Актуальные статьи
Другие статьи
Несостоявшаяся реформа стоматологии – утраченные возможности и печальные уроки
В.К. Леонтьев
С переходом России на рыночные отношения многие проблемы стоматологии получили новые возможности. Огромное значение имели новые формы организации стоматологической помощи – кооперативы, частные стоматологические фирмы и т.п. Они открывали определенную перспективу в развитии нашей специальности, хотя были встречены значительной частью стоматологической корпорации недружелюбно, особенно руководителями государственных стоматологических учреждений.
Вторая проблема – финансирования государственной стоматологической сети, также встала в этот период со всеми своими сложностями. Бюджетное финансирование либо прекратилось вообще, либо имело символический характер. В таких условиях для сохранения государственной системы стоматологии не оставалось иного выхода, кроме разрешения платного приема в государственных стоматологических организациях. В этом направлении появилось много новых форм источников финансирования – организация платных отделений, платного приема, платных услуг, сдача в аренду рабочих мест, организация платной помощи в нерабочее время и т.п. Так как не были разработаны какие-либо указания об организации, учете и отчетности такого приема, на местах руководители стоматологических организаций решали эти проблемы сами, ибо это было не так сложно с учетом опыта экономической работы, накопленного в стоматологии за время советской власти. Региональное и федеральное руководство здравоохранения смотрело на это как на вынужденный шаг и поначалу не особенно вмешивалось в эти проблемы. Вместе с тем, Государственной Думой было в то время принято специальное решение о запрете приватизации государственных учреждений здравоохранения, поэтому описанный выше подход к поиску новых источников финансирования оказался вынужденным.
Однако не могу не отметить, что в то же время кроме стоматологических учреждений почти никто в других секторах здравоохранения не воспользовался такой возможностью, что имело большое значение для стоматологии, так как нашим организациям, в отличие от других разделов здравоохранения удалось быстро, без конфликтов и сложностей убедить пациентов в необходимости и правильности введения платного приема в нашу специальность, что позволило избежать крупных конфликтов, сопровождающих в дальнейшем введение таких подходов в другие разделы здравоохранения.
Позднее, через 2-3 года, началось давление на стоматологические учреждения со стороны административной власти. Она начала вмешиваться в распределение зарабатываемых стоматологическими учреждениями средств, появились многочисленные попытки запрета платного приема без увеличения бюджетного финансирования. При этом, вместо поощрения стоматологической общественности, которая только благодаря самостоятельно принятым, правильным и непростым действиям удалось сохранить государственную стоматологическую систему при полной бездеятельности в этом плане владельцев имущества (Минздрава РФ), государственные чиновники пытались задавить эту систему вместо принятия мер по улучшению бюджетного финансирования.
Но верно говорит русская пословица: «Бог шельму метит!». В 1996 г. за подписью Председателя Совета Министров России М.С. Черномырдина вышло Постановление о регламентации и разрешении платных услуг в здравоохранении, которое решало большинство проблем и укоротило руки и желания чиновничьего аппарата в здравоохранении.
К этому времени практически все государственные стоматологические учреждения страны ввели практику платных услуг, кроме детских, на которые (к сожалению) эти положения не распространялись. В итоге детская стоматология «пострадала» больше всего. Она оказалась в сложных условиях выживания, из детского сектора произошла массовая миграция стоматологов, опустели школьные стоматологические кабинеты. При разумном использовании платных стоматологических услуг в детской стоматологии, по моему убеждению, всего этого можно было избежать.
Далее, нами были подготовлены и вышли в свет 2 приказа Минздрава РФ №312 от 06.08.1996 г. «Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования» и №289 от 02.10.1997 г. «О совершенствовании системы учета работы врачей стоматологического профиля». Эти приказы позволяли стоматологическим учреждениям в рабочее время вести платный прием больных, совершенствовать учет работы стоматологов по новым технологиям и многое другое. Эти приказы серьезно продвинули директивную и нормативную базу стоматологии по адаптации нашей специальности к рыночным условиям, чем способствовали ее быстрому развитию как в профессиональном, так и в социальном плане.
Следующим шагом могла стать реформа стоматологической службы как пилотный проект для всей системы здравоохранения. Стоматология подходила для этих целей наилучшим образом, так как она была подготовлена к новым шагам, имела сравнительно большой опыт экономической работы, в значительной мере население страны было подготовлено к такому шагу. Все это позволяло продумывать и планировать подготовку реформы в стоматологии, которая бы перевела специальность на новые рельсы экономики и социологии и способствовала ее дальнейшему развитию.
Вскоре такая возможность представилась. Судьба свела меня с академиком Е.М. Примаковым, который вскоре был назначен на пост Председателя Совета Министров РФ.
У меня состоялась встреча с ним, во время которой я достаточно обстоятельно рассказал ему о ситуации, сложившейся в нашей специальности, - о системе платных услуг, о резком дефиците бюджета, о продвижении новых технологий лечения, о трудностях, связанных с бюрократией и коррупцией. Надо сказать, что он мгновенно понял и оценил ситуацию. На его вопрос, что бы я хотел предложить, заранее приготовил ответ – необходимо провести реформу стоматологической службы и помощи населению в плане адаптации ее к рыночным условиям и в соответствии с тенденциями ее фактического развития – платности услуг, финансирования преимущественно за счет средств, зарабатываемых стоматологическими учреждениями, необходимостью защиты ряда социальных групп населения и др. Его логика была простой, понятной и доступной – если стоматологическая помощь населению фактически является платной, надо формализовать эту ситуацию в рамках закона либо внести в имеющиеся законы необходимые изменения с учетом социального фактора – наличия большой группы социально незащищенного населения.
По его указанию в Минздраве РФ была создана рабочая группа из специалистов Минздрава, представителей различных министерств и ведомств, в которую вошел и я. Эта группа тщательно изучала проблему стоматологии в России и вероятные пути ее улучшения и совершенствования. Комиссия поддержала наши предложения и сочла необходимым разработку механизма привлечения дополнительных источников финансирования для развития стоматологии. Одновременно было указано, что самым сложным в проблеме является решение о приватизации государственных стоматологических учреждений. В соответствии с имеющимся законодательством приватизация в здравоохранении была запрещена и Минздрав должен был внести предложение о разработке специального механизма приватизации государственной стоматологической службы. Письмо, подтверждающее нашу инициативу, было 5 мая 1999 г. направлено Министром здравоохранения В.И. Стародубовым в адрес Правительства РФ (см. рис. 1).


К нему был придан проект Постановления Правительства и Пояснительная записка (см. рис. 2,3).




12 мая 1999 г. последовало Поручение Заместителя Председателя Правительства РФ В. И. Матвиенко Минздраву России и ряду Министерств и ведомств (см. рис. 4, 5).


Как следует из всех представленных документов проведение реформы стоматологии связывалось с решением большого числа проблем – введением дополнительных источников финансирования, госзаказа, аренды оборудования, разработки специального механизма приватизации, разработка большого количества директивных и рабочих документов, организационно-правовых условий, паспортизации государственных стоматологических учреждений, табеля оснащения и др.
Средства, которые планировались зарабатывать стоматологическими учреждениями, в первую очередь должны были направляться на переоснащение стоматологических учреждений, улучшение качества стоматологической помощи, расширение круга пациентов, в том числе и по бесплатному лечению.
Как указано в одобряющем письме ФОМСа на имя Министра В.И. Стародубова «в условиях недофинансирования здравоохранения принятие обсуждаемого проекта Постановления Правительства Российской Федерации создает условия, когда и другие специалисты будут вправе аналогичным образом решать свои проблемы».
Таким образом, инициатива стоматологов была воспринята и понята практически всеми Министерствами и ведомствами, которые обсуждали эту проблему, и посчитали ее важной для государства и населения.
Почему же реформа не состоялась?
12 мая 1999 г. Е.М. Примаков был отправлен Президентом Б.Н. Ельциным в отставку со своего поста, что было крайне негативно воспринято населением страны (81%). После этого энтузиазм у разработчиков реформы со стороны Минздрава РФ быстро иссяк. Несмотря на наличие приказа №289 (1999 г.), работа по нему практически очень быстро сошла на нет. Она просто прекратилась.
В Минздраве реформа стоматологии оказалась никому не нужной ни в целях улучшения социально наиболее значимого раздела здравоохранения, ни в плане осуществления пилотного проекта, результаты которого, несомненно, были очень важны и нужны для реформы здравоохранения страны в целом.
Из всех пунктов мероприятий (см. рис. 6) выполненным оказался один – проведение паспортизации государственных стоматологических учреждений. За этот пункт отвечала СтАР!
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
| №№ |
Наименование мероприятия |
срок исполнения |
Исполнители |
| 1 |
2 |
3 |
4 |
| 1. |
Разработка:
- методики формирования государственного Заказа государственным и муниципальным учреждениям на оказание бесплатной стоматологической помощи в рамках программ государственных гарантий;
- порядка предоставления платных медицинских услуг населению стоматологичесКоми учреждениями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 г. № 27;
- порядка передачи в аренду имущества государственных и муниципальных учреждений здравоохранения для оказания платных стоматологических и прочих медицинских услуг и использование получаемых доходов в соответствии с действующим законодательством;
- организационно-правовых условий и механизма приватизации государственной стоматологической службы. |
декабрь 1999 г., февраль 2000 г., февраль 2000 г., март 2000 г. |
Департамент организации медицинской помощи населению Стоматологическая ассоциация России департамент организации медицинской помощи населению Департамент экономики, планирования и финансирования здравоохранения Московская медицинская академия им. Сеченова Стоматологическая ассоциация России Департамент организации медицинской помощи населению Департмамент экономики, планирования и финансирования здравоохранения Московская медицинская академия им. Сеченова Стоматологическая ассоциация России |
| 2. |
Подготовка предложений для внесения в Правительство Российской Федерации о дополнении раздела V «Объемы медицинской помощи» Постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью». |
ноябрь 1999 г. |
Департамент организации медицинской помощи населению Департамент экономики, планирования и финансирования зравоохранения Стоматологическая ассоциация России |
| 3. |
Проведение анализа деятельности стоматологической службы за последние 10 лет, разработка на его основе мероприятий по ее улучшению |
апрель 2000 г. |
Департамент организации медицинской помощи населению Управление охраны здоровья матери и ребенка Центральный научно-исследовательский институт стомаТологии Стоматологическая ассоциация России |
| 4. |
Проведение паспортизации государственных стоматологических учреждений и разработка на ее основе табеля оснащения и нормативов обеспечения населения стоматологамии и стоматологических учреждений средним медицинским персоналом. |
декабрь 1999 г. |
Отдел медицинской статистики и информатики Департамент организации медицинской помощи населению Департамент экономики, планирования и финансирования здравоохранения Стоматологическая ассоциация России |
| 5. |
Изучение сложившейся структуры и объемов финансирования стоматологических учреждений всех уровней здравоохранения |
февраль 2000 г. |
Департамент организации медицинской помощи населению Департамент экономики, планирования и финансирования здравоохранения Стоматологическая ассоциация России |
| 6. |
Разработка и утверждение:
- перечня видов стоматологической помощи, предоставляемой в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью;
- гарантийных сроков терапевтического и ортопедического лечения зубочелюстной системы из материалов отечественного производства. |
ноябрь 1999 г. 20002001 гг. |
Департамент организации медицинской помощи населению Управление охраны здоровья матери и ребенка Центральный научно-исследовательский институт стоматологии Стоматологическая ассоциация России Департамент организации медицинской помощи населению Управление охраны здоровья матери и ребенка Центральный научно-исследо-вательский институт стоматологии Стоматологическая ассоциация России Департамент организации медицинской помощи населению Центральный научно-исследовательский институт стоматологии Московский медицинский стоматологический университет Стоматологическая ассоциация России |
| 7. |
Определение номенклатуры ортопедических видов медицинской помощи для лиц, имеющих право на льготное зубопротезирование, и порядка предоставления стоматологических услуг этой категории граждан. При необходимости подготовить и внести предложения в Правительство Российской Федерации. |
март 2000 г. |
Департамент организации медицинской помощи населению Центральный научно-исследовательский институт стоматологии Стоматологическая ассоциация России |
Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации А.И. ВЯЛКОВ
Заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации В.А. СОЛОДКИЙ
Прошло 10 лет, можно размышлять, почему так получилось? Почему реформа в стоматологии оказалась никому не нужна?
Думаю, точной причины не знает и не узнает никто. Не потому, что это секрет или тайна. Нет, причина в том, что без глубокого анализа, изучения проблемы ответить на этот вопрос невозможно. Но кто же будет и для чего делать такой анализ?
Убежден, что причина происшедшего проста - в равнодушии и неверии в возможность перемен. В равнодушии чиновников Минздрава и других служб, в нежелании выполнить огромный объем работы, без которого нельзя было провести реформу. Равнодушие и неверие убило все.
Что же было дальше? А дальше – ничего.
Прошло еще 10 лет, довольно большой срок, за который ни в здравоохранении, ни в стоматологии ничего существенного не произошло. В 2003 г. в Минздрав пришел М. Зурабов. К нему медикам нельзя было даже подступиться. Итоги его работы известны. Сейчас уже несколько лет здравоохранением управляет новый Министр, результаты его работы также видны всем. Руководство страны вынуждено было запланировать и реализовать ряд национальных проектов в здравоохранении, которые принесли некоторые положительные результаты, но здравоохранение в целом они улучшить не могли и на это они не были рассчитаны.
Что же дальше?
На наш взгляд, пока здравоохранением будет управлять равнодушные чиновники, не профессионалы, не специалисты, пока не решится главная проблема здравоохранения – проблема первичной помощи в здравоохранении, пока кардинально не изменится оплата труда медиков, не улучшится организация и управление – мы не сдвинемся с места.
Вместе с тем, уроки несостоявшейся реформы могут многому научить. Ведь в ее подготовке были правильно поставлены многие проблемы, вопросы, обозначены необходимые к подготовке документы, поручения и многое другое. Эти вопросы не потеряли своей актуальности до сих пор.
Но главным остается одна проблема. Какой видит государство стоматологию России – государственной и бесплатной, смешанной или частной? Без ответа на эти вопросы нет будущего у нашей специальности. Если стоматология будет оставаться государственной, то надо решить вопрос об улучшении ее финансирования, переоборудовании клиник, предложить новые схемы хозяйствования и управления. Если стоматологию планируется снять с бюджета, то необходимо решить вопрос о приватизации, о социально незащищенных группах населения, о контроле над стоматологическим сектором со стороны населения и общественности. Если будет планироваться смешанная форма стоматологического здравоохранения (государственное + частное), то необходимы новые государственные стоматологические организационные формы, более эффективные, коррупционно устойчивые, малозависимые от чиновничества и давления государства (автономные организации, товарищества, концессии, арендные организации и др.). В этом случае главное – соответствие объема финансирования стоматологии со стороны государства и стоимости оказываемой стоматологической помощи. Без этого не будет ни качества, ни доступной помощи, ни удобства для пациентов.
Вместе с тем, исходя из мирового опыта можно уверенно сказать, что никаких бюджетных средств для эффективной и качественной стоматологической помощи не хватит. На наш взгляд, государственная стоматологическая помощь должна сохраниться для детей и социально незащищенных групп. Остальные должны платить – путем накопительного страхования, по безналичному и наличному расчету и др. При этом сам государственный сектор стоматологии может таковым сохраниться, но условия его работы должны резко измениться за счет создания новых форм (товариществ, обществ, АНО, концессий и др.), при которых форма хозяйствования и экономической работы стали бы независимыми от чиновничьего аппарата и не были бы скованы коррупцией. Может быть выгоден и вариант с приватизацией государственных стоматологических учреждений. В этом случае в виде обременения можно было бы включить бесплатное (за счет обременения) лечение социально незащищенных слоев населения (в определенных объемах), госзаказа, на льготных условиях и др. Возможны и другие формы организаций и механизмы их работы.
Что касается формы оплаты стоматологической помощи, то пока лучше системы накопительного страхования оказания такой помощи, в которую обязательно должны входить и профилактические мероприятия, никто еще ничего не придумал. Поэтому нам полезно изучить этот опыт и освоить его.
В итоге все эти мероприятия очень не быстро, постепенно приведут к возникновению стоматологической системы, состоящей из семейного стоматолога как основной фигуры специальности, работающего на принципах диспансеризации, и узких специалистов, оказывающих специализированную помощь пациентам семейного стоматолога по его направлению и с оплатой по системе накопительного страхования.
Такова история неудавшейся реформы стоматологии (1999 г.) и некоторые уроки из нее.
|