|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуальные статьиДругие статьи Несостоявшаяся реформа стоматологии –
|
№№ | Наименование мероприятия | срок исполнения | Исполнители |
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Разработка: - методики формирования государственного Заказа государственным и муниципальным учреждениям на оказание бесплатной стоматологической помощи в рамках программ государственных гарантий; - порядка предоставления платных медицинских услуг населению стоматологичесКоми учреждениями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.96 г. № 27; - порядка передачи в аренду имущества государственных и муниципальных учреждений здравоохранения для оказания платных стоматологических и прочих медицинских услуг и использование получаемых доходов в соответствии с действующим законодательством; - организационно-правовых условий и механизма приватизации государственной стоматологической службы. |
декабрь 1999 г., февраль 2000 г., февраль 2000 г., март 2000 г. | Департамент организации медицинской помощи населению Стоматологическая ассоциация России департамент организации медицинской помощи населению Департамент экономики, планирования и финансирования здравоохранения Московская медицинская академия им. Сеченова Стоматологическая ассоциация России Департамент организации медицинской помощи населению Департмамент экономики, планирования и финансирования здравоохранения Московская медицинская академия им. Сеченова Стоматологическая ассоциация России |
2. | Подготовка предложений для внесения в Правительство Российской Федерации о дополнении раздела V «Объемы медицинской помощи» Постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью». | ноябрь 1999 г. | Департамент организации медицинской помощи населению Департамент экономики, планирования и финансирования зравоохранения Стоматологическая ассоциация России |
3. | Проведение анализа деятельности стоматологической службы за последние 10 лет, разработка на его основе мероприятий по ее улучшению | апрель 2000 г. | Департамент организации медицинской помощи населению Управление охраны здоровья матери и ребенка Центральный научно-исследовательский институт стомаТологии Стоматологическая ассоциация России |
4. | Проведение паспортизации государственных стоматологических учреждений и разработка на ее основе табеля оснащения и нормативов обеспечения населения стоматологамии и стоматологических учреждений средним медицинским персоналом. | декабрь 1999 г. | Отдел медицинской статистики и информатики Департамент организации медицинской помощи населению Департамент экономики, планирования и финансирования здравоохранения Стоматологическая ассоциация России |
5. | Изучение сложившейся структуры и объемов финансирования стоматологических учреждений всех уровней здравоохранения | февраль 2000 г. | Департамент организации медицинской помощи населению Департамент экономики, планирования и финансирования здравоохранения Стоматологическая ассоциация России |
6. | Разработка и утверждение: - перечня видов стоматологической помощи, предоставляемой в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью; - гарантийных сроков терапевтического и ортопедического лечения зубочелюстной системы из материалов отечественного производства. |
ноябрь 1999 г. 20002001 гг. | Департамент организации медицинской помощи населению Управление охраны здоровья матери и ребенка Центральный научно-исследовательский институт стоматологии Стоматологическая ассоциация России Департамент организации медицинской помощи населению Управление охраны здоровья матери и ребенка Центральный научно-исследо-вательский институт стоматологии Стоматологическая ассоциация России Департамент организации медицинской помощи населению Центральный научно-исследовательский институт стоматологии Московский медицинский стоматологический университет Стоматологическая ассоциация России |
7. | Определение номенклатуры ортопедических видов медицинской помощи для лиц, имеющих право на льготное зубопротезирование, и порядка предоставления стоматологических услуг этой категории граждан. При необходимости подготовить и внести предложения в Правительство Российской Федерации. | март 2000 г. | Департамент организации медицинской помощи населению Центральный научно-исследовательский институт стоматологии Стоматологическая ассоциация России |
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
А.И. ВЯЛКОВ
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
В.А. СОЛОДКИЙ
Прошло 10 лет, можно размышлять, почему так получилось? Почему реформа в стоматологии оказалась никому не нужна?
Думаю, точной причины не знает и не узнает никто. Не потому, что это секрет или тайна. Нет, причина в том, что без глубокого анализа, изучения проблемы ответить на этот вопрос невозможно. Но кто же будет и для чего делать такой анализ?
Убежден, что причина происшедшего проста - в равнодушии и неверии в возможность перемен. В равнодушии чиновников Минздрава и других служб, в нежелании выполнить огромный объем работы, без которого нельзя было провести реформу. Равнодушие и неверие убило все.
Что же было дальше? А дальше – ничего.
Прошло еще 10 лет, довольно большой срок, за который ни в здравоохранении, ни в стоматологии ничего существенного не произошло. В 2003 г. в Минздрав пришел М. Зурабов. К нему медикам нельзя было даже подступиться. Итоги его работы известны. Сейчас уже несколько лет здравоохранением управляет новый Министр, результаты его работы также видны всем. Руководство страны вынуждено было запланировать и реализовать ряд национальных проектов в здравоохранении, которые принесли некоторые положительные результаты, но здравоохранение в целом они улучшить не могли и на это они не были рассчитаны.
Что же дальше?
На наш взгляд, пока здравоохранением будет управлять равнодушные чиновники, не профессионалы, не специалисты, пока не решится главная проблема здравоохранения – проблема первичной помощи в здравоохранении, пока кардинально не изменится оплата труда медиков, не улучшится организация и управление – мы не сдвинемся с места.
Вместе с тем, уроки несостоявшейся реформы могут многому научить. Ведь в ее подготовке были правильно поставлены многие проблемы, вопросы, обозначены необходимые к подготовке документы, поручения и многое другое. Эти вопросы не потеряли своей актуальности до сих пор.
Но главным остается одна проблема. Какой видит государство стоматологию России – государственной и бесплатной, смешанной или частной? Без ответа на эти вопросы нет будущего у нашей специальности. Если стоматология будет оставаться государственной, то надо решить вопрос об улучшении ее финансирования, переоборудовании клиник, предложить новые схемы хозяйствования и управления. Если стоматологию планируется снять с бюджета, то необходимо решить вопрос о приватизации, о социально незащищенных группах населения, о контроле над стоматологическим сектором со стороны населения и общественности. Если будет планироваться смешанная форма стоматологического здравоохранения (государственное + частное), то необходимы новые государственные стоматологические организационные формы, более эффективные, коррупционно устойчивые, малозависимые от чиновничества и давления государства (автономные организации, товарищества, концессии, арендные организации и др.). В этом случае главное – соответствие объема финансирования стоматологии со стороны государства и стоимости оказываемой стоматологической помощи. Без этого не будет ни качества, ни доступной помощи, ни удобства для пациентов.
Вместе с тем, исходя из мирового опыта можно уверенно сказать, что никаких бюджетных средств для эффективной и качественной стоматологической помощи не хватит. На наш взгляд, государственная стоматологическая помощь должна сохраниться для детей и социально незащищенных групп. Остальные должны платить – путем накопительного страхования, по безналичному и наличному расчету и др. При этом сам государственный сектор стоматологии может таковым сохраниться, но условия его работы должны резко измениться за счет создания новых форм (товариществ, обществ, АНО, концессий и др.), при которых форма хозяйствования и экономической работы стали бы независимыми от чиновничьего аппарата и не были бы скованы коррупцией. Может быть выгоден и вариант с приватизацией государственных стоматологических учреждений. В этом случае в виде обременения можно было бы включить бесплатное (за счет обременения) лечение социально незащищенных слоев населения (в определенных объемах), госзаказа, на льготных условиях и др. Возможны и другие формы организаций и механизмы их работы.
Что касается формы оплаты стоматологической помощи, то пока лучше системы накопительного страхования оказания такой помощи, в которую обязательно должны входить и профилактические мероприятия, никто еще ничего не придумал. Поэтому нам полезно изучить этот опыт и освоить его.
В итоге все эти мероприятия очень не быстро, постепенно приведут к возникновению стоматологической системы, состоящей из семейного стоматолога как основной фигуры специальности, работающего на принципах диспансеризации, и узких специалистов, оказывающих специализированную помощь пациентам семейного стоматолога по его направлению и с оплатой по системе накопительного страхования.
Такова история неудавшейся реформы стоматологии (1999 г.) и некоторые уроки из нее.
© E-Stomatology, Все права защищены 2001 - 2024 | |
Информация на этом сайте предназначена для профессионалов: врачей, ассистентов, зубных техников, гигиенистов |
|