|
|||||
СОДЕРЖАНИЕМАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ ОРТОДОНТИЯ Лопухова Н.Б. ГНАТОЛОГИЯ Лопухова Н.Б. БРУКСИЗМ КАК МЕДИЦИНСКАЯ ПРОБЛЕМА Лопухова Н.Б. КОНФЕРЕНЦИИ СтАР Пост-релиз ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА Чибисова М.А., Батюков Н.М., Филиппова Т.В. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ Мурашкин А. С. НЕПРЯМЫЕ РЕСТАВРАЦИИ R. Carlos Tello Torres, DDS ЧЕМПИОНАТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Материал подготовлен Антонова А. А. В ПАМЯТЬ О ДРУГЕ Материал подготовлен пресс-службой СтАР МАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИЛопухова Наталья БэртовнаМы лечим то, что видим, и видим то, что лечим Редакция журнала «Маэстро стоматологии» традиционно продолжает знакомить своих читателей с ключевыми фигурами стоматологии нашей страны. Представляем Наталью Бэртовну – врачастоматологаортопеда, врачаортодонта; – Лауреат Чемпионата стоматологического мастерства СтАР в номинации «Ортопедическая стоматология»; – Кандидат медицинских наук; – Доцент; – Academic Expert on Functions and Dysfunctions of the Masticatory Organ (Дунайский университет, Кремс, Австрия); – Master of Science (Дунайский университет, Кремс, Австрия); Выпускник курсов: – Interdisciplinary Therapy (Дунайский университет, Кремс, Австрия); – Terapies for the Functionally Disturbed Craniofacial and Masticatory Systems; – VieSID Continuum 2010 ZAFI course no 67/2010 VCU10 «Orthodontics in Craniofacial Dysfunctions»; – Orthodontics in Craniofacial Dysfunctions (Vienna School of Interdisciplinary Dentistry, prof. Sadao Sato); – VieSID Orthodontics Prof. Sato OneYear Refresher Course 2016 University Course N KV67063SR1 Лопухова Наталья Бэртовна: – Член секции гнатологии СТАР; – Член Ассоциации Ортодонтов России; – Член международной ассоциации стоматологов The International College of Dentists, – Директор учебного центра «Дента-Люкс» (г. Тверь); – Автор курса обучения клинической гнатологии в философии профессора Рудольфа Славичека «Основы клинической гнатологии (окклюзия, артикуляция)»; – Автор цикла лекций «Гнатология для ортодонта»; – Автор курса обучения «Основы использования многопетлевой техники (MEAW) по методу профессора Садао Сато. Гнатологический подход в ортодонтическом лечении». – Врач-стоматолог-ортопед, врач-ортодонт; – Лауреат Чемпионата стоматологического мастерства СтАР в номинации «Ортопедическая стоматология» (2002); – Кандидат медицинских наук (1995); – Доцент (2005); – Interdisciplinary Therapy (Дунайский университет, Кремс, Австрия, 2009); – Academic Expert on Functions and Dysfunctions of the Masticatory Organ (Дунайский университет, Кремс, Австрия, 2009); – Terapies for the Functionally Disturbed Craniofacial and Masticatory Systems (2009); – Master of Science (Дунайский университет, Кремс, Австрия, 2010); – VieSID Continuum 2010 - ZAFI course no 67/2010 - VCU10 «Orthodontics in Craniofacial Dysfunctions» (2010); – Orthodontics in Craniofacial Dysfunctions (Vienna School of Interdisciplinary Dentistry, prof. Sadao Sato, 2013); – VieSID Orthodontics Prof. Sato One-Year Refresher Course 2016 - University Course N KV67063SR1 – Член секции гнатологии СТАР; – Член Ассоциации Ортодонтов России; – Член международной ассоциации стоматологов The International College of Dentists, – Директор учебного центра «Дента-Люкс» (г. Тверь); – Автор пяти учебно-методических пособий; – Соавтор методического руководства для студентов и практикующих врачей по методике рентгенцефалометрического анализа (в соавторстве с к.м.н. Г.В. Безвестным); – Автор 13 опубликованных научных статей; – Докладчик на множестве конференций и семинаров, в том числе за рубежом; – Автор курса обучения основам клинической гнатологии в философии профессора Рудольфа Славичека «Основы клинической гнатологии (окклюзия, артикуляция)»; – Автор цикла лекций «Гнатология для ортодонта»; – Автор курса обучения «Основы использования многопетлевой техники (MEAW) по методу профессора Садао Сато. Гнатологический подход в ортодонтическом лечении». – Здравствуйте, Наталья Бэртовна! Классическая формула — Откровенно говоря, наверное, это так, благодаря моей уже теперь многолетней педагогической активности, как в статусе доцента Тверского Государственного Медицинского Университета, так и директора Учебного Центра «ДентаЛюкс». Во многих коллег я вдыхала любовь к специальности, радость познаний, сладость профессиональных достижений и побед, памятуя подаренное мне моими учителями: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться»… Каждый врачстоматолог сталкивался в своей практике с неудачами, которые не мог объяснить. После, казалось бы, качественного лечения проблемы у пациента не исчезали, а даже наоборот, усиливались. Возникали повреждения реставраций, перемещения зубов, боли в жевательных мышцах, височночелюстном суставе и другие проблемы. Я много лет назад взялась за анализ причин несостоятельности стоматологического лечения. Мне удалось многое понять, проверить на практике. Я стала читать лекции о неудачах, правилах безопасности в стоматологии, особенно в ортодонтии. Они пользовались популярностью. Меня стали приглашать разные клиники, я много поездила по стране с лекциями и семинарами, много врачей со всей России и даже изза рубежа прошли обучение в учебном центре «ДентаЛюкс». Вероятно, отсюда и определённая известность. – Давайте всётаки по порядку. Из какой Вы семьи? Каков был Ваш путь в профессию? — Папа у меня профессиональный военный, служил в авиации, мама – биолог, работала цитологом в онкодиспансере. У меня есть сестра. Младшая. Так что, к ответственности я привыкла с 4х лет. Школу я закончила, когда мы жили в Витебске, в Белоруссии. Несмотря на отличный аттестат, поступила я не сразу, что оказалось для меня шоком. Я пошла работать почтальоном. Это было началом Школы Жизни. За год суровой жизни, с огромной сумкой наперевес (это при росте в 150 см!), под снисходительными взглядами моих более удачливых одноклассников, я научилась ценить главные качества в людях. Через некоторое время, разозлившись на себя, стала вновь готовиться к поступлению, но на этот раз уже в Калинине, куда переезжала семья. – А почему в качестве профессии Вы избрали именно стоматологию? Насколько мне известно, в семье у Вас педагоги, экономисты, военные… — (Улыбаясь) Дело в том, что я с детства долго не могла определиться, кем я хочу быть: врачом или учителем? А мама мне както сказала: «Иди в стоматологию! Что женщине надо? Белый халат и короткий рабочий день...» Я и пошла. Первые 19 лет работы я посвятила своей alma mater – я была преподавателем кафедры ортопедической стоматологии Тверской Медицинской Академии. Совмещать клинический приём, преподавательскую и научную деятельность было очень непросто! К тому же, семнадцать лет из этого периода я также дополнительно работала в частной клинике «ДентаЛюкс», организатором которой является мой учитель, кандидат медицинских наук и тоже когдато ассистент кафедры ортопедической стоматологии Георгий Владимирович Безвестный. (Смеётся) Так что о коротком рабочем дне я и мечтать не могла: некогда было! Впрочем, и это были лишь цветочки. Позже, в 2008 году, после серии обучений за рубежом, в особенности после первой моей поездки в Вену, моя жизнь круто изменилась. Я выбрала работу в частной клинике «ДентаЛюкс» и стала к тому же директором созданного при моём активном участии одноимённого учебного центра. Вот тутто я в полной мере осознала, насколько наивны были мои ранние представления о деятельности врача. Приём пациентов, медицинская документация, работа с зуботехническими лабораториями, мониторинг за технологиями, разъезды по различным курсам повышения квалификации, выставки, форумы, проверки, постоянные изменения в законодательстве, экономический и правовой ликбез, погружение в маркетинг, менеджмент... Зато здесь в полной мере реализовалась моя потребность в передаче опыта и новых знаний, которые я получила в ходе своего образования, в том числе в Венском университете. – У Вас ведь две специальности: «стоматология ортопедическая» и «ортодонтия». В какой момент Вы почувствовали, что Вам тесно в рамках одной специальности? — Я была молодым ординатором на кафедре ортопедической стоматологии. (Вздыхает) Это были лихие 90е, большинство знакомых занялись бизнесом, осели в ларьках, на рынках. Это сейчас ординаторов учат десятками, а тогда нас было всего двое. Согласно вновь народившеймуся демократическому нововведению, курс проголосовал за рекомендацию в ординатуру моей кандидатуры. Это был мой счастливый билет! В то время курс ортодонтического лечения взрослых преподавала мой первый педагог по ортодонтии Лидия Семёновна Эхте. К сожалению, она в этом году ушла из жизни. В этот момент мой интерес распространялся в принципе на всю стоматологию. Мне было интересно, как устроена зубочелюстная система, возможно ли перемещение зубов, каким образом можно восстановить систему, если какието зубы утрачены и так далее. Я стала перенимать знания и опыт Лидии Семёновны, которые она мне щедро отдавала, понимая, что я замещу её со временем в преподавании курса ортодонтии не только для детей, но и для взрослых. Так, ещё будучи ординатором, с 1990 года я стала существовать в двух специальностях. А позже к ним присоединилась ещё и гнатология. – Как происходило Ваше формирование как специалиста? — Придя на кафедру неоперившимся «стоматологом», я попала в замечательное окружение. Думаю, многим станет понятно, насколько значимым и весомым было начало карьеры, когда кафедрой руководили профессора Евгений Иванович Гаврилов, Анатолий Сергеевич Щербаков. Работать бок о бок мне довелось с доцентами (ныне уже профессорами, заведующими кафедрами в СанктПетербурге и Нижнем Новгороде) Владимиром Николаевичем Трезубовым, Евгением Николаевичем Жулёвым и целым рядом других известных стоматологов СССР, России. Это была Школа! Это был потрясающий опыт. Под руководством канд. мед. наук Георгия Владимировича Безвестного я с удовольствием окунулась в настоящее овладение клиническим мастерством. На кафедре в тот момент широко использовался для исследования рентгенцефалометричекий анализ. Георгий Владимирович обучил меня владению ТРГ, способствовал изучению мною английского языка, изучению в подлинниках глубоких, фундаментальных исследований по росту и развитию лицевого скелета: Бьорк, Скилер, Holdaway и др. Всё это очень пригодилось мне позже в работе над порученной мне диссертацией: «Причины неудачного и особенности повторного ортодонтического лечения взрослых». В 1995 году я успешно защитила её. Боже мой, какие это были напряжённые, но сладкие годы труда и побед! – На курс гнатологии к профессору Рудольфу Славичеку Вы поехали уже зрелым человеком: кандидат наук, доцент, вполне состоявшийся специалист. Что ещё нужно? Зачем Вы сорвались с «тёплого» места и устроили себе стресс? — Я считаю, что ортопед рождается тогда, когда в первый раз за свой счёт переделывает свою работу. Думаю, клиницисты меня поддержат. Чем старше мы становимся, тем отчётливее осознаём, что кудато подевались простые клинические случаи. Теперь уже многим известна такая статистика: 90% времени мы тратим на 10% сложных пациентов. А теперь представьте, что за 10 лет идёт накопительный эффект эти 10% очень быстро превращаются у нормального клинициста в 100! Вдруг осознаёшь, что учебники не работают. Наступает момент истины – понимаешь, что нужно чтото делать: ехать за новыми знаниями, искать новый курс, новый поворот развития. У классиков есть выражение: эксперт – это человек, который совершил все возможные ошибки в очень узкой области. Мой диплом эксперта может это подтвердить. Я действительно прошла длительный путь в этой области. – Вам открылась «великая тайна» стоматологии? — Изучение биомеханики движений нижней челюсти, погружение в гнатологию, внедрение гнатологического подхода во все этапы диагностики и лечения действительно помогло нам понять принципы функционирования зубочелюстной системы. Прозрение дало нам повод для шуток: «у нас открылся третий глаз». – И всё сами, на основе собственного клинического опыта? — Нет, конечно. (Улыбается) Других я учу только половину своей жизни. А училась я и учусь – всю свою жизнь. В мире существует несколько стоматологических Школ, заслуживающих особого внимания. Я регулярно бываю на всех слётах ортодонтов, на конгрессах по бруксизму. Я прошла курсы обучения профессоров Рольфа Хинца, Ханса Зеерхольцера, ВульфаДитера Зеера (Германия), Вика Александера, Рональда Рота (США), Доминго Мартина (Испания), училась у других выдающихся мастеров. В 2008 году я поступила в Дунайский университет (Кремс, Австрия) на курс «Функции и дисфункции жевательного органа» профессора Рудольфа Славичека, основоположника и разработчика теории «New Gnathology». Под руководством Маэстро стоматологии я провела исследования парафункции жевательных мышц, выявила отличия ночного и дневного бруксизма. Через два года я защитила мастертезисы и получила звание магистра наук по европейской классификации (Master of Science). Следующие два года я провела в Венской школе междисциплинарной стоматологии (VieSID), которую профессор Рудольф Славичек основал вместе с другим Маэстро – профессором из Японии Садао Сато. Я так вошла во вкус постоянного присутствия в энергетическом поле этих корифеев мировой стоматологии, что не могла отказать себе в дальнейшем обучении и закончила в итоге ещё и трёхлетний курс «VieSID Continuum 2010 ZAFI course no 67/2010 – VCU10 «Orthodontics in Craniofacial Dysfunctions»», и годичный курс «VieSID Orthodontics Prof. Sato OneYear Refresher Course 2016 – University Course N KV67063SR1». Я, безусловно, продолжу и впредь летать в Вену на международные семинары «Летняя школа» и другие мероприятия, которые организует VieSID. Это даёт возможность получать свежайшую информацию из первых уст, быть в курсе всех новостей мировой стоматологии, наблюдать за достижениями всемирных авторитетов, консультироваться с лучшими специалистами планеты. – Вы имеете возможность обсуждать план лечения своих пациентов с этими всемирно известными профессорами? — Да. Для VieSID это обязательно. Я провожу диагностику своих пациентов, лечение, веду документацию согласно строгим протоколам Венской школы. На семинарах в Вене каждый слушатель представляет несколько кейсов, обосновывает свои клинические решения, задаёт вопросы профессорам и слушателям, отвечает на вопросы коллег. Условия презентаций очень строгие. Отсутствие необходимых исследований, расчётов, не полная фоторегистрация, какоелибо упрощение мировых протоколов в специальности просто недопустимы. Я с радостью воспринимаю все подсказки «сенсея» и коллег, выслушиваю и анализирую критические замечания и, если необходимо, провожу корректировку плана лечения. Несколько моих пациентов лично вместе со мной ездили на консультацию в Австрию, в Германию, в Украину. – Можете привести какието примеры совместного ведения пациентов с зарубежными коллегами? Да, конечно. К примеру, у нас очень тесные, дружественные отношения с заслуженным врачом Украины Сергеем Радлинским. Он – автор биомиметического метода реставрации зубов, блестящий клиницист. Учебный центр «ДентаЛюкс» организовывал мастерклассы Радлинского в Твери. Както одна из наших пациенток – к слову сказать, из высоких стоматологических кругов будучи наслышанной о мастерстве С.В. Радлинского, попросила меня совместить нашу диагностику, планирование и исполнение ортопедического лечения с реставрацией нескольких зубов по авторской методике самим С.В. Радлинским. Мы без труда организовали это. Наша совместная работа с Сергеем Владимировичем была чрезвычайно полезна и интересна для нас обоих. Высоко оценивая наш подход к лечению, Сергей Владимирович пригласил меня позже выступить в Полтаве на международном семинаре, где выступали также доктора из Германии, Австрии, Японии, Китая, Молдавии, России. Както пациент из Ярославля, длительное время страдавший от последствий зубного протезирования в БаденБадене, обследовался у нас и получил сложный план подготовки к протезированию и собственно ортопедического лечения заново. Однако, опасаясь вновь получить проблемы и осложнения, он захотел получить подтверждение нашего плана на уровне высоких мировых светил. Мы организовали ему поездку в Штутгарт, в институт, основанный Г. Славичеком. (Улыбаясь) Приятным бонусом для меня оказалась его настоятельная просьба поехать с ним для представления его интересов в Германии. Мне очень приятно было встретиться в Штутгарте с профессором Г. Славичеком, зубным техникоммастером Инго Рейтелем и другими членами команды. Разумеется, проблемы пациента мы решили. С гордостью могу сказать, что качество нашего обследования и планирования лечения получило высокую оценку. Ну, а у пациента была возможность убедиться в том, что, как это ни странно для россиянина, далеко не везде, даже в высокоразвитых странах Европы, применяются сложные клинические подходы в стоматологическом лечении. Профилактика и решение ятрогенных проблем – дело дорогое, широко в мире оно не распространено. Мы это знаем на своём опыте: для нашей команды не редкость пациенты из стран Европы, Великобритании, США, Канады. Мы в «ДентаЛюкс» очень ценим возможность широкого общения с коллегами, в том числе и зарубежными. К примеру, генеральный директор холдинга «ДентаЛюкс» Георгий Владимирович Безвестный ещё в 1997 году съездил на международную стажировку по бизнесу в США, что дало существенный толчок к развитию клиники, внедрению самых современных методов лечения, продвинутых технологий. Несколько лет назад я и Георгий Владимирович Безвестный стали членами ICD (International College of Dentists). – ICD практически неизвестен в России. Это действительно авторитетная организация? — Стать членом ICD можно не ранее, чем в 40 лет, только по рекомендации действительных членов. Необходимо доказать свой уровень, значимость в профессии, авторитет в своей стране: успехи в клинической практике, научные труды, опыт преподавательской работы (это всётаки «колледж»), общественную активность. Я 15 лет проработала в Тверском Государственном Медицинском Университете, написала множество учебнометодических пособий и научных статей, опубликованных в специализированных изданиях, защитила кандидатскую диссертацию, получила звание доцента. Я много раз выступала с докладами на разных конференциях. Сейчас я возглавляю учебный центр «ДентаЛюкс», разработала и регулярно провожу курсы обучения врачейстоматологов и зубных техников России основам гнатологии и многопетлевой технике ортодонтического лечения. Все члены ICD обладают не меньшим багажом. Это действительно заслуженные врачи, учёные и преподаватели стоматологических дисциплин. Общение с ними очень интересно и продуктивно! – А что даёт Вам участие в ICD? — ICD объединяет десятки тысяч стоматологов по всему миру. Проводит благотворительные акции, обучение в развивающихся странах, издаёт свои журналы. Европейская секция, в которую входит Россия, ежегодно проводит съезды, основа которых научнопрактическая конференция. В кулуарах участники съезда заводят знакомства, делятся новостями, обсуждают проблемы. Участие в таких «тусовках» позволяет отслеживать реалии стоматологической жизни в разных странах, обмениваться информацией, налаживать сотрудничество. Благодаря постоянному общению с европейскими коллегами, я могу, например, оценить уровень российской стоматологии, образовательных учреждений, своего учебного центра. – Очень любопытно. И насколько мы отстали от Европы? — Это неверный стереотип. За последние десятилетия российские бизнесмены инвестировали в стоматологию умопомрачительные средства. В страну постоянно завозят современное оборудование, внедряют новейшие технологии. Очень активно проходит процесс обучения новым методикам. Уровень российской стоматологии сейчас вполне соответствует среднему европейскому. А лучшие клиники по техническому оснащению и квалификации специалистов значительно превышают его. – Я думаю, что большинство россиян не верят в отечественную медицину. На слуху Израиль, Германия, Швейцария, США. Именно туда едут толстосумы. — Мы уже только что говорили с Вами об этом. Вспомните историю нашего Ярославского пациента. А вот ещё пример: наша пациентка из Обнинска, владелица недвижимости в Черногории, будучи в отпуске, решила воспользоваться услугами какогото американского центра стоматологии. Во рту у неё появилось 15 чудесных с точки зрения эстетики цельнокерамических коронок. Но вот беда – жить с ними она не смогла: её замучили боли, ограничение открывания рта, нарушение смыкания зубов, речи. Она за месяц похудела на 15 килограммов! Мы, опираясь на наши знания и умения, устраняли ятрогенные проблемы, протезировали её заново. С докладом по этому случаю меня пригласили выступить на «Летней школе» в Вене. Это было интересно всем зарубежным коллегам. Рассказывая об этом сейчас, я не нарушаю ни законов, ни этики, поскольку на публикацию об этом меня «благословила» сама пациентка, сказав, что пусть это будет уроком для других. Кстати, видео моего доклада в Вене выложено на YouTube. Он, правда, на английском языке, но там есть субтитры на русском. Ещё послушайте интервью наших слушателей из Израиля. Оно опубликовано в Интернете на официальном сайте холдинга «ДентаЛюкс». Сам факт их приезда на обучение именно к нам в Тверь уже красноречиво говорит о качестве обучения в «ДентаЛюкс». А в своём интервью наши коллеги говорят, что получили даже больше, чем ожидали. – Чем же так привлекательны курсы Вашего учебного центра? — Самое главное, что нравится нашим слушателям это практическая направленность. Я сама практикующий клиницист. В холдинге «ДентаЛюкс» работают ещё 25 врачей. Мы тщательно документируем диагностику и лечение пациентов. На каждом семинаре мы рассматриваем реальные клинические случаи. На второй семинар слушатели привозят собственные модели, обследуют друг друга. Это позволяет сравнить теоретические данные, полученные на лекциях, с собственными ощущениями. Слушатели получают мануальные навыки, опыт практической работы, первые результаты. Слушатели ценят актуальность информации. У нас не бывает одинаковых семинаров. Мы постоянно развиваемся. К каждому семинару мы готовим новые методические материалы, придумываем новые методические приёмы. Всё новое, выстраданное собственным опытом или полученное от коллег, включается в обсуждение. Курсы, которые я веду, это не набор догм, они «живые», они постоянно эволюционируют. Я часто слышала такую оценку: «ДентаЛюкс» предлагает готовое комплексное решение. За каждой научной школой стоит технологическая линейка: оборудование, программное обеспечение, инструменты, материалы, технологии. Не все могут позволить себе многолетний мониторинг, сравнение характеристик и возможностей предлагаемых технологий, клиническую апробацию. За годы своей деятельности холдинг «ДентаЛюкс» отказался от многих технологий, которые не позволяют достичь запланированных результатов, а подчас даже представляют не всегда очевидную опасность для здоровья пациента. Такие эксперименты могут дорого стоить. Получить готовое, надёжное решение гораздо выгоднее и приятнее, чем набивать шишки на собственных ошибках. Наши слушатели отмечают простоту, минимальную инвазивность, безопасность методов, которым мы обучаем. А самое главное положительный результат, казалось бы, в безнадёжных ситуациях. Применение гнатологических принципов реально творит чудеса: позволяет избежать ненужной и небезопасной хирургии, избавляет человека от хронических болей, восстанавливает функцию височнонижнечелюстного сустава. Конечно, у каждого метода есть свои пределы, мы не можем сделать из наших слушателей волшебников. Но мы можем оградить их от серьёзных ошибок и серьёзных финансовых потерь, помочь им научиться ставить правильный диагноз и находить эффективные пути патогенетического лечения. – Медицинские вузы не преподают гнатологию будущим стоматологам? — Увы. Образование у нас сильно отстаёт от потребностей стоматологических клиник. Нередки случаи, когда клиника покупает оборудование, но оно стоит мёртвым грузом изза отсутствия специалистов, умеющих им пользоваться. Была попытка ввести гнатологию в программу стоматологических кафедр и факультетов в качестве обязательной дисциплины. Но отсутствие учебников и преподавателей заставило вузы отказаться от этой идеи. Вопросами гнатологии в России занимались энтузиастыодиночки, такие, например, как профессор В.А. Хватова. В середине 2000 годов я читала своим студентам эксклюзивную лекцию введение в гнатологию. Сейчас специалистов, получивших образование за рубежом, преподающих разные аспекты гнатологии, уже не так мало. Но острота проблемы всё ещё не снята. – Почему же Вы расстались с вузом и перешли в частную компанию? — Я очень благодарна своим учителям и коллегам из Тверской медицинской академии. Но возможности для совершенствования клинического мастерства, развития, научной деятельности в рамках холдинга «ДентаЛюкс» были значительно выше. Холдинг динамично развивался. Его учредитель Георгий Владимирович Безвестный тоже долгое время работал в Тверской медицинской академии, его преподавательский опыт, разумеется, благотворно сказался на принципах функционирования клиник «ДентаЛюкс». Мне была обеспечена возможность обучения за рубежом, выделялись деньги на закупку необходимого оборудования, была выстроена система повышения квалификации врачей, междисциплинарного взаимодействия, обучения молодых специалистов опытными наставниками. Работать в «ДентаЛюкс» приятно и интересно. У меня за плечами опыт уже 22хлетнего соучастия в строительстве частных клиник. Это уже история, причём не только конкретного предприятия, но и история современной стоматологии в России. Для меня очень важным является единство и синергизм клинической и научной ориентации деятельности. Я уже знаю, что разработать хороший учебный курс, оснастить учебный центр, воспитать преподавателей и ассистентов недостаточно для успеха. Большую роль играет всемерная поддержка администрации клиники, коллектива. Регулярные приезды к нам врачей на обучение, моё общение с ними в ходе моей поддержки их по электронной почте, порой просто по телефону, дают мне возможность жить вообще вне географических рамок и вне времени, выполнять благородную миссию распространения передовых знаний. Это даёт удовлетворение. Это, на мой взгляд, и есть успех. – Ваш график работы это постоянные перелёты, переезды, смена часовых поясов. Где Вы берёте энергию? — Мои голову и спину спасают фитнес, путешествия и, конечно, общение с семьёй. У нас уже выросло следующее поколение стоматологов: дочь стала ортодонтом, зять – ортопедом. Они в стремлении к самостоятельности уехали в Ярославль. Успешны. Но проблемы в стоматологии есть везде. Обладая хорошей подготовкой, они видят всё с современных позиций, поэтому нам всегда есть о чём поговорить. (Улыбается) А ведущие Ярославские клиники, в том числе благодаря им, получили картбланш в экспертной оценке и руководстве обследованием, планированием реабилитации и лечением с моей помощью. (Смеётся) «Сажаю самолёты» по телефону! Телемедицина в действии! Особенно я ценю встречи с внуком. (Улыбается и вздыхает) На любимые рукоделия, вот, к сожалению, времени не хватает! – Ну что же, Наталья Бэртовна, спасибо Вам большое за интервью! Разрешите ещё и поблагодарить Вас за Вашу лепту в развитии отечественной стоматологии, подготовку современных вдумчивых врачей, так необходимых нам всем! Желаем Вам успехов в Вашей творческой работе, здоровья, благополучия! — Спасибо! В полном смысле слова – моё удовольствие! |
|||||
Просмотров:
2494
| |||||
|