e-Stomatology.ruОфициальный сайт Стоматологической Ассоциации России |
Открытое письмо Стоматологической Ассоциации России в Министерство РФ по налогам и сборам, в Фонд Обязательного Медицинского Страхования, руководителям стоматологических учреждений в связи с письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 03.03.03г. № 02-4-10/888-з916
Министерство РФ по налогам и сборам в письме от 03.03.03г. № 02-4-10/888-з916 (подписано главным государственным советником налоговой службы В.В. Гусевым) комментирует вопрос о том, являются ли средства, полученные медицинскими учреждениями от страховых организаций в рамках выполнения программы обязательного медицинского страхования, целевыми, и попадают ли они под нормы статьи 251 Главы 25 "Налог на прибыль" НК РФ. Согласно письму, такие средства не являются целевыми, а значит, не попадают под нормы статьи 251 Главы 25 НК РФ, и, соответственно, включаются в доход от реализации медицинских учреждений (для целей налогообложения налогом на прибыль) независимо от целевого или нецелевого использования таких средств (средств ОМС) медицинскими учреждениями и от ведения раздельного учета доходов и расходов. Такое толкование налогового законодательства, в случае согласия с ним, потребует пересчета налога на прибыль практически всех медицинских учреждений и сдачи уточненных налоговых деклараций начиная с 01 января 2002 г. Ниже приведен анализ письма Министерства РФ по налогам и сборам от 03.03.03г. № 04-4-10/888-з916. Формальный анализ проблемы (Анализ статуса письма). Письмо Министерства РФ по налогам и сборам (МНС РФ) не является составной частью налогового законодательства, так как согласно ст.1 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах состоит из налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Письмо Министерства РФ по налогам и сборам по форме (п.2 ст.4 НК РФ) не является приказом, инструкцией или методическим указанием, связанным с налогообложением, обязательным для подразделений МНС РФ. Анализ проблемы по сути законодательства. Письмо МНС РФ приводит следующие аргументы, обосновывающие позицию министерства: "В соответствии с ст.20 Закона РФ от 28.06.91г. №1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности, аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Учитывая изложенное, средства территориальных фондов медицинского страхования, полученные страховой медицинской организацией от территориального фонда ОМС на основании договора финансирования и средства, полученные медицинскими учреждениями от страховых медицинских организаций на основании договора заключенного между страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование и аккредитованными медицинскими учреждениями, выполняющими программу обязательного медицинского страхования, не являются целевыми" (применительно к нормам статьи 251 главы 25 "Налог на прибыль организации" НК РФ). Таким образом, позиция в письме МНС РФ строится на том, что не целевой характер получаемых от фонда ОМС средств доказывается двумя положениями: Приведем положения налогового законодательства (Глава 25 НК РФ) по этому вопросу. Пункт 14 статьи 251 главы 25 НК РФ устанавливает, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (в том числе денежных средств), полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Организации, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и использовать эти средства по целевому назначению. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Глава 25 НК РФ не предъявляет иных требований, критериев и признаков к понятию "целевое финансирование". Тот факт, что медицинская организация является самостоятельным хозяйствующим субъектом и строит свою деятельность на основе договоров с организациями (в том числе со страховыми медицинскими организациями) согласно налогового закона не является признаком и доказательством того, что эти средства не являются целевыми. Применительно к рассматриваемой проблеме требования налогового законодательства, предусмотренные п.14, ст.251, Главы 25 НК РФ, относительно целевого характера финансирования от ФОМС (как государственного внебюджетного фонда), удовлетворяются по следующим основаниям: 1. Источником финансирования является государственный внебюджетный фонд - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является государственным внебюджетным фондом, т.к. соответствует требованиям ст.13 БК РФ: Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. 2. Средства государственного внебюджетного фонда, выделяются медицинскому учреждению, которое является бюджетным учреждением, по смете доходов и расходов бюджетного учреждения. Медицинские учреждения являются бюджетными учреждениями, если удовлетворяют требованиям ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ): Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия признаются бюджетными учреждениями. Кроме того, в смете доходов и расходов должны отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. Последнее условие также выполняется всеми бюджетными государственными и муниципальными медицинскими учреждениями. 3. Средства, полученные бюджетным медицинским учреждением используются им по назначению (имеют строго целевой характер), определенному конституцией, федеральными законами, правительственной программой и организацией-источником целевого финансирования. Согласно ст. 41 Конституции РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Государство финансирует федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. В соответствии со ст.. 1 Закона РФ "О медицинском страховании граждан РФ" " от 28.06.91г. № 1499-1 медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Ст.12 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28.06.91г. № 1499-1 устанавливает, что для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 в ст.10 устанавливают, что одним из источников финансирования охраны здоровья граждан являются средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ постановлением от 11.09.98г. № 1096 утвердило специальную Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Одним из разделов этой программы является базовая программа обязательного медицинского страхования. В рамках этой программы Министерству здравоохранения РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством финансов РФ разработаны и утверждены методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. В соответствии со ст. 20 "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28.06.91г. № 1499-1 медицинскую помощь в системе в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности (в том числе и бюджетные медицинские учреждения), аккредитованные в установленном порядке. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Такая медицинская помощь финансируется за счет средств федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (т.е. строго целевых средств). Исходя из вышеизложенного возможно сделать вывод: Средства территориальных фондов обязательного медицинского страхования, полученные медицинскими бюджетными учреждениями от страховых медицинских организаций на основании договора, заключенного между страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование граждан, и аккредитованными медицинскими учреждениями, выполняющими программу обязательного медицинского страхования являются целевыми, поэтому попадают под нормы ст. 215 главы 25 "Налог на прибыль" Налогового кодекса РФ и не включаются в доход от реализации бюджетными медицинскими учреждениями, при условии целевого использования таких средств обязательного медицинского страхования и ведения раздельного учета доходов и расходов по таким средствам бюджетными медицинскими учреждениями. Бюджетным медицинским учреждениям, по моему мнению, следует учесть вышеизложенное правовое обоснование и не включать поступления от территориальных фондов обязательного медицинского страхования в доход от реализации. В случае возникновения разногласий с налоговыми органами по вышеизложенному вопросу использовать в возражениях правовую аргументацию настоящего аналитического материала вплоть до отстаивания своей позиции в арбитражном суде. Генеральный директор ЗАО "Стоматология Аудит"/Квалификационный аттестат аудитора, выданный Минфином РФ, № 000612 К.В. Николаев
СогласованоПрезидент Стоматологической Ассоциации России В.К. Леонтьев
|