e-Stomatology.ru

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Официальный сайт Стоматологической Ассоциации России


РЕЗОЛЮЦИЯ
XV Всероссийского форума с международным участием
«Стоматология XXI века» и
Первого стоматологического конгресса
Приволжского Федерального округа
«Организации и перспективы развития стоматологической службы ПФО»


7 - 9 ноября 2012 г., Самара


Зарегистрировано участников 547 человек, 3359 посетителей выставки,

70 лекторов, 75 экспонентов выставки, более 20 мероприятий деловой программы, 1050 посетителей деловой программы из 16 регионов России, Белоруссии, Германии, Испании и Казахстана.

В настоящее время в России отмечается нарастание глобальной эпидемии хронических неинфекционных заболеваний человека, формирующихся под влиянием нездоровых привычек поведения человека. К ним относятся большинство сердечно-сосудистых и бронхо-лёгочных заболеваний, сахарный диабет, кариес зубов. Влияние поведенческих, управляемых факторов риска на стоматологическую заболеваемость у детей достигает 80%. Необходимо создание единой профилактической среды, предполагающей использование междисциплинарных, инфраструктурных, информационно-образовательных ресурсов здравоохранения, образования и нормативно-правовых условий и механизмов регулирования для формирования у населения здорового образа жизни.

Требуется воспитание ответственности каждого индивидуума за формирование и сохранение своего здоровья и здоровья своих близких и детей с участием медицинского персонала, воспитателей ДОУ и персонала школ. При этом необходимо использовать опыт ВОЗ и методики, отвечающие требованиям доказательной медицины.

Необходимо сохранение и реорганизация государственной стоматологической службы и её адаптация к изменившимся условиям общества. Этот процесс предполагает активное участие стоматологов в разработке подзаконных правовых актов в соответствии с новым принятым Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Оценка качества стоматологической помощи, ее адекватности потребностям населения, принятие кадровых и организационных решений в субъектах ПФО должны проводиться с учетом результатов проведенных эпидемиологических обследований стоматологической заболеваемости населения с учетом популяционных факторов риска.

Проведенный анализ качества оказания стоматологической помощи детям выявил следующие проблемы:

- существующая учетно-отчетная документация не позволяет всесторонне и адекватно оценить различные аспекты лечебно-профилактической помощи в стоматологии, мотивирует врача на увеличение объема стоматологической помощи, а не на предупреждение заболеваемости и формирование здоровья.

- уменьшение доступности стоматологической помощи детям, что объясняется сокращением числа стационарных кабинетов в школах, низкой осведомленностью населения по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний;

- не все первичные посещения ребенком стоматолога заканчиваются санацией, что связано, с одной стороны, с особенностями работы на детском приеме, а с другой, отношением родителей к состоянию здоровья своих детей и низким положением стоматологического здоровья в иерархии жизненных приоритетов;

- качество стоматологической помощи остается невысоким, особенно на селе: в структуре КПУ компонент «К» во всех регионах более 1, с 12 лет появляются удаленные постоянные зубы;

- тарифные соглашения пересматриваются 1 раз в 2-4 года и не могут обеспечить государственные гарантии на высокое качество стоматологической помощи из-за роста стоимости материалов, оборудования, трудоемкости стоматологических услуг;

- отмечается дефицит вспомогательного персонала – помощников стоматологов, медицинских сестер, гигиенистов стоматологических;

- отмечается дефицит детских стоматологов, особенно в сельской местности;

- низкая зарплата стоматологического персонала, особенно в Самарской, Ульяновской, Оренбургской областях, Мордовии;

- изношенность стоматологического оборудования составляет до 80% в некоторых регионах ПФО;

- отсутствие школьных стационарных лицензированных стоматологических кабинетов в школах Самарской области, республике Марий-Эл, значительный дефицит их в других областях, за исключением Пензенской, Оренбургской, республик Чувашской, Башкортостана, Удмуртии, что требует комплексного решения этих задач совместно с Минздравом и Минобром и науки субъектов ПФО.

Отсутствует взаимодействие между учреждениями различных форм собственности, оказывающих стоматологическую помощь населению.

Стандарты оказания медицинской помощи при стоматологических заболеваниях по форме и сути стандарта имеет значительное удаление от протокола ведения, рекомендованного профессиональным сообществом.

 

Предложения

1. Создать постоянно действующую рабочую группу по проведению эпидемиологических обследований и мониторинга основных стоматологических заболеваний. Согласно ст. 28 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» содействовать тому, чтобы «быть ответственным за свое здоровье – это обязанность граждан страны». Это подразумевает созидание здоровья детей, в т.ч. и стоматологического, путем формирования привычек здорового образа жизни в семье через междисциплинарное взаимодействие медицинского персонала и работников образования с мониторингом его качества по результатам эпидемиологических исследований стоматологического здоровья и анкетирования с интервалами 5 лет.

2. Разработать программу профилактики основных стоматологических заболеваний в масштабах ПФО с учетом современного законодательства и региональных программ. С учетом данных анализа ситуации сформировать задачи профилактики на 5, 10 и 15 летние периоды внедрения. Республики Марий-Эл, Мордовия и Кировская, Ульяновская, Саратовская области не участвовали в проведении национального стоматологического обследования населения. Необходимо подготовить «калиброванных» специалистов для проведения такого исследования. Обновить и уточнить данные по заболеваемости с целью формирования измеримых задач профилактики. Во всех субъектах ПФО начать работу или продолжить по формированию базы данных по стоматологической заболеваемости населения.

3. Рассмотреть и проработать вопрос о введении обязательного стоматологического страхования. Создать постоянно действующую рабочую группу по формированию проектов документов при взаимодействии с МЗ и ТФОМС для продвижения вопроса по формированию медицинской стоматологической страховки.

4. Доработать предложения по коррекции Порядков оказания медицинской помощи взрослому и детскому населению при стоматологических заболеваниях и представить их в МЗ РФ.

5. Разработать недостающие и доработать имеющиеся стандарты оказания медицинской помощи при стоматологических заболеваниях с максимальным учетом требований протокола ведения рекомендованного профессиональным сообществом.

6. Провести совместно с Министерством образования и науки РФ совещание по вопросу организации стоматологической службы в дошкольных и школьных учреждениях страны.

7. Оценивать уровень стоматологического здоровья населения по пропорции в обществе детей, имеющих здоровую полость рта, а также по результатам анализа международных признанных критериев здоровья (КПУ, CPI и их компоненты, доля удаленных зубов) и сравнивать их с конкретными целями ВОЗ-2015, 2020.

8. Повысить доступность стоматологической помощи путем совершенствования 3-х уровневой системы ее оказания: первичная медико-санитарная помощь и первичная профилактика стоматологических заболеваний в школьных стационарных стоматологических кабинетах с вовлечением в нее детей, посещающих близлежащих ДОУ, специализированная стоматологическая помощь в стоматологической поликлинике, комплексная стоматологическая и стационарная в специализированных центрах и высокотехнологическая помощь.

9. В связи с грядущими изменениями в системе сертифицирования врачей и с целью подготовки перехода на новые правила выдачи сертификата просить руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ содействовать в создании реестра специалистов стоматологического профиля работающих в субъекте Федерации.

10. Улучшить систему контроля качества оказываемой стоматологической помощи, которая должна включать следующие компоненты: экспертизу процесса конкретным пациентам, анкетирование родителей по поводу их удовлетворенности различными видами стоматологической помощи, расчет и анализ показателей, характеризующих состояние стоматологического здоровья по европейским стандартам, анализ конкретных показателей, характеризующих качество стоматологической помощи, выявление врачебных ошибок, повлекших снижение качества стоматологической помощи. Подготовить методические рекомендации направленные на предупреждение врачебных ошибок и выявление дефектов работы, выбор наиболее рациональных управленческих решений и последующее проведение корректирующих мероприятий.

Создать рабочую группу по разработке видов показателей и критериев качества оценки деятельности стоматологической организации (взрослой и детской) и единой формы отчетности в ПФО и РФ.

11. Разработать и утвердить единую методику медицинского аудита стоматологических организаций для выявления проблемных зон в показателях деятельности стоматологической службы.

12. Определить порядок организации стоматологической помощи детям с ограниченными возможностями, в т.ч. и психоневрологической патологией в профильных медицинских учреждениях в порядке государственного финансирования.

13. Использовать потенциал стоматологической службы детских Центров здоровья для гигиенического обучения и воспитания семьи. Разработать единую нормативно-правовую базу для Центров здоровья (объем предоставляемых услуг, количество посещений на 1 ставку гигиениста стоматологического и др.), возможности финансового стимулирования, стоимость комплексной услуги и др.

14. Доработать и передать в УМО МЗ РФ предложения по развитию стоматологического образования и науки. Подготовить и передать в МЗ обращение с рекомендацией о рассмотрении вопроса целевой подготовки специалистов для отдаленных регионов и сельской местности, с обязательным распределением и отработкой определенного срока, в случае обучение за счет средств бюджета.

15. Поднять вопрос в регионах ПФО и РФ о подготовке специалиста гигиенист-стоматологический (нуждаемость регионов почти 100%) на бюджетной основе.

16. Подготовить предложение для решения в масштабах страны проблемы с прекурсорами.

09.11.2012

Председатель
Главный внештатный специалист стоматолог ПФО,
вице-президент СтАР,
директор Стоматологического института СамГМУ,
профессор Трунин Д.А.

Секретарь
Главный внештатный детский специалист
стоматолог ПФО, заведующая кафедрой
стоматологии детского возраста СамГМУ,
профессор Хамадеева А.М.