Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) Официальный сайт
Стоматологической Ассоциации России
Логотип Стоматологической Ассоциации России
.
13.10.2021,     Раздел сайта: СтАР актуально

 

Сводная таблица предложений к проекту Постановленя Правительства РФ «Об утверждении порядка и условий предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»

(по состоянию на 12 октября 2021 года)

Обсуждение проекта Постановления >>

Скачать файл Проекта в формате PDF >>>

№ п/п Текст проекта Замечания Предложения (формулировка)
Преамбула
абз. 1
В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 39.1Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет: Соединяя в одном документе и ПРАВИЛА оказания платных услуг, и ПОРЯДОК/УСЛОВИЯ оказания платных медицинских услуг – мы сохраняем ПРОБЛЕМУ невозможности разграничений полномочий при контроле и надзоре органами Росздравнадзора и Роспотребнадзора. В настоящее время оба ведомства проводят проверки по Правилам предоставления платных медицинских услуг (ПП №1006), практика показывает, что оба ведомства контролируют и выписывают штрафы за нарушения одних тех же норм – что приводит к нарушению одного из главных правил контроля – запрет на контроль одних и тех же правил разными государственными органами.
Сохраняя структуру данного документа в неизменном виде, продлит и «узаконит» дальнейшее нарушение принципа
В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
п. 1 Настоящие Порядок и условия определяют правила предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг. Происходит подмена понятий. Для совмещения понятий, закрепленных в ФЗ-323 п.7 ст. 84 и ст. 39 ЗОПП и по которым должен быть принято ПП – объединены во взаимозаменяемые понятия, считаем это недопустимы и закладывающим фундамент под дальнейшую путаницу в терминологии и во всем понятийном аппарате.
Более того, делает абсолютно невозможным разграничение полномочий по контролю и надзору между Росздравнадзором и Роспотребнадзором.
Исключить
Настоящий Порядок определяет особенности предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг в организациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий.
п. 2 Для целей настоящих Порядка и условий используются следующие основные понятия: «платные медицинские услуги»-медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее -договор);«заказчик»-физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя; «потребитель»-физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; «исполнитель»-медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям. Понятия «потребитель», «исполнитель» применяются также в значении, установленном Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Понятие «медицинская организация» употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Категорически против закрепления понятий в таком виде, поскольку это попытка применить правовые устоявшиеся конструкции «потребительского права» к ПРАВООТНОШЕНИЯМ совершенно не пригодными для их регулирования этими нормами.
Врачебное сообщество и «медицинские» юристы уже не первое десятилетие предпринимают попытки показать регуляторам, что правовые конструкции, разработанные для регулирования правоотношений «продавец-покупатель-товар» совершенно не подходят для регулирования отношений «медицинская организация-врач-пациент», последние требуют самостоятельного автономного регулирования.
Закрепление подобных понятий НИЧЕГО не дает для защиты прав и законных интересов участников данных отношений.
Использование терминологии полностью из Федерального закона №323.
Медицинская организация-пациент-медицинская помощь-качество медицинской помощи и т.д.
абз. 1
п. 6
При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи или территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно программа, территориальная программа). Нет четких критериев понятия «доступная форма» -
абз. 3
п. 6
Подмена бесплатных медицинских услуг платными не допустима. Не ясно толкование. Согласно словарю «подмена» — фальсификация, субституция, замещение, смена, перемена, замена, подмена, подмен, подстановка. Таким образом замена бесплатной услуги платной не допускается даже по желанию пациента Исключить
Пациент вправе получать платные услуги Добавить формулировкой «без предварительного согласия заказчика»
Во избежание двоякого толкования формулировки «Подмена бесплатных медицинских услуг платными не допустима» Исключить
пп. А
п. 7
на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами, по желанию потребителя (заказчика):
применение методов диагностики и лечения сверх стандартов медицинской помощи, с учетом решения лечащего врача на их применение, отраженного в первичной медицинской документации;
применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий (включая имплантируемые в организм человека), лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи, перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, с учетом решения лечащего врача на их применение, отраженного в первичной медицинской документации;
оказание медицинских услуг во внеочередном порядке при оформленном в медицинской документации отказе пациента или его законного представителя от получения медицинских услуг в соответствии со сроками ожидания оказания медицинской помощи, предусмотренными программой, территориальными программами (за исключением отдельных категорий граждан, имеющих право внеочередного оказания медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, порядок реализации которого устанавливается территориальной программой); установление индивидуального поста медицинского наблюдения при оказании медицинской помощи в стационарных условиях при отсутствии медицинских показаний;
медицинское сопровождение пациента врачом (средним медицинским работником) при транспортировке к месту лечения (обследования, реабилитации) и обратно, за исключением сопровождения медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;
Например, на территории Ростовской области ортодонтия (только несовершеннолетним в ограниченном объеме – изготовление кламмеров, толкателя, пружины, установка винтов и пр. не оплачивается по ОМС ) Дополнить абзацем следующего содержания:
«при оказании медицинских услуг, не предусмотренных действующими в субъекте РФ нормативно-правовыми актами, соглашениями, заключенными в сфере обязательного медицинского страхования»
абз. 2
пп. А
п. 7
применение методов диагностики и лечения сверх стандартов медицинской помощи, с учетом решения лечащего врача на их применение, отраженного в первичной медицинской документации; В настоящее время отсутствуют стандарты по всем нозологиям, упоминание в тексте не корректно. применение методов диагностики и лечения сверх объема медицинской помощи, предусмотренной Территориально программой, с учетом решения лечащего врача на их применение, отраженного в первичной медицинской документации;
Так на территории Ростовской области не предусмотрено выполнение ОПТГ (но предусмотрено стандартом, клиническими рекомендациями) применение методов диагностики и лечения сверх стандартов медицинской помощи, а также непредусмотренных действующими в субъекте РФ нормативно-правовыми актами, соглашениями, заключенными в сфере обязательного медицинского страхования, с учетом решения лечащего врача на их применение, отраженного в первичной медицинской документации
пп. Д
п. 7
при обращении за медицинской помощью (медицинскими услугами) без медицинских показаний. пп. Г п. 7 имеет тоже смысловое значение. Исключить
Во избежание двоякого толкования словосочетания «без медицинских показаний» Исключить
абз. 1
п. 8
Возможность использования материально-технической базы и порядок привлечения медицинских работников медицинской организации при оказании платных медицинских услуг, а также порядок определения цен (тарифов) и их размер на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися автономными, бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями (далее – государственные медицинские организации), утверждаются учредителем. Исключить из данного пункта «автономными» Возможность использования материально-технической базы и порядок привлечения медицинских работников медицинской организации при оказании платных медицинских услуг, а также порядок определения цен(тарифов) и их размер на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями (далее – государственные медицинские организации), утверждаются учредителем.
Утверждение учредителем цен на платные медицинские услуги представляется избыточным требованием к медицинским учреждениям (вполне достаточно того, что учредитель утверждает порядок определения цен (тарифов)). Необходимо исключить из текста словосочетание «и их размер» и слово «автономными» Возможность использования материально-технической базы и порядок привлечения медицинских работников медицинской организации при оказании платных медицинских услуг, а также порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями (далее – государственные медицинские организации), утверждаются учредителем.
Заменить понятие «учредителем» на понятие «главным врачом» Возможность использования материально-технической базы и порядок привлечения медицинских работников медицинской организации при оказании платных медицинских услуг, а также порядок определения цен(тарифов) и их размер на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями (далее – государственные медицинские организации), утверждаются главным врачом.
абз. 2
п. 8
Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно. - Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно и согласовывают в Управлении федеральной антимонопольной службы или специализированной организации регулирующей цены и тарифы с предоставлением заключения на соответствие стоимости (тарифа) или не превышению по предельно допустимому тарифу (цене).
абз. 1
п. 10
Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, применения отдельных методов диагностики и лечения, лекарственных препаратов, медицинских изделий (включая имплантируемые в организм человека) (далее – отдельные платные медицинские услуги), в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи Согласно Федеральному закону от 25:12.2018 N 489-ФЗ (ред. от 11:06.2021) "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российск...
"Статья 37. Организация оказания медицинской помощи
П. 1. Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1)<…>
2)<…>
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
П. 14. Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг;
2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
На данный момент в стоматологии имеются Стандарты:
1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13:01.2006 N 17″Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с челюстно-лицевыми аномалиями, другими уточненными изменениями зубов и их опорного аппарата и другими болезнями челюстей»
2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01:06.2006 N 445 Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с изменениями зубов и их опорного аппарата
3. Приказ от 24 декабря 2012 г. n 1490н об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при приостановившемся кариесе и кариесе эмали
4. Приказ от 24 декабря 2012 г. n 1526н об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при кариесе дентина и цемента
5. Приказ от 24 декабря 2012 г. n 1496н об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при остром некротическом язвенном гингивите
Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
п. 11 Исполнителем в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» должны быть предоставлены сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (статусе лицензии, регистрационном номере лицензии, дате предоставления лицензии, лицензирующем органе, выдавшем лицензию), в том числе путем предоставления доступа к общедоступной информации, содержащейся в электронных реестрах лицензий. С какой целью дублируется норма Закона в подзаконном НПА? Так ч. 8 ст. 84 ФЗ-323 прямо говорит о том, что к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", в том числе и ст. 9 этого закона. Излишнее дублирование норм федерального закона в подзаконном НПА. Исключить
пп. В
п. 12
порядок и условия предоставления медицинской помощи, а также предельные сроки ожидания оказания медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; Эту информацию обязаны предоставлять только организации, участвующие в реализации программы гос. гарантий, поэтому предлагаем здесь так это и конкретизировать.
В противном случае контролирующие органы требуют выполнения этого требования всеми медицинскими организациями.
порядок и условия предоставления медицинской помощи, а также предельные сроки ожидания оказания медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой, в случае участия медицинской организации в реализации программы и территориальной программы.
Раздел 5 Территориальной программы ОМС СПб на 2021 год «Объем, сроки, место и своевременность проведения диагностических и лечебных мероприятий определяются лечащим врачом» Исключить
пп. Д
п. 12
требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя; Требуется уточнение, из текста непонятно о КАКИХ ИМЕННО обязательных требованиях идёт речь.
Нарушение принципа правовой определённости, закрепленного в ст. 7 ФЗ «Об обязательных требованиях»
Требует уточнения, конкретизации или исключения
Не ясно требования к пациенту, или требования, которые должна соблюдать медицинская организация Исключить
Непонятно о каких, чьих и к кому (к чему) конкретно требованиях идет речь. Исключить
пп. Е
п. 12
сроки оказания платных медицинских услуг; Пункт 12 Проекта обязывает Исполнителя довести до сведения Потребителя информацию о сроках оказания платных медицинских услуг, однако это в БОЛЬШИНСТВЕ случаев невозможно сделать до осмотра пациента. Исключить.
пп. К
п. 12
перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требует уточнения: для медицинских организаций, участвующих в реализации программы и территориальной программы. Перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для медицинских организаций, участвующих в реализации программы и территориальной программы.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены льготы на оплату медицинских услуг, предоставляемых за счет личных средств граждан. Вышеупомянутые нормативные акты предусматривают льготу на внеочередное получение медицинской помощи. Исключить
Если предоставление льгот по платным медицинским услугам осуществляется по решению вышестоящего органа, то именно он должен определить источник возмещения затрат, соответствующих величине льгот. Это предполагает либо непосредственное выделение бюджетного финансирования на указанные цели (на что в нынешних условиях, к сожалению, как правило, надеяться не приходится), либо неполное (на сумму льгот) возмещение учреждением затрат на оказание платных услуг за счет доходов от оказания этих услуг. Исключить автономные организации из перечня медицинских организаций, оказывающих помощь льготным категориям.
п.13 Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию. При заключении договора дистанционным способом ссылка на электронную книгу отзывов и предложений (или аналогичный сервис, позволяющий оставить отзыв о качестве и безопасности предоставляемых услуг) должна доводиться до сведения потребителей таким способом, чтобы не вызвать у потребителя затруднений в ее поиске. Хождение по кругу: с 1 января 2021 года для торговли была отменена Книга отзывов и предложений. Для какой цели её включают в настоящее Предложение?
В настоящее время предусмотрено право пациента обратиться с любой жалобой/заявлением/предложением и т.д. в медицинскую организацию – для чего придавать обязательную форму КНИГИ жалоб и предложений?! Тем более, что в дальнейшем никакого особого порядка рассмотрения книги Проект не содержит
Исключить.
абз. 5
п. 13
В случае поступления претензии потребителя исполнитель направляет ему ответ в отношении заявленных требований в сроки, установленные для удовлетворения требований потребителя Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», а при их отсутствии - в десятидневный срок со дня получения претензии. Абз. 5 П. 13 в части установления сроков направления ответа на претензию потребителя предлагаем исключить как избыточный с точки зрения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
Часть 1 статьи 31 «Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования»
Исключить
абз. 6
п. 13
Ответ направляется по адресу электронной почты, указанному потребителем в претензии, а при его отсутствии -заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным способом, который позволяет зафиксировать факт направления ответа и его получения потребителем Электронная почта – является незащищённым каналом передачи информации, поэтому возможна утечка информации с персональными данными Пациента и возможностью раскрытия Врачебной тайной, считаем, что ответ на претензию на сегодняшнем этапе развития цифровых инструментов должен осуществляться либо лично в руки под роспись, либо почтовое отправление в уведомлением о вручении адресату, только в этом случае можно говорить о соблюдении требований ст. 13 ФЗ-323, ФЗ-152 Ответ направляется по адресу, указанному потребителем в претензии заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается лично под роспись.
Учитывая личный и конфиденциальный характер запрашиваемой и передаваемой информации и установленную законом обязанность медицинской организации соблюдать врачебную тайну, а также законодательство в области обработки и защиты персональных данных, существенным условием взаимодействия с пациентом в данном случае является надлежащая идентификация его личности. Кроме того, направление информации, содержащей врачебную тайну по незащищенным каналам связи может привести к ее разглашению, а также попаданию персональных данных пациента к третьим лицам. Таким образом, обмен информацией ограниченного доступа (врачебная тайна, персональные данные пациента) в электронной форме на мой взгляд, должен предполагать идентификацию пациента только при помощи электронной подписи. Простое направление ответа по адресу электронной почты, указанному потребителем в претензии, не отвечает требованиям информационной безопасности при предоставлении конфиденциальной медицинской информации. Ответ направляется по адресу, указанному потребителем в претензии заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным способом, который позволяет зафиксировать факт направления ответа и его получения потребителем.
пп. Б
п.14
б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, выписку из реестра лицензий Добавить союз ИЛИ, с целью реализации норм нового Положения о лицензировании медицинской деятельности. б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией ИЛИ выписку из реестра лицензий
п. 16 До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя. Для оптимизации документооборота в медицинских организациях, данный пункт включен в текст договора об оказании платных медицинских услуг, поэтому считаем, что можно убрать слова «до заключения договора» во избежание формальных нарушений, не влекущих за собой нарушения прав и законных интересов Пациентов. Исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.
глава IV IV. Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг Раздел IV «Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг» дополнить порядком и условиями на немедицинские услуги. IV. Порядок заключения договора и оплаты медицинских и немедицинских услуг
пп. Б
п. 18
сведения об потребителе:
фамилия, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон;
номер полиса обязательного медицинского страхования (при наличии);
данные документа, удостоверяющего личность;
страховой номер индивидуального лицевого счета, принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (для детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в возрасте до четырнадцати лет, иностранных граждан и лиц без гражданства - при наличии) (далее - СНИЛС);
Необходимо исключить номер полиса, СНИЛС, паспортные данные (у потребителей не всегда указанные документы в наличии при обращении за медицинской помощью, тем более при обращении за платными медицинскими услугами). Проект исключает возможность получения медицинских услуг анонимно, невозможно заключить договор с соблюдением предусмотренных проектом требований сведения о потребителе:
фамилия, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон;
Исключить словосочетание «номер полиса обязательного медицинского страхования (при наличии);» так как текст договора и без того перегружен разными реквизитами для идентификации потребителя сведения об потребителе:
фамилия, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон;
данные документа, удостоверяющего личность;
страховой номер индивидуального лицевого счета, принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (для детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в возрасте до четырнадцати лет, иностранных граждан и лиц без гражданства - при наличии) (далее - СНИЛС);
Данное нововведение приведет к привлечению дополнительных временных и материальных ресурсов (например необходимость устанавливать дополнительное программное обеспечение, а также увеличение времени оформления пациентов) сведения о потребителе:
фамилия, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон;
Сведения о полисе ОМС не актуальны при оказании платных услуг сведения о потребителе:
фамилия, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон;
данные документа, удостоверяющего личность;
страховой номер индивидуального лицевого счета, принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (для детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в возрасте до четырнадцати лет, иностранных граждан и лиц без гражданства - при наличии) (далее - СНИЛС);
абз. 3
пп. Б
п. 18
номер полиса обязательного медицинского страхования (при наличии); - Исключить
абз. 5
пп. Б
п. 18
страховой номер индивидуального лицевого счета, принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (для детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в возрасте до четырнадцати лет, иностранных граждан и лиц без гражданства -при наличии) (далее -СНИЛС) - Исключить
пп. В
п. 18
в) сведения о законном представителе потребителя:
фамилия, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон;
фамилия, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика-физического лица;
данные документа, удостоверяющего личность;
наименование и адрес места нахождения заказчика -юридического лица;
Российское законодательство не знает такого понятия «законный представитель ПОТРЕБИТЕЛЯ».
Исключить:
фамилия, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица;
наименование и адрес места нахождения заказчика -юридического лица;
в) сведения о законном представителе:
фамилия, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон;
данные документа, удостоверяющего личность;
- сведения о законном представителе потребителя (не вносятся, в случае если законный представитель и заказчик совпадают):
фамилия, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон;
наименование и адрес места нахождения в случае, если законным представителем является юридическое лицо
п. 19 Договор об оказании платных медицинских услуг не должен содержать условия об ограничении ответственности исполнителя за результат лечения. Что такое «результат лечения»? Договор об оказании платной медицинской УСЛУГИ, какой должен иметь РЕЗУЛЬТАТ? Полное выздоровление, полное излечение? Что это?
Закреплять в НПА «результат лечения», без определения что это такое нельзя.
Договор об оказании платных медицинских услуг не должен содержать условия о ограничения ответственности исполнителя.
Согласно ст. 27 ФЗ от 21:11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
Исполнитель не несет ответственности за результат лечения при неисполнении потребителем своих обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 21:11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
Учитывая специфику медицинской услуги (вмешательство в организм человека, на результат влияют как действия самого пациента, в т.ч. соблюдение рекомендаций; так и независящие от сторон договора факторы – наличие сопутствующих заболеваний; изменение физиологического состояния пациента в следствие воздействия вредных факторов, беременности). Исключить
абз. 1
п. 20
Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий – у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах. Необходимо дополнить пункт условием составления договора в 2 экземплярах в том случае, если он заключается законным представителем (заказчиком) в пользу недееспособного гражданина (потребителя). Составление третьего экземпляра при заключении договора законным представителем в пользу недееспособного гражданина представляется излишним. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй - у заказчика, третий - у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем или если потребитель полностью недееспособен, он составляется в 2 экземплярах.
абз. 2
п. 20
При этом текст договора должен быть напечатан шрифтом, размер (кегль) которого составляет не менее 14 пунктов. Необходимо исключить Исключить
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016
"Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2004-ст) рекомендует:
«3.3 Для создания документов необходимо использовать свободно распространяемые бесплатные шрифты. Для оформления документов рекомендуется использовать размеры шрифтов N 12, 13, 14.»
При этом текст договора должен быть напечатан шрифтом, размер (кегль) которого составляет не менее 12 пунктов.
Увеличение размера шрифта до 14 (кегль) размера приведет к значительному расходу при оформлении договора и приложений к нему, особенно для учреждений государственной формы собственности. При этом текст договора должен быть напечатан шрифтом, размер (кегль) которого составляет не менее 12 пунктов.
- При этом текст договора должен быть напечатан шрифтом, размер (кегль) которого составляет не менее 12 пунктов.
п. 21 На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора. В договоре уже должны содержаться сведения о предоставляемых услугах равных смете, согласно п.18.д) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в
соответствии с договором
Исключить
абз. 2
п. 22
Без письменного согласия потребителя (заказчика), оформленного в виде дополнительного соглашения к договору, либо нового договора с указанием конкретных медицинских услуг и их стоимости, исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе. В процессе лечения с учетом уточненного диагноза, сложности операции и т.п., может возникнуть необходимость проведения лечащим врачом в рамках настоящего договора дополнительных манипуляций и применение материалов, влияющих на достижение положительного результата оказания Услуг, которые оплачиваются Заказчиком в соответствие с действующим прейскурантом на платные медицинские услуги.
Не оказание данных услуг может привести к причинению вреда здоровью Пациента в последующем
Дополнить абзац текстом следующего содержания:
«За исключением случаев, когда необходимость оказания дополнительных медицинских услуг возникла в процессе их осуществления по медицинским показаниям»
п. 24 В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Это предмет регулирования гражданским законодательством, урегулировано первой частью Гражданского Кодекса РФ, а также гл. 39 ГК РФ. Исключить
п. 25 Потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем услугу (выполненную работу)в порядке и сроки, которые установлены договором об оказании услуги (выполнении работы), заключенным с исполнителем, с учетом положений статей 16.1 и 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Требует приведения в соответствие с терминологией, используемой в Проекте. Добавить «заказчика». Потребитель (заказчик) обязан оплатить оказанную исполнителем медицинскую услугу (медицинские услуги) в порядке и сроки, которые установлены договором об оказании платных медицинских услуг, заключенным с исполнителем, с учетом положений статей 16.1 и 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
п. 27 Исполнителем после исполнения договора об оказании платных медицинских услуг выдаются потребителю (законному представителю потребителя) в течение 10 дней медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях. Указанная информация предоставляется потребителю бесплатно. Привести в соответствие с нормами Приказа Министерства здравоохранения РФ №789н от 31:07.2020 Медицинская организация по запросу Пациента (законного представителя) предоставляет медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из них) в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. N 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них" утверждены порядок и сроки, устанавливающие правила и условия выдачи медицинскими организациями пациенту либо его законному представителю медицинских документов, отражающих состояние здоровья пациента, в том числе медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, результатов лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, иных медицинских документов (далее - медицинские документы), копий медицинских документов и выписок из медицинских документов. Исключить
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них»
8. Максимальный срок выдачи медицинских документов (их копий) и выписок из них с момента регистрации в медицинской организации запроса не должен превышать сроков, установленных требованиями законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации
Установить сроки, соответствующие Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них» (не более 30 дней)
Согласно П.33 раздела V настоящего проекта Постановления
33. Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию: о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения; об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.
Дополнить формулировкой «по требованию потребителя»
Возникает вопрос: выдача документов это обязанность исполнителя, независимо от того, требовал ли пациент данные документы или нет? Дополнить формулировкой «по требованию потребителя»
Исключить словосочетание: «, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях». Во избежание избыточной бюрократизации медицинской деятельности вполне достаточно сохранить данную норму в действующей в настоящий момент редакции (см. п. 25 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 04:10.2012 № 1006) Исполнителем после исполнения договора об оказании платных медицинских услуг выдаются потребителю (законному представителю потребителя) в течение 10 дней медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг. Указанная информация предоставляется потребителю бесплатно.
п. 30 Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве – требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида. В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям Неприемлемая формулировка с точки зрения норм Федерального закона №323.
Какие обязательные требования законодатель закрепил для «медицинских услуг»?
Данная норма по смыслу (но в искаженной форме) дублирует ному Гражданского Кодекса и без потери в правовом регулировании может быть из этого Проекта исключена.
Исключить
п. 31 Платные медицинские услуги предоставляется при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Российское законодательство не знает понятия «информированного добровольного согласия потребителя», в ФЗ-323 ст. 20 закрепляет понятие «информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство». Редакция в соответствии со ст. 20 ФЗ-323
Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство регламентируется Приказом МЗ РФ от 20:12.2012 № 1177н и Приказом МЗ РФ от 23:04.2012 № 390н. Какую информацию должно содержать информированное добровольное согласие потребителя? Кто утвердит форму ИДС? В формулировке «… при наличии информированного добровольного согласия потребителя» необходимо конкретизировать это информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или это ИДС на предоставление платных медицинских услуг?
п. 34 Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления. Одинаковые по содержанию с п. 32, один из них исключить. Исключить
Полностью дублирует текст п. 32 Исключить
Дословное совпадение с текстом п. 32 Исключить
п. 35 Договор на оказание медицинских услуг может быть заключен посредством использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на основании ознакомления потребителя с предложенным исполнителем описанием медицинской услуги (дистанционный способ). в частности для стоматологии, ознакомление потребителя с описанием медицинской услуги не достаточно для заключения договора, т.к. потребитель не может самостоятельно определить необходимый объем медицинских услуг нужных для лечения. Необходимо уточнить, на какие именно медицинские услуги потребитель может заключить договор дистанционным способом «на основании ознакомления потребителя с предложенным исполнителем описанием медицинской услуги»
абз. 3
п. 36
Договор с потребителем считается заключенным с момента оформления потребителем соответствующей заявки (акцепта), очевидно свидетельствующей о согласии потребителя на заключение договора Электронный документ подписывается электронной подписью (УКЭП) у медицинского работника она имеется. Вопрос, как подпишет потребитель?
Согласно п.18. Договор должен содержать:
з)должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись.
Договор вступает в силу с момента его подписания.
глава VI VI. Особенности оказания услуг (выполнения работ) при заключении договора дистанционным способом Предлагаем использовать терминологию данного Проекта и ФЗ-323 VI. Особенности оказания платных медицинских услуг при заключении договора дистанционным способом
п. 40 При заключении договора об оказании платных медицинских услуг дистанционным способом отказ потребителя от исполнения договора может быть совершен способом, используемым при его заключении. Содержание нормы непонятно. А если на сайте Исполнителя нет такой опции? То и отказаться Пациент не сможет?
Необходимо дополнить «или иным способом, позволяющим идентифицировать Пациента»
При заключении договора об оказании платных медицинских услуг дистанционным способом отказ потребителя от исполнения договора может быть совершен способом, используемым при его заключении или направлен на адрес электронной почты, указанный на официальном сайте медицинской организации».
п. 41 Потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом. При этом исполнитель обязан обеспечить прием претензии потребителя дистанционным способом. Требуется корректировка формулировок для однозначной трактовки как со стороны пациентов, так и со стороны медицинских организаций. При этом необходимо помнить о соблюдении норм о защите персональных данных и врачебной тайне. Потребитель вправе направить претензию в письменной форме, почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим однозначно идентифицировать Пациента.
Исключить словосочетание: «дистанционным способом» так как присутствует противоречивая формулировка (может быть истолкована так, что исполнитель обязан обеспечить прием претензии потребителя только в том случае, если последний направил ее дистанционным способом) Потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом. При этом исполнитель обязан обеспечить прием претензии потребителя.
п. 45 В целях проведения контрольных мероприятий на предмет исключения случаев двойной оплаты оказанной медицинской помощи медицинские организации, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования и (или) базовой программы обязательного медицинского страхования, в случаях оказания платных медицинских услуг застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам, направляют ежемесячно реестры счетов по платным медицинским услугам в порядке и по форме, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования либо Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, с которыми заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию либо договор на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Реестры счетов, отражающие специальную категорию персональных данных пациента, данные, составляющие врачебную тайну (статья 13, ФЗ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21:11.2011), не подлежат разглашению стороне, не являющийся участником договора на оказание платных медицинских услуг(в данном случае территориальный фонд обязательного медицинского страхования либо Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) Исключить
Предоставление дополнительных реестров по платным медицинским услугам не имеет ни нормативно-правового и ни технического обоснования Исключить
Сохранение данного пункта потребует внесение изменений в нормативно-правовые документы:
- приказ Минздрава России от 28:02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования»;
- приказ Минздрава России от 30:12.2020 № 1417н «Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»;
- приказ ФФОМС от 07:04.2011 № 79 «Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования».
Кроме этого потребуется доработка программных информационных систем в части формирования и приемки счетов и реестров счетов по платным медицинским услугам (немедицинским услугам), разработка фильтров на предмет исключения случаев двойной оплаты оказанной медицинской помощи медицинскими организациями, увеличение количества серверов или мощностей серверов, так как увеличится объём информации и потребуется дополнительный персонал, как в медицинские организации, так и в территориальные фонды для исполнения данных условий.
Исключить
Данное условие повлечет за собой привлечение дополнительных трудовых и материальных ресурсов, а также возникновение риска утери коммерческой информации Исключить
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования либо Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, с которыми заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию осуществляют контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления помощи по ОМС, с данной формулировкой ФОМС (ТФОМС) будет контролировать оказание платных услуг, что не определено ФЗ от 29:11.2010№ 326-ФЗ Исключить
п. 46 Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в части осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части защиты прав потребителей Проект подменяя понятия «пациент», понятием «потребитель», «медицинская организация» «исполнителем», адаптируя (или буквально говоря передёргивая и вводя ранее не известные «законный представитель потребителя») делает абсолютно невозможным разделение сфер контроля между Росздравнадзором и Роспотребнадзором. Необходимы существенные изменения в Проект, разделив «порядок и условия» в рамках ФЗ-323 и «правил оказания» в рамка Закона о защите прав потребителей.
наверх
Просмотров: 4355
© E-Stomatology, Все права защищены 2001 - 2024
Информация на этом сайте предназначена для профессионалов: врачей, ассистентов, зубных техников, гигиенистов Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru   Яндекс-цитирование