Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) Официальный сайт
Стоматологической Ассоциации России
Логотип Стоматологической Ассоциации России

FDI

ЗАЯВЛЕНИЕ FDI

Роль наставничества и контроля качества в стоматологии

Пересмотренная версия принята Генеральной Ассамблеей FDI: 2025 год, Шанхай, Китай
Пересмотренная версия подтверждена Генеральной Ассамблеей FDI: 2015 год, Бангкок, Таиланд
Первоначальная версия принята Генеральной Ассамблеей FDI: 2000 год, Париж, Франция

 

СОДЕРЖАНИЕ

Контроль качества в работе стоматологической команды – это термин, часто используемый для описания рабочих взаимоотношений между врачами-стоматологами и членами их команды, при которых врач-стоматолог наблюдает и/или проверяет работу своих коллег. В рамках этого понимания «контроль» интерпретируется по-разному: от прямого контроля (присутствие в одном помещении и непосредственное наблюдение за работой) до простого сохранения общей ответственности за работу, при этом член команды действует в значительной степени самостоятельно, имея возможность при необходимости обратиться к стоматологу. Последнее часто называют делегированием, но не замещением. Характер и степень контроля качества могут варьировать в зависимости от профессиональной роли, уровня опыта и нормативных требований. Что более важно, контроль играет ключевую роль в поддержке и наставничестве другого члена стоматологической команды, включая самих стоматологов, и, таким образом, является важным процессом в их профессиональном развитии. Он может быть использован для повышения безопасности, качества и эффективности стоматологической помощи.

Наставничество и контроль качества работы всей стоматологической команды следует рассматривать как инструмент для обеспечения равного доступа к стоматологической помощи, а не как ограничительный процесс. Он укрепляет командный подход, улучшает профессиональное образование и способствует более глубокому пониманию различных ролей и обязанностей внутри стоматологической команды, в конечном итоге поддерживая более широкие цели всеобщего охвата услугами здравоохранения. Контроль (прямой или косвенный) наиболее эффективен, когда существуют четкие совместные цели в отношении предоставляемой медицинской помощи/услуг или установленные стандарты для заявленных услуг.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Контроль качества в работе стоматологической команды применим ко всем ее членам. Существуют различные формы контроля, и некоторые из них могут быть более подходящими, чем другие, в зависимости от характера планируемого вмешательства. Он не обязательно должен быть постоянным, но всегда должен быть доступен. Контроль должен осуществляться в соответствии с местным, региональным и национальным законодательством и нормативными актами. Определение стандартов и границ практики, в рамках которых оказывается безопасная и качественная стоматологическая помощь, в конечном счете находится в ведении регулирующих органов. В данном Заявлении также указывается, как контроль качества в стоматологии может улучшить доступность стоматологической помощи в районах, где она ограничена или отсутствует.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Наставничество и контроль качества в стоматологии подразумевает под собой структурированный процесс, который поддерживает как безопасное оказание помощи пациентам, так и непрерывное профессиональное обучение и развитие членов стоматологической команды. Он позволяет специалистам осмысливать и повышать свои знания, навыки и компетенцию с помощью согласованной и регулярной поддержки со стороны других профессионалов [1].

Различают следующие формы контроля качества в стоматологии:

  • Общий контроль: врач-стоматолог назначает процедуру, но не обязан присутствовать при ее выполнении, при этом он сохраняет ответственность за пациента.
  • Прямой контроль: врач-стоматолог присутствует на протяжении всего лечения и может нуждаться в оценке состояния пациента до, во время и после процедуры.
  • Косвенный контроль: врач-стоматолог должен находиться в том же учреждении и быть доступным для консультации во время проведения процедуры.
  • Дистанционный контроль: члены стоматологической команды могут выполнять определенные задачи без прямого или косвенного контроля, используя видеосвязь, телемедицинские консультации или аналогичные технологии удаленной связи.
  • Контроль в системе общественного здравоохранения: стоматологические услуги, предоставляемые лицензированными медицинскими работниками в рамках общественных программ под общим руководством врача-стоматолога, от которого не требуется присутствия на месте.

Роль аудита в системе контроля качества

Аудит – это ценный инструмент для анализа и улучшения профессиональной деятельности, безопасности пациентов и качества стоматологической помощи. Регулярные аудиты помогают обеспечить эффективность процессов контроля и поддержание высочайших стандартов оказания помощи. Хотя сам по себе аудит не является прямой формой контроля, он предоставляет важную обратную связь, которая может направлять контролирующую практику и непрерывное профессиональное развитие.

ПРИНЦИПЫ

Наставничество и контроль качества в стоматологии играет ключевую роль в формировании эффективной стоматологической команды, что, в свою очередь, повышает качество оказания стоматологической помощи и способствует повышению доступности стоматологических услуг, особенно в наиболее нуждающихся районах. Следует признать, что он имеет различные формы, и для определения того, какая форма контроля подходит для той или иной ситуации, должна проводиться взвешенная оценка потребностей. Надлежащий контроль качества в стоматологии должен использоваться для улучшения оказания помощи пациентам, а не для замены или обхода клинических обязанностей врача-стоматолога.

Ответственность за безопасность пациента и качество оказываемой помощи остается за непосредственным исполнителем, независимо от наличия какого-либо контроля.

СТРАТЕГИЯ

  • Все члены стоматологической команды на любом этапе карьеры должны иметь возможность пользоваться преимуществами наставничества и контроля качества в стоматологии. Это касается тех, кто недавно получил специальность или стремится приобрести новые навыки, возвращается к практике после перерыва в карьере или отстранения от работы, впервые выполняет новые процедуры, переезжает между странами.
  • Наличие соответствующего образования, подготовки, опыта и четко определенных границ профессиональной деятельности является существенной основой для осуществления наставничества и контроля качества в стоматологии, как для контролирующего специалиста, так и для контролируемого члена команды.
  • Все аспекты деятельности должны периодически контролироваться, включая связанные с соблюдением нормативных требований, такие как ведение документации, непрерывное профессиональное развитие (НПР), охрана труда и техника безопасности, а также другие регуляторные требования.
  • По возможности должна быть создана система направления и маршрутизации пациентов, чтобы члены стоматологической команды могли при необходимости направлять пациентов на консультацию или лечение к соответствующему квалифицированному коллеге.
  • Все пациенты, которые получали помощь в условиях контроля в системе общественного здравоохранения или дистанционного контроля от лиц, не являющихся стоматологами, должны иметь возможность быть направленными к врачу-стоматологу.
  • Эффективное наставничество и контроль качества с регулярной конструктивной обратной связью для поддержки профессионального развития и высоких стандартов помощи должен способствовать укреплению сильных сторон и положительных практик. Оно также играет роль в выявлении требующих улучшения областей в целях обеспечения качества и безопасности оказываемой пациентам стоматологической помощи.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Стоматологическая команда, доступность помощи, границы профессиональной деятельности

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Информация, указанная в данном документе, подтверждается достоверными научными данными. Она может интерпретироваться в зависимости от культурных ценностей и социально-экономических ограничений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. UK Health and Care Professions Council. Guidance on Supervision. Available from: https://www.hcpc-uk.org/standards/meeting-ourstandards/supervision-leadership-and-culture/supervision/ [Accessed 6 October 2025].
наверх
Просмотров: 15
© E-Stomatology, Все права защищены 2001 - 2025
Информация на этом сайте предназначена для профессионалов: врачей, ассистентов, зубных техников, гигиенистов Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru   Яндекс-цитирование