения заболевания и его лечения);
    • положения о том, что врач отвечает за свои действия в рамках принятых стандартов;
    • системы страхования гражданской ответственности врача, принятой в ряде стран мира на основе концепции «ответственность без вины»;
    • адекватности ресурсного обеспечения стоматологической помощи в системе социальной защиты населения (льготных групп);
    • формирование мотивации у населения на сохранение общего и стоматологического здоровья;
    • организации системы контроля выполнения требований стандартов;
    • формирование федеральных и региональных программ профилактики основных стоматологических заболеваний с адекватным хозяйственным механизмом управления;
    • включение в государственные стандарты подготовки врачебных кадров законодательно-правовых, социально-психологических и психологических аспектов регулирования поведения врача и пациента;
    • введение в номенклатуру специальностей и должностей стоматологических учреждений как основной "врача стоматолога общей практики" с дальнейшим преобразованием его в семейного стоматолога.

    7. Важное значение в системе управления рисками должно быть уделено повышению роли общественных объединений стоматологов (ассоциаций) на законодательном уровне с учетом предоставления им прав принимать решения, в том числе на основе соглашений между Минздравами территорий.

    • о направлении врача для повышения его квалификации (данное решение по законодательству должно быть обязательным для выполнения его со стороны администрации стоматологического учреждения или другого юридического или физического лица, имеющего право нанимать на работу специалистов стоматологического профиля);
    • об отстранении врача от работы на основе оценок:
      • при аккредитации специалистов и учреждений;
      • по результатам нормирования частоты негативных результатов работы (качество оказания стоматологической помощи) и работы, связанной с жалобами от населения;
      • по результатам изучения дел о медицинской халатности, недобросовестных действиях врача, приписках, злоупотреблениях должностными полномочиями, служебном подлоге, обмане.
    • для защиты врача или учреждения от необоснованных вмешательств некомпетентных в стоматологии организаций (страховых компаний, союзов защиты прав потребителя, пр.).

    IV. Прогностические оценки результатов внедрения Концепции

    Выполнение положений Концепции позволит:

      1. В ближайшие 15-20 лет снизить распространенность кариеса зубов среди населения России - на 10-15%. При этом интенсивность кариеса - КПУ снизится с 2,0-5,0 до 1,5-3,0 на одного ребенка (показатели по группе детей 12-летнего возраста).

      2. Создать условия для формирования интактного прикуса у 20-25% детей (к 12 летнему возрасту).

      3. Практически исключить вероятность развития полной потери зубов у лиц в возрасте 18 лет.

      4. Снизить показатель доли лиц, не пригодных с учетом стоматологических заболеваний к службе в силовых структурах, на 20%.

      5. Обеспечить стоматологическое здоровье для 10-15% населения в возрастной группе 18 - 25 лет.

    Доведение показателей обеспеченности стоматологической службы медицинскими кадрами до показателей, указанных в Концепции, позволит полностью решить проблемы удовлетворения населения во всех видах стоматологической помощи. При этом увеличение объемов ортопедической помощи произойдет в 3 раза, ортодонтической - в 2 раза, что в частности позволит увеличить показатель доступности населения к ортопедической (стоматологической) помощи с 6-7% (1990-2000гг.) до 20% (2025г.).

    Реализация государственных программ первичной профилактики основных стоматологических заболеваний позволит уменьшить у лиц в возрасте 18-25 лет распространенность частичной потери зубов среди лиц на 10-15% . В свою очередь это снизит потребность в ортопедической помощи и, соответственно, финансовые и материально-технические затраты государства на данный вид стоматологической помощи, осуществляемой за счет средств социальных органов.

    Сохранение государственной системы оказания стоматологической помощи населению, должно также иметь целью оказания данного вида специализированной медицинской помощи социально незащищенным группам (дети, подростки, учащиеся, инвалиды, пенсионеры, малоимущие).

    В разделе внедрения в практическую деятельность стоматологии прогнозируется:

    1. С одной стороны сохранение объемов подготовки по числу врачей-стоматологов, с другой - увеличение числа помощников у врача (гигиенистов, медицинских сестер, помощников по профилактике, ассистентов у кресла).

    2. Ориентация деятельности стоматологической службы на профилактику основных стоматологических заболеваний среди групп детского возраста и молодежи.

    3. Расширение объема профилактических мероприятий и сокращение хирургических методов лечения зубов и заболеваний пародонта.

    4. Сохранение и расширение в практике работы врачей амальгамы для восстановления жевательных зубов постоянного прикуса.

    5. Сокращение доли населения, нуждающейся в протезировании по поводу частичной и полной потери зубов.

    6. Расширение кругозора знаний и культуры в работе врачей с учетом внедрения в их деятельность этических, эстетических и социально-психологических норм поведения:

    • руководителей,
    • медицинского персонала,
    • пациентов.

    7. Повышение роли гигиенистов, особенно для работы в школах, которые могут выполнять до 45% объемов профилактической помощи, оказываемой в настоящее время врачами. В частности, выполняя ряд основных работ (манипуляций), связанных с профилактикой начальных стадий заболеваний зубов и

    пародонта. Гигиенист под контролем врача стоматолога может принять более 1000 первичных пациентов в год.

    8. Внедрение методов и технологий, щадящих твердые ткани зуба.

    9. Развитие защитной кариесологии, ориентированной на минимальный объем обработки поверхностей зуба, пораженных начальным кариесом (например, в стадии пятна).

    10. В связи с постарением населения и увеличением распространенности кариеса корня зуба у данного контингента населения будет отмечаться увеличение объема помощи по этому поводу.

    11. Увеличение объема работ по изготовлению вкладок вместо пломбирований (по показаниям).

    12. Увеличение объемов комплексной стоматологической помощи больным со сложно-челюстной патологией на базе Центров по оказанию помощи при заболеваниях и патологии челюстно-лицевой области. (Комплексное оказание терапевтической, хирургической, ортопедической и других специализированных и узко специализированных видов).

    13. Повышение роли мониторинга эпидемиологической, социальной, медицинской и экономической оценки эффективности стоматологической помощи.

    14. Внедрение инфекционного контроля за микрофлорой полости рта с целью регулирования процессов деминерализации-реминерализации, что наряду с щадящими методами терапии обеспечит сокращение объемов работ по пломбированию зубов на 50%.

    15. Повышение на индивидуальном уровне врачебного контроля качества оказанной помощи пациентам в группах риска по кариесу.

    16. Повышение требований к решению проблем профилактики заболеваемости и лечения кариеса и заболеваний пародонта на групповом и индивидуальном уровнях. Привлечение к решению этих проблем государственных органов власти, органов управления здравоохранением и образования.

    17. Дальнейшее развитие частного сектора стоматологической помощи и связанную с этим необходимость повышения роли государства по контролю качества оказания помощи в данном секторе стоматологической службы.

    18. Разработка мер по защите врачей стоматологического профиля от профессиональных заболеваний и вредных условий работы.

    Резюмируя «Концепцию», как основной фактор, препятствующий дальнейшему развитию стоматологии в стране мы видим отсутствие четкого государственного решения о развитии здравоохранения в России в целом и стоматологии в его рамках в частности. Такое решение необходимо для определения места, роли и значения государственного сектора специальности, понимания и определения роли и пределов государственной ответственности за стоматологический аспект здоровья населения, в том числе его социального незащищенных слоев. Такое решение одновременно должно содержать в себе и пути развития стоматологии - в рамках учреждений, либо других, более независимых и самостоятельных форм управления, способных к саморазвитию и экономическим преобразованиям, повышению роли руководителей медицинских организаций, врачей, врачебного самоуправления. В этом случае должна быть четко определена судьба государственного имущества, стоматологического сектора здравоохранения (акционирование, постепенный выкуп, аренда, права пользования, концессия и др.). Без государственного решения этих проблем нельзя ожидать успешного развития здравоохранения в целом и стоматологии в частности.

    Вопросы, решения проблем собственности, экономики, политической и социальной ответственности, формы организации и управления, основные хозяйственные механизмы здравоохранения может и должно решить государство в первую очередь с профессионалами, с населением, с общественными организациями и, главное, в соответствии со своими возможностями.




    [1] Так же должен быть единый Центр по подготовке руководящих кадров по управлению в стоматологии. Например, в соответствии с предложениями СтАР.

    [2] Для государственных учреждений, финансирование деятельности которых осуществляется за счет бюджета или средств ФОМС.

    [3] Система стандартов по стоматологии должна включать следующие группы стандартов: по нозологии стоматологических заболеваний; на манипуляции и виды работ, связанных с оказанием стоматологической помощи; на методы и технологии, применяемые в стоматологии.

    [4] Оказание доверия со стороны профессионалов, на право врача стоматологического профиля (претендента на получение лицензии) заниматься практической деятельностью по конкретной стоматологической специальности.

    [5] В настоящее время требования положений законов РФ об охране здоровья населения, о медицинском страховании и о деятельности общественных объединений не выполняются ни на федеральном, ни на региональном уровнях. В большинстве случаев лицензионные комиссии, которым поручено проведение и аккредитации и лицензирования, игнорируют обязательность аккредитации со стороны стоматологических ассоциаций.

    [6] «Экспертиза качества их работы» рассматривается нами, как элемент в системе подготовки врача, который может указать на слабые стороны предварительных этапов обучения.

    [7] См. Результаты научных разработок ФГУ «ЦНИИС и ЧЛХ Росмедтехнологий» за период 1987-1988гг.

    [8] Перечислены имеющиеся на данный момент компьютерные программы, которые могут быть заменены другими с учетом потребностей в деятельности стоматологических учреждений (организаций). Учитывая быстрый рост развития компьютеризации, указанные программы приведены в качестве примера.

    [9] «Массовую стоматологическую помощь» мы рассматриваем как виды помощи при неосложненных формах стоматологических заболеваний, не требующих применения сложных методов и технологий диагностики и лечения; дорогостоящего оборудования, высокой квалификации врача.

    * В дальнейшем под «региональными» имеются в виду областные, краевые и республиканские организации

  •