РЕЗОЛЮЦИЯ
VIII Всероссийского съезда стоматологов
и XI съезда Стоматологической Ассоциации России
Заслушав и обсудив итоги работы стоматологов России в 2000-2005 гг. и Стоматологической Ассоциации России в 2004-2005 гг. съезды VIII Всероссийского съезда стоматологов и XI съезда Стоматологической Ассоциации России постановили:
1.Признать работу СтАР удовлетворительной.
2.Съезды стоматологов констатируют, что в последние годы стоматологическая помощь населению России претерпела определенные положительные изменения:
- наряду с государственным сектором стоматологии, активно развивался негосударственный сектор;
- осуществлялось техническое перевооружение стоматологических учреждений, соответствующее уровню мировых стандартов;
- внедрялись современные технологии профилактики и лечения стоматологических заболеваний, новые экономические формы работы и оплаты труда;
- продолжено внедрение в профилактику стоматологических заболеваний фторирование молока, получившее одобрение Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Федерального собрания РФ;
- активизировалась работа по повышению квалификации специалистов стоматологического профиля;
- наряду с количественным ростом, совершенствовались уровень и качество проведения съездов, конференций, выставок, профессиональных конкурсов, чемпионатов, информатики с использованием современных компьютерных технологий.
Однако, отмеченные изменения, к сожалению, произошли не в результате совершенствования государственной политики в области организации и управления стоматологической службой, а, в основном, за счет активной работы стоматологического сообщества.
3. Отсутствие государственной политики в отношении стоматологии приводит к негативным тенденциям в ее развитии, основными из которых Съезды считают:
- направление в охране здоровья нации – профилактика, утратила свои позиции. Мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний не финансируются ни за счет бюджетных средств, ни за счет фондов обязательного медицинского страхования. Не внедряются из-за отсутствия средств федеральные и региональные целевые стоматологические профилактические программы. Не решен вопрос о месте, условиях работы в организованных коллективах основного специалиста профилактической стоматологии - гигиениста стоматологического, крайне медленно внедряется прогрессивная форма профилактики стоматологических заболеваний – фторирование молока, воды и др.;
- в ряде регионов со стороны руководства здравоохранением имеют место попытки отмены учета, отчетности и планирования работы по условным единицам трудoемкости (УЕТ), тем самым возврата к старой системе учета работы стоматологов по посещаемости;
- допускается навязывание органами управления здравоохранением стоматологическим учреждениям оборудования и расходных материалов конкретных фирм, что является скрытой формой коррупции и не соответствует принципам свободной конкуренции;
- система стоматологического образования, в первую очередь постдипломного, не обеспечивает уровень подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями и нуждается в коренном реформировании, в том числе в соответствии с концепцией, разработанной МГСУ;
- сокращение государственных стоматологических учреждений и работающих в них специалистов приводит к постепенному снижению доли государственного сектора в общем объеме стоматологической помощи населению. В то же время недостаточное осуществление государственного контроля за оказанием стоматологической помощи в негосударственном секторе со стороны федерального органа исполнительной власти и органов местного самоуправления, предусмотренного Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» не позволяет оценить качество и объем оказываемых ими стоматологических услуг.
4. Одной из причин негативных тенденций в развитии государственной стоматологической службы Съезды считают отсутствие в течение нескольких лет главного стоматолога Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
5. Съезды считают, что дальнейшее развитие стоматологии в России невозможно без серьезного реформирования в целом здравоохранения страны, учитывающего возможности государства, потребность населения в медицинской помощи, рыночные условия хозяйствования. Подлежат пересмотру его структура, принципы управления, финансирования, оснащения. Необходимо расширить права руководителей учреждения здравоохранения в решении управленческих, структурных, экономических, финансовых и кадровых вопросов, повысить роль врачей в достижении эффективности и качества медицинской помощи, обеспечив достойную оплату их труда, усилить контроль профессиональных объединений (сообществ) в решении вопросов развития здравоохранения, защитить здравоохранение от бюрократии и коррупции.
6. Съезды считают необходимым:
6.1. Просить Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2006 году:
6.1.1. Заслушать на расширенной коллегии с участием заинтересованных министерств и ведомств вопрос о состоянии и дальнейшем развитии стоматологической помощи населению страны, обсудив основные проблемы, поднятые участниками съезда.
6.1.2. Рассмотреть вопрос о назначении главного стоматолога Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с учетом единогласной поддержки участниками VIII Всероссийского съезда стоматологов кандидатуры на эту должность академика РАМН, профессора Леонтьева Валерия Константиновича.
6.2. Поручить руководству СтАР разработать совместно с ведущими учеными-стоматологами НИИ и Вузов, главными стоматологами субъектов Российской Федерации и представить в Минздравсоцразвития Российской Федерации:
6.2.1. Проект программы развития стоматологии России до 2020 г., стандарты оказания стоматологической помощи по всем ее разделам.
6.2.2.Предложения:
- по правовой и нормативной базе лечебно-профилактической помощи в организованных детских коллективах;
- по реформированию системы стоматологического образования в стране;
- по повышению эффективности системы платных стоматологических услуг, изменениям и дополнениям в законодательство Российской Федерации о частнопредпринимательской стоматологической деятельности и ее лицензированию.
6.2.3. Получить право проведения в России в 2010 – 2012 гг. Конгресса FDI.
6.3. Рекомендовать главным стоматологам органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и местным отделениям СтАР:
- активизировать работу по разработке, внедрению и утверждению в установленном порядке проектов региональных программ профилактики стоматологических заболеваний;
- проработать вопрос об организации фторирования молока и питьевой воды на территории субъекта.
|