Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) Официальный сайт
Стоматологической Ассоциации России
Логотип Стоматологической Ассоциации России

Актуальные статьи


Другие статьи

Реформы в стоматологии

Интервью с Вице-Президентом СтАР В.К.Леонтьевым


23 апреля 2013 г. на Совете СтАР Вице-Президентом СтАР Валерием Константиновичем Леонтьевым, как куратором направления стратегического развития в Правлении СтАР, была доложена Концептуальная модель реформирования и совершенствования стоматологической службы и стоматологической помощи России, которая, по замыслу авторов, направлена на улучшение доступности, качества стоматологической помощи населению, для внедрения в России современной стоматологии и снижения стоматологической заболеваемости населения. Редакция «Экономики и менеджмента в стоматологии» взяла интервью у Валерия Константиновича.

Корр.: Валерий Константинович, на чем основана основная платформа концепции?

Л.B.K.: Возможности современной стоматологии огромны. На ее базе при применении профилактики, новейших методов диагностики, лечения и реабилитации возможно резкое (в разы) снижение заболеваемости населения и сохранение функции зубочелюстной системы до глубокой старости. Однако ни СССР, ни Россия никогда не имели современной стоматологической помощи. Причин этому много.

Прежде всего следует отметить игнорирование векового опыта передовых зарубежных стран, которые доказали, что никакое государство не способно за счет бюджета страны организовать современную стоматологическую помощь и оснастить стоматологические лечебные организации современным оборудованием, материалами, инструментами, технологиями. Для этого необходимо привлечение дополнительных источников финансирования - личных средств граждан, работодателей, страховых организаций и др. Передовыми странами также доказано, что снижение стоматологической заболеваемости возможно только при широком внедрении профилактики, прежде всего государственных, коммунальных и индивидуальных профилактических программ. В реальности опыт США, Финляндии, Швеции, Швейцарии и многих других стран показал, что за 10-20 лет возможно снизить заболеваемость кариесом зубов и болезнями пародонта в 5-10 раз, достигнув среднего уровня 0,5-1,0 больного зуба в 12 лет на одного человека (в России - 4,0-5,0).

Методы реабилитации в настоящее время столь успешны, что позволяют как сохранить, так и восстановить жевательную и эстетическую функцию зубочелюстной системы до глубокой старости.

Корр.: Почему в современной России не осуществляются необходимые мероприятия и подходы, используемые передовыми государствами?

Л.B.K.: Во-первых, стоматология в СССР и в России всегда финансировалась по остаточному принципу. Так, себестоимость лечения среднего кариеса составляет сейчас 250 руб., тогда как государство выделяет для этих целей 30-70 руб. Остальные средства дополняются за счет платных услуг или других источников финансирования. Но при этом официально провозглашается, что стоматологическая помощь оплачивается государством согласно Конституции РФ, хотя этого никогда не было, нет и согласно мировому опыту быть не может.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) формально выделяет описанный выше минимум средств (30-70 руб.), не имея ни стратегии финансирования стоматологической помощи, ни осуществляя контроля ее качества, доступности, применения эффективных методов лечения, современного оборудования и материалов, высоких технологий в специальности. ФОМС в стоматологии не способен выполнять свои функции. Парадоксом является факт, что ФОМС совершенно не оплачивает профилактические стоматологические мероприятия, которые являются главными и самыми перспективными для снижения стоматологической заболеваемости. Никакое лечение не может снизить стоматологическую заболеваемость, оно может лишь увеличить время пребывания вылеченного зуба во рту.

Корр.: Организация и управление стоматологической помощью в России таковы, что нет должной ответственности стоматолога за пациента, за конечные результаты лечения и pea билитации...

Л.B.K.: Типично, когда в России пациента лечат 2-4 специалиста, передавая его как эстафету друг другу, не имея согласованного плана лечения. За рубежом подобную ответственную роль несет стоматолог общей практики (General dentistry - семейный стоматолог), основной функцией которого является длительное наблюдение за здоровьем пациента, его своевременным лечением и профилактикой, недопущение развития осложненных форм заболеваний. Иными словами, его главной функцией является не только лечение пациента, а сохранение его здоровья и предохранение от развития осложненных форм заболеваний. На этом построена вся организационная система оказания стоматологической помощи, в том числе и оплата работы стоматолога, который получает за счет страховки пациента гонорары от страховых компаний по специальной стоматологической страховке. Чем успешнее его лечебно-профилактическая деятельность, тем большее, за счет освобождающегося резерва времени, количество населения он способен взять под свою ответственность, тем выше будет его заработная плата. Длительное же (многолетнее) наблюдение и активная работа с населением рождает доверие, повышает ответственность стоматолога и позволяет сохранить здоровье пациентов, за что он и получает плату. По такой схеме за границей работают 60-80% стоматологов. При этом профилактическую работу в значительной мере осуществляет специально для этого предназначенный и обученный специалист - гигиенист стоматологический.

Корр.: Что же в итоге по профилактическим аспектам?

Л.B.K.: Основным и единственным методом снижения стоматологической заболеваемости является профилактика. В будущем в стране должна быть разработана, утверждена и проведена в жизнь единая Программа профилактики стоматологических заболеваний с учетом особенностей России и ее регионов. В настоящее время наиболее важными и реальными разделами профилактики должны стать региональная, межрегиональные и местные программы стоматологической профилактики. Ведущую роль в них должны занять коммунальные методы как наиболее эффективные и наименее зависимые от активности населения. Такие программы должны развивать регионы по мере создания экономических, политических и профессиональных возможностей для их разработки и претворения в жизнь. Реалистичными подходами для разработки и внедрения коммунальных методов должны быть политические и социальные аспекты работы с региональной властью, партиями, здравоохранением, населением, в которых бы ставились проблемы повышения стоматологического здоровья и снижения стоматологической заболеваемости населения.

Другим важным аспектом профилактики должна стать работа по санитарно-просвети- тельному воспитанию и здоровому образу жизни в стоматологии. Практическая профилактика стоматологических заболеваний должна быть частью санации полости рта и важнейшим разделом диспансеризации населения по мере ее внедрения и развития. Этот аспект должен быть важнейшим в работе гигиениста стоматологического, стоматолога общей практики, ортодонта, детского стоматолога. Стоматологическая профилактика своим острием должна быть направлена на работу с беременными и детским населением.

В этом плане важнейшим разделом профилактической стоматологии должна стать школьная стоматология, проводимая школьным стоматологом и гигиенистом стоматологическим. Достоинством и особенностью этого раздела в России является наличие инфраструктуры (школьные кабинеты) и кадров для этой работы. Однако для ее развития необходимо серьезно реформировать школьную стоматологию, восстановить и расширить ее материальные и профессиональные возможности, разрешить многочисленные проблемы здравоохранения и образования в школах в интересах здоровья детей.

Многие проблемы профилактики могут быть решены в рамках совместных программ с коммерческими фирмами, выпускающими профилактические материалы. Однако лишь некоторые из них (Проктер энд Гэмбл, Колгейт) участвуют в таких программах. Поэтому Проекты с ними должны быть приоритетными.

Корр.: В России утверждена в номенклатуре специальностей единица-гигиенист стоматологический, но она не востребована, не определено место его работы и заработная плата...

Л.B.K.: В связи с фактическим отсутствием профилактики в стоматологии и диспансеризации как основного метода лечебно-профилактической работы до 80% времени стоматологи в России затрачивают на лечение осложненных форм стоматологических заболеваний, перспективность и результативность лечения которых сомнительны. Как показывают исследования, зубы с осложненными формами стоматологических заболеваний сохраняются не более 4-6 лет! Таким образом, используемые в России формы стоматологической помощи ведут к возникновению некого «порочного круга», когда до 80% времени стоматолог затрачивает на малоэффективное лечение осложненных форм заболеваний, в результате чего не хватает времени на профилактику, лечение нео- сложненных форм болезней и введение диспансеризации населения как самой передовой формы оказания лечебно-профилактической помощи. Низкая зарплата стоматологов стимулирует коррупционные отношения, развитие серой и черной экономики.

Корр.: Отмена распределения специалистов привела к фактическому развалу ряда секторов стоматологии, в частности, сельской стоматологии...

Л.B.K.: Да, но не менее серьезной является проблема номенклатуры и подготовки стоматологов. Наличие пяти основных специальностей - терапии, ортопедии, хирургии, детской стоматологии и ортодонтии при фактическом отсутствии функции объединяющего и главного фигуранта - стоматолога общей практики (семейного стоматолога) ведет к тому, что нет единого ответственного за здоровье пациента специалиста, а лечение населения происходит путем передачи пациента от одного специалиста к другому, каждый из которых выполняет свою часть лечения и никто не отвечает за его здоровье в целом. Поэтому также невостребованным остается и гигиенист стоматологический. Указанная картина является препятствием для активного наблюдения за пациентом и внедрения диспансеризации как единственного эффективного метода сохранения стоматологического здоровья населения. Огромным препятствием в подготовке стоматологов является также отсутствие собственных клиник у большинства факультетов и у кафедр усовершенствования стоматологов. Такие факультеты оказываются фактически бесправными в чужих стенах государственных поликлиник, нежелательными гостями, так как на аренду рабочих мест нет ни средств, ни возможностей, ни желания у арендодателей. Поэтому на большинстве факультетов и кафедр усовершенствования (постдиплом) стоматологи проходят обучение, не имея условий для работы с пациентами, фактически не осуществляя приема больных. Такая практика является неэффективной и порочной.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в постдипломном образовании, где на 80% кафедр нет собственных баз и постдипломная подготовка проходит формально. Стоматологи вынуждены с этим мириться, так как нуждаются в получении документов, без которых невозможно продолжать работу в государственных и частных стоматологических поликлиниках. Не будет преувеличением сказать, что государственный постдиплом в стоматологии развалился и подменен полукоррупционной системой получения сертификационных документов.

Огромный удар по имиджу и материальному положению профессорско-преподавательского состава нанесен отменой клинической ставки, которую в СССР имели все клинические преподаватели. Это привело к полному абсурду - преподаватели-клиницисты не имеют права принимать больных при обучении студентов! Если на факультетах, где имеются свои клинические стоматологические базы эта проблема еще как-то регулируется, то на остальных указанная ситуация привела к оттоку лучших преподавателей, снижению показателей научной работы и качеству подготовки кадров, к росту серой и черной экономики.

Что касается постдипломного стоматологического образования в стране, то оно должно быть коренным образом пересмотрено.

Корр.: Существенным недостатком существующей системы является то, что материальная база государственных стоматологических учреждений настолько устарела, что на ней во многих случаях нельзя внедрять современные методы лечения...

Л.B.K.: Существующая система тендеров на обеспечении стоматологических организаций стоматологическими изделиями совершенно непригодна для нормальной работы организаций. Она стимулирует приобретение дешевых и низкокачественных изделий, не обеспечивающих современное стоматологическое лечение.

В большинстве случаев закупка изделий совершается вышестоящими организациями под предлогом централизации закупок и экономии средств. На практике это ведет к росту коррупции и некомпетентности осуществляемого обеспечения. Государственная стоматология является единственным сектором специальности, где обеспечение стоматологов идет по непокомпетентной схеме.

Корр.: Если государственная система стоматологической помощи сохранится,как Вы видите роль главного врача?

Л.B.K.: Улучшение стоматологической помощи населению невозможно без усиления функций главного врача, доверия к нему и его социальной защиты. Главные врачи стоматологических поликлиник в России совершенно не защищены имеющимся законодательством, что делает их игрушкой в руках вышестоящей администрации. Это унизительно для их имиджа и самостоятельности. Кроме того, подобное положение руководства стоматологией поддерживает и создает коррупционные отношения, а низкая зарплата персонала создает серую и черную экономику в коллективе, порождает нездоровые отношения между врачами и пациентами, не стимулирует совершенствование профессионального мастерства.

Надо создать новое положение о руководстве стоматологической организацией, в котором была бы предусмотрена социальная защищенность главного врача, механизм его назначения и снятия с участием профессиональной Ассоциации и коллектива клиники, прекращение унизительной зависимости от вышестоящего руководства, объективизация взаимоотношений с ним.

Необходимо ряд функций в государственных стоматологических организациях передать главному врачу, как, например, функцию закупки стоматологических изделий для работы, материальное обеспечение рабочего места и функций стоматолога. Эту функцию нельзя передать некомпетентному в стоматологии органу, каким является вышестоящее руководство. В этом отношении необходимо повысить роль руководства стоматологической организации в распоряжении заработанными средствами. Естественно, все это должно быть проконтролировано и обосновано.

Для компетентного руководства стоматологией в регионе, городе, районе имеет смысл разработать Положение о региональных Комитетах по стоматологии, в рамках которого объединить все находящиеся на территории стоматологические государственные организации с сохранением их права юридических лиц. Руководство таким Комитетом может осуществлять избранный стоматологами руководитель одной из стоматологических организаций с оплатой этой работы за счет взносов стоматологических организаций (внебюджетные средства).

Корр.: Большой вред качеству лечения стоматологов наносят использование стоматологическими организациями устаревших нормативов приема пациентов, отмененных еще в 90-х годах, но используемых руководством здравоохранения до сих пор...

Л.B.K.: Нельзя качественно осуществить этапы лечения 15-20 человек в день, чего требует начальство на базе старых нормативов. В таких условиях невозможно использование современных методов и технологий лечения. Вместе с тем, все эти проблемы хорошо решаются с помощью планирования, учета и отчетности по условным единицам трудоемкости (фактической работе стоматолога), бездумно отмененной Минздравом РФ несколько лет назад.

Для преодоления проблем сложившейся системы стоматологической службы и стоматологической помощи России, с учетом мирового опыта, опыта СССР и Российской Федерации в концепцию стоматологической службы нашей страны должны быть включены следующие принципы и подходы.

1. В основу реформирования стоматологической службы и помощи должно быть положено государственно-частное партнерство - одновременное развитие государственной, частной и других форм стоматологической службы, формируемых со взаимным учетом интересов государства, населения и стоматологического сообщества России.

При этом интересы государства заключаются:

  • В управляемости службой на основе существующего или вновь разработанного законодательства.
  • Доступности стоматологической помощи для населения.
  • Социальной и экономической приемлемости (для государства и населения) формы оказания стоматологической помощи;
  • Для государственной стоматологии государство должно быть главным источником финансирования стоматологической помощи.

б) Население

  • доступность стоматологической помощи;
  • качество стоматологической помощи;
  • социальная, экономическая приемлемость и привлекательность оказания стоматологической помощи, ответственность за те аспекты лечения и профилактики, которые зависят от населения;
  • возможность выбора формы оказания помощи, ответственность за отдельные положения, зависящие от него.

в) Медицинский персонал

  • достойный уровень оплаты;
  • профессиональная и социальная защищенность;
  • независимость выбора (в пределах Закона) формы, места работы, профессионального поведения;
  • профессиональная, функциональная и ресурсная обеспеченность работы специалистов, возможность регулярного совершенствования знаний и технологий.

2. В связи с невозможностью государства за счет госбюджета и ФОМСа обеспечить все население качественной современной стоматологической помощью, содержать здания и строения, обеспечивать стоматологические организации современным оборудованием, технологиями и материалами для лечения и профилактики необходимо определить долгосрочные гарантии государства и его социальные обязательства перед населением и стоматологическим сообществом по проблемам стоматологии.

Стоматологическое сообщество считает, что государство должно взять на себя социальные обязательства и финансирование всего объема стоматологической помощи (кроме детской ортодонтии) для детей (до 18 лет), пенсионеров, инвалидов, участников ВОВ.

Стоматологическая помощь работающему населению должна быть платной. Как минимум - по осложненному кариесу. Для ее финансирования должны быть привлечены дополнительные источники - личные средства населения, средства работодателей (по добровольным социальным программам), специальные страховые фонды и компании и др.

Для пациентов, регулярно посещающих стоматологов, имеющих хорошую гигиену полости рта и следящими за своим здоровьем, должны применяться льготы для лечения нео- сложненных форм заболеваний.

Лечение всех осложненных форм стоматологических заболеваний у рабочего населения должно быть платным.

3. Основным методом лечебно-профилактической работы в стоматологии должна стать диспансеризация. Данный метод может быть введен поэтапно: санация полости рта —> диспансеризация отдельных групп граждан диспансеризация всего населения.

Главным фигурантом стоматологии в оказании стоматологической помощи населению должен стать стоматолог общей практики (семейный стоматолог), оплата работы которого должна напрямую зависеть от количества добровольного прикрепившегося к нему работающего населения, проводимой им профилактической работы, формирования диспансерных групп, роста неосложненных и снижения осложненных форм заболеваний.

Корр.: А как быть с социально декретированными группами?

Л.B.K.: Из социально незащищенных групп населения должны быть сформированы диспансерные группы, оплата лечебно-профилактической работы которых должна проводиться за счет средств государства, выделяемых для стоматологической помощи населению, в том числе с учетом объема бюджетных средств и средств ФОМС, ранее предназначенных для лечения работающих. Возросший объем этих средств позволит улучшить качество стоматологической помощи, ее современность и повысить зарплату медицинского персонала, работающего с этой группой населения.

Для работы с детским населением важнейшей задачей является восстановление школьной стоматологии. Для этого во всех школах страны должны быть вновь оборудованы или восстановлены школьные стоматологические кабинеты, приспособленные для профилактической работы и лечения неосложненных форм стоматологических заболеваний. Главными фигурантами этой группы должны быть детские стоматологи и гигиенисты стоматологические, которые будут работать в школах как сотрудники отделений школьной диспансеризации детских стоматологических поликлиник и отделений.

Школьный стоматолог определяет диспансерные группы школьников, объем лечебно- профилактической работы, лечит неосложнен- ные формы стоматологических заболеваний у детей, составляет и контролирует профилактическую работу в школах гигиениста стоматологического, который работает самостоятельно по составленной профилактической программе. По школьной стоматологии Министерство образования и Минздрав РФ должны разработать и утвердить директивные документы, которые бы решили все проблемы работы стоматологического кабинета стоматологического персонала в школах.

Корр.: А как Вы видите работу узких специалистов?

Л.B.K.: Работа узких специалистов - стоматологов должна проводиться в рамках стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов, в основном с осложненными формами заболеваний, с серьезной сопутствующей патологией, с применением высоких технологий и необходимой узкоспециализированной стоматологической помощи (стоматоневрология, наркоз, челюстно-лицевая ортопедия, имплантология и др.).

Корр.: А можете ли Вы выделить самые основные уровни предполагаемой реорганизации?

Л.B.K.: Постепенно стоматологическая помощь населению (кроме скорой и неотложной) должна приобрести 3 уровня:

1) Квалифицированная стоматологическая помощь (стоматолог общей практики, семейный стоматолог, гигиенист стоматологический, школьный стоматолог), в которую входит санация полости рта, профилактика, диспансерное наблюдение пациентов и лечение неосложнен- ных форм заболеваний

2) Специализированную стоматологическую помощь (лечение осложненных форм заболеваний, ведение специализированных диспансерных групп, сложные виды реабилитации больных). Их должны осуществлять стомато- лог-терапевт, ортопед, амбулаторный хирург- стоматолог, детский стоматолог.

3) Узкоспециализированная стоматологическая помощь, к которой относится пародон- тология, заболевания слизистой оболочки, лечение и диспансеризация больных с врожденными и генетическими заболеваниями, высокотехнологические виды помощи, сложные виды реабилитации, анестезиологическая помощь и др. Она осуществляется узкими специалистами в крупных поликлиниках или в специализированных отделениях. Принципы оплаты специализированной и узкоспециализированной стоматологической помощи те же, что и предложено выше. Ряд высокотехнологических видов помощи, как и в других специальностях, должно оплачиваться по лимиту государства.

4) Реформирование и совершенствование стоматологического образования остро необходимо для дальнейшего развития специальности.

Стоматологическое образование в России должно стать преимущественно платным и оплачиваться по государственному заказу, договорам с частными клиниками, за счет личных средств граждан, по системе контрактов с крупными организациями, банками, предприятиями. Только привлечение дополнительного финансирования в стоматологическое образование позволит обеспечить его высокий уровень, достойную зарплату профессорско- преподавательского персонала, современное оборудование, технологии и другие средства для учебного процесса. Большая часть их должна поступать на факультет, готовящий кадры, а также медикобиологические и обще-клинические кафедры, осуществляющие подготовку стоматологов.

Контрактное обучение позволит решить 2 задачи - преодолеть социальное и материальное неравенство абитуриентов и согласно контракту обеспечить стоматологической помощью регионы, нуждающиеся в кадрах (село, отдаленные территории и др.) согласно обязательствам контракта.

Важнейшим условием хорошего стоматологического образования должно быть наличие современных клинических баз. В современных условиях ни арендные базы, ни базы, предоставляемые здравоохранением, не могут обеспечить нормальных условий для обучения студентов и постдипломного образования. Поэтому одним из главных условий развития современного образования на стоматологических факультетах должно стать постройка, обеспечение за счет государства или перестройка уже имеющихся помещений для клинического обучения студентов. Главным отличием стоматологического образования от других медицинских факультетов является обязательное наличие оборудованных рабочих мест, предназначенных только для студентов. На одном рабочем месте не могут работать врач клиники и обучаемый студент, что возможно для подготовки врачей на других факультетах. Однако этого до сих пор часто не понимают ни руководство здравоохранением, а иногда и руководство ВУЗов.

Поэтому можно утверждать, что стоматологические факультеты без собственных клинических баз обречены на провал.

ВУЗы должны выпускать только одного специалиста - стоматолога общей практики (семейным стоматолог), в функции которого входит оказание квалифицированной лечебно- профилактической помощи населению, организация и проведения диспансеризации больных, недопущение возникновения осложненных форм заболеваний и длительное активное наблюдение и лечебно-профилактическая помощь закрепившегося у него на добровольных началах населения для сохранения его здоровья. На втором этапе, после 2-3- летней работы в качестве стоматолога общей практики, стоматолог может при желании продолжить обучение по одной из узких специальностей или узкоспециализированной помощи. Для этих целей ряд специалистов целесообразно готовить только через клиническую ординатуру - пародонтология, ортодонтия, челюстно-лице- вая хирургия и др. Остальные стоматологи при желании могут в соответствии с государственными программами получить дополнительное постдипломное образование по эндодонтии, терапии, хирургии и другим специальностям. Целесообразно любые формы постдипломного образования делать платными с различными источниками финансирования.

Корр.: Что же в итоге?

Л.B.K.: Переход на принципы работы, где главным фигурантом должен стать стоматолог общей практики (семейный стоматолог) не может произойти быстро. Этому в значительной степени препятствует структура нашей стоматологической помощи в виде стоматологических поликлиник, где все приспособлено под 4 основные специальности (терапевт, ортопед, хирург, детский стоматолог).

Корр.: Что Вы считаете необходимо для реформирования?

Л.B.K.: Для реформирования необходимо:

1) Перестать строить стоматологические поликлиники.

2) Вместо них создавать небольшие клиники (2- 5 рабочих мест) и кабинеты, в которых размещать клиники семейных стоматологов.

3) Значительная часть частной стоматологии должна работать как семейная стоматология;

4) В крупных стоматологических поликлиниках создавать отделения стоматологов общей практики.

5) Ввести в поликлиниках должности стоматологов общей практики, в основном путем замены части должностей терапевтов, хирургов, ортопедов и детских стоматологов при дополнительной их подготовке. Весь это процесс займет 10-20 лет, но другого выхода нет.

Корр.: А можно поподробнее в вопросе постдипломного образования?

Л.B.K.: Во-первых, необходимо осознать, что развитие постдиплома вне СтАР немыслимо! Одна из главнейшей роли ассоциации - как раз Постдиплом!!! Другой вопрос, как она разделит свою активность в этом вопросе с региональными ассоциациями, многие из которых еще очень слабы. Но не вызывает никакого сомнения, что преобразование системы постдипломного образования необходимо провести путем развития кафедр и факультетов, имеющих собственные клинические базы. Целесообразно также развивать постдипломное образование на базе хорошо оборудованных частных клиник и клиник торгующих организаций (крупных фирм), которые способны пройти аттестацию, получить лицензию и обеспечить привлечение высококвалифицированного профессорско-преподавательстко- го персонала и получить право выдачи государственных нормативных документов по постдипломной подготовке. Такие Центры постдипломного обучения целесообразно организовать с помощью территориальных стоматологических Ассоциаций и региональных факультетов. Работать они должны на основе накопительной балльной системы, создания дистанционного обучения, проведения конференций, мастер-классов, привлечением крупных специалистов. При этом недопустимым является формализация постдипломной подготовки, когда, например, преподавание для руководителей частных клиник ведут специалисты, никогда не работавшие в частном секторе и не имеющие представления о принципах его работы. Однако за обучение взимается высокая плата, фактически лишь за получение разрешительных документов. Такая и другие подобные системы насаждаются чиновниками здравоохранения только лишь в формальных интересах и с коррупционной составляющей. Передача организации постдиплома СтАР полностью исключит подобный подход, так как государственный сектор постдипломного стоматологического образования, как показал 20-летний опыт, не способен к реформированию.

Корр.: Нужно ли сохранять пресловутый показатель «УЕТ»?

Л.B.K.: Введение в стоматологию принципа оплаты за фактическую работу (по условным единицам трудоемкости, УЕТ) позволяет перейти на новый механизм оплаты всего персонала, если стоимость УЕТ будет определена и оплачена объективно. В этом случае может быть введен мировой норматив оплаты персонала по труду (15-40% от стоимости УЕТ), что полностью снимет необходимость нормирования труда. Однако для введения подобной системы необходима большая подготовительная работа и выделение необходимых средств.

При введении диспансерного метода работы также должна измениться схема оплаты работы стоматолога. Она в этом случае должна быть связана с количеством прикрепившегося (добровольно) населения к конкретному стоматологу. Такая система в России также пока не разработана.

Корр.: Несколько слов о госгарантиях...

Л.B.K.: В настоящей концепции как наиболее перспективная по мнению стоматологов предложена социальная модель государственных гарантий путем разделения населения на 2 группы (социально незащищенное население и работающее население). Но на переходном этапе для совершенствования имеющейся системы разработано еще 5 предложений:

1. Введение ограничений государственного финансирования (госгарантия) стоматологической помощи по различным группам населения: а) По возрасту; б) Состоянию здоровья; в) Социальной группе; г) Профессиональной группе; д) Наличию работы.

2. Введение ограничений на госгарантии по объемам стоматологической помощи и технологиям: а) По диагнозу; б) По оплачиваемым технологиям, материалам для лечения, объему выделяемых средств.

3. Введение ограничений на бюджетное финансирование: а) По числу посещений в год; б) По сумме лечения на душу населения; в) По сумме государственной страховки; г) По объему и методам помощи с учетом технологий.

4. Введение условий на оказание стоматологической помощи по бюджету (ФОМС): а) В зависимости от ухода за полостью рта; б) В зависимости от регулярности посещения стоматолога.

5. Введение при любой системе госгарантий дополнительной оплаты за использование новых и высоких технологий, комфортности приема, других удобств и льгот.

Наибольшую поддержку стоматологического сообщества получили организация госгарантий по состоянию здоровья (30%), социальным группам (25%), по оплачиваемым ФОМС технологиям (40%), в зависимости от ухода за полостью рта (33%) и регулярности посещения стоматолога (31%). Эти данные могут быть использованы для совершенствования имеющейся системы госгарантий, которая вообще фактически не предусматривает введения каких-либо факторов, регулирующих объем оказания стоматологической помощи населения за исключением стоимости УЕТ.

Корр.: Как Вы видите роль СтАР в будущем специальности?

Л.B.K.: Без СтАР будущего я не вижу вообще. Роль профессиональной национальной общественной организации - ассоциации многократно доказана в странах, победивших кариес. Там врачи реализуют в полной мере свое право на труд и его достойную оплату. СтАР должна быть привлечена и к совершенствованию системы госгарантий, равно как и крупные организации стоматологической помощи, без которых невозможно решение проблемы.

Корр.: Валерий Константинович, если мы правильно Вас поняли, итогом реформирования стоматологической службы и стоматологической помощи в России должна стать современная стоматологическая помощь населению, обеспечиваемая из различных источников финансирования, отражающая интересы государства, населения и стоматологического сообщества, независимая от воли чиновников, самостоятельная система, способная к самоуправлению и совершенствованию качества стоматологической помощи, улучшения подготовки кадров, достойной оплаты труда, связанной с его количеством и качеством?

Л.B.K.: Совершенно верно!

Корр.: Большое спасибо!

наверх
Просмотров: 1831
© E-Stomatology, Все права защищены 2001 - 2024
Информация на этом сайте предназначена для профессионалов: врачей, ассистентов, зубных техников, гигиенистов Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru   Яндекс-цитирование