РЕЗОЛЮЦИЯ
ХII съезда Стоматологической Ассоциации России
г. Москва
9 сентября 2009 г.
Заслушав и обсудив отчетный доклад президента Стоматологической Ассоциации России В.Д. Вагнера о деятельности Стоматологической Ассоциации России в 2006-2009 гг. ХII Съезд Стоматологической Ассоциации России решил одобрить деятельность Стоматологической Ассоциации России, её Президента, Совета и Правления.
Съезд отмечает, что руководством Стоматологической Ассоциации России в отчетный период было обеспечено дальнейшее совершенствование системы управления Ассоциацией, деятельность ее органов стала более открытой.
Съезд констатирует, что в последние годы в России при активном участии профессиональной стоматологической общественности происходили определенные положительные изменения:
- внедрялись современные технологии профилактики и лечения стоматологических заболеваний, новые формы работы стоматологических организаций;
- совершенствовалось качество проведения конференций, выставок, профессиональных конкурсов, чемпионатов профессионального мастерства;
- наряду с государственной и муниципальной системами оказания стоматологической помощи, развивался негосударственный сектор стоматологии;
- осуществлялось цивилизованное лоббирование интересов профессионального стоматологического сообщества в органах государственной власти и управления;
- разработаны новые нормативные и методические документы по организации стоматологической помощи населению и развитию школьной стоматологии;
- проведен общественный мониторинг ситуации в области лицензирования стоматологических организаций и подготовлены предложения по упорядочению их взаимоотношений с органами контрольно-разрешительной системы;
- продолжена деятельность по реализации научных программ, совершенствованию номенклатуры специальностей и образовательных программ подготовки специалистов стоматологического профиля;
- проведено второе национальное эпидемиологическое стоматологическое обследования населения Российской Федерации по рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения унифицированным критериям;
- начата реализация новых программ профилактики основных стоматологических заболеваний среди детского населения ряда регионов страны;
- продолжено развитие международных общественных и научных связей в области стоматологии и смежных дисциплин;
- проводилась оценка средств и методов профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний;
- осуществлялось техническое перевооружение стоматологических организаций в соответствии с требованиями современных стандартов;
- изучался опыт и перспективы развития отечественного стоматологического производства, начато формирование Регистра «Добросовестный поставщик в стоматологии»;
- продолжалась деятельность в области стандартизации стоматологических услуг, подготовлены новые стандарты медицинской помощи и протоколы ведения больных.
Вместе с тем сохраняются негативные тенденции в стоматологии, основными из которых Съезд считает:
- профилактика, как основное направление в охране здоровья граждан, утратила свои позиции, мероприятия по профилактике стоматологических заболеваний практически не финансируется ни за счет бюджета, ни за счет средств фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), медленно внедряется прогрессивные современные коммунальные профилактические методы;
- сдерживающим фактором развития перспективных технологий по-прежнему остаются очень низкие тарифы по оплате стоматологических услуг в системе ОМС;
- в ряде регионов со стороны органов управления здравоохранением и фондов ОМС предпринимаются попытки отмены планирования работы в стоматологии по условным единицам трудоемкости, фактически ведущие к возврату старой системы учета работы стоматологов по посещаемости;
- сохраняется административный произвол в отношении стоматологических организаций разных форм собственности со стороны отдельных органов государственной контроля и надзора;
- при лицензировании медицинской деятельности стоматологических организаций массовый характер носят факты неправомерного поведения представителей лицензирующих органов по вопросу продления лицензий;
- система стоматологического образования в основном не обеспечивает уровень подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями и нуждается в коренном реформировании;
- продолжается навязывание государственным стоматологическим учреждениям со стороны органов управления здравоохранением закупок оборудования и расходных материалов производства конкретных фирм, что является скрытой формой коррупции и нарушает принципы свободной конкуренции;
- остается не решенным ряд проблем, связанных с организацией рентгенологической диагностики и обеспечением стоматологических организаций квалифицированными кадрами врачей-рентгенологов;
- отсутствие единой системы учета и контроля оказания стоматологической помощи в частной системе здравоохранения не позволяет оценить качество и объем оказываемых там услуг.
Съезд считает, что дальнейшее развитие стоматологии в России невозможно без серьезного реформирования в целом всей системы здравоохранения с учетом возможностей государства, потребностей населения в медицинской помощи, рыночных условий хозяйствования. Подлежат пересмотру его структура, принципы управления, финансирования, оснащения. Необходимо расширить права руководителей учреждений здравоохранения в решении управленческих и хозяйственных вопросов, повысить роль врачей в достижении эффективности и качества медицинской помощи, обеспечив достойную оплату их труда, повысить роль общественных профессиональных объединений (ассоциаций) в решении вопросов развития здравоохранения.
В целях развития профилактики стоматологических заболеваний, совершенствования методов их диагностики и лечения, улучшения качества стоматологической помощи Съезд считает целесообразным:
- устанавливать в медицинских организациях, оказывающих стоматологическую помощь населению, должности врачей-стоматологов общей практики;
- разработать и утвердить квалификационную характеристику и профессиональный стандарт деятельности по специальности стоматология общей практики, штатные нормативы для этой специальности;
- обеспечить непрерывность последипломного образования путем перехода на рейтинговую накопительную систему повышения квалификации специалистов;
- широкое внедрение лечебно-профилактических стоматологических мероприятий в работу школьных стоматологических кабинетов в рамках первичной медико-санитарной помощи;
- обеспечение финансирования профилактических мероприятий в рамках ОМС;
- интегрирование современной модели функционирования стоматологических кабинетов в систему школьного здравоохранения при взаимодействии систем образования, здравоохранения и местного самоуправления;
- разработку федеральной программы профилактики стоматологических заболеваний для детей с ограниченными возможностями;
- широкое привлечение среднего медицинского персонала, в частности, гигиенистов стоматологических, к проведению профилактических мероприятий;
- разработку комплекса профилактических мероприятий для детей, проживающих в сельской местности и малонаселенных городах РФ;
- использовать любые возможности проведения профилактических программ и мероприятий путем привлечения коммерческих структур, спонсоров, средств родителей, предприятий, школ и других ресурсов;
- поручить секции СтАР «Ассоциация лазерной стоматологии» разработать Табель оснащения стоматологических медицинских организаций для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, а также подготовить предложение по разработке Программ обучения специалистов с привлечением заинтересованных учреждений;
- обеспечить подготовку специалистов в области стоматологического материаловедения;
- разработать меры, направленные на устранение административных барьеров при создании стоматологических организаций и лицензировании их деятельности;
- разработать меры, направленные на устранение административных барьеров при регистрации и лицензировании медицинской продукции;
- упростить порядок использования золотосодержащих сплавов в ортопедической стоматологии;
- возобновить работу экспертной комиссии по стоматологии при Росздравнадзоре из состава ведущих профессоров ВУЗов и ЦНИИС и ЧЛХ, руководителей стоматологических медицинских организаций и стоматологических производств.
Съезд отмечает, что консолидация усилий органов управления здравоохранением и стоматологической общественности России позволит реализовать эти задачи.
Съезд считает необходимым:
1. Просить Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации заслушать в 2010 году на расширенной коллегии с участием заинтересованных министерств и ведомств вопрос о состоянии и дальнейшем развитии стоматологической помощи населению страны, определить пути решения основных проблем, поднятые участниками ХII съезда Стоматологической Ассоциации России.
2. Поручить руководству Стоматологической Ассоциации России:
2.1.Разработать совместно с ведущими учеными, главными специалистами по стоматологии субъектов Федерации и представить в Минздравсоцразвития России проект Программы развития стоматологии России до 2020 г.;
2.2.Обеспечить дальнейшее обновление учредительных документов и совершенствование структуры Ассоциации;
2.3.Разработать план мероприятий по обеспечению перехода к саморегулированию профессиональной деятельности в стоматологии;
2.4. Подготовить предложения по совершенствованию системы стоматологического образования в соответствии с современными требованиями;
2.5. Продолжить работу, направленную на упорядочение ситуации в области лицензирования деятельности стоматологических организаций;
2.6. Активизировать работу, направленную на реализацию информационной программы Ассоциации;
2.7. Активизировать работу по формированию Регистра «Добросовестный поставщик в стоматологии»;
2.8. Проработать вопрос о возможностях перспективного развития региональной программы Ассоциации.
3. Рекомендовать руководителям стоматологических общественных объединений и главным специалистам по стоматологии органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
- активизировать работу по разработке, внедрению и утверждению в установленном порядке проектов региональных программ профилактики стоматологических заболеваний;
- проработать вопрос об организации фторирования питьевой воды и молока на территории субъекта;
- шире использовать возможности наградной программы Ассоциации для морального поощрения специалистов.
|