Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) Официальный сайт
Стоматологической Ассоциации России
Логотип Стоматологической Ассоциации России

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство науки и высшего образования РФ
(Минобрнауки России)

Тверская ул., д. 11, стр. 1, 4, Москва, 125009
Тел.: 8 (495) 547-13-16
e-mail: info@minobmauki.gov.ru
web-сайт: minobmauki.gov.ru

 

Руководителям образовательных организаций высшего образования

 

О предоставлении информации

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации направляет для применения в работе временные рекомендации для образовательных организаций, предусматривающие алгоритм действий для руководства образовательных организаций по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»,

Приложение: на 7 л. в 1 экз.

М.А. Боровская

Землянская Анна Александровна 8 (495) 547-1366, доб. 7303

Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России № 397 от 14 марта 2020 г.

«Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»

Организациям, реализующим образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, (далее - Организация) обладая автономией (самостоятельностью в принятии решений) в осуществлении образовательной деятельности целесообразно принимать решение по организации образовательного процесса с учетом сложности эпидемиологической ситуации в регионе расположения организации и наличия или отсутствия угрозы заражения обучающихся и с учетом различных ситуаций для отдельных категорий обучающихся (наличие хронических заболеваний, беременность, проживание с членами семьи старшего возраста, посещение стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и иное).

Варианты реализации образовательных программ, изложенные в приказе Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397, позволяют Организациям использовать для отдельных групп обучающихся различный набор организационных мероприятий как в совокупности, так и индивидуально в зависимости от ситуации, в частности:

Сценарий 1.

Временный переход на обучение с использованием только дистанционных образовательных технологий должен рассматриваться в условиях сложной эпидемиологической обстановки и угрозы заражения обучающихся и работников образовательной организации.

При принятии решения о временном переходе на обязательное обучение всех обучающихся с использованием только дистанционных образовательных технологий рекомендуется следовать алгоритму, описанному в приложении 1 к настоящим рекомендациям (далее - Сценарий полного перехода на дистанционные образовательные технологии).

Сценарий 2.

Перевод отдельных обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану должен рассматриваться в ситуации некритичной эпидемиологической обстановки в регионе.

При принятии решения о предоставлении возможности обучающимся, добровольно изъявившим желание по персональным причинам осваивать образовательную программу дистанционно, рекомендуется следовать алгоритму, описанному в приложении 2 к настоящим рекомендациям (далее - Сценарий частичного перехода на дистанционные образовательные технологии).

Оба сценария ставят целью минимизировать количество личных контактов между людьми в процессе обучения и полностью укладываются в действующее российское законодательство, включая вопросы применения дистанционных образовательных технологий, предоставления обучающимся индивидуальных учебных планов, в том числе с переносом части занятий на другой учебный период.

В обоих сценариях большим подспорьем Организациям станут массовые открытые онлайн курсы (далее - МООК), уже разработанные ведущими российскими университетами, а также имеющаяся в Организациях электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС), наличие которой предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами.

Скорость перехода на Сценарий 1 или Сценарий 2 будет зависеть от наличия у образовательной организации опыта использования МООК и ЭИОС в реальной практической деятельности.

Для Организаций со стороны Минобрнауки России при поддержке ведущих университетов будет организована информационная поддержка, консультационная линия и обзор типовых решений (как технологических, так и нормативных).

Материалы, поддерживающие деятельность системы высшего образования в условиях эпидемии, будут аккумулироваться на сайте Минобрнауки России.

Настоящие рекомендации будут актуализироваться в постоянном режиме.

 

Приложение 1
к Рекомендациям по организации
образовательного процесса
в рамках реализации
приказа Минобрнауки России
от 14 марта 2020 г. №397

Сценарий временного перехода только на ДОТ

  1. Руководитель Организации издает организационный приказ о временном переходе на реализацию образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами с указанием срока действия такого решения.
  2. Предусмотреть подготовительный период, в течение которого соответствующие службы Организации и преподаватели смогут перейти на работу в удалённом режиме и подключат всех обучающихся к имеющимся сервисам ЭИОС в обязательном порядке. Такой период может занять от двух дней до двух недель, в зависимости от качества инфраструктуры, готовности основных субъектов учебного процесса действовать с применением исключительно ДОТ.
  3. Актуализировать имеющиеся в электронном виде методические материалы по использованию ЭИОС для обучающихся, преподавателей и административных работников, ответственных за организацию учебной деятельности. В первую очередь обратить внимание на инструкции по размещению учебных материалов, на создание тестовых заданий, на публикацию объявлений, на сбор письменных работ студентов, на выставление оценок.
  4. Назначить лицо ответственное за консультирование преподавателей и обучающих по использованию инструментов ЭИОС. Консультанты, в зависимости от размера Организации, могут быть определены как на уровне Организации в целом, так в отдельных структурных подразделениях. Их контакты нужно разместить на сайте Организации и проинформировать преподавателей, обучающихся и администраторов по электронной почте о том, к кому и по каким вопросам, касающимся работы с инструментами ЭИОС, можно обращаться.
  5. Направить по электронной почте и разместить на сайте Организации инструкцию всем обучающимся и преподавателям о том, как получить или восстановить логин и пароль к ЭИОС.
  6. Разработать и представить преподавателям, которые не имеют достаточного опыта использования ЭИОС, «стандарт организации учебного курса в ЭИОС своими силами». Целесообразно использовать видеоинструкции по размещению материалов, виртуальной коммуникации с обучающимися, а также по проведению оценочных мероприятий. Рекомендуется двигаться постепенно - не следует требовать от преподавателей создавать сразу весь учебно-методический комплекс до конца учебного года. Возможно привлечение наиболее подготовленных обучающих, которые могут помочь преподавателям в размещении учебных материалов.
  7. Отобрать список инструментов виртуальной коммуникации, которые рекомендуются преподавателям для проведения вебинаров, онлайн консультирования, коллективного обсуждения и коллективного творчества с размещением этого списка на сайте Организации.
  8. Определить, какие учебные дисциплины могут быть реализованы с помощью онлайн курсов ведущих университетов (перечень доступных ресурсов размещен на сайте Минобрнауки России). Частичная или полная замена лекций и семинарских занятий онлайн лекциями и тестовыми заданиями других университетов позволит не тратить время на перевод в дистанционный формат абсолютно всех своих дисциплин.
  9. Определить, какие учебные дисциплины или их элементы требуют присутствия обучающихся в строго определенное время перед компьютером, а какие могут осваиваться в асинхронном режиме. Расписание онлайн-занятий, требующих присутствия в строго определенное время разместить в ЭИОС. Преподавателей, запланировавших такие элементы, следует обязать напоминать обучающимся с помощью сервисов ЭИОС о предстоящем учебном событии заранее.
  10. Занятия, которые требуют работы с лабораторным и другим оборудованием, перенести на конец учебного года.
  11. Определить, какие элементы учебного плана не смогут быть реализованы в текущем учебном году с применением ДОТ - внести соответствующие изменения в учебные планы, перенеся эти элементы на будущий год. Оформить такое решение приказом Организации. Важно, чтобы объем следующего учебного года в результате не превышал 80 зачетных единиц.
  12. Регулярно (не реже двух раз в неделю) с помощью средств ЭИОС информировать обучающихся от имени деканата (учебного офиса, руководителя образовательной программы) о том, что они должны были выполнить к текущему сроку, какие задания предстоят в следующий период, какие успехи у обучающихся, какие были проблемы и как они решились.
  13. Организовать «горячую линию» по сбору обращений от обучающихся и преподавателей с обязательной ответственностью административных работников анализировать обращения и оперативно принимать меры по воздействию на выявленные проблемные ситуации. Сообщать на общем ресурсе Организации о решенных проблемах и об успехах. Направлять короткие дайджесты о текущем учебном процессе, ориентированные на обучающихся, преподавателей и администраторов.
  14. Обязательно поддерживать коммуникацию с удаленно работающими преподавателями. Организовать возможность планирования рабочей недели и простых электронных отчетных форм с целью сохранения у преподавателей чувства причастности к коллективу и продолжения своей трудовой деятельности в прежнем качестве.
  15. Обеспечить фиксацию хода образовательного процесса.
  16. Проанализировать и подготовить вариант проведения мероприятий промежуточной и государственной итоговой аттестации для обучающихся выпускных курсов с использованием сервисов вебинаров, тестового инструментария ЭИОС.

Приложение 2
к Рекомендациям по организации
образовательного процесса в рамках
реализации приказа Минобрнауки России
от 14 марта 2020 г. №397

Сценарий добровольного перехода на индивидуальный учебный план с применением ДОТ

  1. Руководитель Организации издает организационный приказ о временном переходе на реализацию образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий в связи с особыми обстоятельствами с указанием срока действия такого решения в отношении обучающихся, изъявивших желание дистанционно осваивать образовательную программу. Предусмотреть подачу заявления на перевод на индивидуальный учебный план (далее - ИУП) и согласование состава и сроков освоения элементов ИУП по электронной почте, либо с помощью личных кабинетов обучающихся в ЭИОС, если такая возможность в Организации имеется. При необходимости возможно делегировать принятие решения об утверждении ИУП в Организации руководителю образовательной программы или декану факультета. Предусмотреть в приказе Организации необходимости преподавателям обеспечивать взаимодействие с обучающимися, избравшим дистанционный формат освоения образовательной программы.
  2. Проанализировать перечень дисциплин и иных элементов учебного плана, которые еще не завершены и продолжаются до конца учебного года (далее - учебная дисциплина) по каждой из образовательных программ. Предметом анализа должно стать:

а) Возможность и/или готовность преподавателей организовать освоение учебной дисциплины с помощью сервисов ЭИОС (включая самый простой вариант передачи учебных материалов по электронной почте): размещение материалов для обучающихся; вопросов для самоконтроля, вопросов/ тестовых/ творческих заданий для текущего контроля; организации консультирования с помощью онлайн-сервисов и прочее.

б) Возможность полностью заместить учебную дисциплину самостоятельным изучением студентом МООК (одного из ведущих университетов, включая одобренные академическим сообществом.

Организации курсы зарубежных университетов) и зачесть результаты студенту без повторного изучения этой учебной дисциплины.

в) Возможность заместить часть учебной дисциплины с помощью МООК, при этом сохраняя консультирование и проведение контроля учебного продвижения обучающихся с помощью онлайн сервисов силами преподавателей Организации.

г) Установить невозможность изучать до конца текущего учебного года учебную дисциплину с помощью дистанционных образовательных технологий.

  1. Сформировать образец / образцы ИУП для разных образовательных программ, ориентируясь на результаты аналитики по вышеуказанному пункту 2.
  2. Учебные дисциплины, соответствующие подпункту «г» пункта 2, следует исключить из ИУП, перенеся на следующий учебный год. Максимально использовать в ИУП учебные дисциплины, соответствующие подпунктам «а» - «в» пункта 2, таким образом минимизируя затраты преподавателей по работе с единичными обучающимися, избравшими такой ИУП. В этом случае можно, если позволяет логика учебного плана, включать в ИУП обучающегося текущего года соответствующие учебные дисциплины из учебных планов будущих лет обучения.
  3. Определить контакты ответственного работника, в задачи которого будет входить информировать преподавателей и обучающихся о доступных инструментах для дистанционных образовательных технологий.
  4. Обеспечить постоянную дистанционную связь с обучающимися, назначив для этой цели кураторов из числа административных работников. Проводите мониторинг фактического взаимодействия преподавателей и обучающих, включая элементы текущего контроля и промежуточной аттестации.
  5. В остальных пунктах, касающихся организации работы с МООК других университетов и в ЭПОС университета, следует руководствоваться соответствующими пунктами Сценария из приложения 1.
  6. Если число обучающихся, добровольно изъявивших желание переходить на такие ИУП, достигнет 30 процентов, следует готовиться к реализации сценария 1.
наверх
Просмотров: 3286
© E-Stomatology, Все права защищены 2001 - 2024
Информация на этом сайте предназначена для профессионалов: врачей, ассистентов, зубных техников, гигиенистов Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru   Яндекс-цитирование