Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) Официальный сайт
Стоматологической Ассоциации России
Логотип Стоматологической Ассоциации России

Журнал «МАЭСТРО стоматологии»


№4 (68) 2017 г.

другие выпуски


Маэстро стоматологии, №4 (68) 2017СОДЕРЖАНИЕ

МАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ

Мандра Юлия Владимировна

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Мандра Ю.В., Ронь Г.И., Вотяков С.Л., Киселева Д.В.
"Биоминералогическое материаловедение как междисциплинарная область фундаментальной стоматологии: некоторые итоги и перспективы развития"

ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Мандра Ю.В., Садовский В.В., Чупахин О.Н., Чарушин В.Н., Котикова А.Ю., Семенцова Е.А.
"Инновационная лечебно­профилактическая зубная паста: Клинико­экспериментальная оценка"

ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ

Жолудев Д.С., Жолудев С.Е., Григорьев С.С., Панфилов П.Е.
"Клинико - экспериментальное обоснование применения материала на основе оксида алюминия для несъемных зубных протезов"

ОРГАНИЗАЦИЯ ОРТОДОНТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Бимбас Е.С., Мягкова Н.В. "Современная организация ортодонтической помощи пациентам с гнатическими формами мезиальной окклюзии"

ГНАТОЛОГИЯ

Булычева Е.А., Трезубов В.Н., Чикунов С.О. "Значимость моделирования воском зубных рядов при повышенной стираемости твердых тканей зубов"

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ

Dr. Gabriel Krastl
"Композит - оптимальный выбор"

ЦИФРОВОЙ ПРОТОКОЛ

Материал подготовлен компанией Planmeca
"Planmeca Romexis® "Все­в­одном": комплексное программно­аппаратное решение для цифрового протокола планирования и реализации лечения"

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Пост­релиз Благотворительная программа "Детские улыбки России"

ИНДУСТРИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

Материал подготовлен компанией "ТехноДент"
"Открытое" производство "TehnoDent"

ЗОЛОТОЙ КРОКОДИЛ

Кузовкова Ю.В. Пост­релиз конкурса

ЧЕМПИОНАТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Кузовкова Ю.В.
Конкурс на "Самый интересный клинический случай" - 2017




МАЭСТРО СТОМАТОЛОГИИ

Мандра Юлия Владимировна Мандра Юлия Владимировна

«Будь всегда собой!»

Редакция журнала «Маэстро стоматологии» традиционно продолжает знакомить своих читателей с ключевыми фигурами стоматологии нашей страны. Героем нашего выпуска стала удивительная, обаятельная, молодая женщина и профессионал своего дела – Мандра Юлия Владимировна. Она идет по жизни с улыбкой, к которой тянутся люди и уважают коллеги.

Мы обсудили с этой удивительной женщиной ее профессиональный путь, увлечения, вузовскую и общественную работу, и конечно, побеседовали о личном.

— Юлия Владимировна, большое Вам спасибо, что Вы нашли время для нашей беседы в своем плотном рабочем графике. Позвольте начать наше интервью с вопроса, где Вы родились?

— Я родилась 14 ноября 1974 года на Урале, в замечательном городе Свердловске, который в 1991 году был переименован в город Екатеринбург.

Родительский дом – начало начал…
М.Рябинин

— Юлия Владимировна, как Вы пришли в медицину? Участвовали ли в выборе профессии родители?

— Выбор моей профессии был предопределен с детства. Моя мама Валентина Михайловна всю свою жизнь посвятила медицине, работала врачомкардиологом, заведовала отделением сначала в городе Серове Свердловской области, затем – в Областной больнице №2 города Екатеринбурга. Она – прекрасный клиницист, бесконечно любит свою специальность, ветеран труда с 40летним стажем работы, сейчас ей 79 лет, но она следит за всеми инновациями в медицине, знает все новейшие препараты, технологии в кардиологии и сердечнососудистой хирургии. С ранних лет моя мама привила мне любовь к профессии врача, понимание традиций русской медицины, навыки клинического мышления. В родительской семье было принято много, качественно и самозабвенно трудиться, подавая пример детям и внукам. Мой отец Владимир Григорьевич, которому сейчас 81 год, работал в лесной промышленности, руководил в «Свердлеспроме» лесозаготовками, деревопереработкой и экспортом леса Свердловской области. Сейчас он ведет активную общественную жизнь в Уральском лесном клубе. Мои родители более 50 лет вместе, за что получили почетный знак для пар золотых юбиляров Свердловской области «Совет да любовь». Крепкая, дружная семья, в которой всегда раздается детский смех. Дети всегда в центре любви и внимания – это тоже незабываемый подарок и урок, которому научили меня родители. Ведь для семейного счастья тоже нужно много трудиться, щедро отдавать тепло, добро, эмоции, чтобы все члены семьи жили в любви, гармонии, творчестве, искали себя и находили в жизни.


С основателями Уральской стоматологической школы – проф. Мальчиковой Л.П. и проф. Ронь Г.И.

С академиком РАН Вотяковым С.Л. – признание научной школы минералогической стоматологии, Грант Президента РФ, 2016

Для успешного поступления в престижный медицинский вуз Екатеринбурга родители целенаправленно перевели меня из лингвистической школы в гимназию №9, которая с 1861 года остается лучшей в городе по естественнонаучному направлению: химии, физике, биологии. «Девятка», как ее называют в Екатеринбурге – это бренд, особый мир, школа роста для талантливых и одаренных детей, сформированный много лет назад Уральский «Сириус». Вспоминаю блестящую плеяду учителей нашего специализированного химического класса: Москвина Сергея Анатольевича, благодаря которому химия на всю жизнь стала любимой наукой, отвечающая на большинство вопросов научной картины мира; Желтоножко Валентину Мефодиевну, с ее широким кругозором и тонким литературным вкусом. Вечера поэзии Серебряного века, инсценировки «Мастера и Маргариты», желание творить, созидать. Вдохновение, которое мы в себе открывали и развивали, опираясь на духовные и нравственные устои русской литературы; Гладкову Людмилу Вячеславовну с ее аналитическим складом ума, математическим обоснованием и пространственным видением, когда сложные алгебраические уравнения и законы тригонометрии становились понятными и прозрачными благодаря истинному призванию Учителя, любви и уважению к ученикам. Как много дали нам они… и многие другие… настоящие профессионалы своего дела – педагоги, наставники. Выпускники «Девятки» победители международных и всероссийских олимпиад, яркие личности во всех сферах жизни Екатеринбурга и за его пределами, это особое братство со своими ценностями, традициями, наследием. У меня никогда не было вопроса, где будут учиться мои дети конечно, в «Девятке»…

Еще, наверно, мне хотелось бы выделить два важных аспекта, предопределившие мой жизненный путь: английский язык, заложенный в лингвистической школе с ранних лет, и музыкальная школа по классу «фортепиано». Моя старшая сестра Татьяна с красным дипломом окончила Уральскую консерваторию им. М.П. Мусоргского, под руководством профессора М.Г. Богомаз, ученицы знаменитого Г.Г. Нейгауза. Музыка сопровождает меня всю жизнь, классическая и современная, вокальная и инструментальная, джаз и рок, театры и филармонии – это моя отдушина, мой мир, моя гармония. В нашей семье ни один из праздников не проходит без фортепианной игры, пения, музыкальных постановок, в которых участвуют взрослые и дети. Мы с сестрой, ее сын, мои дочери – все с удовольствием исполняют на фортепиано свои любимые произведения. А английский язык – это свобода общения в любой стране мира, уверенность, возможность представлять и продвигать свои научные, образовательные идеи в международное пространство. Интересная и бездонная сфера творчества, общения, движения вперед в профессии для меня сегодня.


Коллектив кафедры терапевтической стоматологии УГМУ, 2005

На практических занятиях – кафедра терапевтической стоматологии, 2004

На практическом занятии со студентами в фантомном классе, 2007

После защиты докторской диссертации – с академиком Вотяковым С.Л., проф. Гилевой О.С., проф. Ломиашвили Л.М., коллегами

Однако, несмотря на четко выстроенную траекторию в детстве, я никогда не собиралась в стоматологию. Мне нравились медицинские специальности терапевта, кардиолога, эндокринолога, то есть общего лечебного профиля. Выбор стоматологического факультета был случайным имея медаль по окончании школы, появилась возможность сдачи одного профилирующего экзамена из четырех – на стоматологический факультет это была химия, которой я была увлечена, знала блестяще и, конечно, уверенно сдала на «отлично». Так я попала на стоматологический факультет и ни разу в жизни не пожалела. Наверно, это был тот самый знак свыше, указывающий, в каком направлении двигаться.

Я искренне верю, что наша семейная врачебная династия продолжится двумя ветвями. Моя старшая дочь Екатерина учится на 3 курсе лечебнопрофилактического факультета УГМУ, «идет по стопам» бабушки – терапевта, кардиолога. А младшая дочь София, второклассница, которой еще 7 лет, уже всем сообщила, что будет врачом – стоматологом, как мама. Династии в медицине, как и в любой другой профессии очень важны. Это не только трансляция профессионального опыта, образа клинического мышления, это, в первую очередь, воспитание в духе Медицины, помощи людям, сострадания и милосердия, полной отдачи себя любимому делу.

Учителями славится Россия…
А. Дементьев

— Как проходили студенческие годы, как складывался дальнейший профессиональный путь?

— В студенчестве мне запомнилась скорость и динамика, упорство и желание постичь профессию, целеустремленность и яркость промелькнувших как один миг лет студенческой жизни. У нас была замечательная, очень дружная группа (староста – Госьков Иван Анатольевич, известный стоматолог, работает в СанктПетербурге). Мы участвовали во всех мероприятиях, постоянно встречались друг у друга, сформировали вокруг себя актив факультета, до сих пор регулярно видимся и поддерживаем дружеские отношения, несмотря на то, что многие живут и работают стоматологами в других городах России и за рубежом. Сейчас мы все с детьми, дружим семьями, круг расширяется, география тоже…

С особенной любовью вспоминаем наших учителей: по терапевтической стоматологии – Костромскую Надежду Николаевну (к.м.н.), Агафонова Юрия Алексеевича (д.м.н., доцент), Еловикову Татьяну Михайловну (д.м.н., профессор), Чернышеву Нину Дмитриевну (к.м.н., доцент); по хирургической стоматологии – профессора Мальчикову Лилию Павловну, профессора Виссарионова Владимира Александровича, Вайнштейна Ефима Ароновича, доцента Васильеву Евгению Спартаковну; по ортопедической стоматологии – профессора Жолудева Сергея Егоровича, доцента Козицыну Светлану Ивановну, доцента Гринькову Ирину
Юрьевну, Трифонова Ивана Дмитриевича; по стоматологии детского возраста – профессора Булатовскую Брониславу Яновну, доцента Стати Татьяну Николаевну, доцента Вольхину Валентину Николаевну; по ортодонтии – профессора Бимбас Евгению Сергеевну. Конечно, атмосферу трудолюбия, ответственности, гордости за стоматологический факультет и желание двигаться вперед формировали наши деканы: профессор Волкова Алевтина Михайловна (до 1993 года), профессор Галина Ивановна Ронь (с 1993 года). Главную ношу ответственности за вуз нес на себе, конечно, наш ректор – членкорреспондент РАН Ястребов Анатолий Петрович, яркая и незабываемая личность, объединившая в себе талант руководителя, педагога и ученого, основателя Уральской школы патофизиологов, известной во всей России.


Во время совещания по фундаментальной стоматологии Екатеринбург, 2013 – академик Чупахин О.Н., доцент Мандра Ю.В.. президент Садовский В.В., профессор Ковтун О.П., академик Чарушин В.Н.

Мой первый мастер-класс в Екатеринбурге, клиника Аверон, 2004

Коллектив кафедры пропедевтики и физиотерапии стоматологически заболеваний УГМУ, 2011

Губернатором Свердловской области Росселем Э.Э. на встрече стипендиатов, 2008

Свои первые шаги в науке мы делали в студенчестве – приоритетными для меня стали направления терапевтической и ортопедической стоматологии. К слову, научные исследования всегда сопровождались обширной клинической практикой – после занятий мы до темноты принимали пациентов, измеряли температуру после препарирования, проводили ЭОД, электрометрию и др. исследования, которые ложились в основу наших первых студенческих научных статей. Достоинство Уральской стоматологической школы – практикоориентированное обучение, возможность после занятий прийти и отработать необходимые мануальные навыки на фантоме, провести прием пациентов в студенческих кабинетах собственной стоматологической клиники под контролем опытного преподавателя – и сегодня остается визитной карточкой стоматологического факультета УГМУ. К концу обучения, не считая производственной практики в стоматологических поликлиниках города, на счету оказалось уже более 100 собственных пациентов, которые были пролечены, санированы, протезированы и стали основой собственного клинического приема в последующем. На 5 курсе наша научная работа под руководством Костромской Н.Н. стала победителем Итоговой сессии. Какая гордость меня переполняла, когда мы получали диплом победителей из рук Ректора университета! А затем еще один шаг – Губернатор Эдуард Эргартович Россель открыл программу стипендий для студентов вузов Свердловской области, где мне тоже посчастливилось стать одним из первых стипендиатов Губернатора. Любовь к профессии, к пациентам, гордость за свою Alma Mater, желание внести вклад своим добросовестным служением, преданностью в большое и прекрасное дело – это ощущения, которые переполняли меня по окончании вуза.

Перед вручением «красного диплома» в 1996 году произошла судьбоносная встреча с нашим деканом, моим будущим Учителем и наставником Галиной Ивановной Ронь, предопределившая в дальнейшем мою судьбу. Галина Ивановна предложила мне клиническую ординатуру на своей кафедре. Это была огромная честь для меня стать частью коллектива любимой кафедры, продолжить научный поиск, погрузиться в атмосферу труда, науки, творчества, красоты, царившую на кафедре терапевтической стоматологии. Несколько слов о своем Учителе… Встречи с Галиной Ивановной всегда оставляют неизгладимый след в душе, остаются в памяти. Видный ученый, педагог, талантливый декан, организатор Университетской стоматологической клиники, наследница традиций Л.П. Мальчиковой и основатель Уральской научной стоматологической школы, яркая творческая личность и очень красивая женщина. В любом университете есть ученый, который обобщает достижения, накопленные за многие годы, и на основании этого указывает путь, по которому необходимо двигаться дальше. Такие люди редки, это эпоха, виток истории… Такой фигурой в стоматологии Уральского государственного медицинского университета стали Галина Ивановна Ронь. Вокруг нее все кипело и бурлилось. Огромные потоки пациентов, дружный коллектив, студенты с горящими глазами, работающие на первоклассном стоматологическом оборудовании собственной клиники, новые программы и формы обучения, постоянные защиты диссертаций, дружеские и партнерские связи, международное сотрудничество, взаимодействие с Российской академией наук – все, что является фундаментом и слагаемыми успеха стоматологического факультета сегодня, заложено было тогда, в конце 1990 – начале 2000 гг. благодаря энергии, инициативе и бесконечному трудолюбию моего Учителя – Галины Ивановны Ронь.


Вручение Премии Губернатора Свердловской области – с Грединым А.Л., 2012

Совещание консультантов-экспертов компании 3М (2005), в центре – доц.Салова А.В., проф. Николаев А.И., Платонов И.А.

Заметив аналитический склад ума и знания в области химических наук у своего нового ординатора, Галина Ивановна поручила организовать встречу с руководителем лаборатории физикохимических методов исследования Института геологии и геохимии УрО РАН членомкорреспондентом РАН, доктором геологоминералогических наук, кандидатом физикоматематических наук Вотяковым Сергеем Леонидовичем на предмет будущих исследований стоматологических материалов. Помню подготовку в библиотеке им. В.Г. Белинского, изучение монографий Вотякова С.Л., которые казались написанными на иностранном языке, еще более глубокое погружение в химические руководства и физические учебники, бессонные ночи за чтением ксерокопированных зарубежных статей. Первое совместное исследование было посвящено изучению воздействия различных классов адгезивных систем на твердые ткани зубов методом электронного парамагнитного резонанса (ЭПР). Это было новое направление аналитической стоматологии, только апробированное в России после аварии на Чернобыльской АЭС, когда дозу полученного радиоактивного облучения выявляли методом ЭПР путем изменения кривых эмали зубов. За рубежом активно в данном направлении работали японские исследователи, анализируя отдаленные последствия аварии в Хиросиме и Нагасаки. Все требовало глубокого изучения и проработки – начиная с пробоподготовки, планирования, каждый шаг исследования, его методология многократно обсуждались дружной командой единомышленников: геологов, физиков, химиков, стоматологов. Опорой в наших исследованиях стали работы корифеев отечественной фундаментальной стоматологии с приложениями для клинической практики: Валерия Константиновича Леонтьева, Евгения Власовича Боровского, Владимира Борисовича Недосеко.


Члены жюри полуфинала Призма-чемпионата, Екатеринбург, 2004 – с доц. Новиковым В.С., проф. Г.И. Ронь, к.м.н. Новиковой И.А.

Обучение по реставрации зубов у проф. Б. Халлера, Ульмский университет, Германия, 2003

Президиум Пленарного заседания по пародонтологии конгресса Стоматология Большого Урала, 2015 - проф. Гилева О.С., проф. Ронь Г.И., проф. Орехова Л.Ю., проф. Мандра Ю.В.

Уральская делегация со спикерами V форума стоматологов СНГ, 2007 - Радлинский С.В., Макеева И.М., Новиков В.С., Шляхтова И.А.

Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов…
И. Ньютон

— Как Вы видите дальнейшее развитие направления «Фундаментальная стоматология»? Существуют ли возможности программирования стоматологического здоровья?

— Современное развитие биомедицины требует нового уровня фундаментальноприкладных работ в области стоматологии, нового уровня подготовки молодых специалистов. В 2013 году в Екатеринбурге состоялось открытие Научнообразовательного центра «Фундаментальная стоматология» на базе стоматологического факультета УГМУ, Института геологии и геохимии УрО РАН, Института органического синтеза УрО РАН, Центра нанотехнологий УрФУ. Объединены усилия ученых разных сфер деятельности, совместные возможности стоматологических кафедр, научноисследовательских лабораторий РАН, центров коллективного пользования в углубленных материаловедческих исследованиях в стоматологии для методологической поддержки и выполнения научных исследований международного уровня. Реализовалась возможность придать вузовской, отраслевой и академической науке совершенно новый вектор интеграционных научных направлений:

  1. Выявление закономерностей биоминералогии: физических, химических, механических свойств твердых тканей зубов человека, иммунологических, патофизиологических механизмов развития патологических процессов, обоснование и разработка новых методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний органов и тканей полости рта.
  2. Математическое моделирование, 3Dпечать, визуализация и разработка новых цифровых медицинских технологий.
  3. Генетическое программирование, транскрипция генетических маркеров стоматологических заболеваний.
  4. Биоинженерия и клеточные технологии в стоматологии.
  5. Создание новых фармацевтических композиций для местного применения, новых лечебнопрофилактических средств на основе органических биосовместимых гелей. Медицинские препараты, материалы на основе биологически активных и биоадсорбируемых полимеров.
  6. Экологическая и радиационная безопасность человека. Влияние антропогенных факторов на стоматологическую заболеваемость Радионуклидная диагностика, радиофармпрепараты в ранней диагностике онкологии ЧЛО. Новые противовирусные средства.
  7. Системная интеграция в здравоохранении, antiaging, здоровьесбережение на основе принципов медицины 4П, сформулированных Л.Худ (персонализированная, превентивная, прогностическая и партисипативная).

Завод Sirona, Бенцхайм, Германия – с проф. Ореховой Л.Ю., проф. Шугайловым И.А., доц. Бадалян К.А.

Деканы стоматологических факультетов России подздравляют Юбиляра – Омск, 24.11.2017

В настоящее время мировое научное сообщество в результате многолетних исследований пришло к выводу – в формировании здоровья человека большое значение имеет первая тысяча дней его жизни, заключающаяся в 270 днях беременности и первых двух годах жизни. Дэвид Баркер доказал, что период внутриутробного развития человека влияет на его дальнейшую жизнь. Такие страдания ребенка, как кислородное голодание, дефицит микронутриентов, вызывают отклонения здоровья, в том числе стоматологического. Именно в первые два года жизни остается возможность перепрограммировать обмен и отодвинуть ранний дебют заболеваний. Необходимо учитывать наследственную предрасположенность, поэтому особую роль приписывают генетике. В связи с этим встает вопрос мультидисциплинарного вмешательства специалистов, оценки генетического паспорта, факторов риска, эпигенетических факторов. Данный комплекс проблем составляет основу персонализированной медицины и персонализированного подхода к оценке здоровья.

НОЦ «Фундаментальная стоматология» сразу объединил вокруг себя передовых исследователей УралоСибирского региона (профессор Гилева О.С., г. Пермь; профессор Ломиашвили Л.М., г. Омск), Москвы (профессор Кисельникова Л.П.), СанктПетербурга (профессор Орехова Л.Ю.) и других городов России. При поддержке Президента СтАР Садовского В.В. ежегодно проводятся рабочие совещания по фундаментальной стоматологии с научной школой для молодежи, в ходе которых ученые обмениваются опытом, новыми междисциплинарными векторами, погружают молодых коллег в методологию сложных материаловедческих методов атомной силовой микроскопии, сканирующей электронной микроскопии, массспектрометрии с индуктивносвязанной плазмой, электронного микрозондирования, деформационных испытаний и др. Кроме академика Вотякова С.Л., председателя НОЦ со стороны УрО РАН, активно выступают с представлением междисциплинарных исследований председатель УрО РАН академик Чарушин В.Н., лауреат Государственной премии академик Чупахин О.Н., профессор Панфилов П.Е., д.м.н. Зайцев Д.В., доцент Кондоба И.Н. Коллеги из Тюмени, Челябинска, Уфы обращаются в НОЦ для планирования дизайна и проведения фундаментальных исследований. Ежегодно защищаются диссертации с разделами, выполненными на базе НОЦ. Сейчас в рядах единомышленников, решающих научные проблемы на стыке наук, вузы Уральского научнообразовательного медицинского кластера, Уральского консорциума биомедицины, фармации и медицинской инженерии, Российского консорциума нейротехнологий, технологий виртуальной и дополненной реальности рынка Национальной технологической инициативы НейроНет.

Истинно велик тот, чье сердце бьется для всех…
Р. Роллан

— Какова сфера Ваших интересов в стоматологии?

— С развитием и появлением новых групп пломбировочных материалов изменились традиционные подходы, конце 90х возникла методика эстетикофункциональной реставрации зубов. На тот момент мне стало совершенно ясно, что глубокое понимание химических основ материаловедения, природное восприятие эстетики и искусство врачевания объединяться вместе в данном направлении, которое и стало надолго моим кредо.

В 2003 году я поехала в Университет города Ульм (Германия) к профессору Б. Халлеру на модуль для врачейстоматологов «Современные представления об эстетической адгезивной реставрации зубов». Ульм – небольшой провинциальный город с населением около 120 000 человек, расположен в 120 км от Мюнхена. Он знаменит своим готическим собором, который считается самым высоким в мире (161, 5 м). Это очень красивый и приятный уголок Германии, где атмосфера спокойствия и умиротворенности дает возможность отдохнуть душой и сердцем. Наиболее значимым учреждением Ульма является Университет. Университет города Ульм был основан в 1967 году как образовательный и научный центр штата БаденВюртемберг (Германия). Ежегодно в Ульмском университете обучаются 5000 студентов из Германии и других европейских стран по медицинским, естественнонаучным, гуманитарным, компьютерным, экономическим специальностям, проводится повышение квалификации. Основной целью организации данного Университета было профессиональное взаимодействие между специалистами различных профилей с появлением первоклассных европейских междисциплинарных научноисследовательских центров. Наверно, тоже судьба привела меня в этот оазис науки и стоматологии.

В программу пятидневного курса были включены лекции, видеодемонстрации, практические занятия на фантомах. Модуль был посвящен клиническому материаловедению, проблемам прямой и непрямой реставрации зубов с применением новейших технологий препарирования и адгезивного пломбирования, которые были освоены участниками. В рамках модуля проводился научный эксперимент по оценке силы сцепления различных адгезивных систем и композиционных пломбировочных материалов с учетом условий нанесения, времени полимеризации. Возможность отработать методики своими руками на фантомах, а также оценить результаты экспериментально придала обучению дух соревнования между участниками. Среди стоматологов, приехавших на обучение в Университет Ульма, были представители стоматологических образовательных учреждений, ведущих клиник Восточной Европы (Беларусь, Болгария, Литва, Россия, Румыния, Украина, Хорватия). Участники были приятно удивлены не только высоким уровнем организации обучения, но и приветливостью немецких коллег, доброжелательной дружеской атмосферой, естественностью и непринужденностью общения между участниками. Особенно увлекательным оказалось путешествие на завод компании 3МESPE, расположенный в Зеефельде, знакомство с технологиями производства стоматологических материалов. Совершенство химикотехнологического процесса, высокий уровень профессиональной квалификации работников, пунктуальность, точность на каждом этапе производственного цикла, минимизация вредного воздействия на экологию, достойное качество продукции вызвали восхищение и доверие к производителю. Благодаря дружественной ауре, теплоте отношений даже не чувствовалось прохладной погоды, которой встретила нас Германия. Неделя, проведенная в изумительном городке Ульм, оставила глубокий след в моей душе понимание потребности в постоянном обучении, совершенствовании теоретических и мануальных навыков – Long Life Learning (чем я каждодневно занимаюсь), стремление вывести наши образовательные модули на качественно новый уровень (на кафедре терапевтической стоматологии мы совместно с компанией 3МESPE и ТД Аверон впервые в Уральском регионе запустили мастерклассы с видеотрансляцией стоматологического приема – прообраз современных краткосрочных модулей НМО), высокая международная планка научных исследований и публикаций. С тех лет началось и до сих пор продолжается длительное содружество с 3М, общие образовательные и научные проекты.

Один из таких проектов – конкурс профессионального мастерства среди студентов «Волшебный путь преображения». Идеологи конкурса – творческий коллектив во главе с профессором Ломиашвили Л.М. (г. Омск), профессором Гилевой О.С. (г. Пермь), профессорами Ронь Г.И., Жолудевым С.Е., Мандра Ю.В. (г. Екатеринбург). Мы проводили его ежегодно с 2006 года в номинациях прямой, непрямой, затем еще – цифровой реставрации CADCAM. В отдельные годы был конкурс студенческих фильмов, роликов, презентаций и фотографий. Каждый раз в сочетании с могучим профессорскопреподавательским лекторием представителей вузов России и зарубежья. За эти годы у нас побывали проф. Николаев А.И., проф. Аболмасов Н.Н. (Смоленск), проф. Гильмияров Э.М. (Самара), проф. Кисельникова Л.П., проф. А.Вэнинг (Чехия), проф. К. Гонзовски (Польша), многие другие коллеги и добрые друзья. Какой праздник, драйв, мозговой штурм чувствуем мы в дни конкурса! Часто приезжаешь в другой регион, а к тебе подходит и улыбается молодой стоматолог со словами «Я был у Вас на конкурсе! Мне очень тогда понравился Екатеринбург, стоматологический факультет и университетская клиника. Конкурс стал для меня настоящим стартапом в профессии. Это так здорово, ведь каждый студент может найти и реализовать себя!»

Действительно, все, что мы делаем с нашими единомышленниками, партнерами – для студентов и молодых ученых, для горящих глаз и блестящих умов, для золотых рук и трепетных сердец, для развития творчества, креатива и фантазии молодых. Пусть зажигают, горят, радуются и всегда помнят традиции, школу своих учителей, чтобы передать это бесценное наследие следующим поколениям!


Икона Е.С. Боткина в УГМУ – с академиком РАН Чучалиным А.Г., ректором УГМУ проф. Кутеповым С.М.

Вспоминая школу – с А. Эйнштейном в музее мадам Тюссо, Лондон

Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл…
А.Эйнштейн

— Что, на Ваш взгляд, отличает Уральскую школу стоматологии?

Об этом феномене я думаю постоянно – на границе Европы и Азии в Екатеринбурге живут удивительные люди и делают удивительные дела. На прочном фундаменте основ и традиций, заложенных нашими Учителями А.Т. Лидским, Л.П. Мальчиковой, Б.Я. Булатовской, Г.И. Ронь это постоянное движение вперед, прорывные научные исследования, новые программы и формы обучения (в текущем учебном году мы реализуем 5 сетевых модулей по стоматологии с вузами Уральского кластера в специалитете и ординатуре, открыли траекторию ДОП «Clinicianscientist» на английском языке для стоматологов, ДОП «Оператор клеточных технологий» для углубленных компетенций в биоинженерии, ДОП «Китайская медицина для западных врачей» совместно с Пекинским университетом, магистратуру «Управление медицинской стоматологической организацией», международную аспирантуру, докторантуру по стоматологии – инновации в образовании – сфера деятельности Института стоматологии), активное вовлечение в научноисследовательскую и проектную деятельность наших обучающихся, практикоориентированность учебного процесса (от симулятора, интерактивного симулятора, биоматериала к стоматологическому приему в собственной университетской клинике на 104 рабочих места, начиная с первых шагов в университете). Сегодня мы активно прививаем студентам навык работы команды с техноскопами (8), эндодонтическими микроскопами (4), с визуализацией, увеличением, фотографированием, ITтехнологиями, в модулях ДПО и НМО включаем обучение на кадаверах челюстнолицевой хирургии. На факультете созданы все условия для формирования траектории обучающихся, как врача университетской клиники, научнопедагогического работника преподавателя стоматологической кафедры с защитой диссертации в собственном диссертационном совете, управленца, opinionлидера, продолжения обучения в России и за рубежом. Наши выпускники широко востребованы, активно ведут со мной переписку по электронной почте из США, Германии, Великобритании, Китая, неизменно гордясь своей Альма матер.

Безусловно, на всех этапах становления Уральской стоматологической школы нам сопутствовала поддержка руководства вуза и неизменная вера в развитие стоматологии, которую мы очень ценим и искренне благодарны нашим ректорам: членукорреспонденту РАН – профессору Ястребову Анатолию Петровичу, членукорреспонденту РАН – профессору Кутепову Сергю Михайловичу, членукорреспонденту РАН – профессору Ковтун Ольге Петровне.

Образовательные программы направления Стоматология УГМУ держат уверенный курс на международную аккредитацию (в 2018 году), экспорт образования и интеграцию в мировое научнообразовательное пространство. Активно работаем с вузами странпартнеров Евросоюза (Венгрии, Румынии, Дании) по оформлению заявок на международные грантовые
программы Erasmus+, конечно, в консорциуме с единомышленниками.

У всех стоматологов России есть флагман, путеводная звезда, пример для всех стоматологических школ – главный стоматологический вуз МГМСУ им. А.И. Евдокимова, где работали и работают Учителя Учителей. Мы (деканы и эксдеканы) находимся в неподражаемой атмосфере дружного деканского сообщества под руководством декана стоматологического факультета МГМСУ профессора Митронина Александра Валентиновича. Традиционно в феврале мы собираемся, каждая встреча – это праздник, динамика, общение... Трудно переоценить роль ректора МГМСУ членакорреспондента РАН, профессора Янушевича Олега Олеговича, который объединил нас в Стоматологический кластер Минздрава России, и держит уверенное лидерство в определении направлений стратегического развития стоматологического образования науки, практики. Мы гордимся им, Капитаном стоматологического корабля страны…

Сделай шаг, и дорога появится сама собой…
С. Джобс

— Насколько в стоматологии важен человеческий фактор?

— На мой взгляд, человеческий фактор – определяющий в нашей профессии. Уметь сопереживать страдающему человеку может далеко не каждый. Вопреки распространенному мнению, с пациентами стоматологи разговаривают ничуть не меньше врачей общего профиля, выполняя полностью методологию диагностического процесса.


На выставке картин академика РАН Вотяков С.Л.

Первый студенческий конкурс по эстетической реставрации зубов – г. Екатеринбург, 2006 г.– в центре проф. Ломиашвили Л.М., проф. Гилева О.С., проф. Ронь Г.И.

Зачастую врачу стоматологу приходится одновременно быть:

  1. квалифицированным клиницистом (проблемы полости рта всегда связаны с общим здоровьем, образом жизни, привычками человека и не решаются постановкой одиночной небольшой пломбы),
  2. психологом (пациенты опасаются стоматологов чаще других врачей, а найти подход нужно к каждому человеку, любого возраста),
  3. художником, скульптором, эстетом (улыбка – главная привлекательная черта человека, по данным Международной ассоциации эстетической медицины, что накладывает на стоматологов большую ответственность в индустрии красоты),
  4. организатором и руководителем процесса (работа команды: врач – ассистент – медсестра – младший медицинский персонал клиники требует административных навыков),
  5. поддержкой, координатором, «идейным вдохновителем» пациента на этапах сложного комплексного стоматологического лечения, которое обязательно нужно довести до логического конца (комплаентность),
  6. эрудированным общительным человеком, умеющим заинтересовать, мотивировать к сотрудничеству и объяснить важность ежедневной работы самого пациента по профилактике стоматологических заболеваний (партисипативность – роль пациента в поддержании стоматологического здоровья составляет до 80%).

Если ты стоишь на месте, ценность всего, что ты добился, очень быстро приходит к нулю…
Б. Гейтс

— Что Вы пожелаете будущим коллегам – начинающим стоматологам?

— Мне хочется пожелать нашим студентам любить свою профессию и служить ей всю жизнь. Врач — это предназначение свыше, профессия от Бога. Мы счастливы от того, что у нас такая миссия, которая, с одной стороны, дает возможность работать и приносить пользу обществу, а с другой стороны дарить добро, здоровье и улыбки, то есть творить чудеса – вот он тот самый «Волшебный путь преображения» (Л.М. Ломиашвили). Надо стремиться развивать в себе доброту, помощь, милосердие больному человеку – обязательные составляющие врачебной профессии. Чтобы стать настоящими врачами, надо быть хорошими, добросовестными студентами, много читать, заниматься самообразованием, развивать свой художественный вкус и эстетику – знакомиться с коллекциями художников, работами скульпторов, тренировать мануальные навыки (для этого мы занимаемся рисунками, объемным моделированием – скульптурным моделированием зубов из воска, гипса). Хороший врач, стоматолог — это человек многогранный, разбирается в медицине, психологии, искусстве, даже в бизнесе, потому что в настоящее время данная составляющая профессии, прибыльность бизнеса – залог успеха и престижа профессии. Поэтому, чтобы получиться хорошим специалистом, к которому пойдут пациенты и поведут своих детей, родителей, других членов семьи, знакомых, нужно много работать над собой и быть личностью.

— Какие черты характера ценны на работе?

— Наверно, дело больше не в характере, а в Любви к делу, которому служишь. Я встречала врачей с разными характерами, как в обычной жизни, однако это не мешало им быть первоклассными специалистами в своей области, преображаться, гореть, когда речь заходила о профессиональных вопросах, переживать за каждого своего больного, приходить на помощь коллегам, передавать опыт молодому поколению.

Для меня на работе важнее всего Профессионализм и Порядочность. Тогда в коллективе всегда доброжелательная рабочая обстановка, каждый занят своим делом и готов поддержать других, чтит традиции организации и стремится к саморазвитию, познанию, а все вместе – могут решить задачу любой сложности, найти ответы в самых трудных клинических ситуациях, а значит – выполнять свое главное предназначение – служить человеку, служить медицине.

Мне очень повезло как с микроколлективом – коллективом моей кафедры пропедевтики и физиотерапии стоматологических заболеваний, так и с макроколлективом – нашего стоматологического факультета, поликлиники и вуза в целом. У нас в университете команда, четко заданный вектор развития, известная школа, большой потенциал, поэтому работается «легко и с удовольствием». Мощный профессорскопреподавательский состав, подающие надежды студенты и молодые ученые твердо нацелены идти вперед по пути инновационности, бережно сохраняя традиции Уральской медицинской школы и укрепляя научный потенциал университета.

Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма…
У.Черчилль

— Шаги к успеху: расскажите, как Вы добились настоящего статуса, какие действия совершали, чтобы добиться успеха?

— Убеждена, что жизнь любого человека закладывается в детстве, поэтому родители и учителя становятся определяющими факторами успеха.

Я благодарна своим родителям за воспитание и уровень образования, который они мне дали, за высокую планку, которую своим примером поставили в жизни, и больше всего – за любовь, поддержку, которую чувствую от них всегда, очень ценю и дорожу.

Медицинская школа всегда славилась яркими, талантливыми личностями. На моем жизненном пути не счесть талантливых людей, с которыми мне выпала честь быть знакомой, учиться у них в научном, профессиональном и в общечеловеческом плане. Мне всегда везло и везет на хороших людей...

Сейчас у меня жизнь очень стремительная и насыщенная – встречи с яркими личностями: врачами, учеными, организаторами, студентами – удивительно талантливой молодежью. Рейтинг специальности врачастоматолога, стоматологического факультета УГМУ очень высок, поэтому к нам приходят учиться лучшие из лучших, прошедшие конкурс при поступлении более 20 человек на место. Общение со студентами доставляет истинное удовольствие – это и заряд бодрости, всплеск идей, эмоций, позитива! Я очень люблю работать с молодежью, стараюсь передать им знания, опыт, а от них получаю самое главное – драйв, благодарность и любовь к профессии.

Важно движение вперед, достижение намеченных целей, впитывание по крупицам прекрасного, которое нас окружает. Уверена, что истинный успех дает только работа в команде единомышленников, профессионалов, которую необходимо собрать без боязни, что в ней окажутся люди талантливее тебя, дать всем возможности развития, роста, инициативы и, конечно, беречь и любить тех, кто с тобой рядом. Сейчас академическая мобильность в стоматологическом сообществе набирает темпы. У нас сложились дружеские творческие связи с Российской Академией наук, университетами Москвы, СанктПетербурга, Перми, Омска, Казани, Самары и многих других городов России, ведущими стоматологическими компаниями, клиниками и учебными центрами Европы, США, Китая, Японии. Это удивительное ощущение чувствовать себя «на одной волне» с профессионалами всего мира, сопричастности к великим свершениям, глобализации стоматологии, науки и медицины в целом!


Мои любимые - муж Володя и дочери Екатерина и София, 2016

Принцессы Екатерина и София, 2017

Осенью в парке Гринвичской обсерватории с Софией, 2016

«Если говорить о трех главных ценностях в жизни, я бы сказал так: первая – это сама жизнь, это самая большая ценность, далее – любовь и свобода» В. В. Путин

— Насколько вы живете работой и как часто уступаете работе, а не семье?

— Я уверена, для женщины истинное жизненное предназначение – это домашний очаг, тепло в доме, возможность делать счастливыми самых близких людей. Поэтому главное время для меня в жизни – время, проведенное в семье: с детьми, мужем, родителями, сестрой Татьяной и ее сыном Андреем (живет в Лондоне). По своему жизненному опыту вижу, что успех в карьере, работе, творчестве и науке сопряжен с вдохновением, любовью, энергией добра, надежным тылом, который нам способны подарить только наши родные.

Надеюсь, мне никогда не нужно будет выбирать между семьей и работой. Мы с мужем Владимиром вместе с 1995 года, уже более 20 лет (он выпускник факультета информационных технологий УрФУ). Во всех трудных ситуациях он поддерживает меня, помогает «балансировать» между домом и работой, наши дочери Екатерина и София растут в атмосфере добра, любви, юмора (в семье мы любим пошутить и от души посмеяться), а также ежедневного понимания необходимости трудиться, чтобы чегото достичь. Я убеждена, что несмотря на заслуги, на работе незаменимых людей нет, а истинную любовь, нужность и незаменимость мы можем получить только в своей семье.

А для полного ощущения гармонии, счастья и свободы помимо профессиональной самореализации есть музыка, искусство, литература, путешествия, творчество и радость общения с близкими людьми!

От улыбки хмурый день светлей…

М.Пляцковский

— Самая повторяющаяся благодарственная фраза от пациентов/студентов?

— Люди любого возраста любят сказки, поэтому – «зубная фея», «добрая волшебница» – явные лидеры, и еще, конечно, «мисс Улыбка».

Мандра Юлия Владимировна:

  • в 1998 году поступила в очную аспирантуру;
  • в 1999 году досрочно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Клиникоэкспериментальное обоснование выбора бондинговых систем при лечении кариеса зубов» под научным руководством профессора, д.м.н. Г.И. Ронь и академика РАН Вотякова С.Л.;
  • в 1999 году избрана ассистентом;
  • в 2004 году стала доцентом кафедры терапевтической стоматологии по учебнометодической работе;
  • в 2006 году согласно приказа ректора профессора Кутепова С.М. организовала и возглавила новую кафедру вуза – кафедру пропедевтики и физиотерапии стоматологических заболеваний;
  • в 2009 году присвоено ученое звание доцента;
  • в 2011 году защитила докторскую диссертацию на тему «Повышенная стираемость зубов: ранние клинические изменения, морфоструктурные изменения, лечебнопрофилактические методы коррекции» при научном консультировании профессора, д.м.н. Г.И. Ронь и академика РАН Вотякова С.Л.;
  • в 2016 году присвоено ученое звание профессора;
  • в 2012 году была назначена деканом стоматологического факультета;
  • с февраля 2015 года – проректором по научной работе и инновациям Уральского государственного медицинского университета.
  • С 2006 г. по настоящее время:
  • организовала и возглавила новое подразделение вуза – Институт стоматологии;
  • Председатель проблемной комиссии по научной специальности «Стоматология»;
  • член Ученого совета УГМУ;
  • сопредседатель Ученого совета стоматологического факультета Института стоматологии УГМУ;
  • член диссертационного совета УГМУ Д.208.102.03;
  • заместитель главного редактора журналов «Вестник Уральского государственного медицинского университета» и «Проблемы стоматологии» (ВАК);
  • член редакционного совета журналов «Вестник Уральской медицинской академической науки» (ВАК) и «Здоровье и образование в XXI веке» (ВАК);
  • член Президиума Российской пародонтологической ассоциации;
  • член Европейской пародонтологической ассоциации;
  • член Эндодонтической секции СтАР;
  • член Европейского эндодонтического общества.

Награждена:

  • Почетными грамотами Главы города Екатеринбурга (2010), Министерства здравоохранения Свердловской области (2015);
  • орденом Стоматологической ассоциации России «За заслуги перед стоматологией» I степени (2016);
  • благодарственным письмом Министерства здравоохранения РФ (2017)
наверх
Просмотров: 3022
© E-Stomatology, Все права защищены 2001 - 2024
Информация на этом сайте предназначена для профессионалов: врачей, ассистентов, зубных техников, гигиенистов Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru   Яндекс-цитирование