Пост-релиз Совещания «О новых механизмах государственного допуска к медицинской деятельности в РФ посредством Непрерывного медицинского образования (НМО)»8 сентября 2015 года
Кафедра истории медицины МГМСУ имени А.И. Евдокимов
8 сентября в лекционном зале кафедры истории медицины МГМСУ имени А.И. Евдокимова Исполнительный Комитет Стоматологической Ассоциации России (СтАР) и Ассоциация профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) провели совместное совещание «О новых механизмах государственного допуска к медицинской деятельности в РФ посредством Непрерывного медицинского образования (НМО)». Темой совещания стали предстоящие преобразования в системе постдипломного образования и процедура аккредитации врачей стоматологов, вступающая в силу с 1 января 2016 года, а также дальнейшее взаимодействие общественных профессиональных организаций, высших учебных заведений и стоматологической индустрии, и их роль в рамках грядущей реформы допуска к медицинской специальности.
Модераторами совещания выступили Президент СтАР, Вице-президент «Общества врачей России» Владимир Викторович Садовский и Председатель Правления АСМОК, д. м. н.Улумбекова Гузель Эрнстовна.
К участию в совещании были приглашены представители стоматологической индустрии и учебных стоматологических центров страны.
Основой совещания стал доклад Гузели Улумбековой о «Непрерывном медицинском образовании (НМО) и аккредитации специалистов в Российской Федерации». В своем выступлении Гузель Эрнстовна рассказала, что будет представлять собой аккредитационный процесс и какие изменения придется претерпеть системе постдипломного образования в ближайшем будущем. По её словам, качество медицинской помощи во всем мире определяется следующими показателями:
1) системой подготовки кадров медицинских ВУЗов,
2) постдипломным повышением квалификации после окончания ВУЗа,
3) системой управления качества медицинской помощи.
«К сожалению, в нашей стране последний показатель крайне слабо представлен в медицинских учреждениях, а отсутствие системы контроля циклов повышения врачебной квалификации и низкая оплата медицинского персонала в государственных учреждениях, как и дефицит преподавательского состава в высших учебных заведениях, отражают крайне безрадостное положение дел в системе здравоохранения на сегодняшний момент», - отметилаУлумбекова. Таким образом, главной задачей новой системы непрерывного медицинского образования становится улучшение качества оказываемой медицинской помощи и реальное повышение квалификации врачей-специалистов. Предполагается, что система НМО позволит перейти от формального участия в образовательном процессе к улучшению результатов лечения на практике. Оценкой соответствия профессиональным стандартам и характеристикам квалификациистанет аккредитация специалиста.
В основу главных принципов НМО будут положены непрерывность образовательного процесса, разнообразие образовательной активности, качество образовательных пособий и материалов, независимая экспертиза и оценка качества полученных знаний, вовлеченность в образовательный процесс работодателя, мотивация участников аккредитационного процесса. Первичную аккредитацию врачи будут проходить сразу же после получения высшего медицинского образования, а далее каждые пять лет вместо традиционной сертификации их ждет процесс ре-аккредитации.
Особое внимание в своем докладе Гузель Эрнстовна уделила проблеме качества образовательных материалов и обучающих мероприятий, требования к которым разработаны специальным Координационным советом в Министерстве здравоохранения при участии общественных профессиональных организаций. Уже на этом этапе можно сказать, что главными требованиями к качеству образовательных мероприятий станут актуальность содержания, наличие тестовых вопросов для контроля участия, соответствие программ целевой аудитории и образовательным целям. Председатель Правления АСМОК особо подчеркнула, что все образовательные модули, разработанные профессиональными обществами, должны в обязательном порядке быть направлены на актуальные темы и проблематики по той, или иной специализации.
Новая система даст возможность получать образование также дистанционно. В этом случае единицей образовательной активности станет электронный модуль,или лекция в видеоформате, которые будут представлены в открытом доступе в Интернете на специализированном портале МЗ РФ. Электронный модуль должен будет содержать тестовые вопросы для самоконтроля. У каждого врача будет свойиндивидуальный отчет, представленный в личном кабинете на портале sovetnmo.ru, который он в виде портфолио будет защищать перед комиссией при очередной аккредитацией. Доступ к отчету будут иметь как профессиональные общества, как например СтАР, так и работодатели.
Особый статус в аккредитационном процессе получит Стоматологическая ассоциация России. Теперь из 144 образовательных часов бюджетных сертификационных циклов с 2016г. стоматолог будет набирать 36 часов на образовательных мероприятиях СтАР.
В заключении своего выступления Гузель Улумбекова отметила, что аккредитация должна стать полностью независимым процессом, поскольку именно процедура аккредитации сможет во многом определить качество образования, которое специалист получил при повышении квалификации. «Экзамен должен стать не просто некой формальностью, подтверждающей, что специалист усвоил пройденный материал. Реальным результатом непрерывного образовательного процесса врача должно стать повышение его квалификации, чтобы полученные знания и навыки могли реально изменить к лучшему еговрачебную практику», – подытожила Улумбекова.
В продолжениисовещания Владимир Викторович Садовский выразил обеспокоенность в том, что многие представители стоматологического сообщества не доверяют новой реформе и с появлением строгой надзорной системы за уровнем повышения квалификации, и не исключил, что из-за недобросовестного отношения к системе будущей аккредитации и игнорирования ежегодного образования в 50 часов-кредитов, некоторые врачи могут быть не допущены к медицинской деятельности.
Владимир Викторович рассказал, что Стоматологическая Ассоциация России начинает подготовку к формированию образовательных модулей в рамках 36 часов, отведенных законодательством на профессиональное сообщество, и обратился к представителям стоматологической индустрии с предложением о сотрудничестве. «Мы обращаемся к индустрии и предлагаем в рамках сотрудничества создавать совместные модули и мероприятия. Коммерческие компании не могут участвовать напрямую в образовательном процессе, но они могут помочь в технологической подготовке лекций и модулей. Таким образом, производители получат возможность продвигать свои технологии, а врачи смогут получать по ним конкретные знания, - подчеркнул Владимир Викторович.
Также Президент СтАР рассказал, что совместно с коммерческими структурами, которые изъявят желание участвовать в образовательном процессе, будет создан единый календарь всероссийских мероприятий. «Это обычная международная практика, которая постепенно и поэтапно приходит в Россию. Наша задача не просто помочь подготовиться врачам к аккредитации, а сделать так, чтобы постдипломное непрерывное медицинское образование реально заработало как инструмент поддержания уровня врача в течение всей его жизни», - закончил свое выступление Садовский.
ФОТОРЕПОРТАЖ
|